Сколько надо квадратных метров на человека беларусь. Нормы квадратных метров на человека в беларуси

В целях получения кредита (нельготного) на завершение реконструкции дома нужно стать на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не совсем ясно, подпадаем ли мы под эту категорию граждан по основанию «не менее 15 кв. метров на одного человека». Дело в том, что до начала реконструкции в нашей семье было 3 человека и общая жилплощадь дома 58 кв. метров. Теперь в нашей семье четыре человека (родился еще один ребенок), и согласно старому проекту, на каждого человека приходится менее 15 кв. м. Однако реконструкция уже начата и фактически дом сейчас имеет площадь 66 кв. м. В перспективе предполагается еще надстройка мансардного этажа (в целом будет 135 кв. м), и как раз на это нужен кредит. Итак, можем ли мы считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, если по старому проекту площадь дома 58 кв. м. (на четверых), фактическая (теперешняя) площадь - 66 кв. м., а после реконструкции предполагается 135 кв. м?


УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
29.11.2005 N 565ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
3. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:
3.1. граждане:
3.1.1. не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания (далее - населенный пункт по месту принятия на учет);
3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;
3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
3.1.5. проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
3.1.6. проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
3.1.7. проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;
3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства.
Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;
3.1.11. впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
3.1.12. родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
3.1.13. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
3.2. специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв.км и приравненных к ним территориях;
3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:
не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;
при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;
не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом;
3.4. лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

При этом, исходя из вашего вопроса до фактической регистрации изменений в технический паспорт на жилое помещение в котором вы проживаете оно составляет 58 кв. м. Полагаю, что до момента регистрации изменений в техпаспорт вы имеете право стоять на учете как нуждающиеся и пользоваться соответствующими льготами. В случае изменения техпаспорта - вы потеряете данное право.

С уважением Sfif

Если Вам нужна срочная правовая помощь

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен…

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей…

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня…

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права…

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297. Действительна до 05.02.2018 года.

Телефон +375 29 626-12-29.

Что изменится в решении жилищного вопроса?

Подписанный Президентом Указ № 346, который вступил в силу с 10 августа, внес изменения в систему государственной поддержки жилищного строительства в Минске и других регионах Беларуси. И, как все новое, это вызвало у читателей “НГ” вопросы, на которые ответили специалисты Мингорисполкома и Министерства архитектуры и строительства Беларуси.

В Минске норму площади, которая будет учитываться при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снизили с 15 до 10 квадратных метров. Это касается жилой или общей площади? Будет ли при этом учитываться другое имеющееся жилье?
Светлана МАНКЕВИЧ, Минск

При постановке на учет, как пояснили в Мингорисполкоме, будет учитываться общая жилая площадь. Подать документы смогут только те, у кого на члена семьи приходится не более 10 квадратных метров общей площади жилья. Такое решение принято для сдерживания разрастания очереди. Дело в том, что только за последние десять лет в столицу переехали жить около 160 тысяч человек. Несмотря на значительные объемы жилищного строительства, число очередников в Минске с 1999 года по настоящее время увеличилось со 107 тысяч до 280 тысяч человек.
Уровень обеспеченности претендентов на постановку на очередь будет определяться с учетом другого жилья, которое имеют данные граждане. При этом будут рассматривать недвижимость, расположенную не только в столице, но и Минском районе. Ведь, как показало проведенное исследование, в собственности у минчан имеется около 25 тысяч жилых помещений, расположенных на территории Минского района.

Моя дочь в следующем году оканчивает вуз и собирается по распределению остаться работать в Минске. Но в столице теперь встать на учет нуждающихся в жилье можно будет лишь после десяти лет проживания в Минске. Означает ли это, что и моей дочери придется ждать такой долгий срок?
Сергей АТРАШКЕВИЧ, Слоним

Действительно, подтвердили в Мингорисполкоме, прибывшие в столицу лица смогут быть приняты на учет нуждающихся лишь спустя десять лет после регистрации таких граждан по месту жительства в Минске (в Минском районе установлен пятилетний срок). Однако в этом правиле есть исключения. Такое жесткое ограничение не коснется, в частности, супругов, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского или местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия.

В столице норматив при постановке на учет уменьшили. Выходит, что теперь и кредиты будут выдавать исходя из 10 квадратных метров на человека, а не 20, как было прежде?
Семья ДУБКОВЫХ, Минск

Окончательного решения об изменении условий выдачи льготных жилищных кредитов пока нет. Поэтому сейчас действуют прежние нормативы. Однако, как предполагается, в дальнейшем круг получателей льготных жилищных кредитов может быть сужен. На такую поддержку смогут рассчитывать наиболее нуждающиеся, например, многодетные семьи и граждане, проживающие много лет в общежитиях. Рассматривается также возможность корректировки уровня процентных ставок по льготным жилищным кредитам.

Смогут ли меня исключить из числа очередников, если я откажусь от предложенной мне квартиры?
Т.К., Пружаны

Вступившим в силу Указом № 346 предусматривается, что снятие с учета может быть произведено в случае письменных отказов (не менее трех в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования).

Мы были приняты на учет нуждающихся пять лет назад. На члена семьи сейчас приходится примерно по 12 квадратных метров. Теперь же норма - 10 метров. Не исключат ли нас из списков нуждающихся?
Андрей, Минск

В Минстройархитектуры заверили, что “старые” очередники право на получение государственной помощи при строительстве жилья не потеряют. Ведь в Указе № 346 четко определено: “Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего указа и изменяемым настоящим указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

Со 2 марта в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс РБ, который вносит изменения в жилищные права и обязанности жителей Беларуси. Изменений много. Поэтому на странице «Недвижимость» мы открываем постоянную рубрику «Новый Жилищный кодекс».

Сегодня речь пойдет о правилах принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой части новый ЖК кардинальных изменений в действующие правила не внес, но кое-что добавил и уточнил.

Быть нуждающимся - актуально.

Сразу оговоримся, несмотря на то что в начале 2012 года были существенно ужесточены условия предоставления льготных кредитов и многие очередники лишились этого права, нахождение на квартирном учете дает гражданам определенные послабления при улучшении жилищных условий.

Во-первых, очередники имеют преимущественное право на заключение договора коммерческого найма государственной квартиры. Во-вторых, банки предлагают для очередников более льготные процентные ставки по коммерческим кредитам в случае строительства или покупки жилого помещения. В-третьих, очередник имеет право на налоговый вычет при исчислении подоходного налога, если он выплачивает банку кредит, взятый на покупку или строительство (реконструкцию) жилого помещения.

Поэтому квартирная очередь в Беларуси - тема по-прежнему актуальная даже для тех семей и одиноких граждан, которые не имеют права на получение льготного кредита и субсидии.

В новом Жилищном кодексе учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посвящена глава 7.

Право состоять на учете нуждающихся у граждан Беларуси появляется с 16 лет. В более молодом возрасте такое право возникает в случае эмансипации, вступления в брак, а также у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также следует знать, что для постановки на учет в Минске и в Минском районе нужна десяти- и пятилетняя соответственно регистрация по месту жительства (постоянная прописка). Это касается иногородних граждан, не являющихся молодыми специалистами, членами семей местных жителей, и в других случаях, на которые не распространяется требование по регистрации.

Это общие правила. Теперь о частностях.

Бесквартирные и приравненные к ним.

Как и раньше, право на включение в квартирную очередь имеют граждане, у которых нет в собственности и (или) в пользовании, во владении жилого помещения в том населенном пункте, где они хотят быть принятыми в эту очередь. Новым в этой части является то, что к этой группе претендентов относятся и те граждане, которые были выселены из квартиры (дома, комнаты), где проживали на правах родственника, члена семьи и т. д.

Например, семейная пара живет в квартире мужа, у жены нет доли в этой квартире и никакой другой жилплощади в данном населенном пункте. Через какое-то время они разводятся, и муж, пользуясь новой нормой ЖК (она вступает в силу в 2014 году), выселяет бывшую жену из своей квартиры. Она, если следовать ЖК, становится нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В статье 35 главы 7 четко прописано, что следует понимать под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений, дающим право на постановку на квартирный учет. Если коротко, то речь идет о жилье, в котором человек имеет право бессрочно проживать на безвозмездной основе, - например, по договору найма государственной квартиры, в составе семьи нанимателя государственной квартиры или собственника частной жилплощади и т. д. Новым является то, что человек считается обеспеченным жильем, если он в нем проживает по договору, по которому застройщик обязан передать дольщику во владение и пользование объект долевого строительства (это новая норма).

Ограничение по площади.

Следующая категория претендентов на постановку на квартирный учет - это граждане, у которых размер общей площади занимаемого жилого помещения меньше установленной нормы: для Беларуси в целом - 15 кв. м на человека, для Минска - 10 кв. м на человека. При расчете обеспеченности жильем учитывается все жилье, имеющееся у членов семьи претендента только в том населенном пункте, где он намерен стать на учет. Исключением является Минск: здесь в расчет принимаются и жилые помещения, расположенные в Минском районе.

Например, семья (мама, папа, сын, дочка) живет в Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м. По количеству метров на 1 человека семья имеет право на принятие на квартирный учет. Но у сына, например, имеется маленький домик в д. Рабушки Минского района, который ему достался по завещанию. Домик, несмотря на старость, пригоден для проживания и не подлежит сносу. По этим основаниям семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Зато если бы у этой семьи в городе Радошковичи (это уже не Минский район) был коттедж площадью около 500 кв. м, то ее бы, по новым нормам Жилищного кодекса, на квартирный учет приняли бы.

Нежелательное соседство.

При определении права на очередь следует внимательно изучить все основания, поскольку некоторые из них между собой пересекаются. Причем если по одному основанию признать претендента нуждающимся нельзя, то по другому, оказывается, - можно, или по двум - можно, а по третьему - нельзя.

Например, мать и дочь проживают в однокомнатной квартире. Дочь не замужем и не имеет детей. Площадь однокомнатной квартиры - 50 кв. м. Если смотреть по норме обеспеченности, то получается, что они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Между тем пункт 1.1.10 статьи 35 гласит, что «нуждающимися признаются граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов».

В числе других оснований для постановки на квартирный учет является проживание: в общежитии (кроме студентов и временных работников); на частной квартире или государственной по договору аренды или коммерческого использования; в помещении, непригодном для проживания по веским причинам (ветхость, несоответствие санитарным нормам и т. д.); в служебном или специальном жилье; в социальной квартире по договору найма, заключенному на срок до 10 лет.

Как и раньше, проживание в комнате или в однокомнатной квартире как минимум двух граждан, один из которых страдает опасным заболеванием (перечень утвержден Минздравом), дает право на принятие на учет нуждающихся.

Уточнены правила постановки на учет жильцов так называемых коммуналок - квартир (домов), в которых проживают несколько семей или одиноких граждан. Как следует из текста, чтобы оказаться в числе очередников, надо иметь обеспеченность жильем ниже норматива на члена семьи (15 и 10 кв. м для РБ и Минска соответственно).

Как и прежде, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками тоже имеют право на включение в квартирную очередь.

Молодость - как преимущество.

Правом на включение в очередь обладают граждане, относящиеся к молодым семьям, если оба супруга вступили в брак впервые и ни один из них не имеет в собственности, во владении или пользовании жилого помещения. Молодой семья считается, если одному из супругов не исполнилось 30 лет.

В очередь включаются граждане, родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие ребенка без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие во второй брак, если они не имеют своего жилья (на праве собственности, по договору найма, по договору долевого строительства).

На учет нуждающихся должны приниматься в обязательном порядке молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста, а также по направлению госорганов и организации в места с повышенной радиацией.

Более широко и подробно, чем раньше, расписаны основания постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По новым правилам граждане этих категорий должны быть приняты на учет по основаниям, по которым до 2 марта 2013 года их на учет не принимали. Например, речь идет о гражданах, которые по состоянию на 8 апреля 2006 года обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утративших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

К слову, для граждан этих категорий расширены и права на получение государственной поддержки при улучшении жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

В кодексе также написано, что человек, имеющий жилое помещение (квартиру, дом), но не проживающий в нем, может считаться очередником, если при вселении на эту жилплощадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. Например, муж, жена и ребенок живут в общежитии, притом что в собственности мужа есть двухкомнатная квартира площадью 45 кв. м, в которой проживают его мать и отец. Прописавшись в свою квартиру, семья становится нуждающейся на том основании, что количество метров на 1 человека получится меньше нормы. Если, конечно, родители не имеют в этом же населенном пункте (для Минска еще и в Минском районе) другой квартиры или дома.

Как и раньше, новый кодекс разрешает организациям, имеющим жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в коллективных договорах дополнительные основания для приема на квартирный учет. Но в этом случае улучшить жилищные условия такие очередники могут только по месту работы.

Само собой разумеется, перечисленные основания следует рассматривать как стимул пойти в местный исполком и выяснить более подробно свое право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Опять же если чья-либо ситуация не подпадает ни под один из описанных случаев, то это вовсе не повод отказаться от попытки стать на квартирный учет.

Следует также отметить, что основания для отказа в постановке на учет не совпадают с основаниями для снятия с учета. Они требуют отдельного рассмотрения.

СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ

(в редакции решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 N 44/10)

В целях реализации жилищной политики в муниципальном образовании городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" , Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:

1. Установить учетную норму площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 N 44/10)

3. Установить порог размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), не должен превышать величину прожиточного минимума для социально-демографической группы населения на момент подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

4. Установить порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, менее расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина).

5. Установить период накопления денежных средств, достаточный для приобретения жилого помещения, равный 10 годам.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке и имущественным отношениям.

Председатель
Совета городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
И.НИГМАТУЛЛИН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ (с изменениями на: 22.04.2015)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ (с изменениями на: 22.04.2015)
Номер документа: 12/22
Вид документа: Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Принявший орган: Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Статус: Действующий
Опубликован: Газета "Вечерняя Уфа", N 115 (10513), 16.06.2006
Дата принятия: 08 июня 2006
Дата редакции: 22 апреля 2015
№ п/п Категории Норматив на 1 человека
Нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются:
1 в г. Минске 15 кв. метров
2 для многодетных семей и граждан, проживающих в населенных пунктах кроме г.Минска 20 кв. метров
3 при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома 30 кв.метров
Для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах
4 строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома 30 кв.метров
5 при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме 44 кв. метра
6 На дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья + 15 кв. метров

В списках на получение льготных кредитов указываются нормируемые размеры общей площади жилого помещения, которые устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие кредитополучателю и членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), а также общей площади жилых помещений, находившихся в собственности и отчужденных кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежавшие и отчужденные кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора доли в праве общей собственности на жилые помещения). При этом, учитываются жилые помещения находящиеся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи, расположенные во всех населенных пунктах Республики Беларусь

Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

Что это за показатель и как его рассчитать

Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

  1. Норма предоставления . Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма . Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма . Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на 1 человека , минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на . Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м . площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения . Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным . Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.

3. Переселение из домов, подлежащих сносу . Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:

  • новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
  • обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
  • площадь нового соизмерима или больше старого жилья.

При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.

4. Военнослужащим . Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.

Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на на жилые помещения «, который устанавливает:

  • учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир и 15 кв.м. для квартир, которые предоставлены по судебному решению разным семьям.
  • норму предоставления площади жилья на одного человека равную 18 кв. метрам.

Из ходя из нормы жилья предоставляют квартиры площадью не более:

  • 44 кв.м. — однокомнатная, семьям из двух человек, состоящих в браке;
  • 54 кв.м. — двухкомнатная, двум жильцам, не являющимся супругами;
  • 62 кв.м. — двухкомнатная, семье из трех человек, двое из которых являются в браке;
  • 74 кв.м. — трехкомнатная, троим жильцам, не состоящим в браке.

Каждому члену семьи из четырех и более – по 18 кв.м. на человека. Получившаяся площадь квартиры не может превышать 9 кв.м.

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.

Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях… «, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм жилплощади, прописывает их менее подробно.

Норма предоставления :

  • одинокого человека положено — 33 кв.м.;
  • для семей, где количество людей два и более – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:

Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Если жилье находится в общежитии , то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.

Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России

Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2019 году.

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:

Проживающий один — 30 кв. м.

Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.

Как уменьшить выплату алиментов

Служба в армии и отработка

Снижение педагогической нагрузки при дополнительном опл.

Лишают ли водительских прав за повторное превышение ско.

Содержание животных в квартире с разными владельцами

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

Норма жилплощади на одного человека

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

3. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:

3.1.1. не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания (далее - населенный пункт по месту принятия на учет);

3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.


При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;

3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;

3.1.5. проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

3.1.6. проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

Бесплатная юридическая консультация:


3.1.7. проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;

3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;

3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства.

Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;

3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;

Бесплатная юридическая консультация:


3.1.11. впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;

3.1.12. родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;

3.1.13. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

3.2. специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв.км и приравненных к ним территориях;

3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

Бесплатная юридическая консультация:


не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;

проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;

при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;

не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом;

Бесплатная юридическая консультация:


3.4. лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Бесплатная юридическая консультация:


Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката

Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.

Действительно до 02.10.2017 года.

Бесплатная юридическая консультация:


Мы рекомендуем Вам бесплатно зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Только при выполнении этого простого условия Вы сможете добавить Ваш правовой Вопрос или комментарий на наш сайт и получить на него юридический ответ!

Является ли молодая семья нуждающейся в отдельном жилье?

постановка на очередь нуждающихся

Добавить комментарий к юридическому вопросу касающемуся «Норма жилплощади на одного человека»:

Информация

адвокатам и юристам и получите ответ!

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:

При звонке из Республики Беларусь вместо цифр «+375 29» можно набирать цифры «8 029».

с 8.00 до 22.00 ежедневно.

В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Бесплатная юридическая консультация:


Последние Вопросы:

Архив Вопросов:

Юридическая помощь, юридические услуги, помощь адвоката | Карта сайта

Пошаговая инструкция к Указу № 240: кто и как может получить адресную субсидию на свое жилье

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем?

Только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на погашение процентов субсидии выдадут:

  1. Льготной категории граждан, перечисленных в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
  2. Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры – не менее 5 календарных.
  3. Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).

На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:

Бесплатная юридическая консультация:


  • многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей;
  • нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.

На что будут выдавать субсидии?

  • o на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов;
  • o на реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Бесплатная юридическая консультация:


Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 2%*.

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 3%*.

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам – ставка рефинансирования + 2%*.

*если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

Бесплатная юридическая консультация:


4. другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования – 2%. То есть 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

– для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми – 95% основного долга по кредиту;

– для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100% основного долга по кредиту.

Бесплатная юридическая консультация:


– для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):

  • первого ребенка – 10% основного долга по кредиту;
  • второго ребенка – 20% основного долга по кредиту.

– для детей-сирот – 35% основного долга по кредиту.

Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

  • многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%;
  • многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых – 14,5% субсидия);
  • всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Всегда проще понять суть любого нововведения на примерах. Берем за образец разные семьи, которые могут рассчитывать на господдержку по Указу № 240, и подсчитываем: насколько в денежном выражении коммерческий кредит на жилье стал доступнее.

Бесплатная юридическая консультация:


На какую часть жилплощади предоставят субсидии для уплаты части процентов кредита?

Пример 1. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составитрублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составитрублей: (20 кв. метров x 3 человека – 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Бесплатная юридическая консультация:


Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составитрублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составитрублей: (20 кв. метров x 5 человек – 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) – 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье врублей. Стоимость хозяйственных построек –рублей.

Бесплатная юридическая консультация:


Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составитрублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составитрублей:рублей х 20% +рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составиларублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составиларублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

*20 кв. метров – норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 Указа №13.

Бесплатная юридическая консультация:


**660 рублей – предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета Министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

Сколько квадратных метров положено на человека в Беларуси

Вопрос о том, сколько квадратных метров в квартире или доме положено на одного человека, регулируется различными документами. Так, в Указе Президента Республики Беларусь №565 от 29 ноября 2005 года указано, что попасть в список нуждающихся в улучшении жилищных условий могут Минчане, если в их квартирах на одного человека приходится менее 10 метров. Граждане, зарегистрированные в других населённых пунктах Беларуси, могут получить место в соответствующей очереди, если на них приходится менее 15 квадратных метров. Таким образом, ключевыми являются три фактора: населённый пункт, общая площадь жилья и количество человек, прописанных в квартире (доме). Особое внимание тут стоит обратить на понятие «общая площадь», т.е. площадь квартиры целиком, включая коридоры, кухню, санузел, кладовую и лоджию, и не путать его с понятием «жилая площадь» - суммой площадей исключительно жилых комнат. Данный указ не делает различий между детьми и взрослыми, и на ребёнка положено то же количество квадратных метров, что и на 1 человека старше 18 лет. Каких-либо специальных условий для многодетных семей также нет - в данном вопросе государство рассматривает их наравне с остальными категориями граждан. Проживающим в общежитиях положены гораздо более скромные квадратные метры на человека в РБ 2016 – всего 6 метров квадратных. Однако здесь речь идёт именно о жилой площади, и коридоры, кухня, санузел, кладовая и лоджия не учитываются в расчётах.

Сколько квадратных метров положено на человека в социальной квартире

Статья 81 Жилищного кодекса Республики Беларусь описывает, сколько квадратных метров положено на одного человека в социальных квартирах. Согласно тексту статьи, в объектах недвижимости такого типа на одного человека должно приходиться не менее пятнадцати и не более двадцати квадратных метров. Различий между нормами для Минска и других населённых пунктов здесь нет. Но кодексом предусмотрены случаи, в которых на одного проживающего выделяется больше двадцати метров:

  • Если объект недвижимости имеет только одну жилую комнату.
  • Если квартира предоставляется мужчине и женщине, не состоящим в браке.
  • Если предоставляется дополнительная площадь. Категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, перечислены в Статье 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Жилая площадь

Жилая площадь в РБ - площадь всех жилых помещений (комнат) в доме или квартире. При расчёте жилой площади не учитываются так называемые вспомогательные помещения – коридоры, кухня, санитарные комнаты, кладовые, балконы, лоджии, террасы, гаражи, подвалы, чердаки и пр. Жилыми считаются только те комнаты, которые продуманы в качестве таковых на стадии проекта. Фактическое нецелевое использование жилой комнаты не делает её вспомогательным помещением.

Бесплатная юридическая консультация:


Существует два способа расчёта жилой площади дома или квартиры:

  • Суммируются площади всех жилых комнат
  • От общей площади квартиры (дома) отнимается сумма площадей всех вспомогательных помещений

Жилплощадь: норма на человека в Беларуси

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, на одного человека должно приходиться не меньше определённого количества жилой площади. Нормативы выглядят следующим образом:

  • 10 метров квадратных на одного проживающего в жилом доме в Минске
  • 15 метров квадратных на одного проживающего в жилом доме в остальных населённых пунктах Беларуси
  • 6 метров квадратных для проживающих в общежитиях

Важно, что при подсчёте количества жилой площади (кв. м.), приходящейся на человека, учитываются не фактически проживающие в квартире или доме лица, а только зарегистрированные по этому адресу. В случае, если имеется нехватка жилой площади, граждане имеют право встать в очередь на улучшение жилищных условий. В зависимости от того, сколько метров жилой площади не хватает семье, она может претендовать на разное «расширение» жилья.

Лишняя площадь

Понятие «лишняя площадь» как таковое отсутствует в белорусском законодательстве. Тем не менее, фактически таковой является площадь, выходящая за рамки формулы, применяемой при начислении платы за техническое обслуживание жилого помещения. В соответствии с формулой, за норму площади берётся 20 квадратных метров на одного зарегистрированного человека + 10 метров на всю семью. Важно отметить, однако, что речь в данном случае идёт не о жилой, а об общей площади квартиры (сумме площадей всех жилых и вспомогательных помещений). Таким образом, если семья вписывается в норматив, то начисление платы за техобслуживание производится по субсидируемому тарифу. Если же оказывается, что общая площадь квартиры больше предусмотренной, то за так называемые лишние метры необходимо платить по экономически обоснованному тарифу.

Бесплатная юридическая консультация:


Сколько метров положено на человека в минске

Со 2 марта в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс РБ, который вносит изменения в жилищные права и обязанности жителей Беларуси. Изменений много. Поэтому на странице «Недвижимость» мы открываем постоянную рубрику «Новый Жилищный кодекс».

Сегодня речь пойдет о правилах принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой части новый ЖК кардинальных изменений в действующие правила не внес, но кое-что добавил и уточнил.

Быть нуждающимся - актуально.

Сразу оговоримся, несмотря на то что в начале 2012 года были существенно ужесточены условия предоставления льготных кредитов и многие очередники лишились этого права, нахождение на квартирном учете дает гражданам определенные послабления при улучшении жилищных условий.

Во-первых, очередники имеют преимущественное право на заключение договора коммерческого найма государственной квартиры. Во-вторых, банки предлагают для очередников более льготные процентные ставки по коммерческим кредитам в случае строительства или покупки жилого помещения. В-третьих, очередник имеет право на налоговый вычет при исчислении подоходного налога, если он выплачивает банку кредит, взятый на покупку или строительство (реконструкцию) жилого помещения.

Бесплатная юридическая консультация:


Поэтому квартирная очередь в Беларуси - тема по-прежнему актуальная даже для тех семей и одиноких граждан, которые не имеют права на получение льготного кредита и субсидии.

В новом Жилищном кодексе учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посвящена глава 7.

Право состоять на учете нуждающихся у граждан Беларуси появляется с 16 лет. В более молодом возрасте такое право возникает в случае эмансипации, вступления в брак, а также у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также следует знать, что для постановки на учет в Минске и в Минском районе нужна десяти- и пятилетняя соответственно регистрация по месту жительства (постоянная прописка). Это касается иногородних граждан, не являющихся молодыми специалистами, членами семей местных жителей, и в других случаях, на которые не распространяется требование по регистрации.

Это общие правила. Теперь о частностях.

Бесквартирные и приравненные к ним.

Как и раньше, право на включение в квартирную очередь имеют граждане, у которых нет в собственности и (или) в пользовании, во владении жилого помещения в том населенном пункте, где они хотят быть принятыми в эту очередь. Новым в этой части является то, что к этой группе претендентов относятся и те граждане, которые были выселены из квартиры (дома, комнаты), где проживали на правах родственника, члена семьи и т. д.

Например, семейная пара живет в квартире мужа, у жены нет доли в этой квартире и никакой другой жилплощади в данном населенном пункте. Через какое-то время они разводятся, и муж, пользуясь новой нормой ЖК (она вступает в силу в 2014 году), выселяет бывшую жену из своей квартиры. Она, если следовать ЖК, становится нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В статье 35 главы 7 четко прописано, что следует понимать под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений, дающим право на постановку на квартирный учет. Если коротко, то речь идет о жилье, в котором человек имеет право бессрочно проживать на безвозмездной основе, - например, по договору найма государственной квартиры, в составе семьи нанимателя государственной квартиры или собственника частной жилплощади и т. д. Новым является то, что человек считается обеспеченным жильем, если он в нем проживает по договору, по которому застройщик обязан передать дольщику во владение и пользование объект долевого строительства (это новая норма).

Следующая категория претендентов на постановку на квартирный учет - это граждане, у которых размер общей площади занимаемого жилого помещения меньше установленной нормы: для Беларуси в целом - 15 кв. м на человека, для Минска - 10 кв. м на человека. При расчете обеспеченности жильем учитывается все жилье, имеющееся у членов семьи претендента только в том населенном пункте, где он намерен стать на учет. Исключением является Минск: здесь в расчет принимаются и жилые помещения, расположенные в Минском районе.

Например, семья (мама, папа, сын, дочка) живет в Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м. По количеству метров на 1 человека семья имеет право на принятие на квартирный учет. Но у сына, например, имеется маленький домик в д. Рабушки Минского района, который ему достался по завещанию. Домик, несмотря на старость, пригоден для проживания и не подлежит сносу. По этим основаниям семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Зато если бы у этой семьи в городе Радошковичи (это уже не Минский район) был коттедж площадью около 500 кв. м, то ее бы, по новым нормам Жилищного кодекса, на квартирный учет приняли бы.

При определении права на очередь следует внимательно изучить все основания, поскольку некоторые из них между собой пересекаются. Причем если по одному основанию признать претендента нуждающимся нельзя, то по другому, оказывается, - можно, или по двум - можно, а по третьему - нельзя.

Например, мать и дочь проживают в однокомнатной квартире. Дочь не замужем и не имеет детей. Площадь однокомнатной квартиры - 50 кв. м. Если смотреть по норме обеспеченности, то получается, что они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Между тем пункт 1.1.10 статьи 35 гласит, что «нуждающимися признаются граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов».

В числе других оснований для постановки на квартирный учет является проживание: в общежитии (кроме студентов и временных работников); на частной квартире или государственной по договору аренды или коммерческого использования; в помещении, непригодном для проживания по веским причинам (ветхость, несоответствие санитарным нормам и т. д.); в служебном или специальном жилье; в социальной квартире по договору найма, заключенному на срок до 10 лет.

Как и раньше, проживание в комнате или в однокомнатной квартире как минимум двух граждан, один из которых страдает опасным заболеванием (перечень утвержден Минздравом), дает право на принятие на учет нуждающихся.

Уточнены правила постановки на учет жильцов так называемых коммуналок - квартир (домов), в которых проживают несколько семей или одиноких граждан. Как следует из текста, чтобы оказаться в числе очередников, надо иметь обеспеченность жильем ниже норматива на члена семьи (15 и 10 кв. м для РБ и Минска соответственно).

Как и прежде, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками тоже имеют право на включение в квартирную очередь.

Молодость - как преимущество.

Правом на включение в очередь обладают граждане, относящиеся к молодым семьям, если оба супруга вступили в брак впервые и ни один из них не имеет в собственности, во владении или пользовании жилого помещения. Молодой семья считается, если одному из супругов не исполнилось 30 лет.

В очередь включаются граждане, родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие ребенка без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие во второй брак, если они не имеют своего жилья (на праве собственности, по договору найма, по договору долевого строительства).

На учет нуждающихся должны приниматься в обязательном порядке молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста, а также по направлению госорганов и организации в места с повышенной радиацией.

Более широко и подробно, чем раньше, расписаны основания постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По новым правилам граждане этих категорий должны быть приняты на учет по основаниям, по которым до 2 марта 2013 года их на учет не принимали. Например, речь идет о гражданах, которые по состоянию на 8 апреля 2006 года обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утративших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

К слову, для граждан этих категорий расширены и права на получение государственной поддержки при улучшении жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

В кодексе также написано, что человек, имеющий жилое помещение (квартиру, дом), но не проживающий в нем, может считаться очередником, если при вселении на эту жилплощадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. Например, муж, жена и ребенок живут в общежитии, притом что в собственности мужа есть двухкомнатная квартира площадью 45 кв. м, в которой проживают его мать и отец. Прописавшись в свою квартиру, семья становится нуждающейся на том основании, что количество метров на 1 человека получится меньше нормы. Если, конечно, родители не имеют в этом же населенном пункте (для Минска еще и в Минском районе) другой квартиры или дома.

Как и раньше, новый кодекс разрешает организациям, имеющим жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в коллективных договорах дополнительные основания для приема на квартирный учет. Но в этом случае улучшить жилищные условия такие очередники могут только по месту работы.

Само собой разумеется, перечисленные основания следует рассматривать как стимул пойти в местный исполком и выяснить более подробно свое право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Опять же если чья-либо ситуация не подпадает ни под один из описанных случаев, то это вовсе не повод отказаться от попытки стать на квартирный учет.

Следует также отметить, что основания для отказа в постановке на учет не совпадают с основаниями для снятия с учета. Они требуют отдельного рассмотрения.

Страницы

Advertisement

Подписка на газету (PDF и бумажная версия)

Новости компаний

© ЗАО "Медиарынок", 2017 г. Все права защищены.