Законы относящиеся к национальной безопасности. Концепция национальной безопасности рф

Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Сущность и содержание национальной безопасности

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.

Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в . В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.

В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

  • безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
  • общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;
  • государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».

В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией, «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Национальная безопасность Российской Федерации - это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее - в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист УолтерЛиппман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Понятие «национальная безопасность». Геополитические и др. факторы национальной безопасности.

Предыдущая123456789Следующая

«Национальная без-сть » – состояние защищённости личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и ур-нь жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и без-сть гос-ва.

«Угроза нац. без-сти » – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и ур-ню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности гос-ва.

Законодат-ми основами обеспеч. безоп-ти явл.: 1) Конституция РФ; 2) ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010; 3) законы и НПА РФ (напр., указ президента «О стратегии нац. без-сти РФ до 2020 г.»).

"Система обеспечения нац. без-сти" вкл.: "силы обеспечения нац. без-сти" — Вооруженные Силы РФ, др. войска, воинские формирования и органы, федеральные органы гос. власти, принимающие участие в обеспечении нац. без-сти гос-ва на основании законодательства РФ; "ср-ва обеспечения нац. без-сти" — технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, и т.п., используемые в системе обеспечения нац. без-сти для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии нац. без-сти и мерах по ее укреплению.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: 1) соблюдение и защита прав и свобод чел-ка и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, др. гос. органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения без-сти; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения без-сти; 5) взаимодействие федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, др. гос. органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения без-сти.

В формировании и реализации политики обеспечения нац.

без-сти РФ принимают участие: президент РФ; Федеральное собрание РФ; правительство РФ; Совет безопасности РФ; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов. Общее рук-во всеми структурами сист. безоп-ти осуществляет президент РФ. Координирует усилия всех структур сист. безоп-ти секретарь Совета безопасности.

Национальная безопасность включает в себя :

· государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

· общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

· техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

· экономическую безопасность;

· энергетическую безопасность;

· информационную безопасность;

· безопасность личности.

Геополитика – одна из важнейших составных частей теории нац. без-сти. Геополитика — определенный подход к обоснованию политики, вытекающий из территориально-пространственного положения государств.

Под геополитическими факторами понимают совокупность географических параметров, обусловливающих соответствующее направление в политике гос-в по обеспечению их жизненно важных интересов. К ним относятся: размеры территории, местоположение, протяжённость границ, климат, рельеф местности, флора и фауна, полезные ископаемые, кол-во и качество населения, его этнический и конфессиональный состав. Исходя из географических параметров, определяются приоритеты в области нац. без-сти. Современная геополитическая карта мира представляет собой следующую картину:

· зона теллурократии представлена внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии;

· зона талассократии включает, прежде всего, американский континент, находящийся в бассейнах Атлантического и Тихого океана.

Россия представляет собой гигантскую континентальную страну, находящуюся в центре Евразии, с теллурократической направленностью, континентальную геополитическую ось, вокруг которой расположены различные цивилизации, где своеобразно переплетаются теллукратические и талассократические формы.

В результате распада СССР территория России сократилась на 5,3 млн.

км 2 , произошло смещение западных границ на восток, потеря первого и второго эшелонов обороны в Европе. В России усиливаются тенденции к национально-территориальной разобщённости: южные районы России экономически тяготеют к черноморскому региону; Дальний Восток всё более тяготеет к Китаю; Сахалин и Курильские острова – к японскому экономическому пространству; геополитическое положение России усугубляется сужением доступа к морским портам на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях; снижение возможностей железнодорожного сообщения России с зарубежными гос-вами и между регионами внутри страны; усугубление демографической ситуации. В результате произошедших изменений в мире геополитическое положение России существенно ухудшилось: страна возвратилась к границам допетровских времён и оказалась буквально задвинутой вглубь евразийского континента, что создаёт условия для усиления угроз различных видов безопасности:

· экономической – вследствие коренной дестабилизации хозяйственных связей, развала транспортных артерий, сужением выхода к морям;

· военной – вследствие сокращения стратегического пространства, снижением качества людских мобилизационных ресурсов;

· информационной, экологической, культурной – вследствие нарушения геополитического баланса в пользу «атлантизма».

Главной угрозой для России является возможность оказаться в стороне от мирового развития. На геополитическом уровне Россия рассматривает в качестве оппонента атлантическую Америку, а не «береговые цивилизации», отсюда важнейшим интересом является – превращение «береговых территорий» в своих союзников и стратегическое проникновение в эти зоны.

Геополитический императив заключается в том, чтобы Россия не только восстановила своё влияние в регионах Ближнего зарубежья и союзнические отношения с Восточной Европой, но и в том, чтобы включила в новый Евразийский стратегический блок государства континентального Запада и Востока. Необходим быстрый переход России к нормальному устойчивому и бесконфликтному развитию перед растущей напористостью Запада, США и НАТО на мировые военно-политические процессы и на саму Россию.

В нынешний период основными угрозами безопасности России являются:

· попытки военно-силового давления в условиях тех или иных международных кризисов;

· любые действия, как извне, так и внутри страны, направленные на подрыв государственности и территориальной целостности РФ;

· глобальное экономическое и информационно-технологическое отставание РФ от индустриально развитых стран;

· спад производства;

· сокращение производственной базы;

· ослабление экономической самостоятельности страны;

· закрепление за РФ топливно-энергетической специализации и блокирования доступа к мировым рынкам и передовым технологиям;

· региональный сепаратизм;

· международные трения и конфликты как внутри страны, так и на периферии ближнего зарубежья;

· неурегулированность статуса русскоязычного населения, проживающего на территории ряда новых независимых государств;

· организованная преступность, коррупция и терроризм;

· вооружённые конфликты различного калибра и интенсивности в непосредственной близости российских границ;

· распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

· нарушение целостности обороны государственных границ РФ;

· дальнейшее ухудшение экономической ситуации;

· эрозия генофонда нации.

Геополитические факторы:

Цивилизационный фактор.

Цивилизация – термин возник в кон. 18 в., его ввел в научный оборот – граф Мирабо, с его т. з. означало общество, основанное на началах разума и справедливости. Энгельс вводит свою градацию, все общество прошло 3 ступени развития, 1 ступень – дикость, 2 – варварство, 3 – цивилизация. С его т. з. цивилизация – это общество, стоящее на высокой ступени экономического развития и связанное с расцветом товарного производства, прои-во создается не для потребления, а для продажи. В 20 веке ситуация изменилась. Наиб. разработанные концепции Данилевского, Вебера, Шпенглера, Тонге. Все эти концепции увязывают понятие цивилизации с понятием культура, а иногда это просто синоним. Шпенглер – цивилизация – заключительная стадия развития культуры, цивилизация – мертвая культура. Характерные особенности по Шпенглеру: развитие индустрии, техники; деградация литературы и искусства, высокая степень урбанизации, появление громадных городов, космополитизм. Питирим Сорокин – цивилизация — большие культурные суперсистемы, которые обладают своей собственной исключительной ментальностью (образ мышления, общая духовная настроенность чел-ка, группы.). Тойнби разработал цивилизационную теорию, никакого общего развития нет, кажд. гос-во развивается абсолютно неувязано, никто не проходит стадии капитализма федализма и т.д.

Восточная цивилизация Западная
Понятие мы, эгоистичная, коллективистская цивилизация. В основе лежит понятие я, поэтому оно оч либерально по своей основе.

Тема 6.1. Национальная безопасность и национальные интересы РФ

Общественный интерес. В основе понятие гос-во, как реализатор личностных интересов.
Власть стоит над з-ном, она дает з-он, формирует его под себя, власть от бога, власть дар свыше. Несправедливость подчиняется справедливости, справедливость подчиняется закону, а з-он подчиняется власть (японская пословица). Отношение к праву. З-он стоит над властью, а власть действует строго в соответствии с з-ном и в силу этого требует з-ного обоснования.
Гос-во стремится подчинить не только дела чел-ка, но и его душу, требует поклонения и подчинения, т.к. власть от бога. Лидер это данность. Подчиненность чел-ка з-нам гос-ва, но при сохранении собственного индивидуализма.
Эмоциональное мышление. Чувственное восприятие. Мышление. Мышление теоретично, рационально, практично, всегда со взглядом зачем это нужно.
Нет четкой грани, в хорошем всегда есть что-то плохое. Четкое деление на добро и зло.

Религиозные факторы. Один из ключ. факторов геополитики, т.к. религия есть духовное воплощение идеи и характера нации и гос-ва. Любая религия выполняет множество важнейших функций. Глав. ф-ция религии – примиряет с неизбежностью смерти. 3 мировые религии: христианство делится на 5 ветвей, ислам – 3 ветви; буддизм – 3 ветви. Существуют большое кол-во нац. релиий, которые сконцентрированы в какой-то одной стране, одном этносе, к примеру иудаизм, сикхизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм.

Особое место занимает нац. фактор геополитики. Гос-во в конечном итоге институцинализируется, становится институтом политики, как продукт развития нации. Именно межэтнические противоречия лежат в основе основных конфликтов современности.

Гос. границы не в состоянии разрешить противоречия, т.к. гос. границы никогда не совпадают с границами расселения этноса. Любое гос-во сталкивается с проблемами нац. меньшинств. Нац. проблема сталкивает 2 основополагающих принципа мировой политики, кот. лежат в ее основе, право нации на самоопределение, с д.р стороны этому базовому праву противостоит принцип суверенитета. Этнически чистых наций в мире не существует.

Любой народ имеет соотечественников за рубежом, что к неизбежности приводит к межэтническим конфликтам, которые приводят к нац. освободительным движениям, столкновениям, потом к столкновениям межгосударственным.

Межэтнические войны и конфликты не имеют ни пространственной, ни временной локализации. Они имею свою логику развития, их нельзя предотвратить, они будут с неизбежностью повторяться раз за разом. Предотвратить межэтнические конфликты нельзя, но можно учитывать их аспекты и стремиться их блокировать, с ними необходимо считаться и изучать, но не переходить в открытую стадию.

Этнические факторы геополитики: 1. Несовпадение естественных границ с гос. границами, этносы расселены не т. к. проведены границы. 2. Внешн. политика гос-ва никогда не бывает этнически нейтральной. 3. Любое гос-во стремится наладить тесные связи с этнически близкими группами в др. гос-вах и в свою очередь стремится всеми силами воспрепятствовать таким связям своих нац. меньшинств. 4. Опора в геополитическом соперничестве на нац. меньшинства соперника. 5. Гос. границы не защищают от этнических конфликтов, а провоцируют их. 6. Сепаратизм это инструмент с помощью кот. можно взломать гос-ва изнутри, тот инструмент, кот. ведет к постоянному переделу мира.

Если смотреть на геополитику с т. з. военного фактора, то геополитика – есть совокупность физических, соц., моральных и др. ресурсов гос-ва, которые в своей совокупности составляют потенциал, определяющий его силу и позволяющий ему добиваться своих целей на международной арене. Можно сказать, что забота о силе го-сва есть основная забота самого гос-ва. Гос-во должно увеличивать сою силу. В геополитики это передается понятие мощь. Элементы составляющие мощь гос-ва или понижающие ее:

1. Географическое расположение, удобное для обороны, нападения или нет.

2. Наличие или отсутствие естественных ресурсов, полезных ископаемых и энергетических источников.

3. Людские ресурсы.

4. Промышленный потенциал, кот. способен обеспечить свою страну и ее мощь.

5. Кол-во вооруженных сил.

6. Качество вооруженных сил.

7. Национальный характер.

8. Нац. мораль. Как относится общество страна к вооруженному насилию над противниками.

9. Качество дипломатии, чем выше оно, тем меньше приходится действовать армии.

10. Уровень гос-ного руководства.

Экономический фактор геополитики. В наст. момент военная мощь гос-ва продолжает играть важную роль, но все большую роль начинает играть экономическая мощь. Все гос-ва стремятся к экономической экспансии и ведут острейшую борьбу за контролем над рынками сырья.

Попытки контролировать нефтяные потоки. Сила гос-ва во многом зависит в наст. время от людских ресурсов, которые можно использовать для производства, от наличия или отсутствия природных ресурсов, кот. могут способствовать расцвету эк-кой мощи, но не всегда отсутствие ресурсов явл. отрицательным фактором, важную роль играет расходы на доставку сырья, т.к. без сырья работать нельзя, большую роль в эк-кой мощи играет место кот занимает гос-во в междун. разделении труда. Особую сложность в современ. время для геополитического анализа представляет разнонаправленные, прямо противоположные тенденции в эк-ке. 1 тенденция – зародилась со становлением капитализма в 19 в. и продолж. действовать сейчас. Суть: неравномерность экономического развития (развитые, развивающиеся, слаборазвитые и т.д.)– ведет к противоречиям между гос-вами, ведет к обострению борьбы за рынки сырья между ведущими эк-кими державами, ведет к разделу мира на эк-кие сферы влияния (на какой-то период времени это привело к колониальному разделу, но к 50-60 году они развалились, т.к.

политический контроль оказался излишним), ведет к периодическим кризисам перепроизводства, кризисы перепроизводства ведут к обострению борьбы за рынки сбыта, что в перспективе делает неизбежным столкновение всех против всех. С др. стороны начиная с сер. 20 в. появилась тенденция складывания мирового рынка, все большую роль начинает играть ТНК, кот. имею формально штаб-квартиру в одной стране, но имею свои интересы, заводы во множестве стран, что соединяет их и дает общ. поле деятельности, кризисы производства начинаю приобретать глобальный характер. Кризис бьет по всем без исключения, он вынуждает создавать некие органы наднациональные, цель которых будет управление экономикой — всемирный банк, всемирн. торг. организация, что в свою очередь выталкивает экономику за пределы нац. границ.

Предыдущая123456789Следующая

Государственная система национальной безопасности России. 61.Система обеспечения НБ России: задачи и принципы ее формирования

Система обеспечения НБ РФ (СОНБ) широкий комплекс различных государственных и негосударственных институтов, образований, органов и организаций, действующих в интересах обеспечения необходимого уровня его социально-политической, экономической, оборонной, информационной, технологической, экологической и других сфер безопасности . СОНБ создается в целях реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства с учетом и на основе взаимозависимости социальных, экономических, политических, экологических, технологических, информационных, военных, культурных и других факторов, на соответствующих им потенциалах.

Президент РФ разрабатывает общие принципы и направления политики НБ на основе предоставленных ему законом полномочий и формулирует их в ежегодных посланиях Фед. Собранию, Президент формирует и возглавляет Совет Безоп. РФ; утверждает военную доктрину, назначает и отзывает представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Он возглавляет всю СОНБ РФ. Президент через основные органы обеспечения НБ осуществляет руководство повседневной деятельность по обеспечению НБ .

Государственная Система Обеспечения НБ функционирует на 2-х уровнях: федеральном и региональном. Назначение федеральных органов в области НБ. регламентация следующих отношений: федеративное устройство и территория страны; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей; формирование федеральных органов гос.власти; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического развития РФ, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; федеральный бюджет, налоги и сборы; федеральные энергетические системы., ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения; оборона и военная безопасность; определение статуса и защита гос.границы; судоустройство; прокуратура; федеральное законодательство.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ в области обеспеченшя НБ: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав нацменьшинств; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов организации системы органов гос.власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Правительство РФ - непосредственный организатор и исполнитель решений в области НБ.

Гос.орг.силы и средства обесп.НБ: Совет Без-ти РФ;Фед.орг.исполн.власти

Одним из структурных компонентов СОНБ выступают органы, соответствующие целям системы, владеющие необходимой информацией, средствами и силами для воздействия на изменения состояния системы с целью приведения ее в состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Основу органов составляют силовые структуры СОНБ (Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года).

Всего насчитывается 23 силовые структуры, из которых 12 имеют войск, формирования из военнослужащих срочной службы.

Основными из силовых структур СОНБ являются: Министерство обороны; Министерство иностранных дел; Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций в ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба охраны; Министерство юстиции; Государственный таможенный комитет; Департамент налоговой полиции.

Другие министерства и ведомства: Министерство финансов; Министерство внешних экономических связей; Министерство экономики и т. д. Государственные комитеты — по оборонным отраслям промышленности, по военно-технической политике, по государственным резервам; Федеральная служба по валютно-экспортному контролю; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности; Федеральная служба занятости; Федеральная миграционная служба; Российское космическое агентство. Общественные компоненты системы обеспечения национальной безопасности (ОСОНБ) является неотъемлемой составной частью целостной системы (НБ) РФ. Исходной посылкой ее права на существование и развитие является та истина, что гражданское общество не идентично государству. Оно выше государства. Государство призвано служить гражданскому обществу. Субъекты ОСОНБ нотариат, адвокатура., негосударственные службы спасения, часные охранные и детективные предприятия, добровольные народные дружины, казачьи формирования, другие органы и организации, создаваемые частными лицами.

В настоящее время ОСОНБ находится в стадии зарождения и развития.

Система обеспечения безопасности представляет собой совокупность соответствующих структур (государственных институтов, юридических и физических лиц) и определенного процесса принятия и реализации решений в этой важнейшей области жизнедеятельности государства. Основные элементы системы безопасности :

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей, Совет Безопасности, силовые ведомства, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

Законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.(Конституция РФ, Закон РФ»О безопасности»1992г,Концепция НБ 2000г,ФЗ»об информации„информатизации и защите информации№8-1995г.)

Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

— Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; — конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Субъект НБ- государство, граждане, общ. организации и объединения.

Объекты НБ -личность ее права и свободы, общество-материальные и духовные ценности, государство-его конституц.строй, суверенитет и терт. Целостность. Принципы обесп. НБ законность, соблюдение баланса Ж.В.И. личности, общества и государства, взаимоответсвенность Л,О.Г за обеспеч НБ, интеграция с межд.системами б-ти .

Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп: политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей) военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия), экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Основным методом обеспечения безопасности является предупреждение развития конфликтных отношений между государством. (введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фреонов в производственных целях и т. п.

9.Государственная стратегия экономической безопасности РФ.40.Общая хар-ка угроз эконом безопасности

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию . Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: — военной, — технологической; — продовольственной, — экологической безопасности. Только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития .

В свою очередь, любые изъяны в ней способны причинить ущерб не только экономическим интересам, но и внутренней и внешней безопасности и привести к снижению авторитета государства, защищенности его населения.На основании содержания статьи 1 Закона «О безопасности»: экономическая безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз . Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента: 1.Экономическая независимость . Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами. 2.Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ееформах, защиту собственности во всех ее формах , создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике. 3. Способность к саморазвитию и прогрессу , что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производству повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики - предотвращение угрозы нб в экономике . Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается возможность ее выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по своему характеризует состояние экономики.Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторо в. Сущность экономической безопасности — такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов.Экономическая безопасность — это защищенность национальных интересов, готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества . Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей . Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя: — Ресурсный потенциал и возможности его развития. — Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму. -Конкурентоспособность экономики.

Национальная безопасность и национальные интересы России

— Целостность территориального и экономического пространства. — Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам. — Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей — индикаторов необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; нормы безработицы; экономический рост ВВП; дефицит бюджета, государственный долг; встроенность в мировую экономику, золотовалютные резервы.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Компоненты национальной безопасности Российской Федерации

Опасность — это возможные и реаль­ные явления, события и процессы, которые при эскала­ции способны нанести вред, уничтожить тех или иных объектов (личность, общество, государство) или же важ­ные для людей объекты или природу.

Угроза — совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537 :

Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки. Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Источниками угроз национальной безопасности в сфере качества жизни населения могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно — финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

2 Концепция национальной безопасности рф, национальная безопасность и интересы России.

Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

⇐ Предыдущая39404142434445464748Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Национальная безопасность России: основные направления и проблемы реализации

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Целый ряд правительственных и неправительственных организаций занимаются проблемами, связанными с национальной безопасностью. Ведущее место среди них занимает Совет безопасности РФ, который был образован Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года № 547 .

Существует также Неправительственный совет национальной безопасности России, учрежденный в 2000 году. Основной целью этого совета является создание устойчивых российских идеологий национальной безопасности интеллекта, культуры и здоровья, и идеологическое противодействие наркотизации России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Национальная безопасность и национальные интересы Российской Федерации

Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

— реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

— обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

— подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

— преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

— обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

— совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

— обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

— обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

— подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

— укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

— принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

— коренное улучшение экологической ситуации в стране.

На современном этапе развития российского государства определение национальной безопасности стало широкоупотребительным. Оно активно используется в политических документах, нормативно-правовых актах и доктринальных источниках.

Национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Впервые подобное определение национальной безопасности было отражено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» в 1996 году.

В дальнейшем дефиниция «национальной безопасности» была закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Учитывая существующие подходы к определению национальная безопасность , их можно условно разделить на несколько групп.

Другие авторы рассматривают национальную безопасность как состояние, достигаемое посредством эффективной деятельности всех социально-политических институтов, которая направлена на обеспечение существования и прогрессивного развития личности, общества и государства.

Некоторые исследователи предлагают характеризовать национальную безопасность через состояние угроз национальной безопасности .

Национальная безопасность – чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно реализуются процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами интересам (как внутренними, так и внешними) данным.

При этом противоборстве и взаимодействии интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности : факторов внутренней и внешней окружающей среды, а также действий управляющей системы.

Таким образом, в современных условиях под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, что обеспечивает устойчивое и поступательное развитие страны .

Варианты определения термина

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова , национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.

Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н. .Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.

Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н. , что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.

Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н. .

Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.

То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.

Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.

Конкретное значение Б.Н. всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях Б.Н. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия Б.Н. необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).

Желаемый уровень Б.Н. (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании Б.Н. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учетом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что Б.Н. представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.

Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени. © Сытник Г.П. «Словарь-справочник» Государственное управление в сфере национальной безопасности/ Под ред. Г.П. Сытника. – Киев: Русское слово, 2012. – 41 с.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя :

  • государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
  • общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
  • техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;
  • экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий ;
  • энергетическую безопасность
  • безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

  • защиту государственного строя ;
  • защиту общественного строя ;
  • обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета ;
  • обеспечение политической и экономической независимости нации;
  • обеспечение здоровья нации;
  • охрана общественного порядка ;
  • борьба с преступностью .
  • обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, - армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Национальная ассоциация участников электронной торговли.
  • Национальная библиотека Австралии

Смотреть что такое "Национальная безопасность" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике актуальный промокод на скидку Allsoft или выгодно безопасность купить с дисконтом на распродаже в Allsoft

    Национальная безопасность - см. Безопасность национальная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Национальная безопасность РФ - национальная безопасность состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную … Официальная терминология

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Энциклопедия права

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (National Security), США, 2003. Комедийный боевик. Стать полицейским мечта многих мальчишек. Стать офицером мечта многих курсантов полицейской академии. А быть офицером службы «Национальной безопасности» означает только одно быть неудачником. Эрл … Энциклопедия кино

    Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и… … Политология. Словарь.

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Большой юридический словарь

    Национальная безопасность - (national security state), понятие, используемое для описания и объяснения увеличения аппарата нац. безопасности, что особенно было важно в эпоху холодной войны (1946 90). Мн. считают, что сочетание внеш. опасности, исходящей от идеологич. и… … Народы и культуры

    Национальная безопасность - одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Доктрины предусматриваютзащиту многомерного… … Геоэкономический словарь-справочник

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (фр. national, от nation нация и лат. natio народ, нация) совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социальноэкономическое и духовно культурное развитие общества, независимость, защиту… … Политологический словарь-справочник

Малышев Александр Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель–Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Национальная безопасность России в современном мире

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, защиты прав соотечественников за рубежом.Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, терроризм, защищенность, правопорядок.

Положение отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социальнополитическая обстановка в России, рост организованной преступности и активная деятельность мирового терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России.Сегодня эра однополярного мира, которая держалась два с половиной десятилетия, подходит к концу. Процесс формирования новой биполярной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта.Соперничество между государствами все больше охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает работа в азиатском направление: Китай, Индия. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансовоэкономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.Масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть во всёммировом сообществе. 23 июня 2015 года открыл новую страницу в истории терроризма в России. В сети распространилось заявление пресссекретаря ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) Абу Мухаммада альАднани, в котором он сообщает о создании нового филиала террористов в России, который должен действовать на территории Северного Кавказа. Давние опасения о том, что «Исламское государство» объявит свои претензии на Северный Кавказ, оправдались.Многие эксперты не верят в то, что ИГИЛ «пойдет войной» против России, однако, отдельные случаи терактов вполне возможны. Опасная практика когда бывшие боевики ИГИЛ возвращаются в Россию.

Спецслужбы должны обязательно их взять на учет, а еще результативней будет всеми способами не допускать отправления россиян в ИГИЛ. Так же сейчас важно пристально следить за ситуацией у ближайших соседей из Центральной Азии.Самая большая опасность кроется именно внутри РФ. Большое количество вербовщиков и завербованных исламистов ИГИЛ могут стать причиной различного рода терактов. Российскому руководству необходимо усилить работу по выявлению террористов и их обезвреживанию, а также активизировать свое участие непосредственно в регионе концентрации террористов в Сирии, тем самым положить конец страхам россиян и всего мира о приближающемся мировом терроризм и подрыве безопасности России.Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».Под обеспечением национальной безопасности РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т.д.

Такой подход нашел свое отражение в указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Однако из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке изза интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:–разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;–подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;–своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутреннихугроз национальной безопасностиРоссийской Федерации;–разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;–совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социальнополитической стабильности общества;–организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;–обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;–обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;–финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;–международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;–осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Современная концепция международной безопасности ориентирует мировое сообщество, региональные и национальные субъекты политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от опасностей и угроз. Среди невоенных способов различают политикодипломатические и социальноэкономические: переговоры, сотрудничество, посредничество, арбитраж, эмбарго, блокада, санкции, помощь и т.д.В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство.

Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более илименее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер.В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, многовариантности процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности. В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого механизма национальной безопасности России,который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно предотвращать локальные и глобальные катастрофы, быть гарантом национальной безопасности.У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Возрождаются традиционные российские духовнонравственные ценности. Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.

Ссылки на источники1.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».2.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве школы // материалы XIIМежвузовской научнопрактической конференции «Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности». –2014. –С.103106.3.Сердюк И.И. Условия формирования личности. // Синергетика образования. 2014. № 9. С. 4954.