Отличительные черты выборов в демократическом обществе презентация к уроку по праву (10 класс) на тему. Основные принципы демократических выборов Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе

Глава❸. Выборы в демократическом обществе

Урок 1. Почему важны выборы?

На этом уроке мы:

® Узнаем, что такое выборы.

® Определим, что выборы-необходимое условие демократического правления.

® Научимся определять важность выборов для общества и строить свое поведение в будущем.

® Изучим, какие правовые нормы о добровольном или принудительном участии граждан Казахстана в выборах содержится в Конституции РК.

Основные понятия: выборы, выборы в Республике Казахстан.

На этом уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Выборы в демократическом обществе».

Демократия предполагает всеобщие, прямые и справедливые выборы. Избирательная система в Казахстане только складывается, но уже сейчас ясно, что от активного участия граждан в выборах зависит демократическое будущее страны.

Вы- будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Изучение этой главы поможет вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.

Первый урок посвящен важности выборов в обществе.

Выборы- это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Во Всеобщей Декларации прав человека(1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». (Статья 21).

Существительное «выбор» образовано от глагола «выбрать», что означает: отобрать; извлечь откуда-то; взять нужное из того, что есть; избрать голосованием.

Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова:

*отобрать - ___________________________________________________

*извлечь - ____________________________________________________

*взять нужное - _______________________________________________

*………………… - _________________________________________________

® Вспомните, участвовали ли вы когда-нибудь в выборах?

® Если участвовали, то, кого и как выбирали?

Представьте себе ситуацию.

Выборы или назначение?

В начале учебного года классный руководитель 8 «А» спросил у учеников: «Как бы вы хотели, чтобы я назначил старосту класса или вы его изберете сами?»

Первым высказался Кайнар : «Я за назначение. Вы лучше нас знаете, кто может справиться с обязанностями старосты».

Затем выступила Татьяна: «Думаю, нам лучше выбрать старосту. По крайней мере, мы ему будем доверять».

Руслан поддержал ее: «Если мы сами выберем старосту, то сможем контролировать его действия».

Дарига была иного мнения: «Если мы будем голосовать, то все равно кто-то будет против. И это меньшинство может в будущем войти в конфликт с избранным старостой, так что пусть лучше старосту назначат».

Мнения учеников разделились. Одни хотели провести выборы, другие были за назначение. Последних оказалось больше, и классный руководитель назначил старостой Рахимжана, который, по его мнению, более всех подходил на эту должность. Рахимжан воспринял назначение как должное. Ведь он был отличником, да и по натуре очень честолюбив.

Вскоре ученики стали замечать, что новой староста избирательно передает учителю сведения о пропусках уроков. Так, Рахимжан регулярно вычеркивал из списка прогульщиков фамилии своих друзей Талгата, Андрея и Серика. А в субботу, когда учитель попросил его организовать после уроков уборку в классе и школьном коридоре, староста отпустил домой Талгата, и приступить к работе. На вопрос Карины, почему в уборке не участвуют его друзья, Рахимжан грубо ответил, что он здесь главный и кого захочет, того и освободит от работы. «Вы меня не избирали, меня назначили. Вот и терпите»,- добавил он.

® Обсудите преимущества и недостатки высказанных предложений учеников.

® Кто несет ответственность за действия старосты?

® Если староста был бы избран, смогли бы контролировать его действия ученики? Если да, то как?

® Считаете ли вы, что если бы выборы все-таки состоялись, они хоть как-то повлияли на сложившуюся ситуацию. Обоснуйте ответ.

Представьте теперь, что класс-это государство, а староста это-президент. Мысленно сравните ситуацию, которая сложилась в классе, с конфликтом в государстве

Как вы думаете, следует ли Президента назначить или избрать? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните из материалов прошлых уроков, что выборность власти-один из основных принципов демократии.

Что такое выборы?

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная

группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для

выполнения каких-либо общественных функций. В результате политических

выборов формируются органы государственной власти и управления.

А как у нас?

Конституция РК

Статья 3.2.

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум

и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти

государственным органам.

В Казахстане путем выборов избираются:

Президент.

Депутаты Парламента (Сената, Мажилиса).

Депутаты местных представительных органов Республики Казахстан (маслихатов).

Таким образом, непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов является исходным принципом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Путем выборов формируются представительные органы власти Казахстана, а также представительные органы местного самоуправления.

В государствах, которые еще не имеют демократических традиций, демократические выборы важны потому, что представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства. Важность выборов в таких государствах определяется еще и тем, что они выступают как реальный механизм формирования правящих элит и позволяют населению воздействовать на официальный политический курс.

Людям издавна свойственно выбирать. На всем протяжении истории человечества люди выбирали: предводителей и предводительниц родов, вождей племен в первобытнообщинном обществе, судей и членов народного собрания в Античной Греции, депутатов представительных учреждений (парламента в Англии, кортесов в Испании, генеральных штатов во Франции), князей и архиепископов в России, ханов, родовых старшин, султанов в Казахстане.

В современных государствах люди выбирают президентов, партии, депутатов, систему взглядов. Очень важно, чтобы органы власти были подчинены народу и служили ему. Политические деятели должны отчитываться за свои действия именно перед народом.

Цель выборов состоит так же в том, чтобы дать людям возможность принимать участие в делах государства, влиять на правительственные решения.

Участие в выборах позволяет людям контролировать как судьбу страны, так и свои личные судьбы. Выбор показывает, что политическая власть исходит от народа и осуществляется с его согласия. Это позволяет избежать диктатуры. Вот почему важны выборы.

Ролевая игра. Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?

Корабль, на котором плыли туристы, попал в сильнейший шторм и утонул. Спаслись только 19 школьников, пятеро из которых старшеклассники, остальные- учащиеся младших классов. Их родители и члены экипажа погибли. После двухдневного плавления в лодках по океану они, наконец-то, высадились на берег необитаемого острова. На острове есть пища и пресная вода, но нет людей.

Что должны делать школьники, чтобы продержатся до того времени, когда их найдет спасательная команда?

Все они согласны с тем, что для мирного и безопасного существования им необходимо выработать определенные правила. Но кто должен эти заниматься?

Рустем (17 лет) говорит первым:

«Я самый сильный и самый старший среди нас поэтому с настоящего момента правила буду устанавливать я! И попробуйте мне не подчиняться!».

Динара (16 лет) не согласна с ним:

«Я считаю, что каждый из нас, включая учащихся младших классов, должен участвовать в принятии каждого правила. Нам не нужны люди, присваивающие себе право распоряжаться и командовать нами! Рустем, ты выступаешь с позицией диктатора!»

Виктор (15 лет) высказывает иную точку зрения:

«Нас слишком много для того, чтобы каждый имел право участвовать в принятии правил. Вместо того чтобы тратить время на разговоры, предлагаю выбрать людей, которые будут представлять наши интересы. Им и поручим составить свод правил».

Аня (11 лет) считает, что младшие дети еще не способны принимать решения:

1.Сыграйте в ролях школьников, отстаивающих свои аргументы.

2.Каковы преимущества и недостатки высказываний каждого из выступивших?

3.С каким предложением вы согласны больше всего? Обоснуйте свое решение.

4.Какое из предложений на ваш взгляд, наиболее соответствует демократическим принципам? Обоснуйте свой ответ.

Демократический словарик

Выборы – процедура, посредством которой люди выдвигают кого либо для выполнения общественных или иных функций.

Выборы в Казахстане – действия граждан,избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.

Контрольные вопросы

1.Что такое выборы?

2.Почему выборы важны для общества?

3.Согласно законодательству Республики Казахстан может ли кто-либо принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах?

4.Перечислите причины, по которым люди должны участвовать в выборах?

5.Что нам продемонстрировала игра «Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?»

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.

1.Формы политического участия.

2.Значение выборов в. демократическом обществе.


Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти

Основные формы

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Ст. 33 КРФ

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Ст. 30 КРФ

Участие граждан в выборах

Ст. 32 КРФ

Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации)

Ст. 31 КРФ


Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.

Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

– массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Шествие

Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.



Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Выборы:

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения



а)Кого мы выбираем?

П Р Е З И Д Е Н Т

О Р Г А Н Ы В Л А С Т И

Федеральные

(Гос. Думу)

Местные

Субъектов федерации


Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса

Конституция Российской Федерации

Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ»

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»


Избирательное право

  • Избирательное право

Избирательные права Нормы правовых актов,

граждан регулирующих выборы

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право

Активное право

право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления

Пассивное право

Право быть избранным


Всеобщего

Равного

Прямого

+ обязательность и периодичность проведения выборов


Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос .

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.


Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.

+ Добровольность и периодичность выборов.


Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами:

  • Оседлости , т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
  • Возрастной , избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет

В Российской Федерации:

  • избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста;
  • с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы;
  • с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;
  • С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;
  • с 35 – Президентом страны.

Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах.

Права избирателя:

1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания;

2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку;

3) право участвовать в формировании избирательных комиссий;

4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей;

5) право выдвижения кандидатов;

6) право вести агитацию за участие в выборах;

7) право принимать участие в формировании избирательных фондов;

8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;

9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.


Основные стадии избирательного процесса

1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей)

(выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)


2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.

Право выдвижения кандидатов имеют:

Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели

Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.


3. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)


В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.


  • Какие избирательные системы существуют?
  • В чем их преимущества и недостатки?

Мажоритарная система

Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника).

Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов.

Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.


Пропорциональная система.

Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий.

Недостатки: может применяться только в многомандатных округах


Пропорционально- мажоритарная система .

Одна часть депутатов избирается

по мажоритарной системе, другая

часть депутатов избирается на

основе пропорциональной

системы, по партийным спискам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Выборы в демократическом обществе

1. Выборы и их функции.

2. Принципы организации и проведения выборов.

3. Институт отзыва выборного лица.

В демократическом обществе основным элементом взаимоотношений

гражданского общества и государства как основного института политиче-

ской власти являются выборы и референдумы.

Референдум (от лат. «референдум» - то, что должно быть сообщено) –

обходимо выявить мнение всего населения.

Референдум может быть:

 конституционным – когда с его помощью утверждается Основной

закон государства или вносятся поправки в Конституцию;

 законодательный – когда итоги референдума служат основой для

принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;

 консультативным – когда необходимо выявить волю населения при

решении важных государственных вопросов.

Референдумы также бывают обязательными – необходимость их про-

ведения предусмотрена законом, и факультативными – их проведение за-

висит от воли правительства или населения.

Выборы – это совокупность правил и приемов, обеспечивающих уча-

общества в формировании государственных и муниципальных пред-

ставительных органов власти, способ формирования определенного типа

политической власти.

Если референдум призван выявить волю населения, избирателей, то

выборы – непосредственное волеизъявление народа как источника поли-

тической власти в демократическом обществе. 43

В статье 3 Конституции Российской Федерации записано: «Носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть

через систему органов государственной и муниципальной власти, он же и

формирует эти органы путем выборов.

Выборы можно типологизировать по следующим основаниям.

1. По масштабу выборы бывают:

 общегосударственные, национальные;

 региональные;

 муниципальные.

 президентские;

 парламентские;

 правительственные;

 выборы судей и присяжных заседателей;

 выборы главы региона, субъекта в федеративном государстве;

 выборы законодательного органа субъекта федерации;

 выборы главы муниципального образования;

 выборы законодательного органа муниципального образования;

 выборы некоторых местных должностных лиц (шерифа, старосты,

для России – органов территориального общественного самоуправления).

3. На основе принципов избирательного права:

 всеобщие – ограниченные (цензовые);

 равные – неравные;

 прямые – косвенные (многостепенные);

4. По виду выборы бывают:

 очередные – проводятся по истечении законодательно установ-

ленного срока полномочий выборных органов, должностных лиц;

 досрочные – проводятся в случаях досрочного прекращения пол-

номочий органов власти, должностных лиц (в связи с роспуском парламен-

та, отставкой депутата или должностного лица, отрешением от должности,

отзыва депутата, утратой гражданства избранным лицом);

 дополнительные – проводятся при наличии вакантного депутатско-

го мандата, освободившегося по каким-то причинам;

 частичные – проводятся в порядке ротации части депутатов орга-

нов власти. В России такой вид выборов не предусмотрены, а в США со-

став Сената обновляются на 1/3 каждые два года;

 повторные – проводятся в случаях, если очередные, досрочные,

дополнительные выборы признаны несостоявшимися или их результаты –

недействительными; 44

выборов, если ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюл-

летень не набрал необходимого для избрания (50% голосов +1 голос) чис-

В демократическом обществе место и роль выборов как политического

института определяется их функциями.

1. Проявление воли народа, единственного источника политической

2. Представительство общественных интересов.

3. Обеспечение рекрутирования политической элиты.

4. Легитимация власти.

5. Форма контроля за деятельностью органов власти.

6. Политическая социализация.

7. Способствуют изменению и развитию общества.

8. Дают возможность изменить политический режим.

Выборы проводятся на основе избирательного права, которое быва-

ют активным и пассивным.

Активное избирательное право – это право выбирать.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Для выполнения своего политического и социального назначения вы-

боры должны опираться на принципы избирательного права.

1. Всеобщность.

Сущность этого принципа в том, что все граждане, независимо от по-

ла, расовой, религиозной, национальной, классовой и профессиональной

принадлежности, языка, уровня доходов, образования и политических убе-

ждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти.

Действие этого принципа ограничивается рядом цензов.

Возрастной ценз ограничивает участие в выборах определенным

возрастом. В большинстве развитых стран возрастной ценз для избирате-

лей установлен в 18 лет. Для кандидатов возраст устанавливается не-

сколько выше. В России депутатом Государственной Думы можно стать,

достигнув возраста в 21 год, а Президентом РФ – 35. Для депутатов верх-

ней палаты США и Японии установлен возраст в 30 лет, во Франции – 35, в

Бельгии и Испании 40 лет.

Моральный ценз, как правило, лишает прав выбирать и быть избран-

ным лиц, отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения сво-

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психи-

чески больным, чья недееспособность подтверждена судебным решением.

Ценз оседлости предполагает право допуска к участию в выборах

лиц, имеющих определенный срок проживания в данной местности. Так45

президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживаю-

щий в России не менее 10 лет.

Половой ценз, как правило, не допускает участие в выборах женщи-

Имущественный ценз лишает избирательных прав лиц, не имеющих

частной собственности или определенного уровня доходов. Так, в Сенат

Канады может входить только лицо, владеющее недвижимой собственно-

стью, а в Великобритании для получения права быть избранным требуется

внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Образовательный ценз, как правило, ограничивает избирательные

права тех, кто не знает государственного языка страны.

2. Равенство.

Это принцип равенства во всем. Каждый избиратель имеет только

надлежности тому или иному человеку. Все избирательные округа пример-

но равны по количеству избирателей.

Равенство кандидатов в праве на агитацию, сбор одинакового коли-

чества подписей для выдвижения, размер избирательного фонда.

3. Тайна выборов.

Сущность этого принципа заключается в том, что решение конкретно-

го избирателя не должно быть известно никому.

Действенность этого принципа обеспечивается закрытой процедурой

стью избирательных бюллетеней, опечатыванием урн для голосования, от-

ветственностью организаторов выборов за нарушение тайны голосования

Сущность этого принципа – в непосредственном голосовании избира-

телей за конкретного кандидата.

Правда, в некоторых странах выборы являются косвенными или мно-

гостепенными. Президента США выбирает коллегия выборщиков, в Израи-

ле, Греции, Ливане – парламент, смешанная коллегия выборщиков из де-

путатов парламента и депутатов парламентов субъекта федераций или

областей – в Индии, Италии, Германии.

Помимо этих базовых демократических принципов избирательного

права, выборы основываются на следующих принципах их организации и

проведения.

1. Свобода выборов.

Этот принцип предполагает наличие у избирателей права на свободу

мнения, слова и отсутствие давления при осуществлении своего конститу-46

ционного права на выборы. Законодательство РФ определяет, что участие

гражданина России в выборах является свободным и добровольным и ни-

кто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к участию

или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному воле-

изъявлению.

2. Наличие выбора, альтернативы.

Этот принцип предполагает конкурентный отбор из различных пред-

ложенных кандидатур, политических партий.

3. Обязательность и периодичность выборов.

Обязательность выборов является основным условием легитимации

власти, а значит, показателем степени демократизации общества. При де-

мократическом режиме формирование властных органов посредством вы-

боров является обязательным условием.

Деятельность выборных органов политической власти должна быть

регламентирована по времени, а значит, выборы должны проводится пе-

риодически и регулярно, в установленные законом сроки. Временные ин-

тервалы, по истечении которых проводятся выборы, определяются сроком

полномочий выборных институтов власти.

Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет. На такой

же срок, как правило, избираются и президенты. Правда, в некоторых стра-

нах этот срок больше: Австрии, Финляндии, Египте, Мексике, Венесуэле – 6

лет, Франции, Италии, Турции, Казахстане, Таджикистане – 7 лет, а в Турк-

мении и Малави – пожизненно.

Важным является вопрос об ограничение числа переизбраний. В от-

ношении депутатов парламента эта норма практически не применяется из-

за коллегиальности высшего органа законодательной власти. В отношении

президентов действует запрет на избрание одного и того же лица более

двух раз.

В Конституции Российской Федерации в ст.81 записано: «одно и то же

лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации

более двух сроков подряд». В США в 30-40-е годы ХХ в. сложилась уни-

кальная ситуация, когда Р.Д. Рузвельт избирался президентом страны че-

тыре раза подряд, после чего была принята поправка к Конституции США

об ограничении президентских полномочий двумя сроками.

4. Открытость и гласность выборов.

Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к ин-

формации о кандидатах, политических партиях, избирательных органах,

избирательном процессе и т.п. Информирование избирателей должно ба-

зироваться на принципах достоверности и беспристрастности, т.е. равного

подхода ко всем участникам избирательного процесса. 47

5. Принцип справедливости выборов – как бы вытекает из ранее на-

званного и предполагает меры по защите процесса выборов от необъек-

тивности и фальсификаций:

 организация выборов независимыми органами и наличие дейст-

венного механизма контроля над их деятельностью;

 обеспечение равных условий предвыборной борьбы для кандида-

тов и партий;

 проведение выборов в установленные законом и необходимые для

организации агитационной работы сроки;

 обеспечение справедливого финансирования избирательного про-

 соблюдение объективности при определении результатов выборов;

 быстрое и эффективное рассмотрение случаев нарушений прав

граждан, избирательного законодательства и жалоб на проведение выбо-

Таким образом, в демократическом обществе регулярно проводятся

свободные и альтернативные выборы при честном состязании политиче-

ских сил.

Важной демократической процедурой при формовании органов поли-

тической власти является отзыв избирателями выборного лица.

Отзыв выборного лица избирателями – это досрочное прекращение

полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе из-

бирателей путем их прямого волеизъявлении в соответствующем избира-

тельном округе.

Конституция РФ возможность отзыва депутата Федерального Собра-

ния не предусматривает. В отношении депутатов выборных органов мест-

ного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправле-

ния такая возможность предусмотрена Федеральным законом №131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».

проводится по инициативе граждан, на основании процедуры, установлен-

ной уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкрет-

ные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их под-

тверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата должна

обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснение по поводу

обстоятельств выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не ме-

нее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. 48

Эти положения Федерального закона нашли свое воплощение и реа-

лизацию в Уставе муниципального образования «город Ульяновск», приня-

ва депутата не могут являться:

 его политические убеждения и законная политическая деятель-

 факты, для которых предусмотрены особый порядок их установле-

ния и которые являются в соответствии с законодательством самостоя-

тельными основаниями прекращения его полномочий.

Основными этапами процедуры отзыва депутата являются следую-

1 этап – инициирование отзыва депутата.

Этот этап включает процедуры:

 организация и проведение собрания граждан;

 образование инициативной группы по отзыву депутата;

 регистрация инициативной группы в городской избирательной ко-

2 этап – сбор и внесение подписей в поддержку отзыва депутата.

Таков порядок и условия отзыва депутата муниципального выборного

органа и эти условия делают эту процедуру практически невозможной по

следующим основаниям:

1. Доказать, подтвердить в судебном порядке противоправные реше-

ния или действия депутата нереально.

половины от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном ок-

На выборах депутатов Ульяновской Городской Думы в 2004 году бы-

ло образовано 35 избирательных округов примерно по 15 тыс. избирателей

в каждом. Порог явки установлен не был – выборы состоялись бы при лю-

бом количестве избирателей, участвующих в голосовании. В количествен-

рательному органу Заволжского района – 1820, что составило примерно

12% от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

рированных в избирательном округе, – набрала Л.М. Кутинова, но их хва-

тило для избрания депутатом Городской Думы.