Где встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередь на жилищную субсидию

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.

Изучение судебной практики показало, что суды в целом правильно применяют законодательство, регламентирующее основания и порядок снятия с учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее также - снятие граждан с учета, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях), являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

1. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета, суды принимали во внимание, что частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлены требования, предъявляемые к содержанию решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, при рассмотрении районным судом требований П. о признании незаконными постановления главы администрации сельского поселения, решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о возложении обязанности восстановить ее на учете установлено, что постановление администрации сельского поселения в нарушение требований части 2 статьи 56 ЖК РФ не содержало оснований для снятия ее с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

В связи с этим, а также ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для снятия заявителя с указанного учета, требования заявителя были удовлетворены судом.

(По материалам судебной практики Камчатского краевого суда)

2. Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

При рассмотрении районным судом заявления прокурора, поданного в защиту жилищных прав К., к администрации сельского поселения о восстановлении ее в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлено, что основанием для снятия К. с учета явился факт предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд пришел к правильному выводу о том, что такого основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении часть 1 статьи 56 ЖК РФ не содержит.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (за исключением граждан, имеющих трех и более детей).

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок был предоставлен К. не для строительства жилого дома, а для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения на нем жилого дома, что следовало из постановления администрации сельского поселения о предоставлении К. земельного участка, а также из договора аренды земельного участка, заключенного с К.

Учитывая данные обстоятельства, а также признание иска администрацией сельского поселения, районный суд удовлетворил заявление прокурора.

(По материалам судебной практики Томского областного суда)

3. В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В декабре 2011 года Л. с членами семьи была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что она и члены ее семьи - ее дочь - не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, а также не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В апреле 2014 года решением администрации сельсовета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ Л. и ее дочь были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что согласно представленным ими сведениям о доходах за 2013 год они не могут быть признаны малоимущими.

Оспаривая указанное решение, заявитель ссылалась на те обстоятельства, что оснований для снятия с учета не имелось, поскольку жилищные условия ее семьи с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют.

Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, в удовлетворении требований Л. отказано.

Принимая указанное решение, суд правильно исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 2013 год уровень доходов Л. и ее дочери превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

(По материалам судебной практики Нижегородского областного суда)

4. Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Ш. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности восстановить его на жилищном учете, указав, что постановлением администрации муниципального образования в августе 2013 года был необоснованно снят с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований, районный суд исходил из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также положений регионального законодательства, регулирующих порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

Законом области предусмотрено, что на учете имеют право состоять малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).

В соответствии с нормами закона области, которыми руководствовался суд, к заявлению о постановке на учет прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления необходимые документы для признания их малоимущими.

Между тем, как установил районный суд, Ш. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ему имущества, в орган местного самоуправления не обращался, и решения по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.

С учетом указанных обстоятельств судом правильно отказано в удовлетворении требований Ш.

(По материалам судебной практики Сахалинского областного суда)

5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, отказано в удовлетворении требований К. о признании незаконным постановления администрации города в части отказа в признании К. и членов ее семьи малоимущими и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено судом, в 2009 году семья К. в составе трех человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В 2013 году на основании заявления К. в состав семьи был включен ее отец Н.

Исходя из документов, представленных К. при прохождении перерегистрации для подтверждения обоснованности нахождения на учете, управлением по учету и распределению жилой площади администрации города произведен расчет размера дохода и стоимости имущества семьи К. в составе четырех человек в целях признания семьи малоимущей.

По результатам данного расчета и заключения жилищной комиссии К. и членам ее семьи отказано в признании малоимущими.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что расчет среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи К., а также расчет размера дохода и стоимости имущества с учетом оценки возможностей по приобретению семьей К. жилых помещений за счет собственных средств произведены правильно и в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом при расчете среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, обоснованно учтены и доходы Н. как члена семьи К.

Доводы заявителя о том, что Н., проживающий совместно с заявителем, не является членом ее семьи, суд первой инстанции признал противоречащими установленным по делу доказательствам. При подаче в 2013 году документов в связи с прохождением ежегодной перерегистрации, предусмотренной для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявитель собственноручно указала Н. в качестве члена своей семьи и подала соответствующее заявление об изменении состава семьи. При обращении в суд К. также не оспаривала включение Н. в состав своей семьи, о чем свидетельствуют заявленные ею требования о возложении обязанности признать ее семью малоимущей и восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях в прежней очереди в составе четырех человек.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда)

6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2001 года, в мае 2014 года была снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Принимая решение об удовлетворении иска Б. к администрации муниципального района о признании незаконным снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении, районный суд правильно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, Б. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено районным судом, основанием для снятия Б. с учета послужило то обстоятельство, что Б. не является малоимущей.

Между тем данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Б. с учета, поскольку жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 г., для получения гражданами жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.

Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР, которой был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не предусматривала возможности снятия граждан с учета в связи с утратой ими статуса малоимущих.

(По материалам судебной практики Саратовского областного суда)

7. Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ш. обратилась в суд с иском к администрации городского округа о признании решения жилищной комиссии о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и о возложении обязанности восстановить на указанном учете.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец вместе с сыном и матерью проживает в квартире общей площадью 37,3 кв. м и была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью ее семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, равной на момент постановки на учет 15 кв. м.

Постановлением администрации городского округа с 1 января 2012 г. на территории городского округа, где проживает семья Ш., установлена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В связи с обеспеченностью семьи Ш. жилым помещением более учетной нормы, в мае 2013 года комиссией по жилищным вопросам было принято решение о снятии семьи Ш. с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Удовлетворяя исковые требования Ш., суд правильно исходил из того, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Ш. не утрачены, поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии с учета жилищные условия ее семьи улучшены не были.

Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

(По материалам судебной практики Свердловского областного суда)

8. Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Решением районного суда удовлетворено заявление прокурора, поданного в интересах Т., к администрации муниципального образования о восстановлении Т. на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В 2009 году Т. был признан в установленном порядке малоимущим и принят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования, вынесенного в августе 2012 года, Т. был снят с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с улучшением жилищных условий, произошедшим в результате приобретения им в собственность иного жилого помещения (1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом).

Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанное жилое помещение, унаследованное Т. после смерти матери на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного в январе 2011 года, в августе 2012 года решением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, суд пришел к правильному выводу о том, что Т. необоснованно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как улучшение жилищных условий Т. не имело места.

Принимая указанное решение, суд также учел, что доказательств, подтверждающих утрату Т. статуса малоимущего, администрация муниципального образования не представила и данное обстоятельство не служило основанием для снятия Т. с учета.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл)

9. Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по указанному выше основанию, суды исследовали обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства граждан.

В случае установления доказательств того, что непроживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, при рассмотрении районным судом иска А. к администрации города об оспаривании постановления о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении на учете, компенсации морального вреда было установлено, что в июне 2013 года А. на основании пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с его выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, на другое постоянное место жительства А. не выезжал. Согласно представленным истцом доказательствам он периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что временное отсутствие А. по месту своего жительства, а также его регистрация по месту пребывания не могут служить основаниями для снятия его с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, требования А. в части признания незаконным постановления администрации города о снятии его с учета и о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворены.

В другом случае районный суд, установив, что непроживание С. и членов ее семьи в квартире, где они зарегистрированы по месту жительства, носило временный характер и было обусловлено тем обстоятельством, что в результате произошедшего пожара проживать в данном жилом помещении без проведения ремонта не представлялось возможным, также пришел к выводу о незаконности снятия С. и ее несовершеннолетнего сына с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ, и обязал администрацию района восстановить их на указанном учете.

Суд апелляционной инстанции согласился с данным решением районного суда, оставив его без изменения.

(По материалам судебной практики Волгоградского областного суда, Тверского областного суда)

10. Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

Решением районного суда отказано в удовлетворении требований З. о признании незаконным постановления администрации сельского поселения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о восстановлении его на учете.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки в 2011 году на указанный учет З. не отвечал требованиям, установленным статьей 51 ЖК РФ, поскольку из представленных им документов следовало, что он обеспечен жилым помещением общей площадью, превышающей учетную норму 11 кв. м, установленную решением совета сельского поселения.

Таким образом, должностные лица администрации сельского поселения, располагая данными об отсутствии у З. оснований для постановки на учет, в нарушение требований жилищного законодательства приняли решение о постановке З. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку постановка З. на учет была произведена в результате неправомерных действий должностных лиц администрации сельского поселения, суд пришел к правильному выводу о том, что З. обоснованно снят с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Коми)

11. Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

Постановлением главы администрации района Е. с составом семьи пять человек был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в том числе в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.

Решением районного суда требования Е. о признании указанного постановления незаконным и о возложении на администрацию района обязанности восстановить его с членами семьи на учете, обоснованно удовлетворены.

Из постановления главы администрации района следовало, что при повторной проверке документов семьи Е. установлено, что в 2012 году Е. в администрацию района были представлены недостоверные сведения об объектах недвижимости, принадлежащих членам его семьи.

Так, на основании свидетельства о праве на наследство по закону С., являющейся членом семьи Е., принадлежит жилой дом площадью 20,9 кв. м и земельный участок, однако правоустанавливающие документы на указанные объекты недвижимости Е. представлены не были.

С учетом площади указанного дома семья Е., как обеспеченная жилой площадью более установленной учетной нормы, была снята с очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно свидетельству о государственной регистрации права С. принадлежит лишь 3/10 доли в праве на жилой дом общей площадью 20,9 кв. м, что не было принято во внимание при снятии семьи Е. с учета.

Таким образом, как установил суд, размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Е., как на момент постановки Е. на учет, так и на момент снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении составлял менее учетной нормы, установленной постановлением администрации города, и, следовательно, семья Е. имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма и это право на момент снятия с учета не утратила.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Чувашской Республики)

Обзор документа

Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. споров, касающихся снятия малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма из муниципального жилищного фонда.

В частности, обращается внимание на следующее.

В решении о снятии гражданина с такого учета должны быть указаны основания для этого со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.

Перечень данных оснований является исчерпывающим. К ним не относится, например, предоставление земли для ведения личного подсобного хозяйства без права возводить жилой дом.

Право на предоставление жилья по договорам соцнайма возникает при условии признания граждан не только нуждающимися в этом жилье, но и малоимущими. Человек снимается с учета, если его доходы превысили уровень, при котором он считается малоимущим, пусть даже жилищные условия не изменились. Но это основание для снятия с учета не распространяется на граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилья по договорам соцнайма.

Отсутствие принятого в порядке, установленном региональным законом, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить причиной для снятия его с учета.

Основаниями для снятия с учета не могут быть в т. ч. следующие обстоятельства. Изменение органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения после постановки граждан на учет. Приобретение права собственности на жилье, признанное непригодным для проживания. Временное отсутствие (непроживание) граждан, принятых на учет, по месту жительства. Например, если человек периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

С учета могут снять при выявлении в документах, представленных для принятия на него, недостоверных сведений. Условие - именно эти данные могли повлиять на решение о постановке на учет.

Чтобы получить жилье от государства, требуется простоять какое-то время в очереди нуждающихся. Каждый регион России разрабатывает свои правила постановки граждан на учет и ведения очереди, однако общие моменты характеры для всех. Сегодня рассмотрим, какие нужны документы и куда обращаться, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий.

Чтобы встать на учет в очередь, нужно иметь право на улучшение жилищных условий. Для этого должно одновременно соблюдаться два условия:

  1. Человек входит в определенную категорию граждан, которой государство оказывает соответствующую поддержку: малоимущие, многодетные, молодые супружеские пары, инвалиды, ветераны, военнослужащие, педагоги и другие, перечень данных лиц широкий.
  2. Граждане объективно нуждаются в улучшении жилищных условий. Например, у них вообще нет своего жилья, данное жилье не проходит по квадратуре, не отвечает техническим или санитарным нормам, или в квартире опасно проживать из-за наличия тяжелого больного.

Эти факты должны быть подтверждены документально до подачи заявления о постановке на учет. Если хотя бы один фактор не соблюден (например, многодетное семейство проживает в просторном доме и имеет хороший, достаточный для жизни доход) – в постановке в очередь откажут. На учет попасть не получится и если человек .

Подробнее о праве на улучшение жилищных условий .

Куда обращаться

Постановкой граждан на жилищный учет занимается местный орган власти по месту проживания заявителя. Конкретное наименование зависит от административного деления данного муниципалитета.

Куда обратиться с документами по улучшению жилищных условий:

  • администрация города, городского округа;
  • администрация сельского поселения, поселка, деревни;
  • если город делится на районы – районная администрация, управа;
  • если администрация внутренне делится по вопросам деятельности, то это может быть департамент, управление, комитет или комиссия по жилищным вопросам.

Важно! Узнать наименование органа, куда именно обращаться в вашем случае, можно по телефону местного муниципалитета. У специалиста нужно уточнить, какой именно орган занимается ведением жилищного учета по улучшение условий проживания.

Порядок действий

Чтобы администрация поставила семейство на учет, необходимо:

  1. Подтвердить статус малоимущих (многодетных или любой другой статус, необходимый для получения жилья).
  2. Собрать документацию на нуждаемость.
  3. Подать заявление с просьбой встать на учет.
  4. Дождаться решения о постановке на учет или об отказе.
  5. Далее в зависимости от темпа продвижения очереди – дождаться получения жилья или другой льготы.

Поскольку большая часть населения принимается на учет как малоимущие, разберем этот вопрос подробнее.

Шаг 1. Получить статус малоимущих

Статус малоимущих присваивается соответствующей администрацией города, поселка, сельского поселения, в котором проживает семейство. Можно получить статус малоимущего как на отдельного человека (если он проживает один), так и на все семейство – при этом расчет дохода ведется на всех поименованных в заявлении лиц.

Что оценивают при получении статуса малоимущих:

  • доход на одного члена семьи – он должен быть меньше прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • совокупную стоимость имущества, принадлежащего семье – она также должна быть меньше установленной в регионе.

Семьей в данном случае будут считаться люди, проживающие совместно в одном помещении и ведущие совместное хозяйство. Иными словами, если с вами проживает бабушка, которая получает пенсию и участвует в общем хозяйстве, исключать ее из состава семьи нельзя.

Чтобы получить статус малоимущих, нужно написать заявление, приложить к нему документацию по списку ниже и подать пакет в местный отдел соцзащиты. Передать бумаги можно и через МФЦ, если такая возможность имеется.

Шаг 3. Подать документы на нуждаемость и получить решение

Затягивать с подачей заявки об улучшении жилищных условий не стоит. Рекомендуется подать пакет в течение 10 дней с момента получения самой ранней справки, т.к. ряд документов имеют срок действия. Например, справка о составе семьи на практике теряет силу спустя 10 дней с момента выдачи – с просроченными документами встать на учет нельзя.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней. По итогам администрация примет решение о постановке на учет или об отказе. Решение об отказе можно обжаловать в суде, если есть основания полагать, что оно было вынесено незаконно.

Положительное решение означает, что семья встала в очередь. Она движется достаточно медленно – недвижимости гораздо меньше, чем граждан, желающих ее получить. Ожидание может растянуться на годы, поэтому встать в нее – только начало пути.

Как ускорить движение очередников

В очереди на жилье постоянно происходят изменения. Одни граждане получают преимущества, другие – теряют право на улучшение жилищных условий. Подаются новые заявление с просьбой встать на жилищный учет по улучшению условий – ожидание растягивается.

Встать на учет в приоритетном порядке для получения жилья имеют:

  • многодетные – если рождается третий ребенок, то позиция в очереди меняется;
  • инвалиды и тяжелобольные.

Итак, чтобы встать на учет для улучшения жилищных условий, нужно подготовить ряд документов и дождаться решения администрации. Процесс длительный, но с точки зрения расходов практически бесплатный. Чтобы не ждать продвижения в очереди, а получить свою недвижимость, можно рассмотреть варианты и другие варианты .

Будем благодарны за лайк и репост статьи в любой соцсети!

Если остались вопросы о том, как встать на жилищный учет и добиться улучшения условий – задайте их нашему дежурному юристу в чат в правом нижнем углу экрана.

Последнее изменение: Март 2020

При появлении необходимости, в России есть возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий. Такое право устанавливается статьей 2 ЖК РФ для каждого гражданина, имеющего количество жилых метров на каждого члена семьи меньше, чем предусмотрено учетными стандартами. Каждый регион предусматривает свои нормы предоставления жилья.

Как можно улучшить жилищные условия?

Возможность улучшения жизни российских семей предусматривает различные федеральные проекты, позволяющие социально незащищенным категориям лиц получать существенную государственную помощь в сфере обеспечении жилыми объектами или предоставления финансовой помощи для проведения ремонтных работ, реконструкции либо возведения собственного дома.

Кроме этого, в соответствии с требованиями программы нуждающиеся люди вправе оформлять кредиты на льготных условиях , средства которого можно направить только на улучшение жилплощади.

Как участвовать в программе улучшения жилья?

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований, при наступлении которых возникает право включения в очередность. К ним относятся:

  1. У гражданина нет собственного жилья либо находящегося в социальной аренде. Такое условие затрагивает не только заявителя, но и других членов его семьи. Причем аренда предусматривается только коммерческая.
  2. Лицо выступает в качестве нанимателя арендного жилого объекта по соглашению о найме. При этом жилая площадь составляет величину менее установленного норматива для определенного субъекта государства.
  3. Недвижимый объект, являющийся собственностью, не отвечает санитарным стандартам или пожарной безопасности, то есть признано в аварийном состоянии либо внесен в программу сноса ветхого жилья.
  4. Заявитель живет в квартире, где проживает ещё одна семья и в ней есть заболевший человек с открытой формой болезни, которой можно заразиться и проживание с ним категорически запрещено.
  5. Жилое помещение должно быть величиной не менее 10 кв.м. В ситуации, когда несколько членов семейства являются квартиросъемщиками по разным соглашениям о найме, то норма исчисляется на 1 человека в суммарном объеме всех недвижимых объектов.

В семью нанимателя жилья входят супруг, родители и его дети, другие родственники, а также люди, проживающие на данной площади и ведущие общее хозяйство.

Жилищный норматив

Норма жилья должна учитывать следующие нюансы:

  • Метраж на одного жильца не может составлять меньше 6 кв.м., это минимальная величина жилого пространства;
  • Аварийные условия для проживания в объекте;
  • Наличие в квартире лиц, имеющих тяжелые формы хронических заболеваний, ветераны ВОВ и прочие льготные категории субъектов.

Надо отметить, что при переселении в другое помещение гражданин не может получить площадь меньшего метража либо с ухудшенными условиями.

Важно знать! Устанавливаются различные нормы жилья для разных районов проживания. Например, в Москве действует норматив на одно лицо в коммунальной квартире не меньше 15 кв.м.

Если же жилплощадь представляется нуждающимся лицам, то в среднем по стране складываются следующие стандарты:

  • На 1 человека выделяются 18-32 кв.м.;
  • На 2 - 32-44 кв.м.;
  • На 3 и более - 44-52 кв.м.

Необходимая норма жилья может варьироваться в зависимости от среднего уровня жизни конкретного региона. Кроме того, должен учитываться и формат предоставляемого жилья, будь то общежитие, коммуналка или полноценная квартира.

Кто может рассчитывать на предоставление льгот?

В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.

Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет . А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет .

Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:

  • Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
  • Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
  • Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.

Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.

Куда необходимо обращаться?

Заявление о включении в очередь на улучшение условий проживания подается в территориальный муниципалитет в месте регистрации субъекта либо официального трудоустройства. Категорически запрещено вставать в разные очереди одновременно. Если претендентом на увеличении жилплощади выступает недееспособное лицо, то такую процедуру осуществляют его представители, установленные законом.

Требуемая документация

Для регистрации в статусе нуждающегося в помощи в улучшении жилищных условий потребуется подготовить пакет определенных документов. Постановка в очередь осуществляется после представления следующего перечня документов:

  • Заявление установленной формы;
  • Гражданский паспорт обратившегося лица;
  • Технический план помещения, составленного БТИ;
  • Справка о наличии задолженности по внесению платежей за коммунальные услуги;
  • Информация из домовой книги о прописанных лицах;
  • Справочные сведения, подтверждающие статус малоимущего;
  • Выписка, подтверждающая либо опровергающая наличие прав собственника на недвижимый объект;
  • Справки, подтверждающие наличие тяжких заболеваний, статуса сироты, удостоверения участников всевозможных войн и другое.

Список необходимой документации может расширяться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Решение о постановке на учет принимается только после представления полного пакета документа.

Заявление на улучшение жилищных условий

Документ готовится в письменной форме в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел. Его образец можно найти в соответствующей организации.

В заявление вносятся сведения о:

  • Жилищных условиях на дату подачи документов;
  • Периоде проживания в объекте на дату регистрации;
  • Наличие льгот на первоочередное и внеочередное представление жилплощади.

Обращение вместе с подготовленной документацией сдаются в соответствующий отдел муниципалитета. После передачи пакета документов назначается проверка квартиры, по итогам которой составляется акт исследования бытовых условий. Документ является основанием для вынесения окончательного вердикта о внесении в очередь или об отказе, оформляемого постановлением соответствующей организации. Это решение можно обжаловать в судебном порядке либо в Управлении департамента по жилищной политике.

Как проверять свою очередь?

Чтобы узнать номер своей очереди потребуется:

  • Подготовить заявку в жилищный отдел. Составляется она в 2 экземплярах: один передается в муниципалитет, второй возвращается обратившемуся лицу с отметкой о принятии;
  • Направить обращение средствами почтовой связи, заказным письмом с уведомлением. Ответ должен поступить в течение 30 рабочих дней;
  • Самому обратиться в органы самоуправления.

Каждый заявитель вправе поинтересоваться продвижением очереди. Кроме того, уточнить такие сведения можно на региональных порталах местной администрации. Для этого потребуется указать личные данные в форме запроса.

Правила продвижения очередности

После постановки в очередь, заявители должны сами отслеживать её движение. В различных субъектах федерации она продвигается по разному. При этом не установлено каких-либо разработанных принципов и это во многом зависит от уровня развития экономики каждого региона в отдельности.

В основном квартиры предоставляются тогда, когда появляются свободная жилплощадь. Фактически движение очередности идет очень медленно и занимает в среднем 10 - 20 лет.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.

Исключение из очереди осуществляет муниципалитет по окончанию периода в 30 суток с момента обнаружения указанных причин.

Восстановление в очередности

Если сотрудники отдела сняли с учета заявителя, кому требуется улучшение жилищных условий без существенных причин, то гражданин вправе обратиться за защитой в суд. Форма и содержание иска должны соответствовать требованиям гражданского процессуального законодательства РФ, составляться в письменной форме и содержать информацию о сути обращения, обстоятельствах дела и требованиях истца о его восстановлении в соответствующей очередности

После подачи заявления назначается время заседания. Если судья удовлетворит требования заявителя, то он будет восстановлен, иначе - нет. При получении отказа в удовлетворении требований истец вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции.

Как ускорить процедуру получения жилплощади?

Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:

  • Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
  • Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг» , который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
  • Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.

Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.

Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.

Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге , что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.

Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

В сибирском городе Омске запущен проект выдачи материальной поддержки молодым парам и сотрудникам бюджетных организаций, которым выдаются деньги для постройки собственного жилья. Также они могут оформить льготную ипотеку за счет представления жилищной федеральной субсидии.

  • Квадратура жилья с учётом всех проживающих не соответствует установленным нормам.
  • Дом, где проживают обратившиеся, был признан аварийным и не может быть отремонтирован.
  • С претендентами в одной жилплощади живёт человек с тяжёлыми и заразными заболеваниями, угрожающие другим сожителям.
  • Жильё не обладает должным комфортом (отсутствует водопровод, отопление и т.д.).
  • Жилплощадь была разрушена и права на неё уже не восстановить.
  • Молодые семьи (оба супруга не старше 35 лет).
  • Семьи с 3 и более детьми.
  • Инвалиды и сироты.
  • Блокадники, ветераны ВОВ.
  • Военнослужащие (в т.ч. и те, кто находится в увольнении).
  • Жители, переехавшие в новое место с Крайнего Севера.
  • Чернобыльцы (как ликвидаторы последствий аварии, так и население, ставшее жертвой этой катастрофы).
  • Семьи, содержащие детей-инвалидов.

Где встать на очередь на улучшение жилищных условий в москве 2020

Граждане, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ — жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учётной нормы. Такие граждане имеют право на улучшение жилищных условий путём:

Улучшение жилищных условий многодетным семьям 2020 в москве

Также необходимо подтвердить тот факт, что семья является малоимущей, и сама не может приобрести себе квартиру. Для этого понадобится обратиться в местную администрацию с бумагами, подтверждающими факт дохода не более величины прожиточного минимума, установленного в данном регионе, на каждого члена семьи. В таком случае ее признают малоимущей.

Средства для покупки жилого имущества выделяются государством на безвозмездной основе. Потратить их можно только на приобретение комнаты, квартиры от застройщика или индивидуального дома, площадь которых не превышает социальных норм, либо на строительство. Жилищная субсидия редко покрывает полную стоимость жилого имущества – это вариант софинансирования. Претендующему на сертификат лицу к моменту его получения желательно иметь:

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в москве 2020

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2020 году запланирована масштабная программа сноса пятиэтажек, данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

Очередь на улучшение жилищных условий в москве 2020

Для того чтобы своевременно подготовиться к оформлению собственности гражданин должен следить за своей очередью, иначе он может пропустить ее и потерять возможность получить государственную помощь. Продвижение в очереди происходит под наблюдением за материальным положением нуждающейся семьи. Члены комиссии тщательно изучают каждую семью, критерии оценки могут различаться в различных регионах. Как узнать какая очередь на квартиру Механизм постановки граждане в очередь на квартиру имеет множество нюансов. Их необходимо знать и учитывать во избежание возникновения накладок. При возникновении трудностей можно обратиться за помощью к юристу.

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в Москве в 2020 году

Под проживанием в городе имеется в виду не физическое безвылазное нахождение в пределах городской черты, а запись о регистрации по месту постоянного жительства, называемая пропиской. Если вы прописаны в городе Москве десять или более лет, то соответствуете первому необходимому условию для получения муниципального жилья в наем.

Большинство юристов сходится во мнении, что эта восстановленная норма в неменьшей мере, чем старая, не соответствует федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Сейчас сложилась подходящая ситуация для повторного иска с целью отмены этой новой «старой» нормы. Однако процесс пока никто не инициировал. Норма не признана не соответствующей законодательству, она активно применяется в практике московских муниципальных органов.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

  • Был предоставлен неполный перечень документов, либо же в них были обнаружены ошибки, несоответствия и недочёты.
  • Заявитель не имеет права быть признанным нуждающимся в новом жильё (т.е. не принадлежит к категории тех, кому могут присвоить данный статус). Это может касаться размера жилья, дохода и иных условий.
  • Претендент нарушил сроки повторной подачи документов.

Встать на очередь квартиру в москве улучшение жилищных условий

Большинство юристов сходится во мнении, что эта восстановленная норма в неменьшей мере, чем старая, не соответствует федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Сейчас сложилась подходящая ситуация для повторного иска с целью отмены этой новой «старой» нормы.

Если семью или гражданина признали малоимущими, они могут встать в очередь на получение новой жилой недвижимости при предъявлении документа, подтверждающего этот статус (малоимущим должно быть выдано соответствующее удостоверение). Претендент имеет гражданство РФ.

Встать на очередь на улучшение жилищных условий в москве 2020

Граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях — жители города Москвы, признанные малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятые на жилищный учёт после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (после 1 марта 2005 года).

Постановка на учет для получения жилья становится возможной после десяти лет проживания в Москве. Под проживанием в городе имеется в виду не физическое безвылазное нахождение в пределах городской черты, а запись о регистрации по месту постоянного жительства, называемая пропиской.

Реализация государственных программ по улучшению жилищных условий жителям Московской области в 2020 году

  1. Обеспечение жилищем молодых семей.
  2. Социальная ипотека.
  3. Улучшение жилищных условий семей, имеющих 3-х и более детей.
  4. Обеспечение жильем некоторым категорий граждан, принятых федеральным законодательством.
  5. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  1. Возраст членов семьи не старше 35 лет.
  2. Трудоустроенность и наличие сбережений.
  3. Признание необходимости улучшить жилищные обстоятельства.
  4. Проживать в помещении непригодном для жилья или аварийном.
  5. Принадлежность к определенной профессии и необходимый стаж работы.

Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Первоочередным шагом проверки поданных документов будет осуществление проверки жилищных условий заявителя со стороны специальной жилищной комиссии. От ее выводов в большинстве случаев зависит – будет ли гражданин и его семья поставлены на учет как нуждающиеся +в улучшении жилищных условий. Однако, поскольку выводы комиссии являются всего лишь рекомендацией, то последнее слово за главой администрации.

Исполнительный орган местного самоуправления при решении вопроса о постановке на учет граждан и членов их семей, как, нуждающиеся +в улучшении жилищных условий, принимает к рассмотрению только полный пакет документов. Если какой-то документ будет составлен неправильно или отдельных бумаг не будет предоставлено, документы рассматриваться не будут.

Какие существуют способы улучшения жилищных условий молодым семьям в России

Однако, ждать получения муниципального жилья можно десятилетиями, поэтому для молодежи более эффективным способом решить квартирную проблему будет участие в одной из государственных или региональных программ по улучшению жилищных условий, ведь требования к их участникам предъявляются практически идентичные.

  • оба супруга (и их дети) должны иметь гражданство РФ;
  • возраст не более 35 лет на момент вступления в программу;
  • включение семьи в очередь на улучшение условий проживания;
  • наличие стабильного и официального заработка, позволяющего оплачивать взносы по ипотеке, или суммы покупки жилого помещения, не покрытой субсидией (сертификатом).
  • в некоторых случаях условием для получения помощи от государства или региона становится наличие детей.

Поскольку жильё в столице считается самым дорогим, многие граждане, остро нуждающиеся в новых квартирах, не имеют достаточно денежных средств для покупки.

Государство и муниципальные власти предоставляют нуждающимся москвичам ряд программ поддержки по улучшению условий проживания.

Прочтя статью, вы узнаете, как в столице проводится постановка в очередь на новое жильё.

Определение понятий

Под улучшением жилищных условий понимают программы государственной и муниципальной поддержки граждан, нуждающихся в новом, достойном жилье, взамен имеющегося, не соответствующего и требованиям.

Оно возможно двумя путями :

В соответствии с этими направлениями, государство даёт нуждающимся права на следующие виды помощи :

  • Получение субсидий на проведение ИЖС и приобретение жилплощади (как в новостройке, так и на ).
  • Программы соципотеки и иного кредитования, направленного на покупку жилья.
  • Соцнайм квартиры.
  • Оформление оплаты за жильё на удобных для льготников условиях (рассрочка и т.д.).

Законодательное регулирование вопроса

Важные вопросы, связанные с улучшением условий проживания нуждающихся граждан во всей стране, регламентируются в Жилищном кодексе РФ .

Помимо Федеральных законов, действует Закон, изданные властями Москвы – О предоставлении прав жителям столицы на жильё .

В нём закреплены основания постановки москвичей в очередь :

Условия получения помощи

Встать в очередь на улучшение условий проживание в столице могут далеко не все.

Это право дано только тем, кто подходит по ряду установленных критериев :

  • Молодые семьи (оба супруга не старше 35 лет).
  • Семьи с 3 и более детьми.
  • Инвалиды и сироты.
  • Блокадники, ветераны ВОВ.
  • Военнослужащие (в т.ч. и те, кто находится в увольнении).
  • Жители, переехавшие в новое место с Крайнего Севера.
  • Чернобыльцы (как ликвидаторы последствий аварии, так и население, ставшее жертвой этой катастрофы).
  • Семьи, содержащие детей-инвалидов.

В ряде случаев желающих могут поставить на учёт без учёта квадратуры нынешнего жилья . К ним относятся:

  • Ситуации, когда в однокомнатной квартире или в жилплощади со смежными комнатами живут люди, не являющиеся родственниками.
  • Согласно решению суда или постановлению местной администрации.
  • В домах и квартирах с коридорной планировкой.
  • В жилплощади без основных линий коммуникации – электроэнергии, водопровода, канализации, отопления и т.п.
  • Если заявитель живёт в общежитии. Исключение составляют те, кто проживает по .
  • Если претенденты проживают в одной квартире с гражданами, страдающими от тяжёлых заболеваний, которые несут риск для других жителей. Для этого потребуется подтверждающая справка из медицинского учреждения.

При наличии любого из этих условий комиссия, которая займётся проверкой и принятием решения, может одобрить постановку на учёт, если претенденту раньше не предоставляли компенсации и иные виды государственной и муниципальной помощи.

Также право на постановку в очередь на получение нового жилья имеют и те, кто живёт в столице не менее 40 лет (на основании прописки) в коммунальных квартирах .

В органах должно быть установлено, что нынешние условия проживания были ухудшены непреднамеренно. В Законе говорится, что к преднамеренным действиям по усугублению жилищных условий относятся:

  • Обмен предыдущего жилья (соответствующего всем нормам) на менее достойную квартиру.
  • Умышленное изменение порядка использования квартиры.
  • Претендент ранее проживал в жилплощади по договору аренды, но был выселен в соответствии с судебным решением из-за несоблюдения условий соглашения.
  • Количество членов семьи изменилось (например, из-за развода или вселения новых граждан на постоянной основе).
  • Каждый сожитель выделил свою долю в общей жилплощади.

Те, кто жил на протяжении 10 лет в Москве без регистрации, должны будут доказать данный факт. Для этого они могут подать свою трудовую книгу, документы с места работы и жительства и иные показатели свидетелей, подтверждающие, что претендент действительно жил все эти годы в Москве.

Порядок постановки в очередь

Также сделать это можно в ближайшем отделении МФЦ, откуда ваши бумаги направятся в те же жилищные комиссии.

Встать в очередь можно и по месту работы. Тогда вам потребуется подать ещё и справку о стаже работы.

На рассмотрение заявления и пакета документов, а также на принятие решения комиссии даётся 30 дней . Со дня принятия решения заявителя обязаны оповестить в течение следующих трёх дней (письмом, отправленным по почте). Ещё спустя 10 дней гражданину должны будут выдать на руки копию решения проверяющего органа.

Перечень документов

Претендент должен подать в органы письменное заявление , где обязательно указывается:

К заявлению прикрепляют ряд обязательных документов :

  • Удостоверение личности обращающегося.
  • , которая понадобится для постановки в очередь.
  • Документы, где указана планировка квартиры.
  • Справка, в которой указывается, какая недвижимость имеется в собственности у заявителя и его семьи. Это важно, поскольку при наличии какой-либо квартиры в постановке в очередь могут отказать, либо же предоставить жильё, но уже на других условиях.
  • Свидетельства о браке и о рождении каждого ребёнка.
  • Документ, подтверждающий присвоенный статус малоимущего.

В дальнейшем, после постановки на учёт, льготнику присваивается определённый порядковый номер . Узнать его и своё место в очереди можно будет:

  • Подав заявление в жилищный отдел.
  • Отправив в тот же отдел заказное письмо, в котором вы просите уточнить ваш номер.
  • Самостоятельно посетить местную администрацию.

О том, как жители Москвы и области могут встать на учет в качестве нуждающихся у улучшении жилищных условий, смотрите в следующем видеосюжете: