Что подразумевается под товарными рынками. Выводы

Рынок -- многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте. Исходя из этого основными элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

Важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.

Потребность -- надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Вполне естественно, что каждое отдельное предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному рынку бессмысленно. Поэтому в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения, предприятие должно определить -- что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности.

Выбор рынка базируется на различных аспектах его структурирования. Поэтому в маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.

Классификация рынков

В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилиу: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

местный (локальный);

региональный (внутри страны);

национальный;

региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);

мировой.

Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.

Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.

Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, связи до страхования, кредитования, образования. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг, -- это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Рынок услуг имеет ряд специфических черт, которые определяют особый подход к маркетинговой деятельности.

В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок -- это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.), своя реакция на появление определенного товара, на рекламу. Поэтому предприятию следует определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, который оно собирается обслуживать.

Оптовый рынок, или рынок предприятий, -- это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 1) рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.

Рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки (производства других товаров), характеризуется крупными, но немногочисленными покупателями, их сравнительной географической концентрацией, организацией закупок с использованием профессионалов (агенты по снабжению, отделы материально-технического обеспечения и т.п.).

Особенностью рынка промежуточных продавцов является то, что он представлен главным образом предприятиями розничной и оптовой торговли. При взаимодействии с предприятиями-посредниками следует принимать в расчет их особенности, связанные со спецификой стоящих перед ними задач.

Рынок государственных учреждений состоит из организаций, осуществляющих закупку товаров для обеспечения выполнения своих функций, обусловленных решением различных социальных, политических и других вопросов. Характерная особенность рынка государственных учреждений (школы, больницы, армия и т.п.) состоит в том, что закупки производятся за счет государственного и местных бюджетов. Значительная доля всех покупок приходится на правительство. Диапазон закупок, осуществляемых от имени государственных учреждений, чрезвычайно широк и включает приобретение продукции, начиная с товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции и заканчивая различными видами вооружений. Еще одной чертой данного рынка, которую необходимо принимать во внимание при взаимодействии с государственными учреждениями, является повышенное внимание и контроль за этой сферой деятельности со стороны общественности.

Таким образом, оптовый рынок имеет большую емкость, чем розничный; он характеризуется сравнительно небольшим числом субъектов, действующих на нем, преобладанием крупных партион-ных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок. Наиболее существенной особенностью, которую стоит учитывать при выходе на рынок предприятий, является тот факт, что от их имени покупки осуществляет конкретный человек, на принятие решений которым оказывает влияние множество факторов, являющихся объектом изучения маркетинга.

Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Последняя определяется условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями и обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.

Закрытый рынок -- это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке доминируют различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

Открытый рынок -- сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними.

В зависимости от конъюнктурной оценки различают следующие рынки: развивающийся, сокращающийся, стабильный, нестабильный, стагнирующий. Каждый из них определяет особенности политики использования финансовых ресурсов и краткосрочных инвестиций. При благоприятной ситуации предприятие реализует атакующую стратегию, вкладывает средства в расширение ассортимента товаров и наращивание объемов их производства. Неблагоприятная конъюнктура ориентирует на оборонительную тактику ресурсосбереже-ния и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка.

Конъюнктурная оценка состояния рынка органично сочетается с качественной. Для более четкого и наглядного представления о классификации рынков по качественной структуре обратимся к рисунку 1.

Рисунок 1. Качественная структура рынка: а -- весь рынок; б -- потенциальный рынок

Потенциальный рынок составляет здесь 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем одного желания недостаточно, необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные же покупатели должны иметь доступ к товарам, способным удовлетворить их потребности. Если перечисленные условия выполняются, можно говорить о действительном рынке. Из числа его покупателей следует исключить тех, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, состояние здоровья) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний на рисунке 1 составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного. Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия товаров, предлагаемых, в том числе, и конкурентами.

Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В нашем примере они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого.

Подобная классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенным размерами продаж, предприятие рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка -- и прежде всего за счет обслуживания его части.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

целевой, т.е. рынок, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;

бесплодный, т.е. не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;

основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;

дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;

растущий, т.е. имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

прослоенный, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения его при определенных условиях в активный рынок (однако он может стать и бесплодным).

Таким образом, проведение классификации по определенным признакам позволяет углубить маркетинговые исследования конкретного товарного рынка, имеющие целью определение условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса на товары и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка его конъюнктуры.

2. Сущность и значение товарной политики

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.

Основная задача товарной политики состоит в разработке направлений оптимизации товарной номенклатуры и определении ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом .

Ассортимент -- набор товаров, формируемый по определенным признакам. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

· для определенной области применения (бытовая радиоэлектронная аппаратура, обувь, одежда и т.д.);

· реализации в конкретных торговых предприятиях (универмаги, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины и т.д.);

Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д.

Вид -- совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Достаточно часто вид товаров определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания -- дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий -- карамель и конфеты -- отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют как общее назначение -- удовлетворение потребностей в ощущении приятного сладкого вкуса, так и индивидуальное -- потребность в разной консистенции.

Разновидность -- совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, например, различают две разновидности карамели -- леденцовая и с начинкой.

Наименование -- совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией производства. Наименование товаров может быть номинальным и марочным .

Номинальное наименование -- именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями (например, хлеб «Бородинский», «Суражский», «Нарочанский» и др.).

Марочное наименование -- (товарная марка) индивидуальное название товара, выпускаемого определенным предприятием (например, игристое вино «Абрау-Дюрсо», автомобили «Мерседес» и т.п.).

Конкретная марка, модель или размер товара, представляемые на рынке предприятием, называются ассортиментными позициями.

Как правило, предприятие предлагает набор взаимосвязанных ассортиментных позиций, который образует ассортиментную группу Совокупность товаров отдельной ассортиментной группы в маркетинге достаточно часто рассматривают как товарный ряд или товарную линию.

Товарная номенклатура включает все ассортиментные группы, предлагаемые конкретным предприятием. Например, для нефтеперерабатывающего предприятия бензин А-76 является ассортиментной позицией. Набор выпускаемых двигательных топлив (бензин А-76, бензин А-93, бензин А-95, дизельное топливо) образует ассортиментную группу «топливо». Товарная же номенклатура предприятия состоит из нескольких ассортиментных групп: «топливо», «масла и смазки», «ароматические углеводороды» и т.п.

В основе товарной политики предприятий маркетинговой ориентации лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой -- положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.

Отсутствие детально проработанной товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые в таких случаях оперативные маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Напротив, хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

При формировании товарной политики предприятия, прежде всего, исходят из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих принципов: синергизма (или внутренней взаимосвязи) и стратегической гибкости (или конгломерата).

Осуществление эффективной товарной политики связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках существующей товарной номенклатуры и, во-вторых, заблаговременно осуществлять разработку новых товаров. Поэтому формирование и реализация товарной политики предусматривает решение принципиальных задач, связанных:

· с управлением ассортиментом товаров;

· разработкой и внедрением на рынок новых товаров;

· товарной маркой, упаковкой, маркировкой;

· организацией сервисного обслуживания товаров.

Предлагаем подробно рассмотреть деятельность товарного рынка. Прежде всего определимся с ключевым понятием - "товарный рынок". Это непростая социально-экономическая категория. Ее сущность можно раскрыть наиболее полно, если рассматривать ее в разных аспектах проявления.

Прежде всего, товарный рынок является сферой товарного обмена. Кроме того, это хозяйственная деятельность, а также система различных организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение того или иного товара от его производителя к потребителю. Эти действия, например, связаны с развитием хозяйственного механизма производства, а также с реализацией товаров, методов и форм продажи, решением по сбыту, формированием спроса, проведением рекламы товаров и т. д. Товарный рынок, таким образом, представляет собой сферу товарного обмена, в которой проявляются отношения купли-продажи различных товаров, а также имеется связанная с их реализацией конкретная хозяйственная деятельность. Перейдем к описанию элементов, которые входят в его состав.

Составные элементы товарного рынка

Следующие составные элементы включают в себя товарные рынки:

  • цена товара;
  • спрос населения;
  • товарное предложение.

Товарное предложение - это масса товаров, которая предназначена для реализации. Производство товаров в той или иной стране, импортные закупки и товарные запасы являются основными его источниками.

Равновесие на товарном рынке

Это ситуация, когда уровень совокупных расходов является достаточным для закупки, произведенной при максимальной занятости ресурсов продукции. Совокупные расходы - это сбережения и потребление населения. Произведенная продукция же зависит от инвестиций различных организаций. Равновесие на товарном рынке - это оптимум стремления экономики, крайне редко достигающийся. Даже если оно на некоторое время возникает, то сразу же изменяются цены, заработная плата и рыночная ставка процента. Затем, вслед за спадом спроса, произойдет крайне незначительный и быстрый спад производства. Это стабилизирует ситуацию.

Основные показатели деятельности товарного рынка

Товарные рынки в своей деятельности характеризуются следующими основными показателями их функционирования.

  1. Емкость . Это максимально возможный в данное время объем реализации товаров, который может быть при данном уровне спроса (платежеспособного), розничных цен и товарного предложения.
  2. Динамика развития конкретных отраслевых рынков отдельной страны , которые составляют вместе единый товарный рынок этого государства.
  3. Немаловажной является также степень диверсифицированности . Следует понимать под диверсифицированностью степень охвата разными видами продукции (по цене и ассортименту) с учетом платежеспособных, этнических и географических особенностей населения той или иной страны.
  4. Реализуемое на рынке качество товара . Под ним подразумевается совокупность присущих товару свойств. Следует учитывать безопасность потребления товара, требования к маркировке, упаковке, существующие экологические нормы, а также наличие послепродажного обслуживания.
  5. Еще один важный показатель, характеризующий товарные рынки - конкурентоспособность тех или иных товаров. Следует понимать под конкурентоспособностью соответствие продукции сложившимся требованиям рынка в данный период.

Классификация товарных рынков по географическому и товарно-отраслевому признаку

Можно классифицировать их по разным характеристикам. Например, по географическому признаку. Можно выделить в соответствии с ним рынки отдельных регионов. Из них каждый может быть представлен как подсистема рынков тех или иных стран, а также их группировок. Товарный аспект не выделяется при данной классификации. Это, по сути своей, совокупные рынки. Они объединяют все отдельные рынки.

Однако существует и другая классификация. В соответствии с признаками товарно-отраслевыми можно выделить рынки полуфабрикатов и сырья, готовых изделий, услуг. В дальнейшем эти группы можно разбить вплоть до уровня рынка какого-то определенного товара. Примеров можно привести множество. Рынок промышленного сырья, в частности, включает в свой состав рынки хромовой, марганцевой, железной руд, проката, стали, стальных труб, платины, никеля, драгоценных металлов, химикатов, алмазов, химических волокон, пластмасс, медикаментов и др.

Особое место, которое занимает нефть и нефтепродукты на рынке

Особое место на рынке топлива принадлежит нефтепродуктам и нефти, так как это биржевой товар, который является предметом торгов, проходящих через нефтяную товарную биржу. Поэтому нефтепродукты можно отнести к "совместной" категории товаров, то есть тот или иной товар из данной категории нельзя получить, при этом не произведя других.

Участники международного рынка нефти

Большое значение для отдельных товарных рынков имеют его участники, которые выполняют определенные функции. На международном рынке нефти, например, ими являются следующие субъекты.

  1. Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, переработкой, добычей и продажей нефти и различных продуктов ее переработки. Многие нефтяные компании, кроме того, торгуют правами на нефтепродукты и нефть: опционами, фьючерсами, обменом на реальный товар фьючерсов. Это, например, такая фирма, как Brish Petroleum Shell.
  2. Независимые торговые компании. Это, например, "Аркадия", "Витол", "Марк Рич". Они работают на реальном и новом видах рынков.
  3. Еще один участник - торговые дома, банки, финансовые инвестиционные компании. Они работают на рынках новых видов. Это, например, Морган Стенлей.
  4. Коллективные и частные инвесторы, специализирующиеся на новых видах рынков. Они стремятся получить выгоду, удачно вложив деньги в опционные и фьючерсные контракты на нефтепродукты и нефть.

Характерные особенности мировых товарных рынков

Рассказывая о мировых товарных рынках, следует отметить их подвижность, большую изменчивость в сравнении с отраслями национальной экономики. Нужно сказать, что мировой товарный рынок реагирует более чутко на новые тенденции спроса и колебания экономической конъюнктуры. Соответственно, его границы более мобильны, эластичны, чем границы соответствующей отрасли. Система мировых рынков более быстрыми темпами эволюционирует, чем отраслевая структура производства, если рассматривать ее в мировом масштабе.

Факторы, влияющие на функционирование мировых рынков

Большое влияние на функционирование различных мировых рынков оказывают следующие факторы:

  • монополизация;
  • регулирование внешней торговли государством;
  • валютно-финансовые факторы.

Скажем пару слов о последнем из них. Сегодня мы наблюдаем резкое увеличение воздействия валютно-финансовых факторов на мировые товарные рынки. Оно особенно усиливается, когда действуют плавающие курсы валют. Следует учитывать то, что товарный и денежный рынок связаны между собой. В ряде случаев существенные сдвиги в курсах валют порождают значительную трансформацию всей международной торговли, а также изменения в обороте товаров между отдельными странами.

На состояние рынков сегодня большое влияние также оказывает все увеличивающаяся монополизация экономики. Ограничения товарных рынков все более увеличиваются. Появляются так называемые замкнутые, существенная часть операций на которых имеет характер трансфертных сделок, может заключаться между очень ограниченным количеством сторон.

Сущность монополии

Само слово "монополия" происходит от греческого термина, означающего "единственный производитель". Это абсолютное преобладание хозяйствующего субъекта в экономике. Такое положение дает ему право единолично распоряжаться ресурсами, а также возможность оказывать определенное давление на своих конкурентов и потребителей и получать устойчивый доход.

Монополия как понятие связывается со структурой рынка, которая возникает, когда некоторый производитель занимает на нем доминирующее положение. Иными словами, взаимозаменяемых товаров или заменителя товара, который он производит, не существует. Это дает возможность ему оказывать решающее воздействие на общие условия товарообращения, а также затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам, которые хотят выйти на региональные или мировые товарные рынки. Монополистом может быть даже небольшое предприятие.

Виды монополии

Монополии можно разделить на следующие виды.

  1. Естественная монополия представляет собой такое состояние товарного рынка, удовлетворение спроса при котором в силу технологических особенностей данного производства эффективнее происходит в отсутствие конкуренции. При этом товары, которые производят субъекты этого вида монополии, нельзя заменить другими в потреблении. Из-за этого спрос на них зависит в меньшей степени от изменения цены, чем спрос на иные виды товаров. Можно отнести к естественным монополиям нефтепроводы, добычу природного газа, электроэнергетическую отрасль и др.
  2. Ограничение конкуренции на товарных рынках может возникать также в случае разрешенной монополии. Она защищена с помощью правовых ограничений. То есть в этом случае доминирующее положение обусловлено решениями местных или федеральных органов управления и власти. Они принимаются в интересах региона или государства на определенный срок под влиянием экономической ситуации, сложившейся на рынке.
  3. Временная монополия - это случаи, когда доминирующее положение хозяйствующий субъект занимает благодаря временному отсутствию конкурентов. Это происходит, когда на рынке появляется новая продукция. В этом случае монополистической деятельности на товарных рынках конкуренты возникают по мере освоения технологии ее производства.

Монополизация на современных рынках

Сегодня рынки бывают отмечены высокой степенью монополизации, если международные монополии играют на них основную роль. Они определяют, по существу, правила игры. Рынок теряет в этих условиях гибкость, а также присущее ему свойство автоматического регулятора цен на товары. Поэтому ограничение монополистической деятельности на товарных рынках в отдельных случаях может быть крайне желательно. Транснационализация монополистического бизнеса значительно влияет на международную торговлю, способствуя возникновению новых ее методов и форм, развитию специфической системы каналов сбыта.

Наличие посредников

Существенная особенность, которую имеют мировые товарные рынки, - это наличие различных посреднических фирм и компаний, специализирующихся на импорте или экспорте отдельных товаров, а также довольно большое влияние, которое они оказывают на рынки. Процесс монополизации, однако, неизбежно затрагивает и их. Это приводит ко все большей централизации систем международного и национального товародвижения, поглощению производителей, традиционно независимых, а также фирм-поставщиков.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Рынок – это сложная система экономических связей и отношений между субъектами, которые участвуют в процессах производства, потребления, распределения или обмена различных товаров и услуг по соответствующим рыночным ценам, сформированным исходя из баланса спроса-предложения, с учетом конкуренции.

Товар - это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен для продажи тем, кто в нем нуждается.

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Составными элементами товарного рынка являются:

· товарное предложение;

· спрос населения;

· цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме. Признаками любой структуры являются: наличие целостности элементов, тесная связь между ними, определенная устойчивость этих связей.

1 .Рынок продавца, 2 .Рынок покупателя,3 .Рынок посредника

Классификация товарных рынков :1.Рынок услуг:(рынок информационного продукта (информационных услуг); рынок инноваций, изобретений; рынок продукта творчества (книги, кинофильмы)).

2. Рынок факторов производства:(рынок производственных зданий и сооружений;рынок орудий труда; рынок сырья, материалов, энергии и иных видов продукции производственного назначения;рынок полезных ископаемых.)

3. Потребительский рынок: рынок продовольственных товаров;рынок непродовольственных товаров;

Функции рынка- посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая.

Товарный рынок выполняет следующие функции:

1. Посредническую : обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

2. Ценообразующую: позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

3. Информационную :рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. Д

4. Регулирующая : является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

5. Санирующая : как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Активно развивается конкуренция среди покупателей. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Главной конкуренцией является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивает­ся под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую среду торгового и другого предпринима­тельства. Он представляет собой сложный социально-экономический механизм, который требует изучения и по­стоянного совершенствования.

Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвя­занных рыночных секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих сек­торов регулируется рыночными механизмами и институтами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

Основу рыночной экономики составляет товарный ры­нок как система субъектов экономики и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера созда­ющего их труда. В рамках товарного рынка протекает про­цесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в раз­личных областях хозяйственной деятельности.

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживаю­щей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокуп­ность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготови­телей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федера­ции на 1998-2005 годы, одобренной постановлением Пра­вительства РФ от 15.06.1998 № 593, товарный рынок рас­сматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организа­ций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью ко­торых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Товарный рынок, в свою очередь, принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предла­гается относить рынок продовольствия, социально значи­мых товаров и лекарственных средств (см.: постановление Правительства РФ от 12.10.1998 № 1190 «О мерах по ста­билизации потребительского рынка Российской Федера­ции»).

Коммерческое право регулирует деятельность оптового товарного рынка. Оптовый товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации то­варов, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих то­вары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности.


Совершенствование структуры товарного рынка осуществля­ется при прямом воздействии права. Имеются различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановле­ния Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений, формирова­нию товарного рынка. Некоторые правовые акты носят разносторонний, комплексный характер.

Так, распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р утверждена «Программа социально-экономического разви­тия Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)». В качестве одного из главных направле­ний Программа предусматривает устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, приве­дение институциональных условий и инфраструктуры рынка в соответствие с потребностями бизнеса, содействие развитию малого бизнеса и другие решения по развитию структуры рынка. Комплекс соответствующих мер предус­мотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10.1997 № 1373 «О реформе предприятий и иных ком­мерческих организаций».

Участники товарного рынка подразделяются на три ос­новные группы: 1) изготовители товара; 2) оптовые торго­вые и иные посреднические организации; 3) розничные тор­говые организации и организации-потребители.

Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем пост­роении каждого из названных видов участников торговой деятельности.