Комитет кредиторов это. Собрание и комитет кредиторов, их правовая природа IV

Комитет кредиторов создается, во-первых, с целью представления интересов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, во-вторых, с целью осуществления контроля за действиями арбитражного управляющего, в-третьих, с целью реализации иных полномочий, предоставленных собранием кредиторов.

Решения об избрании членов комитета кредиторов и определении их количественного состава принимает собрание кредиторов. Комитет кредиторов создается в обязательном порядке, если количество конкурсных кредиторов более 50. Комитет кредиторов избирается на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, поэтому, как правило, срок полномочий комитета кредиторов совпадает с периодом проведения соответствующих процедур*(81). Однако допускается и досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов по решению собрания кредиторов. При такой ситуации переизбранию подлежит весь состав членов комитета кредиторов в целом: не может быть принято решение о переизбрании в отношении отдельных членов комитета кредиторов.

Членами комитета кредиторов могут быть избраны исключительно представители конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Число членов комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но во всяком случае оно не должно быть менее чем три человека и более чем 11 человек (п. 4 ст. 17 Закона о банкротстве 2002 г.).

Особенностью комитета кредиторов является то, что он избирается по правилам кумулятивного голосования: каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатур, предложенных в комитет кредиторов, он может отдать все свои голоса за одну или несколько кандидатур или распределить их по всем кандидатурам. В результате подсчета голосов в состав комитета кредиторов включаются те из кандидатур, которые наберут наибольшее количество голосов (п. 2 ст. 18 Закона о банкротстве 2002 г.).

Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

Требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;

Принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей и др.;

Обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Из Закона о банкротстве 2002 г. не вытекает, что решения комитета кредиторов должны приниматься только непосредственно на его заседании. Представляется, что голосование по тем или иным вопросам может проводиться и путем письменного, телефонного и другого опроса членов комитета кредиторов.

В ходе банкротства собрание кредиторов вправе принять решение об образовании комитета кредиторов. В том числе определить, сколько человек должно быть в его составе и выбрать самих членов комитета (п. 2 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Всего в комитет может входить от 3 до 11 человек (п. 4 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Решения по поводу создания комитета принимаются на собрании кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Спектр вопросов, которые вправе будет рассматривать комитет кредиторов, также устанавливаются на собрании.

Комитет кредиторов избирается в случае, если число участников собрания - конкурсных кредиторов и уполномоченных органов - превышает 50. Иначе комитет можно не избирать (п. 1 ст. 12 , п. 2 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Задачи, которые стоят перед комитетом кредиторов, - представлять интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также контролировать действия арбитражного управляющего (п. 1 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Кроме того, комитет должен выполнять иные функции, возложенные на него собранием кредиторов.

Решение о прекращении полномочий комитета кредиторов, в том числе досрочном, также принимает собрание кредиторов (п. 2 ст. 12 , п. 1 ст. 18 от 26.10.2002 Закона N 127-ФЗ).

Полномочия комитета кредиторов

Комитет кредиторов действует в ходе всех процедур несостоятельности (п. 1 ст. 18 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Комитет вправе:

  • созывать собрания кредиторов (п. 1 ст. 14 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ);
  • избрать представителя комитета кредиторов, который будет являться лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 2 , п. 7 ст. 17 , п. 1 ст. 35 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ);
  • требовать представления сведений о финансовом состоянии должника и ходе процедур, введенных в его отношении. Такие требования могут быть предъявлены арбитражному управляющему либо руководству должника;
  • обжаловать в суд действия арбитражного управляющего;
  • принимать решения об обращении к собранию кредиторов с тем, чтобы отстранить арбитражного управляющего;
  • принимать другие решения и совершать иные действия в рамках полномочий, предоставленных комитету собранием кредиторов (

В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов также вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях если в деле о несостоятельности (банкротстве) участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • - арбитражного управляющего;
  • - комитета кредиторов;
  • - конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • - 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве).

Участники собрания кредиторов обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом штрафные санкции не учитываются (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве). По данному поводу необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой "положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства нрав всех участников гражданско-правовых отношений" (абз. 11 п. 4 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств"").

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

  • - о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • - об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • - об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • - об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • - о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • - об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
  • - об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • - о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • - о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов;
  • - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • - об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • - об определении компетенции комитета кредиторов;
  • - об избрании представителя собрания кредиторов.

Принятие решений но этим вопросам не может быть передано иным лицам или органам (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Как видно из приведенного перечня, вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, касаются порядка проведения дел о банкротстве и тем самым предопределяют тс ограничения, которые будут введены в отношении правоспособности и дееспособности должника.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано:

  • - лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты принятия такого решения;
  • - лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, по не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

При этом указанный 20-дневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 ГК РФ (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93).

Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями должника и арбитражных управляющих, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В частности, комитет кредиторов вправе:

  • - требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • - обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
  • - принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  • - принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.

Комитет кредиторов может не образовываться собранием кредиторов только в случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 50.

Количественный состав комитета кредиторов должен быть не менее трех и не более 11 человек.

При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. При этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве).

Помимо перечисленных полномочий собрание кредиторов или комитет кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве выполняют следующие контрольные функции:

  • - собрание кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, а также о признаках преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 2 ст. 20.3);
  • - принимают решение об обращении внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника (ст. 61.9);
  • - в ходе финансового оздоровления дают согласие на совершение должником ряда сделок (п. 3 ст. 82);
  • - в ходе внешнего управления дают согласие на совершение внешним управляющим от имени должника определенных сделок, за исключением предусмотренных планом внешнего управления (п. 1 и 4 ст. 101), а также на увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления (ст. 105);
  • - вправе потребовать отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления (п. 4 ст. 106);
  • - вправе устанавливать условия конкурса по продаже предприятия (п. 5 ст. НО);
  • - дают согласие внешнему управляющему и конкурсному управляющему на уступку прав требования должника путем их продажи (п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 140);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на совершение конкурсным управляющим от имени должника ряда сделок (п. 2 ст. 129);
  • - в ходе конкурсного производства собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника (п. 6 ст. 129);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на заключение соглашений об отступном (п. 9 ст. 142);
  • - собрание кредиторов вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего (п. 2 ст. 15), а комитет кредиторов - обращаться к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 3 ст. 17).

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются субъектами гражданского права. Исходя из этого, они не могут быть признаны и субъектами отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), или субъектами конкурсного права (подход к определению субъектов нрава одинаков во всех сферах правового регулирования). Однако они обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов несостоятельности (банкротства) должника, к которому составляющие их лица имеют права требования. Исходя из этого, они являются объединением юридических и физических лиц, а также уполномоченных органов, действующих через представителей, выражающих их коллективный общий интерес. Такая же конструкция выражения интересов применяется применительно к работникам должника и его учредителей (участников). Единственное отличие состоит в том, что в деле о банкротстве интересы кредиторов представляет комитет, а в арбитражном процессе по делу о банкротстве - представитель комитета.

Данное объединение не является объединением в контексте ст. 30 Конституции РФ. Как отмечал Конституционный Суд РФ, объединение кредиторов представляет собой собрание кредиторов должника (в деле - это кредитная организация), с которыми у должника заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо повое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам. Исходя из гражданско-правового принципа свободы договора предполагается, что каждый кредитор вступал в правоотношения с должником добровольно, без принуждения. Содержанием таких правоотношений являются права и обязанности его участников. Все кредиторы должника объективно объединены наличием у каждого из них прав требования к должнику, что и определяет их статус как кредиторов в процессе заключения мирового соглашения (абз. 1 и 2 п. 5 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П).

Заслуживает внимания мнение, что собрание кредиторов является коллективной формой осуществления нрав кредиторов.

Существование собрания кредиторов предопределяется тем, что среди кредиторов потенциально существует конфликт интересов, частичное устранение которого возможно в рамках нормативно определенной формы согласования интересов. Такой формой выступает собрание кредиторов, где воля кредиторов формируется по принципу подчинения меньшинства большинству, что предполагает умаление интересов одних кредиторов в пользу других. Допущение дискриминации интересов отдельных кредиторов вызвано действием конституционного принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров па основе требований справедливости, соразмерности, пропорциональности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов других лиц, поскольку индивидуальная свобода сегодня мыслима только в кооперации с другими носителями основных прав.

Вместе с тем умаление интереса отдельного кредитора в пользу коллективного интереса не влечет ущемление его основного права - права получить соразмерное удовлетворение своих требований к должнику.

Следует также согласиться с еще одним мнением Е. Г. Дорохиной о том, что появившиеся в последнее время высказывания относительно необходимости законодательной защиты прав мелких кредиторов с помощью установления принципа "один кредитор - один голос" нарушают принципы справедливости и соразмерности. Предоставленное кредитору право обжаловать решение собрания кредиторов является достаточным средством для защиты собственного субъективного права в случае его нарушения решением собрания кредиторов.

Что касается комитета кредиторов, то I". Ф. Шершеневич так объяснял его появление в конкурсном процессе: "Это учреждение получило... распространение ввиду аналогии между конкурсом и акционерным товариществом. Замечено было, что общее собрание акционеров нисколько не стесняет произвола директоров ввиду многочисленного состава и неподготовленности, напротив, учреждение наблюдательного комитета (Aufsichtsrath, conseil de surveillance) действительно ограничило бесконтрольность деятельности правления. По сходству признано было необходимым перенести этот комитет с тою же ролью в конкурсный процесс, где общее собрание кредиторов играло столь же пассивную роль, как и общее собрание акционеров". Подобной точки зрения придерживается и Г. Папе, который сравнивает функции комитета кредиторов с полномочиями наблюдательного совета в обществах и товариществах, отводя собранию кредиторов роль общего собрания в указанных коммерческих организациях.

Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

2. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

3. Члены комитета кредиторов избирают из своего состава председателя комитета кредиторов.

4. Протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.

5. Протокол заседания комитета кредиторов составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения заседания комитета кредиторов, второй - хранится у лица, проводившего заседание комитета кредиторов.

В случае, если заседание комитета кредиторов проводилось не арбитражным управляющим, составляется дополнительный (третий) экземпляр протокола заседания комитета кредиторов, который направляется арбитражному управляющему.

К протоколу заседания комитета кредиторов должны быть приложены копии:

материалов, представленных членам комитета кредиторов для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении членов комитета кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению лица, проводившего заседание комитета кредиторов, или на основании решения комитета кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению лицом, проводившим заседание комитета кредиторов, до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия, представителю саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представителю органа по контролю (надзору). Расходы на подготовку и направление таких копий возлагаются на лицо, требующее их предоставления.

Сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов.

Согласно п.3 ст.16 Закона о банкротстве комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
- требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;
- требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о ходе конкурсного производства, в том числе отчета об использовании денежных средств должника;
- обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Согласно ст.81 Закона о банкротстве комитет кредиторов вправе принимать решения:
- о созыве собрания кредиторов;
- о рекомендации собранию кредиторов освободить внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего;
- об утверждении или отказе в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;
- о представлении арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов в соответствии с п.5 ст.16 Закона о банкротстве.
Следует отметить, что на этом функции комитета кредиторов не исчерпываются и возможности комитета кредиторов по осуществлению контрольно-представительских функций являются более широкими. Так, например, ст.79 Закона о банкротстве предусматривает, что в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Статья 80 Закона устанавливает, что комитет кредиторов может дать согласие на принятие внешним управляющим решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника. А согласно ст.86 при продаже предприятия (бизнеса) должника в рамках внешнего управления начальная цена предприятия может быть установлена собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Помимо этого комитет кредиторов может одобрить условия конкурса по продаже предприятия должника (ст.86); дать согласие на уступку прав требования должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или планом внешнего управления (ст.88); одобрить ходатайство конкурсного управляющего о назначении нескольких конкурсных управляющих (ст.99).
Кроме того, комитет кредиторов обладает довольно широкими возможностями в рамках конкурсного управления. Так, согласно ст.112 конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. При этом порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены как собранием кредиторов, так и комитетом кредиторов.
Согласно ст.113 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Кроме того, конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц обязан представлять комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию.
20.01.99 О.А.Крюкова

Эксперт ЗАО "Корпорация
антикризисного управления"