Правила 160 охранные зоны. Установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства: проблемы на уровне законодательства

Российская ФедерацияПостановление Правительства РФ

О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (с изменениями на 26 августа 2013 года)

2. Установить, что:

проверки соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

См. предыдущую редакцию)

Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

4. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 февраля 2009 года N 160

ПРАВИЛА
установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

2. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

3. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.

4. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

II. Установление охранных зон

5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению .

6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 . - См. предыдущую редакцию)

После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года . - См. предыдущую редакцию)

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

III. Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках

8. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

9. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил , запрещается:

а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

предыдущую редакцию)

в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

10. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

11. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил , без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:

а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные и дачные земельные участки, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года . - См. предыдущую редакцию)

б) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

в) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).

12. Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил , заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил , вручается заявителю, либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил , допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Письменное решение о согласовании производства взрывных работ в охранных зонах выдается только после представления лицами, производящими эти работы, оформленной в установленном порядке технической документации (проекты, паспорта и т.п.), предусмотренной правилами безопасности при взрывных работах, установленными нормативными правовыми актами.

При получении письменного решения о согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений одновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случае если разработка такой документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с таким заявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируется построить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках и объемах работ по строительству, реконструкции и ремонту. Требовать от лиц, заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, иные документы и сведения не допускается.

Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил , может быть обжалован в суде.

При обнаружении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил пунктами 10 и 11 настоящих Правил , без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченные должностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 . - См. предыдущую редакцию)

При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил , или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил , без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 . - См. предыдущую редакцию)

13. При совпадении (пересечении) охранной зоны с полосой отвода и (или) охранной зоной железных дорог, полосой отвода и (или) придорожной полосой автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линий связи и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными лицами по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок установления и использования охранных зон, придорожных зон, полос отвода соответствующих объектов с обязательным заключением соглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии.

14. На автомобильных дорогах в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи владельцами автомобильных дорог должна обеспечиваться установка дорожных знаков, запрещающих остановку транспорта в охранных зонах указанных линий с проектным номинальным классом напряжения 330 киловольт и выше и проезд транспортных средств высотой с грузом или без груза более 4,5 метра в охранных зонах воздушных линий электропередачи независимо от проектного номинального класса напряжения.

15. Лица, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство работ, обязаны немедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеля и в течение суток сообщить об этом сетевой организации, владеющей на праве собственности (ином законном основании) указанной кабельной линией, либо федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный энергетический надзор.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 . - См. предыдущую редакцию)

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил . В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

В уведомлении указывается характер и вид повреждения объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ.

После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

19. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

20. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию кабельных линий электропередачи, вызывающие нарушение дорожного покрытия, могут производиться только после предварительного согласования условий их проведения с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами, а в пределах поселений - также с органами местного самоуправления.

В целях согласования условий проведения работ сетевая организация, осуществляющая эксплуатацию соответствующих кабельных линий электропередачи, направляет указанным субъектам не позднее чем за 7 дней до начала проведения работ письменное заявление, в котором указываются содержание и сроки проведения работ, а также проект схемы организации движения на этот период.

Лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами (органы местного самоуправления поселений, в пределах которых расположены соответствующие автомобильные дороги), обязаны рассмотреть указанное заявление сетевой организации в течение 2 рабочих дней с даты его поступления и принять решение о его согласовании (отказе в согласовании). Отказ в согласовании допускается в случаях, если содержание и сроки проведения работ не соответствуют установленным обязательным требованиям или проект схемы организации движения не соответствует требованиям нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

По согласованию с лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании автомобильной дорогой, выполнение работ по устранению повреждений, причиненных дорогам, может производиться указанным лицом за счет средств соответствующих сетевых организаций.

21. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

22. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил , расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года . - См. предыдущую редакцию)

23. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

24. Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил , осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков. зон объектов электросетевого
хозяйства и особых условий
использования земельных участков,
расположенных в границах таких зон

ТРЕБОВАНИЯ
к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс
напряжения, кВ

Расстояние, м

2 (для линий с самонесущими или
изолированными проводами, проложенных
по стенам зданий, конструкциям и т.д.,
охранная зона определяется в
соответствии с установленными
нормативными правовыми актами
минимальными допустимыми расстояниями
от таких линий)

10 (5 - для линий с самонесущими или
изолированными проводами, размещенных в
границах населенных пунктов)

300, 500, +/- 400

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы);

в) вдоль подводных кабельных линий электропередачи - в виде водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 100 метров;

г) вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) - в виде воздушного пространства над водной поверхностью водоемов (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для судоходных водоемов на расстоянии 100 метров, для несудоходных водоемов - на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи;

д) вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа , применительно к высшему классу напряжения подстанции.

Примечание. Требования, предусмотренные подпунктом "а" настоящего документа, применяются при определении размера просек.

Следует отметить, что, несмотря на несовершенство законодательства, ОАО «Сетевая компания» устанавливает охранные зоны принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства начиная с 2005 г. Установлены охранные зоны воздушных ЛЭП 35 кВ, 110 кВ, 220 кВ, 500 кВ протяженностью 9 613,6 км. (95 % от общей протяженности), находящихся на территории РТ. Протяженность ЛЭП 6 (10) кВ, сведения о границах охранных зон которых внесены в государственный кадастр недвижимости, составляет 11 067 км (43 % от общей протяженности). В настоящее время ведутся работы по установлению охранных зон ЛЭП 6(10) кВ протяженностью 4 938 км (19 % от общей протяженности).
Установление охранных зон ЛЭП 0,4 кВ протяженностью более 33 тыс. км предполагается начать после завершения работ по охранным зонам ЛЭП 6(10) кВ.

О законодательстве
До 19 декабря 2006 г. установление охранных зон не являлось обязательным требованием, поскольку ст. 89 Земельного кодекса РФ было предусмотрено, что «для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей». Изменения, предусматривающие обязательность установления охранных зон, внесены в указанную статью Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в ст. 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации». Она была изложена в следующей редакции: «для обеспечения безо­пасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных, определенных законодательством РФ об электроэнергетике, объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки».
В соответствии с указанной статьей порядок установления охранных зон и использования соответствующих земельных участков должен был быть определен Правительством РФ. Такой порядок утвержден Постановле­нием Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объек­тов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», вступившим в силу 17 марта 2009 г.

Противоречия
в законодательстве

Данным порядком, предусмотрено, что границы охранных зон должны быть согласованы Ростехнадзором. Однако порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержден Приказом Минприроды РФ от 24.05.2010 г. № 179, и вступил в силу только 27 июля 2010 г. Стоит сказать, что в период с марта 2009 г. по август 2010 г. на обращения ОАО «Сетевая компания» о согласовании границ охранных зон были получены отказы по причине отсутствия порядка согласования.
Таким образом, к установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства сетевым компа­ниям можно было приступить не ранее ав­густа 2010 г., а с учетом необходи­мости учета в составе НВВ тарифа на передачу электрической энергии расходов на выполнение данных мероприятий, только с 2011 г.

Более того, Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в Земельный кодекс РФ вновь внесены изменения, касающиеся охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Так, в октябре 2011 г. вступили в силу изменения в ст. 89, согласно которым порядок установления охранных зон, но уже для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков, должен быть определен Правительством РФ. Такого порядка пока нет. А вместе с тем, ссылка на действующий сегодня общий порядок установления охранных зон объек­тов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, из новой редакции статьи исключена.
Необходимо отметить, что дей­ствующий порядок установления охранных зон местами противоречит законодательству о землеустройстве и о государственном кадастре недвижимости, что создает на практике существенные сложности.
В качестве примера можно привес­ти положения п. 6 Порядка, которым предусмотрено, что после согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого принимается решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, к которым вероятно относятся охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, могут вноситься в государственный кадастр недвижимости только в порядке информационного взаимодействия с органами госу­дарственной власти или органами местного самоуправления при ведении государст­венного ка­дастра недвижимости, порядок которого утвержден постановле­нием Правительства РФ от 18 августа 2008 г.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в п.п. 9) ст. 7 закона, предусматривающие, что в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, порядок внесения таких сведений также не определяют.

Попытки снять противоречия
Все попытки снять существующие противоречия сводятся сегодня к подготовке Министерством экономического развития РФ информа­ционных писем, содержащих позицию министерства по спорным вопросам, и разъясняющих порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон. Но и эти письма вызывают вопросы. Например, своим письмом от 09.06.2011 г. № 11882-ИМ/Д23 Миниэкономразвития России дает разъяснения о том, что сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, созданных до 17 марта 2009 г., могут вноситься в государственный кадастр недвижимости без согласования с Рос­технадзором. Такая позиция министерства представляется достаточно спорной, и кажется сомнительным, что у Ростехнадзора будет схожее мнение по данному вопросу.
Можно привести и ряд других примеров, которые показывают, что законодательство, регулирующее порядок установления охранных зон требует значительных корректив. Причем, такие изменения должны быть направлены не только на снятие противоречий, но и на оптимизацию такого порядка, позволяющего, в том числе значительно уменьшить сроки установления охранных зон и снизить их стоимость.

Установить охранные зоны
до 2015 г.?

По результатам проверки Ростехнадзором предписано установить охранные зоны всех объектов ОАО «Сетевая компания» до 1 января 2015 г., притом, что срок, до которого охранные зоны должны быть установлены, законодательством не предусмотрен. Однако выполнить предписание Ростехнадзора до указанной даты маловероятно. И причин тому несколько.
Во-первых, установление охранных зон – крайне сложная процедура. Действующий сегодня порядок предусматривает множество действий, сроки которых либо установлены законодательством (получение сведений из государственного кадастра недвижимос­ти о земельных участках, в границах которых расположены объекты электросетевого хозяйства; согласование границ охранных зон Ростехнадзором; внесение сведений о границах охранных зон в государственный кадастр недвижимости), либо определяются трудоемкостью технологии выполнения работ (съемка географического положения объектов элект­росетевого хозяйства, а также объектов, расположенных в границах охранных зон на местности; обработка полученной информации; формирование землеустроительной документации; формирование документации, предоставляемой в Ростехнадзор; формирование документации, предоставляемой в орган кадастрового учета и прочие).
Во-вторых, землеустроительные и кадаст­ровые работы, которые выполняются в целях установления охранных зон, дорогостоящие. Так, по предварительным оценкам стоимость работ для завершения установления охранных зон ЛЭП 0,4 кВ, 6(10) кВ, эксплуатируемых ОАО «Сетевая компания», может составить порядка 1,3 млрд рублей. При этом, если выполнять работы в срок, установленный предписанием, а именно до 1 января 2015 г., ежегодные затраты ОАО «Сетевая компания» на эти цели могут составить более 400 млн рублей. Маловероятно, что в тариф будут включены такие расходы.

При существующем порядке установления охранных зон, а также принципах тарифообразования, наиболее вероятным сроком завершения таких работ может являться 2024 г. Сокращение сроков может быть достигнуто только путем упрощения существующего сегодня порядка установления охранных зон.
Можно привести пример. В соответствии с п. 6 Порядка согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства к заявлению о согласования границ охранных зон необходимо прикладывать «перечень объектов капитального строительства и линейных сооружений, расположенных в охранных зонах и не относящихся к объектам электросетевого хозяйства, с указанием их типа, габаритных размеров и места расположения с указанием их технических характеристик, назначения и мес­та расположения». Формирование такого перечня существенно усложняет оформление документов, необходимых для установления охранных зон, значительно увеличивает срок их подготовки и приводит к увеличению стоимости работ. Хотя в то же время, абзацем вторым п. 2 Постановления Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 г. предусмотрено, что действие Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не распространяется на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления его (постановления) в силу. В связи с этим возникает вопрос о ценности той информации об объектах капитального строительства и линейных сооружениях, расположенных в охранных зон, которая предоставляет­ся в Ростехнадзор, при согласовании их границ, а также о том, каким образом эта информация в дальнейшем может быть использована в работе органа государственной власти. Если предположить, что на ее основании будет осуществляться государственный контроль (надзор) за соблюде­нием особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 103, то такой информации, очевидно, будет недостаточно, поскольку, она не содержит, в частности, сведений о собственниках земельных участков и расположенных на них объектах.
Представляется, что информация об объектах, расположенных в охранных зонах, на стадии их установления может представлять ценность исключительно в отношении ЛЭП 35 кВ – 500 кВ. Как показывает практика, в охранных зонах ЛЭП 0,4 кВ, 6(10) кВ, находящихся в населенных пунктах, расположено множество объектов капитального строительства, подготовка информации о которых приводит к указанным выше последствиям. В их отношении информацию следовало бы готовить и направлять в Ростехнадзор уже после установления охранных зон и только в том случае, если объекты размещены в охранных зонах с нарушением действующих Правил.

Итоги
Пунктом 6 Правил установления охранных зон предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Думается, что данную норму с учетом приведенных выше аргументов о сроках и стоимости установления охранных зон следовало бы изменить, хотя бы по той причине, что отсутствие еще в течение достаточно значительного периода времени охранных зон «де-юре» (до момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах) при наличии их «де-факто», может не позволить, как сетевым организациям, так и Ростехнадзору, применять санкции за нарушения при использовании земельных участков в границах охранных зон. Основным контраргументом на обоснованные требования об устранении допущенных нарушений будет, видимо, являться следующий: «А охранная зона не установлена!».
Более того, отсутствие установленных «де-юре» охранных зон может создать юридические сложности сетевым организациям, например, при реализации ими скорее даже не прав, а обязанностей, предусмотренных п. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, в части использования лесов в границах охранных зон для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кус­тарников, лиан. При проведении проверок законности осуществления перечисленных работ контролирующие органы уже сейчас запрашивают документы, подтверждающие наличие установленных охранных зон.
Таким образом, было бы разумным считать, что само понятие «охранной зоны объекта электросетевого хозяйства» должно быть неразрывно связано с этим объектом независимо от каких-либо принятых решений и независимо от внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Иными словами, если есть объект электросетевого хозяйства, значит существует и установлена его охранная зона. Возможно, именно это и имел в виду законодатель, внося изменения в ст. 89 Земельного кодекса РФ, но однозначно об этом в нем не говорится.
Следовательно, несмотря на все попытки изменения законодательства о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, оно еще требует значительных доработок.

Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных . В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ. В уведомлении указывается характер и вид повреждения объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ. После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

19. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

20. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию кабельных линий электропередачи, вызывающие нарушение дорожного покрытия, могут производиться только после предварительного согласования условий их проведения с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами, а в пределах поселений - также с органами местного самоуправления. В целях согласования условий проведения работ сетевая организация, осуществляющая эксплуатацию соответствующих кабельных линий электропередачи, направляет указанным субъектам не позднее чем за 7 дней до начала проведения работ письменное заявление, в котором указываются содержание и сроки проведения работ, а также проект схемы организации движения на этот период. Лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами (органы местного самоуправления поселений, в пределах которых расположены соответствующие автомобильные дороги), обязаны рассмотреть указанное заявление сетевой организации в течение 2 рабочих дней с даты его поступления и принять решение о его согласовании (отказе в согласовании). Отказ в согласовании допускается в случаях, если содержание и сроки проведения работ не соответствуют установленным обязательным требованиям или проект схемы организации движения не соответствует требованиям нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По согласованию с лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании автомобильной дорогой, выполнение работ по устранению повреждений, причиненных дорогам, может производиться указанным лицом за счет средств соответствующих сетевых организаций.

21. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

А) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

Б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

22. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с , расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

23. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

Б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

В) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Линии электропередач (ЛЭП) являются источником повышенной опасности для людей – как из-за риска получения травм от удара током и его последствий, так и из-за того негативного влияния на организм, которое оказывает электромагнитное поле.

Поэтому по всей протяженности ЛЭП выделяют охранные зоны, на которых вводятся законодательные ограничения на ту или иную деятельность. Кроме того, эти ограничения обеспечивают безопасность самих ЛЭП от повреждений и возможность нормальной их эксплуатации.

Владельцами объектов электросетевого хозяйства являются сетевые организации.

Однако земельные участки, на которых располагаются ЛЭП, из-за большой протяженности последних редко являются собственниками таких участков. В результате охранные зоны ЛЭП становятся территорией с двойственным статусом.

С одной стороны, собственник сохраняет свои права на этот земельный участок и имеет право на совершение сделок с ним.

С другой стороны, использование таких участков ограничено законом и практически любое серьезное действие запрещено или требует согласования с сетевой организацией.

Дополнительная головная боль у владельца такого участка возникает из-за того беспорядка, который происходил при приватизации и распределении земельных участков.

Довольно часто охранные зоны никак не выделены, и на них уже имеются постройки, пользование которыми невозможно по санитарным нормам безопасности. Бывает, что муниципальные власти, выделяя участок в аренду под конкретные нужды, не учитывают, что предполагаемая деятельность запрещена в охранных зонах.

Правила

Порядок пользования земельными участками, через которые проходят охранные зоны, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г.

В этих правилах прописаны:

  • размеры и порядок выделения охранных зон;
  • действия, запрещенные в охранных зонах;
  • действия, для осуществления которых необходимо получить решение о согласовании от сетевой организации, а также порядок получения такого решения;
  • порядок обеспечения доступа сетевых организаций к ЛЭП для эксплуатационных и ремонтных работ, а также для устранения аварий.

Значительная часть Правил устанавливает ограничения для собственника земельного участка, однако есть и раздел, который определяет ответственность сетевой компании.

Так, закон обязывает сетевую компанию сообщать о плановых работах заранее, причем в письменной форме – собственник должен получить такое уведомление не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала плановых работ. А на сельскохозяйственных угодьях подобные работы и вовсе разрешены только после сбора урожая, либо если есть возможность провести работы без повреждения еще несобранных культур.

В случае проведения экстренных работ по предотвращению аварий или же их ликвидации, собственнику стоит знать, что сетевая компания обязана уведомить его в письменной форме не позднее 2 рабочих дней после начала таких работ.

Кроме того, собственник вправе требовать приведения земельного участка к первоначальному состоянию, а также выплаты компенсации за убытки, понесенные при проведении работ.

Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Размер и границы охранных зон напрямую зависят от типа ЛЭП и способа ее прокладки. Существующие варианты установки ЛЭП:

  • воздушные, проходящий над землей и над поверхностью водоемов;
  • кабельные , проложенные под землей и под поверхностью воды.

Для воздушных линий границы охранной зоны определяются вертикальными плоскостями, находящимися на заданном расстоянии от крайних проводов. Полученный этими виртуальными плоскостями коридор и является охранной зоной. Расстояние в каждую из сторон от ЛЭП рассчитывается по классу ее напряжения.

Так, если проектное напряжение не превышает 1 кВ, эта величина равна 2 метрам, для более мощных ЛЭП расстояние увеличивается и составляет:

  • до 20 кВ включительно – 10 метров;
  • до 35 кВ – 15;
  • до 110 кВ – 20.

Если линии проходят над водоемом, где нет судоходства, границы охранной зоны определяются точно так же.

Единственная разница — в этом случае в состав территории с особым статусом входит уже водная поверхность, а не земля. Для судоходных водоемов ширина охранной зоны устанавливается равной 100 метрам в каждую сторону, без привязки к классу напряжения.

Установление охранных зон

Обязанность устанавливать охранные зоны вокруг объектов сетевого хозяйства ложится на сетевые компании. Происходит такое установление по согласованию с Ростехнадзором.

Информация о границах охранных зон фиксируется в государственном кадастре недвижимости. Именно с момента появления записи в документах кадастрового учета эти зоны считаются установленными, а земля под ними получает обременения.

В документах на землю (например, кадастровый паспорт) наличие охранной зоны и соответствующих этому факту обременений земельного участка также должно быть прописано.

При отсутствии записей об охранной зоне в документах на земельный участок его собственник может обжаловать ее установление или потребовать компенсацию за ущемление своих прав на собственность.

Кто будет ответчиком в подобной ситуации, зависит от того, когда была зарегистрирована охранная зона – при нынешнем собственнике, или же до него.

В последнем случае ответственность несет предыдущий собственник. Если же охранная зона была выделена уже при нынешнем собственнике, необходимо выяснять, почему он не был поставлен об этом в известность.

Маркировка границ охранных зон также относится к обязанностям сетевых организаций. В случае с воздушными ЛЭП такая маркировка создается с помощью табличек, которые располагаются на опорах через каждые 250 метров. В числе прочего, на этих знаках должно быть указание ширины охранной зоны и информации о владельце ЛЭП, включая телефон для связи. Отсутствие подобной маркировки также может стать поводом для претензии к сетевой компании.

В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

Законом установлен запрет на совершение в охранных зонах ЛЭП любых действий, которые могут привести к нарушению безопасной работы ЛЭП, а также повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей или иного ущерба. Нельзя совершать следующие действия:

  • бросать на ЛЭП любые посторонние предметы (сюда относятся и случайные попадания воздушных змеев или летательных аппаратов);
  • забираться на опоры воздушных линий, а также проникать на огороженные территории объектов электросетевого хозяйства;
  • загораживать уже существующие проходы и подъезды, обеспечивающие доступ к объектам электросетевого хозяйства;
  • сбрасывать тяжелые грузы (свыше 5 тонн), производить работы, в которых используются ударные механизмы;
  • сливать в почву разъедающие или коррозионные вещества, которые могут повредить основания опоры воздушных линий;
  • устраивать свалки и сжигать мусор.

Кроме того, в пределах охранных зон ЛЭП высокого и среднего напряжения (то есть свыше 1 кВ) существует еще ряд запретов, в том числе на:

  • размещение спортивных и детских площадок;
  • проведение любых мероприятий, где запланировано большое скопление людей.

Ограничения в использовании участков, попадающих в охранную зону ЛЭП

Помимо действий, которые запрещено проводить вообще, есть целый список потенциально возможной деятельности, на которую необходимо получать разрешение. Сюда относятся:

  • любое строительство, а также капитальный ремонт уже существующих сооружений, их реконструкция или снос;
  • высадка деревьев, кустарников или, напротив, их вырубка;
  • горные и взрывные работы;
  • работы, могущие вызвать затопление земель, например, мелиоративные;
  • полив земельного участка струей воды, высота которой может оказаться выше 3 метров;
  • проезд машин, механизмов, а также использование сельскохозяйственных машин, максимальная высота которых составляет более 4,5 метров.

Как видно из списка запрещенных или требующих согласования действий, земельные участки с подобным применением довольно трудно использовать.

Жилые и торговые площади разместить на таких участках будет проблематично и небезопасно, поэтому обычно такие участки используют под сельхозугодья или огород (в случае небольших наделов для частных лиц).

Для получения разрешения на работы собственнику или пользователю земельного участка необходимо обратиться в сетевую организацию.

Запрос должен подаваться не позднее, чем за 15 дней до начала работ. При этом к запросу должны прилагаться документы, уточняющие детали работ, например, проектная документация на объект строительства.

Сетевой организации дается два дня на рассмотрение поданной заявки, после которого она должна дать положительный или отрицательный ответ. Отказ должен быть обоснован существующими законодательными нормами. В случае немотивированного отказа (или же отказа по причинам, которые не являются поводом для него), его можно обжаловать в судебных инстанциях.

Если собственник или арендатор земельного участка с охранной зоной ЛЭП совершит действия, подпадающие под запрет, он несет наказание в соответствии с законодательством РФ .

Обычно это административные наказания за повреждения электрических сетей.

Так, если совершенные действия повлекли перерыв в обеспечении электроэнергией, то правонарушителю могут выписать штраф (от 5 до 10 МРОТ для физического лица и 100 – 200 МРОТ для юридического). Однако если совершенные действия нанесли ущерб здоровью или повлекли смерть человека, нарушение перейдет уже в разряд уголовных.

Отдельный вопрос возникает, если собственник земли самовольно построил на территории охранной зоны какую-либо постройку. При обнаружении подобного нарушения суд может постановить перенести или снести данное строение, причем все расходы лягут на собственника

Однако можно попытаться получить согласование на эту постройку у сетевой компании в досудебном порядке. Если расположение и конструкция строения отвечает правилам электробезопасности, его могут оставить.

Опасность проживания вблизи ЛЭП

Может показаться, что Правила установления охранных зон направлены в основном на защиту объектов электросетевого хозяйства. Но изначально границы охранных зон определялись исходя из опасности воздействия ЛЭП на здоровье человека.

Электрическое поле крайне негативно влияет на человеческий организм. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. Однако влияние это сказывается только при длительном нахождении. Кратковременное пребывание вблизи линий ЛЭП достаточно безопасно, хотя есть люди с высокой чувствительностью, которые могут почувствовать себя плохо даже при недолгом нахождении рядом с ЛЭП.

Также бывают виды аллергий, при которых у человека при воздействии электрического поля высокого значения может начаться реакция наподобие эпилептической.

Безопасное расстояние, на котором возможно длительное пребывание людей без вреда для их здоровья, определяется как то, на котором уровень напряженности электрического поля не превышает 1 кВ/м. Именно так рассчитывают границы охранных зон воздушных ЛЭП в зависимости от проектного напряжения.

Однако владельцу земельного участка, по которому проходит охранная зона воздушной ЛЭП, не стоит думать, что за пределами этой зоны он находится в полной безопасности.

Дело в том, что приведенные расчеты учитывают только электрическое поле. А большинство ЛЭП проводят переменный ток промышленной частоты, следствием чего является возникновение электромагнитного поля.

В России исследования на тему воздействия магнитных полей на человеческий организм не проводились, однако результаты зарубежных опытов и наблюдений показали, что магнитное поле оказывает негативное влияние на здоровье человека, вызывая расстройства нервной и иммунной системы, а также повышая риск возникновения онкологических заболеваний.

При этом безопасные расстояния от ЛЭП, на которых можно длительное время находиться без вреда для своего здоровья, в несколько раз превышают установленные санитарные нормы.

Отсюда следует, что любые территории, где проходят ЛЭП, небезопасны для проживания. При этом наносимый вред не будет заметен сразу, а будет накапливаться и приводить к ухудшению здоровья постепенно.

Создание охранной зоны ЛЭП является действием, направленным на повышение безопасности всех сторон. И нарушение правил, действующих в отношении этой зоны, может привести к неприятным последствиям не только для кошелька нарушителя, но и для его здоровья и даже жизни.

Поскольку использование земли с таким обременением весьма ограничено, можно посоветовать избегать приобретения подобных участков.

При покупке земли необходимо внимательно изучить кадастровые документы на нее, а при возможности осмотреть участок лично – незанесенная в документы ЛЭП может оказаться впоследствии крайне неприятным сюрпризом, который отравит дальнейшее пользование купленной территорией.

Если же подобная ситуация все-таки произошла, стоит попытаться договориться с сетевой компанией о переносе ЛЭП за пределы участка. Однако надо понимать, что подобные мероприятия весьма затратны, и может понадобиться решение суда о переносе, если установка ЛЭП была проведена с нарушениями.