Правовая система: понятие, структура, функции. Индивид в сфере права

Вопросы:

1. Правовая картина мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

3. Общеправовые тенденции развития.

4. Национально-государственные различия в праве.

1.Правовая карта мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

Разнообразие государств, а их ныне на земном шаре около 200, их экономик, богатство национальных и мировой культуры, языковое и национально-этнографическое своеобразие народов, наций, народностей, национальных меньшинств, неповторимость личности каждого человека – такова картина окружающего мира. И в этой картине неповторимым и оригинальным фрагментом является право. Без права нельзя представить жизнь людей, народов и государств.

Сегодня актуальным является выявление внешних групп права, а именно того, как соприкасаются и соотносятся правовые идеи и правовые системы разных народов и государств, каковы правовые концепции в различных регионах мира, как можно представить хотя бы в общих чертах картину общего правового развития в мировом сообществе.

Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистике употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые системы. При этом, как отмечает А.Х. Саидов в своей книге «Сравнительное правоведение», «следует отвергнуть попытки представить правовую карту мира как наднациональное мировое право или как механическую сумму национальных правовых систем».

Принцип историзма позволяет объяснить место каждой отдельной взятой национальной правовой системы на правовой карте мира принадлежностью ее к той или иной правовой семье.

При описании основных правовых семей необходимо сделать осмысленный отбор и, прежде всего, ограничить число рассматриваемых правовых систем. Если бы кто-то захотел охватить все правовые системы той или иной правовой семьи, он попросту утонул бы в массе эмпирического материала.

Правовая картина мира может показаться очень пестрой, мозаичной и хаотичной. В правовой множественности есть свои глубокие общественно-исторические причины. Право сопутствует вместе с государством развитию обществ и мирового сообщества, меняя свои принципы, приоритеты, нормативные формы. Сохраняется и нечто устойчивое, что свойственно праву как явлению общественной жизни. Изучать и сопоставлять разные правовые системы в их динамике возможно в силу правовой устойчивости и преемственности, по выражению Ю.А. Тихомирова, «своего рода «саморазвития права».


2. Право - сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

Сравнительное правоведение показывает относительность существующего национального права. Оно позволяет выйти за пределы простого определения писаной нормы как единственного выражения права, действующего на определенной государственной территории, или как единственной цели использования определенной юридической техники и внести определенные коррективы в наши представления относительно места и роли каждой национальной правовой системы на правовой карте мира.

Право как феномен прочно вошло в жизнь современного общества как его ценность, как регулятор поведения людей, как гарант стабильности отношений, как средство проведения реформ.

Для сравнительного правоведения важно установить, как соприкасаются и соотносятся между собой правовые идеи и правовые системы различных народов и государств; каковы правовые концепции в различных регионах мира; как можно представить хотя бы в общих чертах картину общего правового развития в мировом сообществе, выяснить, как и в какой степени, право каждой страны испытывает воздействие иностранного и международного права.

Результатом таких исследований является выделение следующих видов правовых образований:

1. правовые семьи как источнико-мировоззренические группы со своими доктринами, правотворчеством, толкованием, юридическими профессиями;

2. национально-правовые системы, законодательства иностранных государств как структурно-упорядоченные образования;

3. отрасли права и законодательство с однородными иерархически построенными нормами;

4. правовые массивы межгосударственных объединений;

5. международное право со своими принципами и нормами.

Результаты сравнительного правоведения способствуют, во-первых: «внешнеправовому» влиянию на национальные правовые системы; во-вторых, содействуют внедрению и распространению общепризнанных норм и принципов международного права, что имеет конституционное закрепление во многих действующих конституциях.

3. Общеправовые тенденции развития.

Сегодня глобальной задачей для всех стран и всего мирового сообщества становится изучение процессов общеправового развития. Объективный анализ позволяет правильно оценивать степень общего и специфического в политическом, экономическом, научно-техническом, социально-культурном, экологическом развитии стран и регионов и адекватную меру «правовых различий» и меру «правовой интеграции». На этой основе, как отмечает Ю.А.Тихомиров, - «рождается правовая политика с присущими ей курсами на сопоставление и сравнение, на закрытость, отторжение и критицизм, на сближение, гармонизацию и унификацию».

Обнаруживая общеправовые закономерности и тенденции , необходимо выделить те из них, которые предопределяют рамки и объем сравнения правовых систем, их взаимовлияние и возможности использования для каждой из них зарубежных правовых доктрин и практики.

Условно их можно включить в пять групп:

1) устойчивые закономерности, связанными общепризнанными правовыми ценностями (верховенство права и закона, конституционное его закрепление; обеспечение и охрана прав и свобод человека и гражданина; общедемократические принципы права – юридическое равноправие, презумпция невиновности и др.).

2) однородные процессы и тенденции в рамках больших правовых семей с их общими мировоззренческими и юридическими источниками;

3) согласованное правовое развитие в рамках межгосударственных объединений;

4) региональные тенденции правового сотрудничества и сближение их национальных законодательств;

5) локальные тенденции многообразного правового развития, связанные с образованием новых государств (СНГ и др.).

Все вышеназванные тенденции общеправового развития характеризуют динамику не только правовых систем в современном мире, но и их соглашений между собой и с международным правом. Сегодня международное право приобретает новый смысл, формируя и охраняя «общее правовое поле». В конечном счете, оно выступает как гарант и как общий «правовой стандарт» для национальных правовых систем.

В связи с этим отмечается появление новых правовых принципов, так называемых глобальных мировых императивов :

Ограничение суверенитета государств в пользу общих человеческих норм мирового сообщества;

Приоритет признанных норм и принципов международного права перед нормами внутреннего права;

Прямое обеспечение международно-правовой защиты прав и свобод человека и др.

Необходимо учитывать, что все названные тенденции проявляются с разной интенсивностью и в неодинаковых масштабах.

Общие и частные тенденции правового развития предопределяют цели компаративистов и задачи правовых сравнений, их объем, характер и пределы; они должны изучаться как первопричина для сопоставлений правовых систем.

Все это имеет крайне важное значение для сравнительного правоведения, поскольку оно не может развиваться только в плоскости нормативно-догматического сопоставления разных правовых систем.

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Правовая система - сложное, собирательное понятие, отражающее совокупность множества правовых явлений, существующих в обществе.

Правовую систему можно определить как совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно- организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Понятия «правовая система» и «система права» не тождественны, они соотносятся как «целое» и «часть». Термин «система права» характеризует право с точки зрения его внутреннего устройства, в свою очередь, «правовая система» представляет собой комплексную, интегрирующую категорию, отражающую всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в преде^лах юрисдикционной территории конкретного государства.

Иными словами, национальная правовая система - это реальное «живое» право, сформировавшееся и функционирующее в пространственных пределах того или иного государства (правовая система современной России).

В отличие от национальных правовых систем, характеризующих право применительно к отдельным государствам, при помощи категории «правовая семья» характеризуются схожие по структуре и принципам функционирования правовые системы нескольких государств, в комплексе образующие некую правовую совокупность.

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики. С принятием Закона СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР” в 1991 году, который, необходимо отметить, прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государствеиной молодежной политики" от 16 сентября 1992 года №1075, и Постановления Верховного Совета РФ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской федерации" от 3 июня 1993 года №5090-1 начинается процесс создания структур по реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерациям, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. 16 сентября 1992 года Указом Президента России создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. Указом Президента РФ “О структуре федеральных органов исполнительной власти”) для проведения целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в т.ч. такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена 15 сентября 1994 года №1922 Указом Президента федеральная программа "Молодежь России". В соответствии с принятыми законодательными и подзаконными актами под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечении социального и экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. Целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи. Государственная молодежная политика, учитывая ее комплексный межведомственный характер, осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах: принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом; принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса; принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и фиэическому развитию. охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики1. К основным направлениям осуществления государственной молодежной политики относятся: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятотости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

  • 1 Кант И . Соч. Т.0. ч. 0. С.000
  • 2 Мамардашвили М
  • 3 Мамардашвили М . Кантианские вариации. – М..; «Аграф», 0000. С.000.
  • 4 Кант И.
  • 5 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С. 000.
  • 6 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С.000.
  • 30Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998
  • 31Философский словарь. М., 2001. С. 448
  • 32 Л.Т. Бакулина Теория государства и права. Казань, 2000. Стр. 132

от руководителей смежных или подчиненных подразделении, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного работника. Каждая микрогруппа выступает в роли лица, принимающего решение - судьи, адвоката, присяжного, главы юридического отдела и др. Обучающимся необходимо предложить решение возникшей проблемы, корректное как с юридической точки зрения, так и с позиции правил делового общения5.

Кроме того, учебная тема «Письменное деловое общение в юридической деятельности» предполагает также выполнение и защиту обучающимися групповых проектов «Служебный документ».

Будущим юристам необходимо, пользуясь методическими материалами, характеризующими различные виды письменного общения, разработать какой-либо служебный документ, например, деловое письмо (письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-подтверждение, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-декларация (заявление), письмо-распоряжение, письмо-отказ, сопроводительное письмо, гарантийное письмо), отчет, справку, заявление, распоряжение, доверенность и др.6

В методических материалах дается сущность каждого служебного документа, его структурные компоненты, требования к их оформлению, и использованию речевых оборотов.

1 См.: Родионова О.С. К вопросу о привлечении внимания студентов к изучению немецкого языка // Язык и мир изучаемого языка. 2013. № 4. С. 171-173.

2 См.: Родионова О.С., Абрамова Н.В. Формирование мотивации изучения немецкого языка в юридическом вузе // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы IV Международной научной конференции. Прага, 2014. № 10. С. 92-97.

3 См.: Родионова О.С. Языковая реализация смысловых отношений в тексте // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Т.А. Гордеевой, О.Б. Симаковой. Пенза, 2014. С. 44-47.

4 См.: Калинина М.Г. Личность преподавателя иностранного языка и задачи, стоящие перед ним // Язык и мир изучаемого языка: сборник научных статей. Саратов, 2013. Вып. 4. С. 116-120.

5 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: атореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

6 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

С.П. Хижняк

ПРАВОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ СТРАН И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматривается когнитивный аспект правовой картины мира, ее специфика, в т.ч. и национально-культурная. Обоснована возможность использования данной категории и ее характеристик в лингводидактике при изучении юридического иностранного языка.

Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, когнитивная картина мира, национально-культурная картина мира.

© Хижняк Сергей Петрович, 2015

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка, теоретической и 212 прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

LEGAL PICTURE OF THE WORLD AS THE BASIS OF STUDY OF THE SPECIFICS OF THE LEGAL CULTURE OF DIFFERENT COUNTRIES AND LANGUAGES

The article deals with the cognitive aspect of the legal picture of the world, its specificity, including national and cultural ones; the possibility of usage of this category and its characteristics in in the study of legal foreign language is substantiated.

Keywords: scientific picture of the world, a naive view of the world, cognitive picture of the world, national and cultural world pictures.

Научная картина мира рассматривается как итог развития научного знания в определенной его отрасли и как общие основы теоретического знания, включающего систему понятий, принципов и гипотез. Научное знание в свою очередь служит основой для построения научных теорий. В каждой научной картине мира есть свое ключевое понятие. Так, для физики ключевым является понятие «материя», в картине мира химии - понятие «химический элемент», а в правоведении - понятия «государство» и «право». Научные картины мира состоят из взаимосвязанных и взаимообусловленных фрагментов, соотносящихся с логикой дифференциации отрасли знания на подотрасли. Например, научная картина правоведения состоит из правовых картин мира, соотносимых с отраслями, подотраслями и комплексными отраслями правовой науки.

Научные картины мира могут различаться у разнообразных научных школ и отдельных представителей научного сообщества (авторские картины). Например, е в правоведении специфика научной школы обусловлена восприятием опреде- | ленной теории правовонимания1. Научные картины мира часто соотносятся с а иными картинами мира (наивными и профессиональными), образуя тем самым о парадигму картин мира, соотносимую с определенной предметной областью). О

Правовая картина мира, включающая в себя все правовые явления, отличает- О ся особой сложностью в языке связи с тем, что в ней можно выделить различие | между терминологией права (закона) и терминологией науки о праве (юриспру- в денции), что обусловливает многомерность правовой картины мира. Вся карти- о на мира, закрепленная в праве, входит в систему правоведения, в которой она Ю интегрируется сообразно с теоретическими конструктами науки (норма права, | отрасль права, институт права, механизм правового регулирования и т.д.). К

Связь правовой картины мира с обыденной очевидна, т.к. многие юридические а термины - это терминологизированные единицы общелитературного языка | (лицо, небрежность, неосторожность, negligence, fence и др.), а связи правовой | картины мира с другими научными и профессиональными вариантами картины № мира заметны при анализе терминов различных отраслей права, использующих 1

привлеченные термины других наук2.

Каждое государство имеет собственную историю развития права и правовых 1 отношений. В результате эволюции человеческих обществ возникло большое разнообразие правовых систем, которые характеризуются как сходными (универсальными) чертами, так и специфическими. Последние обусловлены различными культурно-историческими, социальными и экономическими условиями развития государств. Понятие «правовая культура» развивалось с древнейших времен. Его «можно определить как систему исторически сложившихся право- 213

вых традиций, убеждений, ценностей, идей, установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности. Наиболее яркие выражения правовая культура как одна из составляющих различных локальных цивилизаций находит в традиционно устойчивой совокупности правовых источников, принципов, норм, процедур, традиционном правосознании, сложившихся в процессе длительного взаимодействия правовых, моральных, религиозных стандартов»3.

Универсальность некоторых понятий права обусловливается его характером - быть регулятором всех общественно-экономических отношений в обществе, в связи с чем в правовых системах разных народов формируются сходные понятия (преступление и наказание, судебный процесс, доказательство и др.). Универсальность чести понятийной системы обусловлена и культурно-языковыми контактами народов, историей развития общества. Рецепция римского права и влияние канонического права, например, привели к тому, что еще в эпоху Средневековья правовая доктрина и юридическая техника европейских стран приобрели определенное сходство в системе понятий. Даже английское право, хотя и развивалось относительно автономно от континентального права, много заимствовало от римского права: терминологию и понятия, общие принципы и т.п. Таким образом, национальные системы права, безусловно, имеют не только специфические черты, обусловливающие особенности правовых картин мира, но и общие свойства, зависящие от ряда социально-экономических факторов.

Правовые картины мира в разных языках претерпели значительные изменения в ходе свой многовековой эволюции, но до сих пор обладают определенной 201 спецификой, поэтому наука о праве, как и само право, имеет национально-g культурные особенности. Так, в англосаксонском праве тщательно разработана ^ категория причинности (causation), которой нет аналога в российской правовой | науке. Причинность выражается аксиомами, например, различия между legal | cause и cause-in-fact заключается в следующем: то, что X является фактической | причиной (cause-in-fact), Y не означает, что X - юридическая причина (legal 1 cause) Y. С другой стороны, в англосаксонском правоведении нет понятия меха-

| низм правового регулирования.

| Подобные примеры многочисленны и могут затрагивать различия в катего-

>§ ризации правовой действительности разных государств, использующих один | и тот же язык. Так, в Великобритании с XIII в. формировалась следующая | классификация преступлений (crimes) по степени тяжести: treason - felony f - misdemeanour. По указанным классификационным рядам распределялись термины следующей ступени дифференциации: treasons (high treason, treachery) g - felonies (blackmail, riot и др.) - misdemeanours (conspiracy, malicious damage, § barratry и др.). С конца XIX в. различия между терминами felony и misdemeanour

1 начинают ослабевать, и данная классификация лишается своего практического J значения4. Место этой классификации занимает дифференциация понятий по

направленности преступлений: crimes against the state, crimes against property, crimes against justice, crimes against religion, crimes against reputation, crimes against security, crimes against morality и др. Следует отметить, что классификация на фелонии и мисдиминоры сохранилась до сих пор в праве США. Более того, эти термины стали дифференцироваться по степени тяжести при помощи 214 буквенных индексов: felony A, felony B и т.д.

Национально-культурная специфика может заключаться и в значениях терминов правоведения, что можно показать на примере значения термина презумпция. Презумпция невиновности в США означает принцип законодательства, в соответствии с которым лицо является невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. В российском праве принцип презумпции невиновности гласит: «в праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке»5 (курсив наш. - С.Х.).

Даже в семантике английских и американских юридических терминов имеются существенные различия, отражающие особенности государственного устройства этих стран. Так, термин criminal law в английской терминосистеме означает «laws relating to acts committed against the laws of the land and which are punishable by the state». В американской терминологии этот термин имеет значение «laws of state or federal government giving punishment for the breach of the established rules of conduct». В семеме американского термина можно выделить дифференциальные семы "state government" или "federal government", характеризующие национальную специфику устройства правовой системы США, поэтому их можно считать этнокультурными семами, поскольку в США юрисдикция подразделяется на федеральную юрисдикцию и юрисдикцию штатов. В английской правовой системе такого деления не наблюдается, поэтому в семеме английского термина выделяется только сема "punishable by state"6.

Еще больше этонокультурных различий можно обнаружить в сфере правовой номенклатуры: Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Her Majesty"s Courts of Justice of England and Wales, Supreme Court of the United Kingdom, Senior Courts of England and Wales (Великобритания), U.S. Supreme Court, U.S. Federal Court of Appeals, Court of International Trade (США).

Правовая картина мира концептуальна. Это означает, что она обусловлена не только системой терминов и понятий и репрезентируется языковой картиной мира, а также то, что она представляет собой ментальный образ действительности, который богаче и шире языковой репрезентации. Концептуальная правовая картина мира - это система стереотипов правового сознания, которая задается правовой культурой и является не только результатом непосредственного отражения действительности при помощи вербализованных понятий, но и итогом сознательного логико-рефлексивного мышления, учитывающего все многообразие непонятийных явлений, на фоне которых развиваются право и правоведение: вся история развития государства и права, вся совокупность научных парадигм, идеологические установки7, выражающиеся в квалификации явлений действительности как правомерных или противоправных (например, отношение национального права к проблеме активной эвтаназии).

Таким образом, с точки зрения разработки приемов и методов обучения юридическому иностранному языку, преподаватель должен учитывать многомерность и вариативность правовых картин мира8, их соотношение с наивной картиной мира и картинами мира других отраслей знания, а также наличие в ней двух семантических слоев: семантического (представленного в значениях терминов) и непонятийного, который принято называть лексическим (в нашем случае терминологическим) фоном.

1 См.: Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

2 См.: ЛевинаМ.А. Принципы организации вторичных терминосистем права // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (25). С. 126-131.

3 Крашенинникова Н.А. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Доклады. URL: http:// www.lihachev. ru (дата обращения: 23.03.2014).

4 См.: Современное зарубежное уголовное право: в 3 т. Т. 3. М., 1961. С. 332.

5 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997. С. 105.

6 См.: Максименко Е.С. Национально-культурная специфика отраслевых терминосистем: на материале английской и американской юридической терминологии: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2002. С. 178.

7 См.: Хижняк С.П. Роль политики и идеологии в истории формирования русской юридической терминологии // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 273-278.

8 См.: Хижняк С.П. Юридические терминосистемы как особые фрагменты языковой картины мира // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2013. № 2 (20). С. 15-27.

Н.Л. Варшамова, Е.В. Яшина

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена целенаправленному формированию компетенции письменного официального общения в процессе специально организованной учебной деятельности на основе компетентостно-деятельностного подхода через актуализацию сознательно-сопоставительного, сознательно-практического, коммуникативного и интерактивного методов с учетом жанровых особенностей текстов делового письменного общения.

Ключевые слова: письменное официальное общение, текст делового письма, жанровые особенности делового письма, межкультурное взаимодействие.

N.L. Varshamova, E.V. Yashina

FEATURES OF BUSINESS WRITTEN TEXTS

Article is devoted to targeted actions to establish the competence of the written official communication in the course of specially organized educational activity on the basis of competence -active approach through actualization consciously-comparative consciously and practical, communicative and interactive methods, taking into account the genre features of written business communication texts.

Keywords: formal written communication, business writing text, genre features of a business letter, intercultural interaction.

Анализ различных теоретических исследований позволяет определить деловое письмо как особую разновидность текста с ярко выраженной прагматической адресатной направленностью, обратной связью, моноте-матичностью, дискурсивной связью, пространственной и временной точностью, конкретностью, документальностью, приверженностью шаблонам композиционно-тематического структурирования, использованием определенных речевых стратегий соблюдения принципов вежливости и кооперативности.

© Варшамова Нина Львовна, 2015

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Яшина Елена Викторовна, 2015

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и приклад-216 ной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовая карта мира как основной предмет изучения сравнительного правоведения, суть его достижений. Понятие правовой системы, учение о правовых семьях как специфической категории. Определение правовой карты мира. Критерии классификации правовых систем.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Критерии классификации правовых семей. Характеристика, признаки и источники основных правовых систем современности: романо-германской, англосаксонской, мусульманской, социалистической. Исторические этапы развития системы права и законодательства России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Изучение вопросов, связанных с проблемами взаимодействия сближения правовых систем. Конвергенция правовых систем современности - процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем. Виды и формы правовой конвергенции.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Типология национальных правовых систем и правовых семей современности. Особенности и характерные черты современной российской правовой системы. Принципы системы источников права. Основные проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    курсовая работа , добавлен 05.05.2018

    Структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и "правовая система". Классификация правовых систем. Общая характеристика основных правовых систем современности. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Происхождение романо-германской правовой системы. Семья религиозно-традиционного права: особенности исторического формирования, структура и источники. Сравнительная характеристика правовых систем и правовых семей современности: сходства и различия.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Исследование правовых систем как регуляторов общественных, государственных, межгосударственных, внутриторговых отношений. Особенности англосаксонской, романо-германской правовых систем. Древнейшие источники русского права. Российская правовая идея.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014