Предписание россельхознадзора на изменение категории земель. Плановые проверки в отношении правообладателей земель сельхозназначения будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении юрлиц, ИП и граждан в рамках земель сельхозназначения, будет применяться риск-ориентированный подход (постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 года № 1084).

Плановые проверки в отношении юрлиц, ИП и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, будут проводиться Россельхознадзором и его территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года, к категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет;

Плановые проверки в отношении юрлиц, ИП и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к низкой категории риска, проводиться не будут.

При этом устанавливается, что к категории среднего риска относятся земельные участки,:

  • кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • мелиорируемые и мелиорированные;
  • смежные с участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2 тыс. мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

  • смежные с участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

На уровень риска также будет влиять и наличие постановления о привлечении к административной ответственности юрлица, его должностных лиц, ИП или гражданина за порчу земель (), вступившего в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении земельного участка сельхозназначения к определенной категории риска. То же правило будет действовать и при наличии в указанный период административного наказания за невыполнение в установленный срок законного предписания Россельхознадзора (), а также за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (). При его наличии уровень риска будет возрастать на один уровень: с умеренного до среднего, с низкого до умеренного, а при его отсутствии, наоборот, снижаться на один уровень.

Документ вступит в силу по истечении 7 дней с момента официального опубликования, но по состоянию на настоящий момент еще не опубликован.

Если у вас есть в пользовании земельный участок, рано или поздно вам придется столкнуться с малоприятной процедурой земельного контроля. В чем же она заключается, и почему именно ваш участок попал под пристальное внимание государственных земельных инспекторов?

Прежде всего, стоит понять, что именно будет проверять тот или иной контролирующий орган, какие правонарушения в ходе проверки могут быть выявлены.

Итак, из государственных структур земельный контроль может проводиться федеральными и муниципальными органами исполнительной власти.

На федеральном уровне полномочия по проведению земельного контроля возложены на три ведомства: Росреестр, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Область ответственности каждого из этих ведомств детально разграничена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле».

Для начала следует определить цель проводимой проверки. Прежде всего–это осуществление контроля за соблюдением организациями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Какими полномочиями наделено каждое из этих ведомств? Государственные инспектора Россреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы) проверяют:

а) наличие самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядок переуступки права пользования землей;

в) использование земель по целевому назначению, исходя из категории и вида разрешенного использования земельного участка;

г) выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядок предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнение ранее выданных предписаний по вопросам устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственные инспектора Росреестра имеют право посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства.

Если на пороге проверка Росприроднадзора (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы), следует иметь в виду, что в зависимости от сферы деятельности организации вас будут проверять на предмет:

а) проведения рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

б) проведения мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) недопущения использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

г) соблюдения режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

Земельный контроль Россельхознадзором (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы) осуществляется исключительно на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. В этом случае проверяется:

а) выполнение мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

Земля - главный ресурс аграрного производства. Наши читатели - руководители сельскохозяйственных предприятий, землепользователи и арендаторы земельных участков часто сталкиваются с вопросами и проблемами в земельных отношениях, возникающих между субъектами земельного права.

На наиболее актуальные вопросы аграрного права мы беседуем с руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Андреем Александровичем Лушниковым.

- Андрей Александрович, какие земли относятся к землям сельхозназначения?

К землям сельхозназначения относятся земли, расположенные за границами земель населенных пунктов и используемые для сельхозпроизводства. Площадь сельхозугодий, пригодных для использования на территории Курганской области, насчитывает около 4 млн га, из которых на данный период около 450 тыс. га переведены в залежь, то есть не используются более года для сельхозпроизводства.

Какие методы воздействия на нерадивых владельцев земель применяют специалисты Управления Россельхознадзора?

Только законные: в первую очередь принимаются меры предупредительного характера, т.е. выдача предписания без составления административного протокола и надзор за его исполнением. Эти меры применяются в случае, если земельный участок не использовался в период менее 1 года.

В случае неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства в период более 1 года принимаются меры административной ответственности, которые в настоящее время весьма существенны. Например, в отношении физического лица штраф от 20 до 50 тыс. руб., а в отношении юридического лица и того больше - от 400 до 700 тыс. рублей.

Кроме того, существует мера гражданской ответственности в случае причинения вреда почвам при использовании земельного участка с нарушением земельного законодательства (сума исчисляется из расчета 500 руб. за 1 м²).

В случае длительного неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства они изымались. Как часто это происходило? Сколько изъято участков в этом году?

В случаях длительного неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства России в течение трех и более лет подряд предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но и возможность изъятия у нерадивого собственника неиспользуемого земельного участка в судебном порядке.

В 2016 году Управление направило в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области два материала для решения вопроса о принудительном изъятии неиспользуемых земельных участков. За период с 2009 года по 1 полугодие 2016 г. нами направлено 12 таких материалов, по 9-ти из которых судом принято решение об изъятии земельных участков.

Еще в прошлом году были приняты изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения. К примеру, увеличился минимальный штраф. Расскажите поподробнее.

С 2015 года штрафы за нарушение земельного законодательства увеличились в десятки раз, например, в отношении физических лиц минимальный штраф увеличился с 1000 до 20000 рублей, а максимальный - 50 000 рублей, в отношении должностных лиц соответственно с 2000 до 50000 и максимальный штраф - до 100 000 рублей.

И этот штраф должностное лицо должно платить из своего личного кармана, а не за счет предприятия, где он работает, так как за это предусмотрена уголовная ответственность. В отношении юридических лиц соответственно минимальный штраф увеличился с 40 000 до 400 000 рублей, и максимальный составляет 700000 рублей.

В то же время законодательством предусмотрена возможность уменьшения административного штрафа, но не более чем на 50% в зависимости от тяжести (последствий) совершенного правонарушения и материального положения виновных.

В Курганской области практикуется еще одна мера воздействия на нерадивых землевладельцев - увеличение земельного налога до 1,5 % от кадастровой стоимости неиспользуемого участка. Поясните, пожалуйста.

Налоговым Кодексом РФ ст. 394 установлены налоговые ставки для земельных участков в составе земель сельхозназначения в размере, не превышающем 0,3% от кадастровой стоимости, а для всех других категорий земель - 1,5 %.

Но для земельных участков сельхозназначения налоговая ставка в размере до 0,3% применима в случае использования данного участка по назначению, в противном случае при неиспользовании или использовании не по целевому назначению налоговая ставка может быть установлена в размере до 1,5% от стоимости участка.

По сведениям УФНС по Курганской области, данная мера уже применяется, например, за 2014 год по 25 материалам было доначислено налогов в размере 685,5 тыс. рублей. За 2015 год рассмотрено 72 материала, по результатам рассмотрения которых дополнительно доначислено налогов на сумму более 1 млн рублей.

3 июля 2016 года этого года был принят Федеральный закон, который внес дополнительные изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Земельный участок может быть изъят в 3 случаях. Каких?

Принудительное изъятие предусмотрено в трех случаях. Во-первых, при неиспользовании земельного участка сельхозназначения в течение 3-х и более лет подряд. Во-вторых, при использовании земельного участка сельхозназначения не по целевому назначению (незаконное строительство объектов, размещение свалок ТБО, несанкционированные карьеры и т. д).

В-третьих, при использовании земельного участка сельхозназначения способами, приводящими к существенному снижению плодородия земель - снижение трех основных показателей плодородия земель - азота на 15 и более % и фосфора и калия на 25 и более %.

Внесены изменения и в порядок проведения проверок. Надзорный орган теперь не зависит от непосредственного присутствия представителя юридического лица или предпринимателя?

Да, сейчас непосредственное присутствие представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки не обязательно. Но эта норма действует при соблюдении двух обстоятельств (условий). Во-первых, это должна быть проверка, в ходе которой проверяется соблюдение только требований земельного законодательства РФ.

То есть проверка соблюдения иных требований, не относящихся к сфере земельных отношений, по прежнему не может быть проведена без присутствия представителя юридического лица или предпринимателя. Во-вторых, данное требование применимо только в случае надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения проверки.

Участок изымается сразу после выявления нарушения или землевладельцу даётся возможность исправить нарушения? За какой срок?

Земельный участок принудительно может быть изъят у собственника при наличии четырех обязательных условий: 1) наличие факта неиспользования или использования земельного участка с нарушением законодательства РФ, доказанного надзорным органом; 2) привлечение правообладателя земельного участка к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере земельных отношений; 3) обязательное заблаговременное предупреждение о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае не устранения нарушений в установленный предписанием срок; 4) неисполнение предписания в установленный срок. Что касается срока, в течение которого предписание должно быть исполнено, то максимальная его продолжительность не может превышать 1 год.

- Какие штрафы ожидают нерадивых хозяев?

Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц - до 10 %, но не менее 200000 рублей.

- В каком случае административный штраф можно заменить на предупреждение?

Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

Еще одно новшество - введение понятия 30-километровой зоны, на которой нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка на иной вид. Что это значит?

Это значит, что земельные участки в составе земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы кроме как для ведения сельского хозяйства. Виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением сельского хозяйства, определены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 540 в декабре 2014 года.

Этот список является исчерпывающим и содержит 18 видов. Сюда не входят земельные участки, предназначенные для ведения дачного или личного подсобного хозяйства, а также садовые земельные участки.

Следовательно, сейчас изменить вид разрешенного пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 30-ти километровой зоне от ближайшего сельского населенного пункта на иной вид, кроме как для сельхозпроизводства, невозможно.

Как, на ваш взгляд, повлияют на ситуацию с оборотом земель сельхозназначения в регионах такие изменения в законодательстве?

Дать однозначный ответ на поставленный Вами вопрос не возможно, но необходимо сказать следующее. Начиная с 2015 года, в связи с внесенными изменениями в земельное законодательство РФ, значительно возросло количество отказников от прав на земельные участки, особенно со стороны физических лиц.

Если ранее это были единичные случаи, то за 2015 год более 25 000 га земель сельхозназначения находится в собственности физических лиц и были подвержены процедуре отказа. В 2016-2017 годы эта тенденция будет с каждым годом нарастать и главным образом не только из-за увеличения штрафных санкций, но и ввиду увеличения земельного налога, который за 2016 год увеличится более чем в 3-4 раза (за счет увеличения кадастровой стоимости).

А это значит, что для физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, доходы, полученные ими от аренды земельных участков, не будут перекрывать даже размер налоговых отчислений, а, следовательно, ни о каких доходах не может идти речи.

Но, как у нас говорят, нет худа без добра. Если раньше в советский период ввиду интенсивного распахивания земель катастрофически не хватало пастбищ и сенокосов, из-за которых люди буквально дрались, то сейчас всего в избытке, следовательно, необходимо заинтересовать население ведением животноводства, особенно в частном подворье.

В конечном итоге нам необходимо определиться в количестве сельхозугодий, необходимых для ведения сельского хозяйства с целью удовлетворения потребностей населения и экспортных поставок зерна. Затем провести новое землеустройство и продумать вопрос использования высвободившихся земель на долгосрочную перспективу. Главный арбитр в этом вопросе - время, оно точно покажет все положительные и отрицательные стороны наших действий.

Подготовила Вера Макарова, пресс-секретарь

Управления Россельхознадзора по Курганской области

  1. Вопрос 1. Могут ли проверить, в рамках плановой проверки, мои земельные участки, находящиеся в разных регионах Российской Федерации?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

    В соответствии с пунктом 8 Положения, территориальные органы Россельхознадзора разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность.

  2. Вопрос 2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства за неисполнение предписания?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

    на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Повторное неисполнение предписание, согласно пункту 26 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

  3. Вопрос 3. На все ли земли сельскохозяйственного назначения распространяются полномочия Россельхознадзора?

    Ответ:

    Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, а также подпункту и) пункта 6 Вопросов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  4. Вопрос 4. Я стал свидетелем правонарушений! Соседний участок из земель сельскохозяйственного назначения вообще не используется, зарастает кустарниками, древесной растительностью, на части участка расположена свалка. Прошу принять меры.
    или
    В Калужской области на земельном участке сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Добринка происходит незаконная разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

    Ответ:

    В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность в т.ч. через свои территориальные органы.
    В связи с чем, Вам необходимо обратиться в соответствующее территориальное управление Россельхознадзора. В приведенном примере это - Управление Россельхознадзора по Калужской области http://www.rsn.kaluga.ru/ .

  5. Вопрос 5. В отношении меня вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, я категорически не согласен с ним, как я могу его обжаловать?

    Ответ:

    Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  6. Вопрос 6. Где можно получить заключение о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих отсутствие фактов неиспользования земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, либо о наличии таких фактов?

    Ответ:

    Выдача Россельхознадзором непосредственно заключений по результатам государственного земельного надзора законодательством не установлена.
    Информацию об осуществлении Россельхознадзором государственного земельного надзора в отношении земельного участка можно получить в соответствующем территориальном управлении Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка с предоставлением информации о земельном участке (кадастровый номер (при наличии), местоположение земельного участка).
    В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Россельхознадзором государственный земельный надзор осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Действие указанного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

  7. Вопрос 7. Куда следует обратиться в случае обнаружения борщевика сосновского, кто уполномочен на борьбу с этим растением?

    Ответ:

    В случае обнаружения борщевика Сосновского на земельном участке граждане Российской Федерации вправе обратиться с такими сведениями в соответствующие органы местного самоуправления для принятия мер в установленном законодательством порядке.
    При обнаружении данного сорного растения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», граждане также могут обратиться в территориальное управление Россельхознадзора по месту нахождения такого земельного участка.
    При этом следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского.
    В случае выявления территориальными управлениями Россельхознадзора нарушений, выразившихся в невыполнении установленных требований, к нарушителю земельного законодательства принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Черныш Олег Васильевич, прокурор Тульской области, государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

На примере опыта работы прокуратуры Тульской области раскрываются вопросы соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их нецелевого использования.

Ключевые слова: земельный участок, сельскохозяйственное назначение, нецелевое использование, изъятие.

Supervision over intended use of agricultural lands

Oleg Vasilyevich Churns

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Tula Region, the author reveals issues of maintenance an order of seizure of lands due to their improper use.

Key words: a plot of land, agricultural land, improper use, seizure.

Тульская область относится к I сельскохозяйственным регионам России. Неиспользуемая площадь земель сельскохозяйственного назначения в ней составляет около 1300 тыс. га. В связи с этим вопрос целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения представляет здесь особую актуальность.

Прокуратура области в истекшие два года активизировала работу по предъявлению исковых заявлений в суд в связи с выявленными фактами нецелевого использования земельных участков. Вместе с тем органы прокуратуры столкнулись с проблемами при предъявлении исковых заявлений указанной категории.

Суды, помимо прочего, не принимали к производству исковые заявления об изъятии земельных участков у граждан в связи с тем, что у прокурора нет полномочий по их предъявлению.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что с момента установления факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения до предъявления искового заявления в суд проходит значительный период времени, и на практике возникают вопросы, связанные с соблюдением процедуры предъявления исковых заявлений об изъятии земельных участков.

Соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере можно добиться в случае, если должностные лица органов государственного контроля (надзора) и органов государственной власти, местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять обязанности в части, касающейся выявления земельных правонарушений, привлечения виновных к ответственности и соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их ненадлежащего использования.

В силу п. 5 ст. 54 Земельного кодекса РФ в суд может быть предъявлено заявление о прекращении права на земельный участок; в силу п. 3 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке может быть изъят у его собственника; в силу п. 3 ст. 286 Гражданского кодекса РФ - в суд может быть предъявлено требование о продаже участка.

Пунктом 2 ст. 54 ЗК предусмотрено, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. 3 указанной статьи ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК и предоставившего земельный участок. Такое предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, необходимыми условиями принудительного прекращения права пользования земельным участком являются:

  • одновременное с наложением административного взыскания вынесение предупреждения;
  • совершение указанных действий по наложению административного взыскания и выдаче предупреждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля;
  • неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

При этом о совершении указанных действий уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля должен уведомить орган, предусмотренный ст. 29 ЗК и предоставивший земельный участок.

К этим органам ст. 29 ЗК отнесены исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. утверждено Положение о государственном земельном контроле.

В силу этого Положения, а также других нормативных актов полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля наделены: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г., утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям этой службы отнесено осуществление государственного земельного контроля.

В силу Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору наделена функциями по контролю и надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 9 Положения о государственном земельном контроле должностные лица указанных органов вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Наряду с этим согласно п. п. 10, 11 этого Положения указанные должностные лица вправе выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК.

Форма предупреждения о земельном правонарушении предусмотрена приложением к Положению о государственном земельном контроле.

Таким образом, должностные лица перечисленных органов вправе выдавать предписания, а также выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении.

Судебная практика исходит из того, что предупреждение в обязательном порядке должно содержать доказательство неиспользования либо нецелевого использования земельного участка, отражать период ненадлежащего использования земельного участка и отвечать требованиям, установленным ст. 286 ГК, в части, касающейся заблаговременного предупреждения о допущенных нарушениях, и условиям, предусмотренным п. 3 ст. 54 ЗК.

Как было указано, согласно п. 2 ст. 54 ЗК основанием принудительного прекращения права на земельный участок является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из изложенного можно сделать вывод о том, что лицо, в пользовании которого находится земельный участок, должно быть привлечено к административной ответственности именно за нарушение, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ст. 8.8 КоАП.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 апреля 2005 г. "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" должностные лица указанных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Согласно ст. 23.21 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Доказательством неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания может быть составленный по результатам проверки акт проверки, в котором в соответствии со ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны быть отражены сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В силу п. 2 ст. 10 указанного ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что в целях соблюдения процедуры прекращения права на земельный участок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица органов государственного контроля (надзора) должны выдавать им одновременно как предупреждения, так и предписания, поскольку основанием для проведения внеплановой проверки является исключительно истечение срока исполнения предписания.

Таким образом, необходимое условие дальнейшего прекращения права на земельный участок - совершение уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного контроля действий, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 54 ЗК.

Изложенное требует от органов прокуратуры надлежащего надзора за исполнением указанными органами обязанностей по выявлению нарушений земельного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности, выдаче предписаний и предупреждений.

Наряду с этим проведение проверок уполномоченные органы должны осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля".

Порядок организации и проведения внеплановой и плановой проверки установлен ст. ст. 9, 10 этого ФЗ.

Кроме того, необходимо добиваться своевременного исполнения обязанностей со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный контроль, по направлению соответствующих материалов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 54 ЗК в случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 этого Кодекса.

В силу п. 5 ст. 54 ЗК орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Статьями 284 и 285 ГК установлены основания изъятия у собственников земельных участков, которые не используются в соответствии с их целевым назначением или используются с нарушением законодательства.

Согласно ст. 286 ГК орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об этом, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом, орган местного самоуправления должен совершить следующие действия, направленные на изъятие земельного участка у собственника:

  1. принять решение об изъятии земельного участка;
  2. получить письменное мнение собственника земельного участка в отношении принятого решения об изъятии земельного участка;
  3. в случае согласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка (земельный участок должен быть продан с публичных торгов);
  4. в случае несогласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка может быть предъявлено в суд требование о продаже участка.

Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления в части, касающейся непринятия решения об изъятии земельного участка, неполучения письменного мнения собственника в отношении принятого решения об изъятии земельного участка, непредъявления требования о продаже участка в суд при наличии письменного мнения собственника, в каждом случае должно рассматриваться как основание для применения мер прокурорского реагирования, в том числе направления в суд заявления о признании бездействия незаконным.

В случае неисполнения должностными лицами органа местного самоуправления полномочий при наличии принятого решения об изъятии земельного участка и отказа собственника от исполнения решения об этом прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о продаже участка.

Кроме того, необходима четкая организация взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Россельхознадзора.

В рамках такого взаимодействия усилится муниципальный и государственный контроль за использованием и охраной земель. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля, которые по материалам, предоставленным муниципальным земельным контролем, при обнаружении нарушений земельного законодательства вправе принимать решения о привлечении к административной ответственности. Порядок взаимодействия определен письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Эффективный прокурорский надзор за исполнением законодательства собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, принятие мер прокурорского реагирования по фактам нарушений будет дополнительным обоснованием допущенных нарушений при предъявлении исков (заявлений).

Статьей 54 ЗК предусмотрены условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, а ст. ст. 284, 285, 286 ГК - порядок изъятия земельного участка у собственника.

С учетом изложенного при решении вопроса о предъявлении иска (заявления) необходимо исходить из того, что если земельный участок находится на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, то в суд направляется иск (заявление) о прекращении права на земельный участок. Если земельный участок находится в собственности, то в суд направляется иск (заявление) о продаже земельного участка.

Кроме того, суды при рассмотрении соответствующих заявлений прокурора исходят из того, что при изъятии земельного участка у собственника должен быть соблюден порядок, предусмотренный для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, у которых он находится на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования.

Судебная практика рассмотрения заявлений, касающихся изъятия земельных участков, в настоящее время еще не сложилась. Вместе с тем при решении вопроса о предъявлении заявления в суд необходимо проверять соблюдение всех условий, предусмотренных ст. 54 ЗК и ст. ст. 284, 285, 286 ГК, как в отношении лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и собственников земельных участков.