Организация технической службы гаража. Кадастровый номер гаража: варианты поиска Сведения о движении транспорта на линии

Рассмотрим порядок оформления путевых листов на примере заполнения формы №3 \”Путевой лист легкового автомобиля\”.

Пример

Индивидуальный предприниматель Кондрашов Сергей Иванович использует в своей деятельности легковой автомобиль \”Форд Фокус Си Макс\” с объемом двигателя 1,8 л. Путевые листы выписываются на неделю (5 рабочих дней).

Ответственным за эксплуатацию автомобилей приказом по организации назначен сам предприниматель (он же выполняет обязанности механика и диспетчера).

По данным предыдущего путевого листа и визуального обследования количество топлива в баке перед выездом составляло 30 литров. За время действия путевого листа водитель один раз производил заправку (40 литров). Кассовый чек АЗС был им представлен вместе с путевым листом (авансовым отчетом) по окончании его действия.

Общий пробег за время действия путевого листа составил 198 километров.

Используя данные этого примера, рассмотрим порядок оформления путевого листа. Заполненный бланк см. на стр. 20.

Кто и какую форму путевого листа

должен использовать

Форма путевого листа, утвержденная Госкомстатом (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 №78), является унифицированным первичным документом, предназначенным для использования всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства.

При этом и налоговики, и Минфин, и суды считают, что для автотранспортных предприятий она обязательна (Письма Минфина России от 07.04.2006 г. №03-03-04/1/327, от 16.03.2006 г. №03-03-04/2/77, от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129; Письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 г. №20-12/064123.2, от 14.11.2006 г. №20-12/100253; Постановления ФАС СЗО от 26.06.2009 г. №А56-20450/2008; ФАС МО от 13.11.2008 г. №КА-А41/10639-08; ФАС ВВО от 23.04.2007 г. №А28-7048/2006-250/21; ФАС УО от 06.07.2009 г. №Ф09-4565/09-С3). Остальные организации, по их мнению, вправе утвердить свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на горюче-смазочные материалы. Главное – соблюсти требования ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ \”О бухгалтерском учете\”.

Контролирующие органы считают, что транспортные фирмы не могут выбирать форму путевого листа, они должны применять только официальную, \”госкомстатовскую\”.

Что касается формы путевого листа, содержащей обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 г. №152), то ее также должны применять все юридические лица и предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили (п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. №152, далее – Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов).

После вступления в силу Приказа Минтранса контролирующие органы заявили, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом, тоже может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (Письмо Минфина России от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 г. №16-15/139308, от 13.10.2009 г. №16-15/107268).

Таким образом, если у вас транспортная компания и вы используете автомобили для оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, то вы должны применять унифицированную \”госкомстатовскую\” форму и при этом соблюдать требования Минтранса. Самый безопасный вариант – просто дополнить \”госкомстатовский\” путевой лист обязательными \”минтрансовскими\” реквизитами. А это:

– модель транспортного средства;

– дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя, которые проставляются и заверяются медработником, проводившим осмотр (пункт 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Если вы используете автомобили только для личных нужд организации, то вы можете:

– применять \”госкомстатовские\” формы путевых листов;

– разработать и утвердить собственную форму путевого листа с соблюдением требований ст. 9 Закона №402-ФЗ и Приказа Минтранса России №152;

– использовать для подтверждения расходов на ГСМ другие документы (ч. 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ \”Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта\”; Постановление ФАС МО от 30.09.2010 г. №КА-А40/11123-10).

Но чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, лучше применять именно путевой лист, разработав форму, удобную для организации.

Штамп медработника на путевом

листе не обязателен

Налоговики вполне могут предъявить

вам претензии, если штампа медработника на путевом листе нет, так как этот реквизит входит в число обязательных реквизитов путевого листа, утвержденных Минтрансом (подп. 2 п. 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Но эти претензии легко оспорить. Ведь отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов. Если в путевом листе есть сведения о пробеге автомобиля, расходе горючего, остатках горючего в баке, то он вполне может являться подтверждающим документом (Постановление ФАС МО от 10.08.2009 № КА-А40/7253-09).

Конечно, обязательное медицинское освидетельствование водителя перед рейсом и после него предусмотрено п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ \”О безопасности дорожного движения\”. Но оштрафовать вас за отсутствие отметок о медосмотре не смогут. Потому что к административной ответственности за несвоевременное прохождение водителями медицинского осмотра привлекают только по ст. 14.1 КоАП РФ – за ведение деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицевая сторона

Переходим к заполнению путевого листа. Одним из обязательных реквизитов документа является его номер. Порядок нумерации путевых листов разрабатывает сама организация или предприниматель. Серия указывается, как правило, в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.

Обязательно также и указание даты путевого листа. Если срок его действия более одного дня, то указывается весь период – с какого по какое число действует данный путевой лист (в нашем примере он выписан на рабочую неделю с 17 по 21 мая 2014 г.)

По строке \”Организация\” заполняется наименование, адрес места нахождения и рабочий телефон предприятия – владельца (пользователя) автомашины. Кроме того, в кодовой части проставляются его коды ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций). Этот код вы можете найти в письме из Комитета статистики.

марка автомобиля (в примере – \”Форд Фокус Си Макс\”). Если автомашина находится в аренде, то здесь же или в добавленной строке целесообразно указывать:

1. номер и дату договора аренды и собственника машины (арендодателя) (например, \”по договору аренды №___ от \”_\” _______ 20___ г. с ООО \”Профинфо\”);

2. государственный номерной знак (в примере – Е 266 МЕ 62);

3. гаражный номер указывается в том случае, если на балансе (в пользовании) у организации несколько машин (при этом не возбраняется по данной строке приводить инвентарный номер автомобиля как основного средства. Но при этом он и не обязателен);

4. ФИО водителя и его табельный номер (если он является сотрудником этой же организации) (в примере – Кулешов Д.И., табельный номер 034);

5. ниже указывается номер водительского удостоверения водителя (либо удостоверений всех лиц, перечисленных по строке \”Водитель\”);

6. в числе реквизитов также предусмотрены вид, серия и номер лицензионной карточки. Однако в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более восьми человек. Соответственно, любые перевозки легковым транспортом не лицензируются. Поэтому в примере данные строки не заполняются, а виды лицензионных карточек зачеркнуты.

В подразделе \”Задание водителю\” указывается:

1. в чье распоряжение представляется автомашина (в примере – в распоряжение заместителя директора Денисова С.Е.). При этом строкой ниже отражается также наименование организации. Поскольку в нашем примере автомашина выдана в распоряжение сотрудника того же предпринимателя, в путевом листе указано: ИП Кондрашов Сергей Иванович. Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица.

Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (предпринимателя), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе \”Подпись лица, пользовавшегося автомобилем\”;

2. адрес подачи, то есть место, куда автомашина должна прибыть, выехав из гаража (с места стоянки). В нашем примере таким местом подачи является адрес места нахождения (офис) предпринимателя: г. Рязань, Первомайский пр-т, д. 18;

3. ниже приводится фактическое время выезда из гаража (от места стоянки). Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то в этой же строке целесообразно указывать дату первого выезда (в нашем примере – 17.05.2014 г., 9.00);

4. задание водителю подписывает диспетчер (диспетчер-нарядчик). В примере функции диспетчера выполняет индивидуальный предприниматель.

Перед выездом все автомашины должны пройти проверку исправности основных агрегатов, сигналов, показателей заправки топливом, маслом и т.п. Если все системы автомобиля работают нормально, механиком (или иным лицом, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств) разрешается выезд, о чем свидетельствует подпись данного лица по строке \”Выезд разрешен\”. В примере функции механика также выполняет предприниматель.

Приводятся показания спидометра перед выездом (в примере – 62 346 километров).

Соответственно, водитель автомашины расписывается в том, что он принял автомобиль в исправном состоянии.

В левой нижней части лицевой стороны путевого листа приводятся данные при возвращении автомашины в гараж (на стоянку):

1. указывается время возвращения. Если путевой лист выписывался на срок более одного дня, то в этой строке целесообразно указывать дату приезда. В нашем примере – 21.05.2014 г. 18.00;

2. время возвращения подтверждается подписью диспетчера (диспетчера-нарядчика). Как уже говорилось выше, в примере функции диспетчера исполняет предприниматель;

3. одновременно диспетчером делаются прочие необходимые отметки (опоздания, время ожидания (к примеру, при оказании коммерческих услуг сторонним лицам), простои автомашины и т.п.);

4. водитель автомашины расписывается в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

1. марка топлива (в примере – АИ-95);

2. по строке \”Выдано по заправочному листу\” вообще-то указывается количество топлива, выданного в самой организации (если, к примеру, у нее есть своя заправочная станция или хранящиеся в специальном помещении запасы топлива). Но на практике по данной строке, как правило, приводят данные о заправке ГСМ на сторонних автозаправочных станциях (АЗС) с приложением кассовых чеков АЗС к путевому листу (если топливо получено, к примеру, по корпоративной пластиковой карте) или к авансовому отчету (если топливо приобреталось за наличный расчет). В нашем примере водителем было приобретено 40 литров бензина по кассовому чеку АЗС;

3. остаток горючего при выезде может определяться: по данным предыдущего путевого листа, по показаниям приборов в автомобиле (уровень топлива), в результате контрольного замера уровня топлива в баке (если позволяет конструкция бака) и т.д. В нашем примере остаток горючего при выезде определен по данным предыдущего путевого листа и сравнен с показаниями приборов в машине (30 литров);

4. остаток горючего при возвращении может быть определен только по показаниям приборов в автомобиле или в результате контрольного замера уровня топлива в баке (в примере – 50 литров);

5. фактический расход горючего определяется как разница между остатком топлива перед выездом плюс количество заправленного горючего и его остатком при возвращении. В примере: 30 л + 40 л – 50 л = 20 литров);

6. расход горючего по норме многие организации просто не заполняют, а очень зря. Конечно, налоговым законодательством не определено нормативное расходование топлива для автотранспортных средств. Однако в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ все расходы, принимаемые налогоплательщиком в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, должны быть документально подтверждены и обоснованы. Причем, обоснованность затрат в части ГСМ как раз и подтверждается нормами расхода топлива. При этом такие нормы предприятие может определить либо само (по данным технической документации к автомобилю), либо на основании Методических рекомендаций \”Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте\” (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации).

Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.). В нашем примере в перечне Минтранса России автомобиль \”Форд Фокус Си Макс\” отсутствует. Поэтому за основу взят автомобиль \”Форд Фокус\” с таким же объемом двигателя (1,8 л). Количество бензина на 100 километров пробега по этой норме составляет 8,1 л. В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций данная норма увеличена на 15%, так как автомобиль эксплуатируется в основном в г. Рязани (допускается увеличение нормы до 15% в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек). Таким образом, норма расхода топлива для автомобиля в нашем примере составит 9,3 л бензина на 100 километров пробега (8,1 л + (8,1 л х 15%)).

Исходя из данного норматива, норма расхода топлива по путевому листу составит (общий пробег указывается на оборотной стороне путевого листа):

198 км: 100 х 9,3 л = 18,4 л.

Получается, что фактический расход топлива не равен нормативному. В том случае, если возникает отклонение, оно отражается соответственно по строкам \”Экономия\” или \”Перерасход\”. При этом экономия никак не влияет на сумму затрат предприятия на оплату топлива для автомашины. А вот с перерасходом в каждом конкретном случае требуется отдельное разбирательство. Если перерасход небольшой (к примеру, в пределах 1 литра бензина), то у налоговиков вряд ли возникнут к организации какие-либо претензии. Но если величина перерасхода значительная или возникает постоянно, то такого рода затраты могут быть не признаны проверяющими налоговыми органами для целей налогообложения налогом на прибыль с последующими штрафными санкциями согласно ст. 122 НК РФ (20% от величины недоимки по налогу);

7. в конце приводятся показания спидометра автомашины при ее возвращении в гараж (на стоянку)
(в примере: 62 346 км + 198 км = 62 544 км);

8. все указанные выше данные (время возвращения, показания спидометра, движение горючего) фиксируются и подтверждаются подписью механика, принявшего автомобиль при возвращении в гараж (на стоянку). В примере функции механика выполняет начальник транспортного участка Сидоров А.В.

В верхней части путевого листа ставится штамп предприятия, выписавшего данный документ (естественно, при наличии такого штампа).

Сам путевой лист скрепляется печатью организации (в левом нижнем углу).

Оборотная сторона путевого листа

Оборотную сторону путевого листа легкового автомобиля еще называют \”маршрутным листом\”, так как здесь приводятся данные о маршруте и времени поездок автотранспортного средства.

Правильное заполнение оборотной стороны крайне важно для обоснованности всех расходов по содержанию и эксплуатации автомашины. Ведь именно по такого рода данным можно подтвердить экономическую целесообразность использования автотранспортного средства в производственных или управленческих целях.

Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером. Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов во второй графе отражается их код. Так как в нашем примере автомобиль находится в распоряжении сотрудника индивидуального предпринимателя – владельца автотранспортного средства, то, естественно, никакого кода не указывается. Однако, поскольку путевой лист выписан на пять рабочих дней, в данной графе целесообразно приводить даты поездок (в примере: 17.05.14, 18.05.14, 19.05.14, 20.05.14).

1. место отправления и место назначения. Иными словами, откуда машина выехала и куда она прибывает. При этом в целях обоснованности (подтверждения производственного (управленческого) назначения поездок) целесообразно в этих графах отражать не только адрес, но и организацию (учреждение), в которое данная автомашина направлялась. В нашем примере – ИФНС №2, банк, заправка, контрагенты и т.п.);

2. время выезда и возвращения. То есть время выезда из места отправления и время приезда к месту назначения.

Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время выезда из гаража (стоянки) и возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки (как в нашем примере), то желательно указывать время каждой поездки;

в графе \”Пройдено, км\” приводятся данные о пройденном расстоянии (причем, его целесообразно указывать по каждой поездке);

3. в последней графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем. В примере – Кулешов Д.И.

В нижней части оборотной стороны путевого листа указывается общее количество пройденных километров (в примере – 198 км), а также данные, необходимые для расчета оплаты труда водителя (как правило, при сдельной форме оплаты труда) – трудочасы (всего в наряде) и сам расчет (за километраж или за часы работы).

Соответственно, расчет подписывается бухгалтером (расчетчиком).

Если данные по оплате труда не заполняются, то целесообразно указывать только итоговое количество пройденных километров.

Вы можете самостоятельно разработать, утвердить и использовать форму путевого листа, исключив из него пункт о заработной плате. Главное, чтобы лист содержал обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом России (п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов; Письмо Минфина России от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 г. №16-15/139308, от 13.10.2009 г. №16-15/107268). В число обязательных реквизитов, помимо прочего, входят сведения о водителе, но они предполагают только информацию о его фамилии, имени, отчестве и дате проведения медицинского осмотра водителя. Причем, как мы уже выяснили, отсутствие отметки о медицинском осмотре водителя на сумму затрат на ГСМ никак не влияет.

Вы можете составлять маршрут на каждый день, а можете выписывать путевые листы на неделю, на месяц. Но тогда вам необходимо ставить в графах место отправления и место назначения – по г. Рязань, по г. Москва и т.д. Но налоговики относятся к подобному указанию маршрута очень подозрительно. Если вы не автотранспортное предприятие, то подобное указание маршрутов допустимо.

И хотя среди обязательных реквизитов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. №152, нет сведений о маршруте движения транспортного средства, контролирующие органы считают, что при отсутствии такой информации расходы на топливо не подтверждены, так как не доказано использование автомобиля в служебных целях (п. 1 ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129; Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 г. №20-12/064123.2). Мнения же судов по этому вопросу расходятся. Одни суды разделяют позицию контролирующих органов (Постановления ФАС ВСО от 16.07.2010 № А33-10451/2009; ФАС ЗСО от 29.07.2009 № Ф04-4540/2009(11903-А27-26); ФАС ВВО от 12.03.2008 № А82-1453/2007-37). Другие считают этот реквизит необязательным (Постановления ФАС МО от 30.09.2010 № КА-А40/11123-10; ФАС ПО от 19.11.2010 № А55-38009/2009; ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009; ФАС УО от 16.09.2010 № Ф09-7311/10-С2).

Проще всего вписывать

полный маршрут

Если вносить все адреса следования в путевой лист проблематично, можно попробовать следующие варианты.

Если вы заранее знаете маршрут или постоянно объезжаете одни и те же адреса, утвердите приказом маршруты следования в зависимости от необходимости: на каждый день, на месяц. Например, маршрут №1 – улицы такие-то, маршрут №2 – улицы такие-то. В путевом листе напишите: \”Доставка товара клиентам по маршруту №…\” и приложите копию приказа с указанием маршрутов.

Или, как вариант, если на доставку у вас есть заявки, можно указывать в путевом листе: \”По маршруту в соответствии с заявками\” – и прикладывать заявки.

Журнал учета путевых листов

Типовая межотраслевая форма №8 Журнала учета движения путевых листов утверждена постановлением Госкомстата России №78 от 28 ноября 1997 года. Она применяется, если на балансе организации есть транспорте средства и выдаются путевые листы. Эта форма позволяет вести учет выдачи и возврата диспетчеру путевых листов выданных водителю. Кроме того, в Журнале учета движения путевых листов предусмотрено поле для фиксации даты приемки путевого листа бухгалтером.

В зависимости от степени автоматизации в организации Журнал учета движения путевых листов может заполняться и храниться в печатном или электронном виде. В журнал заносятся сведения обо всех выданных путевых листах вне зависимости от их типа. Нумерация путевых листов сквозная.

Физически Журнал учета движения путевых листов форма №8 состоит из обложки и табличной части. На обложке указывается наименование организации и период, за который заполнен журнал (например, апрель 2014).

Табличная часть состоит из следующих колонок:

– номер путевого листа;

– дата выдачи путевого листа;

– фамилия, имя, отчество водителя;

– табельный номер водителя;

– гаражный номер автомобиля;

– подпись водителя в получении путевого листа;

– подпись диспетчера и дата приемки путевого листа и документов от водителя;

– подпись бухгалтера и дата приемки путевого листа;

– примечание.

Заполнение

Журнал учета движения путевых листов возлагается на уполномоченного сотрудника организации. В случаях, если путевые листы выдаются по договору сторонней организацией (например, заключен договор со сторонней организацией на предоставление услуг по стоянке и предрейсовому техническому обслуживанию транспортных средств перед выездом на линию), заполнение журнала может быть возложено на сотрудника сторонней организации. Естественно, такие нюансы следует прописывать в договоре с этой организацией, чтобы у контролирующих органов потом не было вопросов.

Во время работы на легковом автомобиле водителю, состоящему в штате организации, необходимо иметь:

  • Удостоверение на право управления средством с соответствующей категорией либо временное разрешение.
  • Регистрационные бумаги на транспорт и на прицеп (при его наличии).
  • Путевой лист легкового автомобиля.
  • Товарную накладную на груз.
  • Специальное разрешение на транспортировку опасного или крупногабаритного товара.

Путевой лист легкового автомобиля. Образец заполнения

Ответственность за правильное оформление документа лежит на руководителе организации, а также лицах, участвующих в процессе внесения данных в бумагу и отвечающих за эксплуатацию транспорта. Водитель не заполняет путевой лист легкового автомобиля. При приеме (перед выездом) и сдаче (после возвращения) он ставит свою подпись. До передачи бумаги водителю уполномоченное лицо либо диспетчер вносит необходимые сведения в путевой лист легкового автомобиля. Бланк содержит строки, в которых указывается:

  • дата (год, месяц, число), соответствующая той, которая стоит в журнале учета;
  • режим работы (командировка, будни, ежедневный или суммированный график, праздничный либо выходной, сверхурочный и проч.);
  • марка и тип средства, его государственный и гаражный номер.

При наличии полуприцепа либо прицепа сведения о нем вносятся в соответствующий раздел. В строке "Сопровождение" указывается информация о лицах, участвующих в транспортировке. Раздел "Работа автомобиля и водителя" содержит сведения о времени (часах и минутах) отправления и возвращения транспортного средства. В разделе "Задание" в графе "В чье распоряжение" в соответствии с заявкой вписывается наименование заказчика. В строке "Время прибытия" отражается время (часы и минуты), в которое транспорт прибыл в пункт назначения.

Путевой лист легкового автомобиля содержит также сведения о горючем. Эта информация указывается на лицевой стороне документа. Здесь прописью уполномоченное лицо вносит сведения о количестве топлива, необходимого для выполнения задания по договору. При этом учитывается остаток горючего с предыдущего рабочего дня. В случае если путевой лист легкового автомобиля составлен правильно, уполномоченное лицо ставит свою подпись в соответствующей строке. Так диспетчер подтверждает правильность оформления документа.

Выезд средства из гаража

Непосредственно перед отправкой транспорта путевой лист легкового автомобиля в соответствующих графах заполняется механиком (техником по ГСМ). Это уполномоченное лицо вносит информацию в строки раздела "Движение горючего". Здесь он вписывает информацию о количестве топлива, которое было выдано, номера и серии талонов. Соответствие сведений действительности заверяется механиком собственной подписью.

Информация о предрейсовом осмотре

Путевой лист легкового автомобиля содержит сведения о состоянии здоровья водителя. Их в документ вносит медработник организации. На основании предрейсового осмотра делается заключение о допуске водителя к управлению транспортом и выполнению задания. В случае неудовлетворительного состояния здоровья выезд автомобиля отменяется.

Отправление с КПП

Непосредственно перед выездом с территории организации механик пропускного пункта вносит в путевой лист легкового автомобиля показания спидометра. Они указываются в графе 4 раздела "Работа транспортного средства и водителя". Эту информацию может внести и механик ОТК.

Кроме показаний спидометра, уполномоченное лицо записывает в путевой лист легкового автомобиля фактическое время, в которое средство выехало с территории. В раздел "Движение горючего", в графу "Остаток на момент отправки", вносится информация о количестве топлива в баке.

Передача транспорта водителю в исправном состоянии, а также соответствие информации действительности удостоверяются подписью механика. Водитель, соответственно, также расписывается под всеми заполненными строками. Так он подтверждает приемку автомобиля в исправном состоянии, а также получение рабочего задания.

Сведения о движении транспорта на линии

Внесение данной информации осуществляется в определенной последовательности. Строка "Время прибытия" отражает часы и минуты, в которые водитель передал путевой лист заказчику. Последний расписывается в документе, удостоверяя прибытие транспорта. Графы "При убытии" и "При прибытии" содержат показания спидометра на момент въезда водителя на территорию заказчика и выезда с нее. В графу "Особые отметки" вносятся сведения, которые не предусмотрены формой документа. К ним, в частности, относят пометки заказчика при отказе, сотрудников дорожной службы и проч.

Возвращение транспорта в гараж

После выполнения задания оформление путевого листа осуществляется в обратной выезду последовательности. Первая отметка делается на КПП. Механик либо иное уполномоченное лицо в графу "Работа автомобиля и водителя" вносит сведения о фактическом времени возвращения средства на территорию организации.

Вместе с этим заполняется строка, содержащая показания спидометра и данные об остатке топлива. Техник по горючему заполняет строку "Сдано", вписывая туда остаток в баке по факту. Правильность сведений подтверждается подписью уполномоченного лица.

Механик КПП принимает у водителя автомобиль. В строке "Принял" уполномоченное лицо ставит подпись о принятии средства в исправном (либо неисправном) состоянии. В графе "Сдал" расписывается водитель, подтверждая возврат транспорта. Путевой лист легкового автомобиля сдается диспетчеру. Он, в свою очередь, ставит подпись в соответствующей строке документа и осуществляет его регистрацию в журнале учета.

Дополнительные сведения

Как правило, путевой лист выдается водителю на 1 рабочий день. При этом должен быть сдан документ за предыдущие сутки. В случае выполнения междугородних перевозок оформление осуществляется на более длительный срок. В ряде случаев организация может использовать путевой лист легкового автомобиля на месяц. Такой документ должен быть утвержден в соответствии с учетной политикой компании.

Скачать Путевой лист легкового автомобиля форма 3

Каждый профессиональный водитель знает, что такое путевой лист. Но далеко не всем известно как правильно оформить такой важный документ, чтобы не навлечь, ни на себя, ни на работодателя штрафов.

Что такое путевой лист

Путевой лист автомобиля – это официальный документ, который прилагают к товарно-транспортной накладной (если таковая имеется). Путевой лист помогает производить первичный учет работы транспорта, по данным, указанным в документе, водителю подсчитывают и начисляют заработную плату.

Выдать лист может диспетчер фирмы, либо же лицо, которое является его официальным представителем. Второй экземпляр выдают только в случае утери оригинала, либо при экстренных ситуациях. На практике такое случается довольно редко.

Примечательно и то, что один лист имеет юридическую силу лишь в течение одной рабочей смены или командировочного заезда (может длиться до нескольких дней).

На документе обязательно должны присутствовать такие элементы:

  • Порядковый номер листа.
  • Дата открытия путевки.
  • Подпись того, то выдал документ.
  • Печать организации.

Путевой лист составляют для того чтобы контролировать износ автомобиля и ограничить несанкционированные передвижения водителя. Это является возможным благодаря подсчету пробега автомобиля, который не должен значительно отклоняться от заданного маршрута.

Госкомитет РФ узаконил несколько основных видов путевых листов, каждая из которых соответствует определенному виду транспортного средства. Несоответствие между путевкой и видом средства передвижения считается нарушением и является основанием для штрафа.

Виды путевых листов

Существуют три вида путевок, которые считаются самыми распространенными и востребованными:

  1. Форма N 4- c является типовым документом, который регламентирует сдельные условия труда. В данном случае оплата водителя начисляется в соответствии со средними (Едиными) тарифами, которые установлены в этой сфере.
  2. N 4-п – это форма, которая предполагает сотрудничество и оплату по повременным тарифам.
  3. Форма N 4-м используется при междугородних перевозках и доставках. Эта путевка отличается не только по географическому принципу, но и по внешнему виду: ее лицевую сторону украшает ярко-красная полоса с надписью «междугородние перевозки».

Как заполнять путевой лист для легкового автомобиля?

Для начала, следует понять, какие именно автомобили относятся к классу служебных легковых средств передвижения. В первую очередь – это транспортные средства небольшой грузоподъемности, которые официально принадлежат юридическим лицам и их предприятиям. Такой транспорт может сдаваться в аренду, причем вместе с водителем.

Путевка – это важнейший документ, который служит не только страховкой для обеих сторон, но и позволяет правильно рассчитывать оплату труда после выполнения задания. Никакая расписка или устная договоренность не может заменить путевой лист.

Бланки путевок заказывают в типографии или печатают прямо в канцелярии производства. Хранить их нужно на складе или в сейфе, а выдавать строго по необходимости. Испорченные шаблоны списываются, при этом их номера заносятся в реестр во избежание недостач при пересчетах.

Неважно, использует ли транспорт предприятие-собственник или арендатор, водитель все равно должен получить .

Заполняет путевку диспетчер или лицо, уполномоченное выполнять его функции. Каждый новый рейс должен сопровождаться новым путевым листом.

Что указывается в путевом листе легкового автомобиля?

  1. Фактическая дата выдачи листа.
  2. Номер и серия документа.
  3. ФИО водителя, на которого выписывается документ.
  4. Подпись водителя (ставится именно в момент получения путевки, после проверки правильности информации) .
  5. Дата и время возвращения с рейса.
  6. Подпись лица, которое отвечает за прием и хранение путевых листов.

Это лучше знать

Постановление Госкомстата РФ № 78 регламентирует нормативные акты и документы для оформления путевых листов. Минус постановления в том, что его положения законны только по отношению к юридическим лицам.

На данный момент существует восемь основных форм, которые прибавились к первоначальному документу:

  1. Форма №ЭСМ-2 – для строительного транспорта.
  2. Форма №3 – для легкового транспорта.
  3. Для транспорта специального назначения введена унифицированная форма №3спец.
  4. Форма № 4 заполняется для осуществления услуг такси.
  5. Форма №4-С – это стандарт для грузового автомобиля.
  6. Для этой же цели введена и форма № 4-П.
  7. Форма № 6 выдается водителям общественного транспорта.
  8. № 6 спец. – для заказанных автобусов.

Заполнение лицевой стороны

Лицевая сторона документа состоит из множества граф, каждая из которых должна быть заполнена в соответствии с действующими правилами:

  • Номер документа является обязательным полем, в которое нужно вписать буквенно-численное или просто численное значение. Порядок нумерации документов выбирает организация.
  • Серия указывается только в том случае , если бланки были заранее изготовлены в типографии.
  • Дата для однодневной поездки указывается в формате день-месяц-год. Для командировки нужно указать даты начала и конца поездки через тире.
  • Название организации вписывается полностью , сюда же вносятся данные об адресе и телефонах фирмы, которая отправила водителя в поездку.
  • Код ОКПО должен быть присвоен каждой организации , которая планирует заниматься легковыми и грузовыми перевозками.
  • Марка автомобиля указывается полностью. Если транспорт не принадлежит фирме, а взят во временное пользование, в эту графу необходимо внести номер, серию, и дату заключения договора, который подтверждает факт проката.
  • Номерной знак транспортного средства переписывается прямо с автомобиля. Указываются как буквенные значения, так и цифры.
  • Графа гаражный номер – может оставаться незаполненной, если у фирмы есть только одна машина в распоряжении. Если их больше, то место пустовать не должно.
  • Данные водителя указывают в формате «фамилия и инициалы».
  • Табельный номер сотрудника должен быть присвоен ему организацией, которая принимала его на работу.
  • Номер водительского удостоверения вписывается разборчиво . Это же касается и водительского класса.
  • Графу «лицензионная карта» должны заполнять организации, которые занимаются пассажирскими перевозками, и имеют право на транспортировку 8 и более пассажиров.
  • В пункте «в распоряжение » указывают фирму/организацию, в чье распоряжение поступает транспортное средство.
  • Адрес подачи подразумевает точку , в которую был послан автомобиль.
  • Время выезд а (из гаража/стоянки) указывают в формате чч:мм.
  • Диспетчер ставит свою фамилию, инициалы, и подпись напротив графы «диспетчер-нарядчик».
  • Механик указывает свои данные и подпись напротив одноименной графы. Этим он подтверждает свою ответственность за то, что выпустил автомобиль на наряд.
  • Время возвращения указывается приблизительно (ориентируясь на километраж). Если же путевка выдана для командировки, нужно указать не только время прибытия, но и дату.
  • Диспетчер-нарядчик расписывается и вписывает свои данные после приезда и проверки автомобиля. Если необходимо, он (она) делает специальные отметки, например, об опоздании.
  • Графа «транспортное средство сдал…» подразумевает фамилию, инициалы, и подпись водителя, который выполнил задание и вернул автомобиль.

Расход топлива расписывается в специально отведенном в листе месте.

Здесь нужно указать:

  • Марку топлива, которое использовал водитель.
  • Количество горючего, которое выдала организация, и того, что пришлось покупать на заправках.
  • Количества бензина/солярки в баке перед выездом.
  • Остаток топлива после прибытия в гараж.
  • Планируемый расход по распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года.
  • Фактический расход.
  • Данные со спидометра.
  • Данные об экономии (если был такой факт).
  • Данные о перерасходе (если зарегистрировано).
  • Данные и подпись медицинского работника, выпускавшего водителя в поездку.

Заполнение оборотной стороны

Не стоит забывать о том, что в каждой путевке, будь она унифицирована или разработана конкретным предприятием, должен быть указан четкий маршрут автомобиля.

Если этого не сделать, то любая проверка со стороны правоохранительных органов может закончиться внушительным штрафом для предприятия, которое выдало путевой лист.

Есть еще несколько моментов, на которые следует обратить внимание при оформлении обратной стороны документа:

  1. Порядковый номер поездки должен соответствовать действительности, так как автомобиль не может совершить две поездки под одним и тем же номером, имея один и тот же путевой лист.
  2. В графе «код заказчика» указывают лицо или организацию, для которой оказываются услуги. Каждому заказчику присваивается личный код. Следует обратить внимание на то, что командировки, которые занимают несколько дней, требуют другого заполнения графы: в нее нужно внести еще и точные даты поездки.
  3. Место отправления – здесь нужно указать официальную точку старта автомобиля. Это нужно не только для того, чтобы расчет пробега был правильным, но и с целью предоставления отчетности самой фирмы.
  4. Место (пункт) назначения – здесь нужно указать полный адрес точки, которая считается целью поездки. Для того, чтобы документ не вызывал лишних вопросов, лучше указать еще и название фирмы, которая отправила автомобиль.
  5. Время отправления указывается по-разному для однодневной поездки, и для более продолжительной командировка. В первом случае нужно просто указать время, когда авто покинуло гараж/стоянку. Во втором же, нужно фиксировать время отбывания из каждого пункта, который посещает водитель.
  6. Время прибытия указывается исходя из теоретических подсчетов . Водителю дают запас в несколько часов на случай непредвиденных обстоятельств.
  7. В графе «пройдено» нужно указать километраж поездки. Для командировочных листов лучше делать пометки в каждом из пунктов вместе с указанием времени.
  8. Подпись водителя ставится после того как он прочел и согласился со всеми данными, которые были внесены в документ.

В данной статье подробно рассмотрим как необходимо заполнять Путевой лист легкового автомобиля (форма №3) .

!!! ВНИМАНИЕ!!! В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на приобретение ГСМ могут быть не признаны при проведении налоговой проверки.

Вступление
До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее Постановление Госкомстата от 28.11.78 №78). Правда, распространяется это постановление только на юридические лица.

Всего, для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией строительных машин или автомобильного транспорта утверждено восемь унифицированных форм путевых листов.
По учету работы строительных машин и механизмов:
- путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2).

По учету работ в автомобильном транспорте:
- путевой лист легкового автомобиля (форма №3);
- путевой лист специального автомобиля (форма №3спец);
- путевой лист легкового такси (форма №4);
- путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С);
- путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);
- путевой лист автобуса (форма №6);
- путевой лист автобуса необщего пользования (форма №6 спец).

Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России №68, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей были утверждены следующие формы путевых листов:
- путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
- путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
- путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Однако этот документ утратил силу согласно п.2 Приказа Минтранса России №152.
Приказ Минтранса России №152 устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила распространяются как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать следующие реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России №152:
- наименование и номер;
- срок действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.

Кроме того, в путевом листе должны фиксироваться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России №78, ни Приказ Минтранса России №68 . Юридическим лицам необходимо рядом с подписью медицинского работника указать время проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Заполнение лицевой стороны
Для наглядности, заполнять путевой лист будем следующими данными:

Данные для заполнения
Организация:
ООО «Автолидер»
Автомобиль:
ГАЗ 3110
Гос. номер: у082ее01
Водитель: Иванов Александр Романович
Механик: Васильев Сергей Николаевич
Диспетчер: Солдатов Андрей Васильевич
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Пробег за время действия путевого листа: 163 км.
Заправка топлива за время действия путевого листа: 40 л.

Поля лицевой стороны:
Номер документа – это один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Нумерация документов разрабатывается организацией (например: 0000026, или ПЛ00037)и не должна повторяться.
Серия – указывается в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.
Дата это тоже один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца . Если путевой лист выписывается на несколько дней, тогда необходимо вписать период (например: 17-24.10.2011).
Организация – заполняется наименование, адрес, телефоны организации в чьем распоряжении находится автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Код ОКПО – заполняется код (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) присвоенный организации.
Марка автомобиля – заполняется марка автомобиля (в нашем примере ГАЗ 3110). Если автомобиль находится в аренде, тогда желательно указать договор аренды (номер, дата и собственника автомобиля), (например: по договору аренды № 256-А от 15.03.2009г с ООО «Автолидер»).
Государственный номерной знак – гос. номер автомобиля (в нашем примере у082ее01).
Гаражный номер – заполняется в том случае если в организации на балансе несколько машин. При этом вместо гаражного номера можно записать инвентарный номер автомобиля как основного средства.
Водитель – ФИО водителя (в нашем примере Иванов А. Р.).
Табельный номер – табельный номер сотрудника, присвоенный ему в организации.
Удостоверение № - номер водительского удостоверения водителя.
Класс – класс водителя.
Лицензионная карточка, вид, серия – в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более 8 человек. Поэтому в Путевом листе легкового автомобиля (форма №3) эти поля не заполняются.
В распоряжение – в чье распоряжение представляется автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица. Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (в нашем примере ООО «Автолидер» ), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем».
Адрес подачи – адрес, куда должен прибыть автомобиль для дальнейшей работы.
Время выезда из гаража – заполняется время выезда из гаража. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера выдающего задание водителю (в нашем примере Солдатов А. В.).
Механик – подпись и ФИО механика выпускающего автомобиль на линию(в нашем примере Васильев С. Н.).Перед выходом на линию автомобиль должен пройти проверку основных агрегатов на работоспособность. Данную проверку должен проводить механик. Если все агрегаты работают нормально, он подписывает путевой лист.
В свою очередь водитель расписывается в том, что принял автомобиль в исправном состоянии.
Время возвращения в гараж - заполняется время возвращения в гараж. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера подтверждающего своей подписью время прибытия в гараж. Так же диспетчер делает необходимые отметки (опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочее), (в нашем примере Солдатов А. В.).
Автомобиль сдал водитель – подпись и ФИО водителя в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

Марка горючего – заполняется марка топлива которым заправляется автомобиль.
Выдано по заправочному листу – должно указываться количество горючего, выданного в самой организации (если у нее есть запасы топлива или своя заправочная станция). Но на практике, как правило, заносят данные о заправке на сторонних АЗС.
Остаток горючего при выезде – количество горючего находящееся в баке автомобиля перед выходом на линию.
Остаток горючего при возвращении – количество горючего находящееся в баке автомобиля после возвращения в гараж.
Расход по норме – количество топлива расходуемое данным транспортным средством на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации). Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.).
Расход по норме рассчитывается по следующей формуле:
Расход по норме = Пробег х Норма расхода топлива / 100 .
Расход по факту – количество топлива потраченного за время работы по путевому листу и рассчитывается следующим образом:
Расход по факту = количество горючего перед выездом + количество заправленного горючего - количество горючего при возвращении .
Показание спидометра при возвращении в гараж – показание спидометра при возвращении.
Механик фиксирует и подтверждает подписью время возвращения, показания спидометра и движение горючего.
Экономия - Если расход топлива по факту меньше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Перерасход - Если расход топлива по факту больше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Мед. сестра – подпись и ФИО медицинского работника допускающего водителя в рейс.
Под подписью медицинского работника ставится печать организации.

Заполнение оборотной стороны
Следует отметить, что как в унифицированной форме, так и в самостоятельно разработанной форме путевого листа информация о конкретном месте следования автомобиля является обязательной. В противном случае, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не является подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение ГСМ.

Поля оборотной стороны:
Номер по порядку Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером.
Код заказчика
Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов в этом графе отражается их код.
Однако, если путевой лист выписан на несколько рабочих дней, в данной графе целесообразно заносить даты поездок.
Место отправления – Адрес места откуда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию из которой данная машина отправлялась.
Место назначения – Адрес места куда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию в которую данная машина отправлялась.
Время выезда - Время выезда из места отправления. Если путевой лист выписывается на один день, тогда можно указывать только время выезда из гаража (стоянки). Если же он выписан более чем на одни сутки, тогда желательно указывать время каждой поездки.
Время возвращения - Время приезда к месту назначения. Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки, то желательно указывать время каждой поездки.
Пройдено - Вводятся данные о пройденном расстоянии (причем, целесообразно указывать по каждой поездке).
Подпись лица пользовавшегося автомобилем - В этой графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем.


К атегория:

Механик гаража

Организация технической службы гаража


Общая организация технологического процесса производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Техническая служба гаража обеспечивает исправное техническое состояние подвижного состава с учетом необходимости его работы по установленным графикам в две - три смены, в выходные и праздничные дни. При этом технически исправным автомобилем следует считать автомобиль полностью комплектный, отвечающий всем техническим требованиям и готовый к выпуску на линию без дополнительного проведения каких-либо работ.

С этой целью хозяйство должно иметь необходимую производственную базу, (здания, сооружения, технологическое оборудование и оснастку) для выполнения полной номенклатуры работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и персонал для их осуществления.

Персонал технической службы состоит из административно-управленческого, линейного и ремонтно-обслуживающего (основные и вспомогательные ремонтные рабочие). Количество административно-управленческого и линейного персонала для любого автохозяйства принимается в соответствии с организационной структурой технической службы и типовыми штатами. Количество основных и вспомогательных ремонтных рабочих принимается согласно расчету из потребности выполнения полного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава по действующим нормативам.


Ниже приводится описание технологического процесса автохозяйства, средств технической службы и их содержание.

Организацию процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей в гараже следует рассматривать согласно схеме производственного процесса (рис. 1). Автомобили, прибывшие с линии, в первую очередь проходят контрольный пункт, где подвергаются приемке. Здесь на автомобили, требующие технического обслуживания (по плану-графику) или текущего ремонта (по заявке водителя или заключению контролера), выписывается листок учета с указанием неисправности или требуемого по плану-графику вида обслуживания.

Автомобили, требующие по плану-графику первого (ТО-1) или второго (ТО-2) технического обслуживания, направляются на выполнение уборочно-моечных, обтирочных и заправочных работ, т. е. на ежедневное обслуживание (ЕО).

После выполнения ЕО автомобили направляются в соответствующие производственные зоны, на посты диагностики и ТО, а затем в зону хранения.

Автомобили, проходящие через контрольный пункт и требующие по заявке водителя осмотра контролером или диагностики, текущего ремонта, с соответствующей отметкой в листке учета направляются на уборочно-мо-ечные посты и далее в зону ремонта для устранения неисправностей. После устранения неисправностей с соответствующей отметкой в листке учета водитель-перегонщик ставит автомобиль на стоянку. В зону ремонта автомобили также могут поступать из зоны обслуживания при обнаружении неисправностей, требующих текущего ремонта, а также при возврате с линии в лУчае неисправностей, вызывающих необходимость в текущем ремонте.

Рис. 1. Схема производственного процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей

При неисправности, обнаруженной на линии, водитель вызывает автомобиль технической помощи, при этом дежурный механик выписывает листок учета на ремонт автомобиля на линии и передает его водителю. После устранения неисправности заполненный водителем автомобиля листок учета передается дежурному механику контрольного пункта.

Исправные автомобили, не требующие технического обслуживания, направляются на уборочно-моечные посты, после чего перегоняются на стояночные места в зоне хранения.

Перед выездом на линию водителю в диспетчерской выдают путевой лист, который он предъявляет механику контрольного пункта и получает разрешение на выезд. Заправка топливом (бензином), как правило, производится вне территории автохозяйства.

Требования к техническому состоянию подвижного состава. Как правило, к эксплуатации допускается только подвижной состав, выпущенный предприятиями промышленности.

Разрешается эксплуатировать также подвижной состав, модернизированный силами автотранспортных предприятий (организаций) или вновь изготовленный ими на базе готовых моделей подвижного состава (или их агрегатов), выпускаемых промышленностью, с изменениями элементов кузова, кабины, ходовой части и рабочего оборудования, вызванными специфическими особенностями и условиями выполнения перевозок, при отсутствии или недостаточном объеме промышленного производства такого подвижного состава.

Модернизация или изготовление подвижного состава силами автотранспортных предприятий (организаций) производится в соответствии с Государственными стандартами.

Подвижной состав автомобильного транспорта должен постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта.

В случае возникновения у подвижного состава во время работы на линии неисправности, которую шофер не может устранить своими силами, он должен возвратиться в автотранспортное предприятие (организацию) с пониженной скоростью, соблюдая особую осторожность. При этом, если в силу характера неисправности (повреждение рабочего тормоза, рулевого управления, переднего моста, подвески, колес и т. п.) самостоятельное возвращение подвижного состава в автотранспортное предприятие может создать непосредственную угрозу безопасности движения, подвижной состав должен быть доставлен к месту ремонта средствами технической помощи.

Каждая единица нового подвижного состава, получаемого автотранспортными предприятиями (организациями), должна быть полностью укомплектована деталями, принадлежностями и инструментом в соответствии с инструкциями завода-изготовителя. Состав комплекта инструмента, выдаваемого шоферам при выезде на линию, определяется администрацией автотранспортного предприятия (организации).

Автобусы, а также грузовые автомобили, перевозящие особо ценные грузы, должны укомплектовываться огнетушителями.

Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки горючих жидкостей (бензин, керосин, скипидар и т. п.), сжатых и сжиженных газов, химических удобрений и ядохимикатов, самовоспламеняющихся, едких, взрывчатых и радиоактивных веществ, должны укомплектовываться огнетушителями, средствами индивидуальной защиты водителя и дру-того участвующего в перевозке персонала, запасом обезвреживающих веществ и другого необходимого инвентаря в соответствии с требованиями специальных инструкций, определяющих порядок перевозки таких грузов.

На каждом автомобиле, выполняющем перевозки по горным дорогам должно быть не менее двух башмаков для подкладывания под колёса во избежание самопроизвольного скатывания автомобиля при остановках на уклоне.

В зависимости от периода года и состояния дорог автомобили должны укомплектовываться средствами повышения проходимости, перечень которых определяется руководством автопредприятия (организации).

Ввод подвижного состава автомобильного транспорта в эксплуатацию. На каждую единицу подвижного состава, вновь поступающего в автотранспортное предприятие (организацию) с завода-изготовителя, авторемонтного завода или другого автотранспортного предприятия (организации), составляется акт приемки, являющийся основанием для включения ее в списочный состав данного предприятия (организации). При обнаружении у поступившего в предприятие (организацию) подвижного состава дефектов составляется акт рекламации для предъявления поставщику.

Вновь поступающие в автотранспортное предприятие (организацию) автомобили, прицепы и полуприцепы подвергаются обслуживанию или ремонту в необходимом объеме. После этого они проходят технический осмотр и регистрацию органами Государственной автомобильной инспекции (ГАИ ), выдающими технические паспорта (стехническими талонами) и государственные номерные знаки, без которых эксплуатация подвижного состава не разрешается. В дальнейшем весь подвижной состав подлежит периодическому предъявлению ГАИ для проверки его годности к эксплуатации (технических осмотров).

Каждой единице поступающего в автотранспортное предприятие (организацию) подвижного состава присваивается гаражный номер, который наносится краской на наружных поверхностях: у грузовых автомобилей - на правой и левой дверях кабины; у автобусов - на передней и задней стенках кузова, у легковых автомобилей, кроме такси,- на правой и левой передних дверях, у прицепного состава - на правом и левом бортах (стенках) кузова, у легковых такси - на правой стороне крышки багажника.

Кроме того, по утвержденному вышестоящей организацией образцу Для подвижного состава устанавливаются опознавательные надписи и условное изображение (эмблема), указывающие на его принадлежность данному автотранспортному предприятию (организации).

Опознавательные надписи и эмблема наносятся у грузовых и легковых автомобилей, кроме такси, а также прицепного состава, на местах, определенных для гаражного номера, у автобусов - на боковых стенках кузова, а у легковых такси - на правой и левой передних Дверях.

Автомобили, прицепы и полуприцепы закрепляются за работающими на них шоферами (бригадами шоферов), которым они передаются по акту. В акте должны быть указаны: тип, модель, номера двигателя, шасси и кузова передаваемого шоферам подвижного состава, его пробег от начала эксплуатации и после последнего капитальго ремонта; техническое состояние; перечень находящегося при нем инструмента и принадлежностей; количество, заводские номера и состояние шин.

Новые и поступающие из капитального ремонта автомобили проходят обкатку согласно инструкции заводов-изготовителей и авторемонтных предприятий. На период обкатки плановые задания шоферам автомобилей, проходящих обкатку, в части нагрузки и режимов (скоростей) движения устанавливаются в соответствии с указаниями этих инструкций.

Списание подвижного состава. Автомобили и прицепной подвижной состав, пришедшие в негодность вследствие исчерпания ресурса после установленного действующими нормами срока службы, а также по причине аварии или пожара и в других случаях, исключающих возможность или целесообразность их восстановления, подлежат списанию. Основанием для списания служит заключение комиссии, назначенной руководителем автотранспортного предприятия (организации), которое оформляется специальным актом.

Списание подвижного состава производится в установленном порядке, действующем в системе министерства или ведомства, которому подчинено автотранспортное предприятие (организация).

Списанный подвижной состав снимается с государственного учета в органах ГАИ .

До снятия с государственного учета списанный подвижной состав подлежит хранению в автотранспортном предприятии (организации) в комплектном виде. После снятия с учета подвижной состав разбирают, годные для восстановления и дальнейшего использования агрегаты, узлы и детали оприходуются и поступают в фонд оборотных агрегатов и узлов предприятия (организации), остальные утилизируются как лом.

Хранение подвижного состава. Подвижной состав автотранспорт -ного предприятия (организации) в межсменное время хранится на территории автотранспортного предприятия (организации), а при работе в отрыве от автопредприятия (организации) - в специально отведенных для этой цели местах. Хранение подвижного состава по месту жительства шоферов и в других не предусмотренных для этого местах запрещается.

Подвижной состав автотранспортного предприятия (организации) может храниться в закрытых помещениях, под навесами или на открытых площадках.

Автобусы и легковые автомобили, а также автомобили, от которых по характеру их работы требуется постоянная готовность к немедленному выезду (автомобили медицинской и технической помощи, пожарные автомобили и т. п.), должны обеспечиваться местами для стоянки в закрытых помещениях в первую очередь.

Автомобили ассенизационные и автомобили, перевозящие химические удобрения, ядохимикаты, едкие и радиоактивные вещества, должны храниться на отдельных местах стоянки. Закрытые помещения для таких автомобилей должны быть изолированы от других помещений.

Для прицепного подвижного состава применяется безгаражное хранение.

Общее число мест для закрытой и открытой стоянки автомобилей Должно определяться согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП) с учетом климатических зон и перспектив развития автотранспортного предприятия.

В зоне стоянки запрещается производить какие-либо работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также хранить топливо, смазочные, обтирочные и другие материалы.

Перечень лиц, которым разрешается доступ в зону стоянки (административно-технический персонал предприятия, шоферы-перегонщики, уборщики помещений и т. д.), устанавливается администрацией предприятия (организации).

В случае временного прекращения эксплуатации исправного подвижного состава на срок более одного месяца он должен быть подвергнут консервации, обеспечивающей его сохранность при длительном бездействии.

При постановке автомобиля на консервацию необходимо выполнить указанные ниже операции.

При сроке хранения до 6 месяцев:
— тщательно вымыть и протереть автомобиль;
— выполнить очередное (ближайшее по пробегу) обслуживание ТО-1 или ТО-2;
— слить жидкость из системы охлаждения двигателя, помыть систему чистой водой, сливные краны оставить открытыми;
— ослабить натяжение ремней привода вентилятора, генератора, компрессора;
— полностью заправить топливный бак;
— зарядить аккумуляторные батареи, а затем подзаряжать их один раз в месяц. Включатель массы автомобиля оставлять выключенным, а при его отсутствии снимать с батарей провод, соединяющий их с массой;
— вывернуть свечи, залить в цилиндры по 50 г масла, провернуть несколько раз коленчатый вал и вновь завернуть свечи;
— плотно закрыть промасленной бумагой (с обвязкой шпагатом) входной патрубок воздушного фильтра карбюратора, маслоналивной патрубок, отверстие выходной трубки глушителя и горловину топливного бака (предварительно закрытую крышкой);
— у легковых автомобилей и междугородных автобусов закрыть сидения синтетической пленкой или плотной бумагой;
— покрыть наружную поверхность кузова легковых автомобилей и автобусов и кабины грузовых автомобилей восковой пастой;
— нанести на хромированную или полированную поверхность наружных декоративных деталей (колпаков колес, молдингов и т. п.) слой консервирующей смазки;
— вывесить колеса, установив мосты автомобиля на прочные подставки; плотно закрыть двери, окна кабины и кузова и вентиляционные люки.

При сроке консервации свыше 6 месяцев в перечисленные операции вносятся следующие дополнения:
— слить топливо из бака, снять с автомобиля, промыть, просушить, залить в него 1-2 л чистого моторного масла, после чего снова установить бак на место и закрыть его горловину промасленной бумагой, как было указано выше;
— снять с автомобиля аккумуляторные батареи для хранения на складе;
— закрыть шины светонепроницаемыми упаковочными материалами или снять колеса с шинами и сдать для хранения на склад. ‘’ При возобновлении нормальной эксплуатации автомобиля после консервации необходимо выполнять следующие операции:
— удалить все примененные перед постановкой на консервацию средства защиты от коррозии деталей, старения шин и загрязнения автомобиля;
— накачать шины до нормального давления и удалить из-под мостов автомобиля подставки;
— вымыть, обтереть автомобиль и произвести уборку кабины и кузова. Кузов легкового автомобиля, автобуса и кабину грузового автомобиля отполировать;
— залить жидкость в систему охлаждения, отрегулировать натяжение ремня вентилятора и других приводных ремней;
— смазать детали шасси автомобиля через пресс-масленки и проверить наличие масла в его агрегатах; промыть бак и залить в него топливо;
— проверить техническое состояние автомобиля осмотром, а действие его агрегатов и механизмов - опробованием на ходу. Особое внимание обратить на исправность деталей и действие гидравлического и пневматического привода тормозов.

Консервация прицепного подвижного состава производится аналогично консервации автомобилей.

Доступ в помещения и на площадки для хранения законсервированного подвижного состава лицам, не имеющим к нему отношения, не разрешается.

К атегория: - Механик гаража