Общество и государство обществознание егэ. Государство - материалы для подготовки к егэ по обществознанию

Лекция:


Правовое государство и гражданское общество являются признаками демократии. Правовое государство формируется властными органами, а гражданское общество формируется народом.


Правовое государство

Правовое государство зиждется на верховенстве закона и направлено на защиту прав и свобод граждан.

Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

  • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
  • суверенитет государства;
  • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
  • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
  • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
  • наличие развитых институтов гражданского общества.
Гражданское общество

Гражданское общество – это некоммерческие и независимые от государства добровольные объединения людей, созданные в целях защиты прав и свобод граждан.

Условиями формирования гражданского общества являются демократический режим власти; высокий уровень образования, правовой культуры и политической активности граждан; свободное общественное мнение и плюрализм; свободное развитие СМИ; самоуправление.

Гражданское общество держится на независимых от власти интеллектуалах и критиках, которые борются за улучшение тех или иных прав граждан. Они создают различные институты гражданского общества:

    политические партии и движения;

    общественные организации и объединения;

    органы местного самоуправления (МСУ), в числе которых мэрия города, администрация села;

    творческие ассоциации, союзы, религиозные объединения;

    профсоюзы;

  • воспитательные и образовательные организации.

Значение институтов гражданского общества велико, они выполняют такие важные для нормальной жизнедеятельности общества и государства функции, как:

    контроль за работой органов государственной власти;

    защита частных интересов граждан, правозащитная деятельность;

    общественная экспертиза законопроектов;

    мониторинг и анализ проводимых властью реформ;

    реализация социальных проектов и решение социальных проблем;

    активное участие в деятельности органов МСУ.

Несмотря на сложность объективных условий формирования гражданского общества в нашей стране, этот процесс идёт и развивается. У нас созданы и действуют: «Общероссийский народный фронт», «Союз писателей России», «Российский союз ветеранов Афганистана», «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», «Профсоюз работников образования» и многие другие.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №53

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

К нему прилагается:

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

3. Тестирование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

    Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 7

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Задание № 8

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Задание № 9

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Задание № 10

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

Задание № 11

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 12

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

  1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
  2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
  3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Сегодня поговорим о соотношении государства и гражданского общества. Многие абитуриенты и выпускники школ часто просто не понимают этого соотношения. В связи с этим у них возникают трудности в ряде тестовых заданий. Между тем как критерий соотношения государства и гражданского общества вообще прост.

Что такое государство?

Государство это центральный элемент политической системы. О том, что такое был отдельный пост, с которым можно ознакомиться по линку. Почему центральный? Государство, в отличие от гражданского общества, осуществляет политическую власть, а там где есть власть там есть и политика. Причем политика по своему содержанию не равна власти. Власть - средство реализации политики.

Например, государство разработало политику поддержки малого бизнеса. С помощью власти государство издает существующие законы, скажем, по кредитованию на льготных условиях и добивается их исполнения.

Так, что аппарат власти — очень важный признак государства. В аппарат власти входят всякие государственные органы: судебные, исполнительные судебные и прочие. Подробнее о структуре органов государственной власти в РФ можно почитать по линку.

Что еще такое государство, кроме аппарата власти? Конечно же территория, на которую эта власть распространяется; народ, граждане, которые подчиняются аппарату власти; вооруженные силы охраняющие безопасность государства; суверенитет. Суверенитет означает независимость. Есть две основные концепции суверенитета. Первая принадлежит Жану Бодену (16 век). Согласно ему суверенной, то есть независимой, должна быть государственная власть. Если это так, то государство будет независимым.

Другая концепция государственного суверенитета принадлежит французскому просветителю Жану-Жаку Руссо. Он полагал, что независимый, суверенный народ избирает органы государственной власти, то есть наделяет независимостью своё государство. Сами понимаете, что именно концепция суверенитета Ж. -Ж. Руссо легла в основу современных конституционных государств. Почитайте нашу Конституцию РФ. Что там написано? «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3, пункт 1).

То есть, согласно Конституции, если Вы, дорогие граждане, не будете являться на выборы, то государство не сможет функционировать. В этих условиях вполне закономерна реакция государства по изменению выборного законодательства, в частности понижение нижней границы явки избирателей... Так что сами решайте, в каком государстве жить: управляемым народом или управляемым самим государством 😉

Что такое государство, кроме как суверенная власть, избираемая народом, функционирующая на некой территории? Оно имеет также легальное (законное) право на сбор налогов. Больше никто просто так с вас деньги собирать не может! Государство же имеет легальное право на применение насилия: арестовывать, в тюрьмы сажать и даже казнить!

Вот такие основные признаки составляют ответ на вопрос, что такое государство.

Гражданское общество это та часть системы общественных отношений, которая исключена из государственных, властных отношений. Например, собрались вы на квартире поиграть на гитаре — вы и есть гражданское общество. Государство на ваше решение собраться никак не повлияло. Собрались вы организовать клуб любителей кошек — не вопрос — это тоже пример гражданского общества. Гражданское общество состоит из всевозможных гражданских союзов и организаций: правозащитных, спортивных, религиозных, научных и т.д.

Разумеется, что государство и гражданское общество взаимодействуют между собой! Это взаимодействие хорошо показано на рисунке:

Таким образом, соотношение государства и гражданского общества представляет собой соотношение между сферой государственной власти и сферой частных общественных отношений. Эти сферы пересекаются и взаимодействуют между собой. Например, выборы Президента, или парламента. На выборах гражданское общество проявляет активность: граждане голосуют за ту или иную политическую силу. Тем сама они взаимодействуют с государством.

Примером взаимодействия государства и гражданского общества также может являться, например, обращение Союза Матерей России (гражданское общество) к Президенту (государство) для улучшения условий быта солдат при несении срочной службы. Примеров такого рода взаимодействия государства и гражданского общества можно привести множество: студенты (гражданское общество) могут обратиться к местному Министерству образования (государство), чтобы им повысили стипендию.

Политика это и есть сфера взаимодействия государства и гражданского общества!

Надеюсь, дорогие, друзья, вам стало понятно, в чем отличия государства и гражданского общества. Чтобы не пропустить другие статьи, !

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Государство – особая форма организации политической власти (социальный институт), которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения целостности, организованности данного общества и определенного порядка в нем.

Отличительные признаки государства:
1. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны (внутренний), а также ее независимость по отношению к иным государствам (внешний).
2. Наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население.
3. сбор налогов, необходимых для обеспечения функционирования государственного аппарата.
4. Наличие права – системы общих правил поведения, установленных государством.
5. Территория, на которую распространяется власть.

Существуют дополнительные признаки государства: конституция, государственная символика .

Вы помните из курса истории, что первые государства возникли 5-6 тысяч лет назад: Египет, Шумер, Аккадское царство, Ассирия, Урарту. Как мы с вами знаем, право – один из признаков государства, значит, в древних государствах право тоже существовало (вспомните законы Хаммурапи). Однако государства, в которых одни люди порабощаются другими, вряд ли можно назвать правовыми. Что же понимается под правовым государством в современной политологии (науке, изучающей политическую сферу общества)?

Правовое государство – такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Понятно, что правовое государство – завоевание Нового времени. Представления о нем формируются постепенно. В 17 веке появляется теория разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при которой каждая из ветвей выполняет контрольную функцию по отношению к другой. В 18 веке утверждаются первые Конституции (США в 1787 г., Речи Посполитой в 1791 г., Франции в 1791 г.). В 20 веке принимают международные документы о правах человека (Международный билль о правах человека, раздел «Право»).

Принципы правового государства:
1. Верховенство права в обществе.
2. Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность.
3. Принцип разделения государственных властей.
4. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
5. Подчинение национальных правовых систем международному праву.

Мы рассмотрели, что такое государство и правовое государство. С понятием «правовое государство» тесно связаны понятия «демократия» и «гражданское общество».