Губернская реформа Петра I. Областная реформа Петра I Характерные особенности судебного следствия

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России. Художник Валентин Серов, посвятивший Петру целый ряд произведений Петру так описывал его: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом» .

Предпосылки реформ Петра Первого

Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

Реформа государственного управления

- Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

  • Коллегия иностранных дел
  • Коллегия военная
  • Коллегия морская
  • Коллегия для торговых дел
  • Коллегия юстиции…

Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
- В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
- В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
- Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

Церковная реформа Петра

Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Административная реформа Петра

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
Губернии:

  • Московская
  • Ингермандландская
  • Киевская
  • Смоленская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Сибирская
  • Рижская
  • Астраханская
  • Нижегородская

Военная реформа Петра

Петр заменил иррегулярное и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов

Экономическая реформа Петра

Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

  • Адмиралтейская верфь
  • Арсенал
  • Пороховые заводы
  • Металлургические заводы
  • Полотняное производство
  • Производство поташа, серы, селитры

К концу царствования Петра I Россия имела 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. За первую четверть ХVIII века на верфях Петербурга и Архангельска построено 386 разных кораблей, в начале века России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 году — более 800 тысяч пудов, Россия догнала Англию по выплавке чугуна

Реформа Петра в области образования

Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

  • школа математических и навигационных наук
  • артиллерийская школа
  • инженерная школа
  • медицинская школа
  • морская академия
  • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
  • Цифирные школы для «детей всякого чина»
  • Гарнизонные школы для детей солдат
  • Духовные школы
  • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

Реформы Петра в области культуры

  • Издание первой в России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
  • Запрет на ношение боярами бород
  • Учреждение первого русского музея — Кунскамеры
  • Требование к дворянству носит европейское платье
  • Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами
  • Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг

Реформы Петра Первого. Хронология

  • 1690 — Созданы первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский
  • 1693 — Создание верфи в Архангельске
  • 1696 — Создание верфи в Воронеже
  • 1696 — Указ о создании в Тобольске оружейного завода
  • 1698 — Указ о запрете ношения бороды и предписывающий дворянам ношение европейской одежды
  • 1699 — Роспуск стрелецкого войска
  • 1699 — создание торговых и промышленных предприятий, пользующихся монополией
  • 1699, 15 декабря — Указ о реформе календаря. Новый год начинается 1 января
  • 1700 — Создание Правительственного Сената
  • 1701 — Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца
  • 1701 — Открытие в Москве школы математических и навигационных наук
  • 1703, январь — выход в Москве первой русской газеты
  • 1704 — Замена Боярской думы консилией министров — Советом начальников приказов
  • 1705 — Первый указ о рекрутском наборе
  • 1708, ноябрь — Реформа административного управления
  • 1710, 18 января — указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо церковнославянского
  • 1710 — Основание в Петербурге Александро-Невской лавры
  • 1711 — вместо Боярской думы создан Сенат из 9 членов и обер-секретаря. Денежная реформа: чеканка золотой, серебряной и медной монет
  • 1712 — Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
  • 1712 — Указ о создании коневодческих хозяйств в Казанской, Азовской и Киевской губерниях
  • 1714 , февраль — Указ об открытии цифирных школдля детей дьяков и священников
  • 1714, 23 марта — Указ о майорате (единонаследии)
  • 1714 — Основание в Петербурге государственной библиотеки
  • 1715 — Создание приютов для неимущих во всех городах России
  • 1715 — Поручение коммрец-коллегии организовать обучение русских купцов за границей
  • 1715 — Указ о поощрении выращивания льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов
  • 1716 — Перепись всех раскольников для двойного налогообложения
  • 1716, 30 марта — Принятие воинского устава
  • 1717 — Введение свободной торговли зерном, аннулирование некоторых привилегий иностранным купцам
  • 1718 — Замена Приказов Коллегиями
  • 1718 — Судебная реформа. реформа налогообложения
  • 1718 — Начало переписи населения (продолжалась до 1721 года)
  • 1719, 26 ноября — Указ об учреждении ассамблей — вольных собраний для забавы и дела
  • 1719 — Создание инженерной школы, учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью
  • 1720 — Принят Морской устав
  • 1721, 14 января — Указ о создании Духовной коллегии (будущего Священного Синода)

В 1719 году Пётр I приступил к осуществлению реформы, целью которой было выведение судов из-под власти местных административных органов. Её необходимость была продиктована притеснениями, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии. Идея разделения властей, положенная в реформы Петра 1, была заимствована им на Западе и мало соответствовала условиям России XVIII века. В связи с этим, прогрессивная по своей сути, она с трудом вписывалась в реалии российской жизни.

Необходимая, но преждевременная инициатива

Трудности на пути внедрения реформы объяснялись главным образом тем, что к началу XVIII века в странах Западной Европы феодальные устои стремительно разлагались под натиском активно развивавшейся буржуазии. В России же этот новый по тому времени класс был ещё чрезвычайно слаб и не мог в полной мере воспользоваться выгодами, которые давало создание суда, независимого от чиновничьего произвола. Таким образом, одним из минусов судебной реформы Петра 1 является её преждевременность и несоответствие историческим условиям России первой четверти XVIII века.

Ещё до начала проведения реформы государем был предпринят ряд мер, направленных на упорядочение судопроизводства в стране. В частности, им была учреждена Юстиц-коллегия, являвшаяся высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам. Кроме того, в губерниях были созданы надворные суды, а в провинциях ─ нижние.

Высшие и низшие судебные инстанции государства

Описывая кратко судебную реформу Петра 1, остановимся на основных её положениях. Так, согласно введённым в 1719 году правилам, все самые важные юридические вопросы рассматривались лично царём. Он же являлся и главой государственной судебной системы. Известно, например, что государь сам вёл следствие по делу своего сына Алексея и вынес по нему смертный приговор. Этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Н. Н. Ге, репродукция которой приведена ниже. В помощь себе монарх мог создавать «канцелярии розыскных дел», которые на местах осуществляли расследование преступлений и помогали ему в выяснении обстоятельств наиболее крупных имущественных тяжб. На них же, согласно нормативным актам, принятым в результате судебной реформы Петра 1, возлагались и судебные функции.

В случае возникновения правовых претензий к главным юристам государства ─ обер-прокурору и генерал-прокурору ─ их дела мог рассматривать только государь-император, поскольку он, как было сказано выше, представлял собой высшую судебную инстанцию. Рангом ниже него шёл Сенат. Он выполнял функции апелляционного органа, дававшего разъяснения нижестоящим судам, а также рассматривал определённую категорию дел. Так, ему были подсудны сами господа сенаторы, уличённые в тех или иных должностных преступлениях. В состав Сената входила Юстиц-коллегия, осуществлявшая управление всеми судами на территории России, а также рассматривавшая апелляции, поданные в отношении решений, принятых надворными судами.

Основные положения судебной реформы Петра 1 устанавливали и порядок судопроизводства на местах. Оно должно было осуществляться судами двух уровней ─ нижними и надворными. Президентами последних могли быть только губернаторы и вице-губернаторы. На их рассмотрение передавались дела из нижних судов в тех случаях, когда, по мнению одной из сторон, решение было принято с пристрастием. Так же и смертные приговоры, вынесенные низовыми судебными инстанциями, во всех случаях подлежали утверждению надворными судами.

Роль Сената в рассмотрении наиболее важных дел

Помимо всего прочего, значение судебной реформы Петра 1 заключалось в расширении полномочий Сената. Любопытно отметить, что практически все его коллегии, за исключением лишь той, которая ведала иностранными делами, через своих представителей на местах выполняли те или иные судебные функции.

Например, в рассмотрении дел, связанных с хищением государственных средств (казнокрадством), всегда принимали участие так называемые камериры ─ чиновники Камер-коллегии, ведавшей финансами, а земские комиссары занимались беглыми крестьянами. Содействие в этом им оказывали местные воеводы.

Также органами Сената являлись два печально памятных учреждения ─ Тайная канцелярия и Преображенский приказ, занимавшиеся расследованием политических преступлений и обладавшие судебными полномочиями. Они были призваны осуществлять контроль за всеобщей лояльностью существовавшему режиму и на самой ранней стадии искоренять любые проявления вольнодумства.

Трудности на пути преобразования судебной системы

Говоря о плюсах и минусах судебной реформы Петра 1, обычно указывают на то, что она во многом иллюстрирует извечный российский принцип, блестяще сформулированный в конце XX века: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Дело в том, что реальной властью на местах обладали прежде всего губернаторы и узкий круг ближайших лиц. Именно к ним и приходилось обращаться за обжалованием решений не только нижних, но даже и надворных судов. То есть на практике окончательное судебное решение всё равно зависело от произвола местных чиновников, далеко не всегда принимавших в расчёт букву закона.

Такое положение вещей создало благоприятную почву для самых грубых злоупотреблений со стороны губернаторов, бесцеремонно вмешивавшихся в отправление правосудия. Усилившийся хаос во взаимоотношениях местных властей и судов усилился, приведя к тому, что в период 1722-1727 гг. отдельные статьи судебной реформы Петра 1 были изменены. В частности, государь упразднил надворные и низшие суды, передав их функции воеводам и асессорам (заседателям). Таким образом, на местах административная и судебная власть оказалась в одних руках, что послужило дальнейшему усилению чиновничьего произвола.

Исключение составили лишь дела, касавшиеся политических вопросов: они, как и прежде, подлежали рассмотрению Тайной канцелярией, а в особо серьёзных случаях решения по ним выносил лично император. Кроме того, особая система судопроизводства существовала в Прибалтике, на Украине, а также в ряде мусульманских областей, находившихся под юрисдикцией российского монарха. Принято считать, что итоги судебной реформы Петра 1 в целом оказались весьма неутешительными. Не обеспечив граждан возможностью законно отстаивать свои интересы, она создала благоприятные условия для коррупционеров.

Законы, ставшие орудием подавления вольнодумства

Следует остановиться и на осуществлённом в результате реформы изменении общей практики судопроизводства. Дело в том, что в начальный период правления Петра I в России она представляла собой состязательный процесс. Его принцип заключался в том, что при вынесении решений рассматривались доказательства, приводимые обеими сторонами. Сами же члены суда участия в следственных мероприятиях не принимали.

Такой порядок существовал с давних времён и принял форму овеянной веками традиции. Однако судебная реформа Петра 1 проводилась в период, когда российское общество было охвачено очередной волной классовой борьбы, что явилось неизбежным следствием крушения прежних феодальных устоев, последним звеном которых являлся абсолютизм. В этих исторических реалиях государю был необходим действенный механизм для подавления любых попыток изменения существовавшего строя.

Волна крестьянских восстаний, прокатившаяся по России в начале XVIII века, послужила одной из причин проведения в жизнь судебной реформы Петра 1. Предусмотренные ею инструменты подавления сопротивления народных масс, такие как создание Тайной канцелярии и Преображенского приказа, явились следствием стремления господствовавшего класса удержать свои позиции. Эта тенденция нашла своё отражение и в нововведениях, касавшихся вопросов судопроизводства.

Инквизиторы XVIII века

На смену прежней состязательной системе, о которой говорилось выше, в царствование Петра I пришла следственная, или, как её нередко называли современники, инквизиционная форма. Теперь, вопреки сложившейся ранее традиции, суд наделялся полномочиями самостоятельно составлять обвинительную базу доказательств, что значительно уменьшало вероятность вынесения оправдательных приговоров, особенно если речь шла о политических преступлениях, весьма участившихся и послуживших толчком к проведению реформы Петра 1.

Кратко это можно выразить следующим образом: суд принял форму репрессивного механизма, предназначенного для сохранения в стране существовавшего политического строя, которым являлась в ту пору абсолютная монархия. Остановимся подробнее на особенностях розыскного (инквизицонного) процесса.

Характерные черты нового судопроизводства

Прежде всего следует отметить, что, независимо от того, из каких источников поступали сведения о тех или иных противоправных деяниях, начало процесса инициировалось самим судом, то есть государством. Исключения составляли лишь гражданско-правовые тяжбы, начинавшиеся, как и в прежние времена, с подачи истцом челобитной.

Крайне важным обстоятельством является то, что на самих судей возлагались обязанности следователей. В результате полученные ими данные не перепроверялись, а при рассмотрении дела принимались как неоспоримый факт. По сути, целью органов, обеспечивавших судопроизводство, стало не установление истины и наказание виновных, а всеобщее устрашение, направленное на профилактику и предупреждение возможных антиправительственных действий.

В результате итогом судебной реформы Петра 1 стала повсеместная практика, при которой считалось, что лучше покарать невиновного (чтоб другим неповадно было), чем вынести Такой принцип судопроизводства надолго укоренился в России и, пережив эпоху самодержавия, расцвёл пышным цветом в период массовых репрессий XX века.

Продолжение былых традиций

Судебная реформа Петра 1, кратко описанная выше, зародилась отнюдь не на пустом месте. Она явилась логическим завершением ранее начатых процессов. Достаточно вспомнить государев указ от 21 февраля 1697 года, в котором был обозначен решительный поворот от совещательного суда к следственному ─ иквизиционному по своей сути. Этот документ, отменявший, в частности, очные ставки, устанавливал жёсткую и подчас крайне пристрастную систему розыска.

Например, судье предоставлялось право отводить любого свидетеля, если его показания могли поставить под сомнение готовящийся приговор. Более того, их вполне могли привлечь к ответственности как лжесвидетелей, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до смертной казни, впервые введённой за этот вид преступлений.

Изучение судебной реформы Петра 1 и ряда предшествовавших ей указов показывает, что сами по себе они не являются новым словом в юриспруденции той эпохи, а всего лишь служат продолжением традиции, заложенной ещё много веков назад. Подобные формы розыска, негласно существовавшие ещё в эпоху Рюриковичей, получили в данном случае юридическое обоснование и были возведены в ранг закона.

Свод нормативных актов 1716 года

Ещё одним важным документом, имеющим прямое отношение к содержанию судебной реформы Петра 1, является появившееся в 1716 году «Краткое изображение процессов» ─ свод нормативных актов, определявших действия гражданских судов в свете законов, установленных Воинским Артикулом. Бытует весьма ошибочное мнение, что данный указ распространял действие воинского устава на гражданские суды. В действительности это не совсем так. В нём лишь предписывалось судебным органам при рассмотрении дел, так или иначе связанных с армией, руководствоваться уставными статьями, но не распространять их действие на гражданских лиц. Безусловно, одним из плюсов судебной реформы Петра 1 явилось разграничение этих двух сфер судопроизводства.

Законодательный документ, появившийся в 1716 году и также являвшийся частью общей реформы, сыграл существенную роль в установлении новых институтов в процессуальном праве России. Прежде всего его положениями регламентировалась сама система судебных органов страны. Кроме того, в нём впервые чёткое определение получило понятие судебного процесса и были обозначены основные его виды.

Далее конкретно указывалось, в каких случаях и в каком объёме допустимо применение пыток (для XVIII века это был весьма актуальный вопрос). И наконец, устанавливался порядок рассмотрения доказательств, а также вынесения и обжалования приговора. Решение всех этих важнейших юридических вопросов в прежние времена возлагалось непосредственно на судебных чиновников и полностью зависело от их произвола. Таким образом, выработка общей для всех процессуальной базы является существенным плюсом судебной реформы Петра 1.

Характерные особенности судебного следствия

Многие исследователи обращают внимание на то, что большинство нормативно-правовых актов, появившихся в Петровскую эпоху, были частично или полностью заимствованы из западных источников. Именно так, например, составлялись в ту пору воинские и гражданские законы. Однако, несмотря на это, все они явились отображением общественного и политического развития России в начале XVIII века и диктовались требованиями развивавшегося в ней абсолютизма. Поскольку в судебные процессы, как было сказано выше, имели розыскную или, иначе говоря, инквизиционную форму, остановимся подробнее на основных их чертах.

Независимо от того, из каких конкретных источников поступал материал обвинения, начало процесса инициировалось государством, то есть самими членами суда. Исключение составляли лишь гражданско-правовые тяжбы, челобитные по которым подавали непосредственно сами истцы.

Далее все следственные мероприятия осуществлялись судьями, и их результаты не рассматривались в других инстанциях, что полностью исключало иное, не устраивающее их толкование собранных доказательств. Такая практика создавала почву для сложившегося в ходе следствия предвзятого подхода судей к обстоятельствам дела.

И, наконец, самое главное. Подобный порядок следствия превращал обвиняемого в бесправный объект деятельности суда, который, «исследуя дело», как правило, прибегал к помощи палача для получения желаемых показаний. Если же подследственный упорствовал, то мучения усиливались, что порой приводило к его смерти ещё на стадии расследования дела.

Обычным явлением в ту эпоху было и применение пыток в отношении свидетелей и даже самих доносчиков. Именно таким образом российские «жрецы Фемиды» проверяли истинность их показаний. Вполне понятно, что подобные меры служили не торжеству истины, а лишь желаемому для властей исходу судебного процесса. Самым же главным доказательством вины считалось получение признания подследственного, и в этом направлении палачи не жалели сил. Эти принципы, сложившиеся ещё задолго до восшествия на престол Петра I, стали основой проводившейся им судебной реформы и были юридически закреплены в её статьях.

Итоги судебной реформы Петра 1

При всех своих недостатках, о которых говорилось выше, судебная реформа начала XVIII столетия явилась важной вехой в истории российской юриспруденции. Благодаря ей появились более чёткие формулировки большинства законов, а также определения основных процессуальных институтов и понятий. Кроме того, была законодательно установлена более стройная и неизвестная прежде система судебных органов. Но в то же время, несмотря на все усилия, органы правосудия так и не удалось вывести из-под влияния местной администрации и освободить от многих пережитков прошлого.

Началась $18$ декабря $1708$ изданием указа «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» . Окончательный вид петровские преобразования в данной сфере приобрели после Второй Губернской реформы $1719$ г.

Замечание 1

Причина проведения реформы состояла в преодолении устаревшего к $XVIII$ в. административного деления и обеспечение армии в ходе Северной войны. Созданные губернии имели связь с распределяемыми полками уже напрямую.

Территория страны была разделена в $1708$ г. на $8$ губерний:

  1. Московская
  2. Ингерманландская (Санкт-Петербургская)
  3. Киевская
  4. Смоленская
  5. Казанская
  6. Архангелогородская
  7. Азовская
  8. Сибирская

К $1714$ г. количество губерний увеличилось: появились Астраханская, Рижская и Нижегородская.

По реформе главой губернии назначался генерал-губернатор , имевший полноту военной и судебной власти. Кроме того, губернаторы организовывали работу полиции и суда. Генерал-губернаторы имели несколько помощников для сборов, организации военного управления, юстиции, розыска и т.п.

Сложности реформы

Губернская реформа проводилась параллельно с внедрением коллегиальной системы. Поэтому царь Петр I ввел к губернаторам советников (ландратов ), которых необходимо было избирать из местных дворян. Однако на практике затея провалилась: губернаторы сами подбирали себе людей, поэтому советы были отменены.

Пример 1

Губернаторами назначались только доверенные приближенные к царю люди, например, Меншиков А.Д. был генерал-губернатором Санкт-Петербургской губернии.

Но эти проверенные люди были слишком загружены делами, чтобы постоянно править губерниями, а вице-губернаторы не имели такой широты полномочий, а кроме того, могли быть не слишком надежными.

Можно заключить, что Петр I хорошо осознавал невозможность управления такой огромной страной исключительно силами одного центра, поэтому он попытался провести умеренную децентрализацию, перенести центр тяжести на места. Но Первая Губернская реформа прошла не слишком успешно.

Вторая Областная реформа

После $10$ лет работы местной административной системы по Первой Губернской реформе, в $1718$ начались мероприятия второго этапа. Вторая реформа впитала в себя достижения и опыт неудач первой реформы. Кроме того, если первая реформа была проведена в первую очередь для нужд войны, то с приближением ее окончания требовалось устроить жизнь внутри страны в мирное время.

Разработкой реформы занимался Сенат. Он тщательно изучал опыты европейских стран в этом вопросе. В мае $1719$ г. началось внедрение нового административного деления. Сначала его приняли в Санкт-Петербургской губернии, а с $1720$ г. во всей стране. Таким образом, государство делилось на губернии, провинции и дистрикты . Основной административной единицей стала провинция , всего их было $50$. Руководил провинцией воевода , более мелким дистриктом – земский комиссар . Губернии продолжали существовать как военные округа, но воевода не подчинялся губернатору (только в военных вопросах).

Затем для осуществления сбора подушной подати был основан институт выборных новых земских комиссаров из местных дворян. Но эта вторая попытка введения самоуправления снова провалилась, т.к. дворяне не хотели даже просто приезжать на съезды.

Деятельность воевод была обширна: сбор доходов с государственных производств, строительство крепостей, обеспечение безопасности провинции, судебные функции, розыск беглых. Воевод и провинциальную администрацию назначал Сенат, а подчинялись они коллегиям.

Итоги. Значение

Областная реформа Петра I помогла победить в Северной войне благодаря четкой организации снабжения войск губерниями.

Судебная и административная власть были разделены между собой. Система управления была в целом унифицирована по стране, вне зависимости от региональных особенностей.

Вместе с тем, общее количество учреждений и служащих сильно возросло, что привело к увеличению затрат.

Реформа 1719 года: содержания и последствия. Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях . Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации. На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела . Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. Таким образом попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.Вновь к вопросу о судебной реформе правительство возвращается в 1775 г., когда в ходе губернской реформы были учреждены в губерниях и уездах новые судебные учреждения для каждого сословия отдельные. В уездах образованы были уездные суды для дворян и при них дворянская опека. Судом первой инстанции для государственных крестьян в уезде стала нижняя расправа , а для городского населения судом - городовой магистрат. Судами второй инстанции в губернии являлись три сословных судебных учреждения: верхний земский суд (для дворян); губернский магистрат (для городского населения) и верхняя расправа (для государственных крестьян). Все судебные дела, по замыслу законодателя, должны были завершаться на уровне губернии. Поэтому в каждой губернии создавались еще палаты уголовного и гражданского суда. Они являлись высшей апелляционной инстанцией для всех нижестоящих сословных судов. Высшей кассационной инстанцией для всех судов империи стал Сенат, в котором были образованы уголовно-кассационный и гражданско-кассационные департаменты. Юстиц-коллегия стала органом судебного управления (подбор кадров, материальное обеспечение), хотя иногда она рассматривала в порядке надзора отдельные дела.Таким образом, судебные органы были отделены от администрации, хотя и не полностью. Так, мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в управах благочиния и нижних земских судах - полицейских учреждениях. Сенат тоже являлся не только высшей судебной инстанцией, но и органом управления, контролировавшим административные органы. Судебная система, созданная при Екатерине II, просуществовала до судебной реформы 1864 года. Она была чрезмерно громоздка и отличалась множеством инстанций, исключительной волокитой и взяточничеством.

  • Предисловие 3
  • Глава первая. Основные черты областной реформы 1719 г. 17
    • I. Общий характер реформ Петра Великого 17
      • Законодательство московского государства 17
      • Значение обычая 18
      • Борьба реформы с обычаем 19
      • Всеобъемлющая полицейская деятельность государства Петра 19
      • Разум, как руководящее начало реформы 28
    • II. Абсолютизм м рационализм государства Петра В., как обще-европейские явления XVII-XVIII в. 30
      • Западно-европейская политическая действительность 30
      • Политические идеи 30
      • Знакомство Петра и русского общества с этою действительностью и идеями 34
      • Рационализм законодательства Петра 37
      • Необходимость перемены учреждений в связи с задачами реформы 40
    • III. Заимствование учреждений с запада 41
      • Последовательность западного влияния 41
      • Неудача самостоятельных политических построений 43
      • Выбор западных учреждений 45
      • Почему получили предпочтение шведские 46
      • Переработка шведских учреждений 47
      • Отзыв Фокеродта об административной реформе 50
    • IV. Правильное разчленение учреждений 52
      • Отсутствие общего плана реформы 52
      • Беспорядок системы приказов XVII в. 54
      • Преимущества коллегиального порядка 55
      • Распределение дел между коллегиями 57
      • Дифференциация органов местного управления. отделение суда от администрации 57
      • Разветвление органов администрации 58
    • V. Однообразование областного разделения 60
      • Регламентация учреждений 61
      • Эволюция областной единицы 61
      • Губерния 1708 г. 63
      • Подразделения губернии 63
      • Провинция и дистрикт 65
    • VI. Однообразие областного управления 68
      • Областное управление XVII в. 68
      • Отделение центральных инстанций от областных 71
      • Однообразие устройства местных органов 71
      • Однообразие их деятельности 72
    • VII. Задачи, поставленные учреждениям 1719 г. 74
      • На учреждениях 1719 г. отразился дух времени 74
      • Бюрократизм 75
      • Широта задач, поствленных учреждениям 78
      • Идеализм реформатора 81
  • Глава вторая. Областные административные учреждения 83
    • I. Организация провинциальных учреждений 83
      • Организация коллегий 83
      • Устройство камер-коллегии 84
      • Назначение провинциального штата 85
      • Вступление его в действие 86
      • Прежняя администрация медлит расставиться с провинцией 89
      • Беспорядок в управлении вследствие смены администраций 91
    • II. Отношение провинции к губернии и к центральным органам 92
      • Самостоятельное значение провинции 92
      • Отношение к губернатору 93
      • Вмешательство губернаторов в провинциальное управление 94
      • Значение губернаторского деления после 1719 г. 95
      • Воеводы охраняют свою самостоятельность 97
      • Отношение провинуии к сенату и коллегиям 98
      • Отношение ее к камер-коллегии 100
    • III. Полицейская деятельность провинциальной администрации 103
      • Анализ воеводской инструкции 103
      • Деятельность воеводы по данным практики 107
      • Заботы о безопасности 110
      • Медицина и общественное призрение 112
      • Народное просвещение 113
      • Другие предметы полицейской деятельности, указанные инструкцией 114
      • IV. Средства и характер провинциальной администрации 117
      • Отсутствие ресурсов на удовлетворение местных нужд 117
      • Отсутствие инициативы, как результат исключительной работы для центра 119
      • Воевода - агент исполнитель в местности 121
      • Провинциальная администрация 1719 г. служит продолжение губернской 1708 г. 122
    • V. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 124
      • Двоякие функции местных органов власти 124
      • Отношение к дворянству. В какой степени провинуиальный воевода удовлетворяет интересы дворянства 125
      • Исполнение требований правительства, предъявляемых к дворянству 128
      • Отношение провинциальных властей к городу до издания регламента главного магистрата 129
      • Отношение после издания этого регламента 133
    • VI. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 138
      • Церковные земли. Изъяте их из ведомства общей адсинистрации и восстаовление монастырсного приказа 138
      • Комиссары синодальной команды 139
      • Вмешательство общей администрации в управление церковных земель 140
      • Правительство само уполномочивает к такому вмешательству 141
      • Дворцовые земли 142
      • Резюме 143
    • VII. Финансовая деятельность провинциальной администрации 144
      • Финансовая деятельность воеводы по инструкции 144
      • Деятельность его на практике 146
      • Обязанности камерира 146
      • Отношение воеводы к камериру 147
      • Прямые налоги 150
      • Косвенные сборы 152
      • Судебная деятельность камерира 153
      • Рентмейстер 155
    • VIII. Земский комиссар 156
      • Два периода в истории института земских комиссаров 156
      • Земские комиссары 1719-1724 гг. назначались камер-коллегией 157
      • Округ земского комиссара 162
      • Отношение к воеводе и камериру 164
      • Подчиненные комиссары 164
      • Деятельность земского комиссара. Общий характер 165
      • Полиция безопастности 165
      • Отношение к судебным органам 167
      • Исполнительная деятельность 170
      • Пути сообщения 172
      • Движение полков через дистрикт 174
      • Сборы повинностей 175
      • Отношение к городу 178
  • Глава третья. Областные судебные учреждения 180
    • I. Подготовка судебной реформы 180
      • Назначение президентом юстиц-коллегии 180
      • Подготовительные работы 181
      • Проект Матвеева 183
      • Проект Фика 186
      • Значение обоих проектов в организации судебных цчреждений 187
      • Отделение суда от администрации 188
    • II. Центральные судебные учреждения 189
      • Судебное значение сената 189
      • Организация юстиц коллении 192
      • Значение юстиц-коллении, как органа, ведающего администрацию судебных учреждений 194
      • Значение ее, как судебного ьрибунала 198
    • III. Надворные суды 201
      • Организация областных судебных учреждений 201
      • Округи надворных судов 202
      • Состав надворных судов 203
      • Проект инструкции надворному суду 205
      • Прокуроры при надворных судах 210
      • Компетерция надворного суда 214
      • Сравнение с шведским оригиналом 218
    • IV. Нижние суды 1719-22 гг. 219
      • Коллегиальные нижние суды 219
      • Городовые судьи 221
      • Компетенция нижнего суда 222
      • Нижние суды единоличные не были в низшей инстанцией относительно нижних судов коллегиальных 225
    • V. Взаимоотношение судебных инстанций 230
      • Движение дел по инстанциям: по инициативе сторон 230
      • по свойству дела 231
      • по инициативе судьи 231
      • по инициативе высшей инстанции 234
      • Нетвердость судебных решений 234
    • VI. Судебные учреждения и областная администрация 237
      • Отступления от начала разделения властей 237
      • Отношения судобной и административной власти по закону 240
      • Отношения между ними на практике. Участие судей в администрации 242
      • Вмешательство администации в судебные дела 244
      • Столкновения органов суда и администрации 247
    • VII. Судебная реформа 1722 г. 251
      • Причины издания указов 1722 г. 251
      • Устройство судебной системы по этим указам 253
      • Провинциальные суды 253
      • Значение асессоров 255
      • Судебные комиссары 258
      • Число инстанций 259
      • Реакционный характер указов 1722 г. 260
      • Остатки разделения властей с 1722 г. 261
    • VIII. Результаты судебной реформы 262
      • Изменения в процессе 262
      • Причины неуспеха судебной реформы 262
      • Медленность суда 264
      • Его бессилие 267
      • Неуважение к нему общества 270
  • Глава четвертая. Областные учреждения 1719 г. не соответствовали средствам общества 273
    • I. Недостаток денежных средств 273
      • Предварительные замечания 273
      • Вознаграждаемость гражданской службы при Петре 274
      • Вопрос о стоимости областных учреждений при обсуждении реформы 277
      • Неисправность казны в выдаче жалованья 279
      • Последствия этой неисправности 283
    • II. Недостаток личных средств 286
      • Усиленный спрос, предявленный реформой к служилому классу 286
      • Недостаток приказного люда 288
      • Смотры, как средство контроля за состоянием служилого класса 290
      • Смотр 1722 г. 292
      • Вызовы на смотры отвлекали служилый персонал от обязанностей по управлению 294
    • III. Недостаток подготовки у служилого персонала 298
      • Новые формы и задачи администрации 298
      • Воспитание служилого персонала не развивало в нем качеств, необходимых для новых требований 299
      • Злоупотребления областной администрации и суда 303
    • IV. Органы надзора в провинции 311
      • Организация института фискалов 311
      • Обязанности фискалов 316
      • Средства надзора 317
      • Отношение администрации и общества к институту 320
      • Сенаторская ревизия 324
      • Ревизоры военной коллении 326
    • V. Гвардейцы в роли органов надзора в провинции 327
      • Недействительность органов надзора 327
      • Отношение Петра к гвардии 328
      • Деятельность гвардейцев в провинции 329
      • Их отношение к областной администрации 331
  • Глава пятая. Областная реформа и подушная подать 338
    • I. Перепись начеления и ревизия 338
      • Идея подушной подати и расположения полков армии на души 338
      • Пеперись населения 342
      • Ревизия переписи и организация "переписных канцелярий" 344
      • Неясность социального состава населения, как причина медленного хода переписи 348
    • II. Сопротивление населения переписи 359
      • Способы и размеры утайки душ 359
      • Законодательство о взысканиях за утайку 361
      • Усатие переписных канцелярий в выработке и исполнении этого законодательства 365
      • Другие причины медленности переписи 369
    • III. Расположение полков на души 371
      • Пробное расположение двух полков в новгородской провинции 371
      • Составление общего плана расположения полков 376
      • Постройка "вечных квартир" 383
      • Медленный ход построек 388
      • Передвижение полков на квартиры 392
    • IV. Провинциальная администрация и переписные канцелярии 394
      • Переписные канцелярии приобретают характер постоянных учреждений в области 394
      • Круг деятельности переписчиков 396
      • Поручение им административных дел 397
      • Отношение переписчиков к провинциальной администрации 400
    • V. Провинциальная администрация и полковые штабы 406
      • Отношение полков к населению 406
      • Участие полковника в делах местного управления: сбор подушной 408
      • дела, связанные с производством сбора 409
      • дела общеадсинистративного характера 410
      • Отношение полковой администрации к провинциальной 412
    • VI. Выборный комиссар от земли 420
      • Различие его от земского комиссара, назначавшего ся камер-коллегией 420
      • Первые общие выборы комиссаров от земли в конце 1723 г. 421
      • Выборы комиссара имели значение повинности 425
      • Перемена в значении уездной дворянской корпорации 425
      • Признаки корпоративной деятельности уездных дворянских общества в первой четверти XVIII в. 431
      • Избирательные съезды для выбора комиссаров от земли 435
    • VII. Выборный комиссар от земли 440
      • Полковой дистрикт 440
      • Значение уезда при образовании дистриктов 442
      • Инструкция комиссару от земли 443
      • Связь комиссара от земли с полком 446
      • Обязанности комиссара от земли сверх сбора подушной 447
      • Отношение его к камер-коллегии 449
      • Отношение его к провинциальным и полковым властям 450
      • Прежние камер-коллежские земские комиссары продолжают существовать в 1724-27 гг. 452
      • Резюме главы пятой 457
  • Глава шестая. Отмена областных учреждений Петра Великого 460
    • I. Резюме предыдущего 460
      • Идеалы реформы 460
      • Деятельность административных учреждений 462
      • Судебные учреждения 465
      • Областные учреждения и общество 468
      • Влияние подушной подати 469
      • Моменты в разрушении областных учреждений 470
    • II. Расстройство финансового хозяйства в конце царствования Петра 471
      • Проект перемен в администрации, предложенный Фиком 471
      • Отзыв Кохиуса 474
      • Неаккуратность отчетности 474
      • Размеры нодоимок 476
    • III. Расстройство народного хозяйства 479
      • Неурожаи 479
      • Увеличение податной тягости: возрастание цифр налога 482
      • сборы сверх подушной 484
      • раскладочный характер подушной в связи с побегом крестьян 487
    • IV. Областные учреждения Петра В. рассматривались в 1725-27 гг. как причина расстройства финансов и народного хозяйства 494
      • Записка Ягужинского 494
      • Доклад сената 497
      • Мнение генералитета 498
      • Мнения в верховном тайном совете: критика областной реформы Петра 500
    • V. Отмена областных учреждений Петра В. 508
      • Вывод военных команд из уездов 508
      • Отмена рентмейстеров и вальдмейстеров 509
      • Реакционные взгляды 510
      • Черты воеводского управления 1727 г.: слияние власти 512
      • Восстановление воевод в городах, где они бывали в XVII в. 516
      • Иерархический порядок 518
      • Задачи местного управления по наказу 1728 г. 520
    • VI. Положительные результаты областной реформы 1719 г. 522
      • Непрочность областных учреждений 1719 г. 522
      • Они не были основаны на сознательно и твердо усвоенном принципе 523
      • Они не заинтересовали правящего общественного класса 529
      • Влияние областных учреждений Петра В. на дальнейший порядок местного управления 535
  • Приложения 539