Правовые проблемы использования и охраны водных объектов. Охрана водных объектов

Охрана водных объектов является последним элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.

1. Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Правовая охрана водных объектов может выступать в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.

Водный кодекс запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов безустройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.

К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их установления определены Водным кодексом - ст. 111, принятым во ее исполнение Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ноября 1996 г.* В соответствии с данными нормативными актами вод сохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.

*Постановление.которым утверждено «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (СЗ РФ. 1996. № 49. Ст.5567).

В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авйационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.

Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, являются не действительными с момента их совершения (ст. 132 ВК РФ).

В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии со ст. ст. 130, 131 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.

Перечень правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, установлен статьями 47, 57-60 КоАП РСФСР. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.

Уголовную ответственность за экологические преступления Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает в ст. ст. 246-262. Среди них ст. 250 - загрязнение вод, ст. 252 - загрязнение морской среды.

Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб регулируется ст. 1 ll BK РФ, в соответствии с которой правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.

К дисциплинарной ответственности должностные лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности - трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности,

Подводя итог, следует сказать, что правовой режим земель водного фонда имеет особый объект регулирования - водный объект, в состав которого входят земли водного фонда. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, в 1995 г. принят Водный кодекс РФ, во исполнение его норм принят массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение - есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.

Также ограниченно применяются нормы законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно-правового характера.

Таким образом, хотелось бы отметить, что необходимо:

1) усилить деятельность по реализации законодательных норм;

2) продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. В частности, необходимо принять новый Земельный кодекс, являющийся основой отношений, связанных с землей, так как ныне существующий практически не действует.

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой земли водного фонда как объект правового регулирования?

2. Какие виды земель можно выделить в составе земель водного фонда?

3. Какие обстоятельства обусловливают правовой резким водного фонда?

4. На какие виды можно подразделить правовой режим земель водного фонда?

5. В чем особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда?

6. В чем заключается правовая охрана водных объектов?

  • Основы водного права
    • Понятие и краткая история развития водного права
    • Опыт правового регулирования водных отношений в Российской империи, СССР, Российской Федерации
    • Источники современного российского водного права
    • Предмет регулирования российского водного права
    • Проблемы права собственности на водные объекты и их практическое решение
    • Возникновение, изменение и прекращение права водопользования
    • Земли водного фонда и водоохранные зоны
  • Водные объекты и виды их использования
    • Правовой режим водоемов и водотоков
    • Особенности права пользования морскими водами
    • На периферии правового регулирования: ледники, снежники, воды горных областей
    • Виды использования водных объектов и их отражение в праве
  • Правовая охрана водных объектов система и направления
    • Понятие правовой охраны водных объектов
    • Водоохранные требования к водопользованию
    • Особо охраняемые водные объекты России
    • Актуальные задачи правовой охраны малых рек, городских и пригородных вод
    • Недавние и будущие изменения в водном законодательстве
  • Правовые проблемы управления водным хозяйством России
    • Общая характеристика управления водным хозяйством
    • Бассейновые принципы и водохозяйственное планирование
    • Финансовые механизмы в области водных отношений
    • Возмещение потерь водного хозяйства: целесообразно ли?
    • Мониторинг, учет и контроль в области использования и охраны водного фонда
    • Меры противодействия негативному воздействию вод
  • Юридическая ответственность за нарушения водного законодательства
    • Понятие юридической ответственности и основания ее применения
    • Уголовная и административная ответственность за нарушения водного законодательства
    • Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за нарушения водного законодательства
    • Дисциплинарная ответственность за нарушения водного законодательства
  • Правовое регулирование водных отношений за рубежом
    • Регулирование водных отношений в государствах англо-американской правовой системы
    • Регулирование водных отношений в государствах континентальной правовой системы
    • Экологическое право Европейского союза о водных отношениях
    • Регулирование водных отношений в государствах Восточной Европы
    • Регулирование водных отношений в государствах СНГ
    • Особенности водных правоотношений в ряде государств Азии и Африки
    • Общие актуальные вопросы правового регулирования водных отношений в России и за рубежом
  • Международный правовой режим водных объектов
    • Положения международного права и охрана водных ресурсов
    • Защита морской среды в международном праве
    • Договоренности по отдельным морским бассейнам
    • Трансграничное приморье
    • Международное речное право
    • Проблемы правовой охраны ресурсов Арктической зоны
  • Экологически значимый вопрос о единстве воды и земли

Понятие правовой охраны водных объектов

В статье 1 ВК РФ охрана водных объектов определяется как система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Меры охраны водных объектов предусмотрены положениями водного, природоохранного и санитарного законодательства, которые призваны упреждать, пресекать и устранять последствия вредного антропогенного воздействия на водный фонд.

Правовая охрана водного фонда России осуществляется по следующим основным направлениям:

  • регулирование хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение и иной негативный результат;
  • установление и соблюдение режимов водоохранных зон и санитарных округов;
  • установление и соблюдение режимов особо охраняемых водных объектов;
  • всемерное поощрение восстановления (реабилитации) водных объектов.

Как считают многие специалисты, добиться перелома в деле охраны водных, да и вообще природных богатств можно лишь посредством введения безотходных или малоотходных технологий. В основном это экономическая и технологическая задача. Но ее выполнение невозможно, если государство не будет наказывать загрязнителей и поощрять «экологически сознательных» лиц.

Водное законодательство провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ). В силу ст. 55 ВК РФ, собственник водного объекта (это главным образом государство в лице своих водохозяйственных органов) обязан осуществлять водоохранные мероприятия. Кроме того, физические и юридические лица - пользователи водных объектов - также обязаны предотвращать и устранять последствия (своего) негативного воздействия на водный фонд.

Система охраны водного фонда предусматривает мониторинг и государственный учет водных объектов, а также контроль за их использованием, привлечение к ответственности виновных в нарушениях. Последовательная охрана водных ресурсов невозможна без деятельности органов прокураторы, судов, без Службы судебных приставов, без привлечения к этому делу заинтересованных водопользователей, а также природоохранных организаций.

Охранять водные объекты необходимо от различных видов негативного воздействия на них. Прежде всего это загрязнения: механическое, химическое, бактериальное, тепловое, радиоактивное (тепловое загрязнение - это отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного режима, когда на него не влиял человек).

Помимо приведенных видов загрязнений выделяют также диффузное загрязнение воды. Оно происходит вследствие ее контакта с проблемной поверхностью земли и отравленным воздухом.

Кроме того, выделяют аварийное загрязнение водных объектов, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты.

В ВК РФ нет определения понятию «засорение водных объектов». С научной точки зрения, засорение - это сброс или поступление иным способом в водные объекты посторонних предметов и взвешенных частиц, ухудшающих их состояние или затрудняющих их использование. Засорение водотоков и водоемов бывает в виде их захламления брошенными транспортными средствами и затонувшим имуществом. К сожалению, Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу 1 Вода России: Информационное издание Минприроды России. - 2001. - № 1.-С. 4. .

Помимо загрязнения и засорения, российскому водному фонду угрожает истощение - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Источниками загрязнения и засорения, являются объекты, осуществляющие сброс или поставляющие иным образом вредные вещества в водные объекты. Это - промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплавляемый лес; отходы от проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Законодательная охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется путем регулирования деятельности самих источников негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 г. и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

Выполнение водоохранных требований обязательно начиная со стадии выбора места расположения потенциального источника загрязнений (т.е. хозяйственного объекта, предприятия), а также при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники потенциального загрязнения, не обеспеченные современными технологическими установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами.

Тем не менее несоблюдение экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, при их эксплуатации являются самыми частыми административными правонарушениями. Тем самым нарушаются требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Большую долю правонарушений составляют нарушения законодательства об экологической экспертизе. Если подытожить данную информацию, то возникнет плачевная картина: многие предприятия созданы и работают с нарушением требований экологической или санитарно- эпидемиологической безопасности, уклоняются от экологической экспертизы.

«Болевой точкой» российского водного хозяйства является сильный износ очистных сооружений водоканалов; специалисты оценивают его в 60-70%. В результате эти ключевые для водного хозяйства организации «принимают», но не очищают до стандарта сточные воды, платят штрафы, но не имеют финансовых возможностей перевооружить свое оборудование. При немедленном введении жестких нормативов загрязнения окружающей среды система водоканалов просто обанкротится, а реформа ЖКХ будет свернута. Поэтому звучат резонные предложения вводить названные нормативы поэтапно, одновременно начав перевооружение водоканалов.

При совершенствовании системы охраны вод нужно ориентироваться на творческие способы нейтрализации загрязнений и иных негативных воздействий. Для очистки Кольского залива от загрязнений реализуется уникальный экологический проект по созданию на морском дне плантаций водорослей, служащих биофильтрами. Тяжелые металлы, радионуклиды и нефтепродукты поглощаются фукусовыми водорослями и ламинарией. В этом самобытном проекте задействованы судоремонтный завод «Нерпа» и Мурманский морской биологический институт. Проект выполняется на средства Глобального экологического фонда в рамках программы «Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды».

Охрана вод не была бы полноценной, если бы не предусматривала экологическое просвещение и воспитание. В связи с этим общественность инициирует подготовку экологических и природоохранных картографических материалов для широкого пользователя. Одна из задач этого замысла заключается в наглядном отображении (на картах, таблицах, схемах, фотоматериалах) потерь природных богатств за 100, 50, 20 лет. На этих картах следует отобразить сокращение водности и истощение водотоков и водоемов, исчезновение или сокращение рыбных и охотничьих запасов, сведение лесных массивов, гибель и запустение памятников природы и т.д.

Оригинальные способы очистки водных объектов

В настоящее время в России создается специальная программа химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. Госзаказчиком и координатором данной программы выступает Минздравсоцразвития России. В СМИ появляется информация о разработках оригинальных методов оздоровления деградированных почв и водных объектов. Геленджикская бухта, воды у Днепропетровска, столичные Воронцовские пруды были очищены... посредством лазерных и электромагнитных излучений определенного диапазона. В итоге этих экспериментов вода очистилась от нефтепродуктов, токсичных веществ и болезнетворных бактерий настолько, что стала прозрачной, а иногда - пригодной для питья. На основе этих испытаний в последние годы существования СССР при активном участии тогдашнего КГБ, занимающегося экологической безопасностью, к 1991 г. была подготовлена комплексная программа экологического оздоровления страны. Но «советский сектор» Черного моря очистить не успели: помешал распад СССР. Затем ноу-хау ушли за рубеж и удачно были использованы в Западной Европе 2 Птичкин С. Секретная зачистка: прорывные экологические технологии хранятся в архивах КГБ // Российская газета. - 2008. - № 24 (4581). .

Также немало важен вопрос об охране водных объектов. Общему порядку и правилам охраны водных объектов подробно посвящена глава 6 ВК РФ.

Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений .

Заключение

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель водного транспорта осуществляется Земельным кодексом, Водным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами. В общей сложности водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством.

Как отмечают многие исследователи в области земельного права, данные правовые акты порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства. В связи с этим, ученые полагают, что возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель водного транспорта.

Основные требования по охране вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т. е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятно воздействует добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации как процессов водопользования, так и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.

Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Общие требования к охране водных объектов, касающиеся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВдК РФ, Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

Предусмотрено, что собственники водных объектов проводят мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, принимают меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВдК РФ и другими федеральными законами, а также с правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ (ст. 55 ВдК РФ).

Правовая охрана вод в процессе водопользования. Статья 56 ВдК РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством РФ.

Установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать, соответственно, предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иные установленные нормативы. Особо следует подчеркнуть, что захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается, так же как и проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.

В ст. 57 и 58 ВдК РФ особые меры предусмотрены по охране болот , ледников и снежников от загрязнения и засорения. Так, загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

Запрещены несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативного воздействия на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.

Специальные меры предусмотрены для охраны подземных водных объектов. Так, физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны не допускать загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается нахождение объектов размещения отходов производства и потребления, кладбищ, скотомогильников и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может вестись только в соответствии с санитарным законодательством. В случае если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ст. 59 ВдК РФ).

Согласно ст. 60 ВдК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В случае необходимости изъятие для государственных нужд земельных участков, которые расположены в границах зоны подтопления, осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВдК РФ, иными федеральными законами.

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 61 ВдК РФ).

Водопользователи обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с мероприятиями по охране окружающей среды, защите водных объектов и их водосборных площадей.

Согласно ст. 62 ВдК РФ при использовании водных объектов для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики необходимо соблюдать температурный режим водных объектов. Их применение для производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей при соблюдении требований к использованию и охране водных объектов, к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Режим особой охраны водных объектов и специальный режим водных объектов. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены такие водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и с законодательством РФ об объектах культурного наследия.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных ВдК РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ.

Как предусмотрено ст. 67 ВдК РФ, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, пред-

ставляюшие угрозу жизни или здоровью человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовая охрана сопредельных природных ресурсов в интересах охраны вод. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются согласно лесному законодательству (ст. 63 ВдК РФ).

Для охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Особый правовой режим ограниченной хозяйственной и иной деятельности устанавливается в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Правовая охрана озера Байкал. Для охраны уникального озера Байкал, являющегося природным объектом всемирного наследия принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Байкальская природная территория подлежит экологическому зонированию. В состав этой территории входят озеро Байкал, прилегающая к нему водоохранная зона, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

На этой территории выделяются центральная экологическая зона - озеро Байкал с островами, прилегающие к нему водоохранная зона и особо охраняемые природные территории; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая водосборную площадь озера Байкал в пределах территории РФ; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, негативно воздействующие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании экологического зонирования территории определяется режим хозяйственной деятельности на ней, запрещение или ограничение отдельных ее видов. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются следующие виды деятельности:

химическое загрязнение озера или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро);

биологическое загрязнение озера, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера, в озере и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

На Байкальской природной территории запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Пользование водными объектами, особенно для хозяйственных целей, а также прилегающими к ним природными объектами - землями, лесами, недрами, растительным миром, способно вызвать негативные изменения в состоянии вод и тем самым оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей и экономику страны. В целях предупреждения и устранения таких негативных изменений, в том числе восстановления водных объектов, водное законодательство устанавливает меры по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Кроме того, с водами связаны такие опасные природные явления, как наводнения, разрушение берегов, плотин и других водохозяйственных сооружений, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков, заболачивание и за­соление земель, которые именуются негативным воздействием вод (ст. 67). Опасность этих явлений требует разработки и выполнения чрезвычайных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, предусмотренных, в частности, ст. 67 В К.

Таким образом, под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, сохране­ние, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод.

Характеризуя данный институт водного права, необходимо исхо­дить из того, что охрана водных объектов не является абсолютно само­стоятельным видом деятельности, которым должны заниматься спе­циальные организации или органы государственной власти. Охрана водных объектов не отделима от водопользования и пользования другими природными объектами, так как именно на стадии предо­ставления водных объектов в пользование и определения требований, обращенных к водопользователям, по предупреждению и устранению негативных последствий хозяйственного использования вод дости­гается наилучший экологический эффект. Охрана вод - это, прежде всего, обязанность самих водопользователей, хотя специальные меры, скажем, по укреплению берегов, лесопосадкам и прибрежной полосе, созданию особо охраняемых водных объектов, выполняются и могут выполняться самостоятельно специальными организациями и органа­ми вне прямой связи с водопользованием.

Общие требования охраны водных объектов установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». На этапе про­ектирования водопользователи обязаны учитывать последствии своей деятельности на водные и другие природные объекты (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие существующие технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36). При решении вопроса о строительстве объектов гидроэнер­гетики должны учитываться реальные потребности в электрической энергии и предусматриваться меры по охране водных объектов, водо­сборных площадей и экосистем в целом (ст. 40).


Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Эти меры включают:

Установление специального режима охраны водных объектов;

Установление общих и индивидуальных прав и обязанностей водопользователей по охране вод и их рациональному использованию;

Исполнительной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

Разработка комплексных схем использования и охраны вод.

Правовой режим охраны водных объектов, под которым понимает­ся система правил и мероприятий, нацеленных на предупреждение и устранение деградации вод, включает, прежде всего, запреты и огра­ничения на сбросы отходов и не подвергшихся санитарной очистке сточных вод, а также на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Содержание радиоактивных ве­ществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья че­ловека веществ в водных объектах не должно превышать естественною фона, захоронение в водных объектах ядерных материалов, радио­активных веществ запрещено (ст. 56 ВК). Запрещается загрязнение засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродук­тами, ядохимикатами (ст. 57). На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использо­ваны для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не до­пускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ. Также не разрешается орошение земель сточными водами, если это не со­ответствует санитарному законодательству (ст. 59). Водные объекты, обладающие особой природоохранной, научной, культурной, рекреа­ционной и иной нематериальной значимостью, могут быть признаны Правительством РФ особо охраняемыми водными объектами (ст. 66). Такие объекты могут быть полностью или частично, постоянно или временно изъяты из хозяйственной деятельности.

(ст. 65). Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В преде­лах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактив­ных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за ис­ключением их проезда по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная по­лоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйствен­ной деятельности запрещается распашка земель, выпас сельскохо­зяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками.

Вторую группу мер охраны водных объектов образуют общие и ин­дивидуальные права и обязанности водопользователей по охране и ра­циональному использованию вод. ВК возлагает на водопользователей такие общие обязанности, как обязанности не допускать причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учет объема забора и сброса сточных вод, вести на­блюдение за состоянием водных объектов и водоохранными зонами (ст. 39). Кроме того, водопользователи, использующие водные объ­екты для теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов, т. е. не допускать изменения естественного температурного фона (ст. 62). При эксплуатации водо­хозяйственных систем водопользователи не могут осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке или не соответ­ствующих требованиям технических регламентов (ст. 60).

В интересах охраны водных объектов, Федеральное агентство водных ресурсов ведет государственный водный реестр, Росгидромет осуществляет мониторинг состояния водных объектов. По каждому речному бассейну Федеральным агентством водных ресурсов гото­вятся схемы комплексного использования и охраны водных объек­тов. В целях выявления правонарушений и обеспечения соблюдения водопользователями требований водного законодательства осущест­вляется государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 36). Полномочия по ведению надзора возложены на тер­риториальные органы Росприроднадзора.

Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объ­ектов является нормирование. Статья 35 В К предусматривает установ­ление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов:

Нормативов допустимых воздействий на водные объекты;

Нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей каче­ства воды в водных объектах (ПДК);

Целевых показателей качества воды в водных объектах;

Нормативов допустимых сбросов с объектов водопользования.

Нормативы допустимых воздействий на водные объекты разраба­тываются Росводресурсы на основании предельно допустимых кон­центраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и иных показателей качества воды в водных объектах (нормативы ПДК). Они определяются по каждому бассейну водного объекта с учетом природной особенности территории и содержат допустимую величи­ну антропогенной нагрузки и массу вредных веществ, которая может поступить в водный объект- Нормативы ПДК определяют показатель максимально допустимого содержания в водных объектах химиче­ских и биологических веществ. В отличие от нормативов допустимых воздействий, которые могут быть различными по каждому водному объекту, нормативы ПДК едины для всех водоемов и водотоков и определяют по каждому загрязняющему веществу его допустимую максимальную концентрацию. Этот показатель определяется исходя из назначения водного объекта и, по сути, не учитывает естественные различия в качестве вод.

Лимиты (предельный объем) забора водных ресурсоь и сброса сточных вод, устанавливаемые Росводресурсы для каждого речного бассейна.

Квоты забора водных ресурсов и сброса сточных вод утвержда­ются Росводресурсы и выделяются для каждого субъекта РФ как часть лимита.

Нормативы и иные меры охраны водных объектов определяются в комплексных схемах использования и охраны вод. Схемы разрабаты­ваются Росводресурсы для каждого речного бассейна сроком на 10 лет и утверждаются Миприроды. Они устанавливают целевые показатели качества воды в водных объектах, перечень водохозяйственных ме­роприятий по охране водных объектов, водохозяйственные балансы, лимиты забора водных ресурсов и сброса сточных вод для речных бас­сейнов, квоты забора и сброса, устанавливаемые по каждому субъекту РФ, количественные и качественные показатели водных ресурсов и параметры водопользования, которые включают материалы о состоя­нии водных объектов, их использовании. На основе таких материалов определяется допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты, мероприятия по охране водных объектов, водохозяйственные меро­приятия, водохозяйственные балансы, лимиты забора воды, квоты забора и сброса сточных вод, необходимые финансовые ресурсы, а также другие необходимые мероприятия. На основе схем комплекс­ного использования и охраны водных объектов, которые являются обязательными для соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, принимаются решения о предостав­лении водных объектов в пользование и определяются условия водопользования.