Мажоритарная избирательная система страны где используется. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, особенности

От каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции , действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. В Российской Федерации это ярко было видно на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется как на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации , так и на местных выборах.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем , которые могут применяться при проведении муниципальных выборов , и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.


Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же, Федеральным законом от 05.12.2006 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», был отменен так называемый «порог явки», то есть минимальная доля участия избирателей, необходимая для признания выборов действительными. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по субъекту Федерации поддержало большинство избирателей, может получает в законодательном собрании меньшинство мест.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства , при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом в российском законодательстве выступает количество поданных голосов, признанных действительными. Примером мажоритарной системы абсолютного большинства служит система голосования на выборах Президента Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Не состоявшимися признаются выборы Президента Российской Федерации если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае применения мажоритарной системы абсолютного большинства число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в системе относительного большинства. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

В Российской Федерации основным таким способом является, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» так и предусмотрено). Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров.

В период 1997 - 2002 года до принятия действующего в настоящее время Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы в научных дискуссиях о целесообразности выбора избирательной системы на указанных выборах одним из предлагаемых вариантов реформирования механизма выборов депутатов Государственной Думы был именно переход к избранию всех 450 депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с голосованием в два тура. Ее сторонники мотивировали это тем, что выборы половины состава парламента по пропорциональной избирательной системе в условиях неразвитой многопартийности и отсутствия федерального закона «О политических партиях» не отвечают интересам избирателей, приводят к чрезмерной политизированности и конфликтности в Государственной Думе и т.п. Мажоритарная же избирательная система, по их мнению, могла обеспечить устойчивую связь между избирателями и кандидатом, зависимость кандидатов от избирателей и, самое главное, — создание «полноценной политической системы», так как партии должны будут блокироваться, создавая более крупные избирательные объединения. Это соответствует широко распространенному мнению, что чисто мажоритарная система способствует формированию действенной двухпартийной системы .

К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:

1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность.

2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.

Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя — американского губернатора штата Массачусетс Джерри).

Создавая возможность формирования правительства , не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти , вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии , поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

Мажоритарная избирательная система – общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы – определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

    Мажоритарная система абсолютного большинства;

    Мажоритарная система простого (относительного) большинства;

    Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток – существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство Мажоритарная система относительного большинства – способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток – значительная степень неучтенных голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства – это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

Пропорциональная система партийных списков

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%.

Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

Смешанная система структурного типа – предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) – по пропорциональной системе.

Смешанная система линейного типа – возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Мажоритарная (отфранцузского majorite - большинство) избира­тельная система - это избрание депутатов по территориальным из­бирательным округам, на которые разбивается территория соответст­венно государства, территориальной единицы. Если в одном избира­тельном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова - униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (би­номинальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат вы­двигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвиже­ние политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен на­брать больше голосов избирателей, чем его соперники.

50% + 1 это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Когда победителю достаточно не менее половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная из­бирательная система простого большинства.

Если для победы необходимо определенное число голосов , это мажоритарная избирательная система квалифицированного боль­шинства.

Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем на­брали соперники (т.е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовав­ших избирателей, это мажоритарная избирательная система относи­тельного большинства. В ряде стран, в том числе и в России, избирате­лям дается возможность проголосовать против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Тогда победителем на вы­борах будет кандидат, который не только обошел соперников, но и набрал больше голосов, чем число голосов, поданное против всех кандидатов по округу.

Голосование по мажоритарной избирательной системе может про­водиться в один или в два тура. Если законодательство установило планку голосов, которую должен превзойти победитель, и он пере­шагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином слу­чае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре, а победителем может считаться тот, кто наберет во втором туре больше голосов (при этом либо не меньше оп­ределенного числа голосов, либо просто больше соперника).

Пропорциональная избирательная система - это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз толь­ко партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов еди­ным избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, полу­чает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голо­сов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских манда­тов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. За­тем число голосов, полученных каждым списком, делится на избира­тельное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределе­нии мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участ­вовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу- этот порог «плавающий», т е постоянно меняется. 5-7-5%) - т.е. за них подан определенный мини­мум голосов избирателей.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы (сейчас пропорциональная) и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъ­ектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорцио­нальную избирательные системы на выборах законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, причем к распределению ман­датов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получив­ших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутат­ских мандатов. До недавнего времени этот барьер составлял 5-10%. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» (в ред. 2005 г.) разре­шил планку не более 7%.

Что касается муниципальных выборов, здесь также допускается использование обеих избирательных систем, но жесткого требования применять выборы по спискам Закон не устанавливает.

Для Государственной Думы с первых выборов 1993 г. и до послед­него времени применялся принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем.

Половина (225) депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Эта норма представительства устанавливалась путем деления общего числа зарегистрированных в России избирателей (ориентиро­вочно 108 млн) на общее число избирательных округов, т.е. на 225. Да­лее число избирателей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, делилось на эту единую норму представительства, и становилось очевидно, сколько избирательных округов будет на территории этого субъекта РФ. Если в субъекте РФ число избирателей было меньше единой нормы представительства, данный субъект все равно являлся избирательным округом, где избирался один депутат Государствен­ной Думы.

В одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Госу­дарственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, которые получил больше голосов, чем его со­перники, и больше, чем число голосов, поданное против всех канди­датов. Таким образом, в этой части на выборах в Думу применялась избирательная система относительного большинства.

Другая половина (т.е. тоже 225) депутатов Государственной Думы избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом. Политиче­ские партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосовали за эти списки, а не за конкретных лиц, ориентируясь на свои симпатии к соответствующим партиям, движениям или к их лидерам. Те из партий, движений, кото­рые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выбо­ры, получали депутатские мандаты в Думе пропорционально числу по­лученных голосов; внутри списка в первую очередь мандаты получали те кандидаты, которые стояли в верхней его части. Эта модель выбо­ров была впервые опробована в 1993 г.

В последующие годы имели место нарекания преимущественно на пропорциональную систему, поскольку 5%-ный барьер преодолевали немногие политические общественные объединения. А те, которые получали места в Государственной Думе, образовывали фракции и де­путатские группы, оппозиционно настроенные к Президенту РФ. Проигравшие партии и движения требовали отказаться от пропор­циональной системы или существенно снизить барьер прохождения в Думу. Нарекания на пропорциональную систему высказывали и ре­гиональные элиты, поскольку при выборах по округам они могли бы больше влиять на результаты и способствовать победе тех кандидатов, через которых затем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.

В связи с выборами 1999 г. первый Президент РФ выступил еще с более радикальным предложением - вообще отказаться от пропор­циональной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы только по округам. Однако оно не прошло.

Активными сторонниками отказа от выборов по округам в пользу только пропорциональной избирательной системы являлись и оста­ются партии, у которых на выборах по округам не было успеха: по ок­ругам побеждали лишь считанные единицы представителей этих пар­тий - ЛДПР, в прежнем созыве Государственной Думы - «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС). Партия, имеющая большинство в Государ­ственной Думе, «Единая Россия* активно не выступала за какую-то систему. И тем не менее Президент В.В. Путин, которого данная пар­тия безоговорочно поддерживает, в 2004 г. выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе. Причем к тому вре­мени в законодательстве уже было закреплено, что в выборах участву­ют лишь политические партии и не допускается привлечение - хотя бы в блоках с ними - иных общественных объединений. Предложе­ние Президента было воплощено в Федеральном законе о выборах де­путатов Государственной Думы 2005 г., и теперь эти выборы стали не только пропорциональными, но и сугубо партийными, поскольку проводятся по спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым полити­ческими партиями. Вероятно, данный вариант выборов в Государст­венную Думу привлекателен тем, что все равно гарантирует большин­ство ныне лидирующей партии, освобождает от изнурительных пред­выборных баталий, неизбежных при выборах по округам, и дает опре­деленную, но безопасную оппозицию в нижней палате парламента.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Выборы, а также качество обеспечения избирательного процесса в органы власти во всем мире считается тестом страны на уровень демократичности общества и власти. Процесс выборов не происходит однотипно. Наиболее популярные - это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

История процесса выборов

Потребность в избрании старших в племени или городе возникала уже в древности. Понятно, что мажоритарная и пропорциональная система на тот момент еще не были придуманы людьми. Процесс выбора раньше проходил на общих собраниях людей. На общее обсуждение выносилась какая-то кандидатура, за нее голосовали поднятием руки. Специальный счетовод подсчитывал голоса. Когда голоса за каждую кандидатуру отдельно были подсчитаны, сравнивались результаты кандидатов, и объявлялся победитель.

В некоторых племенах, например у индейцев, голосование проходило иначе. Членам племени раздавали мелкие камушки. Если человек голосует за определенную особу, то кладет камешек в определенное место. Потом также происходит "подсчет голосов".

Основные избирательные системы современности

В процессе развития правовой мысли и опыта проведения первых выборов возникли три основных избирательных типа: мажоритраная, пропорциональная, а также пропорционально-мажоритарная избирательная система. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно сказать, какая лучше, а какая хуже, наверное, не сможет никто.

Критерии характеристик избирательных систем

Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, - это не "святая догма", а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:

  • в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
  • по-разному формируются избирательные округа;
  • отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система выборов подразумевает возможность голосовать за кандидатов - физических лиц. Избирательная система такого типа может использоваться на парламентских, местных и президентских выборах. В зависимости от того, сколько голосов должен набрать победитель, существуют такие типы системы:

  • система квалифицированного большинства;
  • мажоритарная система относительного большинства;
  • система абсолютного большинства.

Особенности каждого из видов мажоритарной системы рассмотрим в статье.

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов. Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель.

Мажоритарная система выборов (подвид - относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Система абсолютного большинства

Такая система используется сегодня в большинстве стран при выборах Президента. Суть ее очень проста, ведь победитель для официальной победы в избирательной гонке должен набрать 50% плюс один голос. Абсолютная мажоритарная система предполагает возможность проведения второго тура голосования, потому что в первом туре кандидат, занявший первое место, редко набирает необходимое количество голосов. Исключение из правил составили последние выборы Президентов в России и на Украине. Напомним, Владимир Путин набрал в первом туре выборов более 80% голосов россиян. На выборах Президента Украины, которые проходили 25 мая 2014 года, Петр Порошенко набрал 54% голосов избирателей. Абсолютная мажоритарная система сегодня очень популярна в мире.

Когда в первом туре не удается выявить победителя, назначается повторное голосование. Проводится второй тур обычно через 2- 3 недели после первого. В голосовании принимают участие кандидаты, занявшие первое и второе место по результатам первого голосования. Второй тур обычно заканчивается тем, что один из кандидатов набирает больше 50% голосов.

Преимущества абсолютной мажоритарной системы:

  • результат голосования отображает волю большинства избирателей;
  • к власти приходят люди, которые пользуются большим авторитетом в обществе.

Единственным недостатком такой системы можно назвать то, что проведение второго тура в два раза увеличивает стоимость выборов и, соответственно, расходы государственного бюджета страны.

Система квалифицированного большинства: чем она отличается от абсолютной системы?

В некоторых странах применяется система квалифицированного большинства. В чем ее суть? Законом о выборах устанавливается определенный процент голосов, при получении которого кандидат считается избранным. Такая система в последние годы использовалась в Италии, Коста-Рике, Азербайджане. Особенностью системы считается, что в разных странах квалифицированный барьер отличается. Для того чтобы стать главой государства Коста-Рика, надо набрать 40% голосов в первом туре. В Италии кандидаты в сенаторы должны были до 1993 года набрать 65% голосов. Азербайджанскими законами барьер установлен в размере 2/3 от количества проголосовавших избирателей.

Это очень сложная для восприятия система. Юристы отмечают, что плюсом такой системы является абсолютное доверие избирателей к победителю. Недостатков очень много. Например, голосование может не ограничиться даже вторым туром, поэтому бюджет должен тратить много финансов. В условиях финансовых кризисов огромные расходы на выборы даже в условиях европейских демократий неприемлемы.

Система непереходящего голоса

Если очень детально разбираться в юридической науке, то мы с вами найдем два вида мажоритарной системы, которые используются крайне редко. Это система непереходящего голоса и система комулятивного вотума. Давайте с вами разберемся в особенностях этих систем.

При использовании системы непереходящего голоса создаются многомандатные округа, что типично для пропорциональной системы, о которой речь пойдет дальше. Кандидатов в депутаты выставляют партии в виде открытых партийных списков. Избиратели голосуют за конкретного кандидата из одного списка. За людей, которые включены в другие партийные списки, голосовать нельзя. Фактически мы видим элемент соединения относительной мажоритарной системы с системой голосования по партийным спискам.

Что такое комулятивный вотум?

Система комулятивного вотума - это возможность избирателя отдать несколько голосов. На выбор голосующего представляются такие варианты:

  • голоса отдаются за представителей одного партийного списка (можно голосовать за одного кандидата в депутаты);
  • несколько голосов избиратель распределяет без учета партийного принципа, то есть голосует исходя из личных качеств кандидатов.

Пропорциональная система голосования

Мажоритарная и пропорциональная системы существенно друг от друга отличаются. Если в мажоритарной системе голосование идет за людей, то есть физических лиц, то при пропорциональной системе люди голосуют за партийные списки.

Как формируются списки в партиях? Партия, желающая принимать участие в выборах депутатов, проводит всеобщий съезд или съезд организации низшего уровня (в зависимости от того, в совет какого уровня проходят выборы). На съезде формируется список депутатов с присвоением им порядковых номеров. Для утверждения партийная организация подает список в окружную или центральную избирательную комиссию. После согласования списка комиссия путем жеребьевки присваивает партии номер в избирательном бюллетене.

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки - это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий - 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место - 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам - это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов. Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной - люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу. Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов

Мы рассказывали про две абсолютно противоположных избирательные системы. Но оказывается, что их можно использовать параллельно. Пропорционально-мажоритарная система используется во многих государствах на постсоветском пространстве.

Как действует система? Проиллюстрируем на примере выборов в Верховный Совет Украины. Согласно Конституции Украины, в парламент избирается 450 народных депутатов. Половина проходит по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной.

В странах с неоднородным составом населения или большим разрывом между богатыми и бедными это наиболее оптимальная избирательная система. Во-первых, в парламенте представлены партии, есть идеологическая основа для дальнейшего развития государства. Во-вторых, мажоритарщики сохраняют связь с регионом, который выбрал их в Верховный Совет. В своей деятельности депутаты будут защищать интересы региона, который делегировал их в орган законодательной власти.

Смешанная система сегодня используется в таких странах, как Украина, Россия, Германия, Великобритания, некоторых странах Азии, Африки и Америки.

Заключение

Во время проведения выборов мировая практика знает использование трех основных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, а также смешанная система. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы, причем количество негатива и позитива примерно одинаковое. Идеального избирательного процесса не бывает.

До введения в 1919-1922 гг. выборов по партийным спискам выборы по одномандатным округам существовали в Германии, Австрии, Италии, Дании, Норвегии, Нидерландах, Швейцарии и Румынии; несколько ранее переход на выборы по партийным спискам произошёл в Бельгии (1899) и Швеции (1909).

Разновидности

По методике определения победителя

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства .

  1. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - более 50 % голосов избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции , а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции , России , Украине , Финляндии , Польше , Чехии , Литве).
  2. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании , Японии , США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Госдумы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах . В англоязычных странах название этой системы - система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post) . К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков . Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума . Если количество голосов меньше числа мандатов - блоковая система ограниченного вотума . В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата - система одного (или единственного) непередаваемого голоса .
  3. При системе квалифицированного большинства будущему победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

По типу избирательных округов

По типу второго тура

Преимущества

  • Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
  • Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.
  • Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.
  • Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.