Что запрещено в прибрежной зоне.  Водоохранная зона водного объекта и ограничения по строительству

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы – эти термины в последнее время у всех на слуху. А кое-кто уже успел попасть в неприятную ситуацию, связанную с этими понятиями. Так давайте же разберёмся, наконец то, что же это такое.

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов – эти термины введены Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах». Границы зон и полос, режимы их использования, ответственность за их нарушения, определяются решениями конкретных субъектов Российской Федерации, на территории которых и расположены данные водные объекты.

Водоохранные зоны водных объектов

Водоохранная зона водного объекта – территория, прилегающая к водному объекту. На этой территории определяется особый режим её использования и ведения хозяйственной и другой деятельности. По большому счёту для рыбака любителя это понятие не нужно. Но, для общего развития, так сказать, в общих чертах, расскажу о нём.

Размер водоохранной зоны определяется в зависимости от вида водного объекта. Для этот размер определяется в зависимости от длины реки и местности, в которой она течёт. Для равнинных и горных рек он разный. Кроме того, для рек, которые испытывают повышенное антропогенное воздействие, определяется свой размер этой зоны.

Для озёр и водохранилищ определение размера водоохранной зоны происходит в зависимости от площади и местности расположения объекта. И, так же как и для рек, в зависимости от их значения и степени влияния на них антропогенного воздействия.

Для примера приведу несколько значений. Для реки в Кемеровской области размер водоохранной зоны определён исходя из её хозяйственно-питьевого и рекреационного значения в 1000 метров. Для горных рек и горных участков рек – 300 метров. Для рек, длина которых от 10 до 50 километров – 200 метров, от 50 до 200 километров – 300 метров, более 200 километров – 400 м. Для реки Аба (приток Томи), претерпевшей значительное антропогенное воздействие размер водоохранной зоны определён в 500 метров.

Для Беловского водохранилища размер водоохранной зоны определён в 1000 метров. Для Кара-Чумышского водохранилища этот размер равен 4 километрам, так же как и для озера Большой Берчикуль. Для других озёр и водохранилищ размер водоохранных зон определяется в зависимости от площади акватории. При площади поверхности до 2 квадратных километров размер водоохранной зоны определён в 300 метров, больше 2 квадратных километров водоохранная зона — 500 метров.

В водоохранных зонах запрещается применение авиации для работ по опылению полей и лесов, применение ядохимикатов и минеральных удобрений, их складирование. Запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов и угля, золошлакоотходов и жидких отходов. Запрещается размещение животноводческих ферм, скотомогильников, кладбищ, захоронение и складирование бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов. Запрещается добыча полезных ископаемых, проведение землеройных и других работ.

В водоохранных зонах запрещается мойка, ремонт и заправка транспорта, а также размещение стоянок транспорта. Запрещается размещение садово-огородных и дачных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов более 3 градусов. Запрещается рубка в лесах главного пользования. Запрещается строительство, реконструкция зданий и сооружений, коммуникаций без согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Прибрежные защитные полосы

Прибрежные защитные полосы – это территории, непосредственно примыкающие к водному объекту. Вот здесь рыболову любителю нужно быть более внимательным. И связано это не с самим рыбаком, а с его транспортом. В границах прибрежных защитных полос действуют ещё более строгие ограничения.

В прибрежных защитных полосах запрещается всё то, что было запрещено для водоохранных зон. Кроме того добавляются специальные запреты. В прибрежных защитных полосах запрещается движение всех транспортных средств , за исключением автомобилей специального назначения. Запрещается распахивать землю, складировать отвалы размываемых грунтов, организовывать летние лагеря скота и производить его выпас, устанавливать сезонные стационарные палаточные лагеря. Запрещается выделение садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство.

Самое главное запрещение для рыболова – это запрещение движения транспортных средств в границах прибрежных защитных полос. При нарушении этого запрета есть шанс нарваться на весьма значительный штраф.

Границы прибрежных защитных полос определяются, как я уже писал выше решениями субъектов Российской Федерации. Например, для Кемеровской области размер прибрежных защитных полос приведён в таблице ниже.

Виды угодий, примыкающих к водному объекту Ширина прибрежной защитной полосы в метрах, при наклоне склонов территорий, к ней прилегающих
обратный и нулевой до 3 градусов более 3 градусов
Пашня 15-30 30-55 55-100
Луга и сенокосы 15-25 25-35 35-50
Леса, кустарники 35 35-50 55-100

В прибрежных защитных полосах участки земель предоставляются для расположения объектов водоснабжения, отдыха, рыбного и охотничьего хозяйства, гидротехнических и портовых сооружений при получении лицензий на водопользование.

Собственники земель, объектов, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, должны выполнять установленный режим их использования. Лица, допустившие нарушения этого режима несут ответственность согласно действующего законодательства.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

Форму обратной связи .

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 60. Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы. 1. Водоохранными зонами водных объектов являются земли, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
2. В пределах водоохранных зон водных объектов запрещаются:
проведение авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
использование сточных вод для удобрения почв;
размещение опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества, перечень которых определяется федеральными законами;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
складирование отходов и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
размещение дачных, садовых и огородных участков при ширине водоохранных зон водных объектов менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных, садовых и огородных участков;
проведение рубок главного пользования;
проведение землеройных и других работ без согласования с федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами в случае, если водный объект находится в федеральной собственности, и без согласования с собственником в случае, если водный объект является обособленным.
На территориях водоохранных зон водных объектов разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной в пределах водоохранных зон водных объектов допускается размещать объекты по заправке топливом, мойке и ремонту автомобилей на расстоянии не ближе 50 метров, а стоянки транспортных средств - не ближе 20 метров от уреза воды.
3. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в части 2 настоящей статьи, запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование отвалов размываемых грунтов;
выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;
установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных, садовых и огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
Режим хозяйственной и иной деятельности, установленный для прибрежных защитных полос, распространяется на берег водного объекта.
4. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос за пределами территорий городов и других поселений устанавливается:
для рек, стариц и озер (кроме непроточных внутриболотных) - от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период;
для водохранилищ - от среднемноголетнего высшего уровня в безледный период, но не ниже форсированного подпорного уровня водохранилища;
для морей - от максимального уровня прилива.
Для болот водоохранные зоны не устанавливаются. Ширина прибрежных защитных полос для болот в истоках рек и ручьев, а также пойменных болот устанавливается от границы болота (нулевой глубины торфяной залежи) на прилегающей к нему территории.
Ширина водоохранных зон за пределами территорий поселений устанавливается для участков водотоков протяженностью от их истока:
до 10 километров - 50 метров;
от 10 до 50 километров - 100 метров;
от 50 до 100 километров - 200 метров;
от 100 до 200 километров - 300 метров;
от 200 до 500 километров - 400 метров;
от 500 километров и более - 500 метров.
Для водотоков длиной менее 300 метров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.
Радиус водоохраной зоны для истоков рек и ручьев составляет 50 метров.
Ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. километров - 300 метров, от 2 кв. километров и более - 500 метров.
Ширина водоохранных зон морей - 500 метров.
5. Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.
Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
6. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от крутизны береговых склонов и составляет при крутизне склонов прилегающих территорий:
имеющих обратный или нулевой уклон - 30 метров;
имеющих уклон до 3 градусов - 50 метров;
имеющих уклон более 3 градусов - 100 метров.
Для внутриболотных озер и водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.
В городских поселениях при наличии ливневой канализации и набережной граница прибрежных защитных полос совмещается с парапетом набережной.
7. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (за исключением обособленных водных объектов) обеспечивается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а границ обособленных водных объектов - собственниками.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти информирует население об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах в порядке, установленном частью 9 статьи 41 настоящего Кодекса.
Для целей соблюдения правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос до закрепления на местности водоохранными знаками их границ для собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными.
8. Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах подлежат занесению в государственный земельный кадастр.
9. Прибрежные защитные полосы должны быть преимущественно заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
10. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранных знаков возлагается на федеральный орган исполнительной власти по управлению водными объектами, водных объектов, находящихся в особом пользовании, - на водопользователей, а обособленных водных объектов - на собственников.
11. Режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос на приграничных территориях устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.

Что такое водоохранная зона

Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.

На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.

Изменение законодательных норм

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.

Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?

Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии

Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.

Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.

Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса

Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.

В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное - запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.

Что раньше запрещалось – теперь разрешено

Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:

  1. Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
  2. Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
  3. Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
  4. Прибрежная полоса водоохранной зоны - не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.

Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.

Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как "Росводоресурс"). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.

Итоги изменения Водного кодекса

Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.

Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, - это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.

К чему может привести либеральная политика

Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.

Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река - в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.

Масштабы проблемы

Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.

Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.

Вместо послесловия

В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.