Что такое стереотипы? Стереотипы социального восприятия.

Влияние стереотипов.(Примеры)

Джек Нахбар и Кевин Лаузе авторы исследования «Введение в Популярную Культуру», отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам -- религия террора»), профессии («все адвокаты -- жулики») и национальности («все евреи -- жадные»). Существуют также стереотипы географические (например, «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины -- самые качественные») и пр. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско опубликовала статью в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology, в которой утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип представляет из себя обоюдоострое оружие -- он дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует. Вероятно наиболее емко ложность стереотипов сформулировал звезда баскетбола Чарльз Бакли, который заявил: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер -- белый (имеется в виду певец Эминем), лучший игрок в гольф -- чернокожий, самый высокий баскетболист -- китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м. 29 см.), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Фред Джандт, профессор Университета штата Калифорния в Сан-Бернардино, автор книги «Введение в Межкультурную Коммуникацию», отмечает, что в большинстве случаев стереотипы используют не для добрых целей. Стереотипы часто являются оружием пропаганды расизма и ксенофобии. К примеру, антисемитская пропаганда, основанная на стереотипах, активно велась в Германии в 1920-е-1930-е годы -- в результате, немецкий народ достаточно индифферентно и даже одобрительно отнесся к уничтожению 6 млн. евреев.

В США долгое время в средствах массовой информации превалировали негативные стереотипы по отношению к чернокожим (подобные взгляды прослеживаются и во многих произведениях литературы и кинематографе -- к примеру, современные афроамериканцы крайне негативно относятся к образу главного героя знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»). Поэтому борьба афроамериканцев за свои гражданские права сопровождалась и борьбой с привычными стереотипами: Мартин Лютер Кинг активно выступал против предубеждений в отношении своей расы, сложившихся в американском обществе. Его тайный оппонент, директор ФБРFBI Эдгар Гувер, наоборот, пытался усилить негативные стереотипы в отношении чернокожих.

В 2002 году Колумбийский Университет опубликовал результаты своего исследования о применении смертной казни в мире. Как оказалось, суды изначально пристрастны к определенным группам людей. Например, смертные приговоры в Северной Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным к исключительной мере наказания выше, чем у белого, совершившего аналогичное преступление. Одной из причин этого считаются расовые стереотипы присяжных.

Стереотип имеет свойство видоизменяться в зависимости от меняющихся условий. Грегори Тиллетт, автор исследования «Разрешая Конфликт. Практический подход отмечает, что предубеждение по отношению к мигрантам и иммигрантам, как правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей рабочие места. В период экономического подъема, местные жители обращают внимание прежде всего на обычаи мигрантов, которые противоречат местным традициям. На каком бы стереотипе не основывалась ненависть, она приводит к тому, что установить доверительные и продуктивные отношения с ненавидимыми группами населения не представляется возможным. Наиболее сложно бороться со стереотипами, бытующими в отношениях между двумя этническими группами, имеющими давнюю историю конфликтов друг с другом.

Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад Против МакМира», считает, что нынешняя волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как мир материализма, потребительства, нарциссизма, безнравственности и пр. Естественно, что подобные взгляды являются питательной средой для появления террористов.

Стереотипы существуют и в отношениях между народами, которые, в общем, достаточно хорошо знают друг друга и имеют общее историческое прошлое. Например, подобные предубеждения вновь проявили свою силу в ситуации, когда Франция не поддержала США в иракском вопросе. В средствах массовой информации обеих стран немедленно появились публикации, в которых вспоминались старые предубеждения относительно американцев и французов.

Паскаль Бодри, профессор в области делового администрирования и глава консалтинговой фирмы WDHB Consulting Group, долгое время живущий в США, опубликовал книгу «Французы и Американцы. Другой Берег» , в которой привел перечень качеств, которыми, по мнению французов, обладает типичный житель США. Американец -- дружелюбный и общительный, шумный, грубый, интеллектуально недоразвитый, трудолюбивый, экстравагантный, самоуверенный, полный предубеждений, недооценивающий достижения иных культур, богатый, щедрый, неразборчивый и вечно куда-то спешащий.

В свою очередь, Хэрриет Рошфор, американка, живущая во Франции, в книге «Французский Тост» привела перечень типичных представлений американцев о французах. Французы пользуются репутацией лентяев, не говорящих по-английски по идеологическим соображениям. Они самодовольны, невежливы и непредупредительны, тем не менее, весьма предупредительны к дамам и артистичны. С ними очень трудно сблизиться. Французы живут в бюрократическом социалистическом государстве и полностью зависят от чиновников. Они не умеют воевать и американцам дважды приходилось спасать Францию в 20 веке. Кроме того, французы нечистоплотны, едят улиток и лягушек.

Виды стереотипов

Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, сте-реотипы-ситуации и стереотипы-образы.

Стереотип-представление есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокуп-ностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций).

Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представ-ление , это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще».

Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов , выступающих в роли канона . Иначе говоря, они диктуют определенное поведение.

Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны . Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму , их выражающую. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:

Стереотипы-образы: пчела труженица; французский грация, изысканный, изящный; баран упрямый ; лимон кислый, желтый, и проч.

Стереотипы-ситуации : билет компостер; аист капуста и проч.

Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет ; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д.).

Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. Стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами, но от последних отличаются тем, что традиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, а стереотипы остаются на уровне скрытых умонастроений, которые существуют в среде своих.

Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих сфер деятельности, и, прежде всего – общения (этикета), социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и проч. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях оно стандартно. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, интеллигента и проч. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин.

Таким образом, в культуре отдельного народа стереотипы охватывают:

Вербальное поведение;

Невербальное поведение (мимика, жесты и проч.);

Национальный характер и представления о нем другими странами и народами;

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

Особенности быта и повседневной жизни нации;

Национальную кухню;

Религиозные и национальные обряды.

Итак, поскольку все люди действуют в соответствии с ожиданиями их общества, их поведение можно назвать стереотипным речевым поведением. Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании многих людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: «Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer» );

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенности интонации;

4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян);

5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»);

7) клишированных фраз;

8) синтаксических особенностей;

9) речевых стратегий;

10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных).

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

1) расовые;

2) этнические;

3) географические;

4) гендерные;

5) социальные;

6) политические;

7) профессиональные и т. д.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при вступлении в МК и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже заведомо руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Однако степень стереотипизации ниже у индивидуумов с опытом межкультурного общения, имевших возможность убедиться в ложности определённых стереотипов. В большинстве случаев степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимо-действия. Однако это правило не всегда срабатывает из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и может усугубляться из-за черт, неблагоприятных для общения (недоброжелательности, предвзятости, склонности к критиканству и проч.).



Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Все люди существуют в социуме, в котором выработаны определенные нормы поведения. Но нередко они перетекают в штампы, называемые стереотипами. И чтобы погрязнуть в косности, необходимо знать, какие бывают стереотипы.

Откуда берутся современные стереотипы?

Стереотипы – это не веяние нынешнего времени. Они существовали всегда, потому что таким же вечным было общественное . А ведь именно под его влиянием и появляется склонность к усреднению, упрощению. Так человеку легче спрогнозировать собственное поведение, чтобы не попасть впросак. И того же он начинает ожидать от прочих людей, начиная мыслить более ограниченно.

Какие бывают стереотипы?

Четко ответить, какие стереотипы существуют, довольно сложно. Ведь их можно обнаружить превеликое множество.

Ученые на вопрос о том, какие есть стереотипы, предлагают следующую их классификацию:

  • положительные;
  • негативные;
  • обобщенно-упрощенные;
  • приблизительные;
  • точные.

Кроме того, стереотипы делят на социальные и этнические. Первая группа – штампы бытового характера. Это, например, представления о том, женщина должна быть слабой, что мужчина не должен плакать, что углеводная пища – это абсолютное зло и т.п. Вторая группа – это устойчивый образ определенной народности. Например, о японцах думают, что они вечные трудоголики, французы помешаны на моде и т.п.

Глупые стереотипы

Существуют и откровенно глупые штампы, об ограниченности которых все знают, но, тем не менее, продолжают в них верить. Сюда следует отнести миф о том, что все блондинки - дуры, что в России все ходят в ушанках и т.п. Иначе как глупым нельзя назвать также мнение, что всем нравятся худые девушки, которое спровоцировало всплеск заболеваний анорексией. А про накаченных мужчин очень часто думают, что их интеллект находится на крайне низком уровне, хотя зачастую это далеко не так.

Ниже мы предлагаем ознакомиться с работами американского фотографа Джоэла Пареса, которые как нельзя красноречивее показывают работу стереотипного . Ведь нередко мы даем поспешную оценку человеку исходя из его внешности, национальности, пола, возраста и т.д.




Мужские стереотипы

«Все женщины одинаковы» ‒ это обвинение, так часто бросаемое мужчинами в адрес женщин, наверное, один из самых любимых и лелеемых ими стереотипов. Устоявшихся представлений, которые и образуют на самом деле социальную реальность каждого человека. Ибо, увы, ни один представитель человеческого рода не лишен этих самых стереотипов. И кажется, что такое близкое и знакомое понятие старо как мир. Однако, это не совсем так. Существовавшее не один десяток лет явление «навешивания ярлыков» на людей и все окружающие события было описано лишь в 1922 году. И с легкой руки Уолтера Липпмана получило, наконец-то, свое описание и название «стереотип». Основаны такие клише, по большей части, на собственном личном или социальном опыте человека. Однако не меньшую роль играет семья и окружение. В принципе, стереотипы, не так сильно зависят от пола человека: и у мужчины, и у женщины могут быть одинаковые трактовки каких-то вещей и явлений. Но, коль, мужчины и женщины « с разных планет», то и некоторые их стереотипы, естественно, будут отличаться друг от друга. Итак, каковы же они ‒ «мужские стереотипы»?

Основные группы мужских стереотипов

Группа мужских стереотипов №1

Интерпретации окружающего мира, входящие в эту группу, складываются в головке маленького еще мальчика под влиянием его семьи. Стоит сказать, что они наиболее устойчивы и, по сути, дают маленькому человечку «каркас» мирового устройства, на который в дальнейшем будут «нанизываться» и другие представления. Это, в первую очередь, так называемые «гендерные стереотипы», то есть напрямую связанные с половой принадлежностью. Разделение мужских и женских ролей: «мужчина ‒ добытчик и глава семьи», «мужчины не должны плакать» и тому подобное. Конечно, такие, стереотипы важны и, в целом, отражают патриархальное устройство современного мира. Однако, в общем и целом, они отражают скорее внутренне устройство и склад каждой отдельной семьи. Бороться с такими стереотипами даже не стоит. Основные стереотипы по отношению к своему здоровью, к женщинам, к работе и в целом к своему месту в мире также закладываются в семье. В том случае, если малыш-сирота, «каркас» его мира будет складываться под влиянием детского дома или приемной семьи.

Группа мужских стереотипов №2

Клише второй группы появляются у мужчин под влиянием уже собственного опыта, в кругу друзей, под влиянием школы, университета, работы, окружающей действительности и т. д. Например, стереотип по отношению к учебе в школе. Из раза в раз повторяющаяся ситуация со снисходительным отношением к «отличникам» в школе, например, может создать у мальчика-«троечника» соответствующий стереотип «отличники ‒ любимчики учителей». Сильно влияют на формирование каких-либо устоявшихся представлений у мужчин и средства массовой информации. И это не секрет, что представители СМИ частенько этим пользуются для получения своей выгоды. Например, навязывание образа «успешного мужчины», который, ну никак, не сможет прожить без крутой «тачки». К сожалению, над созданием подобных образов на телевидении и в печатной прессе трудятся целые команды профессиональных психологов, которые прекрасно разбираются в человеческой психологии. И вот, пожалуйста, готов стереотип «успешного мужчины».

Примеры устоявшихся мужских представлений

По отношению к своему здоровью у мужчин-«кормильцев» существует такие стереотипы: «болеть некогда, надо работать», «больные никому не нужны», «будешь долго болеть ‒ останешься без работы». В целом, показательно и мужское поведение, основанное на таких убеждениях. Мужчины реже обращаются за помощью к врачам.

Весьма интересны и стереотипы мужчин по отношению к женщинам. И об этом, наверное, уже написан не один научный трактат. Мужчины и женщины ‒ существа очень разные и по отношению друг к другу у обоих полов сложился не один десяток разных стереотипов и убеждений.

Список любимых мужских стереотипов относительно женщин может быть бесконечным, приведем лишь некоторые:

«Все блондинки тупые», «все бабы ‒ дуры», в общем, негативное мнение о мыслительных способностях прекрасного пола, порой просто необоснованное и ничем не подтвержденное;

«Женщина за рулем, как обезьяна с гранатой». Стереотип не раз опровергнутый, но все же стойкий;

«Женщины болтливы и не умеют хранить секреты». На самом деле умеют, порой лучше, чем мужчины. А объяснение такому стереотипу простое: женщины более общительны и доверительны по своей природе, отсюда и «болтливость»;

«Женщины капризны и истеричны». Да, женщины более эмоциональны и чаще дают волю слезам;

«Женской дружбы не бывает». Бывает, и очень крепкая. Просто у женщин ценность семьи чаще выше. А какая уж тут дружба, если домочадцы отнимают все ее время;

«Место женщины на кухне». «Домостроевский» мужской стереотип, по-прежнему культивируемый в некоторых семьях;

«Женщин интересуют только «шмотки» и косметика», «все женщины ‒ «шопоголики». Факт абсолютно не подтвержденный. Хотя, женщинам действительно больше приходится ходить по магазинам, в силу того, что и готовят, в основном они.

Обосновано или необоснованно, но принимаем мы друг друга именно через призму наших собственных стереотипов. Разрушить, которые, порой совершенно невозможно. Однако зная основные механизмы их формирования можно умело ими управлять.

Скачать данный материал:

НАТА КАРЛИН

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов :

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства :

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности : роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь , находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание . Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины : 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа . Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен :
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен :
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны :

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

  • Деньги;
  • Высокий чин.

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские . Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2. Врачи . И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница . Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5. Современные студенты : не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения . В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и . Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди . И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

22 марта 2014