Самый короткий закон рф. Сколько всего федеральных законов в РФ? Чем спровоцировано такое значительное количество федеральных законов

Российская Федерация является государством, призванным обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место во всей правовой системе страны занимает ФЗ - Федеральный закон. Что такое ФЗ, и какую роль он играет в юридическом поле России? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Российский Федеральный закон в правовой системе страны

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти - законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.

Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны - Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности - например, образование (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

ФКЗ и ФЗ: основные отличия

Что такое Федеральный закон, и чем он отличается от законов конституционного характера? Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны. Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д. Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования.

Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы. Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер - например, из гражданской и уголовной.

Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм.

Функции законов

Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей. Во-первых, регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей. Во-вторых, законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях - уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
Наконец, в-третьих, закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах.

Порядок принятия Федеральных законов

Что такое законотворческий процесс, и как он проявляется? Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны - Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган - Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название - Федеральное собрание.

Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента - Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации - верховную парламентскую палату.

В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам.

В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето - то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта.

Кодексы

Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов - крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.

Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Сферы законодательства

Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей.

Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.

Сфера образования

Образовательную среду регламентирует Федеральный закон "Об образовании" Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: "№ 273-ФЗ от 29.12.2012". Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта.

Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.

Сразу же нужно сказать о том, что на вопрос, где прописаны законы РФ , ответить односложно – практически нереально. Вся законодательная база страны изначально базируется именно на Конституции. То есть, Конституция выступает основным законом страны. Далее следуют законодательные базы, которые собраны в специализированные кодексы четко определенной правовой направленности. Есть федеральные законы, федеральные конституционные законы, которые формируют четко определенные своды законов. То есть, сказать изначально, что в каком-то одном документе собраны все законы РФ – невозможно.

Где именно прописаны законы РФ?

Итак, начнем с самого начала:
  1. Конституция – основной элемент защиты интересов граждан и государства в целом. Своеобразная база всей законодательной системы. Данное законодательство четко определяет все права и обязанностей жителей страны.
  2. Административный кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно административных правонарушений. Кодекс определяет в себе все виды административных правонарушений, особенности рассмотрения дел по данным нарушениям, а также возможности формирования наказания.
  3. Уголовный кодекс – полная законодательная база, которая представляет собой свод законов, касающихся именно вопросов уголовного права. В законодательной базе четко прописываются все особенности рассмотрения дела, сбора и рассмотрения доказательств, а также формирования наказаний.
  4. Гражданский кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно всех гражданских правоотношений и нарушений. Такой закон формирует знания по поводу оформления практически всех известных документов (например при покупке запчастей гранд старекс в Москве нас сайте zaptop.ru) и пр.
  5. Налоговый кодекс – документ вобрал в себя все данные, которые касаются вопросом налогообложения. Формирования данного процесса, особенности оформления налогов с частных предпринимателей, размер налоговой базы, а также наказание, провоцируемое отсутствием уплаты налогов;
  6. Трудовой кодекс – основной документ, который всецело курирует взаимоотношения руководителя и работника.

Зачем нужны законы?

Нередко, возникает вопрос, зачем же нужны такие строгие законы, которые порой, не позволяют человек ни на секунду расслабиться. Законопослушные граждане прекрасно понимают, что наличие законов – это в первую очередь, элемент максимальной защиты интересов и прав самого человека. Кроме всего прочего, нужно отметить, что без правовой основы, то есть, без законов, которые бы защищали интересы каждого индивидуума, невозможно представить себе процесс развития и функционирования государства.

В принципе, вопрос оформления законодательной базы в стране проработан до мелочей и деталей. Таким образом, формируется четкая структура, позволяющая формировать все законы в соответствии с имеющимися статьями конституции.


Вопрос из чего состоит закон, весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,...


Как известно, в нашей стране существует просто феноменальное количество различных законов. Это в первую очередь кодексы, каждый из которых действует в четко определенном правовом...


Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс...


Наша страна является правовым государством, которое базируется на своде различных федеральных конституционных законов. Основным законодательством в стране выступает конституция....

Закон — нормативно-правовой акт, в котором перечислены установленные государством общеобязательные правила. Законодательство — совокупность законодательных актов, их взаимодействие между собой или деятельность высших органов государственной власти по изданию законов. Любое законодательство совершенствуется и изменяется в результате принятия поправок и новых актов. Из-за этого в законах возникают противоречия, которые можно трактовать (толковать) по-разному. Эти противоречия разрешают суды.
Законодательная власть в России представлена Федеральным собранием – парламентом, состоящим из двух палат. Нижней палатой парламента является Государственная Дума из 450 депутатов, а верхней — Совет Федерации, который включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого). Без утверждения Федеральным Собранием (или его молчаливого одобрения) ни один основной закон в государстве не может быть принят. Законы также могут приниматься органами местного самоуправления, но они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Законодательства РФ состоит из следующих актов:

  • Кодексы законодательные акты, содержащие нормы какой-либо отрасли права. Так, трудовой кодекс определяет отношения работников и работодателей в сфере труда, заключение трудов договоров и охрану труда. Налоговый кодекс регулирует отношения между налогоплательщиками, органами налогообложения и государством. Уголовный кодекс включает перечень уголовно-наказуемых преступлений, а также наказаний за их совершение.
  • Федеральные законы – нормативно-правовые акты, принятые Государственной Думой и Советом Федерации, подписанные Президентом и обнародованные в установленном порядке (например, закон о воинской обязанности и военной службе, о ветеранах, о гражданстве РФ). Федеральный закон, внесённый для обсуждения, считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство депутатов (кроме случаев, оговоренных в Конституции). Затем закон должен быть одобрен в Совете Федерации или не рассматриваться там вовсе (кроме некоторых законов, подлежащих обязательному рассмотрению).
  • Законы — комплексы нормативно-правовых актов, общеобязательные правила, установленные государством (например, закон о защите прав потребителей, закон об образовании, закон о милиции)
  • Классификаторы и номенклатуры — систематизированный перечень каких-либо объектов, каждому из которых присвоен определенный код (например, общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ)
  • Договоры – письменное соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (например, договор дарения, договор аренды, договор купли-продажи). Договор обычно заверяется третьей стороной – нотариусом.
  • Уставы -свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке (например, устав акционерного общества, устав товарищества, устав некоммерческой организации).

    Основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 года № 181 ФЗ (в редакции последующих изменений и… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Законодательство Российской Федерации об охране труда - 1 Законодательство Российской Федерации об охране труда Основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального Закона Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181 ФЗ, других… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ - (legislation of the Russian Federation on the State Service) совокупность законов Российской Федерации о государственной службе Оно состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона. Об основах государственной службы Российской… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - законодательство, включающее в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области… … Профессиональное образование. Словарь

    Законодательство Российской Федерации в области образования - комплекс документов, в который входят Конституция РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Рос. Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.… … Педагогический терминологический словарь

    Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

    Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

    Уголовно процессуальное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно процессуального… … Википедия

    Лесное законодательство Российской Федерации - состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации… … Словарь юридических понятий

    Воздушное законодательство Российской Федерации - состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также… … Словарь юридических понятий

Закон - нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
федеральные законы;
законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
федеральные законы;
федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных и сборов; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
о военном положении;
о чрезвычайном положении;
о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
о изменении статуса субъекта РФ;
о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
о референдуме;
о ;
о судах основного звена;
о Конституционном Суде РФ;
о Верховном Суде РФ;
о Высшем арбитражном суде РФ;
о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных .