План пожаро тушения. Оперативный план пожаротушения
96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.
97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.
98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.
99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).
Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.
ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.
Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.
Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.
100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.
План-график утверждается начальником местного гарнизона.
101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.
102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.
КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.
103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).
104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.
ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.
При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.
105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.
ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.
106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.
107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.
ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.
Основная часть должна включать в себя следующие разделы.
Оперативный план пожаротушения (ОПП) представляет собой документ, в котором спрогнозирована обстановка на объекте при возникновении пожара и намечены организационные мероприятия по его тушению.
Разработкой плана занимаются специализированные организации.
При его написании учитывается множество СНиПов (своды правил), технических нормативов, а также конструктивные, планировочные, архитектурные особенности самого здания.
Поскольку оперативный план по пожаротушению обязательно проходит утверждение в Главном управлении Министерства внутренних дел РФ, в документации не должно быть никаких погрешностей, нарушений законодательства или необоснованных решений. Поэтому доверить составление ОПП лучше квалифицированным и опытным специалистам ООО «РосТехПроект».
Состав и содержание оперативного плана пожаротушения
Любой план пожаротушения имеет текстовую и графическую части.
В тексте ОПП описывают:
- краткую информацию по объекту;
- пожарный расчет;
- обязанности сотрудников при пожаре;
- способы сотрудничества сотрудников, ответственных за пожаротушение на объекте, с пожарной охраной.
Графический раздел плана пожаротушения объекта – это схематическое изображение здания и окружающей местности. На схеме отображают входы и выходы из здания, места расположения в нем средств пожаротушения. Если вблизи объекта располагаются водоемы и дороги, их также наносят на план. При необходимости к графической части прилагают схемы ВПВ (), АУПТ (установок пожаротушения), а также планы каждого этажа в здании.
Как правило, графическую часть ОПП чертят на больших листах белой бумаги (не меньше, чем 1м×2м). Либо вместо этого допускается использовать стенды, размещаемые на видных для персонала местах.
В ОПП должны быть описаны все первичные и передвижные средства тушения огня, которые есть в здании, а также устройство и особенности системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Перечисляется весь пожарный инвентарь, имеющиеся средства защиты людей от факторов пожара, средства связи с оперативником пожарной охраны.
Что такое оперативные карточки действий при пожаре
На тех объектах, где при пожаре развивается особенно сложная и опасная ситуация, на основании ОПП разрабатывают оперативные карточки для персонала. В них пошагово описывают, какие действия должны быть предприняты сотрудниками в случае возгорания на объекте.
Обязательно разрабатываются карточки для технологических установок, кабельных сооружений, электрооборудования. Их согласуют с главным инженером предприятия, и передают на хранение руководителю подразделения, начальнику смены и дежурному.
Как выглядит оперативная карточка:
- На лицевой стороне представлена краткая характеристика установки или помещения, для которой подготовлен документ, наименование устройства сигнализации и пожаротушения.
- Четкое описание действий при пожаре.
- Подписи и печати.
- На оборотной стороне наносят чертеж помещения (установки) с необходимыми условными обозначениями.
Оперативные карточки могут быть составлены отдельно для разных категорий персонала.
Разработка оперативного плана пожаротушения
Подготовка ОПП осуществляется в 2 этапа:
- Написание текстового раздела. Для этого изучаются и анализируются все особенности конструкции и функционирования объекта. На основе полученных данных составляется прогноз развития пожара. Для того чтобы учесть и предотвратить все возможные риски, специалист просчитывает самый неблагоприятный сценарий, и разрабатывает пошаговый план мероприятий по ликвидации опасной ситуации.
- Подготовка и оформление графического раздела. На схеме обязательно отмечают:
- пожарные водоемы;
- все входы и выходы из здания, включая запасные;
- оконные проемы;
- планировку помещений поэтажно;
- подъезды к зданию.
Схему делают максимально доступной и достоверной, поскольку на ее основании будут действовать при пожаре сотрудники МЧС.
Разрабатывая план пожаротушения, необходимо описать какие именно способы борьбы с пожаром можно применять на данном объекте с учетом его отраслевых особенностей и категории пожароопасности здания.
Подготавливается 2 одинаковых экземпляра ОПП, из которых один должен быть передан на пожарный пост, а другой – оставаться на объекте.
Для каких объектов нужен оперативный план пожаротушения
План тушения пожара в первую очередь должен разрабатываться на объектах с массовым нахождением людей, а также на взрыво- и пожароопасных производствах. Позаботиться о наличии на объекте ОПП должны руководители таких учреждений:
- детских садов;
- школ;
- больниц;
- санаториев;
- кинотеатров;
- библиотек;
- клубов;
- музеев,
а также следующих предприятий следующих отраслей промышленности:
- нефтяной;
- газовой;
- металлургической;
- машиностроения;
- деревообрабатывающей;
- грузо- и пассажироперевозок.
Мы осуществляем разработку оперативных планов пожаротушения для объектов любой сложности и направленности. Обеспечим дальнейшее согласование документации в надзорных инстанциях.
Диспетчерская служба ____________________________________________________________
Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара № ____.
План тушения пожара составил: ________________
Приложение 5
Табель пожарного расчета
Номер пожарного расчета | Должность | Действия номера пожарного расчета при пожаре |
Приложение 6
Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО
№№ п/п | Содержание задач | Ответственная служба | Привлекаемые должностные лица различных служб |
Приложение 7
Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
Время от начала развития пожара | Возможная обстановка пожара | Q тр л/с | Введено приборов на тушение и защиту | Q ф л/с |
РС-50
РС-70
ПЛС
ГПС, СВП и т.д.
Приложение 8
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
Таблица 1
Оперативно-тактическая характеристика здания №
Размеры геомет- рические (м) | Конструктивные элементы | Предел огнестойкости, строительной конструкции (час) | Коли- чество входов | Характе- ристика лестничных клеток | Энергетическое обеспечение | Системы извещения и тушения пожара |
|||||
Стены | Пере- крытие | Пере- городки | Кровля | Напряжение в сети | Где и кем отклю- чается | Отопление |
|||||
Таблица 2
Наличие и характеристика установок пожаротушения
№№ п/п | Наименование помещений, защищаемых установками пожаротушения | Наличие и места автоматического и ручного пуска установок пожаротушения | ||
Таблица 3
Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха
№№ п/п | Наименование помещений, защищаемых установками дымоудаления и подпора воздуха | Вид и характеристика установки | Наличие и места автоматического и ручного пуска установок дымоудаления и подпора воздуха | |
Таблица 4
Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве и меры защиты личного состава
№№ п/п | Наименование горючих (взрывчатых) веществ и материалов | Количество (объем) в помещении, (кг, л, м 3) | Краткая характеристика пожарной опасности | Средства тушения | Дополнительные сведения |
|||
Таблица 5
Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
№№ п/п | Наименование помещения, технологического оборудования | Наименование вещества, его количество | Краткая характеристика | Средства защиты л/с | Дополнительные сведения |
||
Приложение 9
Сводные таблицы расчета сил и средств
Таблица 1
Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
Вариант тушения | Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п. | Требуемый расход огнетушащих веществ, л. с -1 | Количество Приборов подачи огнетушащих веществ, шт. | Необходимый запас огнетушащих веществ, л | Количество пожарных машин, основных/ специальных шт. | Предельные расстояния для подачи воды, м | Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт. |
Таблица 2
Силы и средства, привлекаемые на тушение пожара и время их сосредоточения
Ранг пожара | Подразделения, место дислокации | Количество и тип пожарных автомобилей, шт. | Численность боевого расчета, чел. | Расстояния от пожарных подразделений до объекта, км. | Время следования, зимнее/летнее мин. | Время развертывания сил и средств, мин. | Примечание |
Приложение 10
КАРТОЧКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
(наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность, адрес)
днем __________________
Оперативно-тактическая характеристика организации (объекта)
№№ п/п | Перечень показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта) | Значение показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта) |
Детские, лечебные, культурно-зрелищные, повышенной этажности, общественно-административные, кабельные туннели; прочие |
||
Степень огнестойкости здания | I, II, III, IV, V степень огнестойкости. |
|
Количество находящихся людей в здании: | ||
3.1. | Чел.; детей___ чел.; больных ___ чел. |
|
3.2. | в ночное время | Чел.; детей ___ чел.; больных ___ чел. |
Строительные и конструктивные особенности | ||
4.1. | здания: | Этажей. |
4.2. | этажность | Метров. |
4.3. | общая высота | ___×___ метров. |
4.4. | размеры (геометрические) | есть, нет. |
4.5. | наличие подвала наличие чердака, тех. этажа | есть, нет. |
5.1.1. | Наружные стены | Предел огнестойкости Пожарная опасность |
5.1.2. | Перегородки | Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности). Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные) |
5.1.3. | Перекрытия | Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности). Пожарная опасность |
5.1.4. | Кровля | Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности). Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные). |
5.1.5. | Лестничные клетки | Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности). Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные). |
5.2. | ||
5.2.1. | Перегородки | Горючесть: Воспламеняемость: Нераспространяющие, слабораспространяющие, умереннораспространяющие, сильнораспространяющие. Дымообразующая способность: Токсичность: |
5.2.2. | Перекрытия | Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие. Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые. Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, нереннораспространяющие, сильнораспространяющие. Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью. Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные. |
5.2.3. | Кровля | Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие. Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые. Распространение пламени по поверхности: Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью. Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные. |
5.2.4. | Лестничные клетки | Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие. Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые. Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, мереннораспространяющие, сильнораспространяющие. Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью. Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные. |
Предел огнестойкости и вид противопожарных преград | Стены: Перегородки: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ___ ; тип тамбур-шлюза ____. Перекрытия: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ____; тип тамбур-шлюза ____. |
|
Пути эвакуации. | Незадымляемые лестничные клетки, наружные пожарные лестницы, выходы на кровлю, наружные переходы, балконы, лоджии. |
|
Места отключения электроэнергии, вентиляции, дымоудаления. | ||
Основные элементы опасности для людей при пожаре. | Отравление СО и продуктами разложения, воздействие высокой температуры, обрушение конструкций, взрывы, растекание горючих веществ, поражение электрическим током. |
|
10. | Противопожарное водоснабжение. | |
10.1 | количество пожарных водоемов, их емкость | Шт.; ________л. |
10.2 | пожарный водопровод, его вид, расход воды, количество гидрантов | тупиковый, кольцевой; ______л/с; ______шт. |
10.3 | наличие и количество внутренних пожарных кранов | есть, нет; _____шт. |
10.4 | тип соединения и диаметр внутренних пожарных кранов | Л/с. |
требуемый расход воды на нужды пожаротушения | ||
10.5 | способы подачи воды | от автоцистерны; с установкой на водоисточник, подвоз воды, подача в перекачку. |
11. | Помещения с наличием взрывоопасных веществ и материалов. | |
12. | Наличие УАПТ, УАПС |
Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта) разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара.
УТВЕРЖДАЮ (руководитель организации (объекта), муниципального образования, субъекта Российской Федерации) (заверяется печатью) | УТВЕРЖДАЮ (начальник подразделения пожарной охраны) "___________" _________________ 200__ г. (заверяется печатью) |
Карточка тушения пожаров для сельских населенных пунктов
________________________________________________________________________________
(название населенного пункта, района)
________________________________________________________________________________
Номера телефонов: _______________________________________________________________
ПЧ, ДПК, ДПО __________________________________________________________________
Расстояние от пожарной части ________________ км., маршрут следования _______________
________________________________________________________________________________
Число жилых домов ________________________________________ ______________________
Число жизненно важных объектов для сельского населенного пункта ____________________
Техника для целей пожаротушения _________________________________________________
Карточку тушения пожара составил: ________________________________________________
(должность, звание, Ф.И.О.)
Приложение 13
Оперативно-тактическая характеристика объектов
№№ п/п | Наименование объекта, адрес | Номер телефона | Степень огнестойкости | Этажность | Площадь в плане | Количество людей в дневное время, в ночное время | Вид и количество животных, способ содержания |
Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта), муниципального образования разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара, а также могут разрабатываться иные справочные приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ (КОРРЕКТИРОВКИ) И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПТП И КТП
4. УТВЕРЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ, УЧЕТ ПТП И КТП
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПТП
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ КТП
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Общие требования к разработке планов тушения пожаров.
План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.
Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.
Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.
Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.
ПТП и КТП предназначены для:
Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;
Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;
Планирования основных действий по тушению пожаров;
Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;
Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.
Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
В обязательном порядке ПТП составляются на:
объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;
объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;
объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);
объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;
отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:
по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;
по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.
Организации транспорта:
автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);
многоярусные подземные автостоянки;
железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);
авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);
водного (морские и речные порты, терминалы).
Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
Общественно-административные здания и сооружения:
административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;
торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;
гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;
повышенной этажности (более 9 этажей);
культовые сооружения.
Учебные и детские заведения:
общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;
детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;
летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
Культурно-зрелищные сооружения:
киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;
музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;
дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
Сельскохозяйственные организации:
мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;
мельницы производительностью 200 т/сутки и более;
элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;
животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.
Жилые дома высотой более 70 метров.
Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.
В обязательном порядке КТП составляются на:
технологические установки;
электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;
кабельные отсеки энергетических объектов организаций;
на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;
лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);
отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);
сельские населенные пункты.
Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.
Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.
Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.
ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.
Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.
Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.
Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.
На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).
План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.
Отчет о проведении по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (план тушения пожара) + раздел организация спасения людей (расстановка пожарных подъемных механизмов)Применяемые автоматические системы пожаротушения не в состоянии обеспечить полную безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Чтобы провести грамотную эвакуацию, сохранить и оборудование, и жизни людей, необходимы верные и слаженные действия руководителя предприятия и его сотрудников. Для этого ведется разработка плана пожаротушения. Составление документа предполагает следование определенным и правилам. Самостоятельно выполнить данную работу крайне сложно, процесс чреват образованием ошибок и недочетов.
План пожаротушения — официальный акт, в котором прогнозируется возможное развитие пожара. Разработка документа дает возможность в спокойной обстановке, без паники, проанализировать вероятные события, рассчитать собственные силы с учетом имеющихся средств для борьбы с огнем. Однако, план нельзя просто написать и оставить, он требует обязательного согласования в Генеральном Управлении МЧС РФ, проверке некоторыми должностными лицами региональных органов исполнительной власти.
Регламентирующие нормы прописаны в пункте 2.3 приказа Министерства чрезвычайных ситуаций РФ 156. Общие указания относительно проведения разработки, внешнему виду документа (имеются определенные особенности оформления) и его применении устанавливает письмо МЧС России № 43-956-18.
Кто составляет план
По закону эта обязанность возлагается на собственников объектов. Руководствуясь нормативными документами, человек (сотрудник, в должностную инструкцию которого входят вопросы противопожарной безопасности), составляет план и карточки.
- Предприятия по добыче, хранению, переработке и перевозке полезных ископаемых (нефти и газа);
- Производства, на которых технологический процесс предполагает использование химических соединений с повышенным классом опасности;
- Образовательные учреждения, культурные и медицинские объекты и иные места большого скопления людей (например, торгово-развлекательные центры);
- Компании, занимающиеся грузо- и пассажирскими перевозками;
- Предприятия металлургической и машиностроительной отраслей.
Состав плана пожаротушения
Акт включает две части: письменную и графическую. Рассмотрим каждую.
В текстовом разделе описывается объект, его местоположение, размещается инструкция для дежурных команд и план действий для прибывших на место пожара спасателей, для этого описывается схема здания, планировка. Разработка также включает прописанный ход того, как будет распространяться пламя, обычно, в расчет берется самый неблагоприятный исход. Учитываются все опасные факторы, способные повлиять на ситуацию. Основная задача – создать практически пошаговую инструкцию, чтобы тушение пожара проходило максимально эффективно. Такое расписание действий способно помочь спасателям быстро сориентироваться и начать бороться с огнем.
Графическая часть – схема с обозначенными значимыми объектами (их размеры и иные характеристики) для локализации и ликвидации возгорания. Важность предметов определяет специалист, разрабатывающий план пожаротушения. Он оценивает их роль в момент чрезвычайной ситуации.
В состав графической части входят следующие сведения:
- Наличие пожарных водоемов, их расположение, на каком удалении они находятся от рассматриваемого объекта;
- Места запасных и основных входов и выходов;
- Оконные проемы – размер, и где находятся;
- Поэтажная планировка внутренних помещений;
- На схеме земельного участка отображаются подъезды для специальной техники.
Готовый документ имеет вид графической схемы. Главное требование, которое предъявляется к данному акту, — это достоверность, легкость в понимании.
Общие требования к оформлению
Разработка плана пожаротушения ведется строго по установленным методикам. В акте всегда присутствуют следующие элементы:
- Титульный лист;
- Содержание, когда общий объем документа превышает десять страниц;
- Основная часть;
- Приложения и дополнения – обязательный раздел.
Готовый план имеет вид прошитой книги с твердой обложкой, формат листов для текстовой части — А4, для графической – А4 или А3. Все страницы защищаются от механического воздействия и порчи, ведь храниться им предстоит достаточно долго. Акт составляется в двух экземплярах: один хранится в учреждении, второй – в пожарной части.
Оперативный раздел
Особо стоит сказать о приложении «Оперативное тушение пожара», которое представляет собой описание особенностей технической организации процесса борьбы с огнем, разработку специальной тактики для локализации возгорания на конкретном объекте.
Приложение включает:
- примерное число сил и технического оснащения, требующееся для тушения;
- конкретные советы для сотрудников предприятия и спасателей. Здесь предлагаются точные методы локализации возгорания относительно специфики объекта, его принадлежности, количества сотрудников. Однако, эти варианты носят рекомендательный характер;
- категория пожарного риска;
- перечень опасных участков, требующих повышенного внимания.
Специалистами учитывается статистика, удаленность пожарных частей и другие особенности местности и района, где находится учреждение.
Кроме оперативного раздела у плана имеются иные приложения, в частности «Основные требования по охране труда и технике безопасности». Здесь описываются правила, определяющие работу спасателей в момент чрезвычайной ситуации в конкретной обстановке.
Дополнением к основному документу выступают примерные планы того, как будет развиваться пожар. На составление прогноза влияют окружающие факторы и условия, месторасположение источников воды, расчетные материалы.
Согласование проекта и его стоимость
Да, по закону составлять план пожаротушения – это обязанность владельца объекта. Однако, процесс имеет множество тонкостей, а готовый документ проходит стадии согласования. Учитывая эти моменты, лучше обратиться в специализированную организацию, сотрудники которой разбираются в нюансах сферы пожарной безопасности объектов любой направленности, разработке плана спасения материальных ценностей и путей эвакуации людей.
Сотрудничество предполагает:
- Изучение объекта;
- Расчеты всех рисков;
- Экспертная оценка предоставленной документации. Порой случается, что исходные сведения содержат ошибки.
- Обобщение прогнозов;
- Изучение альтернативных способов борьбы с огнем.
Чтобы сопоставить полученные сведения, требуется провести аналитическую работу, проверить документацию, изучить объект. Стоимость завершенного плана пожаротушения в Москве зависит от трудозатрат, которые требуются на его составление. После эксперты сопровождают процесс оценки документа проверяющими органами, в том числе в ГУ МЧС РФ.