Закон о гражданстве статья 13. Законодательная база российской федерации

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 28.11.91 N 1948-I (ред. от 06.02.95)
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 28.11.91 — «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 6, ст. 243)
    • 1993, N 29, ст. 1112;
    • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 7; ст. 496)

    Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации

    1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они на заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

    2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

    1. Комментируемая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства – прием в гражданство РФ в общем порядке. Общий порядок предполагает приобретение гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства в результате соблюдения им требований, установленных в законодательстве РФ в целом для всех претендентов (приобретение на общих основаниях), в случае если они не имеют права на приобретение гражданства РФ по иным основаниям.
    2. Особенностью приема в гражданство РФ в общем порядке является предъявление полного перечня требований к лицу, желающему приобрести российское гражданство. Установление государством условий приобретения гражданства является необходимой для него мерой, определяющей, достойно ли лицо гражданства государства. Еще Коркуновым Н.М. было отмечено, что устанавливая условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство лиц, ищущих перемены гражданства только как средства избежания неблагонадежных иностранцев или не имеющих экономической обеспеченности. Кроме того, осуществляя проверку “благонадежности” претендента на российское гражданство, государство обеспечивает собственную безопасность, защиту интересов, прав и свобод своих граждан.
    3. См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1899. Т. 1. С. 257.

      С этой целью государство устанавливает разные требования, предъявляя их претенденту на гражданство. Установление требований к гражданству основывается на праве государства определять, кто является его гражданином, а кто нет. Настоящее право является исключительным правом государства и основывается на его суверенитете. Еще в одном из первых универсальных международных документов в сфере гражданства – Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.) в ст. 1 было закреплено: “Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами”.

      Что касается системы требований, с которыми связывается приобретение гражданства, то, несмотря на разные подходы, во всех государствах она в целом является единой. К требованиям, как правило, относится дееспособность, проживание на территории государства, знание государственного языка и истории, финансовая самостоятельность, отсутствие правонарушений в целом и относительно принимающего государства и др.

    4. Современная система требований, предъявляемых при приеме в гражданство РФ, имеет глубокие исторические корни. Наиболее системно они были закреплены в Законе от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства”. Для принятия иностранца в русское подданство требовалось:
    5. – предварительное пятилетнее водворение в пределах России;

      – подача заявления губернатору с объяснением, чем он занимался в отчестве и какого рода занятия предполагает избрать в России;

      – подача прошения о принятии в русское подданство на имя министра внутренних дел;

      – предоставление свидетельства об исполнении воинской повинности в своем государстве или освобождении от нее;

      – лица мужского пола, подлежащие воинской повинности;

      Первое упоминание требований при приеме в гражданство в советском законодательстве было сделано в Декрете СНК от 22 августа 1921 г. “О принятии иностранцев в Российское гражданство”. В нем устанавливалось, что лица, принятые в российское гражданство, дают подписку о том, что они обязуются уважать и защищать от всяких посягательств установленный Конституцией государственный строй РСФСР. В дальнейшем система требований при приеме в гражданство была установлена в Законе от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. К лицу, желающему быть принятым в гражданство Российской Федерации, предъявлялись следующие требования:

      – достижение 18 лет;

      – постоянное проживание на территории РФ 5 лет всего или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

    6. Комментируемый Закон в ч. 1 устанавливает общие требования к лицу, желающему приобрести российское гражданство в порядке приема, независимо от его основания и формы приема. К ним относится:
    7. 1) достижение 18-летнего возраста;

      2) обладание дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

      Обозначение в комментируемом Законе именно возраста 18 лет и дееспособности, а не одного лишь факта дееспособности, указывает на невозможность применения эмансипации в решении вопросов российского гражданства, установленных ст. 27 Гражданского кодекса РФ. В случае эмансипации прием в гражданство Российской Федерации возможен будет только при достижении им 18 лет. Лица, не достигшие возраста 18 лет или не обладающие полной дееспособностью, могут приобрести гражданство по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом. Однако в этом случае приобретение ими гражданства РФ ставится в зависимость от гражданства родителей, усыновителей, опекунов и попечителей (см. комментарий к ст. ст. 24 – 27).

      Кроме того, исходя из интересов государства и общепринятой мировой практики, для приема в российское гражданство необходимо соблюдение других требований, максимальный набор которых в ч. 1 комментируемой статьи:

      – непрерывное проживание на территории РФ в течение 5 лет;

      – наличие вида на жительство;

      – соблюдение Конституции и законодательства РФ;

      – наличие законного источника средств к существованию;

      – обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства;

      – владение русским языком.

      Настоящие требования являются в целом традиционными и направлены на политическую, правовую, социально-экономическую, культурную и языковую интеграцию претендента на гражданство с “принимающим” обществом, что обусловлено содержанием гражданства как особого правоотношения между человеком и государством.

    8. Установление комментируемым Законом более продолжительного срока непрерывного проживания на территории РФ, необходимого для приобретения гражданства: с 3 лет, как это было предусмотрено ранее Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, до 5 лет получило острую критику. По мнению законодателя, именно срок проживания в 5 лет обеспечивает необходимую интеграцию, что соответствует в целом практике зарубежных стран. К примеру, в странах Европы для приобретения гражданства требуется проживание на территории государства от 5 до 30 лет. Это связано с тем, что Европейская конвенция о гражданстве рекомендует в качестве такого периода не более 10 лет. Продолжительность проживания, необходимого для приобретения гражданства в других странах, также продолжительно, например, в Бразилии составляет не менее 30 лет, в Алжире – 7 лет, США – 5 лет.
    9. Особенностью комментируемого Закона является то, что срок постоянного проживания, необходимого для приема в гражданство РФ, исчисляется с момента выдачи вида на жительство, а не фактического пребывания на территории РФ. Исключение составляют лица, прибывшие в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющие вида на жительство. Для них срок постоянного проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

      По вопросам сроков постоянного проживания на территории РФ, наличия регистрации и иным связанным с ними вопросам, применительно к положениям ст. ст. 13 и 14 Конституционный Суд РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 250-О-П “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Валентины Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 13 и частью второй статьи 19 Закона РФ “О гражданстве Российской Федерации”, частью второй статьи 43 и частью первой статьи 44 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”) указал на необходимость определенных форм уведомления гражданином государства для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию РФ для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР.

      Необходимые формы уведомительной регистрации граждан РФ, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, что предполагает исключительно учетный характер такой регистрации, и она не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства РФ. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции РФ.

    10. Вид на жительство – документ, определяющий статус иностранного гражданина в Российской Федерации. В соответствии с абз. 13 ст. 3 комментируемого Закона вид на жительство является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, выданным в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
    11. Обоснованность предоставления вида на жительство первоначально было рассмотрено в 2007 г. Верховным Судом РФ, который установил, что требование предоставления вида на жительство как документа, удостоверяющего личность и подтверждающего статус постоянного проживания лица, обратившегося за получением гражданства РФ, не противоречит федеральному законодательству, определяющему правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (подробнее см.: решение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97).

      В дальнейшем по этому вопросу высказался Конституционный Суд РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 122-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны на нарушение ее конституционных прав пунктом “б” части первой статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”). Согласно позиции Конституционного Суда РФ нормы о необходимости представления иностранным гражданином и лицом без гражданства, обратившимся с заявлением о приеме в гражданство РФ, вида на жительство как документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Российской Федерации на законном основании, а для лица без гражданства – являющегося одновременно и документом, удостоверяющим его личность, согласуются с положениями федерального законодательства о порядке пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).

      Порядок выдачи вида на жительство определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

    12. Соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации является требованием не столько комментируемого Закона, сколько ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, установившей обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.
    13. Использование законного источника средств к существованию является необходимым условием приобретения гражданства Российской Федерации, т.к. определяет экономическую состоятельность претендента на гражданство, освобождает государство от излишнего финансового обременения его лицом, претендующим на гражданство Российской Федерации. Однако комментируемый Закон и Положение не определяют необходимый размер источника средств к существованию. Положение устанавливает лишь перечень документов, которые подтверждают наличие данного источника, однако он является примерным и открытым, что приводит к их свободной интерпретации.
    14. Возможным выходом из сложившейся ситуации является установление размера законного источника к существованию в определенной твердой сумме, необходимой, с точки зрения государства, “для существования”. К примеру, в проекте Федерального закона N 190825-4 “О дополнении пунктами “з”, “и”, “к”, “л” статьи 16 Федерального закона N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, внесенном им в июле 2005 г., предлагалась сумма в 200 тысяч рублей. Отсутствие настоящей суммы должно было служить основанием отказа в приеме в российское гражданство. Ориентиром для определения размера источника также может служить размер минимального прожиточного уровня или иной социально-экономический показатель. При этом вполне уместно требование не о разовом, а о продолжительном характере источника средств (т.е. в течение определенного срока проживания в Российской Федерации), например, в течение 6 месяцев перед обращением с вопросом о приеме в гражданство.

      В научной литературе высказываются и иные мнения по поводу определения необходимого законного источника средств к существованию. Одной из таких попыток является не столько решение проблемы определения источника средств к существованию, сколько его замена на необходимость осуществления трудовой деятельности. Например, критикуя предложенный ранее способ определения законного источника средств к существованию, некоторые предлагают заменить в комментируемом Законе требование о законном источнике средств к существованию на требование о наличии работы на территории РФ. При этом, поскольку лицо, которое имеет работу, имеет и законный источник средств к существованию, ему достаточно предъявить справку с места работы с указанием размера дохода.

      Данилкин В.В. Актуальные проблемы, возникающие в сфере получения российского гражданства // Закон и право. 2009. N 5. С. 19.

      Предложенный вариант сложно признать удачным способом ухода от проблемы, тем более ее решением. Установление требования о наличии работы на территории РФ в качестве условия приобретения гражданства РФ, по сути, приводит к принуждению иностранных граждан и лиц без гражданства к труду, ставя в зависимость приобретение гражданства от трудовой деятельности. Такой подход противоречит ст. 37 Конституции РФ, установившей, что труд в Российской Федерации свободен, а принудительный труд запрещен.

    15. Требование об обращении лица, желающего приобрести гражданство РФ, в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства направлено на предотвращение случаев множественного гражданства. С этой целью при приобретении гражданства РФ лицо должно выйти из гражданства иного государства. Исключением является лишь наличие международного договора РФ, освобождающего от выхода из гражданства. К таким международным договорам относятся Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) и Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Исключением также является прием в гражданство по ч. 3 ст. 13, ч. ч. 2.1, 5, 6 ст. 14 комментируемого Закона, а также, если отказ лица от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
    16. Особенностью настоящего требования, исходя из конструкции нормы, является то, что требуется предоставление документа об обращении в орган с вопросом о выходе из иного гражданства, а не документа, подтверждающего факт выхода из гражданства.

    17. Знание языка государства является достаточно распространенным в практике зарубежных стран условием приобретения гражданства. При этом в последнее время появилась тенденция расширения круга знаний, что направлено на способствование быстрой и успешной интеграции в общество. Вместе с тем формулировка настоящего условия приема в гражданство требует в комментируемом Законе терминологического уточнения. Более верным будет употребление термина “государственный язык Российской Федерации” вместо термина “русский язык”, что, кроме того, в большей степени соответствует терминологии ч. 1 ст. 68 Конституции РФ и Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ “О государственном языке Российской Федерации”.
    18. Порядок определения уровня знаний государственного языка Российской Федерации устанавливается Приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2014 г. N 255 “Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним”. В соответствии с настоящим Приказом устанавливаются 7 уровней владения русским языком как иностранным языком, определяющих степень сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному, иностранными гражданами и лицами без гражданства: 1) элементарный; 2) базовый для трудящихся мигрантов; 3) базовый; 4) первый; 5) второй; 6) третий; 7) четвертый. В соответствии с абз. 10 п. 10 Положения владение русским языком подтверждается одним сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком). В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2014 г. N 255 “Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним” к базовому уровню (ТБУ/A2) владения иностранными гражданами русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования:

      – умение читать короткие тексты, взятые из разных источников (журналы, газеты, вывески, надписи, указатели, объявления), понимать основную и дополнительную информацию адаптированных текстов страноведческого, информационного и социально-бытового характера;

      – умение писать короткое письмо, записку, поздравление и другое, изложить основное содержание текста-источника (не менее 15 фраз по предложенным вопросам);

      – понимание основной информации (в частности, тему, указание места, времени, причины), представленную в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера;

      – умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу, в частности, о себе, друзьях, семье, учебе, работе, изучении иностранного языка, рабочем дне, свободном времени, родном городе, здоровье, погоде, а также построить собственное высказывание на основе прочитанного текста;

      – использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в ограниченном наборе социально-бытовых ситуаций. Объем лексического минимума должен составлять до 1300 единиц.

      Правила выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку и его форма устанавливаются Приказами Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. N 765 “Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования” и от 15 августа 2008 г. N 237 “Об утверждении формы сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку”.

      Перечень образовательных организаций на территории Российской Федерации или за рубежом, которым Минобрнауки России разрешено проведение тестирования по русскому языку как иностранному, определен Приказом Минобразования России от 18 февраля 2004 г. N 735 “Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации”.

    19. Наряду с общими основаниями приема в гражданство РФ комментируемый Закон предусматривает в ч. ч. 2 – 4 комментируемой статьи обстоятельства, облегчающие эту процедуру. Здесь учитываются возможные различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволяет их освободить от выполнения следующих требований:

    1) сокращение 5-летнего срока проживания на территории РФ до 1 года возможно согласно ч. 2 комментируемой статьи при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    – наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    – предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

    – признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    Наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, в комментируемом Законе не раскрывается. Нерешен вопрос о содержании понятия “достижение”. В подп. “а” п. 11 Положения устанавливается лишь процедура оформления материалов.

    Предоставление политического убежища на территории РФ – решение государственных органов, направленное на предоставление убежища на территории Российского государства лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Решение о предоставлении политического убежища согласно п. “а” ч. 1 ст. 89 Конституции РФ принимает Президент РФ.

    Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливает Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746, и Административным регламентом ФМС России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства РФ по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 5 декабря 2007 г. N 451.

    Под беженцем в Российской Федерации понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев определяются Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”;

    2) освобождение в ч. 3 комментируемой статьи от всех требований, установленных для приема в общем порядке, распространяется на лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.

    Комментируемый Закон не раскрывает понятие “особые заслуги”, которыми должен обладать претендент на российское гражданство. Положение в п. 12 к особым заслугам перед Российской Федерацией относит выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа Российской Федерации. Установленный в Положении перечень сфер, деятельность в которых может быть оценена как особые заслуги, конкурирует с п. “а” ч. 2 комментируемой статьи с той лишь разницей, что в одном случае речь идет о “выдающихся” достижениях, а в другом о “высоких” достижениях.

    Практика реализации ч. 3 комментируемой статьи является неоднозначной. За период действия комментируемого Закона за особые заслуги перед Российской Федерацией в гражданство были приняты различные иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве примера следует привести следующие решения Президента РФ:

    – Указ Президента РФ от 24 декабря 2002 г. N 1439 “О приеме в гражданство Российской Федерации”;

    В целях решения вопроса определения “особых заслуг” в Российской Федерации предпринимались попытки его конкретизации. В проекте Федерального закона N 240674-3 “О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” предлагалось распространить преференцию “особых заслуг” на ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, удостоенных государственных премиями, почетными званиями СССР, лиц, завоевавших звание олимпийского чемпиона или чемпиона мира по виду спорта.

    Следует отметить, что в настоящее время круг лиц, имеющих выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерацией, определен Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”. В ст. 1 Федерального закона к их числу отнесены:

    – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

    – граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

    – граждане, награжденные орденом Ленина;

    – граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” I степени, граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени, граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” III и IV степеней;

    – граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

    – Герои Социалистического Труда;

    – граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

    – лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

    – граждане, награжденные орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” трех степеней;

    – чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр;

    3) в качестве особой категории иностранных граждан комментируемый Закон рассматривает граждан государств, входивших в состав СССР, проходивших не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях. Согласно ч. 4 ст. 13 они могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения условий о сроке проживания на территории РФ и представления вида на жительство.

    Следует отметить, что в первоначальной редакции комментируемый Закон не содержал данной формы приема в гражданство Российской Федерации. Замена паспортов СССР на паспорта Российской Федерации, которая завершилась ко времени вступления комментируемого Закона, обнаружила огромное количество военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ, не имеющих российского гражданства. Это вызвало противоречие с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, предусматривающем прохождение военной службы гражданами РФ.

    В целях правового разрешения возникшей ситуации было принято решение о дополнении приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке новой формой, закрепленной в настоящей норме. Включение этого положения было осуществлено Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Порядок приема в гражданство по ч. 4 ст. 13 устанавливается п. 12.1 Положения и предполагает у заявителя наличие ходатайства центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Вопросы выдачи ходатайства регламентируются Приказом Минобороны России от 3 июня 2004 г. N 168 “Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации”.

    В дальнейшем действие нормы предлагалось расширить. Проект Федерального закона N 13819-4 “О внесении дополнения в часть четвертую статьи 13 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” распространялся также на военнослужащих, призванных на территории РСФСР и проходивших службу по состоянию на 31 декабря 1991 года в Вооруженных Силах и подобных органах СССР, а затем в правопреемственных структурах бывших республик СССР, в случае их увольнения и переезда в Россию. Однако Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 2 апреля 2004 г. N 347-IV ГД “О проекте федерального закона N 13819-4 “О внесении дополнения в часть четвертую статьи 13 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” предложение было отклонено.

    12. В части применения положений комментируемой статьи следует учитывать, что выяснение того, утратило ли лицо российское гражданство по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и приобрело ли гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и суды общей юрисдикции (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 272-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дроздова Николая Антоновича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации).

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

    в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    www.jurinspection.ru

    НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

    А. МЕЗЕНЦЕВА
    А. Мезенцева, специалист-эксперт правового управления Совета Федерации.
    14 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
    Он направлен на упрощение порядка приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц, прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшими и проживающими в государствах, входивших в состав СССР. Указанные граждане, переехавшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, были зарегистрированы по месту жительства и пользовались всеми социальными и экономическими правами, могли участвовать в выборах в органы местного самоуправления, проводимых на территории Российской Федерации. После принятия Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. значительное число таких граждан оказались лишенными вида на жительство, поскольку ранее действовавшим законодательством на них был распространен режим пребывания и проживания на территории Российской Федерации, установленный для российских граждан. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. не в полной мере учел эту ситуацию, в результате чего приобретение российского гражданства лицами, имевшими гражданство СССР и не один год законно проживающими на территории Российской Федерации, было необоснованно затруднено.
    Анализ поступивших в приемную Совета Федерации обращений граждан за девять месяцев правоприменительной практики в рамках этого Закона показал, что наряду с учетом международного опыта и европейских стандартов в области гражданства, устранением необоснованного либерализма в этом вопросе не удалось избежать ряда существенных просчетов, что отрицательно сказалось на социальной защищенности отдельных групп населения Российской Федерации и некоторых категориях иностранных граждан (лиц без гражданства), выходцев из бывших республик СССР.
    Если во втором полугодии 2002 г. было рассмотрено 72 обращения по вопросам, связанным с оказанием содействия в обмене паспорта, получении вида на жительство или гражданства Российской Федерации, то только за первые три месяца 2003 г. таких обращений рассмотрено 93. За этот же период количество такого рода обращений, направленных для принятия мер из приемной Совета Федерации в МВД РФ, возросло практически вдвое.
    В апреле 2003 г. Государственная Дума направила Обращение «К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В нем, в частности, указывалось на то, что в результате принятия этого Закона тысячи военнослужащих Вооруженных Сил РФ и членов их семей лишились гражданства Российской Федерации. В подобном положении оказались также граждане, уволенные с военной службы, в том числе проходившие военную службу по призыву, и члены их семей. В общей сложности в результате принятия Закона и признания утратившей силу ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» гражданства лишились более 20 млн. человек, которые до 1 июля 2002 г. считались гражданами России по признанию или по рождению.
    Таким образом, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» нуждался в доработке.
    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» вносит изменения и дополнения в ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», касающуюся приобретения гражданства Российской Федерации по рождению.
    Согласно прежней редакции п. «г» ст. 12 ребенок, который родился на территории Российской Федерации и у которого оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, приобретает российское гражданство, если государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют свое гражданство.
    В новой редакции появилось уточнение «оба его родителя или единственный его родитель».
    Статья 13, касающаяся приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке, дополняется в п. «а» нормой о том, что срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывающих в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Соответственно из ч. 2 исключаются пп. «а» — «в», поскольку субъекты, перечисленные в этих пунктах (лицо, рожденное на территории РСФСР и имевшее в прошлом гражданство СССР; лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации), выводятся из круга субъектов, принимаемых в гражданство Российской Федерации в общем порядке.
    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в целях либерализации действующего порядка получения гражданства закрепил, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, как было ранее, а в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
    В новой ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривается возможность приобретения российского гражданства гражданами государств, входивших в состав СССР, проходящими не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах. Указанные лица вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство.
    Прием в российское гражданство без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство предусматривается и для нетрудоспособных лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 г.
    В упрощенном, а не в общем порядке, как это было установлено в предыдущей редакции Закона, принимаются теперь в российское гражданство лица, проживающие в Российской Федерации, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами Российской Федерации или являются нетрудоспособными лицами, имеющими совершеннолетних и дееспособных детей — граждан Российской Федерации.
    Соответственно изменена и редакция ст. 14, посвященной приему в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
    Изменение ее ч. 1 заключается в том, что если ранее гражданство Российской Федерации без условия о сроке проживания согласно п. «а» имели право получить иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации, то сейчас признак «нетрудоспособности» исключен и эта норма относится ко всем родителям, независимо от того, трудоспособны они или нет.
    В новой редакции ст. 14 упрощенный порядок получения российского гражданства предусмотрен для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации (ч. 5). Они получают российское гражданство без соблюдения условий о сроке проживания, законном источнике средств к существованию, отказе от иного гражданства, владении русским языком.
    Наконец, рассматриваемый Закон в новой ч. 4 ст. 14 устанавливает переходный период, в течение которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию, владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации.
    В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов, для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР, предусмотрен упрощенный порядок приема в российское гражданство (п. «в» ч. 1 ст. 14).
    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» исключает из оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (ст. 16) такое основание, как отсутствие законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен этим Федеральным законом.
    В предыдущей редакции Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в ст. 29 указывалось, что при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. 16, Президент РФ в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в российском гражданстве. Теперь слова «исключительных случаях» исключены из этой нормы.
    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дополняет ч. 4 ст. 32, уточняя, что заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается его родителями или другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
    В ст. 35 «Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации» срок в один год со дня подачи заявления и всех необходимых документов, установленный ч. 2, для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, распространен теперь и на принятие решений о выходе из гражданства Российской Федерации.
    Соответственно и срок, предусмотренный ч. 4 ст. 35 (6 месяцев), для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке тоже распространен на случаи выхода из гражданства.
    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» изложена в новой редакции, в которой более четко прописаны случаи, в каких решения о приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а в каких — федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами России.
    Так, теперь к компетенции федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов относятся решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Решения же о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него в упрощенном порядке в соответствии с чч. 1 и 6 ст. 14, чч. 2 и 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
    Таким образом, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» решил ряд важных проблем, возникших в ходе правоприменительной практики. Он позволяет создать дополнительные льготные условия бывшим гражданам СССР для приобретения российского гражданства и будет способствовать снижению социального напряжения в обществе.
    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1
    «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
    «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 151-ФЗ
    «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    (принят ГД ФС РФ 17.10.2003)
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 11.04.2003 N 3873-III ГД
    «ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ О СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Законность, N 2, 2004

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

    а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

    в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    Положения статьи 13 закона №62-ФЗ используются в следующих статьях:
    • Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
      1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
    • Восстановление в гражданстве Российской Федерации
      1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
    • Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
      1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с пунктом "в" части шестой статьи 14 настоящего Федерального закона.

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

    б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

    а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

    в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    (часть четвертая введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

    Федеральный закон «О гражданстве РФ» - N 62-ФЗ - включает принципы гражданства нашей страны и правила, регулирующие отношения, связанные с российским гражданством. Определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Регулирует такие вопросы, как гражданство детей, российское гражданство и брак, предоставление защиты и покровительства гражданам, приобретение или прекращение гражданства нашей страны, порядок подачи заявлений и оформление заявлений, взимание государственной пошлины, консульских сборов и т.п.

    ФЗ-62(Закон о гражданстве) статьи: 13; 14;15

    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица :

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

    б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

    в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

    г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

    д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

    3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

    4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

    6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

    в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

    7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

    Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частями второй - четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона и в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, если они относятся к категориям лиц, указанным в частях второй - четвертой статьи 13 и в статье 14 настоящего Федерального закона.

    Лица, заявления которых о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ отклонены по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б" и "в" части четвертой статьи 41.2 и пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 16 (в редакции Федерального закона от 01.01.2001 N 182-ФЗ), обязаны выехать из Российской Федерации в течение трех месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство РФ. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.