Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без разрешения - судебная практика. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без разрешения - судебная практика Статья 14 административного кодекса российской фед

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 14.1
1. Предпринимательство, являясь общественно полезной формой социальной активности, является правомерным только при соблюдении определенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Статья 14.1 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административных проступков, единым для которых является объект правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности. Указанные правоотношения возникают между властными субъектами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. При этом для уяснения данной связи допустимо воспользоваться дефиницией, содержащейся в ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Именно осуществление деятельности при отсутствии последнего из указанных выше признаков - государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица - является нарушением, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.
2. Санкция данной нормы не определяет круг субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности. Для разрешения этого вопроса необходимо исходить из общих положений законодательства. Способность нести юридическую ответственность за свои действия (в том числе административная деликтоспособность) возникает у юридического лица одновременно с правоспособностью, т.е. в момент его создания (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, что является завершающим этапом государственной регистрации. Таким образом, без государственной регистрации в качестве юридического лица о его ответственности говорить нельзя. Субъектами административной ответственности в рассматриваемом случае будут являться учредители (участники) данного юридического лица, т.е. таковыми могут быть как граждане, так и юридические лица. По аналогичной схеме следует рассуждать и в отношении индивидуальных предпринимателей, не прошедших государственную регистрацию, так как правило ч. 4 ст. 23 ГК РФ применяется лишь для гражданско-правовых сделок, а не для вопросов привлечения к ответственности. Следовательно, в качестве субъекта административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ будет выступать физическое лицо.
Один из субъектов правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, - граждане - лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако следует отметить, что в большинстве случаев это будут граждане, достигшие 18 лет, поскольку именно по достижении этого возраста возникает полная дееспособность. Хотя в специально предусмотренных случаях гражданское законодательство разрешает лицам и с 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью.
3. Объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в невыполнении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в течение длительного времени правовой обязанности совершить действия, предусмотренные нормой права. В частности, указанная обязанность установлена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц", являющимся в настоящее время основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос. Таким образом, деяние выражается в противоправном бездействии и является длящимся правонарушением. В связи с этим, на основании ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения деликта. Это правонарушение следует считать оконченным с момента совершения одного из действий в общей цепи однородных актов поведения. Рассматриваемый вид незаконного предпринимательства следует отграничивать, например, от единичного акта продажи одного (или даже нескольких) предмета, так как в данном случае отсутствует систематичность, повторяющийся процесс, направленный на получение прибыли.
Только с завершением процедуры регистрации предприятие (индивидуальный предприниматель) считается зарегистрированным. Поэтому любая предпринимательская деятельность, осуществляемая до этого момента, является незаконной. Следует также отметить, что противоправной является и предпринимательская деятельность, осуществляемая в период обжалования решения об отказе в государственной регистрации, а также продолжение предпринимательской деятельности вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации предприятия (индивидуального предпринимателя).
4. Представляется, что в рассматриваемом случае субъективная сторона проступка может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 20 МРОТ, не дифференцированный в зависимости от субъекта правонарушения.
5. Части 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ применяются только при условии, что действие (бездействие) не образует специального состава иного административного правонарушения (например, содержащегося в ст. 7.3, 7.6, 7.11 КоАП РФ).
Часть 2 ст. 14.1 КоАП РФ направлена на обеспечение защиты общества от непрофессиональных, неквалифицированных действий хозяйствующих субъектов при осуществлении некоторых видов деятельности, требующих специального разрешения.
Абзац 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ устанавливает, что коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, закон разделяет деятельность, запрещенную законом, и деятельность, осуществленную за пределами правоспособности лица (например, без лицензии).
Государство вправе ограничивать свободу предпринимательства лишь для достижения целей, обозначенных Конституцией. Согласно ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан допускается только федеральным законом. Выдача разрешения на занятие теми или иными видами предпринимательства ограничивает экономическую свободу. В связи с этим ст. 49 ГК РФ установлено, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается только законом. Несмотря на принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", прямые или косвенные запреты на осуществление определенной работы содержатся в многочисленных правовых актах. Действие указанного Закона не распространяется, в частности, на деятельность кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевую и образовательную деятельность и др.
Понятие лицензии закреплено в ст. 2 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которой лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Необходимо учитывать, что понятие разрешения шире понятия лицензии и включает в себя, в частности, квалификационный аттестат, право на управление и др.
Разрешительный режим отличается от ранее рассмотренного регистрационного предоставлением нового правового статуса, дающего возможность вести определенные виды деятельности. Данная характеристика позволяет отличить разрешения, выдаваемые в рамках разрешительной системы, от смежных (например, разрешений на совершение разовых действий).
6. Субъектами разрешительных правоотношений являются лицензирующие органы (соответствующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование) и лицензиаты. При этом Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" относит к лицензиатам юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Следует, однако, учитывать, что ряд иных нормативных актов устанавливает обязательность получения соответствующих разрешений и для структурных подразделений юридических лиц. Так, например, п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796, устанавливает, что филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в порядке, установленном данным Положением, с получением отдельной лицензии. Таким образом, круг лицензиатов отличается от круга субъектов, подлежащих административной ответственности согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (граждане, должностные лица, юридические лица). В рассматриваемом случае необходимо учитывать также положения ст. 2.4 КоАП РФ, устанавливающей, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
7. Объективная сторона данного проступка также выражается в форме бездействия - невыполнении предусмотренных законом действий для получения соответствующего разрешения. При этом, как и в случае, рассмотренном выше, имеется "активный" элемент: лицо должно осуществлять предпринимательскую деятельность (что само по себе, естественно, не является противоправным).
Бездействие, т.е. невыполнение обязанностей по получению специального разрешения, имеет место, когда в соответствии с действующим законодательством лицо обязано обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче специального разрешения (лицензии) либо его возобновлении или изменении, но не делает этого. В смысле ст. 14.1 КоАП РФ лицо считается неисполнившим эту обязанность после начала осуществления предпринимательской деятельности, требующей наличия разрешения.
Предпринимательская деятельность, начатая до получения лицензии, а также продолжаемая после ее аннулирования, должна рассматриваться как незаконная. В последнем случае лицензирующим органом лицензиату должно быть в трехдневный срок направлено уведомление об аннулировании лицензии. Если по каким бы то ни было причинам такое уведомление не получено, то продолжаемую предпринимательскую деятельность нельзя считать административно наказуемой.
При наличии ряда условий уполномоченные органы вправе приостановить действие лицензии до устранения обнаруженных нарушений с последующим ее возобновлением. Представляется, что и в указанном случае продолжение предпринимательской деятельности должно рассматриваться как незаконное. В качестве проступка следует расценивать и деятельность, осуществляемую с просроченной лицензией (в качестве деятельности без лицензии).
8. Нельзя согласиться с существующей точкой зрения о том, что незаконная предпринимательская и банковская деятельность осуществляется только с прямым умыслом: субъект сознает, что занимается перечисленными выше видами деятельности без регистрации или без лицензии либо с нарушением условий лицензирования, и желает совершения или продолжения начатых действий. Представляется, что в составах, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, субъективная сторона проступка может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. Так, например, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Уральского федерального округа в решении по делу N Ф09-1703/2001-АК отметила: "Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования частично, учел обстоятельства совершенного правонарушения: материальное положение, добросовестное заблуждение истца, считавшего, что для реализации "Джин-тоника" лицензия не нужна...".
Необходимо учитывать, что правовые акты закрепляют многочисленные меры пресечения рассматриваемого вида проступков. Среди них самыми распространенными являются следующие: приостановление действия лицензии, предостережение, предписание об устранении нарушений и т.д. Данные меры предшествуют применению санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, - административного штрафа. Этот вид наказания является основным. Размер штрафа определяется в зависимости от категории делинквента: для граждан - от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. В качестве дополнительного наказания может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
9. Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает третью форму незаконного предпринимательства - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанное нарушение законодательства имеет схожие черты с предыдущим. Отметим лишь некоторые особенности элементов состава данного правонарушения.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности. Помимо Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень дополнительных лицензионных требований и условий может определяться положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом необходимо отметить недостаток данной статьи: в ней отсутствует указание на нарушение лицензионных требований, которое содержится в вышеназванном Федеральном законе. Специальные положения устанавливают организацию контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Например, Приказом Госстроя России от 19 июня 2002 г. N 107 утверждено Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России. Согласно п. 3 указанного Положения рассматриваемый вид контроля осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости, с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.
Действиями, образующими нарушение условий лицензирования, могут быть, например, несоответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям; отсутствие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием и т.д. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
10. Субъектами правонарушения являются те же лица, которые указаны в комментарии к ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В зависимости от категории субъектов установлен следующий размер административного штрафа: для граждан - от 15 до 20, для должностных лиц - от 30 до 40, для юридических - от 300 до 400 МРОТ.
11. Согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда. При решении вопроса подведомственности необходимо учитывать, что в случае, если делинквентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, дела указанной категории рассматриваются судьями арбитражных судов. В остальных случаях данные дела относятся к компетенции мировых судей.
12. Часть 1 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица следующих органов: органов внутренних дел (милиции), федеральных органов налоговой полиции, федерального антимонопольного органа, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Следует также отметить, что по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ протоколы имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а по ч. 2 и 3 указанной статьи - должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора; должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
При применении ст. 14.1 КоАП РФ необходимо также руководствоваться нормой ст. 28.4 КоАП РФ, устанавливающей, что в порядке общего надзора правом возбуждать дела о рассматриваемых правонарушениях обладает прокурор. В данном случае не составляется протокол об административном правонарушении, а выносится соответствующее постановление.
Следует отметить, что при применении ст. 14.1 КоАП РФ необходимо учитывать наличие уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, установленной ст. 171 УК РФ. Не останавливаясь подробно на разграничении данных составов, отметим лишь, что уголовно наказуемое деяние сопряжено по меньшей мере с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо с извлечением дохода в крупном размере (доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ).

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями , - , настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Положения статьи 14.1 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Судьи

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или , — , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Органы ГЖН, проверяя деятельность организаций, управляющих многоквартирными домами, при выявлении нарушений привлекают УО и их руководителей к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ . Читайте об отрицательной для УО судебной практике по делам об оспаривании штрафов по этой статье.

Почти все нарушения УО трактуются как нарушение лицензионных требований

После введения лицензирования управляющих домом организаций надзорные органы, выявляя нарушения в работе УО, начали всё чаще привлекать УО к административной ответственности не по ст. 7.22 КоАП РФ - за нарушения правил содержанию и ремонта жилых домов/помещений, а за нарушения лицензионных требований по управлению МКД - ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ .

УО неправильно трактуют нормы о территориальной подсудности

В Калининградской области управляющая организация, в лицензии которой находился жилой фонд Вооружённых сил РФ, попыталась оспорить протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ . Компания сослалась на истечение срока привлечения её к ответственности и нарушение правил территориальной подсудности.

Решение о привлечении УО к административной ответственности, которое принял мировой судья, вынесено в пределах срока давности, поскольку этот срок начинается в день выявления нарушения. Таким днём в данном споре суд считал дату проведения проверки многоквартирных домов органом ГЖН и военной прокуратурой. До момента вынесения решения мировым судьёй прошло всего два месяца.

Устранение нарушений после проверки не освобождает УО от административной ответственности

Одна из управляющих организаций Тольятти подала в областной суд жалобу на постановление органа ГЖН и решения нижестоящих судов о привлечении её к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ . УО попыталась доказать, что протокол о нарушении составлен с существенными нарушениями, поскольку в нём неверно указаны реквизиты организации.

Также УО апеллировала к тому, что работы по ремонту общего имущества дома не были согласованы на ОСС из-за отсутствия кворума, а нарушения, выявленные в ходе проверки органа ГЖН, были устранены в кратчайшие сроки.

УО не относят к лицензионным требованиям правильность введения ограничения должникам

Ещё одна управляющая организация, только из Мурома, попыталась , по которой её привлекли к ответственности за нарушения при выполнении обязанностей по управлению многоквартирным домом.

В ходе проверки орган ГЖН установил, что УО без оснований ограничила подачу электроэнергии в квартиру собственника. Был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - за нарушение лицензионных требований.

Управляющая организация не согласилась с таким решением надзорного ведомства и в суде настаивала на том, что нарушение подлежит квалификации по ст. 19.1 КоАП РФ .

Поскольку в суде было доказано, что у УО не было оснований для отключения квартиры собственника от электроэнергии и она нарушила порядок уведомления потребителя о предстоящем ограничении, то лицензионные требования были нарушены. Статья КоАП РФ соответствует совершённому правонарушению.

УО не считают долги перед РСО нарушением лицензионных требований

  1. В п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ установлено, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены требования, установленные Правительством РФ.
  2. .

    Рассмотрение этого судебного спора проходило в ноябре 2017 года. В сентябре 2018 года с выходом ПП РФ № 1090 наличие признанной или подтверждённой судом задолженности УО перед ресурсоснабжающей организацией отнесено к грубым нарушением лицензионных требований. За повторное аналогичное нарушение в течение 12 месяцев УО может лишиться лицензии (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

    Иметь в виду

    Отрицательная судебная практика по оспариванию управляющими организациями штрафов по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ показывает, что:

    1. Практически любое нарушение, допущенное УО при управлении многоквартирным домом, может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и заменить эту статью на другую непросто.
    2. Устранение недочётов, выявленных при проверке органа ГЖН, не освободит УО от административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Наоборот, может стать свидетельством того, что организация и раньше имела все возможности содержать общее имущество собственников в надлежащем состоянии, но не приняла для этого исчерпывающих мер.
    3. Ошибки и опечатки в документах органа ГЖН по проверке деятельности управляющей организации не принимаются во внимание судом, поскольку не влияют на факт совершения УО правонарушения.
    4. Срок привлечения УО к ответственности в три месяца исчисляется с момента выявления нарушения. Оспаривание предписаний и протоколов об административном правонарушении может происходить и после истечения срока давности.

    Надеемся, что представленные дела помогут вам избежать ошибок при управлении многоквартирными домами, а при необходимости - правильно построить защиту в суде.