Различие прав и свобод человека. Какая разница между правом человека и его свободой? Отличие прав от свобод

Права и свобода - это две концепции, которые в определенной степени пересекаются. Права - это моральное или юридическое право человека иметь или делать что-то. Свобода - это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Это наши права, которые обеспечивают и защищают нашу свободу. В этом смысле права и свободы всегда взаимосвязаны и неразделимы. Например, право голоса гарантирует, что каждый имеет право голосовать на выборах, это также автоматически дает нам свободу голоса. главное отличие между правами и свободой является то, что право является моральным или юридическим правом в то время как свобода - это состояние или качество свободы .

Какие права

Право - это моральное или юридическое право иметь или делать что-то. Права определяют, что разрешено людям, а что должно людям. Права помогают людям решить, какие действия допустимы, а какие институты справедливы. Права являются основой правительств и законов.

Все люди имеют права независимо от их религии, места жительства, пола, национального или этнического происхождения, языка, цвета кожи или любого другого статуса. Права человека универсальны и неотъемлемы. Они также неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы; лишение одного права может отрицательно сказаться на других правах. Права человека часто гарантируются и охраняются законом.

Права могут быть классифицированы на различные категории; естественные и законные права, индивидуальные и групповые права, позитивные права и негативные права, право требования и свобода - вот некоторые из этих категорий.

Естественные права являются правами людей в соответствии с естественными законами.

Законные права Права признаны и разграничены законом.

Позитивные права являются разрешениями на действия или разрешениями, которые должны быть выполнены.

Отрицательные права это разрешения не делать что-то или права, которые нужно оставить в покое.

Требовать права являются правами, которые влекут за собой обязанности, ответственность или обязательства других сторон в отношении правообладателя.

Свобода прав являются правами, влекущими за собой свободу или разрешение для правообладателя.

Что такое свобода

Свобода - это качество или состояние свободы, т. Е. Отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Большинство прав гарантируют, что их обладатели имеют право на свободу. Другими словами, именно права помогают нам достичь состояния свободы. Например, давайте рассмотрим одно из самых фундаментальных прав человека - право на образование. Это право гарантирует, что все дети могут получать образование; лишение ребенка этого права является преступлением. Таким образом, это право гарантирует, что ребенок свободен от принуждения и принуждения. Права на свободу, о которых мы говорили ранее, также вступают в игру. Право человека на что-либо заключается в его свободе делать или иметьчто-то. Например, право человека на свободу слова позволяет ему свободно говорить. Это означает, что никто не имеет права заставлять или принуждать нас прекратить выражать себя.

Разница между правами и свободой

Определение

права юридические и моральные права.

свобода это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.

защита

права защищены законом.

свобода защищен правами.

Взаимосвязь

права дать вам свободу.

свобода предоставляется по праву.

Изображение предоставлено:

«Цепочка выражения свободы» Stepph - Наша работа

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва

Права человека -

Права гражданина,

граждан и правам трудящихся.



обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные

7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование за­щиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными дви­жениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избира­тельных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья за­креплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

  • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

  • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
  • http://ru.wikipedia.org/.
    • Введение в теорию прав человека
    • Моральные нормы и нормы права
    • К истокам: естественные права человека
    • Достоинство человека
    • Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность
    • Основные, конституционные права
    • Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий
    • Права человека: объективный и субъективный смыслы
    • Классификация прав человека
      • Поколения прав
    • Свобода, ответственность и обязанности
    • Правовое государство
    • Гражданское общество
    • Права человека - основа мира
    • Права человека: идеалы и реалии
  • Организация объединенных наций и права человека
    • На пути к системе защиты прав человека
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Международный билль о правах
      • Верховный комиссар по правам человека
      • Международный уголовный суд
      • Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников
      • Итоги и проблемы
    • ООН и неправительственные организации
      • Ассоциированный статус НПО при ДОИ
      • Помощь ДОИ/НПО
      • Консультативный статус НПО при ЭКОСОС
  • Основные органы ООН по правам человека
    • Комиссия ООН по правам человека
      • Мандат и деятельность
      • Рабочие группы Комиссии ООН по правам человека
      • Участие неправительственных организаций в заседаниях
    • Подкомиссия по поощрению и защите прав человека
      • «Процедура 1503»
        • Стадия 3: Комиссия по правам человека
  • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений (договорные органы)
    • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений
    • Комитет по правам человека
      • Факультативный протокол: индивидуальные жалобы
      • В чем заключаются различия между процедурами?
    • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
      • Участие неправительственных организаций
      • Другая деятельность Комитета
      • Россия - Пакт - Комитет: взаимодействие
    • Комитет по ликвидации расовой дискриминации
      • Статья 14: Представление индивидуальных сообщений
    • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
      • Статья 18: Система докладов
        • Расследования
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
    • Комитет против пыток
      • Статья 19: Доклады государств-участников
      • Статья 21: Межгосударственные жалобы
      • Добровольный фонд в помощь жертвам пыток
    • Комитет по правам ребенка
      • Статья 43: Комитет по правам ребенка
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
  • Другие процедуры в рамках системы ООН
    • Процедуры ЮНЕСКО
      • Как рассматриваются сообщения?
      • Состав Комитета
    • Процедуры Международной организации труда
      • Статья 24: Представление
      • Специальные обзоры по дискриминации в области занятости
  • Региональные соглашения. Совет Европы
    • Совет Европы и Российская Федерация
    • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
      • О некоторых правовых принципах Конвенции
      • Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) состав, компетенция, методы работы
      • Процедура подачи жалоб и контроля
      • Россия - Конвенция - Европейский Суд: взаимодействие
    • Европейская социальная хартия
      • О некоторых содержательных аспектах Европейской социальной хартии
      • Подача жалоб от НПО
    • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
      • Возможность подачи жалоб
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
      • О содержании
      • Россия - Рамочная конвенция: взаимодействие
    • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
      • О содержании хартии
    • Европейская комиссия против расизма и нетерпимости
    • Комиссар Совета Европы по правам человека
  • Региональные соглашения. ОБСЕ
    • ОБСЕ
    • История
    • ОБСЕ и права человека
    • Хельсинкское движение
    • Контакты с неправительственными организациями
    • Структуры и институты Организации
      • Бюро по демократическим институтам и правам человека
      • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
      • Парламентская ассамблея ОБСЕ
      • Другие институты
    • Система защиты прав человека в Российской Федерации
    • Судебная система защиты прав человека
    • Государственные институты несудебной защиты
      • Прокуратура Российской Федерации
      • Депутаты законодательных собраний
      • Обращение в вышестоящую инстанцию, министерства и ведомства
      • Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации
      • Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан
    • Неправительственные правозащитные организации
      • Законодательство России об НПО
      • Правозащитные НПО в России
      • Возрастающая роль НПО в области прав человека

Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий

Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

Для обеспечения безопасности граждан,

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.