Рапорт на прописку при воинской части. Регистрация военнослужащих (для чего нужна, порядок регистрации, общие положения)

Все граждане нашей страны обязаны зарегистрироваться по месту жительства. На это прямо указывает ФЗ №5242-1, регламентирующий право людей на свободу передвижения и жительства в пределах Российской Федерации.

Обратите внимание! Регистрация нужна для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязательств перед государством и обществом.

Правила, регулирующие постановку и снятие с учета, прописаны в ПП РФ №713. Невзирая на то, что права военнослужащих на самостоятельный выбор места жительства ограничены интересами службы, право быть зарегистрированным по месту фактического нахождения за ними сохраняется. Все вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений и правилами регистрации в них как самого военного, так и членов его семьи, урегулированы в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Законодательно установлен недельный срок, в течение которого люди, переехавшие на новое место жительства, обязаны подать документы на регистрацию. Если у военного нет жилья, где может прописаться он сам и его семья, их должны зарегистрировать при части на основании рапорта о прописке. Образец этого документа не имеет строгой формы. Рапорт подается командованию, в тексте излагаются причины для прописки по адресу воинской части, и указывается список лиц из числа близких родственников.

Общие правила

Помимо самого контрактника правом зарегистрироваться при в/ч обладают члены его семьи:

  • супруг/супруга;
  • родные и усыновленные дети;
  • биологические и приемные родители.

Важно! Зарегистрировать военного и его семью при воинской части могут как с предоставлением им жилья, так и без такового.

Иные родственники, находящиеся на иждивении военного и проживающие вместе с ним, вправе получить регистрацию при воинской части. Нежелание командования прописать этих людей служит поводом для обращения в суд, при наличии письменного отказа.

Образец рапорта

Приведенный ниже образец написания рапорта можно использовать за основу, внося коррективы в соответствии с индивидуальной ситуацией.

Получив разрешительную визу на рапорте, военный должен сдать документы в территориальное подразделение ФМС. Примерный список:

  • подписанный рапорт;
  • паспорта всех лиц, подлежащих регистрации;
  • документы на жилое помещение (при его наличии).

Плата за регистрацию с военнослужащего не взимается.

Внимание! Нарушение сроков регистрации влечет за собой административную ответственность.

Отечественным законодательством зафиксировано, что каждый гражданин страны, а также иностранец, временно проживающий в государстве, должен быть поставлен на квартирный учет, при этом за каждым лицом сохраняется право самостоятельного выбора места прописки.

С военными ситуация обстоит несколько иначе, поскольку воинская служба связана с ограничением права армейца свободно перемещаться в пределах государства. В некоторых случаях такие лишения распространяются и на членов их семей.

Знание вопросов о правилах регистрации военнослужащего по месту службы и других адресах позволит избежать судебных споров и нарушений норм закона с обеих сторон.

Введение в тему

Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:

  • постоянный;
  • временный.

Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.

В гл.4 Постановления Правительства от 1995 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.

Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:

  • по частному адресу в районе несения службы (если была выделена служебная недвижимость или семья арендовала жилище самостоятельно);
  • по адресу расположения воинской части (когда места для проживания предоставлено не было).

Законодательная база

При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.

Так, во внимание нужно принимать:

  • ведомственные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок несения службы в воинских формированиях России;
  • общие НПА, содержащие требования к миграционному учету.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Важно! Согласно актуальным изменениям законодательства, после снятия с квартирного учета у гражданина есть всего 7 календарных дней, чтобы заново прописаться без применения к нему штрафных санкций.

Что дает прописка военнослужащему

На данный момент существует много споров по поводу обязанности менять адрес своей прописки при поступлении на службу. Так, прописка армейца при воинской части обязательна, если гражданин был призван срочником в армию. На период выполнения служебных обязанностей он ставится на квартирный учет по месту отбывания воинской повинности. После дембеля прописка аннулируется, и максимум в течение недели призывник должен обратиться в миграционную службу по месту своего жительства.

Что касается служащих по контракту, то они являются трудоустроенными лицами с ограниченным правом выбора места проживания. Федеральным законодательством не предусмотрено единой нормы, которая бы обязывала контрактников сниматься с регистрации в своем жилье и перепрописываться в служебное жилье.

Однако наличие прописки определяет ряд существенных привилегий, как для самого военного, так и для членов его семьи. К таковым относятся:

  • потенциальная возможность получения прав собственности на служебную квартиру, что возникает после выхода на пенсию, при получении инвалидности во время несения службы, а также в случае расформирования воинской части;
  • переход квартиры в собственность членов семьи военнообязанного, прописанных совместно с ним (возможно, если военный погиб при исполнении);
  • отсутствие преград для трудоустройства в регионе проживания;
  • возникновение права на оформление детей армейца в детские сады и школы;
  • право получения региональных льгот.

Порядок и требования к прописке при воинской части

Право прописаться при части возникает не сразу по прибытию для прохождения службы. Так, алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

  • военный подписывает контракт с воинским формированием о несении службы;
  • в установленный период времени гражданин прибывает в часть вместе со своей семьей (или самостоятельно), готовый к выполнению своих служебных обязанностей;
  • должностные лица, ответственные за регистрацию, в кратчайшие сроки обеспечивают семью служебным жильем;
  • если в течении 3-х месяцев такое жилище не было предоставлено, то армеец пишет рапорт на имя администрации воинского формирования с просьбой позволить в осуществлении личной регистрации и своей семьи при воинской части;
  • служащий получает согласие;
  • происходит выполнение процедуры постановки на квартирный учет.

Внимание! Таким образом, единственное условие, дающее право прописаться по адресу воинского формирования - это отказ предоставить служебное жилье на протяжении 90 суток с момента прибытия в часть.

Порядок регистрации военнослужащих оставляет право за командирами В/ч отказать в прописке на территории части. Это возможно, если:

  • контрактник получил служебное жилье и успешно им пользуется;
  • военный имеет в личном владении квартиру или дом в другом регионе, но намеренно выписывается из него, чтобы претендовать на еще одну недвижимость.

Что касается несовершеннолетних детей контрактника, то в отношении него в этом случае отказы недопустимы. Администрация части должна его прописать временно, пока не появится служебное жилье по месту несения службы.

Перечень документов


Для подачи на прописку предстоит представить такие бумаги:

  • собственноручное заявление военного (составляется в свободной форме);
  • гражданский паспорт военнослужащего (нужен оригинал и копии всех заполненных страниц);
  • паспорт супруги (также с копиями);
  • свидетельство о регистрации брачных отношений;
  • персональные документы детей (свидетельства о рождении или паспорта).

Оформление необходимых документов не требует нотариального подтверждения копий бумаг. Дополнительно могут быть затребованы и другие документы (например, выписка из ЕГРН касательно наличия в собственности других объектов недвижимости).

Что делать, если переводят из части

Смена места несения службы может происходить по-разному. Так, во внимание принимается, будет ли служащий выполнять свои обязанности на новом месте постоянно или преимущественно (то есть строго ограниченный промежуток времени, не превышающий 90 дней). При долгосрочном переводе возникает право на смену адреса квартирного учета.

Также нужно учитывать, станет ли военный служить в другом населенном пункте, или же перевод происходит в рамках одного района. Если перемещение оформляется в пределах региона, то смена адреса прописки не допускается. В противном случае право на перепрописку возникает через 90 суток после переезда.

Прописка в случае увольнения

Порядок и основания снятия с квартирного учета зависят от обстоятельств прекращения трудового контракта.

Таблица №2 «Возможные ситуации и способы их решения»

Условия расторжения договора Судьба прописки и служебной квартиры
Завершение срока действия контракта Если документ не продлевается, то готовится Приказ об увольнении, что аннулирует воинскую обязанность и право использования выделенного ранее места проживания. Так, военному с семьей предоставляется срок в 3 месяца для оставления служебной квартиры и снятия с квартирного учета
Пенсия Выход на пенсию оставляет право за пенсионером и его близкими не только пользоваться квадратными метрами, но и приватизировать их
Состояние здоровья Если военнослужащему была присвоена любая из групп инвалидности, то он также может претендовать на приватизацию жилья. В противном случае придется осуществить переезд
Принудительное прекращение правоотношений В эту категорию причин относятся все обстоятельства нарушения закона и дисциплинарных норм самим военным. После подписания Приказа об увольнении семье выделяется время для переезда

Прописка членов семьи

Постановлением Правительства №713 установлено, что допускается не только прописка самих армейцев, но и членов их семей по адресам воинских частей, при этом важно учитывать такие правила:

  • на родственников распространяются все правила регистрации, что и на самих военных;
  • допускается прописка только совместно проживающих членов семьи;
  • можно поставить на квартирный учет лишь супругов и детей.

Для несовершеннолетних процедура регистрации и снятия с учета выглядит несколько иначе, чем для взрослых. Это связано с тем, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат дополнительной правовой защите со стороны государства. В частности, выписка с жилья ребенка будет доступна только после доказывания, что малышу есть куда прописаться.

Можно ли проживать военнослужащему без прописки

Законодателем строго ограничено, что не допускается нахождение в пределах Российской Федерации граждан, иностранных подданных и апатридов без постоянной или временной прописки. На военнообязанных это требование также распространяется, поэтому категорически запрещено находиться без отметки о квартирном учете свыше одной недели.

К лицам, допустившим нарушение, будут применяться меры административных взысканий.

Если у вас есть личный опыт смены места регистрации во время несения службы, то поделитесь им с другими в разделе «Комментарии».

Несовершенство законодательства

о регистрации военнослужащих по адресам военных организаций

как предпосылка коррупционных отношений

Е.А.Глухов , подполковник юстиции

"Чудное государство Русское! Народ предоставил полное право своим царям издавать законы; но чиновничья раса присоединила условие - исполнять их или не исполнять, смотря по обстоятельствам, что и делается в России ."

Так и хочется повторить эту фразу, сказанную более века назад моим земляком генерал-майором Докудовским Василием Романовичем, относительно некоторых Российских законов и манеры их исполнения российскими чиновниками.

В настоящей статье автор коснется вопроса исполнения лишь одной нормы права – п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о возможности регистрации отдельных категорий граждан по месту жительства адресам воинских частей. Речь в статье пойдет о некоторых проблемах правопримения указанной нормы закона и их влиянии на коррупционную составляющую в отношениях: военнослужащий – командир воинской части.

В соответствии с указанной правовой нормой военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Эта, на первый взгляд, простая формулировка закона вызвала множество судебных споров и дискуссий на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах». Авторы единодушно пришли к мнению о том, что в настоящее время нет единообразного понимания критериев, при которых военнослужащие и члены их семей могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, в ряде публикаций были выявлены и пробелы законодательства в данном вопросе.

Напомним, что к основным дефектам указанной правовой нормы относятся:

1) Неточное указание категорий граждан, имеющих право на регистрацию по месту жительства по адресам военных организаций.

К примеру, дискуссионной остается отнесение к членам семьи военнослужащего его внуков, бабушек и дедушек, иных совместно проживающих с военнослужащим родственников, если они не признаны в установленном порядке иждивенцами военнослужащего. Все вышеперечисленные лица не относятся к членам семьи военнослужащего согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако Верховный Суд РФ в свое время признал правоту суда первой инстанции, вынесшего решение в пользу несовершеннолетней внучки бывшей военнослужащей о наличии у нее права на регистрацию при военном училище , тем самым признав законным расширение перечня членов семей военнослужащих, имеющих право на регистрацию по адресу военных организаций, по сравнению с указанным в ФЗ «О статусе военнослужащих».

Неоднозначно можно трактовать указанную норму закона относительно возможности регистрации по адресам воинских частей членов семьи военнослужащего, если они являются иностранными гражданами. С одной стороны, в ФЗ «О статусе военнослужащих» не идет речь только о членах семьи военнослужащего, являющихся гражданами РФ. С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны регистрироваться по адресу занимаемых жилых помещений, а не воинских частей.

2) Неопределенность в вопросе определения места службы, куда необходимо прибыть для получения возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части.

Существуют, по крайней мере, два толкования места службы: это либо конкретная военная организация (войсковая часть, учреждение, его территориальное подразделение) либо конкретный населенный пункт со своими административными границами, определенными на карте и в нормативно-правовых актах.

По мнению автора, в данном случае под местом службы следует понимать именно населенный пункт, и именно смена населенного пункта семьей военнослужащего дает им право требовать своей регистрации в новом населенном пункте. Имеется здесь и исключение: в случае перевода военнослужащего из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта он и члены его семьи также вправе рассчитывать на регистрацию по адресу новой воинской части в случае, если по предыдущему месту военной службы они также были зарегистрированы по адресу воинской части. Хотя это мнение не является бесспорным, что подтверждается решением Рязанского гарнизонного военного суда от 15 июля 2006 г. по заявлению Ф.

3) Не достаточно четко в законе определено такое обязательное условие для регистрации, как обязательность прибытия (переезда) самого военнослужащего к новому месту военной службы.

Думаю, что вывод по ответам должностных лиц ФМС становится очевиден.

Общеизвестно, что проблемы внутренней миграции находятся в России в весьма запущенном состоянии. Общество, похоже, смирилось с тем, что вопреки положениям статьи 27 Конституции России в нашей стране едва ли не повсеместно возрожден, а кое-где и "приватизирован" органами правопорядка институт разрешительной прописки. Государство, со своей стороны, как бы "не замечает" столь странного положения вещей и даже не пытается его изменить.

Однако дьявол, как известно, заложен в деталях. В данном конкретном случае в качестве таковых выступают подзаконные акты - постановления правительства, ведомственные приказы и инструкции, без которых новые вполне разумные законы не могут быть воплощены в жизнь.

Большинство из указанных в настоящей статье недостатков правового регулирования регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций уже более 10 раз обсуждались в юридической литературе, однако, как гласит известная русская басня: «воз и ныне там». Так, до настоящего времени описанные в статьях журнала и доступные для всеобщего обозрения погрешности законодательства о ведении регистрационного учета военнослужащих никем не замечены. Как говорится в известной персидской поговорке "собака лает, а караван идет" . Ни Правительство РФ, ни Минобороны России, ни Федеральная миграционная служба России не приняли нормативного правового акта об упорядочении вопроса регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей.

Таким образом, норма закона о возможности регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей оказалась не подкрепленной механизмом ее реализации.

Хотелось бы здесь обратить внимание читателя на то, что рассматриваемая в настоящей статье проблема не является надуманной и касается примерно пяти миллионов граждан РФ – военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей (в том числе и бывших супругов). Ведь не открою секрет, сказав, что без постоянной регистрации проблематично устроиться на работу, оформить пенсию и иные социальные выплаты, зарегистрировать недвижимость и транспортные средства, устроить ребенка в детский сад или школу, подключиться к услугам мобильной связи и т.д.

В настоящее время идет работа над разработкой новых законопроектов о военной службе и воинской обязанности. В целях предупреждения включения в указанные проекты норм, имеющих коррупциогенный потенциал (факторы), попробуем провести анализ абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части механизма регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам военных организаций.

Согласно п. 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции , под коррупционными факторами понимаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В нижеприведенной таблице указаны коррупциогенные факторы п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Перечень коррупциогенных факторов

Выявленные в первом предложении п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» коррупциогенные факторы

    Широта дискреционных полномочий органа государственной власти

В данной норме вообще не указано должностное лицо, в чьи обязанности входит реализация данного права военнослужащих и членов их семей;

Срок принятия решения воинским должностным лицом о направлении ходатайства в органы ФМС о производстве регистрации либо об отказе в удовлетворении такой просьбы военнослужащего не установлен;

Полномочия командира воинской части и должностного лица, ответственного за производство регистрации, во многом дублируются.

    Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права

Ввиду неоднозначности понятия места военной службы возможен отказ в регистрации по мету жительства по адресу воинской части по мотиву неизменности места военной службы при наличии фактического перевода;

Имеют место случаи предъявления завышенных требований для производства регистрации в нормах регионального законодательства (например, предоставление жилого помещения для проживания).

    Злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами)

Отсутствует детальный механизм реализации права военнослужащих и членов их семей на реализацию права на регистрацию по месту жительства по адресу военной организации, в том числе и на подзаконном уровне.

    Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц)

Бездействием органов государственной власти и непринятием ими нормативных правовых актов о порядке регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам военных организаций поощряется издание индивидуальных решений, полностью зависящих от воли чиновника. При таких обстоятельствах можно реализовывать право военнослужащих и членов их семей на такого рода регистрацию (формально исполняя требования закона) в индивидуальном порядке, присваивая себе роль благодетеля, в том числе и за взятку.

    Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

Оставляя более конкретное регулирование вопросов регистрации определенной категории граждан по адресам военных организаций, законодатель провоцирует чиновников на создание условий, удобных им в ущерб удобству граждан.

    Юридико-лингвистическая неопределенность

П. 3 ст. 15 рассматриваемого закона употребляет в качестве места, где возможна регистрация военнослужащего и членов его семьи до получения ими жилья только воинскую часть. При этом иные военные образования (вузы, управления военных округов и родов войск, главные командования, медицинские учреждения) в законе не названы. Поэтому у чиновников формально имелось основание для отказа в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей тем военнослужащим, которые проходят военную службу в иных органах военного управления.

    Существование пробела в правовом регулировании

В настоящее время отсутствует необходимый механизм осуществления процедуры регистрации граждан по адресам военных организаций, тем самым каждый чиновник волен в данном вопросе поступать по-своему.

    Отсутствие административных процедур

В настоящее время ни в Постановлении Правительства от 17 июля 1995 г. N 713, ни в приказе ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 не указаны административные процедуры в целях оформления регистрации граждан по адресам воинских частей. Не издано такого специального нормативного правового акта и в Министерстве обороны РФ.

    Отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)

Ввиду отсутствия самого механизма оформления регистрации граждан по адресам военных организаций, отсутствуют и запреты (ограничения) для должностных лиц, принимающих решения по данному вопросу.

    Отсутствие мер ответственности органов государственной власти (их должностных лиц)

Отсутствуют нормы о юридической ответственности должностных лиц (служащих) за выполнение ими обязанностей по регистрации граждан по адресам воинских частей, а также нормы об обжаловании их действий (бездействия) и решений, связанных с этими вопросами.

    Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами военного управления (их должностными лицами)

Отсутствуют нормы, обеспечивающие возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов военного управления (их должностных лиц) в вопросах согласия либо отказа в оформлении документов для осуществления регистрации по месту жительства по адресу военной организации.

    Нарушение режима прозрачности информации

Отсутствуют нормы, в том числе на уровне подзаконного регулирования, предусматривающие раскрытие информации о деятельности органов военного управления (их должностных лиц), и порядок получения информации по запросам военнослужащих, касающимся вопросов регистрации по адресам военных организаций

    Наличие коллизионных норм

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I допускает возможность регистрации граждан по мету жительства только в жилых помещениях, а ФЗ «О статусе военнослужащих» - по адресам воинских частей, т.е. не в жилом помещении;

В отличие от федерального законодательства, законодательство г. Москвы предусматривает регистрацию военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций по месту пребывания, а не по месту жительства. Поэтому чиновник имеет возможность в зависимости от своего усмотрения применять ту или иную норму права.

Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод об огромном коррупциогенном потенциале первого предложения абз. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Поэтому, по мнению автора, недопустимо простое перенесение указанной нормы права в подготавливаемый закон «О военной службе Российской Федерации».

Кроме того, уже в настоящее время указанная норма закона требует доработки и совершенствования. В первую очередь необходим административный регламент по реализации органами военного управления функций по направлению документов для осуществления регистрации физических лиц по адресам военных организаций. Требуют внесения изменений также и положения Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" в части конкретизации механизма регистрации граждан по адресам военных организаций.

В заключение хотелось бы отметить, что норма права о регистрации по месту жительства по адресам воинских частей включена законодателем в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая озаглавлена «Право на жилище». И, несмотря на продекларированную государством независимость прав граждан от наличия или отсутствия регистрации, регистрация по месту жительства по адресу воинской части все же продолжает оставаться одним из доказательств отсутствия у военнослужащего жилого помещения в пользовании.

См.: Докудовский В.А. Мои воспоминания // Труды ученой архивной комиссии. 1897. Рязань. Т. 13. Вып. 3. С. 312.

См.: Глухов Е.А., Епихин И.А. Пробелы законодательства о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства по адресу воинской части // "Право в Вооруженных Силах", 2009, № 8. Трощенко Р.А. К вопросу о должностных лицах, ответственных за регистрацию военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей // "Право в Вооруженных Силах", 2009, N 8. Зайков Д.Е. Юридико-технические недостатки нормативных правовых актов: злой умысел или случайные недоработки? // "Право в Вооруженных Силах", 2009, № 4. Глухов Е.А., Епихин И.А. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части // "Право в Вооруженных Силах", 2008, № 6. Молодых А.В. О правах бывших членов семьи военнослужащего на служебное жилое помещение и регистрацию по месту жительства на указанной жилой площади // "Право в Вооруженных Силах", 2007, № 12.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст.1227

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" // "Российская газета" от 27 июля 1995 г.

Из всего начальствующего состава ВС РФ только руководителе квартирных органов (например, КЭЧ и отделов МИС) можно отнести к лицам, ответственным за регистрацию, т.к. одной из их функций является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 своего постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту // "Бюллетень Верховного Суда РФ", № 4, 2009.

Именно такие нормы о предоставлении служебного жилья слушателям и адъюнктам и докторантам очной формы обучения изложены в п. 15 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации (приказ Минобороны России от 15 июля 1999 г. № 310), а также в п. 46 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (приказ Минобороны России от 24 июля 2006 г. № 280).