Декрет 1 от 25 января года. Национальный правовой интернет-портал республики беларусь

Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения . сайт узнал у экспертов, чего стоит ожидать от обновленного декрета по тунеядцам.

Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин .

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

«Исправляя одни ошибки, власть продолжает генерировать новые»

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», считает, что формулировки в новом декрете абсурдные и его принятие может привести к негативным последствиям на рынке труда.

— Отрадно, что власть начинает признавать свои ошибки, отменив сбор на тунеядство, — говорит аналитик. — При этом огорчает, что, исправляя одни ошибки, она генерирует новые — это желание обязать возмещать стопроцентную стоимость пока еще непонятно каких оказываемых государством услуг трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике.

Вадим Иосуб считает абсурдной формулировку «трудоспособные граждане, не занятые в экономике».

— Во-первых, сейчас нигде точно не сформулировано, кого относить к этим людям. В декрете сказано, что будут приниматься разъясняющие подзаконные акты Советом министров. Видимо, там это распишут, — предполагает аналитик. — Кстати, в прошлый раз весь декрет — кого относить к тунеядцам, кого нет, меры воздействия, были прописаны в самом документе, соответственно, и недовольства этим документом были направлены на человека, его подписавшего. Сейчас получается рамочный декрет, уточнять его будет Совмин, исполнять — местные органы власти. Теперь, если будут недовольства, то направлены они будут на «плохой» Совет министров, исполнителей на местном уровне.

— С точки зрения властей этот вопрос, скорее всего, определяется, работает или не работает человек, платит ли подоходный, ФСЗН. Это распространяется на ИП, ремесленников. Соответственно, если человек не работает, не ИП и не ремесленник, то он не участвует. Но можно найти массу контрпримеров, которые показывают, что определять таким образом несправедливо. Простой пример: семья, где муж получает пять или десять средних зарплат по стране, жена домохозяйка. Он со своей зарплаты платит налоги, все удержания, причем в разы больше, чем среднестатистический белорус. Он может позволить себе содержать жену. Является ли жена не участвующей в экономике — не очень понятно. Ведь данная семья платит налогов больше, чем средняя семья, — говорит аналитик. — Аналогичный пример: человек имел бизнес, платил много налогов, решил его продать. Продал, получил деньги, заплатил с них налоги и решил год не работать — отдохнуть. Положил деньги на депозит, а еще лучше купил на них государственные облигации и живет на проценты. Является ли он не участвующим в экономике, если вложил в нее кучу денег через банк или напрямую в бюджет, купив на них государственные облигации? Это вопрос.

И старый декрет, и новый «якобы направлены на установление социальной справедливости», отмечает эксперт. Но он считает, что документ может привести к прямо противоположным вещам.

— У нас в стране избытка рабочих мест нет, есть серьезная фактическая безработица, она отличается от зарегистрированной. К чему может подтолкнуть декрет? В первом примере, где муж содержит жену, она домохозяйка, им денег на все хватает. Но чтобы не числиться не участвующей в экономике, она может фиктивно устроиться куда-нибудь. К примеру, на полставки уборщицей, посудомойкой, няней. При этом работать на самом деле не будет, скажет директору, что зарплата ей не нужна, она хочет только числиться. При этом она займет чье-то место, человека, который остро нуждается в работе. Это обострит социальную напряженность. Люди, которые не нуждаются в рабочем месте и небольших деньгах, будут занимать места тех, кто в этом рабочем месте остро нуждается. Есть надежда, что к моменту, когда все это должно быть разъяснено Советом министров, де-факто это спустят на тормозах или полностью «выхолостят». И в результате это не будет работать, так же, как толком не работал предыдущий декрет № 3.

«Возникнет проблема на этапе внедрения идей декрета № 1»

«Скорее всего, возникнут проблемы на этапе внедрения декрета, так как многие положения могут не соответствовать действующей Конституции», — считает Владимир Ковалкин, экономист, руководитель проекта «Кошт урада».

— Новый декрет, безусловно, лучше предыдущего. Вместо сбора безработные будут оплачивать госуслуги по полной стоимости. Если сравнить с мировой практикой, то подобные вещи применяются во многих странах, например в Литве. Если ты являешься безработным, не стоишь на учете на бирже труда и не платишь взносы в Sodra (аналог ФСЗН. — Прим. TUT.BY), точно так же лишаешься возможности получать весь спектр медицинских услуг. Такие вещи применяются во многих странах, другое дело, что в Беларуси возникнет проблема на конституционном уровне, на этапе внедрения этих идей. Конституция гарантирует бесплатную медицину и бесплатное среднее образование для всех граждан. Как собираются власти одновременно реализовывать декрет, где предусмотрена полная оплата госуслуг, и при этом не нарушить Конституцию, совершенно непонятно.

Владимир считает, что одна из возможных мер — расширение перечня платных услуг.

— Тунеядец сможет получить только базовые медуслуги, проще говоря, прийти на прием к терапевту и помазать ранку зеленкой. Серьезная диагностика или лечение будут платными. При этом человек, который платит взносы в фонд соцзащиты, по-прежнему сможет лечиться бесплатно.

По словам эксперта, еще один резонный вопрос — как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди.

— Этих схем абсолютно нет, и декрет носит декларативный характер. Но как только чиновники начнут разрабатывать подзаконные акты, начнутся проблемы — противоречие Конституции, проблемы с расчетом тарифов. Я думаю, что первый период, когда проблемы начнут вскрываться, будет в апреле-мае, на этапе разработки подзаконных актов, когда нужно будет выдать какие-то постановления, которые объясняют, как же применяется декрет. Второй период будет на этапе, когда декрет начнут внедрять и применять.

В других странах, особенно европейских, такой проблемы не возникает, потому что там услуги ЖКХ оплачиваются полностью, отмечает эксперт. «Однако предусматривается система налоговых вычетов, и в том случае, если граждане являются малоимущими или безработными, им выплачивается пособие. Там идут со стороны доходов, а не расходов», — говорит Владимир Ковалкин.

По его мнению, помимо борьбы с уклонением от уплаты налогов, нужно менять всю систему социальной поддержки.

— Менять на ту, которая доказала свою эффективность на протяжении более чем ста лет в странах Европы. Это значит платить нормальное пособие по безработице, создавать учебные центры по переквалификации в центрах занятости, стимулировать людей заниматься предпринимательством, создавать налоговые вычеты для отдельных уязвимых групп. Всего этого в Беларуси нет, и поэтому на этапе внедрения декрета будет огромное количество проблем.

Декрет № 1 подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января, он предусматривает меры по содействию занятости населения, сообщила пресс-служба.

В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации декрета правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», - отмечено в сообщении.

На правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Работай или плати по полной

Декрет №1 «О содействии занятости населения», принятый в январе этого года, в полную силу заработает с января 2019 года. Именно тогда трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, придется платить за субсидируемые государством услуги по их полной стоимости. Ляжет ли это тяжким бременем на всю семью неработающего или так называемый «тунеядец» будет платить по полной только за себя, пока не известно. На то, чтобы окончательно определить перечень таких услуг и выработать порядок расчета, у соответствующих ведомств, еще есть время.

Однако активные меры по реализации декрета Президента предпринимаются уже сейчас. Так, 31 марта правительством принято два постановления, которые направлены на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения.

Как рассказала начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Галина Яшина, постановление № 239 определяет порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике.

База данных граждан, которые считаются не занятыми в экономике, будет сформирована к 1 декабря. Она представляет собой информационный ресурс, позволяющий оптимизировать процесс формирования списка трудоспособных граждан, не занятых в экономике. База будет актуализироваться ежеквартально.

Все попавшие в эту базу будут об этом проинформированы. Актуальная информация базы за предыдущие три месяца будет направляться для работы комиссий в исполкомы.

Кого не зачислят в «тунеядцы»?

Для того, чтобы заранее убедиться, что вы не попадаете в число так называемых «тунеядцев» и возмещать полную стоимость услуг вам не придется, необходимо ознакомиться с пунктом 3 положения.

В этом солидном перечне — разные категории работающих: предприниматели, ремесленники, граждане, получающие образование в дневной форме и на дому (за исключением допобразования детей и молодежи и образовательных курсов для взрослых). Те, кто производит продукцию растениеводства, животноводства, за исключением жителей областных центров и Минска, на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, КФХ, огородничества, строительства и обслуживания жилого дома. Матери, мачехи, отцы, отчимы, усыновители, опекуны, попечители, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, и некоторые другие категории.

Кроме того, из списка не занятых в экономике исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднена или невозможна. Список таких категорий приведен в пункте 4 постановления. Среди них люди с инвалидностью, граждане, отбывающие наказание, находящиеся на принудительном лечении по решению суда и иные категории. «Для имеющих трудности с трудоустройством предусмотрен льготный период в шесть месяцев по окончании деятельности, в течение которого они не будут включаться в базу данных. Это являвшиеся военнослужащими, сотрудниками военнизированных организаций, имевшие специальное звание резервиста, военнообязанного, прошедшие альтернативную службу и другие», — добавила Галина Яшина.

Что касается работающих за границей, они свой статус должны подтвердить при обращении в комиссию. В этом случае они не попадут в список не занятых в экономике для возмещения услуг. То же касается и учащихся за границей.

Окончательное решение — за комиссией

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета №1 отведена местным органам власти. Для этого в нашем районе будет создана постоянно действующая комиссия (на основании постановления №240 от 31 марта 2018 года), которую возглавит председатель райсовета депутатов Николай Квяткевич. В ее состав, отметила Галина Яшина, должны войти депутаты всех уровней, специалисты структурных подразделений райисполкома, представители общественных объединений.

Среди основных задач, которые будет решать комиссия, — содействие гражданам в трудоустройстве, рассмотрение трудных жизненных ситуаций и случаев, когда, по мнению человека, его включили в список не занятых в экономике по ошибке. Именно комиссия будет принимать решение об освобождении (или отказе об освобождении) граждан от полного возмещения экономически обоснованных затрат на оказание услуг ЖКХ.

Кроме того, в функции комиссии войдет проведение профилактических мероприятий с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, направление их в ЛТП.

Комиссия будет работать в соответствии с законодательством об административных процедурах и на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством труда и социальной защиты. В них, как ожидается, появится открытый перечень примеров тяжелых жизненных ситуаций, которые являются основанием для исключения из базы не занятых в экономике граждан.

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю :

  1. 1. Внести в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» изменения, изложив его в новой редакции:

«Декрет Президента Республики Беларусь

О содействии занятости населения

В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам* в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

  1. Считать проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

* Для целей настоящего Декрета к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.

  1. Установить, что:

2.1. Совет Министров Республики Беларусь:

ежегодно при формировании параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет:

прогнозные показатели в области содействия занятости населения и их поквартальные значения;

перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда;

осуществляет мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения в республике по областям и г.Минску, рынка труда, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;

2.2. облисполкомы:

на основании определенных Советом Министров Республики Беларусь поквартальных значений прогнозных показателей в области содействия занятости населения устанавливают поквартальные значения этих показателей на районном уровне и для городов областного подчинения;

осуществляют мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения по районам и городам областного подчинения, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;

2.3. областные, Минский городской Советы депутатов предусматривают направление средств соответствующих местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда в рамках реализации государственных программ в порядке, установленном законодательством;

2.4. местные исполнительные и распорядительные органы: обеспечивают выполнение прогнозных показателей в области

содействия занятости населения;

содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места;

используют индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

организуют обучение граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);

организуют временную занятость граждан, в том числе путем обеспечения возможности участия в оплачиваемых общественных работах;

оказывают безработным консультативную, методическую и правовую помощь, организуют их обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставляют им финансовую поддержку для организации предпринимательской и иной деятельности;

проводят широкомасштабную информационную работу по разъяснению социально-трудовых гарантий, предоставляемых государством гражданам, ориентации граждан на осуществление легальной деятельности, а также профилактическую работу, направленную на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

  1. Для реализации настоящего Декрета:

местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее - база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;

предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

  1. В целях координации работы по реализации норм настоящего Декрета районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии (далее - комиссии).

В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Председателями комиссий, создаваемых районными (городскими) исполнительными комитетами, назначаются, как правило, председатели районных (городских) Советов депутатов, а местными администрациями, -главы администраций районов в городах.

Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

  1. Начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее - услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

  1. Предоставить право комиссии принимать решения:

о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации* от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 настоящего Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;

о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

* Для целей настоящего Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.».

  1. Совету Министров Республики Беларусь:

7.1. определить:

порядок отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;

порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, включая порядок взаимодействия государственных органов и организаций при формировании и ведении базы данных;

7.2. принять меры, направленные на активизацию: профилактической работы с трудоспособными неработающими

гражданами, ведущими асоциальный образ жизни;

деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения;

утвердить примерное положение о комиссии;

определить:

услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;

порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат;

внести в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по:

ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений;

совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них;

7.4. ежегодно рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь результаты работы местных исполнительных и распорядительных и иных государственных органов по трудоустройству граждан, выявлению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и иные вопросы реализации настоящего Декрета.

  1. Облисполкомам и Минскому горисполкому на регулярной основе рассматривать на своих заседаниях вопросы реализации настоящего Декрета.
  2. Освободить плательщиков сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу настоящего Декрета, от уплаты этого сбора. Возврат сбора осуществлять в порядке, установленном законодательством.
  3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому принять меры по реализации настоящего Декрета.
  4. Настоящий Декрет вступает в силу после его официального опубликования.
  5. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Текст Декрета №1 опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Полный перечень услуг, которые придется оплачивать гражданам, подпадающих под действие Декрета о содействии занятости, будет определен к 1 апреля 2018 текущего года, заявила журналистам на пресс-конференции в пятницу председатель постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“При разработке Декрета №1 “О содействии занятости населения речь шла только о 100%-м возмещении услуг ЖКХ”, – сказала Красовская. Депутат считает, что поводов для социальных протестов в связи с новым декретом нет.

“Это совершенно новый документ и не нужно его сравнивать с декретом №3. Новый декрет идеологически выверен, направлен на предоставление права трудоустройства граждан. Он не должен вызвать негативной реакции в обществе, комплексно решает проблемы семьи. Бывает такое: мы приходим в семью, и там не говорят, что мама или папа болеет тяжелыми онкологическими заболеваниями. Такой человек не будет числиться в списках тех, кто не занят сегодня трудом. Самое ключевое слово в этом документе – «человеческий подход к решению всех проблем»”.

В свою очередь первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Андрей Лобович, отвечая на вопрос по поводу “маршей тунеядцев”, отметил, что новый документ направлен на обеспечение занятости населения. Так же он сказал, что в стране есть в наличии трудовые вакансии и каждый человек в такой ситуации решает свою судьбу сам.

По словам чиновников, новый декрет не будет обязывать никого работать

– Право на труд гарантировано конституцией, и заставить кого-то работать мы не могли и раньше. Мы даем человеку удочку в руки – предлагаем трудоустройство, – объясняет председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Жанна Романович. – Вот последний пример: «Камволь», город Минск. Предприятие нуждается в кадрах. Все комитеты получили наши письма: приглашаем в Минск с общежитием, зарплата – от 700 рублей. И предприятие по-прежнему испытывает потребность в кадрах!

Чиновники в рамках Декрета №1 призывают “сдавать” домашних парикмахеров

Чиновники предлагают белорусам действовать “как в европейских странах” и призывают к социальной ответственности.

Декрет №1 “О содействии занятости населения” призван бороться с теневой экономикой, пояснила председатель комитета по труду занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.

“В европейских странах есть такой подход: сосед знает, что соседка делает стрижки на дому, и сообщит об этом в уполномоченные органы”, – сказала Романович.

Романович полагает, что минчане не в полной мере пользуются возможностями ярмарок вакансий, некоторые приходят “чтобы отчитаться перед родителями”. Также возмущает комитет по труду и нежелание использовать предлагаемые государством возможности.

“В минувшем году на 150 объектах Минска на временную работу устроились немногим больше 200 человек при заработной плате за день от семи до пятнадцати рублей”, – отметила она.

Была также озвучена статистика: за прогулы и нарушение трудовой дисциплины в Минске было уволено больше пяти тысяч человек, из-за реорганизации предприятий – около 700. Чиновники полагают, что вопрос не в нехватке специальностей, а неверном “воспитании отношения к труду”.

“В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве”, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич БелТА положения нового декрета.

МНС готово вернуть “тунеядцам” ранее уплаченный ими налог

Деньги граждане смогут получить в течение месяца после подачи в ИМНС заявления.

Министерство по налогам и сборам Беларуси разъяснило порядок возврата гражданам сбора, предусмотренного Декретом № 3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который был принят в апреле 2015 года.

“Возврат сбора на финансирование государственных расходов гражданам будет осуществляться на основании их заявлений в порядке, установленном законодательством”, – сообщили в пятницу в пресс-службе МНС.

Для возврата денег граждане, имея при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ, должны подать в ИМНС заявление, в котором указать, каким образом желают получить средства.

По информации МНС, сбор инспекции могут вернуть, перечислив деньги на счет в банке либо выдав наличными. При втором варианте гражданам нужно будет обратиться в отделение “Беларусбанка”.

Кто заплатит по полной: незанятых будут оценивать специальные комиссии

Чтобы обеспечить индивидуальный подход при исполкомах на местах будут созданы специальные комиссии, наделенные правом исключить незанятого из списков тех, кто подпадает под действия Декрета №1.

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным, заявила журналистам на пресс-конференции председатель Постоянной комиссии по труда и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“Для этого при исполкомах на местах будут созданы постоянно действующие территориальные комиссии, которые будут определять, есть ли основания для исключения обратившегося из списка”, - объяснила депутат.

При этом участники пресс-конференции затруднились ответить, попадут ли в списки незанятых члены творческих союзов, и как будет рассчитываться оплата ЖКХ, если один из трех проживающих в квартире членов семьи не работает.

Базы по безработным в Беларуси будут формировать в два этапа

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным.

Возможность увеличения пособия по безработице правительство пока не рассматривает.

На республиканском уровне будет создаваться основная база, а на местном уровне будет проходить ее корректировка с учетом имеющихся у местных властей ресурсов. Отработанная база будет использоваться местными органами, заявил первый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Лобович.

“Граждане о том, что они попали в базу, будут узнавать от местных органов власти, чья задача дойти до каждого гражданина, который попадет в эти списки. Местные органы власти знают людей и имеют возможность дойти до каждого человека, выяснить его социальный статус и чем он занимается”, - отметил он.

Увеличивать пособие по безработице пока не планируют - эти меры определены как преждевременные и возможность повышения размера пособия не рассматривается.

В министерстве не отрицают, что в списки могут попасть люди, которых находятся в сложных жизненных ситуациях – в таких случаях их вопросы рассмотрит специальная комиссия.

Услуги, которые еще не определили

С 1 января 2019 года белорусы, которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположить, каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by, что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

“Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь - как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу - отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством”, - отметил Бельский.

Напомним, накануне президент республики Александр Лукашенко взамен резонансного декрета “о тунеядцах” , которым установлены новые меры по воздействию на граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов. Новым декретом, в частности, был отменен спецсбор, который ранее взимался с “тунеядцев”.

Декрет №3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который в широких массах получил название “о тунеядцах”, был принят в апреле 2015 года. Действовать он начал с 1 января 2016-го. В соответствии с нормами, оговоренными декретом, граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Документ спровоцировал волну протестов в начале 2017 года. После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке новой концепции документа. В ходе сегодняшнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.