1 особенности международного правового регулирования внешнеэкономических операций. Правовое регулирование сделок

Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер.

ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования.

Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».

Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ.

Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлению источников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе.Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.



39. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.

Общей генеральной коллизионной привязкой практически всех внешнеэкономических сделок выступает автономия воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гибкой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени соответствует общему принципу свободы договора. В праве большинства государств автономия воли в договорных отношениях понимается не только как формула прикрепления, но и как источник права. Такое понимание автономии воли можно вывести из толкования ст. 421 ГК.

Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимается как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного правопорядка. В основном законодательство предусматривает право неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) устанавливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это общее ограничение свободы выбора права). Оговорка о применимом праве (автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимостью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит п. 2 ст. 1210 ГК. В зарубежном праве есть понятие «подразумеваемая воля» сторон.

Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотетической», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливого хозяина», разумной связи выбора применимого права с конкретным фактическим составом. При установлении права, применимого к внешнеэкономической сделке, применяются теория статутов, теория существа правоотношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто избрал суд, тот избрал и право); закона места нахождения учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; общего гражданства или общего домицилия.



Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в контракте, установление «первичных» статутов (личного и формального) правоотношения производится по объективным признакам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное применение императивных норм законодательства того государства, с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого государства.

Общий принцип установления формального статута правоотношения – применение закона места совершения контракта. Однако в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно определить место заключения сделки, так как в общем праве применяется теория «почтового ящика» (место заключения сделки – это место отправления акцепта), а в континентальном – доктрина «получения» (место заключения сделки – это место получения акцепта). Личный закон контрагентов применяется для установления личного статута правоотношения. Определение действительности договора по существу (вопросы «пороков воли» и т. п.) подчиняется обязательственному статуту и предполагает применение права, избранного контрагентами.

Российское право (ст. 1210 ГК) предусматривает возможность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выборе права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдельных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество.

В российском праве и практике отсутствует понятие «подразумеваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве к договору применяются субсидиарные коллизионные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной связи (п. 1 ст. 1211 ГК). Основной субсидиарной привязкой договорных обязательств является закон продавца как право центральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика, закон хранителя и т. д.). Эта общая коллизионная привязка транформируется в специальные: закон места учреждения или обычного места деятельности продавца, закон места его торгового обзаведения.

Российский законодатель понимает под правом, с которым договор наиболее тесно связан, право страны места жительства или основного места деятельности той стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для договора (п. 2 ст. 1211 ГК). В п. 3 ст. 1211 ГК перечислены 19 специальных субсидиарных коллизионных привязок по основным видам внешнеэкономических сделок (договор дарения – закон дарителя, договор залога – закон залогодателя и т. п.).

В российском законодательстве подчеркивается специфика коллизионного регулирования некоторых внешнеторговых сделок. К договору строительного подряда и подряда на выполнение научных и изыскательских работ применяется право страны, где в основном достигнуты результаты соответствующей деятельности. Особые коллизионные правила регулируют сделки, заключенные на аукционе, на бирже, посредством конкурса, – применяется право страны места проведения конкурса или аукциона, места нахождения биржи (п. 4 ст. 1211 ГК). Договоры с участием потребителя регулируются правом страны места жительства потребителя. При этом даже при наличии соглашения сторон о праве предусмотрена особая охрана прав и интересов потребителя (ст. 1212 ГК). К договору простого товарищества применяется право страны места основной деятельности товарищества (п. 4 ст. 1211 ГК).

Вопросы применимого права к внешнеэкономическим сделкам.

Обязательственный статут – это совокупность норм подлежащего применению права, регулирующих содержание сделки, ее действительность, порядок исполнения, последствия неисполнения, условия освобождения сторон от ответственности. Исходное коллизионное начало – подчинение основных вопросов обязательственного статута праву, избранному сторонами, а при отсутствии такого выбора – праву государства той стороны договора, обязательство которой составляют главное содержание, особенность конкретного вида договора. Основной вопрос обязательственного статута – права и обязанности сторон. Они должны определяться в соответствии с нормами правовой системы, свободно избранной самими контрагентами.

Термин «обязательственный статут» применяется и для обозначения сферы действия права, подлежащего применению к договору (ст. 1215 ГК). Эта норма российского законодательства устанавливает, что право, применимое к договору, определяет: толкование договора, права и обязанности сторон, исполнение договора, последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения, прекращение договора, последствия недействительности договора. Отечественный законодатель учитывает тенденцию сужения сферы применения вещ-но-правового статута по сделкам, связанным с вещными правами, и вытеснение его обязательственным (п. 1 ст. 1210 ГК). Повсеместно признано также, что правовое регулирование момента перехода риска случайной гибели и порчи вещи определяется по обязательственному статуту сделки.

В особом порядке рассматриваются вопросы акцессорных обязательств. Из обязательственного статута исключаются обеспечительные обязательства, сопутствующие внешнеэкономическим сделкам. Коллизионные привязки договоров поручительства и залога имеют самостоятельный характер. Объем ответственности поручителя, права и обязанности залогодателя подчиняются правопорядку, который устанавливается самостоятельно, вне зависимости от статута главного долга (подп. 17 и 18 п. 3 ст. 1211 ГК). Однако содержание главного долга влияет на обязательства поручителя и залогодателя. В данном случае имеет место расщепление коллизионной привязки: отношения по основному обязательству подчиняются одному правопорядку, а отношения по акцессорным обязательствам – другому. Отношения, связанные с уступкой требования, уплата процентов, задатка и неустойки подчиняются тому же закону, что и капитальная часть долга (ст. 1216 и 1218 ГК).

Из сферы действия обязательственного статута исключаются вопросы о требованиях, на которые не распространяется исковая давность (требования о возмещении вреда; требования, вытекающие из личных неимущественных прав, и т. п.). По общему правилу к ним должен применяться закон суда в соответствии с общей концепцией деликтных обязательств. В сферу действия обязательственного статута не могут входить и вопросы об общей право– и дееспособности сторон при совершении внешнеторговых сделок. Для решения этих проблем применяется сочетание личного закона контрагентов и материально-правового принципа национального режима для иностранцев в области гражданских прав.

Договоры (или, как их часто называют, контракты), заключаемые и исполняемые в рамках международного торгового оборота, обладают рядом правовых отличий, имеющих важное практическое значение по сравнению с хозяйственными договорами, которыми опосредствуются экономические отношения между хозяйствующими субъектами в пределах одного государства.

Осуществление экспортно-импортных операций сопровождается необходимостью дополнительного учета факторов, отсутствующих во внутрихозяйственном обороте. Такие особенности внешнеэкономической практики являются порой не только результатом различий в экономической или политической жизни, но и в правовом регулировании и обычаях делового оборота разных стран.

В современных условиях взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности приобретают самые разные договорные формы. Правовое оформление международных сделок сегодня не исчерпывается использованием традиционных видов гражданско-правовых договоров, таких как купля-продажа, аренда, подряд. Появляются новые разновидности соглашений и договоров, которые создает постоянно развивающаяся коммерческая практика.

Однако и сегодня наиболее распространенной формой договора, используемой во внешнеэкономической деятельности, является традиционный договор купли-продажи. Это объясняется наибольшим удельным весом товарных операций в общем объеме мировой торговли. Операции по купле-продаже товаров, осуществляемые между контрагентами из разных стран, в качестве непременного условия включают в себя организацию доставки товара от продавца к покупателю. С договором международной купли-продажи поэтому традиционно тесно связан договор перевозки, включая все его разновидности, следующие из особенностей способов транспортировки грузов (морской, железнодорожной, автомобильной, авиационной и т.п.).

В той же мере это касается и правовых форм, которые используются в международной торговле для обеспечения имущественных интересов контрагентов (страхование, поручительство, банковские гарантии, залоговые операции). То же относится и к договорам, в силу которых продавец делает исполнение договора наиболее удобным и предпочтительным для своего контрагента, повышая тем самым свою конкурентоспособность (договоры на техническое обслуживание, оказание технического содействия, обучение персонала и т.п.).

Расширение международной торговли услугами, развитие обмена технологиями, промышленное сотрудничество, в том числе в разработке природных ресурсов, строительство крупных объектов – все это также способствовало использованию в международном экономическом обороте разнообразных видов договоров: аренда машин и оборудования ("лизинг"), договоры о строительстве объектов "под ключ", подряды на выполнение проектно-конструкторских и инженерно-строительных работ ("инжиниринг"), лицензионные соглашения, договоры о производственной кооперации, соглашения о совместной деятельности (joint venture) и т.п.

В рамках даже одного и того же вида договора нередко наблюдаются весьма значительные различия по содержанию прав и обязанностей, которые принимают на себя контрагенты. Эти различия возникают в силу свободы определять содержание договора заключающими его сторонами. Часто они являются результатом особенностей предмета и характера договора, его цены, экономического положения контрагентов, сложившихся рыночных условий, обычаев определенной отрасли предпринимательской или профессиональной деятельности, торговых обыкновений, относящихся к данной коммерческой сделке, и других подобных факторов.

Как свидетельствует практика международного экономического оборота, относящиеся к этой сфере сделки часто носят комплексный характер. Их правовое содержание нередко охватывает несколько правовых институтов, и для юридической квалификации возникшего между партнерами правоотношения необходимо обращаться к нормам, охватывающим регулирование нескольких видов договоров. Например, договор на поставку комплектного оборудования может включать в себя элементы как договора купли-продажи, так и подряда (оказание услуг по монтажу и т.п.).

Правовые последствия сделки для ее участников, касающиеся в первую очередь содержания взаимных прав и обязанностей, зависят от правовой квалификации заключенного между ними договора. Иногда участники внешнеторговой сделки сознательно выбирают тот или иной вид договора, руководствуясь своими соображениями, направленными, в частности, на повышение экономической эффективности этой сделки (например, выбор между договором купли-продажи и комиссионным договором при реализации продукции за рубежом). Мотивы могут быть связаны, например, с особенностями законодательства или деловой практики в стране одного из участников сделки, с торгово-политическим, таможенным, налоговым регулированием. Однако для такого выбора, естественно, имеются пределы, устанавливаемые законом.

Одна из важных особенностей внешнеэкономических сделок состоит в том, что на их правовой режим оказывают влияние не только нормы внутреннего права стран, откуда происходят участвующие в сделке стороны, но и нормы, вытекающие из международно-правовых обязательств этих стран. Заключаемые между государствами торговые договоры, соглашения о товарообороте и платежах, а также по другим торгово-экономическим вопросам, могут включать в себя положения, которые непосредственно влияют на содержание торговых сделок между субъектами права из договаривающихся государств. Например, эти положения могут касаться основных условий поставки, валюты, способов и порядка расчетов, рассмотрения споров и т.п.

Целью межгосударственных договоренностей, которые могут быть двух- и многосторонними, в некоторых случаях может также быть регулирование прав и обязанностей по определенным коммерческим договорам, заключаемым лицами из договаривающихся стран. К числу таких соглашений можно отнести согласование общих условий поставок, применение которых является – в зависимости от межгосударственной договоренности – либо факультативными (рекомендательными), либо обязательными для всех участников товарооборота между подписавшими такое соглашение странами. Последний вариант был характерен, например, для торговли между социалистическими странами. Сегодня в международной торговле более распространенной является практика с рекомендательными общими условиями, что вытекает из, как правило, диспозитивного регулирования содержания прав и обязанностей участников внешнеторговых сделок в праве большинства стран, участвующих в мировой торговле.

Применяемые к правам и обязанностям сторон договора (контракта) гражданско-правовые нормы права отдельных государств не устанавливают, как правило, обязательных (императивных) предписаний, которым должно соответствовать содержание договора. Это позволяет достаточно свободно формулировать его условия.

Вместе с тем ряд моментов, определяющих взаимные права и обязанности сторон внешнеторгового контракта, подпадает под действие императивного правового регулирования стран-контрагентов, например, законодательства, относящегося к экспортно-импортному, валютному, таможенному и другим видам регулирования. Если включенные в контракт условия не будут соответствовать таким обязательным предписаниям, они будут признаны недействительными. Примером императивного регулирования, влияющего на содержание коммерческих контрактов, помимо указанного выше законодательства, являются также правовые нормы об ограничении или исключении ответственности за нарушение договорных обязательств, а также об обеспечении свободы конкуренции.

  • Тема 3. Интеллектуальная собственность в международном частном праве (2 час.)
  • Частного права (8 час.)
  • Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
  • Тема 2. Трудовые отношения в международном частном праве (2 час.)
  • Тема 3. Брачно-семейные отношения в международном частном праве (2 час.)
  • Тема 4. Наследственные отношения в международном частном праве (2 час.)
  • Тема 1. Международный гражданский процесс (2 час.)
  • Тема 2. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
  • Структура и содержание практической части курса
  • Тема 1. Общие понятия международного частного права (4 час.)
  • Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
  • Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
  • Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
  • Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
  • Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
  • Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
  • Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
  • Контроль достижения целей курса Итоговый тест
  • Тестовые задания к модулю 2:
  • Тестовые задания к модулю 3:
  • Тестовые задания к модулю 4:
  • Тестовые задания к модулю 5:
  • 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
  • 18.Заключение консульских смешанных браков
  • 19.Российская Федерация
  • 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
  • Тестовые задания к модулю 6:
  • Вопросы для подготовки к экзамену
  • Основная литература
  • Дополнительная литература а) Специальная литература
  • Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
  • В) Международные нормативные акты
  • Г) Национальные нормативные акты и документы
  • Электронные образовательные ресурсы
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • Тема 1. Коллизионные нормы и проблемы их применения в мчп (2 час.)
  • 3.1. Понятие и виды коллизионных норм
  • 3.2. Основные типы коллизионных привязок
  • 3.3. Квалификация и установление содержания иностранного права
  • 3.4. Применение коллизионных норм
  • 3.5. Взаимность и реторсия в международном частном праве
  • Тема 1. Физические лица в международном частном праве (2 час.)
  • 1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
  • 4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в мчп
  • Тема 3. Правовой статус государства и юридических лиц в мчп (2 час.)
  • 5.2. Государственная принадлежность юридических лиц
  • 5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц
  • 5.4. Транснациональные корпорации и международные организации в международном частном праве
  • Модуль IV. Основы регулирования отношений собственности в международном частном праве (6 час.)
  • Тема 1. Право собственности в международном частном праве (2 час.)
  • 1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве
  • 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
  • 6.3. Правовое регулирование вопросов национализации
  • Тема 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций (2 час.)
  • 7.1. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций
  • 7.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
  • 7.3. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций
  • Тема 3. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
  • 8.1. Понятие авторского права и права промышленной собственности
  • 8.2. Международно-правовое регулирование защиты
  • 8.3. Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве
  • Модуль V. Отдельные отрасли международного частного права (8 час.)
  • Тема 1. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
  • 1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок
  • 9.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
  • 9.3. Неправовые средства регулирования
  • Модуль VI. Рассмотрение споров в мчп (4 час.)
  • Тема 1. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
  • 1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве
  • 12.2. Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в Российской Федерации
  • 12.3. Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве
  • 12.4. Исполнение решений иностранных судов
  • 12.5. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве
  • Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2/2ч)
  • 13.1. Понятие, значение и способы
  • 13.2. Арбитражная оговорка и определение применимого права
  • 13.3. Нормативное регулирование деятельности арбитражных органов
  • 13.4. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • Тема 3. Коллизионные нормы в международном частном праве (2 час.)
  • Тема 8. Право интеллектуальной собственности в мчп (2 час.)
  • Тема 9. Внешнеэкономические сделки (2 час.)
  • Тема 10. Международные трудовые отношения (2 час.)
  • Тема 11. Семейно-брачные отношения в мчп (2 час.)
  • Тема 12. Судебный порядок рассмотрения споров в мчп (2 час.)
  • Тема 13. Международный коммерческий арбитраж (2 час.)
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • II. Задания к модулю II:
  • III. Задания к модулю III:
  • IV. Задания к модулю IV:
  • V. Задания к модулю V:
  • VI. Задания к модулю VI:
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • Тестовые задания к модулю 2:
  • Тестовые задания к модулю 3:
  • Тестовые задания к модулю 4:
  • Тестовые задания к модулю 5:
  • 11.Какую из нижеперечисленных должностей на морском торговом судне под флагом Российской Федерации может занимать гражданин Монголии?
  • 18.Заключение консульских смешанных браков
  • 19.Российская Федерация
  • 20.Под «хромающими браками» в мчп понимаются
  • Тестовые задания к модулю 6:
  • Вопросы для итогового контроля:
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • Б) Сборники нормативных актов и документов; материалы судебной практики
  • В) Международные нормативные акты
  • Г) Национальные нормативные акты и документы
  • Электронные образовательные ресурсы
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • «Дальневосточный федеральный университет»
  • 9.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

    Правовое регулирование внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с XIX в., все большую роль в этом процессе начинают играть универсальные и региональные договоры. В настоящее время они в совокупности образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

    В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых во второй половине XX в. в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие акты: Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была также завершена длительная работа над Конвенцией о международных переводных и простых векселях. Она призвана заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 гг.

    Как видно из приведенного перечня, мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений.

    Первое из них - Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. - вступила в силу 1 сентября 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого международно-правового документа состоит, прежде всего, в том, что в нем впервые был закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, - подчеркивается в ст. 2 Конвенции. - Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом».

    При отсутствии подобного соглашения купля-продажа товаров в соответствии с Конвенцией должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в котором находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3).

    Кроме того, в Конвенции содержатся коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров. В ст. 6 Конвенции содержится правило о возможности исключения применения права, определенного в соответствии с ней, по мотивам публичного порядка.

    Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная причина этого заключается, по-видимому, в наличии значительных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве различных государств и возникающими в связи с этим проблемами определения реального статуса имущества и банкротства.

    В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским договорам 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ее ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер.

    В соответствии со ст. 5 Конвенции отношения между агентом и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать из условий соглашения сторон или обстоятельств дела.

    Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента, в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

    Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

    В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

    Основные принципы, закрепленные в этом международном договоре, во многом повторяют принципы Гаагской конвенции 1955 г. Так, п. 1 ст. 7 Конвенции 1986 г. определяет, что договор купли-продажи регулируется правом, выбираемым сторонами. Если применимое право не было определено соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции договор будет регулироваться правом государства, в котором продавец на момент заключения соглашения имел свое коммерческое предприятие.

    Вместе с тем совершенно новым в Конвенции является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7).

    Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено другое право (той страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь.

    Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

    Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров . Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров . Их нормы предполагалось ввести в действие как часть национального законодательства стран-участниц. Однако многие положения конвенций не были достаточно четко сформулированы и не носили в полной мере универсальный характер. Поэтому, хотя оба эти документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

    Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров , который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются 70 государств мира, включая Россию.

    Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и содействовать ее развитию.

    Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам МЧП применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

    Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

    Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14-24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты ), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

    Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной . Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт ) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

    Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

    Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

    В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

    Помимо этого в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, а кроме того, определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

    В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся установления, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

    В последней, четвертой части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

    Важно также отметить, что в соответствии со ст. 90 Венской конвенции 1980 г. она не затрагивает действие любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и содержит положения, подобные положениям данной Конвенции. Тем не менее в ст. 99 содержится требование о необходимости денонсации Гаагских конвенций 1964 г. их государствами-участниками при ратификации ими Венской конвенции 1980 г. Это правило направлено на максимальное расширение сферы действия ее положений.

    Как было показано выше, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ст. 7 содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права». В последнем случае, на наш взгляд, речь должна идти о праве, определяемом соглашением сторон или на основании коллизионных норм, содержащихся в международных договорах или национальном законодательстве соответствующего государства.

    Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (27 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

    Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, - со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.

    Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления; наряду с ними вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности 71 .

    Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок . Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге . Эти документы вступили в силу 1 мая 1995 г. и действуют в настоящее время в отношениях между такими, в частности, государствами, как Франция, Италия, Нигерия и др. (Россия присоединилась к конвенции о международном финансовом лизинге 8 февраля 1998 г.). Первая из указанных конвенций регулирует права и обязанности поставщиков товаров или услуг и их финансовых агентов в рамках контрактов об уступке денежных требований. Основная цель второй заключается в формулировании единообразных правил в отношении гражданских и коммерческих правовых аспектов международного финансового лизинга. В соответствии с конвенциями участники факторинговых и лизинговых сделок могут исключить применение указанных международно-правовых соглашений в отношениях между собой на основе специального соглашения или оговорки в контракте.

    Особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов российскими фирмами и организациями с предприятиями некоторых зарубежных стран регулируются на основе специальных двусторонних соглашений, получивших наименование общие условия поставок товаров . Среди них наибольшую практическую значимость имеют договоры, заключенные с Китаем, КНДР, а также в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и СНГ.

    ОУП СССР - КНР в редакции 1990 г. и ОУП СССР - КНДР в редакции 1981 г. представляют собой международные межведомственные договоры.

    Нормы ОУП СССР - КНР носят, в целом, диспозитивный и факультативный характер. Более того, целый ряд их положений имеет не нормативное, а инструктивное содержание и лишь ориентирует стороны на целесообразность решить в контракте тот или иной вопрос. Однако наличие таких положений в рассматриваемом документе не означает, что стороны сделки не могут по своему усмотрению решить в контракте и другие вопросы, по которым в ОУП не содержится соответствующих инструкций или рекомендаций.

    ОУП СССР - КНДР регламентируют тот же, что и в ОУП СССР - КНР, круг вопросов, но составлены более подробно и обязательны для заключивших договор сторон. Тем не менее при специфике товара или условий его поставки возможно отступление от положений этих ОУП в заключаемом договоре. В ОУП СССР - КНДР в отличие от ОУП СССР - КНР имеется коллизионная норма, предусматривающая, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в ОУП и в контрактах, к отношениям сторон применяется право страны продавца.

    В период существования Совета Экономической Взаимопомощи государствами - членами этой международной организации в 1968 г. были разработаны Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ . В настоящее время они действуют в редакции 1988 г. По своему содержанию ОУП СЭВ охватывают широкий круг вопросов регулирования внешнеторговой деятельности. В их состав входят нормы, посвященные, в частности, процедуре заключения, изменения и прекращения контракта; определению базиса и срока поставки; вопросам количества и качества товара; упаковке и маркировке, технической документации, порядку осуществления платежей; некоторым общим положениям об ответственности, санкциям, порядку и срокам предъявления претензий; арбитражу и установлению сроков исковой давности.

    ОУП СЭВ подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ситуация изменилась. Однако своего значения ОУП СЭВ не потеряли и (-) подлежат применению в случае прямой отсылки к ним в контракте.

    Задачам обеспечения формирования и развития общего экономического пространства, а также сохранению и упрочению связей между хозяйствующими субъектами из различных стран Содружества Независимых Государств призвано служить Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Оно вступило в силу 1 июля 1992 г. Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.

    В соответствии со ст. 1 Соглашения оно распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности) государств - участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предметов договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ унифицируют правила о заключении, изменении и расторжении соответствующих внешнеторговых контрактов и оговаривают его существенные условия.

    Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия “внешнеэкономическая деятельность”. В соответствии с федеральным законом РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

    В отечественной юридической литературе под внешнеэкономической деятельностью понимают совокупность внешнеторговой деятельности, международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансовых операций. С юридической точки зрения внешнеэкономическая деятельность осуществляется посредством внешнеэкономических сделок.

    Внешнеэкономическая сделка - это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Наряду с понятием “внешнеэкономическая сделка” существует более узкое понятие “внешнеторговая сделка”. Однако, сегодня отдается предпочтение термину “внешнеэкономическая сделка”. Поиск определения понятия “внешнеэкономическая сделка” обусловлен особенностью правового регулирования каждого вида сделки в отдельности (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.). Становление понятия “внешнеэкономическая сделка” происходило посредством обобщения сделок, осложненных иностранным элементом (к категории ВЭС стали относить договоры о факторинге, лизинге, договоры имущественного найма, страхования, комиссии, поручения и другие, имеющие международный характер).

    По сравнению с внутренними гражданско-правовыми сделками (хозяйственными договорами) внешнеэкономические сделки обладают особой спецификой, не позволяющей их смешивать с одноименными договорами во внутреннем обороте, что проявляется в следующих моментах:

    1) названные сделки регулируются (зачастую) международными правовыми актами;

    2) их особенностью является то, что товары, услуги, как правило, “пересекают” границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение таможенных правил;

    3) средством платежа при таких сделках, как правило, является иностранная валюта. К числу валют, наиболее часто используемых в расчетах по внешней торговле, относятся доллар США (60 % международных расчетов), марка ФРГ (15 %), фунт стерлингов (7,5 %), французский франк (6 %) и японская иена;

    4) существует риск невозможности исполнения сделок вследствие каких-либо политических событий, ограничительных действий государства;

    5) споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в третейские суды, представляющие собой независимые от государств организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам;

    6) внешнеэкономические сделки могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать. Выполнение обязательств по контракту между сторонами увязывается, таким образом, с межгосударственными договорами;

    7) в правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального типа. Такие договоры часто закрепляют базисные условия внешнеторговой сделки - это основные условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности сторон при исполнении контракта.

    В теории и практике выделяют различные виды внешнеэкономических сделок. “Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный характер (договор международной купли-продажи, договор подряда на строительство объекта за рубежом и т. д.) или безвозмездный (договор о намерениях при создании совместного предприятия, договор о сотрудничестве на рынках третьих стран). В зависимости от выражения воли одного, двух или нескольких лиц внешнеэкономические сделки подразделяют на односторонние (выдача доверенности иностранному лицу), двусторонние (договоры купли-продажи, бартерные контракты и т. д.), многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т. д.). Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

    Внешнеэкономические договоры должны совершаться российскими лицами в письменной форме. В соответствии с ч.З. ст. 162 ГК РФ “Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки”. Письменная форма рекомендуется также Модельным гражданским кодексом государств-участников СНГ. Согласно п.2 ст. 1216 этого Кодекса, внешнеторговая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо или гражданин соответствующего государства, “совершается, независимо от места заключения сделки, в письменной форме”. Ранее правило об обязательности письменной формы (ст.125 Основ 1961 г., ст. 45, 464 ГК РСФСР) распространялось и на порядок подписания внешнеторговых сделок. На сегодняшний день норма о совершении внешнеторговых сделок за подписями двух лиц утратила силу (Постановление СМ СССР от 14 февраля 1978 г. - СП СССР, 1978, № 6, ст.35). Однако, если уставом юридического лица предусматривается совершение внешнеторговых сделок за двумя подписями, для признания сделки недействительной, помимо письменной формы, необходимо соблюдение этого правила.

    Контракт выполняет функции юридического закрепления отношений между партнерами, придания им характера обязательств, выполнение которых защищено законом, определения порядка, способов и последовательности совершения действий партнеров, способов обеспечения выполнения обязательств.

    По действующему ГК РФ права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон (ч. 1 ст. 561 ГК РФ). Место совершения сделки определяется законодательством РФ.

    Таким образом, ГК РФ исходит из свободы выбора сторон в определении права, применимого к заключенной ими сделке. На практике предприниматели, заключая внешнеэкономические сделки, не включают в текст договора положения о применимом праве. В этом случае определение права должно проводиться по месту заключения сделки.

    Согласно части третьей ГК РФ выбор сторонами по договору подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента его заключения без ущерба для прав третьих лиц. Указание на права третьих лиц при выборе применимого права после заключения договора позволяет указанным лицам предъявлять иски о защите своих прав, если эти права нарушены в результате соглашения сторон о выборе применимого права.

    Примером предусмотренных законодательством ограничений свободы выбора применимого права может служить норма ГК РФ, определяющая, что к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, где учреждено юридическое лицо.

    Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности. Что касается условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в совокупности, то здесь речь идет о судебном толковании, причем не только самого договора, но и иных обстоятельств дела, которые могут быть приняты во внимание по усмотрению суда (арбитража).

    Стороны договора могут избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

    В отличие от действовавшего до 01.03.2002 г. законодательства, ГК РФ устанавливает, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеется основное место деятельности.

    К правам и обязанностям по договору, предметом которого является недвижимость, а также по договору о доверительном управлении имуществом применяется право страны, где это имущество находится, а в отношении имущества, которое зарегистрировано в РФ, - законодательство РФ.

    При невозможности определить основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора, применяется право страны, где данная сторона учреждена, имеет место постоянного жительства. При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

    Таким образом, новый ГК РФ определяет принципиально иной подход определения применимого права при отсутствии соглашения об этом сторон договора с использованием такого понятия, как основное место деятельности одной (определенной ГК РФ) из сторон договора. На судебное усмотрение рассчитано и указание на исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Впрочем, соответствующие критерии выработаны международным частным правом и практикой. В случае невозможности определить основное место деятельности ГК РФ устанавливает ряд иных критериев, которые должны использоваться в иерархической последовательности.

    Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычных значений соответствующих терминов.

    Еще одной новеллой ГК РФ является законодательное определение сферы действия применимого права.

    Согласно ст. 1215 ГК РФ, право, применяемое к договору в силу положений настоящего параграфа, охватывает, в частности: 1) толкование договора; 2) права и обязанности сторон договора; 3) исполнение договора; 4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора; 5) прекращение договора; 6) последствия недействительности договора.

    В отношении способов и процедуры исполнения, а также мер, которые должны быть приняты в случае ненадлежащего исполнения, кроме применимого права принимается во внимание и право страны, где осуществляется процедура исполнения.

    Знание перечисленных особенностей определения применимого права поможет грамотно составить внешнеэкономический договор и заранее представить особенности законодательства, которому будет подчинено заключенное соглашение.

    Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок осуществляется на основе следующих основных нормативно-правовых актов:

    Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

    Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

    Конвенции о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г).

    Дает юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров;

    Устанавливает форму контрактов;

    Определяет содержание основных прав и обязанностей продавца и покупателя;

    Детерминирует ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов”.

    По общему правилу, Конвенция регулирует случаи, когда заключение договоров происходит путем обмена оферты и акцепта. Одним из основных положений является определение момента заключения договора: договор считается заключенным с момента получения акцепта оферентом. Данное положение является важным, поскольку правовые системы государств континентального и англо-американского права придерживались разных позиций в этом вопросе: первые - “теории получения” (вступление акцепта в силу связывалось с получением его оферентом), вторые - “теории почтового ящика” (для вступления акцепта в силу достаточно было его только отправить).

    Содержание контракта основывается на следующем правиле: при составлении договоров, подписываемых сторонами в виде единого документа, их заключение будет регулироваться нормами национального права. Что касается остальных вопросов (регулирования самой купли-продажи: обязательств покупателя, продавца, принятие поставки и т. п.), то они будут регулироваться соответствующими нормами Конвенции, при условии, что заключенные договоры входят в сферу действия Конвенции.

    “Сферу применения Конвенции ООН 1980 г. можно определить следующим образом: она регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.

    Она не касается действительности самого договора или каких-либо из его положений или любого обычая последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.

    Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: когда эти государства являются участниками конвенционного договора или когда согласно нормам международного частного права применимо право договаривающегося государства”.

    Широкое распространение в международной торговой практике получило использование так называемых типовых контрактов. Типовой контракт - это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обычаев, принятых договаривающимися сторонами, после того, как они были согласованы с требованиями конкретной сделки. Такой контракт применим только к определенным товарам или определенным видам торговли.

    Типовые контракты используются чаще всего в торговле между партнерами, ведущими регулярные внешнеторговые операции в часто встречающихся видах сделок на долгосрочной основе.

    По форме типовые контракты могут быть различны. Во-первых, контракт может быть представлен в виде документа, который его участники могут использовать как сам контракт в том случае, если они его подпишут и заполнят статьи, требующие согласования (например, наименование сторон, количество, качество, цена, срок и место поставки, платеж). Во-вторых, типовым контрактом часто называют и общие условия. Общие условия - это список статей контракта, разработанных с учетом торговой практики в зависимости от базисных условий поставки, которые участники договора могут включать в свой контракт или ссылаться на них. Сам напечатанный документ, содержащий только общие условия договора, не является контрактом; он составляет неотъемлемую его часть.

    Общие условия поставки могут быть оформлены отдельным соглашением между партнерами, которые сотрудничают на протяжении ряда лет, со сроком действия 3-5 и более лет. Ссылка на это соглашение делает контракт коротким и существенно сокращает процесс самих переговоров.

    Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА) был разработан документ, содержащий, как указано в преамбуле, “общие нормы для международных коммерческих договоров”. Этот документ носит название “Принципы международных коммерческих договоров” (далее - Принципы УНИДРУА).

    “Принципы УНИДРУА, подобно своду правил, сформулированных в ИНКОТЕРМС, могут использоваться сторонами при заключении международного контракта путем указания на их применение в тексте контракта”.

    Указание в контракте на применение Принципов УНИДРУА может быть выражено по-разному: “договор регулируется общими принципами права”, “применяемым является Ilex mercatoriai”, “правовое регулирование осуществляется в соответствии с торговыми обычаями и обыкновениями” и т. д.

    Значение: Принципы УНИДРУА выполняют роль проводника между имеющимися правовыми нормами и существующими пробелами в правовом регулировании заключения международных контрактов.

    Основные положения Принципов УНИДРУА:

    Обязательность для сторон заключенного между ними договора;

    Добросовестность и честная деловая практика - качества, вменяемые в обязанности сторон при заключении и исполнении договора международной купли-продажи;

    Обязанность сохранения конфиденциальности при передаче одной из сторон информации, являющейся для нее секретной;

    Возможность одностороннего расторжения договора, основанием которого является явное чрезмерное преимущество одной стороны перед другой. Возможность расторжения договора в случае обмана, угрозы, со стороны третьего лица, за которое отвечает другая сторона;

    Осуществление толкования договора в соответствии с общим намерением сторон. В случае, если намерение невозможно выявить, то договор толкуется в соответствии со значением, придаваемым договору другими “разумными лицами” при аналогичных обстоятельствах;

    Правило, именуемое правилом “contra proferentem”: если условия договора, выдвинутые одной стороной, являются неясными, то предпочтение отдается толкованию, которое противоположно интересам этой стороны.

    Lex mercatoria - это теория, о наличии особой системы регулирования внешнеэкономических сделок, обособленной от национальных систем права.Необходимость обращения к Lex mercatoria объясняется тем, что само это понятие довольно часто используется в международных документах (в т. ч. Принципах УНИДРУА). Сущность ее сводится к тому, что международная торговля, прежде всего, должна опосредоваться международными договорами и международными торговыми обычаями.

    Названная теория возникла в 50-е годы XX столетия, однако единства в трактовке этой теории так до сих пор и не сложилось. “Одни авторы при рассмотрении содержания в качестве основного элемента теории указывали на регулирование международных экономических отношений путем международных обычаев и судебных прецедентов. Другие - делали акцент на унифицированные акты, международные конвенции и типовые соглашения, разрабатываемые международными организациями в качестве моделей для национальных законов.Для понимания сущности lex mercatoria: можно обозначить ее основные положения:

    1. Правовое регулирование международных экономических связей является автономным и не может опосредоваться национальным регулированием.

    2. Источниками правового регулирования могут быть только международный договор и международный торговый обычай, который включает типовые законы, разрабатываемые в качестве моделей для национальных нормативных актов; понятие “обычай” включает также не только обычные правила, но и судебные прецеденты.

    3. Принципами lex mercatoria являются общие принципы права, такие, как добросовестность исполнения обязательств, принцип pacta sunt servanda, возможность расторжения договора в случае существенного нарушения его контрагентом и др.

    4. Одним из положений признается наличие элемента саморегулирования в деятельности участников внешнеэкономических связей.

    5. В понятие “право” включаются любые регуляторы социального поведения.

    6. Теория предполагает обоснование существования “международного общества коммерсантов”.

    Квинтэссенцией lex mercatoria является характеристика некоего обособленного от внутренних государственных регуляторов “транснационального” права, трактуемого не только как система юридических норм, но и как совокупность различных социальных регуляторов, в основе которых лежат общечеловеческие представления о добросовестности, справедливости, порядочности.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок осуществляется на основе следующих основных нормативно-правовых актов :

    Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

    Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

    Конвенции о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г).

    Широкое применение в практике международной торговле получили обычаи международной торговли.

    ИНКОТЕРМС 2000 г. ИНКОТЕРМС - унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле. ИНКОТЕРМС является неофициальной кодификацией обычаев , сложившихся в мировой торговой практике, поэтому ни отдельные правила, которые в нем содержатся, ни документ в целом не обладают юридической силой. Они применяются по договоренности сторон. Это положение прямо закреплено в ИНКОТЕРМС: «Торговцы, которые желают использовать ИНКОТЕРМС 2000 г., должны четко указать, что они в договоре купли-продажи руководствуются ИНКОТЕРМС 2000 г.» (п. 4 Введения). Чаше всего в договор включается указание на применение документа в целом или отдельного правила. Например, можно указать: договор заключается на условиях СИФ - Новороссийск (ИНКОТЕРМС 2000 г.). Указание на год обязательно, так как существуют разные редакции этого документа.

    Под терминами, толкование которых дается в ИНКОТЕРМС, понимаются некоторые типы договоров международной купли-продажи (например ФОБ , СИФ, франко-перевозчик, доставка с пристани и т. д.) , основанные на определенном, фиксированном распределении прав и обязанностей между торговыми партнерами. По крайней мере, можно выделить три группы вопросов, по которым фиксируются права и обязанности сторон по каждому типу договоров : 1) права и обязанности сторон, связанные с перевозкой товаров , включая распределение дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе перевозки; 2) права и обязанности сторон по осуществлению «таможенных формальностей» , связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его на территорию другого государства и транзитом через третьи страны , включая уплату таможенных сборов и других обязательных платежей; 3) момент перехода рисков с продавца на покупателя в случае гибели или повреждения товара.

    Поскольку рассмотренные права и обязанности сторон , определяющие специфику конкретного типа договора, во-первых, составляют важную часть содержания этого договора , а во-вторых, влияют на решение других условий договора (например, на условия о цене, на определение места исполнения договора и пр.), их часто называют базисными условиями или базисом поставки.

    На сегодняшний день действует ИНКОТЕРМС в редакции 2000 г., в него включены 13 терминов, которые разделены на 4 группы. В качестве классификационного критерия выступает объем обязанностей продавца. В первой группе у продавца минимальные обязанности, в последней - максимальные:

    1) термины группы «Е», согласно которым продавец предоставляет товары покупателю в своем коммерческом предприятии (заводе, фабрике, складе и пр.) То есть договор не предусматривает перевозки;

    2) термины группы «F», обязывают продавца предоставить товары в распоряжение перевозчика, обеспечиваемого покупателем. Применительно к терминам данной группы определяющей является обязанность продавца поставить товар , прошедший таможенную очистку для вывоза, до транспортных средств, указанных покупателем, и предоставить товар в распоряжение перевозчика, но без обязанности организовать перевозку ;

    3) термины группы «С», согласно которым продавец обязан заключить договор перевозки отправить товар в адрес покупателя , но не принимая на себя рисков , связанных с возможной гибелью или повреждением товара. Моментом перехода рисков с продавца на покупателя является сдача товара в распоряжение перевозчика . Следовательно, покупатель везет товар до пункта назначения за свой счет, но не на свой риск. Это внутреннее противоречие, характерное для договоров группы «С», приводит к появлению у продавца новой обязанности: застраховать товар за свой счет, но в пользу покупателя ;

    4) термины группы «D», в соответствии с которыми продавец несет все расходы и все риски до момента доставки товара в страну назначения. В эту группу объединены наиболее обременительные для продавца условия. Он должен нести все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Только в этой группе обязанность продавца по передаче товара перемещается в страну назначения . По другим группам он обязан передать товар в своей стране.

    Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Еще одним исключительно важным примером неофициальной кодификации правил международной торговли являются Принципы международных коммерческих договоров. Принципы были разработаны Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА) и опубликованы в 1994 г.

    Согласно преамбуле Принципы устанавливают «общие нормы для международных коммерческих контрактов ».

    Принципы предназначены для участников международной торговли с целью использования их в договорной практике. Они не являются международным договором , поэтому не обращены к государствам и не предполагают какого-либо одобрения с их стороны, не обладают юридической силой и не обязательны для сторон внешнеэкономических сделок . В преамбуле подчеркивается, что Принципы подлежат применению, если стороны согласились , что их договор будет регулироваться настоящими Принципами.

    Указание в контракте на применение Принципов УНИДРУА может быть выражено по-разному: «договор регулируется общими принципами права», «применяемым является lex mercatoria», «правовое регулирование осуществляется в соответствии с торговыми обычаями и обыкновениями» и т. д.

    Основные положения Принципов УНИДРУА:

    обязательность для сторон заключенного между ними договора;

    добросовестность и честная деловая практика - качества, вменяемые в обязанности сторон при заключении и исполнении договора международной купли-продажи;

    обязанность сохранения конфиденциальности при передаче одной из сторон информации, являющейся для нее секретной;

    возможность одностороннего расторжения договора , основанием которого является явное чрезмерное преимущество одной стороны перед другой. Возможность расторжения договора в случае обмана, угрозы, со стороны третьего лица, за которое отвечает другая сторона;

    Осуществление толкования договора в соответствии с общим намерением сторон. В случае, если намерение невозможно выявить, то договор толкуется в соответствии со значением, придаваемым договору другими «разумными лицами» при аналогичных обстоятельствах;

    Правило, именуемое правилом «contra proferentem» : если условия договора, выдвинутые одной стороной, являются неясными , то предпочтение отдается толкованию, которое противоположно интересам этой стороны.

    Lex mercatoria (буквально – торговый закон) - это теория, о наличии особой системы регулирования внешнеэкономических сделок, обособленной от национальных систем права.

    Сущность Lex mercatoria сводится к тому, что международная торговля, прежде всего, должна опосредоваться международными договорами и международными торговыми обычаями, поскольку национальное право не способно реагировать на стремительные изменения, происходящие в международной торговле.

    Единого подхода в трактовке данной теории до сих пор нет. Одни авторы при рассмотрении содержания в качестве основного элемента теории указывали на регулирование международных экономических отношений путем международных обычаев и судебных прецедентов. Другие - делали акцент на унифицированные акты, международные конвенции и типовые соглашения, разрабатываемые международными организациями в качестве моделей для национальных законов .

    Для понимания сущности lex mercatoria : можно обозначить ее основные положения:

    1. Правовое регулирование международных экономических связей является автономным и не может опосредоваться национальным регулированием.

    2. Источниками правового регулирования могут быть только международный договор и международный торговый обычай , который включает типовые законы, разрабатываемые в качестве моделей для национальных нормативных актов; понятие «обычай» включает также не только обычные правила, но и судебные прецеденты.

    3. Принципами lex mercatoria являются общие принципы права, такие, как добросовестность исполнения обязательств, принцип pacta sunt servanda, возможность расторжения договора в случае существенного нарушения его контрагентом и др.

    4. Одним из положений признается наличие элемента саморегулирования в деятельности участников внешнеэкономических связей.

    5. В понятие «право» включаются любые регуляторы социального поведения.

    6. Теория предполагает обоснование существования «международного общества коммерсантов».

    Несмотря на различные подходы постепенно складывается понимание lex mercatoria, как самостоятельной системы транснационального коммерческого права (ТКП) . В литературе ее называют третьей правовой системой : первая - национальное право государств, вторая - международное (публичное) право. Однако словосочетание «правовая система» не должно вводить в заблуждение . Даже сами авторы, использующие подобную терминологию, объясняют, что речь идет не о юридической системе, а о параюридической: ТКП - это параюридическая система (paralegal law). Термин «право», «правовая система» следует понимать условно как нормативная регулирующая система. По своей природе ТКП является системой обычаев международной торговли в широком смысле этого слова.

    Будучи особой нормативной системой, ТКП имеет свой специфический механизм применения . Основу его составляет воля сторон: как отдельные нормы и принципы, входящие в эту систему, так и ТПК в целом, применимы при наличии соглашения об этом сторон международной коммерческой сделки. Подобное соглашение может быть выражено по-разному : прямая отсылка к lex mercatoria, отсылка к обычаям международной торговли или к общим принципам права (см. выше) , передача спора на разрешение дружеским посредникам. Механизм реализации норм ТКП основан преимущественно на принципе «самоконтроля », который обеспечивается наличием неофициальных «черных списков» (списков ненадежных партнеров), возможным исключением предпринимателей из различного рода торговых ассоциаций, другими рисками подрыва деловой репутации. Все это образует неформальные общественные санкции международного делового сообщества.