Федеральный закон "о нормативных правовых актах в российской федерации". Нормы права: понятие, признаки и виды Правовые нормы являются обязательными для исполнения
Правовая норма (или если точнее выразится, то норма права) - это обязательное правило поведения, которое регулируется отношениями в обществе, регуляция происходит, в первую очередь, со стороны государства.
Определение правовой нормы исходит от лат. norma - это правило, образец, предписание. Т.е. должное поведение в обществе.
В правовой норме содержится позволение (дозволение) или запрещение действий, а также юридическая ответственность лиц.
Признаки правовой нормы
Правовая норма всегда будет содержать следующие признаки:
Общеобязательность;
Установление государством;
Регулирование государством и наказание в случаях несоблюдения;
Предоставляет права и дозволения;
Налагает юридическую ответственность и определенные запреты;
Правовая норма регулирует особо значимые отношения в обществе;
Норма права обоснована с научной точки зрения;
Формулировка и закрепление в законе;
Системность и др.
Различают следующие правовые нормы
Существует две группы правовых норм:
1. Учредительные нормы (или отправные) - закреплены в законе в виде понятий и норм. Могут быть в виде полного определения (дефиниции), либо только в виде важнейших признаков(а).
2. Правила поведения - все нормы, которые не вошли в учредительные.
На что подразделяются правовые нормы
В состав любой правовой нормы входит:
а) гипотеза;
б) диспозиция;
в) санкция
Гипотеза - указывает условия, при которых задействуется данная норма, когда данную норму необходимо применять.
Диспозиция - это модель того, как правильно вести себя в соответствии с нормой (какие есть права, обязанности, варианты поведения).
Санкция - какие неприятные последствия ждут нарушителя правовой нормы. Хотя некоторые правовые нормы (регулятивные, нормы-дефиниции) не имеют санкций.
Формула правовой нормы
ЕСЛИ (здесь вписываем гипотезу) --- ТО (здесь вписываем диспозицию) --- ИНАЧЕ (здесь вписываем санкцию)
Санкции
Перечислим санкции за нарушение правовых норм (от самых мягких до самых суровых)
- гражданско-правовые (например, пени)
- административно-правовые санкции (например, лишение прав)
- уголовно-правовые (например, лишение свободы)
Если взглянуть на уголовный кодекс, то в нем только диспозиции и санкции, т.е. гипотезу придется искать отдельно или рассуждать о ней самостоятельно.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральных конституционных законов;
Федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор Российской Федерации - международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.
К признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.
Виды норм права:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
Исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
Общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
Специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
Императивные (содержащие властные предписания);
Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
Поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
Понятие нормы права
Определение 1
Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.
Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.
Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права. Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.
Основные признаки и структура нормы права
Правовые нормы характеризуются следующими признаками :
- общий характер;
- общеобязательность;
- конкретность содержания;
- формальная определенность;
- микросистемность.
Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.
Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.
Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.
Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.
Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Рисунок 1. Структура нормы права
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.
В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.
Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция может быть:
- простой;
- описательной;
- отсылочной;
- бланкетной.
В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.
В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.
Определение 3
Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.
По степени определенности санкции могут быть:
- абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
- относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
- альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).
В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.
Виды правовых норм
Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.
По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.
По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):
- учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
- регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
- охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
- обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
- декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
- дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
- коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
- оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.
По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.
По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:
- императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
- диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
- рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.
По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:
- нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
- для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
- локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные ) и по кругу лиц .