Как узнать депортирован или нет иностранный граждан из российской федерации. Срок депортации из россии За что могут поставить депортацию

Миграционные проблемы, в частности, с мигрантами, нарушающими правила пребывания на территории государства, испытывает большинство развитых стран планеты. Ежедневно тысячи нелегалов пересекают границы благополучных стран в поисках лучшей жизни. Но нарушение миграционного законодательства чревато для них санкциями, и Россия не является в данном случае исключением. В большинстве случаев власти депортируют нарушителей обратно на родину. Рассмотрим по порядку, что такое депортация, к кому она применяется и как происходит.

Понятие депортации

Современное право признает депортацию в качестве одной из видов административной ответственности для иностранцев и , в том или ином виде нарушающих миграционное законодательство страны, в которой они пребывают.

В переводе с латинского языка (лат. deportatio) депортация означает изгнание или высылку, и это нашло отражение в законодательстве большинства стран, применяющих данный вид ответственности.

Так, понятие депортации получило трактовку в ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которой депортация – это принудительная высылка иностранца или апатрида, утратившего законные основания для пребывания на территории России по своей вине или по не зависящим от него причинам.

Стоит отметить, что правовое определение в зависимости от страны и особенностей ее законодательства может отличаться. Например, согласно закону Польши «Об иностранцах» от 13.06.2003, депортация – это решение о добровольном или принудительном выдворении иностранца за пределы страны.

Похожие формулировки содержит Закон “Об иностранцах в Республике Болгария” от 11.11.1998 и Закон № 326/1999 “О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики”.

Но, несмотря на возможные различия формулировок, депортация из Европы, в том числе и , происходит по общим правилам и основаниям, предусмотренным внутренним законодательством стран. Аналогичная трактовка депортации содержится в большинстве других стран мира, в том числе странах Северной Америки и США.

Сам порядок ее проведения в большинстве случаев может разниться: отличия могут касаться процедуры высылки, органов, принимающих решение о ней, порядка обжалования и так далее. При том депортацию из страны практически всегда сопровождает временный или постоянный запрет на въезд в нее в будущем.

Несмотря на схожесть процедур и, казалось бы, общую правовую природу, депортацию следует отличать от .

Отличие депортации от выдворения

Отдельные ученые-правоведы отождествляют понятия депортации и выдворения, но такая точка зрения ошибочна. Во-первых, потому, что административное выдворение, по крайней мере, российским правом рассматривается в качестве непосредственно административного наказания, предусмотренного ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях, в то время как депортация – лишь мера ответственности.

Так, депортация иностранца из страны применяется в случаях отсутствия законных оснований для дальнейшего пребывания. Выдворение же как вид наказания применимо даже при наличии оснований для законного пребывания иностранца, но в случае совершения им какого-либо правонарушения. Лица выдворяются за пределы государства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности и так далее.

Во-вторых, решение о депортации применяется миграционными органами, а выдворение в большинстве случаев назначается судом. В-третьих, отличается и сама процедура: депортация всегда принудительна, а исполнение выдворения возможно и самостоятельно.

Основания для депортации

Поскольку депортация лица без гражданства или гражданина другого государства – это вид ответственности, регулируемый каждой страной отдельно, то и основания для нее в каждой стране могут отличаться. Вместе с этим, так как депортация – это аспект международного права, основания для ее проведения всегда отвечают общим принципам. Как уже было сказано, депортация всегда производится в случаях утраты или прекращения законных оснований для пребывания в стране.

Учитывая это, можем выделить основные причины депортации, по которым иностранцев могут выслать из России, США и множества других:

  • нарушение правил въезда в страну: предъявление поддельных документов, незаконное пересечение государственной границы, в том числе за пределами пункта пропуска и иные нарушения при въезде;
  • нарушение условий пребывания: , правил временного пребывания или постоянного проживания по , нелегальное трудоустройство или трудоустройство по , нарушение условий обладания грин-кард (для США), неуведомление о смене места жительства, отсутствие или принятие решения о нежелательности пребывания в стране, нарушение других миграционных требований законодательства страны-пребывания;
  • прекращение оснований для пребывания в стране: окончание или аннулирование визы, права на временное проживание, вида на жительство, трудового патента и иных оснований для законного нахождения в стране;
  • совершение административных проступков: депортация за административные правонарушения практикуется в странах Евросоюза, в том числе Шенгенской зоны, США и многих других странах. В частности, в США также предусматривается депортация и за уголовные преступления. В России же за административные правонарушения предусмотрено выдворение, депортация в данных случаях не применяется;
  • посещение одной из стран ЕС по визе другой страны: распространены случаи, когда миграционные органы европейских стран депортируют гражданина, посетившего ее по визе другой страны (например, Франции по польской визе с отметкой польской пограничной службы);
  • аморальное поведение: в странах Ближнего Востока им может быть признано распивание алкоголя в неустановленных местах, в Китае – посещение борделей.

Рассмотрев основные причины, за что могут депортировать, считаем целесообразным также рассмотреть ситуации, когда депортация невозможна.

Кого депортировать нельзя

Несмотря на весьма широкий спектр оснований, которыми Россия, страны Шенгенской зоны, США и другие могут обосновывать решение о депортации, высылка отдельных категорий лиц все же запрещена международным законодательством. Во-первых, это все без исключения граждане страны – согласно положениям протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека, никто не может быть выслан и никому не может быть запрещен въезд в страну гражданской принадлежности. Проще говоря, россиян не могут выслать из России, а итальянцев из Италии.

Во-вторых, согласно ст. 7 Римского статута международного криминального суда, принудительное перемещение населения признается преступлением против человечности и влечет международную ответственность. Речь идет о запрете на депортацию целых коренных народов и национальных меньшинств.

Кроме этого, международные правила не позволяют депортировать:

  • лиц, ходатайствующих о получении , просящих временного или политического убежища – до окончательного рассмотрения ходатайства, в том числе его обжалования;
  • лиц, которые были признаны беженцами или которым предоставлено убежище, в том числе политическое – до окончания срока действия гуманитарного статуса;
  • лиц, утративших один из вышеуказанных гуманитарных статусов, при условии, что их высылка в страну исхода невозможна по причинам гуманности – если существует риск расовых, религиозных, политических и иных преследований;
  • лиц, имеющих дипломатический или консульский иммунитет.

Процедура депортации

Вот как происходит депортация: все начинается с нарушения мигрантами требований и норм законодательства и обнаружения этих проступков правоохранителями или миграционной службой, функции которой, например, в России исполняет ГУВМ МВД, а в США – Immigration and Customs Enforcement.

В России процесс высылки регулируется ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» и ФЗ «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ».

Согласно ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», в случае прекращения оснований для законного пребывания иностранец обязан покинуть страну в течение трех дней, иначе последует депортация.

Как правило, после обнаружения нарушителя миграционных правил он доставляется в правоохранительные органы «до выяснения всех обстоятельств». Далее, после уточнения ситуации, нарушители помещаются в так называемое специальное учреждение миграционных органов для содержания лиц, подлежащих депортации. Там иностранец будет находиться до тех пор, пока должностные лица будут рассматривать его вопрос и непосредственно до реализации ими принятого решения. Если лицо помещается в учреждение на срок больше двух суток, на это должно быть судебное решение.

Кто принимает решение

Разберемся, кто принимает решение о депортации. В большинстве случаев таким должностным лицом считается руководитель территориального миграционного органа, выявившего мигранта. В России это начальник территориального управления ГУВМ. По его указанию другие должностные лица органа осуществляют подготовку документов, направление необходимых запросов и решают другие организационные вопросы. Итоговое решение о депортации оформляется постановлением миграционного органа. В некоторых случаях, когда того требует процедура, такое решение согласовывается с другими государственными структурами.

Возможные варианты

Помимо общих случаев, необходимо отметить, что высылка возможна уже из аэропорта. Например, когда миграционные органы страны, в которую прибыл иностранец, обнаруживают у него просроченную визу, запрет на въезд и иные основания. В таком случае лицо, которое прибыло на территорию страны незаконно, подлежит высылке прямо из аэропорта. Решение и в этом случае принимает руководитель миграционной службы.

Несколько другой порядок предусмотрен для иностранцев, отбывающих уголовное наказание на территории другой страны. В их отношении применяется депортация после отбытия наказания.

Однако решение о депортации в отношении таких лиц принимается не автоматически, а лишь после принятия Минюстом решения о нежелательности нахождения субъекта на территории РФ. Согласно приказу Минюста РФ и ФМС N 225/240 от 7 октября 2008 года, при поступлении такой информации миграционные органы принимают решение о высылке, о чем уведомляют администрацию учреждения, где иностранец отбывает наказание.

Когда имеет место уголовный штраф или иное наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы, высылка, согласно ч. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», возможна лишь после того, как наказание будет отбыто. То есть после погашения штрафа, отработки обязательных работ и иного наказания, предусмотренного приговором суда.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством стран, допустима реадмиссия. Она осуществляется на основании международных договоров и соглашений, подписанных между странами, и также является одним из видов принудительной высылки лиц, которые подлежат депортации. Ее особенность в том, что при наличии международного соглашения депортированными в конкретную страну могут быть не только ее граждане, но и граждане других государств, которые прибыли из этой страны. Решение по таким лицам также принимается руководством миграционных органов.

Не следует путать реадмиссию с экстрадицией. Экстрадиция – это выдача по решению суда иностранца другому государству, где он нарушил закон, и с депортацией не имеет ничего общего.

Уведомление о депортации

После вынесения соответствующего решения миграционный орган направляет уведомление о его принятии в Министерство иностранных дел страны, которое, в свою очередь уведомляет об этом МИД той страны, в которую лицо будет депортировано (ч. 7,8 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Кроме того, многие страны ЕС практикуют также уведомление принимающей стороны – организаций и граждан, пригласивших депортируемого.

Что касается самого иностранца, то его уведомление осуществляет уполномоченный на то сотрудник миграционного органа. В документе, удостоверяющем личность гражданина за границей, в зависимости от законодательства той или иной страны могут быть проставлены соответствующие отметки. Так выглядит депортация в паспорте, поставленная миграционными органами республики Беларусь.

Но далеко не все страны ставят в паспортах отметки о депортации. В ряде стран, что особенно распространено в Восточной Европе, процедура предполагает внесение в паспорт штампа о запрете на въезд. Так он выглядит в Украине.

Как правило, срок запрета составляет от 3 до 10 лет. То, на сколько лет устанавливается запрет, зависит от оснований депортации и особенностей законодательства запрещающей въезд страны. Обратим внимание, что страны Шенгенской зоны, помимо внесения отметки в паспорт, вносят соответствующую информацию в Шенгенскую информационную систему (SIS), так что проблемы с запретом не решит.

Способы депортации

В подавляющем большинстве случаев депортация иностранцев за территорию страны предполагает принудительную высылку, в том числе сопровождение нарушителя под конвоем на рейс, отправляющийся в его страну. Такой контроль предусмотрен во избежание дальнейших нарушений условий пребывания на территории страны.

Однако отдельные государства предусматривают и добровольный контролируемый выезд граждан, в отношении которых принято решение о высылке. Таким лицам предоставляется срок для самостоятельного выезда. В случае его нарушения запускается процесс принудительной высылки.

За чей счет происходит высылка

По общим правилам, в том числе и в России, высылка депортируемого гражданина за пределы страны осуществляется за его счет (ч. 5 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Однако если у него такие средства отсутствуют, высылка осуществляется за счет:

  • пригласившего его органа, в том числе международной организации или работодателя;
  • пригласившего его физического лица;
  • консульства или дипломатического представительства страны его происхождения.

Если приглашающую сторону определить не удалось, а финансирование высылки со стороны дипломатических представительств невозможно, выделение средств осуществляет государство пребывания.

Пройдите социологический опрос!

Проверка депортации и оснований для запрета на въезд

Посещение иностранного государства часто связано с весьма существенными расходами, возместить которые в случае обнаружения запрета на въезд и последующей депортации не удастся. К сожалению, для поездки в страны Шенгенской зоны наличие запрета в базе SIS при помощи интернета узнать не удастся. Однако такую информацию можно получить посредством направления официального запроса в миграционные страны или же сделав такой запрос через посредников.

Многие другие страны предоставляют такую информацию онлайн. Например, в России в 2019 году ее можно получить с помощью электронных сервисов ГУВМ. Для этого необходимо:

  1. Перейти на официальный сайт ГУВМ МВД .
  2. Перейти в раздел «Полезные сервисы МВД России».
  3. Перейти в раздел «Сервисы по вопросам миграции».
  4. Пролистать вниз и перейти в раздел «Проверка наличия оснований для неразрешения въезда на территорию РФ».
  5. Заполнить все предусмотренные разделом поля.


  6. Нажать кнопку «Отправить запрос».

Обратим внимание, что ответ на такой запрос будет носить справочный характер. Для получения достоверной информации рекомендуется обратиться в территориальное подразделение ГУВМ. В случае обнаружения запрета рекомендуем обратиться к юристам, которые помогут ускорить депортацию или произвести обжалование принятого решения.

Отмена депортации

Если, по мнению депортируемого гражданина, решение о высылке принято незаконно, он имеет право его обжаловать в судебном порядке. Российское законодательство предоставляет для этого три месяца с момента, когда лицу было сообщено о высылке. Порядок обжалования предусматривает подачу административного иска в суд по месту нахождения миграционного органа.

Чтобы лично мог участвовать в процессе, суд вправе приостановить процесс депортации на период рассмотрения иска. Если по результатам рассмотрения будет выявлено, что миграционное законодательство соблюдено, а полномочия сотрудников ГУВМ превышены, суд отменит решение о депортации.

Если же суд не признает доводы сторон и откажет в иске, мигранту придется покинуть страну. Однако по истечении срока запрета на въезд он снова сможет приехать в это государство, за исключением случаев, когда применена бессрочная депортация.

Заключение

Депортацией считается один из видов принудительной высылки иностранных лиц, не имеющих законных оснований для пребывания в стране или утративших их. Решение о процедуре принимается руководством миграционных органов. Депортация может быть применена как непосредственно при въезде на территорию государства, так и после длительного пребывания на ней. Депортируемые лица до непосредственной высылки содержатся в специализированных учреждениях. Если они считают принятое решение незаконным, оно может быть обжаловано в суде.

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.


Множественное гражданство
Иностранное гражданство
Лицо без гражданства
Постоянное проживание
Временное проживание
Временное пребывание Дополнительные статусы Беженец
Трудящийся-мигрант
Сопутствующие понятия Натурализация
Визовый режим

История возникновения термина

В историческом значении депортация во Франции не применяется с 1880 года .

От депортации следует отличать другие виды ссылки, применявшиеся во Франции: транспортацию (комплексное наказание в виде каторжных работ со ссылкой в Гвиану и другие заокеанские территории Франции) и релегацию (дополнительное наказание в виде ссылки, применявшейся к более опасным рецидивистам после отбытия ими наказания в тюрьмах метрополии).

Депортация гражданского населения

Депортация франко-акадцев

Депортация франко-акадцев - массовая кампания депортации и геноцида французских и франко-акадских поселенцев , проведённая британцами при официальной поддержке властей. Депортация и геноцид затронули франкоязычных жителей бывших французских территорий (Акадия и Новая Шотландия) в Атлантической Канаде, перешедших под юрисдикцию Великобритании . Всего с по по приказу британского губернатора Чарльза Лоренса было депортировано свыше 10.000 человек, более половины из которых погибло в трюмах кораблей, перевозивших их в тюрьмы США (тогда британской колонии) и на Мальвинские острова .

Изначально кампания была прозвана «Великий переполох». Термин депортация стал применяться в более позднее время.

Депортация в СССР

Депортация народов представляла собой насильственное переселение граждан по национальному признаку в отдалённые районы СССР.

Ответственность за депортацию гражданского населения

Депортация

В соответствии с Протоколом № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , никто не может быть выслан с территории государства, гражданином которого он является и никакому гражданину не может быть запрещён въезд на территорию своего государства.

Согласно статье 7 Римского статута международного уголовного суда от 17 июля 1998 года «депортация или насильственное перемещение населения» относятся к числу преступлений против человечества и влекут международную уголовную ответственность .

Депортация в современном праве

В настоящее время термин депортация является синонимом административного выдворения и означает вид административного наказания, применяющегося исключительно в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и заключающегося в их контролируемом добровольном выезде или принудительном выдворении (в том числе под конвоем) за пределы страны пребывания.

Однако необходимо отметить, что вопрос о тождественности понятий выдворение и депортация в современной российской науке является дискуссионным, и по мнению большей части ученых отождествление данных понятий является ошибочным. При этом необходимо отметить что, трудности в разграничении данных понятий возникают у ученых осуществляющих исследования правового обеспечения в сфере миграции, в то время как ислледующих правовые режимы въезда в РФ и выезда из РФ, а также Охраны Государственной границы, в рамках обеспечения государственной безопасности, в том числе и иммиграционной, подобных трудностей не возникает так как они, в основном своем большинстве, придерживаются мнения изложенного в разделе выдворение .

Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации
(абзац 16 части 1 статьи 2 федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ)

Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.
Статья 6.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Депортация осуществляется исключительно по основаниям, предусмотренным в соответствующих законодательных актах. Основаниями для депортации могут служить незаконный въезд иностранцев, нарушение правил пребывания в стране, либо совершение какого-либо другого административного правонарушения, а также утрата или прекращение законных оснований для дальнейшего нахождения иностранца в государстве въезда.

В соответствии с Протоколом № 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 1) иностранец, на законных основаниях проживающий на территории государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом. При этом он должен иметь возможность:
а) представить аргументы против своей высылки;
б) пересмотра своего дела, и
в) быть представленным компетентным органам.

  • обратившихся с ходатайством о признании беженцами либо о получении убежища до окончания рассмотрения их ходатайства;
  • признанных беженцами или получивших политическое убежище;
  • получивших отказ в признании беженцами либо в предоставлении убежища, утративших статус беженца или лишенных статуса беженца и которые не могут быть высланы против их воли на территорию государства, где их жизни или свободе угрожает опасность преследований по признакам расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • сотрудникам дипломатических и консульских учреждений, прочим лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом.

Высылка

У этого термина существуют и другие значения, см. Высылка (значения).

В случае, когда депортация невозможна (не имеется оснований для её проведения), иностранец может быть выслан из принимающего государства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан государства и других лиц.

Решение о высылке принимается органами внутренних дел или органами государственной безопасности.

В отличие от депортации, высылка не является наказанием за административное правонарушение. Высылка может осуществляться в рамках процедуры экстрадиции .

Запрещается коллективная высылка иностранцев.

Запрет въезда

В отношении высланных или депортированных лиц органом, осуществлявшим депортацию или высылку может устанавливаться запрет на повторный въезд этих лиц в депортировавшее государство. Срок запрета на въезд устанавливается исходя из обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации или высылке, и иных обстоятельств, характеризующих личность иностранца, а также связанных с его пребыванием на территории государства.