Структура систем оповещения го и чс. Что такое локальные системы оповещения? Порядок построения систем оповещения о го

Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

  • сирены;
  • громкоговорители;
  • репродукторы;
  • телефоны;
  • подвижные средства.

Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  1. Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  2. Локальные (ЛСО).
  3. Объектовые (ОСО).
  4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Система оповещения населения о ЧС призвана предупредить людей о возникшей или вероятной опасности. Для этого используются звуковые, световые сигналы, тревожные сообщения также передаются посредством радио и телевидения. Системы оповещения РСЧС имеются в каждом крупном городе, однако далеко не все из них способны выполнять свои задачи в полном объеме.

Система оповещения ГО и ЧС

Обычно система оповещения ГО и ЧС состоит из множества элементов, соединенных в одну систему. Это могут быть лампы, громкоговорители, телевизионные экраны и т.д. Размещают их там, где они смогут наиболее эффективно выполнять свои функции. Элементы системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях обязаны содержаться в исправности.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

Особого внимания требуют системы оповещения при ЧС на предприятии, они отвечают за безопасность большого количества людей. Подобные системы неразрывно связаны с убежищами, которые находятся на территории предприятий, ведь главная их задача – организация эвакуации персонала.

Система оповещения при чс на предприятии

Система оповещения гражданской обороны - организационно-техническое объединение сил и технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.

Основным способом оповещения населения об угрозе военного нападения, возникновении стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф на объектах экономики и на транспорте является передача речевой информации по местным линиям радио, телевидения.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций, местные органы исполнительной власти, специально уполномоченные за безопасность населения и территории, совместно с управлениями МЧС РФ по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений.

Где создаются системы оповещения населения?

Все системы оповещения ГО и ЧС можно разделить на следующие:

  • Системы управления оповещением и эвакуацией людей (CУОЭ)

По принципу использования система оповещения населения , проживающего в опасных районах в непосредственной близости от крупных гидросооружений, предприятий химической промышленности и прочих, предназначаются для массовой трансляции важных сообщений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС): крупных аварий, экологических и промышленных катастроф, использования оружия массового поражения.

Основания к применению

На территории России сформированы системы областного, районного и точечного (непосредственно на объекте) масштаба, применяемые для экстренного оповещения граждан. Варианты оповещения напрямую зависят от уровня и параметров возникшей угрозы.

В современных системах оповещения задействованы телефонные линии автодозвона, все операторы сотовой связи, социальные сети, ведется вещание по радио и телевизионным каналам ().

Работы по созданию системы оповещения населения при ЧС и ГО являются главной составляющей общегосударственного комплекса защиты населения и промышленных служащих в зоне стратегических объектов, отличающихся повышенной пожароопасностью. Компания «Асгард» предлагает помощь в разработке наиболее экономичных проектов систем оповещения по всей территории России, а также монтаж и эксплуатационное обслуживание объектов в дальнейшем.

Можно ли игнорировать данные мероприятия

В совокупности система оповещения — это сотрудничество технической службы при стратегически опасных объектах, специально разработанных средств технического оповещения, комплекса сетей вещания и линий связи. Подобными разработками наша компания эффективно занимается продолжительное время и отлично зарекомендовала себя в сфере монтажа и последующего обслуживания. На уровне государства массовое оповещение происходит с использованием специализированных средств передачи информации на уровне федерации в местах массового скопления населения и систем защиты от угрозы экологического и техногенного происхождения.

Наказание за невыполнение необходимых норм в сфере ГО и ЧС предусмотрено Кодексом РФ на уровне административного нарушения и влечет штрафы для юридических лиц в крупных размерах. Действует наказание за несвоевременное реагирование на информацию о случившемся инциденте. Неуплата назначенных штрафов влечет увеличение назначенных сумм в несколько раз или наказание в виде лишения свободы.


Монтаж системы оповещения

Проблема установки систем информирования населения довольно актуальна. Коллектив ООО «Асгард» предлагает комплексный монтаж системы оповещения ГО и ЧС , а также выполняет последующее обслуживание в течение всего периода эксплуатации. У нас присутствуют самые современные методы создания систем информирования. Для разработки оптимального проекта достаточно позвонить нашим специалистам и предоставить техническую документацию объекта.

Также возможна интеграция с системой оповещения и эвакуации населения (СУОЭ), ранее установленной на предприятии.

Для того, чтобы системы оповещения находились в постоянной готовности, необходимо качественно производить технический контроль и эксплуатационное обслуживание. В этот процесс входят регулярная проверка состояния систем информирования, быстрый ремонт любых обнаруженных неисправностей. В 2005 году был опубликован Приказ МЧС РФ за №877 «Утверждение создания организации технического и эксплуатационного контроля систем информирования населения».

Предусмотрено несколько видов обслуживания:

  • каждодневное;
  • ежемесячное;
  • ежегодное.

Каждый день проверяется аппаратура, которая функционирует без перерыва. Ежемесячное обследование предусматривает чистку и качественный осмотр систем информирования. Один раз в год проводится масштабная проверка с изучением рабочих характеристик и соответствия параметров технических средств. У нас работают высококвалифицированные специалисты по обслуживанию систем оповещения.

Выполняемая установка систем оповещения и последующий контроль позволяют гарантировать надежную работу систем информирования в мирные и военные периоды, качественно улучшить обеспечение оповещения граждан о требуемых нормах поведения и возможностях защиты при возникновении несанкционированных ЧС.


Рассчитать коммерческое предложение на проектирование системы оповещения ГО и ЧС?

Каждое предприятие уникально и имеет особенности при проектировании систем оповещения, поэтому указать стоимость базового комплекта достаточно сложно.

Наши менеджеры выслушав Ваши пожелания смогут порекомендовать лучший вариант или оформить выезд специалиста на объект.

П О Л О Ж Е Н И Е

Общие положения

1. Настоящее положение разработано в целях реализации Федерального закона от 01.01.01 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в соответствии с Федеральными законами от 01.01.01 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 01.01.01 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии ", от 01.01.01 г. N 15-ФЗ "О связи", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 01.01.01 г. N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации ".

2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обороны (далее - систем оповещения ГО).

3. Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания , каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

4. Системы оповещения ГО включают в себя федеральную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.

5. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления , на соответствующих территориях и в организациях.

6. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО.

Основные задачи систем оповещения ГО

7. Основной задачей федеральной системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее - МЧС России) до:

федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;

территориальных органов управления МЧС России (региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее – региональных центров);

органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие управление гражданской обороной);

соединений и воинских частей гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждений.

8. Основной задачей региональных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до:

подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации;

войск гражданской обороны.

9.Основной задачей территориальных системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского и сельского района;

руководящего состава гражданской обороны и руководителей республиканских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей местных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района до:

оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

руководящего состава гражданской обороны города, городского и сельского районов, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.

11. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации,

города, городского или сельского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

12. Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объекта;

объектовых сил и служб гражданской обороны.

Задействование систем оповещения ГО

13. Решение на задействование системы оповещения ГО принимает соответствующий начальник гражданской обороны, начальник регионального центра или лица их замещающие.

14. Начальники гражданской обороны на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

15. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

При совпадении времени передачи правительственных сообщений и оповещения населения очередность их передачи из радиостудий специальных объектов определяет Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации.

16. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему начальнику гражданской обороны (лицу его замещающему).

17. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.

В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания.

В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

18. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

19. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы осуществляется оперативной дежурной службой органа, осуществляющего управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с разрешения соответствующего начальника гражданской обороны (лица его замещающего) только для оповещения и информирования населения в речевой форме.

20. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2-3-кратное повторение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативной дежурной службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

21. Взаимодействие оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на соответствующей территории, других ведомств и организаций, участвующих в передаче сигналов (распоряжений) и информации оповещения, организуется в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны и инструкциями, согласованными с заинтересованными ведомствами и организациями.

22. Порядок задействования системы оповещения ГО, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, решениями начальников гражданской обороны на соответствующем уровне управления.

23. Решение на задействование системы оповещения ГО разрабатывается органом, осуществляющим управление гражданской обороной, совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны, согласовывается с руководством федерального государственного унитарного предприятия Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (далее - ВГТРК) или её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

24. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения ГО докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной.

Создание, совершенствование и поддержание в готовности

систем оповещения ГО

25. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время.

26. Федеральная и региональные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию МЧС России под руководством начальника гражданской обороны Российской Федерации, первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при участии федеральных органов исполнительной власти, служб оповещения и связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Региональные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с федеральной системой оповещения гражданской обороны.

27. Территориальные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, дочерних ВГТРК федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны.

28. Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с системами оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.

Технические параметры (характеристики) сопряжения систем оповещения ГО с системами оповещения других федеральных органов исполнительной власти и организаций должны соответствовать техническим параметрам (характеристикам) сетей связи общего пользования.

29. Местные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны.

30. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны.

Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Российской Федерации.

31. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальных систем оповещения гражданской обороны и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ними.

32. Федеральная, региональная, территориальные и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

Местные и объектовые системы оповещения ГО должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.

33. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы оповещения связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерние федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения ГО.

34. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО при их создании предусматривается:

доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;

комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления;

создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

35. Для оповещения и информирования населения органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, совместно с дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами используются заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.

36. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны.

Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с МЧС России или органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации.

37. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

38. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, планируют и проводят проверки систем оповещения ГО своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с руководством ВГТРК или её дочерними федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.

39. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.

Руководство организацией оповещения

40. Общее руководство организацией оповещения осуществляется начальниками гражданской обороны через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и службы оповещения и связи гражданской обороны соответствующего уровня.

41. Непосредственное руководство осуществляется:

на федеральном уровне управления гражданской обороной - МЧС России во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) и федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на региональном уровне управления гражданской обороной - региональными центрами во взаимодействии с филиалами акционерного общества "Ростелеком" (территориальными центрами междугородных связей), дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на территориальном уровне управления гражданской обороной – органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации во взаимодействии с акционерными обществами "Электросвязь", входящими в акционерное общество "Связьинвест" Госкомсвязи России и другими организациями связи, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей вязи и сетей вещания;

на местном уровне управления гражданской обороной - органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории городов и районов во взаимодействии с городскими и районными организациями связи отрасли "Связь", организациями ведомственных сетей связи, филиалами ВГТРК в части использования сетей связи общего пользования и сетей вещания.

Обязанности органов, осуществляющих управление

гражданской обороной, организаций связи Госкомсвязи России,

ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных

предприятий и филиалов по оповещению и информированию населения

42. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, в городах (городских и сельских районах):

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;

обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

планируют и проводят совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами проверки систем оповещения ГО, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

представляют заявки в организации связи Госкомсвязи России на выделение соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление гражданской обороной, к объектам вещания;

разрабатывают совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания;

43. Организации связи:

обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;

осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов связи.

44. ВГТРК, дочерние ВГТРК федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы:

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;

обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для оповещения населения;

организуют и осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов вещания;

проводят по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;

обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

Порядок финансирования систем оповещения ГО

45. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения ГО, создания и содержания запасов средств оповещения всех уровней управления гражданской обороной осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Локальные системы оповещения - это комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по технических средств, предназначенных для оповещения о ЧС, линий связи и сетей вещания.

Их задачей является:

  • Доведение информации до персонала, находящегося во время аварии на территории.
  • Срочное извещение руководства предприятия.
  • Доведение информации до служб ГО, спасателей.

Обустраивая на производстве локальные следует строго следить, чтобы они сопрягались с системой автоматизированного центрального оповещения города, поселка и т.п., в котором расположены.

При возникновении ЧС, ЛСО решает задачи обеспечивает передачу эвакуационных сообщений, командует эвакуацией, не допускает возникновения паники.

В другое время ЛСО может использоваться для передачи объявлений или фоновой музыки. В любом пространстве, которое предусматривает большое скопление людей (цех, стадион, торговый центр, в театр, учебные заведения, гостиницы, на вокзалы и т.д.), должна в обязательном порядке присутствовать система локального оповещения.

Если рассматривать локальные как технические устройства, то становится понятно: это несколько блоков, связанных воедино.

  • Блок управления. Включает в себя компьютер или, если речь идет об аналоговой системе, матричный
  • Блок коммутации сигналов.
  • Источники и усилители звука. Это могут быть микрофоны на пульте оповещения, ревуны, тонарные сигналы, сирены, т.п.
  • Консоли, стационарные и выносные, позволяющие обеспечить место работы для дежурного диспетчера.
  • Громкоговорители.

Следует заметить, что полноценные локальные системы оповещения должны включать в свой состав сирены для подачи тревожного сигнала, оборудование для речевого или голосового сообщения, световые индикаторы, маячки или т.п. световые устройства.

Система звукового сообщения, издавая сигнал тревоги при помощи сирены или ревуна, привлекает внимание людей, сообщая о ЧС. Услышав этот звук, работники должны быстро эвакуироваться с территории по заранее установленному пути.

Система голосового оповещения (или речевого) может передавать заранее записанную короткую информацию либо речь дежурного диспетчера. Такая информация передается обычно в виде коротких сообщений. Речевое оповещение считается самым информативным.

Система светового оповещения призвана, во-первых, привлечь внимание к происходящему миганием сигнальных огней, стробоскопов либо т.п. Во-вторых, в световую систему оповещения входят работающие автономно таблички, указывающие на расположение выходов или других путей эвакуации.

Локальная система оповещения рассчитывается с учетом особенностей предприятия, его площади, количества помещений. Кроме этого, она должна учитывать архитектурные особенности здания, его план, акустические свойства материала, из которого построено здание.

Именно поэтому локальная система оповещения и все оборудование, которое входит в ее состав, должна соответствовать определенным стандартам.