Ненадлежащее исполнение муниципального контракта поставщиком и заказчиком. С изменениями и дополнениями от Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту поставщиком

Расторжение контракта по решению суда возможно по иску заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением обязательств по контракту поставщиком (Приложение № 5).

Напомним, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Суд констатирует ненадлежащее исполнение контракта, взыскивает пени и иные убытки, возникшие у заказчика. После решения суда заказчик обязан в трехдневный срок внести сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу.

Надлежащее исполнение контракта подтверждается соответствующими документами, а именно:

выполнение контракта на поставку подтверждается подписанными без возражений товарными накладными;

выполнение контракта на работы подтверждается актом проведенных работ;

выполнение контракта на услуги подтверждается актом оказанных услуг.

При этом нужно обратить внимание на то, что предмет торгов и, следовательно, предмет контракта должен быть четко отражен в документах по приемке. Недопустимо, если в предмете контракта звучит вывозка снега в количестве 100 тонн, а в акте указано, что заказчик приял 50 машино-часов.

Надлежащее исполнение контракта это не только полное выполнение объема контракта, но и выполнение его в срок. Все документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств, должны быть подписаны исключительно после реального их выполнения в срок, указаний в контракте. Выход за пределы срока исполнения контракта автоматически является ненадлежащим исполнением контракта.

При поставке товара или выполнении работ необходимо для подписания накладных и актов требовать документы, подтверждающие качество товара: сертификаты соответствия, декларации качества и прочие.

Таким образом, самыми распространенными видами нарушений контракта со стороны поставщиков являются:

непоставка (невыполнение работ, услуг) в срок;

недопоставка (неполное выполнение работ, услуг);

поставка товаров ненадлежащего качества (некачественно выполненные работы, услуги) Матковский С.В. Указ. соч. С. 202..

В случае первых двух нарушений порядок действий заказчика следующий.

На следующий день после истечения срока, когда обязательство должно быть исполнено, заказчик направляет поставщику претензию. Претензия представляет собой письмо, в котором заказчик указывает, что прошел срок исполнения обязательства, которое неисполнено или частично исполнено. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие сроки исполнения обязательства и пункты, предусматривающие пени за просрочку исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично), заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства Кикавец В.В. Нужен ли такой Порядок? // Финансовое право. - 2009. № 9. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска при условии уплаты поставщиком пеней, начисленных заказчиком.

Из положений Закона о размещении заказов не следует, что всякое нарушение сроков выполнения работ является безусловным основанием для расторжения муниципального контракта. Допущенные сторонами нарушения условий обязательства подлежат оценке судом применительно к конкретным предусмотренным в гражданском законодательстве основаниям расторжения договоров.

Обратимся к судебной практике. Муниципальное учреждение «Т» (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее - ответчик, общество) о расторжении муниципального контракта.

Судом установлено, что по результатам аукциона на выполнение рабочих проектов на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах и диспетчеризации учета тепловой энергии города Кирова, ремонт участка наружной канализации от дома № 3 до дома № 16 по ул. Советской между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 15.12.2008 на выполнение проектных работ.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ определен с момента подписания контракта до 15.12.2008.

Судом было установлено, что контракт сторонами был подписан 15 декабря 2008 года, то есть в день истечения срока исполнения обязательства.

Письмом от 16.12.2008 учреждение уведомило общество о нарушении сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, а также предложило в срок до 19.12.2008 направить предложения по исполнению муниципального контракта.

Письмом от 29.12.2008 учреждение предложило расторгнуть муниципальный контракт в связи с нарушением сроков выполнения работ и направило проект соглашения о его расторжении.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, основываясь на положениях статей 405, 406, 450 ГК РФ, части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2009 в удовлетворении исковых требований учреждения о расторжении муниципального контракта было отказано.

При вынесении решения суд учитывал, что хотя работы по муниципальному контракту от 15.12.2008 были выполнены с нарушением срока, но при этом срок выполнения работ по договору и дата заключения договора совпали. Кроме того, истец и ответчик, заключая договор, знали о том, что техдокументация не может быть сдана в срок, указанный в пункте 1.3 договора. Ответственность за просрочку исполнения обязательства лежит не только на ответчике, но и истце, несвоевременно подготовившем договорные документы (по материалам дела № А28-3814/2009-157/9 Арбитражного суда Кировской области) Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», одобренный на заседании Президиума Арбитражного суда Кировской области 02.02.2010..

При поставке товара ненадлежащего качества на следующий день после срока, когда выявилась данное нарушение контракта, заказчик направляет поставщику претензию. В претензии заказчик указывает, что ему поставлен товар ненадлежащего качества, указывает, какой конкретно товар и в каком количестве. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие качество исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства и заменить бракованный товар, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично) заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта, с взысканием стоимости бракованного товара (если она была уплачена поставщику) и неустойки за пользование чужими денежными средствами (по ставке рефинансирования, если деньги за поставку были уплачены), начисленными со дня нарушения (поставки товара ненадлежащего качества) по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства.

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска.

В любом случае после решения суда заказчик обязан внести такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой публично размещенный Федеральной антимонопольной службой России на своем сайте (http://rnp.fas.gov.ru) список лиц.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими муниципальных контрактов.

Реестр содержит следующие сведения:

наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика лиц;

дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок в случае, если победитель аукциона, победитель конкурса или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату признания несостоявшимися торгов, в которых единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату проведения запроса котировок, в котором единственный участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, отказался от заключения государственного или муниципального контракта, дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта;

предмет, цену контракта и срок его исполнения;

основания и дату расторжения государственного или муниципального контракта в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта;

5) дату внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков Кочаненко Е.П. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в документации, направляет в антимонопольную службу сведения, предусмотренные законом, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу сведения, предусмотренные пунктами 1-4 части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, а также копию решения суда о расторжении контракта.

Лица, внесенные в реестр, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков, исключаются из реестра недобросовестных поставщиков.

Пока лицо находится в реестре, с ним не вправе заключить контракт по результатам торгов или запроса котировок цен.

Кроме того, пытаясь сделать Закон о размещении заказов максимально либеральным с точки зрения расширения круга участников торгов и предоставления равных возможностей, законодатель оставил без внимания такое понятие, как репутация и квалификация участника размещения заказа.

Сегодня отказать в участии в торгах из-за плохой репутации можно лишь в том случае, если компания внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому состоящему в реестре недобросовестному поставщику ничего не стоит зарегистрировать новое юридическое лицо с незапятнанной репутацией. Отказать же фирме в участии или занизить ей итоговую оценку по причине короткого срока присутствия на рынке нельзя. Этим обстоятельством пользуются в основном обычные мошенники. Фирма-однодневка выставляет на конкурс проходную заявку с демпинговыми ценами, нереальными сроками и т.д. Даже если муниципальный заказчик и чувствует подвох, найти формальный повод для ее низкой оценки затруднительно. При этом далеко не во всех конкурсах либо аукционах предусмотрено внесение исполнителем обеспечения по контракту (страховки, банковской гарантии, денежного залога). Однако заказчик может быть обязан перечислить аванс. Получив его, фирма-однодневка победитель конкурса исчезнет.

Чтобы этого избежать необходимо:

запретить муниципальным заказчикам производить авансирование контракта;

обязать муниципального заказчика требовать от исполнителя обеспечения муниципального контракта во всех случаях;

установить критерии оценки квалификации и деловой репутации, время присутствия на рынке, опыт работы, качество исполнения предыдущих заказов с целью исключить допуск к участию в торгах фирм, которые находятся на рынке менее двух лет Зданович Ю.А. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В условиях наличия повышенных рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципального контракта поставщиком особую актуальность приобретают правовые способы защиты заказчиком интересов муниципального образования, от имени которого он заключает муниципальный контракт.

На практике наиболее эффективным способом защиты заказчиком своих интересов от недобросовестных поставщиков на стадии исполнения муниципального заказа является расторжение муниципального контракта.

Как уже говорилось выше, расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальный контракт заключается для муниципальных нужд, т.е. для выполнения муниципальным образованием в лице своих органов полномочий и функций, реализация которых, как правило, не терпит отлагательств: больницы должны своевременно получить оборудование и медикаменты, школы должны быть отремонтированы именно во время каникул и т.д. Поэтому муниципальный заказчик должен иметь возможность оперативно расторгнуть муниципальный контракт с поставщиком, который не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязательства и таким образом создает угрозу неисполнения или несвоевременного исполнения муниципальным образованием своих функций и социальных обязательств Богдадьев А.С. Проблемы расторжения муниципального контракта // Право и экономика. - 2009. № 11. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

При отсутствии соглашения сторон контракта о его расторжении последнее осуществляется в арбитражных судах в порядке искового производства.

Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 133, статей 134, 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение должно быть принято в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. На практике дело может быть рассмотрено и в более длительные сроки, если другая сторона будет прилагать к этому определенные усилия. Кроме того, согласно п. 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Таким образом, процесс расторжения контракта в судебном порядке может затянуться как минимум на четыре месяца, если не будет подана апелляционная жалоба. Если такая жалоба будет подана, то она, в соответствии со статьей 267 АПК РФ, будет рассмотрена в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

В подтверждение выводов о сроках рассмотрения дела о расторжении муниципального контракта обратимся к судебной практике.

Муниципальный заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта 8 августа 2008 г. Истец обжаловал такие действия заказчика в суде. Решением от 12 декабря 2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Между расторжением контракта и решением суда прошел срок в четыре месяца. Истец обжаловал это решение в суд апелляционной инстанции, который Постановлением от 24 февраля 2009 г. оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу истца без удовлетворения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. по делу № А56-42633/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Из примера, который отражает ситуацию в целом, видно, что дело было рассмотрено в двух инстанциях в пределах 4 5-месячного срока, т.е. в пределах, установленных АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за некоторыми исключениями. Согласно определениям, содержащимся в статье 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Таким образом, Бюджетным кодексом установлены пределы срока действия муниципального контракта, в соответствии с которыми срок начала действия не может быть ранее 1 января текущего финансового года, а срок окончания действия не может быть позднее 31 декабря текущего финансового года. Следовательно, если вопрос о расторжении муниципального контракта в судебном порядке возникнет в третьем или четвертом квартале текущего финансового года, то разрешен он будет исходя из вышеуказанных сроков рассмотрения дел в суде после того, как окончится срок действия самого спорного контракта.

При этом заказчик лишится возможности заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с ч. 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов заказчик вправе заключить муниципальный контракт, в случае расторжения такого контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств. При этом денежные средства, запланированные для оплаты по такому контракту, будут возвращены в бюджет в связи с окончанием финансового года и муниципальный заказ вообще не будет исполнен.

В сложившейся ситуации муниципальные заказчики вынуждены в одностороннем порядке, предусмотренном п. 2 статьи 407 ГК РФ, отказываться от исполнения контрактов, по которым поставщики (исполнители, подрядчики) не исполняют или ненадлежаще исполняют свои обязательства.

Суды же, рассматривая иски к заказчикам в связи с их односторонним отказом от исполнения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств, исходят, как правило, из того, что «положения пункта 8 статьи 9 Закона не исключают возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, когда такой отказ допускается законом» Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 октября 2008 г. по делу № А56-16386/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В целях разрешения указанных проблем расторжения муниципального контракта можно предложить к обсуждению два пути. Первый связан с внесением в АПК РФ изменений, предусматривающих существенное сокращение времени рассмотрения в судах дел о расторжении муниципального контракта.

Второй путь, связан с тем, чтобы, принимая во внимание нормы гражданского права и судебную практику, внести в Закон о размещении заказов следующие изменения:

1. Часть 8 ст. 9 Закона о размещении заказов изложить в новой редакции: «8. Государственный (муниципальный) контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

2. Первое и третье предложения ч. 8.1 ст. 9 Закона после слов «расторжения государственного или муниципального контракта» дополнить словами «(одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта)» Богдадьев А.С. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Исходя из вышесказанного, можно объяснить небольшой процент количества дел, связанных с применением положений Закона о размещении заказов (около 0,3% от общего количества дел), рассмотренных Арбитражным судом Кировской области в период 2008-2009 года.

Так же рассмотрим проблемы ненадлежащего исполнения муниципального контракта заказчиком. В соответствии с пунктом 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно выделить следующие основные нарушения при заключении и исполнении муниципального контракта со стороны муниципального заказчика.

Во-первых, нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт.

В соответствии со статьями 9, 28 и 29 Закона о размещении заказов, контракт формируется путем включения в опубликованный (на сайте) проект контракта условий, во-первых, из заявки победителя, во-вторых, иных условий из конкурсной (аукционной) документации. В этой части заказчик может нарушить данный порядок. Например, победитель торгов подал заявку на аукцион с товаром, являющимся эквивалентом запрошенному, победил в аукционе, а в контракт заказчик включил товар, который он запрашивал, а не тот, который предложил победитель торгов (эквивалент). Или когда вдруг после проведения торгов в проекте контракта ответственность победителя торгов увеличивается по отношению к опубликованному ранее проекту контракта, а ответственность заказчика - уменьшается. Или когда количество товара (объема работ) уменьшается по отношению к проведенным торгам.

Во всех этих случаях имеет место нарушение объявленных условий или условий, предложенных лицом, с которым заключается контракт. Последний имеет право составить протокол разногласий и направить его заказчику либо отказаться от подписания муниципального контракта. Протокол разногласий по данным условиям будет законен, и квалифицировать его как уклонение исполнителем от заключения контракта нельзя Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Салищевой Н.Г. - «Проспект», 2009. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Разновидностью данного правонарушения является нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Во-вторых, отдельно в КоАП выделен состав правонарушения порядка заключения муниципального контракта в части нарушения сроков заключения контракта со стороны заказчика, а равно уклонение заказчика от заключения муниципального контракта.

Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Исчерпывающий перечень причин, по которым заказчик отказывается от заключения контракта, перечислен в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.

В-третьих, это изменение условий муниципального контракта, в том числе увеличении цены муниципального контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена Законом о размещении заказов.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Перечень изменения цены контракта, указанный в Законе о размещении заказов, является исчерпывающим. Никакое иное изменение цены не допускается.

Повышенная ответственность установлена, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают руководители Федеральной антимонопольной службы, ее структурных подразделений и территориальных органов и их заместители, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, еще одной проблемой исполнения муниципального контракта является нарушение условия контракта как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

В контракте указываются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС России от 07.07.2014 N К-1129/14).

Если одна из сторон нарушает обязательства по другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответственность в виде пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для , размер пени за нарушение контракта должен составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Для поставщика (подрядчика, исполнителя), размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).

Ответственность в виде штрафа.

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) сторонами обязательств устанавливается в фиксированной сумме в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. Закон N 44-ФЗ не допускает изменение положений проекта контракта после его опубликования, а также внесение изменений в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Вариант определения штрафных санкций — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:
— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Муниципальный контракт: Видео

Мадрих - Юридическая компания

В последнее время в связи с усовершенствованием института государственных закупок и потребности в выполнении работ (услуг), продаже товаров для государства возрастает количество заключаемых контрактов. Однако победители закупочной процедуры не всегда добросовестно выполняют обязательства по госконтракту, из-за чего возникает необходимость применять штрафные санкции и иные меры, направленные на обязание исполнителя осуществить исполнение контракта или наказание виновных лиц.

Меры ответственности поставщиков, не выполнивших обязанности по контракту, можно условно разделить на 2 группы:

  1. Материальные;
  2. Административно-правовые.

Материальные меры ответственности предполагают взыскание убытков, неустойки, штрафов за невыполнение обязательств по контракту.

Административно-правовые меры состоят в обязании выполнить контракт (по решению суда), расторжении госконтракта по инициативе заказчика, внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Чаще поставщики (подрядчики) не реализуют обязательства по контракту в части выполнения работ (услуг), поставки товаров полностью или частично.

В случае такого неисполнения заказчик обладает полным арсеналом мер защиты собственного права: от взыскания неустойки до расторжения контракта. И такие меры иногда используются комплексно.

Важно! При неисполнении контракта заказчики принимают решение о расторжении госконтракта по собственной инициативе.

Процедура такого расторжения четко расписана законом. При принятии такого решения в пределах трех дней заказчик обязан разместить информацию о расторжении на официальном сайте и направить стороне контракта по почте заказным письмом с уведомлением. Решение госзаказчика о расторжении вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.

Закон устанавливает обязанность заказчика отменить принятое решение, если в течение указанного срока поставщик устранит в полном объеме нарушения контракта.

Если контракт с поставщиком расторгнут в одностороннем порядке, то сведения о нём заносятся в реестр недобросовестных поставщиков в предусмотренном законом порядке.

Другим неблагоприятным последствием невыполнения обязательств по контракту поставщиком признаётся вероятность взыскания неустойки за несвоевременное исполнение таких обязательств либо штрафа за неисполнение обязательств.

Важно! Размер штрафа ставится в зависимость от цены госконтракта и выражается в процентном соотношении в зависимости от цены контракта: чем выше цена госконтракта, тем ниже процент штрафа.

Важно! Неустойка высчитывается по специальной формуле, указанной в постановлении правительства, и ставится в зависимость от цены контракта, суммы фактически исполненных обязательств и периода просрочки.

Получается, чем выше цена контракта и больше период просрочки, тем больше сумма неустойки.

В случае неисполнения контракта поставщиком госзаказчик вправе принять решение о направлении в суд иска о взыскании с поставщика убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим выполнением) контракта. Такими убытками считается разница между предложенной поставщиком ценой контракта и ценой по которой контракт фактически выполнен другим лицом. Убытки иногда равняются стоимости испорченного подрядчиком (поставщиком) имущества, которое, согласно договору, заказчик передает для выполнения работы. В каждом конкретном случае убытки определяются самостоятельно, исходя из существа ситуации.

На практике госзаказчики при неисполнении контракта поставщиком приходят к решению о расторжении контракта, подают информацию о таком поставщике в территориальное УФАС, и взыскивают сумму штрафа и убытков за неисполнение обязательств по контракту.

Важно! Страшным» последствием для поставщика считается включение в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в следующие два года поставщик не сможет полноценно участвовать в государственных закупках, поскольку многие заказчики устанавливают требования к поставщикам в виде отсутствия в указанном реестре.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Добрый день!

Все зависит от того как прописано условие по выставлению штрафа, как осуществляется фиксирование выездов. Вы вправе направить свои возражения, объяснения.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»
Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - цена контракта).
Решением Верховного Суда РФ от 19 октября 2016 г. N АКПИ16-831 пункт 4 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству
4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 марта 2016 г. № Д28и-706 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При этом из результатов правоприменительной практики статьи 330 ГК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. по делу № А56-14132/2010 и Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2001 г. № Ф08-2999/01 по делу № А-32-1738/01-15/33) следует, что штраф как разновидность неустойки определяется либо в твердой денежной сумме, либо в виде определенного процента от суммы и взыскивается единократно.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, штраф начисляется единожды за наличие фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных каждым этапом исполнения контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов