Инструкция по от на экспедитора продовольственных товаров. Деловые Бумаги (архив)

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для экспедитора

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве экспедитора допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу), вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. В процессе работы на экспедитора могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:

Неисправный инвентарь и инструмент;

Неисправные вспомогательные приспособления;

Химические вещества;

Дорожно-транспортные происшествия;

Подвижные части механического оборудования;

Перемещаемые товары и тара;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенная подвижность воздуха;

Повышенное значение напряжения в электрической цепи;

Недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.3. Экспедитор обязан:

Проходить повторный инструктаж по охране труда не реже 1 раза в 6 месяцев;

Проходить периодический медицинский осмотр не реже 1 раза в год;

Проходить очередную проверку знаний требований охраны труда не реже, чем 1 раз в год;

Соблюдать требования Правил внутреннего трудового распорядка и настоящей инструкции.

1.4. Экспедитор должен известить своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. Не допускается распивать спиртные напитки, употреблять психотропные, токсические или наркотические вещества, на рабочем месте или в рабочее время, а также появляться и находиться на рабочем месте и на территории предприятия в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, с остаточными явлениями опьянения, а также производить работы в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения.

1.6. Экспедитор должен быть обеспечен спецодеждой, спец­обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одеж­ды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты - плащ непромокаемый.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду.

2.2. Проверить состояние оснастки для получения груза и сопровождающей документации.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Экспедитор должен выполнять только ту работу, которая поручена руководством.

3.2. На месте работ экспедитор следит за погрузо-разгрузочными работами.

3.3. Экспедитору необходимо контролировать максимальный подъем груза. Для женщин – 10 кг, для мужчин – 30 кг.

3.4. Для перемещения и подъема грузов весом более 50 кг и на высоту более 3 м должны применяться грузоподъемные механизмы.

3.5. Экспедитор ведет контроль за передвижением грузов в складах и на территории магазина, используя установленные проходы и не нарушая ограждений, сложенных грузов.

3.6. Экспедитору необходимо контролировать исправность инструмента и приспособлений при проведении погрузо-разгрузочных работ.

3.7. При перемещении груза по горизонтальной плоскости экспедитор должен находиться сзади или сбоку груза.

3.8. При укладке груза на тележку экспедитор должен следить за тем, чтобы груз лежал устойчиво и не мог упасть от случайных толчков в пути; чтоб груз располагался так, чтобы он не мог зацепиться во время движения тележки за встречные предметы.

3.9. При укладке груза в кузов автомобиля необходимо соблюдать следующие правила:

Груз не должен возвышаться выше бортов;

Груз должен распределяться равномерно по всему кузову;

Штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борта, должны крепиться прочными веревками;

Погрузка ящиков, бочек и других штучных грузов должны проводиться с таким расчетом, чтобы во время передвижения эти грузы не смещались. С этой целью между отдельными листами груза не должны оставаться свободные промежутки или устанавливаются специальные деревянные прокладки и распорки;

При разгрузке грузов с автомашин с помощью накатов следи, чтобы никого не находилось между накатами;

Груз весом более 80 кг снимают не менее двух человек или с помощью грузоподъемного приспособления.

3.10. При работе с лебедкой выполнять следующие правила:

Не поднимать и не опускать груз, который превышает грузоподъемность лебедки;

Следить за движением груза, не допуская рывков;

Не оставлять лебедку без присмотра, с подвешенным грузом.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В аварийной обстановке работнику необходимо оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.2. При обнаружении оголенных токоведущих и оборванных электропроводов следует оградить опасный участок, предупредить окружающих об опасности поражения электротоком, сообщить руководству и до прибытия электромонтера быть наблюдающим, чтобы никто не касался проводов.

4.3. При возникновении пожара, задымлении:

Немедленно сообщить по телефону 101 в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны;

Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери;

Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.

4.4. При несчастном случае:

Немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего в медучреждение;

Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

По возможности сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии).

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок рабочее место.

5.2. Осмотреть, привести в порядок и убрать на место вспомогательный инвентарь.

5.3. Снять спецодежду, осмотреть, привести в порядок и убрать на хранение в шкафчик.

5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

1.1. На основании настоящей инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для экспедитора по перевозке грузов (далее - экспедитор) с учетом условий его работы в конкретной организации.

1.2. Экспедитору необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.

1.3. Во время работы на экспедитора могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: передвигающиеся автомобили; подвижные части конвейеров, грузоподъемных машин; перемещаемые товары, тара; неустойчиво уложенные штабели перевозимых и взвешиваемых товаров; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей товаров и тары; шум, вибрация; физические перегрузки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

1.4. В соответствии с действующим законодательством экспедитору выдаются специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми отраслевыми нормами.

1.5. Экспедитор должен извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.6. Экспедитору при работе с пищевыми продуктами следует:

оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

перед началом работы надевать чистую санитарную одежду, менять ее по мере загрязнения;

мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, а также после соприкосновения с загрязненными предметами;

не допускать приема пищи в подсобных и складских помещениях.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Застегнуть специальную (санитарную) одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. При участии в погрузочно-разгрузочных работах:

осмотреть рабочую зону и убедиться, что на путях транспортирования грузов полы и платформы не мокрые и не скользкие, без щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей, открытых неогражденных люков, колодцев, а проходы и проезды выравнены и не имеют ям, рытвин;

уложить твердое покрытие или настил шириной не менее 1,5 м при необходимости перемещения грузов через рельсовые пути (на уровне головки рельса), по мягкому или неровному грунту, в других ситуациях;

проверить достаточность освещенности проходов и мест погрузки, выгрузки и перемещения грузов; при необходимости, потребовать освещения мест производства погрузочно-разгрузочных работ;

в холодное время года потребовать очистки от снега, а при обледенении посыпки песком, шлаком или другим противоскользящим материалом проходов, проездов, рамп, мостиков и сходней;

убедиться в безопасном, устойчивом положении грузов, а также отсутствии посторонних лиц в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и зонах работы грузоподъемных машин.

2.3. Проверить исправность и работу подъемно-уравнительных площадок и рычажного привода подъема вилочного захвата или платформы гидравлической тележки, другого оборудования, используемого при погрузочно-разгрузочных работах.

2.4. Об обнаруженных неисправностях оборудования, других неполадках сообщить непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование и приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Использовать средства защиты рук при переноске грузов в жесткой таре, пищевого льда, замороженных продуктов.

3.5. Не ходить и не производить работы на путях движения электро- и автопогрузчиков, автомобилей, грузовых тележек.

3.6. При погрузке (разгрузке) не находиться внутри машины или железнодорожного вагона, в зоне действия подъемного крана.

3.7. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации. При передвижении в складских помещениях пользоваться только установленными проходами, не ходить по штабелям товаров, порожней таре, не перелезать через конвейеры, ограждения и другие препятствия.

3.8. Не переходить железнодорожные пути под вагонами, между расцепленными вагонами.

3.9. Находиться на безопасном расстоянии от маневрирующей автомашины.

3.10. При движении автомобиля задним ходом не находиться между бортом кузова и эстакадой.

3.11. Во время движения автомобиля по территории организации, дебаркадеру (рампе) не находиться на подножке или крыле автомобиля.

3.12. При нахождении в зоне возможного движения кранов-штабелеров, манипуляторов, автомобилей, другого колесного напольного транспорта, соблюдать осторожность, особенно при наличии объектов, ограничивающих видимость.

3.13. Перед выходом из-за стоящего автомобиля, угла здания, из ворот, следует остановиться и продолжить путь, только убедившись в отсутствии движущегося транспорта.

3.14. Не перебегать дорогу перед движущимся автомобилем, другими транспортными или погрузочными средствами, пропускать движущийся или маневрирующий транспорт, механизм.

3.15. В узких проходах между автомобилями (особенно с работающими двигателями) соблюдать осторожность.

3.16. При проведении погрузочно-разгрузочных работ, следует:

погрузку и выгрузку грузов производить с учетом его категории и степени опасности;

выбирать способ погрузки и разгрузки, соответствующий требованиям безопасного производства работ;

товары в стеклянной таре ставить только на прочные, устойчивые подставки;

грузы переносить только в исправной таре;

грузы на транспортные средства устанавливать (укладывать) так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение, в необходимых случаях груз закрепить;

для фиксации груза в автомобиле, железнодорожном вагоне применять деревянные или металлические упоры, упорные рамы, щиты;

борт кузова транспортного средства открывать и закрывать не менее чем двум работникам (при условии безопасного расположения груза), находящимся по одну сторону открываемого (закрываемого) борта;

при транспортировании тарно-штучных грузов применять пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств;

при погрузке груз неправильной формы и сложной конфигурации размещать на транспортном средстве так, чтобы его центр тяжести занимал самое низкое положение;

размещать груз в крытом вагоне так, чтобы он не препятствовал свободному открытию дверей, расположенных с обеих сторон вагона;

при открывании дверей вагона не находиться в опасной зоне возможного обрушения груза;

борта платформы открывать в установленной последовательности (сначала в середине, а затем у торцов платформы), находясь на расстоянии не менее 1 м от борта;

грузоподъемные работы выполнять пожаробезопасными способами, исключая проливы и протечки легковоспламеняющихся горючих жидкостей, источники возгорания и искрообразования.

3.17. При укладке груза в кузов автомобиля следует:

загрузку кузова автомобиля производить от кабины к заднему борту, разгрузку в обратном порядке;

при погрузке навалом груз располагать равномерно по всей площади пола кузова и так, чтобы он не возвышался над бортами;

штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, увязывать такелажем;

ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладывать плотно и без промежутков так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места или на крутых поворотах) они не перемещались по полу кузова;

промежутки между грузами заполнять прочными прокладками и распорками;

каждый груз в отдельности закреплять во избежание его перемещения и опрокидывания;

бочки с жидким грузом устанавливать пробкой вверх, каждый ряд бочек устанавливать на прокладках из досок, а все крайние ряды подклинивать, применения других предметов вместо клиньев не допускается;

стеклянную тару с жидкостями в обрешетках устанавливать стоя;

тару не загружать более номинальной массы брутто;

укладывать груз в тару так, чтобы он находился ниже уровня ее бортов.

3.18. При укладке не допускается:

крепление груза в кузове автомобиля проволокой, металлическими канатами;

установка груза в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время перевозки;

чтобы груз в кузове возвышался над проезжей частью дороги более чем на 3,8 м и имел ширину более 2,5 м.

3.19. При оказании помощи водителю при маневрировании автомобиля на ограниченной площади выбрать позицию, гарантирующую личную безопасность, при сопровождении груза, не ездить в кузове автомобиля.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В аварийной обстановке оповестить об опасности работников, находящихся рядом, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение места погрузки жирами или просыпанными порошкообразными веществами (мукой, цементом и т.п.), работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.

4.3. Пролитый жир удалить с помощью ветоши или других жиропоглощающих материалов. Загрязненное место промыть нагретым (не более чем до 50 °С) раствором кальцинированной соды и вытереть насухо.

4.4. Большое количество просыпанных пылящих порошкообразных веществ убирать в очках и респираторе.

4.5. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании необходимо оказать первую (доврачебную) помощь и, при необходимости, организовать его доставку в учреждение здравоохранения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Очистить от проливов и просыпей товара грузовые тележки, мостики, сходни и убрать их на отведенные места хранения.

Грузовую тележку установить на ровную поверхность, раму гидравлической тележки опустить в нижнее положение.

5.2. Не допускается уборка мусора и отходов непосредственно руками, для этих целей необходимо использовать щетки, совки и другие приспособления.

5.3. Вымыть руки теплой водой с мылом, по возможности, принять душ.

Текст документа сверен по:
нормативно-производственное издание
Методические рекомендации по разработке
инструкций по охране труда для работников
оптовых баз, складов, рынков, холодильников:
Сборник инструкций по охране труда
/ Министерство труда и социального развития РФ. -
М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004

Инструкция № 134 по охране труда для водителя-экспедитора

Настоящая инструкция разработана на основе Трудового кодекса РФ, законодательных актов о труде и иных нормативно-правовых ак­тов Российской Федерации, содержащих нормы и правила охраны труда, и обязательна для соблюдения всеми водителями-экспедитора­ми Музея при исполнении ими своих должностных обязанностей.

1. Введение.

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя - экспедитора автомобиля.

1.2. Безаварийная работа и работа без травмирования людей может быть обеспечена точным выполнением:


  • Общих правил по технике безопасности и производственной са­нитарии;
1.3. Каждый водитель-экспедитор музея должен помнить, что его задача заключается в выполнении задания без каких либо нарушений.

1.4. Водитель-экспедитор не должен приступать к выполнению ра­зовых работ без получения целевого инструктажа по охране труда. Помните, что дисциплина за рулем - залог безаварийной работы автотранспорта.

2. Общие требования охраны труда.

2.1. К работе в качестве водителя - экспедитора допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и получившие по­ложительное заключение по его результатам, прошедшие вводный ин­структаж и инструктаж на рабочем месте, усвоившие безопасные ме­тоды выполнения работы по специальности, имеющие удостоверение установленного образца на право управления легковым автомобилем.

Повторный производственный инструктаж и проверка знаний по охране труда должны производиться не реже одного раза в б месяцев.

Проверку знаний по электробезопасности (при эксплуатации обо­рудования, работающего от электрической сети) ежегодно.


  1. При оформлении на работу водитель - экспедитор обязан предъявить удостоверение на право вождения автомашины и справку о состоянии здоровья, дающую право на вождение автомобиля.

  2. При выезде на линию водитель обязан:

  • иметь свидетельство транспортного средства (СТС);

  • иметь технический талон прохождения годового техосмотра на автомобиль (с не просроченным сроком действия);

  • иметь правильно и аккуратно заполненный путевой лист.
2.4. При работе могут возникнуть следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • травма при дорожно-транспортном происшествии;

  • отравление выхлопными газами, этилированным бензином, ток­сичными веществами (бутаном, оксидами азота, оксидами углерода, этилмеркаптаном и другими);

  • ожоги при касании горячего корпуса мотора и его деталей пере­гретой охлаждающей жидкостью, а также при неожиданном воспла­менении горючего, масел;

  • травма вращающимися частями мотора и его деталей, перемеща­емыми товарами и тарой;

  • повышенный уровень шума на рабочем месте;

  • повышенный уровень электромагнитных излучений;

  • повышенная подвижность воздуха;

  • повышенное значение напряжения в электрической цепи;

  • недостаточная освещенность рабочей зоны;

  • пониженная контрастность;

  • прямая и отраженная блесткость;

  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях обо­рудования, тары, товаров;

  • физические перегрузки.

  1. Выполняйте только ту работу, которая Вам поручена. В сомни­тельных случаях обращайтесь к Вашему руководителю работ.

  2. Работайте только на тех автомашинах, к которым Вы допу­щены.

  3. Не допускайте к ремонту автомашины или к оказанию помо­щи в ремонте лиц, не имеющих на это право. Помните, что автомо­биль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет со­бой большую опасность, так как может упасть и придавить водителяили другое лицо, осуществляющее ремонт.

  4. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием не по назначению, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован, а также неисправным.

  5. Не храните в кабине автомашины бензин и другие легковос­пламеняющиеся вещества.

  1. Не курите при обращении с горючим.

  2. При неисправности автомашины немедленно сообщите заме­стителю директора и не вы­езжайте на маршрут до тех пор, пока она не будет устранена.

  3. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, влияющие на безопасность, попытайтесь исправить собственными силами, а при невозможности устранения недостатков своими силами - сообщить руководству о неисправности, вызвать помощь и ждать ее прибытия, не подвергая свою жизнь опасности.

  1. Будьте внимательны во время работы, не отвлекайтесь на по­сторонние дела, не допускайте к управлению автомашины посторон­них лиц.

  2. Не перегораживайте проездов и проходов. Не проезжайте под поднятым грузом.

  3. При дорожно-транспортном происшествии немедленно оста­новите автомашину и при наличии пострадавших окажите доврачеб­ную помощь, в случае необходимости доставьте в ближайший пункт медицинской помощи или вызовите скорую медицинскую помощь сообщите Вашему руководителю и в ГИББД.

  4. Во избежание отравления выхлопными газами не отдыхайте в кабине с работающим двигателем и включенным отоплением в любое время года, а также не работайте с неисправным газовыводящим уст­ройством.

  5. Соблюдайте правила личной гигиены:

  • снимайте рабочую одежду, мойте руки теплой водой с мылом пе­ред приемом пищи, посещением здравпункта, принимайте пищу только в оборудованном для этих целей месте;

  • храните спецодежду, личную одежду в специально отведенном месте.

  1. Не стойте и не проходите под поднятым грузом, избегайте проходить под лесами, подмостями, лестницами, на которых работа­ют люди.

  2. Запрещается курить в помещениях фондохранилища, кабине­тах, лабораториях, комнатах, коридорах, вестибюлях, лестничных площадках, санузлах.

  3. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяет­ся правилами внутреннего трудового распорядка или графиком, ут­вержденным руководством музея.

  4. Заметив нарушение требований охраны труда, не оставайтесь к этому безучастными, а предупредите о необходимости соблюдения требований безопасности. Если Ваше замечание оставлено без внима­ния, сообщите об этом непосредственному руководителю работ и ин­женеру по охране труда.

  5. Соблюдайте правила внутреннего распорядка, режим труда и отдыха, установленные в музее.

  6. Невыполнение требований настоящей инструкции является нарушением производственной дисциплины и виновные несут ответ­ственность в соответствии с «Правилами внутреннего распорядка».

  7. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности необходимо:

  • соблюдать правила приёмки и размещения товаров;

  • проверять целостность упаковки;

  • требовать своевременного удаления пролитых легковоспламеня­ющихся веществ;

  • соблюдать правила пожарной безопасности.
3. Требования охраны труда перед началом работы.

3.1. Перед выездом на линию водитель - экспедитор обязан:


  • убедиться в наличии удостоверения на право управления автомо­билем;

  • иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и пу­тевой (маршрутный) лист;

  • получить наряд-задание на выполнение работы, пройти инст­руктаж по специфике предстоящих работ;
- пройти предрейсовый медосмотр с обязательной отметкой и штампом медицинского работника в путевом листе;

Совместно с механиком (или лицом его замещающим) проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля, при ос­мотре особое внимание обратить на:

А) исправность тормозов, аккумуляторной батареи, стартера, ру­левого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, сало­на, отопительного устройства, глушителя и плотность его соедине­ний и т.п.;

Б) отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

В) состояние и давление воздуха в шинах:

Г) надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, не просроченными аптечкой и огнетушителем, ко­лесными упорами и прочими приспособлениями, инвентарем;

Д) отсутствие пролитых во время заправки горюче-смазочных ма­териалов. В случае обнаружения таких пятен, убрать их с помощью ве­тоши, песка или опилок.

3.2. Перед пуском двигателя водитель обязан:


  • проверить визуально герметичность системы питания, при необ­ходимости отключить и отсоединить провода зарядного устройства;

  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;

  • поставить рычаг переключения передач (контролера) в нейтраль­ное положение;

  • посмотреть - нет ли спереди или сзади автомобиля людей или предметов, мешающих маневру.
3.3. Водителю-экспедитору запрещается:

  • производить пуск двигателя путем буксировки автомобиля;

  • эксплуатировать автомобиль со снятым воздушным фильтром;

  • эксплуатировать автомобиль с разным рисунком протектора на одной оси;

  • подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мос­тов открытым огнем.
3.4. Водитель-экспедитор не должен выезжать на автомобиле при следующих нарушениях требований безопасности:

  • неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;

  • несоответствия характеристик автомобиля характеристикам груза по объёму, грузоподъёмности, длине и другим параметрам;

  • отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.
Обнаруженные нарушения следует устранять собственными сила­ми, а при невозможности сделать это водитель-экспедитор обязан со­общить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в ис­правном состоянии, лицу по надзору за безопасной эксплуатацией ав­томобилей, а также заместителю генерального директора музея по об­щим вопросам.

  1. Перед выездом получите у диспетчера инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

  2. Водитель-экспедитор должен проверить внешним осмотром соответствие рабочей зоны требованиям безопасной работы:

  • достаточность освещения мест погрузки-разгрузки;

  • состояние полов и других поверхностей, отсутствие на них неограждённых проемов, открытых люков, трапов и т.п., отсутствие ще­лей, выбоин, набитых планок и т.д.;

  • устойчивость штабелей товаров и тары;

  • наличие ограждений на движущихся (вращающихся) частях и нагретых поверхностях оборудования;

  • обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;

  • проверить наличие и исправность применяемого оборудования.
3.7. Перед выполнением работ на высоте проверить:

  • наличие на нижних концах лестниц резиновых наконечников (при работе на шероховатых и бетонных полах) или шипов (при рабо­те на деревянных и земляных полах);

  • у раздвижных лестниц - наличие и прочность креплений, не до­пускающих их произвольную раздвижку во время работы;

  • у лестниц, имеющих верхнюю плошадку, - наличие ограждения с 3-х сторон.
4. Требования охраны труда во время работы.

  1. Соблюдайте Правила безопасности дорожного движения.

  2. Начинайте движение автомобиля, только убедившись в отсут­ствии помех на пути движения.

  3. Не производите обгона автомашин на территории Музея и на подъездах к нему, скорость движения на территории Музея не должна превышать 5 км в час.
Начинайте маневрирование только предварительно убедившись в

Безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии по­мех для других транспортных средств.

При необходимости разгрузки автомобиля у откоса, оврага или об­рыва и отсутствия колесоотбойного бруса устанавливать автомобиль не ближе 1 метра от края обрыва.


  1. Производите буксировку неисправной автомашины только с разрешения руководителя работ, кроме случаев, требующих неот­ложных мер.

  2. Будьте предельно осторожны при движении в условиях дождя, снега и гололеда, а также тумана. Соизмеряйте скорость автомобиля с погодными условиями.

  3. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует ис­пользовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине ради­атора и надежно закрепить.

  4. После использования калорифера для прогрева двигателя ка­бину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгора­ния.

  5. При первых признаках утомления, сонливости, вялости, при­тупления внимания прекратите движение и отдохните.

  6. Не начинайте движения транспортного средства, не пристег­нувшись ремнями безопасности.

  1. Прогнозируйте развитие дорожных ситуаций, это помешает Вам избежать дорожно-транспортного происшествия.

  2. Перед выходом из кабины заглушите двигатель, затормозите автомобиль стояночным тормозом, убедитесь в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств во всех направлениях.

  3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль оставлен на участке дороги, имеющим уклон (даже незначительный), подложи­те под колеса не менее двух противооткатных упоров (башмаки).

  4. Своевременно очищайте грязь, снег и лед с подножек. Не допускайте попадания на них масла, топлива и прочих скользких веществ.

  5. Отдыхайте в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отрав­лению окисью углерода, содержащейся в отработанных газах авто­мобиля.

  6. Перед подачей автомобиля назад убедитесь, что этот маневр не создаст опасности и что на пути движения поблизости нет людей.

  7. Перед началом движения задним ходом в условиях недоста­точного обзора сзади (из-за груза, при выезде из ворот и т.д.) необ­ходим дополнительный человек для организации движения автомо­биля задним ходом.

  8. Открывайте пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывайте осторожно,
не допуская возможного интенсивного выхода пара в сторону откры­вающего.

  1. Для перелива бензина пользуйтесь специальным устройством, засасывать бензин ртом через шланг строго запрещается.

  2. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следу­ет убедиться в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, из­бегать попадания газа на открытые участки кожи (для исключения об­морожения в результате испарения газа).
Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоян­ку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания.

  1. Неисправность в системе питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливо проводы и жик­леры продувать с помощью насоса.


  2. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работайте только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и ин­струментам руками без рукавиц или перчаток.

  3. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправоч­ные пистолеты берите только в рукавицах, не допускайте обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

  4. При невозможности произвести шиномонтаж в стационар­ных условиях при ручном монтаже и демонтаже шин соблюдайте сле­дующие правила:

  • должен быть полностью выпущен воздух из камеры;

  • демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса осуществ­лять съемником;

  • запрещается выбивать диски кувалдой, молотком;

  • перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода, нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

  1. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следу­ет пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при вы­скакивании замочного кольца.

  2. Запрещается использование для монтажа шин неисправных и несоответствующих их размеру дисков колес.

  3. При направлении на другую работу, получите дополнитель­ный инструктаж от руководителя работ с записью в журнале инструк­тажа.

  4. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то немедленно заглушите двигатель и отбуксируйте автомо­биль для устранения неисправностей в безопасное место.
4.29. Перевозите стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

  1. Перевозите грузы, превышающие габариты автомобиля по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил до­рожного движения.

  2. Резко не тормозите.

  3. Снижайте скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги.

  4. Обращайте внимание на достаточные для проезда габариты - высоту и ширину ворот, путепроводов, контактных сетей и т.п.

  5. Ставьте свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку.

  6. При остановке или стоянке на неосвещенных участках доро­ги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включите габаритные или стояночные огни автомобиля.

  1. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставите позади ав­томобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

  2. При работе под автомобилем располагайтесь таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

  3. Водителю-экспедитору запрещается:

  • выезжать на линию в болезненном состоянии;

  • управлять автомобилем в любой степени алкогольного опьяне­ния или под воздействием наркотических средств;

  • производить работы в темное время суток без достаточного осве­щения;

  • переносить в руках аккумуляторные батареи, так как может про­изойти разбрызгивание электролита, падение батарей на ноги. Бата­реи следует переносить специальными захватами или перевозить на тележке. При попадании электролита на кожу или глаза нужно про­мыть кожу 10% раствором питьевой соды, а глаза - 2% раствором пи­тьевой соды и затем промыть водой с мылом;

  • проверять напряжение аккумуляторной батареи коротким замы­канием;

  • буксировать автомобиль на территории библиотеки с целью запуска двигателя;

  • оставлять и хранить на двигателе, в багажнике и кабине замас­ленные обтирочные материалы и посторонние предметы;

  • переносить на территории музея легко воспламеняющиеся жид­кости. Применять для мойки автомобиля и его агрегатов воспламеня­ющиеся жидкости;

  • прогревать двигатель в помещении;

  • при въезде и выезде допускать скопление автомобилей у въезд­ных ворот (преимущество имеет выезжающий автомобиль). Водителю запрещается покидать автомобиль в момент ожидания пассажира без всяких на то причин;

  • выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту ав­томобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузо-разгрузочных механизмов;

  • на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе;

  • допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа (за исключением газодизельного);

  • перевозить опасные грузы (легковоспламеняющиеся, взрыво­опасные и ядовитые вещества) и пустую тару из-под них;

  • загораживать грузом двери кабины;

  • перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля, а в оборудованном - без соответствующей записи в путевом листе;

  • буксировать порожним автомобилем груженый прицеп;

  • отдыхать или спать в кабине автомобиля.

  1. Выполняя работы совместно с несколькими лицами, согла­совывайте свои действия со смежниками по работе.

  2. При производстве погрузо-разгрузочных работ водитель-экс­педитор обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правиль­ностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку гру­зов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять сила­ми и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специали­зированных организаций с соблюдением правил техники безопаснос­ти. Водитель-экспедитор обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае об­наружения нарушений в укладке и креплении груза - потребовать отгрузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществ­ляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежаниеего опрокидывания.

  3. При размещении автомобилей на погрузо-разгрузочных пло­щадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом, (вколонне), должно быть не менее 1,0 м, а между автомобилями, стоящи­ми в ряд, - не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для по­грузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бор­том автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстоя­ние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1,0 м.

  4. При загрузке кузова навалочным грузом он должен укладывать­ся не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен распо­лагаться по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся надбортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами^

  5. Ящики, бочки, коробки и другой штучный груз должен бытьуложен плотно, без промежутков, укреплен и увязан так, чтобы придвижении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах)они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежут­ков между местами груза следует вставлять между ними прочнее де­ревянные прокладки и распорки.
При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их на­катывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жид­ким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен уклады­ваться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

4.44. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомо­биля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перево­зиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузыдолжны надежно крепиться.

При погрузке длинномерных грузов (труб, досок, и т.д.) на автомо­биль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щи­том, установленным за кабиной водителя, и торцами груза, для того, чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения пе­ремещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

Запрещается:


  • перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габари­ты автомобиля;

  • загораживать грузом двери кабины водителя-экспедитора;

  • располагать грузы выше стоек.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответст­вии с требованиями «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».

4.45. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных погодныхусловиях водитель-экспедитор обязан:


  • во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить ско­рость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутномнаправлении;

  • не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрыхповоротов рулевого колеса;

  • трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низшихпередач при слабо открытой дроссельной заслонке;

  • при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и при­тормаживать рабочим тормозом;

  • двигаться по льду рек, водоёмов только в случае наличия разре­шения службы безопасности движения и по специально оборудован­ным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.

  1. Соблюдать все правила электробезопасности.

  2. Укрывать пылящие грузы брезентом, рогожей или другимиматериалами.
5. Требования охраны труда по окончании работы.

  1. Приведите в порядок автомашину. Проверьте наличие и ис­правность инструмента.

  2. Поставить на стоянку в автопарк. Время въезда на стоянку должно быть зарегистрировано в журнале учета выезда и возврата ав­тотранспорта в автопарк дежурным охраны автопарка.
5.3. Убедитесь в правильности установки автомобиля:

  • не закрывайте двери на ключ и сдайте ключи дежурному охраны-

  • двери должны открываться свободно и их открытию не должнымешать стоящие автомобили и стены;

  • автомобиль должен стоять на ручном тормозе;

  • капот не должен быть закрыт и аккумуляторная клемма должнабыть доступна.

  1. При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слитьзамерзающие жидкости (воду), затянуть рычаг стояночного тормоза.

  2. Сообщите заместителю генерального директора музея по об­щим вопросам обо всех неисправностях, замеченных при работе ав­томашины, сделайте соответствующую заявку на устранение этих не­исправностей.

  3. Уберите спецодежду в специально отведенное место.

  4. Вымойте теплой водой с мылом руки и лицо.

  5. После работы с узлами и деталями автомобиля, работающегона этилированном бензине, обмыть руки керосином.

  6. Проветрить помещение, в котором будет храниться груз или изкоторого он был отгружен.
6. Специальные требования.

  1. Автомобили всех марок, находящиеся в эксплуатации в музее,должны быть укомплектованы в соответствии с ГОСТом и действую­щими техническими условиями.

  2. Каждый автомобиль должен быть снабжен аптечкой, огнету­шителем, исправным инструментом (противооткатники, упорныебашмаки), аварийным знаком остановки, ремнями безопасности ит.д.

  3. К кабине автомобиля предъявляются следующие требования:

  • лобовое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемне­ний, затрудняющих или ограничивающих обзор;

  • боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемны-ми механизмами;
- щетки включенного стеклоочистителя должны перемещатьсясвободно, без заеданий, обеспечивая нормальную видимость;

  • щиток приборов должен иметь хорошее освещение;

  • не допускается попадание в салон отработанных газов;

  • замки дверей кабины должны быть исправны.

  1. Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь те­чи топлива, масла, воды и незамерзающей жидкости.

  2. Рулевое управление должно обеспечивать легкое и надежноеуправление автомобилем на любых скоростях. В рулевом управлениине допускается:

  • угол свободного поворота рулевого колеса более 25 градусов;

  • ослабленное крепление деталей рулевого управления, изгибы,трещины и т.п. в рулевых тягах. При наличии гидроусилителя руляпроверка производится при работающем двигателе.

  1. Передний мост не должен иметь: деформаций, трещин в балкеили деталях независимой подвески, заеданий и люфтов в подшипни­ках передних колес.

  2. Техническое состояние тормозной системы должно обеспечи­вать своевременную остановку автомобиля. Движение автомобиля до­пускается только при полном наличии тормозной жидкости в систе­ме тормозов, а если автомобиль имеет пневматические тормоза, топри наличии воздуха в системе не менее 5 кгс/см х2.

  1. В тормозной системе не допускается:
- заедания в механическом приводе, поломки и трещины в какой-либо из его деталей;

  • просачивание жидкости из системы гидравлического приводаили попадания в нее воздуха;

  • пропуск воздуха в системе с пневматическим приводом тормо­зов;

  • заедание колодок хотя бы в одном колесном тормозе;

  • самостоятельная замена тормозной жидкости (замена марки тор­мозной жидкости).
6.9. Перед выездом с места стоянки автомобиля проверьте ис­правность тормозов. При этом разгонять автомобиль более 3 км/часзапрещено.

  1. Шины на автомобиле и давление воздуха в них должны стро­го соответствовать марке автомобиля, нагрузке и климатическим ус­ловиям их эксплуатации.

  2. Запрещается эксплуатировать шины:

  • с предельным износом по глубине протектора менее 1,6 мм;

  • со сквозными отверстием или другими механическими повреж­дениями покрышек.

  1. Диски колес должны быть надежно закреплены на ступицах.Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены.

  2. Электропроводка и электроисточники должны иметь надеж­ную изоляцию и крепление, исключающую искрообразование.

  3. Водитель обязан контролировать надежность закрытия всехдверей автомобиля. Для исключения самопроизвольного открываниядверей во время движения водитель обязан сам закрыть двери автомо­биля снаружи за пассажирами.

  4. При езде необходимо выбирать режимы скорости и рядности,обеспечивающие полную безопасность водителя, пассажиров и окру­жающих людей.

  1. Не разрешайте пассажирам или грузчикам выходить и садить­ся в автомобиль на ходу.

  2. При заправке автомобиля топливом на бензоколонке прими-
те все меры предосторожности: не курите, выключите двигатель, если вы едете с пассажиром, попросите его выйти перед бензоколонкой и подождать. При возникновении пожара на автомобиле немедленно остановите его, перекройте бензобак и отключите аккумулятор. Огонь тушите огнетушителем, песком, землей. Применение воды в данном случае не рекомендуется.

6.19. При установке на ремонт автомобиля необходимо убедиться в том, что место для ремонта выбрано безопасное. В этих условиях не­обходимо положить под колеса клинья.

7. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

7.1. В случае возникновения аварий и ситуаций, которые могутпривести к травматизму или нежелательным последствиям, необхо­димо:


  • при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) немедленносообщить в ГИБДД и заместителю генерального директора музея пообщим вопросам, а в его отсутствие начальникам отделов - в рабочеевремя, а в нерабочее время дежурному по музею. Сохранить обстанов­ку на месте происшествия до прибытия представителей ГИБДД, еслиэто не создает угрозу для окружающих или если нет срочной необхо­димости доставки пострадавшего в больницу. При проведении всехдействий по выяснению причин дорожно-транспортного происшест­вия с представителем ГИБДД и другими участниками происшествияпримите все возможные меры к доказательству своей невиновности;

  • при получении травмы вами или вашими пассажирами, окажитедоврачебную помощь, при необходимости вызовите скорую помощьпо тел. 03, поставьте в известность Вашего руководителя и заместите­лю генерального директора музея по общим вопросам;

  • в криминогенной ситуации целесообразно пожертвовать автомо­билем, оперативно сообщить в органы милиции, постараться запом­нить приметы злоумышленников;

  • при иных аварийных ситуациях действовать по обстановке, имеяв виду, что основная ценность - это люди, принимать все меры дляих спасения.

  • при внезапном заболевании или отравлении доставьте больногов здравпункт или при необходимости вызовите скорую медицинскуюпомощь.

  1. После возвращения с линии и после окончания всех дейст­вий, связанных с ДТП, водитель обязан написать подробное объяс­нение на имя заместителя генерального директора музея по общимвопросам и вручить его ему лично, а в его отсутствие - начальни­кам отделов.

  2. Водитель-экспедитор должен принимать все меры к сохране­нию груза.
7.3. В случае обнаружения загорания (пожара):

  • немедленно сообщите в МЧС г. Москвы по тел. 01;

  • сообщите о случившемся заместителю генерального директорамузея по общим вопросам;

  • пользуясь штатными средствами обесточьте электропроводку,отключите вентиляцию и окажите содействие в эвакуации людей иматериальных ценностей;

  • перекройте допуск топлива к очагам огня, пламя тушите пеннымогнетушителем, песком, землей, накройте войлоком, брезентом, незаливайте пламя водой

  • помните, что здоровье и жизнь человека важнее автомобиля, приугрозе взрыва бензина не пытайтесь продолжать пожаротушение.

Раздел документа: Образцы документов , Инструкция


Наименование организации

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного либо работодателя иного уполномоченного _________ ___________________ сотрудниками органа (подпись) (инициалы, фамилия) _________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) "___"___________ ___ г.

"___"________ ___ г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для водителя-экспедитора

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе в качестве водителя-экспедитора допускаются лица, достигшие возраста 18 лет и имеющие удостоверение на право управления автотранспортным средством (далее - автомобиль).

1.2. К самостоятельной работе допускаются лица, прошедшие:

Вводный инструктаж;

Инструктаж по пожарной безопасности;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

Инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

1.3. Водитель-экспедитор должен проходить:

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже чем через каждые три месяца;

Внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, - 30 календарных дней);

Диспансерный медицинский осмотр - ежегодно.

1.4. Водитель-экспедитор обязан:

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в организации;

Соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

Соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;

Использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты;

Соблюдать Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.

1.5. Водитель-экспедитор должен:

Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

Иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;

Выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

1.6. На водителя-экспедитора могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части механического оборудования, перемещаемые товары и тара; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; запыленность; повышенная температура оборудования и воды; химические факторы; прямая и отраженная блесткость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, тары, товаров; физические перегрузки).

1.7. Водитель-экспедитор должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте водитель-экспедитор должен немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.

1.9. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности необходимо:

Соблюдать правила приемки и размещения товаров;

Проверять целостность упаковки;

Требовать своевременного удаления пролитых легковоспламеняющихся веществ;

Соблюдать правила пожарной безопасности.

1.10. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель-экспедитор несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель-экспедитор обязан:

Убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и в проверке знаний безопасных методов работ;

Иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;

Получить наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр.

2.2. После получения наряда-задания водитель-экспедитор обязан:

Проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;

В целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

Произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

После заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.

Пролитые во время заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;

Проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.

2.3. Водитель-экспедитор не должен выезжать при следующих нарушениях требований безопасности:

Неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;

Несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;

Отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель-экспедитор обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

2.4. Водитель-экспедитор должен проверить внешним осмотром соответствие рабочей зоны требованиям безопасной работы:

Достаточность освещения мест погрузки, разгрузки;

Состояние полов и других поверхностей, отсутствие на них неогражденных проемов, открытых люков, трапов и т.п., отсутствие щелей, выбоин, набитых планок и т.д.;

Устойчивость штабелей товаров и тары;

Наличие ограждений движущихся (вращающихся) частей и нагретых поверхностей оборудования;

Обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;

Проверить наличие и исправность применяемого оборудования.

2.5. Перед выполнением работ на высоте проверить:

Наличие на нижних концах лестниц резиновых наконечников (при работе на шероховатых и бетонных полах) или шипов (при работе на деревянных и земляных полах);

У раздвижных лестниц - наличие и прочность креплений, не допускающих их произвольное раздвижение во время работы;

У лестниц, имеющих верхнюю площадку, - наличие ограждения с 3-х сторон.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы водитель-экспедитор обязан:

Выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;

Перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;

Убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях, прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;

Подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;

Осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций:

а) затормозить прицеп стояночным тормозом;

б) проверить исправность буксирного устройства;

в) подложить упоры под задние колеса прицепа;

г) сцепить автомобиль и прицеп;

д) закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля;

е) соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;

Периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства;

При необходимости разгрузки автомобиля у откоса, оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва.

3.2. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа), перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин. держать капот открытым до полного выветривания газа.

3.3. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания.

3.4. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.

3.5. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.

3.6. При выполнении ремонтных работ водитель-экспедитор обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.

3.7. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора.

3.8. Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.

3.9. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.

3.10. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель-экспедитор обязан подставить козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.

3.11. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца.

3.12. Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными страховочными упорами.

3.13. Водителям-экспедиторам запрещается:

Перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе;

Управлять автомобилем в нетрезвом состоянии;

Ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и системы питания;

Использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;

Применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки;

Пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;

Двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;

Закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;

Буксировать порожним автомобилем груженый прицеп;

Применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);

Отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем.

3.14. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.

3.15. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель-экспедитор обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель-экспедитор обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза - потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание его опрокидывания.

3.16. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонне), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, - не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

3.17. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.

3.18. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

3.19. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза, для того чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

Запрещается:

Перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

Загораживать грузом двери кабины водителя-экспедитора;

Располагать длинномерные грузы выше стоек.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями "Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом".

3.20. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель-экспедитор обязан:

Во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;

Не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;

Трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;

При спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;

Двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.

3.21. Соблюдать все правила электробезопасности.

3.22. Укрывать пылящие грузы брезентом, рогожей или другими материалами.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель-экспедитор обязан съехать с проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить сзади автомобиля предупреждающий знак.

4.2. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель-экспедитор должен принять меры к тушению огня при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель-экспедитор должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.

» Инструкция по охране труда для экспедитора.

Инструкция по охране труда для экспедитора.

Наименование организации

Инструкция №
по охране труда
для экспедитора

г
2002год

Согласовано: Утверждаю
Председатель профкома Руководитель организации

2002_г _2002_г
Протокол №

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЭКСПЕДИТОРА.

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в качестве экспедитора могут быть допущены рабочие, прошедшие медицинскую комиссию, а также инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
1.2. Экспедитор должен проходить:
-повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
-диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.1996 г.
1.3. Экспедитор должен:
-выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера;
-уметь оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае.
1.4. Основными опасными и вредными производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
-неисправный инвентарь и инструмент;
-неисправные вспомогательные приспособления;
-химические вещества;
-дорожно-транспортные происшествия.
1.5. Экспедитор должен знать:
правила погрузки, транспортировки и разгрузки различных грузов;
режим хранения грузов;
оформление приемо-сдаточной документации;
правила внутреннего трудового распорядка.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Одеть положенную спецодежду.
2.2. Проверить состояние оснастки для получения грузов, документации.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Экспедитор выполняет только ту работу, которую поручило руководство.

3.2. На месте работ экспедитор руководит погрузо-разгрузочными работами на автотранспорт и наоборот, отвечает за выбор наименее безопасного способа погрузки, разгрузки и перемещения грузов.

3.3. Следит, чтобы груз переносимый женщинами не превышал 16 кг, а мужчинами-50 кг.

3.4. Для перемещения и подъема грузов весом более 50 кг и на высоту более 3 м должны применяться грузоподъемные механизмы.

3.5. Экспедитор ведет контроль за передвижением грузов в складах и на территории магазина, используя установленные проходы и не нарушая ограждений, сложенных грузов.

3.6. Следит, чтобы на пути перемещения грузов были закрыты люки, перекрытие каналов.

3.7. Следит за исправностью тачек, тележек, прокладок под грузы.

3.8. При перемещении груза по горизонтальной плоскости находись сзади или сбоку груза.

3.9. При перемещении груза на спине используют мягкие прокладки.

3.10. При укладке груза на тележку следи за тем, чтобы груз лежал устойчиво и не мог упасть от случайных толчков в пути, располагай груз так, чтобы он не мог зацепиться во время движения тележки за встречные предметы.

3.11. При укладке груза в кузов автомобиля соблюдай следующие правила:
груз не должен возвышаться выше бортов;
груз должен распределяться равномерно по всему кузову;
штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борта, должны крепиться прочными веревками;
погрузка ящиков, бочек и других штучных грузов должны проводиться с таким рассчетом, чтобы во время передвижения эти грузы не смещались. С этой целью между отдельными листами груза не должны оставаться свободные промежутки или устанавливаются специальные деревянные прокладки и распорки;
при разгрузке грузов с автомашин с помощью накатов следи, чтобы никого не находилось между накатами;
груз весом более 80 кг снимают не менее двух человек или с помощью грузоподъемного приспособления.

3.12 При погрузке и разгрузки в вагоны соблюдай следующие правила безопасности:
следи за исправностью трапов, их прочностью;
открывай и закрывай двери вагона только с помощью специальных крючков;
до открытия борта платформы проверь, не может ли груз выпасть при открытии борта, открывая борт стой сбоку запора.

3.13. При работе с лебедкой выполняй следующие правила:
не поднимай и не опускай груз, который превышает грузоподъемность лебедки;
следи за движением груза, не допуская рывков;
не оставляй лебедку без присмотра, с подвешенным грузом.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении в зоне погрузо-разгрузочных работ опасных условий (неисправность лебедки) прекрати работу и поставь в известность руководителя.

4.2. При получении травм, через работающих рядом рабочих вызови скорую медицинскую помощь и поставь в известность руководителя.

5. Требования безопасности после окончания работы.

5.1. Приведи в порядок вспомогательный инвентарь, инструмент.

5.2. Вымой руки с мылом.
Инструкцию составил
Начальник участка

Согласовано
Инженер по охране труда

... Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле...