Реабилитация осужденных лиц. Социальная реабилитация бывших заключенных Личностные особенности освобожденного

Проблема социальной реабилитации бывших заключенных имеет особое значение в современных условиях, учитывая, что она способствует снижению числа рецидивов преступлений. Социальная реабилитация бывших заключенных - это путь, по которому освобожденный имеет возможность вернуться в общество, восстановить социальные связи и правовой статус гражданина.

Социальная реабилитация бывших заключенных является важнейшей задачей для общества в целом, институтов социализации, социальных групп и общностей, в том числе семьи. Она является значимой для самих людей, освобожденных из мест лишения свободы (для их психического и физического здоровья, бытового и семейного благополучия).

Выходя на свободу и попадая в иную социальную ситуацию, бывший заключенный сталкивается с несколькими задачами собственной адаптации:

Переосмысление своей жизни

Осуществление нового жизненного сценария, отличного от того, который привел к преступлению;

Умение приспособиться к изменившимся условиям общества и государства;

Способность изменить ставшие привычными стереотипы жизни в местах лишения свободы.

К сожалению, многие общественно-политические условия в нашей стране еще недостаточно благоприятны для социальной реабилитации заключенных. Стоит особенно выделить экономический кризис, безработицу, кризис института семьи, духовности и гуманизма, отсутствие четкой идеологии, разрушение традиционно народной культуры, низкую толерантность современного российского общества к бывшим осужденным. Все это приводит к тому, что бывшим заключенным часто не на кого надеяться, и они сталкиваются с необходимостью использования собственных внутриличностных ресурсов.

Социальная реабилитация бывших заключенных осуществляется прежде всего в форме социально-психологической адаптации . Как подчеркивает психолог О.Ф. Дубова, социальной адаптацией для бывших заключенных является установление нормальных, социально полезных отношений, а психологической - усвоение стандартов поведения и ценностных ориентации. Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности (Дубова О.Ф., 2007, С. 48).

То есть социальная и психологическая адаптации рассматриваются в неразрывном единстве, хотя возможны ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются. Например, если человека хорошо принимают в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу. Иными словами, социальная реабилитация бывших заключенных осуществляется на разных уровнях: на уровне макросреды, т.е. на уровне общества и на уровне микросреды, т.е. на уровне социальной группы.


О.Ф. Дубова выделяет следующие характерные особенности социально-психологической адаптации освобожденных из мест лишения :

1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы;

2) этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между ожиданиями - требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица;

3) задачей социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям среды, уголовно-правовых норм и правил общества;

4) социально-психологическая адаптация зависит от адаптационных навыков и способностей индивида;

5) успех адаптации зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований среды;

6) социально-психологическая адаптация может быть обеспечена при наличии положительной взаимообусловленной направленности микросреды и личности освобожденного, совместимости социальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности.

Наиболее сложными проблемами социальной реабилитации бывших заключенных являются проблемы взаимоотношений с семьей и с трудовым коллективом. Лица, которые не могут с ними справится, погружаются в тунеядство, порождающее пьянство и наркоманию. По данным, О.Ф. Дубовой, «из числа повторно осужденных 42% злоупотребляли спиртными напитками, 3,7% - потребляли наркотики» (Дубова О.Ф., 2007, С. 49). Таким образом, бытовые трудности, тунеядство, пьянство, наркомания и преступность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. И наиболее серьезной и острой проблемой социальной реабилитации бывших заключенных является их устранение в течение первого года после освобождения, поскольку в последующем процесс социально-психологической адаптации, как правило, налаживается.

Можно выделить несколько этапов социальной реабилитации бывших заключенных :

1. Адаптационный этап , связанный с решением семейно-бытовых вопросов и проблем трудоустройства. Этот этап является решающим, поскольку от его исхода зависит, сможет ли человек продолжить свою дальнейшую жизнь в рамках закона или же, обратившись к бывшим знакомым, вновь встанет на путь преступлений. Противостоять последнему особенно сложно, поскольку бывшее преступное окружение, как правило, обладает довольно сильным влиянием.

2. Этап вхождения в новую социально-позитивную роль. Если человек успешно проходит адаптационный этап, то он входит в новый довольно противоречивый для него этап освоения социально приемлемого поведения. Он требует новых взглядов, ценностей, привычек, знаний и навыков, что трудно не только бывшему заключенному, особенно отбывшему длительный срок лишения, но и просто взрослому человеку. Этот этап порождает новые стрессовые ситуации, которые, также как и само пребывание в тюрьме, могут нанести новый серьезный урон психическому состоянию бывшего заключенного.

3. Этап завершения правовой ресоциализации характеризуется утверждением в психике бывшего заключенного нужных полезных навыков, взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудится, выполнять требования законов и морально-нравственных норм. Понятно, что далеко не все бывшие заключенные достигают данного этапа социальной реабилитации.

Возникает вопрос: по каким критериям можно судить об успешности протекания процесса социальной реабилитации?

Отвечая на этот вопрос, О.М. Дубова выделяет объективные и субъективные критерии.

Объективными критериями, фиксирующими внешние признаки поведения бывших заключенных, являются:

Примерное поведение;

Честное отношение к труду;

Точное и неуклонное выполнение требований законов и правил;

Участие в общественной жизни.

К субъективным критериям относится:

Степень осознанности личности необходимости поведения, адекватного ожиданиям - требованиям общества;

Удовлетворенность новой социальной ролью;

Желание добиться осуществления намеченных планов;

Позитивное отношение к трудовому коллективу, отдельными его членами, семье и др.

Необходимо выделить также факторы, влияющие на процесс социальной реабилитации бывших заключенных .

Важнейшими их них являются следующие:

1. Социальная среда , в которую попадает человек, освобожденный из мест лишения свободы.

Известно, что социальная среда формирует человека, но и сам человек, с другой стороны, формирует среду. Социальная реабилитация означает не просто приспособление бывшего заключенного к новым условиям, а сложный и противоречивый процесс, который включает активность или пассивность его личности и меру подчиненности и/или сопротивляемости влиянию среды, в которой он оказывается. Противоречие состоит в нравственно-нормативной неоднородности социальной среды. Живя с другими людьми, человек принимает нормы той референтной группы (микросреды), к которой он пытается приобщиться.

Но чтобы вновь не попасть за решетку, человек должен следовать более широким, общегосударственным нормам. А они часто не совпадают с требованиями малой социальной группы, что порождает конфликт социальных ожиданий, устранить который довольно трудно. Противоречие возникает также между социальными ожиданиями различных групп, например, трудового коллектива и ближайшего бытового окружения бывшего заключенного. Идеальное совпадение направленности личности человека с общесоциальными и групповыми нормативными требованиями - редкое исключение. Поэтому чтобы адаптироваться в той или иной социальной, человеку нужно идти на компромиссы.

2. Личностные особенности освобожденного

П оскольку освобожденный из мест лишения свободы является не только познающим существом, берущее из окружающей среды все необходимое, но и действующим и преобразующим субъектом. Огромное значение в этом играет та профессиональная принадлежность, к которой относился до момента совершения преступления. Человек в известной степени сам формирует обстоятельства своей жизни через его деятельность как личности.

Мера уникальности его способностей во многом является залогом успешности социальной реабилитации бывшего заключенного. А тем или иным талантом, раскрытым или нет обладает, как известно почти каждый человек. Заключенные не являются исключением. Невольно вспоминается эпизод известной комедии А. Серого «Джентльмены удачи», когда герой Савелия Крамарова заявляет: «Это все от способностей зависит. Вот у меня один знакомый, тоже ученый (у него три класса образования). А он десятку за полчаса так нарисует - не отличишь от настоящей!»

3. Индивидуально-психологические свойства освобожденного, прежде всего темперамент, характер и жизненная позиция:

- Темперамент является врожденным и имеет свойство очень медленно изменяться в течение жизни, что обязательно необходимо учитывать в процессе организации социальной реабилитации бывших заключенных. К примеру, сангвинистический темперамент способствует более быстрому вхождению в контакт с другими людьми и более легкому становлению и развитию межличностных контактов, а меланхолический или холерический темпераменты нередко им препятствует. Сопутствующей чертой характера флегматиков является недоверчивость и склонность иметь ограниченное число близких контактов с людьми.

Черты характера личности освобожденного также играют важную роль: от них напрямую зависит склонность человека поступать одинаковым образом в сходных жизненных ситуациях. Как известно, характер формируется в раннем детстве и с большим трудом поддается изменению в течение жизни, а, следовательно, является одним из сложнейших факторов социальной реабилитации.

Жизненная позиция бывшего заключенного может быть: активной (характеризуется стремлением понять людей, завоевать доверие и влиять на них), пассивной (характеризуется вынужденным согласованием своих действий с требованиями среды), осторожной (предполагает установку на постоянное изучение людей и обстановки), приспособленческой (проявляется в заискивании перед более сильными, с целью добиться их покровительства).

4. Половозрастные особенности бывшего заключенного.

Процесс социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы женщин имеет свои специфические особенности: многие освобожденные женщины являются повышенно эмоциональными, несдержанными, импульсивными, что приводит к многочисленным конфликтам с окружающими. У других женщин отмечается: депрессии, отчужденность, тоска, равнодушие к собственной жизни и судьбе близких. У третьих - половая распущенность, антисоциальная направленность, жажда развлечений, что приводит к трудностям в восстановлении и создании семьи, невозможности трудовой реабилитации.

Поэтому освобожденные женщин чаще всего поступают на сезонную, низко оплачиваемую работу, а процесс социальной реабилитации у них протекает очень трудно. Наиболее успешным возрастом для социальной реабилитации как мужчин, так и женщин считается возрастной диапазон от 18 до 34 лет. После 35 лет теряется психологическая гибкость - важнейший компонент социальной реабилитации. Бывшие заключенные в социальном плане становится менее податливыми, у них пропадает желание экспериментировать. Тем более что в результате пребывания за решеткой, особенно в немолодом возрасте, значительно ухудшается состояние здоровья.

Среди бывших заключенных встречаются и люди старше 60 лет, и инвалиды. А неоднократные судимости и длительное пребывание в местах лишения свободы всецело разрушают здоровье и приводят к полной деградации личности, что делает социальную реабилитацию малоэффективной и почти невозможной. Единственной возможной мерой для таких людей, не имеющих родственников, становится помещение их в дома престарелых или интернаты, условия жизни в которых также зачастую не соответствует элементарным требованиям проживания.

5. Характер прошлой преступной деятельности. Относительно данного фактора О.Ф.

Дубова отмечает следующие психологические закономерности:

Первые (предшествующие) преступления предопределяют структуру рецидива;

После краха в структуре рецидива преобладают корыстные посягательства, хулиганы совершают повторно насильственные преступления;

Основные показатели, отражающих структуру рецидива во второй, третьей и последующих судимостях относительно стабильны;

Рецидивы среди лиц, совершивших первое преступление в возрасте старше 25 лет относительно устойчивы;

Структуры рецидива среди женщин довольно однородны: повторные хищения регистрируются у них на 20 % больше, чем у воров рецидивистов. В то же время рецидивистки, ранее судимые за хулиганство, более часто предстают перед судом за грубое нарушение общественного порядка;

Тяжесть рецидивных преступлений от предшествующих имеет прямую зависимость: чем выше наказуемость первых правонарушений, тем строже наказываются последующие;

Самые большие трудности в процессе социальной адаптации возникают у лиц, отбывших наказание за бродяжничество, и отбывших длительные сроки лишения свободы.

Освобожденные от наказания за насильственные преступления после освобождения стремятся восстановить полезные связи, обзавестись семьей, устроится на высокооплачиваемую работу, но успешной адаптации препятствуют недисциплинированность и невыдержанность;

Судимые за должностные, хозяйственные преступления и хищения государственного и общественного имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением адаптируются в микросреде без особых усилий, но далеко не всегда успешно усваивают общесоциальные нормы поведения.

6. Срок отбывания наказания в местах лишения свободы также является одним из факторов социальной реабилитации.

Заключенные, отбывшие непродолжительный срок отбывания наказания быстро восстанавливают прежний социальный статус. Наибольшие трудности возникают у людей, освобожденных после отбытия длительных сроков лишения свободы (от 8 до 15 лет). А таковых, по данным О.Ф. Дубовой, 22 %. Им приходится не просто восстанавливать социально полезные связи, а заново учиться жить в новых социальных условиях, что приводит к бытовой неустроенности, занятости на малоквалифицированной работе, утрате семьи и иных родственных связей.

Таким образом, социальная реабилитация бывших заключенных - это сложный многофакторный и многоэтапный процесс, который характеризуется существованием психологической дистанции между бывшим заключенным и средой, изолированностью от ее ценностей, невключенностью в эмоциональные контакты и социально полезные связи, а значит выступает наиболее сложным, но в то же время очень востребованным явлением современной социальной жизни.

ГЛАВА I. РЕАБИЛИТАЦИЯ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 13.

1.1. Социальный портрет бывших заключенных в свете теории девиантного поведения. 14.

1.2. Роль социальной адаптации личности и социальной среды в реабилитации бывших заключенных. 34.

1.3. Интегральный характер реабилитационного процесса бывших заключенных. 56.

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ УЧАСТВУЮЩИЕ

В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ. 73.

2.1. Государственно-правовые аспекты социальной реабилитации бывших заключенных. 75.

2.2. Реабилитация в производственно-трудовой сфере. 92.

2.3. Семейно-бытовой и нравственно-религиозный аспекты реабилитации. 118.

Рекомендованный список диссертаций

  • Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы в постсоветский период: исторический анализ (на материалах Центрального и Уральского федеральных округов) 2009 год, доктор исторических наук Соколова, Ольга Валерьевна

  • Процесс социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы внутри и вне пенитенциарной системы 2002 год, кандидат социологических наук Бочаров, Виталий Михайлович

  • Постпенитенциарное поведение лиц, отбывавших наказание за корыстные посягательства 2003 год, кандидат юридических наук Павленко, Оксана Вячеславовна

  • Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы 1995 год, кандидат юридических наук Коваль, Михаил Иванович

  • Правовые и криминологические аспекты постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных от отбывания лишения свободы 2011 год, кандидат юридических наук Махмудов, Зафар Шухратович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная реабилитация бывших заключенных»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе общественного развития в условиях демократии, построения правового государства одним из направлений борьбы с преступностью является социальная профилактика правонарушений, где особое место занимает предупреждение рецидивной преступности. Это обусловлено прежде всего необходимостью вовлечения в активную социальную жизнь лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Стабильность показателей рецидивной преступности (25-30%) объективно свидетельствует не только о существенных недостатках в организации осужденных, но и о неблагоприятном положении дел в сфере вовлечения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в трудовой процесс, создании системы социально-полезных связей.

Это связано с проблемой действенного участия государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов в решении исключительно важной с нравственной и государственной точки зрения деятельности по исправлению лиц, ранее совершавших преступления.

Повышение эффективности деятельности государственных органов и прежде всего органов внутренних дел, общественных организаций, трудовых коллективов предполагает знание и использование социально-психологических закономерностей, связанных с процессом реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Привычные устаревшие представления и подходы к реабилитации бывших осужденных не могут полностью раскрыть потенциал пенитенциарной системы. Для реформирования деятельности как исправительно-трудовых учреждений, так и системы реабилитационного процесса бывших заключенных необходимо, чтобы наука уголовно-исполнительного права(право, педагогика, психология) были дополнены новыми подходами, учитывающими социальную реальность современной России, а это невозможно сделать без социологических исследований и осмысления проблемы на должном теоретическом уровне. Кроме того реальная реабилитационная деятельность с бывшими осужденными практически невозможна без теории и практики социальной работы. Таким образом для успешного решения этой проблемы необходим комплексный подход и междисциплинарные исследования.

Изложенное определяет как теоретическую, так и практическую актуальность проблемы реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к нормальной жизни с учетом произошедших изменений в политической, экономической сфере и социокультурном пространстве современной российской действительности.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема реабилитации бывших заключенных находится на стыке целого ряда научных дисциплин и связана с рядом областей практической деятельности, хотя в последнее время она формируется и как самостоятельная проблема. Если говорить об отдельных областях знания, то можно выделить вопросы, связанные в первую очередь с криминологией и целым комплексом юридических дисциплин. Определение понятия преступности, классификация преступлений, их мотивации подробно излагается в работах Г.Агамова, Ю.В.Антоняна, Е.Бария, Ю.Блувштейна, А.Давыдова, А.Гурнова,

А.Подгурецкого и др.1

1 Агамонов Г.,Лысягин О. Социальная адаптация и профилактика рецидива // Российская юстиция. 1994. №7., Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992., Антонян Ю.М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. М., 1983., Антонян Ю.М., Бородин C.B., Самовичев Е.Г. О некоторых неосознанных мотивах занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1982. Вып.36.,Бария Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминологической

Однако преступность можно рассматривать не только с точки зрения криминологии, но и как социальное явление. Этим занимается одно из направлений социологии социология девиантного поведения. Конечно, девиантное или отклоняющееся поведение намного шире понятия преступность. Преступность - это только одна разновидность этого поведения, но такой подход дает возможность исследовать социальные корни преступности и позволяет найти наиболее адекватные способы реабилитации бывших преступников, отбывших наказание и возвращающихся к нормальной жизни. Проблеме девиантного поведения посвящено огромное количество работ, среди которых можно назвать следующих авторов: В.Афанасьева, Ю.Бытко, Я.Глинского, А.Ладно, В.Шапинского и др.2

В центре данного исследования стоит, конечно же не исследование преступности как таковой, а исследование реабилитационных процессов среди бывших заключенных и конечно же, роль пенитенциарных органов в реабилитационных процессах. Данная проблема, несмотря на ее актуальность, еще недостаточно широко освещена в литературе, но тем не менее можно отметить работы А.Пищелко, С.Позднышева, В.Староверова, В. Трубникова, Ю.Алферова, В.Соловьева в которых нашла отражение данная проблема.

Реабилитация и перевоспитание невозможны без исследования процесса адаптации адаптации и других психологических подходов. Этим проблемам посвящены многочисленные исследования, и в первую очередь среди них ситуации. М., 1983., Блувштейн Ю.Д., Добрынин A.B. Основания криминологии: Опыт логико-философского исследования. Минск. 1990.

2Бытко Ю.И., Ладно A.C. Девиантное поведение подростков // Социологические исследования. 1988. №4., Глинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993., Глинский Я.И. Теоретические проблемы социологического исследования преступности и иных антиобщественных явлений. JI., 1983., Шапиньский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов-на-Дону. 1997. можно отметить работы С.Гроффа, М. Дьяченко, А, Глоточкина, К.Игошева, Ю.Сосникова, И.Чеснокова и др.3

В свою очередь многие аспекты реабилитационной работы требуют комплексного социологического подхода, затрагивающего как общесоциологические проблемы социальной стратификации, социальной мобильности, изменения статусно-ролевых установок, макро- и микросоциальной среды, больших и малых социальных групп, социальных институтов, так и глубокого исследования конкретных социологических проблем, касающихся трудовых коллективов, семьи, досуга и т.д. Данные и целый ряд других проблем нашли отражение в трудах О.Крыштановской, Р.Мертона, Д.Немировского, В.Овчинского, Н.Смелзера, П.Сорокина.4

В свою очередь конкретные примеры и возможные способы реабилитации бывших заключенных приводятся в работах С.Беличевой, В.Громова, С.Дементьева, А.Крылова, Ш.Иногамова, Т.Кафарова, А.Ковалева, И.Шмарова и др.5

3Гроф С. Путешествие в поисках себя. Издательство Трансперсонального Института. М., 1994., Глоточкин А.Д. Исправительно-трудовая психологию М., 1984., Чеснокова И.И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии. // Психология личности и образ жизни. М., 1987;

4Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992 № 4.,Мертон P.A. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №3., Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. №8., Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социологические исследования. 1992. №3., Смелзер Н. Социология. М. 1994., Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992.

5Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1991., Громов В.В., Крылов A.C. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1989. Иванов JI. Не равняться с преступником // Общественные науки и современность. 1992. №1.,Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980;,Иногамов Ш.Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990., Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М., 1974.,Шмаров И.В. Преодоление отрицательных последствий отбывания уголовного наказания // Сов. государство и право. 1977. №2.,Шмаров И.В., Михлин A.C. Целесообразны ли длительные сроки? // Бюллетень ИТУ. 1976. № 1.

Завершая этот краткий обзор некоторых подходов к изучению социальных проблем реабилитации бывших заключенных, следует отметить, что в них, как правило, рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы, причем очень часто только либо в прикладном, либо в теоретическом плане, кроме того упор очень часто делается чисто на психологические или педагогические методы, хотя достаточно очевидно, что это в первую очередь социальная проблема. Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что комплексная работа, рассматривающая реабилитацию бывших заключенных прежде всего как социальную проблему, до сих пор отсутствует, поэтому имеется широкое поле в данной области для исследовательской деятельности и для актуальности данной диссертации.

ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является изучение социальных аспектов проблемы реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в условиях современной России. Данная цель достигается путем решения СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

Проанализировать, опираясь на теорию девиантного и деликвентного поведения, характерные черты бывших заключенных;

Выяснить (на уровне современных теоретических подходов, опираясь прежде всего на понятие социальной среды) реабилитационные возможности бывших заключенных и определить в этом процессе роль процессов адаптации, социализации и ресоциализации личности;

Раскрыть значение социальных факторов в комплексном подходе к процессу реабилитации бывших заключенных;

Показать роль и место государственных учреждений, трудовых коллективов, семьи, общественных организаций и психологических особенностей личности бывших заключенных в процессе социальной реабилитации лиц, отбывших наказание.

ОБЪЕКТОМ данного исследования является процесс ресоциализации связанный с возвращением в нормальные условия лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретическое и практическое изучение социальных факторов реабилитационного процесса бывших заключенных.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ исследования являются общетеоретические положения современной социологии, связанные с проблемами социализации, ресоциализации, социальной адаптации, внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, норм, аномалий, девиантного поведения.

В процессе исследования применялись методы субъектного и факторного, компаративного анализа, системного подхода, теоретического моделирования, а также использование разных методов и подходов других дисциплин. Эмпирическая база исследования включает в себя как использование вторичной информации из уже опубликованных источников, так и результаты социологических исследований в ИТК-2 и ИТК-10 УИН Ростовской области, участником которых был автор работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА данного диссертационного исследования состоит в том, что аргументируется приоритет социально-синергетических детерминаций над стандартными основанными на психолого-педагогической базе теориями и методиками работы с бывшими заключенными, с целью их реабилитации. Элементы научной новизны состоят в том, что в диссертации:

Интегрированы с целью создания глубокого и всестороннего социального портрета бывших заключенных определенные социально-психологические характеристики, криминально-юридические статистические данные с социологическими разработками по теории девиантного поведения;

Теоретически реабилитационный процесс в ходе возвращения лиц, отбывших наказание, к нормальной жизни изучен с применением социологических теорий о социальной адаптации и социальной среде;

Социальная работа по реабилитации, в основе которой лежат государственно-правовые, производственно-трудовые и нравственно-бытовые аспекты, проанализирована с помощью институционального и феноменологического подходов.

Семья является важнейшей частью социальной Среды, в которой происходит реабилитация бывшего заключенного, и она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на этот процесс;

Религиозное воздействие оказывает большое влияние на человека, но и оно не в состоянии коренным образом изменить проблему реабилитации бывших заключенных.

ПОЛОЖЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ВЫНОСЯТСЯ НА ЗАЩИТУ: проблема реабилитации бывших заключенных в условиях современной российской действительности не может быть решена с использованием существующих методик. Новая социальная реальность требует теоретических разработок с использованием социологических концепций. Для более полной всесторонней социальной характеристики бывших заключенных целесообразно применять интегральный подход с широким использованием социологической теории девиантного поведения; глубокое осмысление процесса реабилитации лиц, вернувшихся из мест заключения к нормальной жизни, возможно только с использованием теоретических разработок, касающихся процессов социальной адаптации, протекающих в социальной среде на макро-и микроуровне; реабилитационный процесс должен носить комплексный, интегральный характер. Это возможно только при творческом использовании социально-педагогических, социально-психологических методов и теории и практики социальной работы. Такое сочетание поливариантных методов дает возможность претворить в жизнь создание гуманистически ориентированной системы воздействия на бывшего осужденного после исполнения уголовного наказания в процессе его реабилитации; институциональный подход является важнейшим методом решения проблемы реабилитации бывших заключенных в современных российских условиях. Только серьезные изменения в государственно-правовой сфере, создание принципиально нового механизма реабилитации способны привести к положительным результатам;

В современных условиях семья является самой действенной социальной группой, оказывающей влияние на процесс реабилитации. В кризисном российском обществе семья переживает серьезные изменения, и, как показывают конкретные социологические исследования, она может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на реабилитационный процесс;

Широкое распространение религии в современном российском обществе приобретает все большее влияние и на бывших заключенных. Несомненно это положительный в нравственном отношении процесс, но религия не может обеспечить процесс реабилитации. Изложенные положения характеризуют основное приращение знания по проблеме реабилитации бывших заключенных.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты диссертационной работы имеют определенное теоретическое и прикладное значение для развития соответствующих направлений в области социологии, социальной работы, уголовно-исправительной деятельности, социальной психологии. Теоретические положения работы могут быть использованы как в государственной сфере при создании нового механизма реабилитации бывших заключенных, при организации конкретных реабилитационных мероприятий, а так же в ходе чтения курсов и спецкурсов по социологии, социальной психологии, социальной работе, юридическим дисциплинам в высших учебных заведениях.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация обсуждалась на кафедре социологии и политологии ИППК при Ростовском государственном университете. Основные ее положения были изложены на научных конференциях и опубликованы в 4 печатных работах.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Система социально-педагогической реабилитации осужденных: Теория и практика 2001 год, доктор педагогических наук Тищенко, Елена Яковлевна

  • Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений: По материалам Республики Дагестан 2006 год, кандидат юридических наук Дибиров, Магомед Тагирович

  • Проектирование социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы: региональный аспект 2007 год, кандидат социологических наук Семченко, Ирина Владимировна

  • Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания 1995 год, кандидат философских наук Чикишев, Александр Михайлович

  • Проблемы исполнения наказания в исправительной колонии общего режима для осужденных к лишению свободы женщин 2003 год, кандидат юридических наук Абасова, Сийибат Абасовна

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шевченко, Александр Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В силу сложных социально-экономических условий в современной России существуют объективные трудности для реализации многих форм и средств исправления и реабилитации бывших заключенных (резко ограничены возможности использования общественно-полезного труда как средства ресоциализации вследствие безработицы, резко ограничены возможности образования и профессиональной подготовки бывших осужденных в связи с массовым сокращением школ и профессионально-технических училищ, практически прекратилась шефская помощь от трудовых коллективов в связи с «кризисным положением» многих производственных предприятий).

В обстановке, когда каждый второй бывший осужденный не работает, когда нет всеобщего обучения, когда отсутствуют рычаги воспитательного воздействия, когда перестают работать самодеятельные организации, происходят негативные явления - все большую силу стали набирать воровские авторитеты, пытающиеся взять под свой контроль основную массу бывших заключенных.

Организация воспитательного воздействия на бывших осужденных с одной стороны существенно ухудшилась, утратив наработанные годами формы и методы работы, а с другой стороны - приобрела качественно новые свойства, благодаря распространению религиозного просвещения и развития просветительских служб.

Резко ослаблен контроль за поведением освобожденных и условноосвобожденных лиц, административный надзор формально хотя и не отменен, но фактически прекратил свое существование. Такое негативное реальное положение дел свидетельствует, что отсутствие контроля со стороны органов внутренних дел и общественности за поведением освобожденных косвенно способствует росту рецидивной преступности бывших заключенных.

Из колонии практически в «никуда» освобождаются лица без гарантированного бытового и трудового устройства. В современных условиях спада производства, сокращения предприятий, массовой безработицы бывшие заключенные имеют мало шансов на трудоустройство. Проблема временного трудоустройства освобожденных, прописки, обеспечения жильем практически в настоящее время не решается, что создает почву для рецидива преступности.

Немало освобожденных попадают под влияние различных сомнительных структур (кооперативов, малых предприятий, товариществ, которые имеют свои неформальные нормы, не всегда совпадающие с общественными ценностями). Часть освобожденных вовлекается в ряды «организованной преступности», часть вследствие бытовой и трудовой неустроенности совершает рецидивные правонарушения, часть даже получив работу на промышленном предприятии сталкивается с кричащими имущественными и социальными неравенствами в трудовом коллективе, возникшими вследствие «криминогенной» приватизации предприятий. Таким образом, дефицит социально положительных микрогрупп и дефицит позитивных социальных связей, когда ближайшее социальное окружение у большей части освобожденных не является в полной мере социально-комфортной средой, в сочетании с частичной или полностью негативной антиобщественной направленностью бывших заключенных не может приводить их к успешной реабилитации и возвращению к законопослушной жизни.

В современных условиях трудовые коллективы предприятий утрачивают свое социально-положительное и воспитательное влияние на освобожденных, вследствие того, что в условиях рыночных реформ и безработицы происходят существенные трансформации внутри производственных и трудовых коллективов. В современных трудовых коллективах происходит расслоение работников по уровню личного дохода, по возможности влиять на решение проблем коллектива и предприятия, начинают преобладать не тенденции взаимопомощи, а стремление каждого руководствоваться своими личными интересами, что приводит к конфликтам между рабочими и столкновениям рабочих с администрацией. Вследствие социального расслоения и роста конфликтности трудовые коллективы во многом утрачивают свои коллективистские традиции и, соответственно, ослабевает их положительная воспитывающая роль в социальной адаптации бывших заключенных.

В последние годы, в связи с бурными социальными изменениями российского общества происходит процесс деструктивного изменения семьи. Деформация семьи в условиях значительной имущественной и социальной поляризации характеризуется деформацией деформацией воспитательной, хозяйственно-бытовой, досуговой функций.

Дисфункции социальных институтов вызывают появление нормативно нерегулированных видов деятельности и способствуют распространению социально-негативных форм девиантного поведения. Деформация социальных норм. Трансформация массового сознания вследствие изменения социальной реальности (в ходе рыночных реформ) является основополагающим фактором формирования отклоняющегося поведения. следствием глубокой деформации системы социальных норм и ценностей (поскольку происходит отрыв от социальных норм, от исторической реальности, нестабильность, неопределенность норм, ослабление и неустойчивость применения санкций) является состояние аномии.

Стремительный рост преступности, наркомании, проституции, бродяжничества и других негативных явлений свидетельствует о том, что современное общество находится в состоянии аномии, при этом возникает серьезная опасность широкого распространения дисфункциональных форм организации и регулирования социальной жизни.

Таким образом, общество, находящееся в состоянии аномии не способно по сути дела благотворно влиять на процесс исправления бывших преступников. Деформация семьи и трудовых коллективов как социальных институтов в современных условиях приводит к резкому ослаблению возможности эффективно воздействовать на процесс исправления и реабилитации бывших заключенных. Общество, находящееся в состоянии аномии, подталкивает даже законопослушных граждан к девиантному противоправному поведению, а тем более провоцирует к повторным преступлениям бывших заключенных, и даже создает условия для систематической организованной преступности.

Поэтому, возможности реабилитации и положительной социальной адаптации бывших заключенных в настоящее время резко сужены даже для судимых лиц с неустойчиво положительной социальной направленностью, а лица с устойчивой антиобщественной направленностью в современных условиях вообще не могут быть успешно реабилитированы и поэтому вдвойне опасны.

Решение проблемы успешной реабилитации бывших заключенных возможно при условии комплексных преобразований на макро- и микроуровне. На макроуровне - преобразование современного общества на основах укрепления правопорядка и выхода из социально-экономического кризиса и состояния аномии, на микроуровне - реализация законодательных и практических рекомендаций, приведенных в работе и направленных на обеспечение реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шевченко, Александр Михайлович, 1997 год

1.Агамонов Г.,Лысягин О. Социальная адаптация и профилактика рецидива // Российская юстиция. 1994. №7.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. // Человек и общество. Д., 1973. Вып. 13.

3. Анохин П. К. Химической континуум мозга и отражение действительности. // Вопросы философии. 1970.

4. Антология социальной работы. М., 1995.

5. Ь.Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

6. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1983.

7. Антонян Ю.М., Бородин С.В., Самовичев Е.Г. О некоторых неосознанных мотивах занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1982. Вып.36.

8. Бакунин С.Н. Профилактика преступлений, совершаемых на почве хронического алкоголизма, среди освобожденных из исправительно-трудовых учреждений // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. юрид. н. Рязань. 1996.

9. Бария Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминологической ситуации. М., 1983

10. Ю.Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1991.

11. Беляев H.A. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях // Дис. докт. юрид. наук. Л.,1963.

12. Бобылева И.Н. Длительные сроки лишения свободы и их эффективность // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1988.;

13. Бытко Ю.И., Ладно A.C. Девиантное поведение подростков // Социологические исследования. 1988. №4.

14. Введенов A.B. Потребность в общении. // Советская педагогика. 1967. № 9.

15. Глинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993.

16. Глинский Я. И. Теоретические проблемы социологического исследования преступности и иных антиобщественных явлений. Л., 1983.

17. Глинский Я.И. Эффективен ли запрет проституции? // Социологические исследования. 1988. №2.

18. Глинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993.

19. Глоточкин А.Д. Исправительно-трудовая психологию М., 1984.

20. Горобцов В. И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. юрид. н. Екатеринбург 1995.

21. Громов В.В., Крылов A.C. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1989,

22. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Издательство Трансперсонального Института. М., 1994.

23. Гуров А. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

24. Гуськов В.И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань. 1975.

25. Дарвин Ч. Происхождение видов. Соч. Т.З. М.-Л., 1939;

26. Двойменный H.A. Социально-психологические особенности несовершеннолертних преступников // Социологические исследования. 1994. №9.

27. ДеменьТьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов-на-Дону.1981,

28. ДОМ/ где рождается надежда. // Экономика и жизнь. 1990. № 9;

29. Дьяченко М.И*, Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

30. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии. / / Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

31. Ефимов М.А., Шкурко В.А. Рецидивная преступность и ее предупреждение. Минск, 1977;

32. Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". М.,1992.

33. Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе". М.,1994.

34. Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений (структура, связи, прогнозирование). Харьков, 1980;35.3инчук Е.Г., Карпухин Ю.Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Социологические исследования. 1994. №8-9.

35. Знаков В,В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности. // Вопросы психологии. № 1. 1984. С. 138-141.

36. Знаков В. В. Психологические причины непонимания "афганцев" в межличностном общении. // Психологический журнал. Т.Н. № 2. 1990. С. 99-108.

37. Золо^ова О.И., Кряжева Н.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979

38. Иванов В.Г. Коллектив и личность. ЛГУ. 1971.

39. Иванов Л. Не равняться с преступником // Общественные науки и современность. 1992. №1.

40. Игошев К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980;

42. Иногамов Щ.Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990.

44. Исправительно-трудовая психология / Под ред. К.К.Платонова, А.Д.Глоточкина, К.Е.Игошева. Рязань, 1985.

45. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. М., 1986.

47. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1983.4 9.Кафаров Т.М. Проблема рецидива в советском уголовном праве. Баку, 1982.;

48. Ковалев А.Г., Психология личности заключенного и индивидуальный подход в процессе перевоспитания. М.,1963.

49. Коваль. М.И. О месте и роли социально-правовой адаптации в ресоциализации лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы //Человек: преступление и наказание. Рязань.1992.

52. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск. 1988.

53. Кофырин И. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991. №1.

54. Криминологическое изучение наркомании, проституции и других социально негативных явлений. М., 1990.

55. Криминология о неформальных объединениях молодежи. М., 1990.58 * Криминология. М., 1994.

56. Крыштановская О. В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. №8.

57. Кудрявцев В. И. Правовое поведение: Норма и патология. М., 1982.

58. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1986.

59. Кулинин В. В. Некоторые аспекты психологической готовности осужденного к жизни на свободе // Человек: преступление и наказание. Рязань. 1992.

60. Курганов С.И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социологические исследования. 1989. №5.

61. Лежава Г.Ш., Ефремов Г.Х., Ратинов А. Р. Общественное мнение и преступность Тбилиси. 1984.

62. Лелеков В.А., Прохоров Ю.Н. Молодежь: Криминальная активность и проблемы ресоциализации // Социологические исследования. 1994. №8-9.

63. Лунеев В. В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. №8-9.

64. Макщанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социологические исследования. 1991. №8.

65. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

66. Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992 № 4.7 0.Мертон P.A. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №3.

67. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев. 1987.

68. Михлин A.C. Изучение личности в ИТУ. М.,1985.

69. Михлин A.C. Роль социальных и демографических свойств личности в исправлении осужденных к лишению свободы. М., 1970.7 4.Михлин A.C., Потемкина А.Т. Освобождение от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство. Хабаровск, 1989;

70. Мода на. бандитизм // Аргументы и факты. 1995. №4.7 6.Моисев В. Изгои общества // СССР: демографический диагноз. М., 1990.

71. Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993.

72. Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в психологии. // Психология и педагогика. JI, 1957. Вып. 2.7 9.Н.А.Злоказов. Беженцы // Социологические исследования, 1991. №6.

73. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социологические исследования. 1992. №3.

74. Никифоров Б.С. Наказание и его цели // Советское государствово и право. 1981. №9.820 правовом статусе судимых лиц, // Сов. государство и право. 1979. № 6;

75. Общая психодиагностика. М., 1987.84.0вчинский B.C. Криминогенные проявления в молодежной среде // Социологические исследования. 1987. №4.

76. Организованная преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 1990. №8.

77. Организованная преступность. М., 1989.

78. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР. М., 1978.

79. Павлов И.П. Полн.Собр.Соч. Т.З. кн.1. M.-J1., 1951.

80. Педагогическая энциклопедия. М., 1995. Т.2.

82. Пищелко A.B. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. Домодедово. 1995

83. Платонов К.К. К новой жизни.1989.

84. ПОзнышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924.

85. Проблемы исполнения наказаний,не связанных с лишением свободы и социальной адаптации освобожденных от наказания // Сб.научн.тр.ВНИИ МВД СССР. М.,1985.

86. Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М., 1992.

87. Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. Вильнюс. 1980. Вып. 1.

89. Свердлов Ю. Блудные дети // Человек и закон. 1990. № 10.

90. Свиридов H.A. К определению понятия "социальная адаптация". В сб.: Материалы Дальневосточной межвузовской научной конференции. Вып. 2. Владивосток. 1991.

91. Сеченов И.М. Избр. произв. Т.1. М., 1952. С. 533;

92. Сидоров А. Словарь современного блатного и лагерного жаргона. Ростов-на-Дону, 1992.

93. Смелзер Н. Социология. М. 1994

94. Смертная казнь: за и против. М., 1989.

95. Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992.

96. Сосникова Ю.Е. Психические состояния человека их классификация и диагностика. Горький. 1985.

97. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. М., 1990.

98. Социально-педагогические основы предупреждения отклонений в поведении учащихся. Уфа, 1989.

99. Социальные отклонения. М.,1989.

100. Социология преступности. М., 1986.

101. Спешите делать добро // ГУИН МВД России. Тула. 1997.

102. Ш.Стариков E.H. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 1989.

103. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // ЭКО. 1992. № б.

104. Стручков H.A. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М., 1985.

105. Сундуров Ф.Р. Эффективность деятельности исправительно-трудовых колоний. Казань, 1975.

106. Тарабрина Н.В. Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: Современное состояние проблемы. // Психологический журнал. Т. 13. № 2. 1992.

107. Теоретическая и прикладная социальная психология. М. , 1988.

108. Теория и практика социальной работы. М., 1993.

109. Трубников В.М. Понятие социальной адаптации освобожденных от наказания. // Правоведение. 1984. № 1.

110. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков. 1990.

111. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.,1991.

112. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 1996.

113. Уригашвили Б. Свалка как символ нашей жизни // Известия. 1995. 1 марта.12 3.Усс A.B. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993.

114. Философские проблемы теории адаптации. М., 1989.

115. Фокин В. Помощь вместо принуждения // Социальная защита. 1991. № 1.12 6.Хоролец В.В. Изучение личности преступника. 1971.

116. Хохряков П.Ф. Наказание в виде лишения свободы: оценка эффективности // Советское государство и право. 1989, №2 .

118. Чеснокова И. И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии. // Психология личности и образ жизни. М., 1987;

120. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов-на-Дону. 1997.

121. Шиян В.Н. Как вы относитесь к "бичам" // ЭКО. 1989. №6.

122. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (Проблема социальной адаптации) М., 1984;

123. Шмаров И.В. Преодоление отрицательных последствий отбывания уголовного наказания // Сов. государство и право. 1987. №2.;

124. Шмаров И.В., Михлин A.C. Целесообразны ли длительные сроки? // Бюллетень ИТУ. 1986. № 1.

125. Шорохова Е.В. Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1986.

126. Юликова E.H., Скляров В.Ф. Социальная защита бомжей // Социологические исследования. 1994. № 10.

127. Яковлев A.M. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964 .

128. Яковлев A.M. Социальные функции процесса криминализации // Советское государство и право 1990.№ 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Социально-педагогическая реабилитация заключенных

Социально-педагогическая реабилитация строится на основе подробных социальных характеристик:

  • – уголовно-правовой;
  • – социально-демографической;
  • – социально-психологической;
  • – индивидуально-психологической.

Уголовно-правовая характеристика основывается на уголовно-правовых категориях, таких как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания, статус в криминальной субкультуре. Эта информация содержится в документах, присылаемых вместе с осужденным в исправительное учреждение.

Социально-демографическая характеристика содержит информацию о социальном статусе, связях и социальных ролях осужденного (пол, возраст, образование, семейное, социальное положение и т.д.).

Социально-психологическая характеристика описывает социально-ролевые функции человека, его статус в семье, в трудовом коллективе. Например, характеристика с места учебы (школа, учреждение профессионального образования) может быть запрошена и использована в реабилитационной работе в целях профориентации, построении жизненных перспектив в рамках индивидуального консультирования.

Индивидуально-психологическая характеристика – это стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Существуют отличия в личностных характеристиках преступников в сравнении с законопослушными гражданами. Например, преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступления, за которые они сами осуждены. Их отличают плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. Нравственно- правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Им свойственны нарушения в общении: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение посмотреть на себя со стороны.

Этапы социально-педагогической реабилитации заключенных

Начальный этап длится примерно от шести месяцев до года. Это прибытие осужденного в исправительное учреждение, прохождение карантинной зоны в течение минимум двух недель, психологическое обследование, первый контакт с другими осужденными. Как правило, именно первый контакт с другими осужденными оказывается наиболее стрессовым и наиболее важным событием, поскольку влияет на всю последующую жизнь осужденного в данном исправительном учреждении и дальнейшую репутацию в криминальном сообществе.

Существующие ритуалы "прописок" требуют от осужденного, особенно впервые попавшего в исправительное учреждение, знания традиций и правил криминальной субкультуры, иногда достаточно специфичной в конкретном исправительном учреждении. Ритуал заключается в том, чтобы адекватно представлениям криминальной субкультуры ответить на вопросы других осужденных, выполнить или не выполнить какие-то действия. От результата прохождения ритуала зависит статус человека в криминальной субкультуре.

В период содержания в карантине проводится психодиагностическая работа по выявлению интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных особенностей осужденного. Индивидуальные консультации с осужденными на начальном этапе ориентируются на формирование у них жизненной перспективы, просоциального образа будущего. Формирование образа будущего заключается в том, что осужденный вместе с социальным педагогом планирует свою жизнь в течение всего срока отбывания наказания, сам для себя определяет цели, мотивы, смыслы, способы своей жизни.

Основной этап отбывания наказания начинается после истечения шести месяцев – одного года с начала отбывания наказания. У осужденного появляется определенный статус и как следствие определенный круг общения, занятий (производство, художественная самодеятельность, спорт, художественное творчество). Включение осужденного в какую-то значимую для него деятельность является реадаптирующим и реабилитирующим фактором. В исправительных учреждениях достаточно часто присутствуют такие виды производства, как техническое обслуживание и ремонт машин, мини-пекарня (продукция поставляется в столовую своего же учреждения), изготовление мелкоштучных металлоизделий (например, значков), мебельная мастерская. Художественное творчество осужденных выражается в картинах, резных деревянных шкатулках, настольных играх (шашки, шахматы, нарды), сувенирах (четки, зеркальца, расчески). Спортивные соревнования (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы) проводятся как внутри колонии, так и с привлечением представителей других организаций. Художественная самодеятельность осужденных – это репетиции и выступления на праздниках, участие в группах (хоровых, театральных, музыкальных, поэтических). В исправительных учреждениях имеется библиотека. Некоторые осужденные даже получают заочное дистанционное образование в вузах, хотя подобные случаи достаточно редки.

Важным направлением социально-педагогической работы является организация социального дизайна – создания в рамках реабилитационных центров особой среды, обладающей терапевтическим потенциалом. Реабилитационные и адаптационные факторы включают в себя особое географическое расположение центров, их архитектуру, внутреннюю структуру, комфорт, режим "открытых дверей", демократический стиль выработки решений, высокий уровень взаимодействия между сотрудниками центра и представителями целевой группы, создание системы позитивных ожиданий в рамках системы социальной реабилитации.

Работа по социально-педагогической реабилитации и адаптации преступников, отбывающих наказание, и людей, освобождающихся из мест лишения свободы, в основной период направлена:

  • а) на блокирование или снятие состояний, провоцирующих рецидив преступлений;
  • б) коррекцию отрицательных личностных свойств;
  • в) развитие положительных личностных свойств;
  • г) развитие социально-психологической компетентности (умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия).

Завершающий этап пенитенциарной практики – подготовка к освобождению из мест лишения свободы. Период перед освобождением характеризуется особой напряженностью внутреннего состояния заключенного. Предстоящее освобождение беспокоит его настолько же сильно, как и когда-то лишение свободы, а возвращение на свободу часто оказывается столь же болезненным для человека, как и лишение ее.

Человек, освобождающийся из мест лишения свободы, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с большим количеством трудностей при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены тем, что за время изоляции от общества люди утрачивают многие социальные навыки. Находясь в местах лишения свободы, осужденные вследствие детальной регламентации их образа жизни отвыкают обеспечивать себя жильем, питанием, одеждой, в полной мере заботиться о семье, детях, родителях. Большинство вопросов бытового характера решаются администрацией исправительного учреждения. В результате осужденные утрачивают навыки преодоления жизненных трудностей, способность к адаптации в новых социальных условиях в период освобождения. Низкий социальный престиж человека, отбывающего наказание, ослабляет его адаптивные способности к условиям жизни вне исправительного учреждения. Самые простые повседневные ситуации предполагают использование готовых ритуалов, шаблонов (правовых, моральных, социальных, коммуникативных, профессиональных), которые делают поведение людей предсказуемым (социально надежным).

Человек, который существенно нарушает предписанные ритуалы, испытывает социальное давление со стороны партнеров по общению. Он вынужден или освоить весь набор необходимых навыков, или найти такую социальную среду, члены которой принимают используемые им схемы поведения. При освобождении из мест заключения перед человеком встает выбор: либо заново осваивать значительно изменившиеся нормы общества, в которое он вернулся, либо и на свободе продолжать руководствоваться теми нормами, ценностями и правилами, которые были усвоены им в заключении. Последнее фактически означает возвращение в криминальное сообщество, что является одним из факторов рецидивной преступности.

Существуют классы социальных ситуаций, являющихся для осужденного критическими: семейные и личные отношения, посещение общественных мест, социальная справедливость, деловые отношения.

О том, что решать проблему ресоциализации необходимо еще на этапе подготовки к освобождению, говорят также случаи побегов из заключения накануне завершения срока наказания.

Работа по социальной реабилитации осужденных в связи с их освобождением ведется в двух направлениях: 1) в исправительном учреждении, непосредственно в период, предшествующий освобождению; 2) после освобождения из заключения через различные социальные структуры.

  • 1. Социально-педагогическая реабилитация в исправительном учреждении, в период, предшествующий освобождению, предполагает деятельность, направленную:
    • а) на повышение социальной компетентности. Социальная компетентность предусматривает:
      • – осведомленность о нормах, принятых в том или ином обществе, ценностях, правилах поведения, об отношениях между людьми и социальными институтами;
      • – умения и навыки социального взаимодействия (в повседневных ситуациях, в учреждениях, социуме, компетентность в межличностном общении);
      • личностную готовность и способность жить в обществе с данными нормами (принятие норм, готовность учитывать новые требования, гибкость в использовании знаний и социальных умений);
    • б) восстановление самоценности человека. С одной стороны, осужденный уже понес наказание за совершенный им проступок и к моменту завершения срока отбывания наказания социальный статус преступника с человека снимается. С другой стороны, этот же человек в социальном восприятии окружающих еще надолго остается осуждаемым, что делает его социально ущербным;
    • в) планирование жизни после освобождения. Часто планы на будущее у осужденных строятся довольно расплывчато. Это ведет к тому, что благие пожелания под напором обстоятельств или из-за персональной неготовности человека остаются нереализованными. Социальные педагоги и пенитенциарные психологи на этапе формирования просоциального образа жизни на свободе используют технологии целеполагания, с помощью которых осуществляется планирование индивидуальной, социальной и профессиональной успешности. Например, в рамках социально-педагогической реабилитации организуется психологическое обследование, направленное на выявление личностного и интеллектуального потенциала в целях профориентации бывшего осужденного.

Для достижения указанных целей применяются формы работы, направленные:

1) на просвещение, осведомление, предоставление информации о социально приемлемых способах взаимодействия в обществе, нормах и ценностях поведения и общения, правилах поведения, которых приняты в определенных ситуациях.

Примером может служить Памятка освобождающемуся из мест заключения. Она содержит информацию о службах социальной защиты, куда может обратиться осужденный за помощью в связи с возникшими проблемами. Также в памятке содержатся примеры типичных ситуаций, которые могут встретиться осужденному, отбывшему наказание, и социально одобряемые решения таких ситуаций. Кроме того, памятка может содержать:

  • – список лекарств, применяемых без рецепта врача при заболеваниях, не требующих серьезного врачебного вмешательства;
  • – список средних специальных учебных заведений, куда можно пойти на переобучение;
  • примерный перечень цен на самые необходимые продукты (молоко, хлеб, масло, колбасу) и т.д.;
  • 2) на обучение умениям применения полученных знаний во взаимодействии с людьми социально одобряемыми в обществе способами (просмотр специально подобранных кино- и видеофильмов с проблемной тематикой с последующим обсуждением; ролевые игры "ребенок пошел в первый класс", "знакомство с девушкой", "выбор подарка на день рождения", "переговоры с работодателем"; деловые игры "создание общественной организации", "строительство дома", "покупка квартиры, машины", "женитьба");
  • 3) на оказание морально-психологической поддержки. Здесь важен совместный со специалистами – социальными педагогами и психологами поиск внутренних ресурсов человека, который обеспечивал бы достаточный уровень мотивации к получению новой информации, обучению новым умениям, необходимым для адаптации к жизни на свободе:
    • индивидуальное консультирование по проблемам, возникающим в повседневной жизни (затруднения в семье, с детьми, с супругом; проблемы во взаимоотношениях с эротическими партнерами; проблемы взаимоотношении на работе);
    • тренинговые занятия по проблемам, связанным с самоосознанием, уверенностью, поиском ресурсов для поддержания мотивации к социально одобряемому поведению;
  • 4) на создание положительного образца жизни на свободе. Это тренинг смысложизненных ориентаций человека в рамках культуры, принятой в обществе; замятия, направленные на формирование способности к созданию образа будущего как индивидуального, так и семейного.

Преимущества работы в рамках пенитенциарного учреждения заключаются в том, что нет необходимости тратить усилия на привлечение осужденных к реабилитационному процессу. Все, что связано с освобождением, вызывает у осужденных высокий интерес, поддерживает определенный уровень мотивации к такого рода деятельности. Отсутствуют проблемы, связанные с поиском помещения и времени для проведения реабилитационных мероприятий.

Преимущество данного направления состоит в том, что в связи с отбытием наказания у человека существует возможность применения в жизни получаемых на коррекционных встречах просоциальных знаний и умений, а это способствует их лучшему усвоению. Также существует возможность реабилитационной работы с семьей осужденного, чьи поддержка, движение в одном направлении, работа на достижение одних и тех же целей, понимание особенностей периода в жизни осужденного после освобождения способствуют эффективности реабилитационного процесса.

Затруднения данного направления состоят в том, что существует трудность привлечения бывших осужденных к процессу социально-педагогической реабилитации вне стен исправительных учреждений. Укоренившееся за период отбывания наказания негативное, недоверчивое отношение к государственным служащим не способствует участию осужденных в реабилитационном процессе.

1. Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

2. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса;

5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

2.1. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, в порядке, установленном настоящей главой, по уголовным делам частного обвинения имеют лица, указанные в пунктах 1 - 4 части второй настоящей статьи, если уголовное дело было возбуждено в соответствии с частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, а также осужденные по уголовным делам частного обвинения, возбужденным судом в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осужденного либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , и 5 части первой статьи 24 и пунктами 1 , и 5 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

3. Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

4. Правила настоящей статьи не распространяются на случаи, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности.

732 тысячи человек, отбывающих наказание: Рецидивисты – 47%; Заключенные, утратившие социальные связи – 36%; Заключенные без профессионального образования – 60%.

Меры по социализации 1. Профориентация и переобучение 2. Создание региональных центров реабилитации 3. Практика квотирования рабочих мест 4. Привлечение общественных и религиозных организаций 5. Трудовая адаптация

Ст. 173 УИК п. 3 При освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному: - принадлежащие ему вещи и ценности, - средства, хранящиеся на его лицевом счете, - личные документы и ценные бумаги, - документы об освобождении осужденного от наказания, - документы о его трудовой деятельности.

ст. 173 УИК п. 4 При освобождении осужденному выдаются на руки: - паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы; - трудовая книжка; - пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного

ст. 180 УИК Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, включает в себя -проведение беседы с каждым осужденным; -проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению"; -получение заявлений; от освобождаемых -рассмотрение заявлений. письменных

Заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется: 1. Право на жилье; 2. Право на трудоустройство; 3. Право на иные виды социальной помощи

Право на жилье 1. На практике реализация жилищного права осужденного наиболее проблематична. 2. По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения 3. Ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены.

Право на трудоустройство - По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. - В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. - Граждане, как правило, обращаются в центр занятости по месту их регистрации

Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить: 1. паспорт; 2. документ об образовании (если он есть); 3. трудовую книжку (если она есть); 4. справку об освобождении; 5. справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице); 6. справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы); 7. свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию); 8. соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Работа службы занятости 1. Безработный обязан регулярно, 2 раза в месяц, посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. 2. Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. 3. В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие по безработице начиная со дня обращения в центр занятости

Ситуация в Свердловской области В Свердловской области реализуется программа развития системы социальной реабилитации и содействия в трудоустройстве граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Ежегодно, в Уральском регионе более 5000 бывших заключенных обращаются за помощью в учреждения системы социальной политики.

Основная работа с данной категорией граждан ведется в центрах социального обслуживания населения, где функционирует система участковой социальной службы

Нетрудоспособным гражданам, освободившиеся из мест лишения свободы, местом следования которых в документах об освобождении указана Свердловская область, по областному законодательству полагается Единовременная выплата в размере 500 рублей

Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа: 1. Приспособительный этап 2. Этап усвоения социально полезных ролей 3. Правовая адаптация

Перечень государственных учреждений центров занятости населения Свердловской области 1. Некоммерческое партнерство «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию» 2. РОФ ПРКН СО “Новая Жизнь” 3. ООО «Центр реабилитации бывших осужденных» 4. Общественный благотворительный фонд «Содействие беспризорным» 5. Фонд социально- реабилитационных центров «Дорога к жизни» 6. ОО «Правовая основа»

Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, моральнопсихологического равновесия и уверенности в себе