Парадигма, предмет и структура социологического знания. Парадигмы современной социологии

Основные парадигмы социологии

Прежде всœего, крайне важно указать, что парадигма - ϶ᴛᴏ совокупность базовых положений и принципов, лежащих в базе какой-либо теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин ʼʼпарадигмаʼʼ ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определœения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всœеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять базовых парадигм: функционализм, теория конфликта͵ теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. При этом крайне важно остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта͵ основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователœей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

При этом не всœе конфликты играют в обществе позитивную роль, в связи с этим на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы состоит по сути в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в данном и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др.
Размещено на реф.рф
Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелœем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителœей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всœего стремлением обосновать разрыв ʼʼтрудаʼʼ и ʼʼинтеракцииʼʼ в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всœех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. При этом сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще крайне важно отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о ʼʼмультипарадигмальнойʼʼ науке.

Основные парадигмы социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные парадигмы социологии" 2017, 2018.

Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

Классическая

(Конт, Дюркгейм, Сорокин, Вебер, Теннис, Зим мель, Спенсер, Маркс, Гид- дингс и др.)

Позитивизм, марксизм, эволюционизм, веберианство

Общество как целостная система; как социальный организм, независимый от человека

Изучение социальных фактов, социальных структур, социальных институтов. социальных действий и взаимодействий в статике и динамике

Неоклассическая

(Парсонс, Мертон, Козер, Дарендорф, Коллинз, Миллс, Маркузе, Алекса ндер и др.)

Неопозитивизм, неомарксизм, неоэволюционизм, неовеберианство, структурный функционализм, неофункционализм, радикально-критические теории, теории конфликта

Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно организованных акторов

Обновление идей позитивизма, марксизма, эволюционизма, функционализма на основе нелинейного рассмотрения общества и его структур

Постклассическая

(Луман, Валлерстайн, Белл, Турен, Айзенштат, Райт, Коэн, Гидленс, Ритиер и др.)

Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриального общества, постиндустриального общества, глобализации

Общество как сфера интеракции, коммуникации, социальных институтов и солидарности

Новая системная трактовка общества с позиций макросоциологического анализа

Неклассическая

(Мид, Блумер, Гоффман, Ше- лср, Шюи, Бергер, Лукман, Гар- финкель, Сику- ред, Ливингстон, Хоманс, Блау, Эмерсон и др.)

Символический интер- акционизм, феноменология, этнометоло- логия, теория обмена

Общество как конструкция непрерывно меняющейся реальности агентами, которые и производят социальные изменения

Изучение процесса конструирования человеком меняющегося социального мира

Постнеклассическая

(Ритцер, Гидденс, Бурдьс, Хабермас, Штомпка, Деррида, Фуко, Джеймсом, Бодрийяр, Коннел, Хартманн и др.)

Интегративные концепции, теория коммуникативного действия. постмодернизм, феминистская социология

Общество как единство социальных структур и активных действий личности

Изучение интегративных процессов в различных типах социума

Появление и институционализация в социологическом знании различных парадигм и теорий связаны с поиском учеными адекватного методологического инструментария для изучения и объяснения социальной реальности, которая по-разному интерпретируется исследователями.

В связи с этим А.В. Лубский отмечает: «Смысл методологической установки, связанной с плюралистической интерпретацией изучаемой реальности, состоит в том, что по отношению к предмету научного исследования можно сформулировать множество исследовательских задач, приоритетность которых зависит от методологического выбора исследователя. Однако по отношению к определенному классу исследовательских задач применяется, как правило, свой специфический способ их решения, давший в рамках определенной познавательной парадигмы необходимый научный результат».

В классификации социологических теорий, предложенной С.А. Кравченко, критерием выступает способность их теоретико-методологического инструментария анализировать усложняющуюся социокультурную динамику общества. В соответствии с данным критерием — способностью теории отражать увеличение динамической сложности общества — он выделил пять поколений социологической теории, которым соответствуют пять типов социологических метапарадигм.

Первое поколение — теории, образующие позитивистскую метапарадигму, в рамках которых общественное развитие рассматривается как эволюционно-линейное и может быть объяснено с привлечением одного и того же теоретико-методологического инструментария. Представителями данной метапарадигмы являются первые социологи — Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс.

Второе поколение представлено теориями, которые в совокупности образуют интерпретативную метапарадигму, основывающуюся на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир и множество возможностей развития. Поскольку обстоятельства субъективны, а сам исследователь не абсолютно беспристрастен, не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий и совокупность событий, образующих по существу социальную жизнь, не может, согласно Веберу, интерпретироваться как «социологические факты или закономерности».

Третье поколение — теории, интерпретирующие общественное развитие с позиций усложняющейся функциональной динамики, ускоренной дифференциации. Им соответствует интегральная метапарадигма, постулирующая культурный плюрализм и предлагающая интегральное использование каналов познания и различных уровней анализа (макро- и микросубъективный, макро- и микрообъективный). В рамках данной парадигмы ее сторонниками (Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) признается возможной и даже необходимой интеграция, казалось бы, несовместимых парадигм.

Четвертое поколение представляют теории, анализирующие современное общество как с институциональных позиций, так и индивидуальных. В совокупности они образуют рефлексивную метапарадигму модерна, которая исходит из крайнего динамизма картины мира, глобальности пространства, размывания культурно-территориальной идентичности и смены самоидентификаций.

Пятое поколение представляют теории, ориентированные на изучение нелинейной социокультурной динамики, которую активно и декларируют, а также процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка и хаоса. Эти теории образуют нелинейную метапарадигму постмодерна, в рамках которой саморазвитие десоциализирующегося социума провозглашается естественным, а сам социум обозначается как основанный на упорядоченном хаосе.

Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социологии, сформированный на протяжении становления социологии как науки и ее развития, все теории являются современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику.

Таким образом, социология представляет собой полипарадигмальную науку, фундаментом которой служат теории и концепции классической социологии.

    Понятие «парадигма » в социологии.

    Макросоциологическая парадигма.

    Микросоциологическая, интерпретативная парадигма (модель «социального действия и процесса»).

    Проблема мультипарадигмальности в социологии.

    Интегративные теории.

    Теоретическая социология как «дискурсивная парадигма».

1. Понятие «парадигма» в социологии

Структура и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учёта того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности, в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами , которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на вопросы:что ,как изачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: социология позитивизма, исторический материализм, интерпретативная социология феноменологическая социология и др.

Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам .

Понятие «парадигма » (от лат.paradeigma – пример, образец) было введено американским историком и социологомТомасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций » (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентными для того, чтобы на длительное время привлечь группу сторонников и в то же время достаточно открытыми, чтобы новые поколения учёных могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы, требующие решения.

Парадигма включает в себя:

    общие представления о предмете исследования , его принадлежности кобществу ,человеку ;

    способы познания , которые являются необходимыми, обязательными и эффективными;

    технику исследования , т.е. конкретныепроцедуры;

    понятийный аппарат , описывающий предмет.

Парадигма претендует на универсальность описания иобъяснения исследуемых явлений и процессов. Парадигма опирается на труды классиков и использует концепции применения данной парадигмы.

Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций . Смена парадигмы приводит к тому, что учёные видят мир своих исследовательских проблем в ином свете.

Парадигма в социологии – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательской задачи.

В социологии (как, впрочем, и в ряде других наук) парадигмы всегда включали в себя несколько теорий и их разновидностей, очевидно, поэтому «социальное » имеет гораздо большее многообразие проявления взаимосвязей изучаемых ими предметов и явлений, не носит столь жёсткого характера. Кроме того, могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что проявляется в своеобразии методики и техники исследования.

Следовательно, каждая социологическая парадигма избирательна в плане оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не даёт всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный и частичный вклад в его понимание. Каждая парадигма характеризуется также приоритетностью рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа поведения людей.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие группы.

Первую группу образуют структурно-функциональные и конфликтологические парадигмы (илимакросоциологические парадигмы).

Вторую группу парадигм составляют интерпретативные концепции микроуровнего изучения человеческого поведения (микросоциологические парадигмы).

Третья группа – интегральные (объединительные) парадигмы (мультипарадигмальность ).

Что касается последней группы парадигм, то идею мультипарадигмальности (или полипарадигмальности) впервые обосновал в середине 70-х годов XXвека известный американский социологДжордж Ритцер .Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с новой. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являютсясоциальные феномены . Напомню, чтоконцепция – это научная теория в определённой отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, гипотезами и методами, описывающая и объясняющая какую-либо часть человеческого мира.

Специфика социологии как научной дисциплины заключается в том, что в ее рамках сосуществует несколько конкурирующих подходов к объяснению общественных процессов и явлений. Поэтому социологию называют мультипарадигмальной наукой. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) используют в философии науки для объяснения закономерностей формирования научных представлений, теорий и методов. Данное понятие известно со времен античности. Однако, широкое распространение оно приобрело после работ американского философа и историка науки Томаса Куна (1922-1996).

Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Данная дефиниция, как отмечает сам Т. Кун, предполагает двойное прочтение. Согласно своему первому смыслу, парадигма представляет собой один из решающих факторов формирования и функционирования научного сообщества . Такое понимание сути «парадигмы» Кун назвал социологическим. Здесь наше внимание сосредоточено не на объекте изучения, а на субъекте научного познания – научном сообществе.

Второе значение термина «парадигма», по Т. Куну, – образец (пример) решения проблем . Такой образец представляет собой удачное решение сложной проблемы, появившееся на определенной стадии развития данной научной дисциплины. Впоследствии этот образец позволяет быстро и эффективно разрешать сходные затруднения. С этой точки зрения парадигма является своеобразным руководством для решения проблем определенного класса.

Таким образом, понятие парадигмы позволяет соединить изучение объективного и субъективного аспектов знания, помогает понять не только, что и как исследует ученый, но и почему он в качестве объекта своего изучения выбрал определенный фрагмент реальности. Все это способствует формированию целостного представления о процессе роста научного знания.

В социологическом словаре, составленном Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б.С. Тернером, утверждается, что в социологии термин «парадигма» несколько размыт и является синонимом понятия «социологическая школа». Дж. Масионис полагает, что социологическая парадигма – это исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования.

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает определение социологической парадигмы, предложенное профессором В.А. Ядовым. Он пишет, что «парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть "социальное"? (б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы». Данное определение, по нашему мнению, наиболее полно отражает суть описываемого явления.



Приняв определение В.А. Ядова в качестве базового, проанализируем основные социологические парадигмы в трех ракурсах. Во-первых, рассмотрим парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус социологии и отделяющие ее от других сфер знания. Во-вторых, выделим парадигмы, проводящие существенные различия между стадиями в развитии социологии. И, в-третьих, раскроем суть парадигм, которые дифференцируют современные социологические научные сообщества.

Парадигмой, явившийся «индикатором» самостоятельности социологии, фактором, отделившим социологическое знание от философского, стал позитивизм (от лат. positivus – положительный). Его появление неразрывно связано со становлением социологии как науки. Исходные принципы позитивизма были сформулированы «отцом» социологии О. Контом (1798-1857) в первой трети XIX века в противовес спекулятивному умозрительному теоретизированию. Цель позитивизма заключалась в создании новой системы знания об обществе на основе законов и методов естественных наук. О. Конт считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. Позитивисты призывали отказаться от абстрактных рассуждений об обществе и ратовали за создание такой «позитивной» социальной теории, которая соответствовала бы всем основным параметрам естественно-научной теории.



Позитивизм был господствующей парадигмой в период ранней классики. На его основе строились практически все социологические теории. Поздняя классика ознаменовалась появлением антипозитивистской традиции, которая не представляет собой парадигму в истинном смысле этого слова. Антипозитивизм в социологии вбирает в себя целый ряд различных теорий и концепций: психологическая социология, формальная социология, неокантианская традиция, социология М. Вебера и др. Несмотря на многочисленные отличия, существующие между упомянутыми подходами, все они едины в своей критике позитивизма, в протесте против признания естествознания эталоном научности.

Послевоенная социология характеризуется широким разнообразием социологических школ и направлений. Однако, статуса парадигмы, по нашему мнению, заслуживает лишь структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Структурный функционализм на несколько десятилетий превратился в локомотив развития социологической науки. В его рамках было создано множество теорий и концепций, описывающих и объясняющих основные структуры общественной жизни и функции этих структур.

В преддверии того, что мы называем новейшей социологией, структурный функционализм впал в глубокий кризис. Оказалось, что анализ общественных структур на макроуровне, демонстрирующий свою эффективность в послевоенные годы, теряет из виду самое главное – человеческую жизнь. Восполняя этот пробел, многочисленные формы интерпретативной социологии (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм и др.) постепенно приобрели статус парадигм. Структурный функционализм, имея огромный потенциал, не исчез, а трансформировался в неофункционализм.

В современной социологии отсутствуют общепризнанные критерии выделения социологических парадигм, а, следовательно, нет и их единой классификации. Широкое распространение и признание значительной части научного сообщества получила точка зрения по этому вопросу американского ученого Дж. Ритцера. Он выделяет в западной социологии три основные парадигмы:

1) «фактуалистская парадигма» (парадигма социальных фактов), куда он включает структурный функционализм и конфликтологический подход;

2) «дефиниционистская парадигма» (парадигма социальных дефиниций, или определений), в которую входят символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология);

3) парадигма социального бихевиоризма (концепция социального обмена и бихевиористская социология).

Согласно парадигме социальных фактов нужно изучать объективную реальность. Социальные факты, по мнению одного из родоначальников этой парадигмы Э. Дюркгейма, имеют два главных признака: они существуют вне и независимо от индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Общество предшествует индивиду и определяет его поведение.

Сторонники парадигмы социальных дефиниций считают, что общество – это не объективная, а субъективная реальность. Акторы создают его путем своих действий и взаимодействий, а также посредством определения социальных ситуаций. Знаменитая «теорема Томаса» (один из постулатов символического интеракционизма) гласит: «если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Иными словами, то, как мы воспринимаем действительность, важнее, чем сама эта действительность.

Социальные бихевиористы также анализируют социальную реальность, исходя из межиндивидуальных взаимодействий. Эти взаимодействия рассматриваются как реакции на внешние раздражители (стимулы). Важную роль в человеческих взаимоотношениях играют награды и поощрения. Одно из фундаментальных стремлений индивида – это стремление к обмену.

Другой американский теоретик Дж. Александер считает парадигмами марксизм, социологические теории конфликта, обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм, концепцию культуры в герменевтической традиции и этнометодологию. Английский ученый Э. Гидденс в качестве парадигм классической социологии рассматривает концепции О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Среди современных социологических теорий статуса парадигм, по его мнению, заслуживают структурализм, функционализм, марксизм, теорию конфликтов, символический интеракционизм.

В.А. Ядов предложил следующую классификацию социологических метапарадигм и связанных с ними предпосылок и следствий (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социологические метапарадигмы, по В.А. Ядову

Этапы развития науки Научная картина мира Критерий научности Что есть обще­ство Критерий обосно­ванности знания
Классическая наука Мир не зави­сим от нас. Надо вы­явить его свойства и законы раз­вития Воспроизводи­мость знания путем приме­нения той же методологии Целостная сис­тема Стройная непро­тиворечивая тео­рия
Постклассика – модерн Мир объек­тивен, но ученый не может адек­ватно его от­разить В физике – принцип до­полнительно­сти. Понимаю­щая социоло­гия Социальные взаимодействия Подтверждение предсказанного и ранее не наблю­давшегося
Постпостклас­сика. Наука на­шего времени (граница ХХ-ХХI вв.) Мир в посто­янном изме­нении Ясность исход­ных посылок и методологии. Дискурс в на­учном сообще­стве Конструкции не­прерывно ме­няющейся ре­альности аген­тами, которые и производят со­циальные изме­нения Неоднозначность, то есть множест­венность объясне­ния изучаемых процессов (фено­менов)

Как утверждает современное науковедение, любая наука достигает зрелости, т.е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус.

Согласно концепции развития науки, тот или иной качественный этап этого развития — результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции науки является понятие парадигмы. Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.

В нашем изложении мы исходим из понимания парадигмы как совокупности философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки, в нашем случае — социологии. В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, принципы и подходы, например, концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма. Приверженность тех или иных ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого.

Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм: во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.д.); во-вторых, парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки (например, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм в социологии); в-третьих, парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии).

Если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и потому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом. Это монопарадигмальный статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой и старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм.

Понятие «парадигма» шире по объему, чем понятие «теория». Любая парадигма, кроме указанных ранее элементов, включает в свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки, которые, во-первых, позволяют содержательно отличать данную парадигму от другой и, во-вторых, могут служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы. В социологии такими категориями являются «общество», «культура», «личность», «социальное поведение», «социальные группы», «социальные институты», «социальные организации», «социальные факты» и др.

Теория — это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. В теории, таким образом, выделяются: во-первых, основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; во-вторых, система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; в-третьих, вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.

В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория — это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

Критериями разграничения парадигм социологии (с многовариантным парадигмальным статусом) выступают содержательно отличные друг от друга основные социологические категории и соответствующие им структурные элементы социальной реальности, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу последней.

Философское и общенаучное обоснование парадигмального статуса той или иной науки, будучи, в конечном счете, определяющим, в то же время не является достаточным. И тут в действие вступает другой уровень обоснования — метатеоретический. (Дополнительно)

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах. Начало этого пути было обусловлено трудами К. Маркса (Германия), Г. Спенсера (Великобритания), О. Конта, Ф. Ле Пле (Франция), Ф. Тенниса, Г. Зиммеля (Германия), У. Самнера, Л. Уорда (США), Н.Я. Данилевского (Россия) и др. Затем, так и не достигнув одновариантного, монопарадигмального статуса, минуя статус парадигмального дуализма, а также сложный исторический период быстрого становления и упадка многочисленных школ и направлений, социология перешла к многовариантному, полипарадигмальному статусу. Сложились и завоевали признание четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма.

Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении — к дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».

Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий.

Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий.) Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому для нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Дж. Тернера, - это проблема социального порядка. Вторая проблема уровней социальной реальности получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм — парадигмы «социального порядка» и «интегративной социальной парадигмы».

Идея организации структуры социологического знания вокруг ее центральных проблем не лишена здравого смысла. Нельзя недооценивать роли сложившихся или формирующихся социологических парадигм и теорий в развитии социологии. Социологические парадигмы обосновывают наличие и значение различных основных элементов социальной реальности. Социологические теории дают интерпретацию взаимодействий различных комбинаций этих элементов и раскрывают их значение (с большей или меньшей степенью обоснованности) в жизни общества.