Новые алименты. Прожиточный минимум! Алименты на ребенка новый закон Когда дума примет закон о минимальных алиментах

Новый закон о алиментах 2018 года в части признании без вести отсутствующим алиментоплательщика начал работать. У государства существует множество методов воздействия на лиц, уклоняющихся от своих обязательств содержать детей. Среди них , привлечение к административной, а затем и .

Приставы до полного погашения задолженности, превышающей 10 тысяч рублей, могут ограничивать должника в праве управления автомобилем. Однако данные меры не всегда являются эффективными и должники находят обходные пути.

С 7 марта 2018 года вступили в силу ряд поправок в законодательство об исполнительном производстве. Среди них и возможность объявить умышленно скрывающегося должника пропавшим без вести со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В этой статье:

Новый закон о неплательщиках алиментов

7 марта 2018 года Владимир Путин завизировал новый указ о безвести пропавших алиментщиках – Федеральный закон № 48-ФЗ, вносящий изменения в статью 278 ГПК РФ и п. 16 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» .

В тот же день документ был официально обнародован на портале правовой информации, что автоматически означает вступление его в силу.

Одним из нововведений закона для является возможность объявить должника, пропавшим без вести, ограничив тем самым существенно его дееспособность.

Что представляет закон о признании без вести отсутствующим по ? На практике это будет выглядеть так. Если лицо, обязанное платить скрывается и игнорирует выполнение судебного решения по платежам, пристав должен принять все предусмотренные законом меры по .

Когда в течение года с момента получения последней информации о злостном неплательщики алиментов поиск его не дал положительных результатов, то пристав уведомляет об этом взыскателя (). После этого последний получает право обратиться с заявлением в суд об объявлении должника пропавшим без вести.

Целью такого шага является прежде всего, финансовая защита интересов ребенка. После вступление решения суда в законную силу, мать детей может обратиться в Пенсионный фонд по месту своего жительства, с целью назначить пенсию ребенку по потере кормильца.

Однако и должник будет испытывать серьезные неудобства. Ведь он по всем базам будет числиться пропавшим без вести. А это значит, что он не сможет взять кредит, устроиться на работу. При приобретении имущества, информация об этом сразу же попадет к судебному приставу.

Закон о признании алиментщиков безвестно отсутствующими: практические моменты

В целом по России статистика по алиментам не утешительна. Правительство обнародовало данные о том, что по состоянию на конец 2016 г. свыше тысячи должников по алиментам находились в розыске 4 года и более.

При этом ребенок фактически был лишен возможности получать какую-либо финансовую поддержку. Теперь же коррективы в законодательство позволили восполнить данный пробел.

Если розыск злостного должника в течение года не дал положительных результатов, пристав письменно будет уведомлять об этом получателя алиментов. Сумма накопившегося долга значения не имеет.

Взыскатель в свою очередь получает право обратиться в суд по своему месту проживания с . Такое обращение рассматривается в порядке особого производства.

Получив весь пакет документов, судья будет запрашивать сведения об отсутствии должника не у полиции, а у службы судебных приставов, где находится исполнительный лист.

Такая поправка внесена в часть 1 ст. 278 ГПК РФ. Это существенно ускорит рассмотрение дела. Ведь практика показывает, что на основании информации от органов внутренних дел суды далеко не всегда придавали человеку статус пропавшего без вести.

При рассмотрении данной категории дел всегда присутствуют представители прокуратуры, органа по опеке. В частности, задачей службы по опеке является назначение управителя по известному имуществу должника.

Новый закон об алиментщиках: если должник получил статус пропавшего без вести

Для получателя алиментов признание плательщика пропавшим без вести несет несколько положительных последствий.

В первую очередь, на ребенка можно будет оформить финансовую поддержку от государства в форме пенсии, назначаемой в связи с утратой кормильца. Ее размер может зависеть от надбавок, которые предусмотрены в отдельных регионах РФ.

Если родители ребенка не развелись, брак расторгается в одностороннем порядке через орган ЗАГСа в течение одного месяца. Количество несовершеннолетних детей и их возраст при прекращении отношений не учитываются.

Достаточно написать заявление и приложить копию вступившего в законную силу решения об объявлении человека без вести пропавшем. Госпошлина в этом случае за развод составит 300 рублей.

Кроме того, если должник зарегистрирован вместе с получателем алиментов на одной жилплощади, то после признании его пропавшим без вести можно снять с регистрационного учета по месту жительства, проще говоря, .

Вся собственность должника будет передана в доверительное управления тому субъекту, которого назначит орган по опеке. А это означает, что плательщик алиментов существенно ограничивается в правах по распоряжению своим имуществом.

Остается добавить, что в окончательной редакции законодательные поправки были приняты Госдумой 22 февраля. Совет Федерации их одобрил 28 февраля.

Мнение эксперта портала Иски в суд

Сейчас в Госдуме находится много законодательных инициатив, призванных решить проблему с долгами по алиментам. Есть, например, идея об установлении минимального размера алиментов на уровне прожиточного минимума.

Кроме того, предполагается создать накопительный фонд, из которого дети будут получать финансовую помощь. Что же касается принятого закона, то можно выделить следующие положительные черты.

  1. Повышение социальной защищенности детей, оставшихся без родительской поддержки.
  2. Стимулирование должников по выполнению своих финансовых обязательств перед ребенком.

Остается проследить, как нововведения заработают на практике. Окончательные выводы можно будет сделать через несколько месяцев после вступления в силу корректив в законодательство.

Эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2019 года читайте в следующем материале на нашем сайте:

→ ←

На протяжении последних лет в российском обществе регулярно поднимается вопрос о том, что существующая сейчас в России модель взыскания алиментов далека от совершенства. Одна из самых острых проблем - большинство алиментоплательщиков «стройными рядами» переходят в разряды должников, оказываясь в сложном материальном положении, а нуждающиеся в выплатах дети в итоге остаются без получения ежемесячного денежного содержания от второго родителя (на практике это обычно отец ребенка и бывший муж его матери).

Ввиду такой неутешительной практики, нововведения в законодательство по алиментам, принятые в 2017 году, в первую очередь направлены на борьбу в 2018 году с должниками и алиментной задолженностью , а также на разработку дополнительных социальных гарантий для ущемленных в правах получателей.

Однако и для неплательщиков по алиментам сейчас принимаются незначительные поблажки (прежде всего, в части, касающейся привлечения их к ).

Что же касается , то они не претерпели каких-либо изменений ввиду своей достаточной эффективности (в частности, касательно процедуры взыскания алиментных платежей, способов назначения средств и процесса возбуждения и ведения исполнительного алиментного производства).

Новые законы об алиментах (изменения 2018 года)

Ежегодно в различных отраслях российского законодательства происходят изменения, и алиментные правоотношения в этом смысле тоже не являются исключением. Законотворческих инициатив в 2017 году предлагалось множество, однако не все они принимались к рассмотрению, а некоторые отклонялись депутатами Госдумы еще в первом чтении (как, например, предложение о введении алиментного минимума в размере 15 000 руб.).

Однако множество предложений все же получило утверждение в Госдуме (наверное, так много, как в 2017 году, со времен принятия Социального кодекса РФ их не было еще никогда). Итак, какие нововведения ждут плательщиков и получателей алиментов в 2018 году?

Вместо алиментов - пенсия по потере кормильца

Одно из самых неоднозначных предложений поступило из Министерства юстиции РФ. 4 октября 2017 года Правительство внесло в Госдуму законопроект № 277183-7 «О признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим, если его розыск оказался безрезультатным» . Эта мера была предложена Минюстом еще в феврале 2017 года и длительное время проходила активное общественное обсуждение. Федеральный закон был принят и вступил в силу 7 марта 2018 года, и уже имеются первые результаты признания должников без вести пропавшими.

Основной задачей проекта федерального закона является представление материальной гарантии ребенку, не получающему алименты по причине неустановленного местонахождения второго родителя (когда алименты судом были взысканы, но удерживать их не представляется возможным из-за того, что плательщика невозможно разыскать).

Согласно нововведению, судебный пристав-исполнитель при будет обязан осуществлять следующую процедуру:

  1. Спустя 1 год безуспешных розыскных мероприятий закрыть исполнительное производство.
  2. Вызвать получателя средств на прием и разъяснить ему право и регламент дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании неплательщика без вести отсутствующим лицом .

    В таком случае при обращении в суд взыскатель алиментов сможет рассчитывать на положительное решение суда о признании должника безвестно отсутствующим, на основании которого отделение Пенсионного фонда по месту жительства будет обязано назначить ребенку пенсию по потере кормильца . По действующим до 2018 года нормам сделать это крайне затруднительно.

Однако данная инициатива законодателей не нашла стопроцентной поддержки и вызвала оживленные споры среди практикующих юристов, депутатов Госдумы и сенаторов:

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Ваш пол

Выберите свой пол.

Ваш прогресс ответов

  • Дело в том, что пенсия по потере кормильца, безусловно, является хорошей альтернативой отсутствующим алиментам, однако бремя неплательщиков, не исполняющих свои законные обязательства, при этом фактически перекладывается на государство и федеральный бюджет, что тоже не совсем справедливо.
  • Признание человека пропавшим без вести повлечет его освобождение также и от других невыплаченных обязательств (например, штрафов ГИБДД, кредитных долгов и т.д.), что недопустимо с точки зрения работы соответствующих структур и ведомств.

Привод и задержание должников судебными приставами

  • обязательным или исправительным работам;
  • выплате в размере до 20 000 руб.;
  • административному аресту на срок от 10 до 15 суток.

Однако, чтобы осуществить в отношении должника какую-либо административную меру, его необходимо вызвать на прием для дачи объяснений . А поскольку большая часть неплательщиков скрывается от правосудия, то необходимо применять принудительные задержание и доставление. За содействием по этим вопросам ранее должны были обращаться в органы внутренних дел (полицию).

В соответствии с новым законом от 30.10.2017 г. № 309-ФЗ в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, позволяющие судебным приставам-исполнителям самостоятельно осуществлять задержание и доставление должников в отделы для дачи объяснений, без привлечения сотрудников УМВД.

Практика применения уже показала, что это нововведение значительно сокращает время проведения дознания и упрощает механизм борьбы с задолженностью по алиментам.

Индексация алиментов работодателем

Еще одним новым законом были приняты изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ и некоторые статьи федерального закона № 229-ФЗ , касающиеся и задолженности из-за их . Теперь обязанность индексации выплат лежит на работодателе независимо от того, кем на рабочее место предъявлен - взыскателем или судебным приставом.

В связи с этим работодатель должен самостоятельно производить ежеквартальное увеличение алиментов, взысканных только , в соответствии с ростом прожиточного минимума населения в регионе проживания. Ранее подобная обязанность лежала на самих судебных приставах , что во многом усложняло их работу, и нередкими были случаи неисполнения индексации - и, как следствие, ущемление законных прав получателей. То есть в значительной мере это нововведение было принято для того, чтобы снять избыточную нагрузку с работников ФССП и защитить права несовершеннолетних детей на получение алиментов в предусмотренном законом размере.

Увеличение размера долга для наложения запрета на выезд заграницу

С 1 октября 2017 года вступили в силу поправки в законодательство в части увеличения минимальной суммы долга, запрещающего гражданину выезжать заграницу - для большинства долгов этот предел увеличился с 10 до 30 тысяч рублей.

Однако это нововведение не имеет отношения к неплательщикам алиментов - для них минимальная сумма долга для наложения остается прежней - от 10 тысяч. рублей (п. 1 ст. 67 федерального закона «Об исполнительном производстве» ).

Поэтому, как и раньше, при наличии суммы алиментной задолженности, превышающей 10000 рублей судебный пристав-исполнитель имеет полное право (более того - даже обязан) вынести постановление о запрете на покидание пределов страны «уклонисту», и ссылаться на изменения исполнительного законодательства последнему не имеет смысла.

Создание специального социального банковского счета

Сейчас судебные приставы-исполнители при наличии алиментной задолженности имеют право блокировки и снятия денежных средств, находящихся на всех без исключения счетах должника. Для этого они отправляют запросы в банки и иные кредитные организации с целью выявления у неплательщика открытых банковских счетов и средств на них. При этом судебный пристав не обязан выяснять целевое назначение этих средств (будь то , по старости или инвалидности, пенсия по потере кормильца для ребенка и т.д.).

Между тем существуют законные ограничения видов доходов, на которые может быть обращено взыскание. В частности, к доходам, которые не могут быть удержаны в счет погашения долгов и других обязательств, относят:

  • начисленные алименты в пользу несовершеннолетних детей;
  • пенсии по утрате кормильца;
  • возмещение вреда здоровью и др.

Чтобы выплаты, на которые не может быть обращено алиментное взыскание, оставались неприкосновенными и недоступными для списания судебными приставами, депутаты «Единой России» предложили предусмотреть специальные социальные банковские счета для физических лиц, получающих материальные социальные гарантии.

  • Открываться такие счета могут только физическими лицами, а зачислению на них будут подлежать доходы, запрещенные к взысканиям исполнительными органами.
  • Иные виды доходов гражданина (заработная плата, прибыль от , гонорары и т.д.) не смогут быть перечислены на подобный счет.
  • За несоблюдение требований неприкосновенности «социального счета» ответственные службы и ведомства будут нести административную ответственность в виде штрафных санкций в сумме до 50 тысяч рублей, а кредитной организации - до 1 миллиона рублей.

В июле 2017 года соответствующий законопроект № 221778-7 был внесен на рассмотрение в Госдуму и уже был принят в первом чтении 08.11.2017 г. Окончательное принятие закона планируется до начала 2018 года .

Содействие должникам в соискании рабочего места

Поскольку алиментные платежи относятся к первоочередным и имеют высокую социальную значимость, плательщики средств должны быть трудоустроены или иметь иной стабильный доход для реализации алиментной обязанности. Так как проблема безработицы в нашей стране достаточна остра, в 2018 году планируется внести изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации ».

Если законотворческая инициатива будет поддержана, судебные приставы смогут выписывать должникам по алиментам направления в центры занятости населения (ЦЗН) с целью соискания рабочего места, а службы занятости обяжут подыскивать рабочие места неплательщикам в первоочередном порядке .

  • Во время поиска рабочего места алиментообязанное лицо также будет иметь право на получение , с которого будет отчисляться алиментный долг в пользу взыскателя (в размере до 70% от полученного дохода).
  • Надо отметить, что подобная мера в РФ является весьма мягкой и гуманной по сравнению, например, с соседней Белоруссией, где неплательщиков и вовсе принудительно трудоустраивают по соответствующему решению суда.

Чего не будет с алиментщиками в 2018 году?

Несмотря на то, что многие получатели надеялись на дополнительные алиментные гарантии от государственных деятелей и ждали вступления в силу некоторых громких законопроектов, многие из них так и

Получатели алиментов наравне с их плательщиками интересуются, будет ли индексация, и увеличат ли алименты в 2019 году. Действительно депутаты внесли некоторые изменения в законодательство, но коснутся ли они непосредственно размера выплат. Давайте разбираться с таким обстоятельством в рамках данной статьи.

На 2019 год не планируются существенные изменения в части размера материальной родительской поддержке. Алименты по-прежнему будут начислять на таких условиях:

  1. Добровольная и принудительная форма взыскания. У родителей есть право договориться между собой добровольно и заключить нотариальное соглашение. Если к согласию прийти не удалось, используется судебное разбирательство и принудительное взыскание.
  2. Форма помощи может быть материальной, денежной, смешанной. Например, родитель может помогать детям вещами и продуктами, при этом платить дополнительно определённую сумму денег.

Внимание! Переоформление на малолетних отпрысков доли имущества – один из способов выполнения алиментных обязательств на длительный период времени. Эта форма возмещения должна быть заверена в нотариальном порядке. Она удобна и для истца, и для плательщика, и для детей.

  1. Процентное отчисление и твердая денежная сумма. Первый вариант используется чаще всего и представляет собой отчисление установленной судом процентной ставки от общих доходов ответчика. Второй вариант представляет собой утвержденную сумму, приравненную к ПМ в регионе. Используют такой вариант в ситуации, когда у ответчика не имеется постоянного заработка.
  2. Размер отчислений. На одного отпрыска выделяют 25, на двоих чад (в том числе из разных семей, от разных мам) полагается 33, а на троих и более детей могут отсчитать не более 50% дохода родителя. Что касается фиксированной суммы выплат, то ее определяют по показателям МРОТ в области, она не может быть ниже ПМ установленного для детской возрастной группы.

Ст. 119 СК позволяет судьям уходить от установленного в законе алиментного минимума или стандарта. Эта норма делает возможной регулировку размера начислений в сторону их увеличения (уменьшения).

Таким образом, если маму несовершеннолетнего ребенка или получателя после 18 лет не устраивают алименты, то в 2019 году, как и раньше, нет ограничений для оспаривания суммы. Причем подать ходатайство на пересмотр может не только получатель, но и плательщик.

Минимальные алименты в 2019 году


Известно, что начисления производят в случаях получения исполнительного документа. Начать производство могут на основании решения суда/нотариального добровольного соглашения. Какой же минимум может быть предусмотрен одним из вышеперечисленных исполнительных документов, попробуем разобраться. При расчете во внимание принимаются такие пункты:

  1. МРОТ, минимальный размер алиментов 2019 году изменится для категорий плательщиков с минимальным заработком.
  2. Количество алиментополучателей и иждивенцев.
  3. Материальное, социальное, семейное положение ответчика. Сумма взыскания может быть уменьшена, если претендент утратил работу, не может трудоустроиться из-за сложной ситуации в регионе, стал отцом новых детей.
  4. Наличие официального заработка. Если невозможно доказать размер реального дохода ответчика, то отчисления будут производить с официального заработка.
  5. Материальное положение и трудоспособность матери. Если претендентка еще беременна общим малышом, воспитывает ребенка инвалида или ухаживает за младенцем до 3 лет, то она вправе потребовать дополнительные средства на свое содержание.
  6. Вступление ребенка в ВУЗ, болезнь или иное обстоятельство, требующее повышения расходов. Ничего нового в этой части законодательства по алиментам в 2019 году не наблюдается. Если у ребенка повышаются материальные потребности, а материальное положение соответствует, то может быть пересмотр в пользу увеличения.

Индексирование МРОТ в 2019 году пройдет в соответствии с законом №82.

Индексирование с повышением, как понимать?


Алименты на ребенка в 2019 году не подлежат прямой индексации, так как в большинстве случаев они определяются с учетом размера дохода ответчика. Чем выше его заработок, тем больше будет получать ребенок. Нет прямой нормы, которая бы регулировала рост алиментов.

При этом огромный процент населения получает минимальную заработную плату. Следовательно, в 2019 году произошла индексация МРОТ, то автоматически возрастает и алиментное отчисление. Что же законотворцы говорят по этому поводу?

Увеличение МРОТ осуществляют в соответствии с положениями ФЗ №82, проект от 19.06.2000 года.

Исходя из этих законодательных норм с начала года, уже с 1 января, в 2019 году будут действовать новые нормы МРОТ. Региональный показатель 11 260 рублей.

Вопросы читателей

  • Вопрос первый: Если повысится минимальная ЗП, как вырастет ли сумма алиментов?Ответ: Начиная с 1 января 2019 года, МРОТ в России достигнет отметки 11 280 рублей. В связи с чем несколько возрастет алиментное начисление.
  • Вопрос третий: А что касается совершеннолетних получателей выплат (учеба, болезнь) будут ли алименты на ребенка после 18 лет выплачиваться из государственного фонда в 2019 году?Ответ: Вопрос о целесообразности предоставления доплат совершеннолетнему гражданину из государственного алиментного фонда находится на корректировке.

Эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в порядке уплаты алиментов с 1 января 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:

В России на протяжении последних лет самым острым и волнующим вопросом семейного и алиментного законодательства является возникновение долга по алиментам . Общая сумма алиментной задолженности в России исчисляется 100 миллиардами рублей , однако существует эта цифра лишь на бумагах – фактически взыскатели алиментов на несовершеннолетних детей либо получают очень низкие суммы выплат, либо не получают их вовсе. А должники, численность которых более 800 тыс. человек , всячески избегают контакта как со взыскателями, так и с судебными приставами-исполнителями, и не несут ответственности за неуплату средств на содержание детей.

С 2018 года благодаря принятию Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» , который будет действовать до конца 2027 года, началась усиленная работа законодательных и исполнительных органов в области алиментов.

Также 2018 год в разрезе алиментного законодательства можно отметить тем, что начали действовать принятые в 2017 году нововведения в части усовершенствования доведения алиментных выплат до получателей посредством введения социальных гарантий и на должников. В 2018 году были предложены и отдельные законопроекты, также направленные на облегчение положения взыскателей алиментов, долгое время не получающих выплаты.

Новые законы об алиментах – изменения 2018 года, уже вступившие в силу

В связи с установлением новых значений прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) по России в 2018 году произошли изменения в определении .

  • Согласно приказу Минтруда России от 25.06.2018 № 410н размер ПМ на детей за 1 квартал 2018 года равен 9959 рублей . Прожиточный минимум применяется при расчете алиментов, если отец не работает или имеет нестабильный доход. Таким образом, минимальные алименты на ребенка в 2018 году с неработающего могут быть взысканы в твердой денежной сумме, кратной величине ПМ в регионе проживания ребенка.
  • При долевом удержании алиментов с официально работающего родителя, взыскатель имеет право требовать ежемесячные алименты с работодателя не менее 2 790 руб.

    Следовательно, минимальные в 2018 году с работающего отца составят 11 163 / 4 = 2 790 руб .

Выплата пенсии по потере кормильца вместо алиментов

7 марта 2018 года вступил в законную силу и начал применяться на практике Федеральный закон №48-ФЗ « О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве » .

Законом предусматривается возможность взыскателя алиментов по рекомендации судебного пристава-исполнителя обращаться в суд с иском о признании должника безвестно отсутствующим , если он находится в безрезультатном не менее 1 года. В случае признания судом должника пропавшим без вести, ребенок считается имеющим право на получение пенсии по потере кормильца от Пенсионного фонда РФ вместо алиментов.

Чтобы получать пенсию по потере кормильца вместо алиментов, взыскателю необходимо соблюсти ряд условий :

  • наличие судебного приказа или о назначении алиментов;
  • возбуждение исполнительного производства в отделении управления федеральной службы судебных приставов (УФССП);
  • наличие (т.е. );
  • объявление должника приставом в исполнительный розыск в связи с неустановлением его местонахождения и наличие одноименного постановления;
  • отсутствие результата проводимых розыскных действий после истечения годичного срока объявления в розыск.

На основании вышеперечисленных обстоятельств судебный пристав самостоятельно или же по инициативе взыскателя должен разъяснить ему порядок выступления в районном суде с исковым заявлением «О признании должника безвестно отсутствующим лицом» . Основанием для принятия судом положительного решения станет предъявленная именно приставами информация о безрезультатности проведения розыскных действий , включая показания свидетелей.

Действуя в защиту прав несовершеннолетних, суды в большей части принимают положительные решения по данным искам.

Согласно данному закону обязанность по стала лежать не только на судебном приставе-исполнителе, но и на работодателе трудоустроенного алиментщика независимо от того, кем предъявлен к исполнению исполнительный лист на рабочее место плательщика.

Законодатели объяснили подобную поправку в Семейный кодекс тем, что работодателям гораздо проще будет отслеживать индексацию алиментов, поскольку единиц плательщиков в твердой сумме у них в разы меньше, нежели исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей.

Пример. На одно предприятие N, насчитывающее 3 000 сотрудников, плательщик алиментов в ТДС всего один, а у судебного пристава, ведущего участок района N в этом же городе, свыше 400 исполнительных производств на алименты в ТДС. Естественно, работодателю проще отследить и грамотно рассчитать индексацию алиментов с одного работника, нежели приставу с 400 плательщиков.

Расширение полномочий судебного пристава исполнителя в отношении должника

Когда у неплательщика нет официального заработка, средств на счетах в банке и имущества, на которое можно обратить взыскание, при наличии задолженности свыше 10 000 руб. к нему можно применять меры административного воздействия.

Наиболее жесткими (помимо ) для должников в нашей стране являются нормы применения ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно:

  • обязательные работы на срок до 150 часов;
  • административный арест на срок от 10 до 15 суток;
  • штрафование должника в сумме 20 тыс. руб. в случае невозможности применения двух указанных выше мер.

Однако даже привлечение к этим видам ответственности требует от судебного пристава соблюдения ряда условий, одним из которых является неоднократное уведомление должника о возможном применении мер по ст. 5.35.1 КоАП и взятие с него письменных объяснений о причине наличия задолженности.

Получается замкнутый круг: должники не идут на контакт с приставами, не являются для дачи объяснений – а, следовательно, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Обращение в органы внутренних дел для осуществления задержания и доставления неплательщиков существенно замедляло и тормозило работу сотрудников УФССП.

В конце октября 2017 года проблема разрешилась: в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, расширившие полномочия судебных приставов-исполнителей в части самостоятельного привода и задержания должников .

Теперь механизм привлечения к административной ответственности стал существенно проще и представляет собой следующую последовательность:

  1. Наличие алиментной задолженности.
  2. Вызов должника на прием в ФССП.
  3. Отсутствие реагирования неплательщика.
  4. Вынесение постановления о задержании и приводе.
  5. Доставление в отделение УФССП.
  6. Взятие объяснений судебным приставом у должника.
  7. Вынесение решения о привлечении к ответственности в случае непогашения алиментного долга.

Уменьшение размера неустойки за просрочку выплаты алиментов

16 мая 2018 года депутатом фракции КПРФ Тамарой Плетневой повторно был внесен в Государственную Думу законопроект об уменьшении размера взыскиваемой судом алиментных платежей. Суть законопроекта состояла в следующем:

  • снизить фактический размер неустойки с 0,5% до 0,1% в день от общей суммы просроченной алиментной задолженности;
  • наделить суды полномочиями по уменьшению размера неустойки с учетом материального и (или) семейного положения алиментщика, если взыскиваемая сумма несоразмерна выплате.

Закон направлен на обеспечение принципа соразмерности неустойки, поскольку зачастую ее размер достигает сотен тысяч рублей с одного должника, что в реальности становится по сути непосильной суммой к выплате алиментоплательщиком.

Инициативный документ успешно прошел три чтения Госдумы, и 24 июля 2018 г. был одобрен на заседании Совета Федерации. Соответствующий закон был подписан Президентом России В. Путиным от 29.07.2018 № 224-ФЗ.

Изменения в алиментном законодательстве, находящиеся на стадии рассмотрения в 2018 году

Законопроекты, находящиеся на стадии рассмотрения в Госдуме, являются положительными не только для взыскателей алиментов, но отчасти и для должников. Это положение относится к защите неких социальных гарантий обоих сторон алиментного производства. Например, предлагается в счет алиментов выплаченные лицу-должнику социальные гарантии (иные алименты на другого ребенка, возмещение вреда здоровью, средства материнского капитала и т.д.).

Ниже подробно рассматривается, какие законопроекты были внесены для рассмотрения в Госдуму в 2018 году и на какой стадии рассмотрения они находятся.

Создание специального социального банковского счета

Законопроект №221778-7 был внесен в Государственную Думу летом 2017 года, но в настоящее время прошел только одно чтение. Сутью законопроекта является то, что социальные выплаты физическим лицам (средства за возмещение причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, алиментные на иного ребенка), на которые не может быть обращено взыскание приставами для ликвидации алиментной задолженности, будут вноситься на специальный социальный банковский счет .

Обращение взыскания на средства с такового счета будут наказываться применением ответственности к должностному лицу в размере от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.

В настоящее же время судебные приставы-исполнители имеют право списания денежных средств со всех без исключения счетов должника и, более того, законом не предусмотрено выяснение приставом целевого назначения этих средств. Это влечет в некоторых случаях списание средств должника, запрещенных к взысканию, что в дальнейшем выливается в череду обжалований неплательщиками, чьи социальные права грубо нарушаются.

Законопроект уточняет, что иные средства должников, не имеющие отношения к социальным гарантиям, не будут иметь возможности зачисляться на специальный банковский счет.

Будет ли государство платить алименты за неплательщиков в 2018 году?

10 июля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект №507182-7 о внесении изменений в ст. 112 СК РФ. 12 июля 2018 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей для дальнейшего его рассмотрения.

Основной задачей предлагаемого законопроекта является выплата алиментов государственным органомсоциальной защитой населения – тем взыскателям, которые не получали алименты более 6 месяцев , а должники не имеют достаточного заработка и иного дохода для погашения задолженности.

Внося подобное предложение, законодатели ссылаются в первую очередь на защиту гарантий несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, признанных нуждающимися в алиментах лицами.

Что не изменилось в законодательстве по алиментам?

Некоторые громкие и широко обсуждаемые инициативы, которых так ждали взыскатели алиментов, так и не были утверждены депутатами Госдумы, поскольку, по их мнению, законодательство в этой части достаточным образом соблюдает гарантии алиментополучателей.

В итоге были отклонены такие законопроекты, как.

С 10 августа 2018 года начал действовать Закон от 29.07.2018 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса России» (далее – Закон № 224-ФЗ). Его суть в том, что он ввёл новый порядок расчета неустойки по алиментам с 2018 года. Рассказываем, что конкретно изменилось и в чью пользу.

Цель нового закона

Сразу же отметим, что эти свежие изменения по алиментам в 2018 году выгодны самим плательщикам алиментов (по суду). Закон № 224-ФЗ смягчает законодательное регулирование размера неустойки за не вовремя перечисленные алименты.

Как было

До появления нового закона об изменениях по алиментам с 2018 года п. 2 ст. 115 Семейного кодекса России (СК РФ) предусматривал, что при возникновении задолженности по вине лица, обязанного отчислять алименты по решению суда, такое виновное лицо уплачивает получателю алиментов также неустойку. Её размер составляет 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Кроме того, уменьшение величины неустойки положениями данной статьи не было предусмотрено.

Как менялся закон

Пунктом 1 статьи 333 ГК РФ: если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (просрочки), суд может ее уменьшить. И суды до 2012 года применяли данную норму для снижения явно несоразмерной неустойки по алиментам.

Однако, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за 3-й квартал 2012 года (утв. Президиумом 26.12.2012) разъяснил, что особенности алиментных обязательств исключают возможность применения ст. 333 ГК РФ к возникающей согласно п. 2 ст. 115 СК РФ ответственности должника за несвоевременную уплату алиментов. Поэтому уменьшение неустойки на основании ст. 333 ГК РФ недопустимо.

Читайте также Пилотный проект ФСС: заполняем больничный лист

Закон от 30.06.2008 № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 115 Семейного кодекса РФ» увеличил размер неустойки в случае неуплаты алиментов с 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки до 0,5%. Эта поправка была направлена на повышение ответственности родителя за несвоевременную уплату алиментов на детей.

Тогда при обсуждении тоже предлагалось уменьшать неустойку с учетом материального и семейного положения плательщика алиментов, но данная норма была исключена из законопроекта.

В итоге повышение ответственности за несвоевременное исполнение алиментного обязательства в целом повлияло на поведение плательщиков и заставило их вовремя отчислять алименты.

К 2018 году в адрес Госдумы всё чаще стали поступать обращения граждан о снижении неустойки за несвоевременную уплату алиментов. Они отмечают, что при установленном размере неустойки 0,5% в день её годовой размер составляет 182,5%. А отсутствие законодательной нормы, позволяющей судам снижать размер неустойки за неуплату алиментов, приводит к назначению неустойки в несколько миллионов рублей. Её практически невозможно выплатить. В итоге должник:

  1. Оказывается в затруднительном материальном положении.
  2. Прекращает платить алименты.

Как стало

В первую очередь, изменения по алиментам в 2018 году снизили сам процент неустойки – с 0,5 до 0,1% (абзац 1 п. 2 ст. 115 СК РФ).