О чем прописывается в законах хаммурапи. Хаммурапи

Сборник законов шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году Французской археологической экспедицией под руководством Ж.де-Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы - столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе.

Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалось объединением под властью Вавилона наро­дов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчать про­извол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате. Во вступлении указывается на то, что издание кодекса законов, имеет своей целью установление справедливости в стране

Судебник состоит из трёх частей:

1. Введение,

2. Собственно судебник,

3. Заключение.

Система законов Хаммурапи представлены в таком виде:

1. Суд (ст.ст.1-5);

2. Собственность (ст.ст.6-124);

3. Брак и семья (ст.ст.126-195);

4. Преступления против личности (ст.ст.196-214);

5. Договоры найма (ст.ст.215-282).

2. Правовое положение отдельных категорий населения .

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

1 «Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

    Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

    Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

2 «Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом . Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона , что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом.

3 В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум» . Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов :

    Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум» .

    Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум» .

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку» . Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнит

Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

Классы вавилонского общества в Законах Хаммурапи

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п. Общество, каким оно обрисовано в Законах Хаммурапи, состоит из свободных общинников (авилум ), царских людей (мушкенум ) и рабов (вардум ). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8).

В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175 – 176). Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), но если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§170 – 171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха – § 205 и 282).

Авилумы и мушкенумы в Законах Хаммурапи , Законы Хаммурапи о рабах .]

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Законы Хаммурапи о долгах

Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117). В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы – заложничество (§ 114 – 116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате.

Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары ), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. В каждом крупном городе существовало объединение таких купцов (карум – «пристань»), осуществлявшее административный надзор за тамкарами и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами с государством. Тамкары вели международную торговлю как лично, так и через помощников (шамаллу ), т.е. странствующих торговцев, не располагавших собственными средствами. Другим важным видом деятельности торговых агентов было, как уже отмечено, ростовщичество . Займы натурой предоставлялись под условием роста в одну треть, а займы серебром – в одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок – до урожая. Из деловых документов видно, что существовали и другие виды роста (вплоть до сложных процентов). Законы Хаммурапи пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве

Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что Законы Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая – § 46) или за твердую плату вперед (§ 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42 – 44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53 – 56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57 – 58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263 – 267).

[Подробнее - см. в отдельных статьях Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве и земельной собственности , Законы Хаммурапи об аренде .]

Профессии в Законах Хаммурапи

Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215 – 224, 253 – 274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и «уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.

Семейное право в Законах Хаммурапи

Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют семье (§ 127 и сл.). Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей (§ 128): требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств (см. далее) мог быть и письменным. Семья была моногамной, и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью (§ 129). Законы Хаммурапи устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода (§ 130 – 136). Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170). При определенных обстоятельствах (болезнь жены – § 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, – § 145; дурное поведение жены – § 141) муж мог взять вторую жену. В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор. Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире. Поэтому Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159 – 164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151 – 152); об имущество жены (§ 150). Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163 – 164). Если же брак и сохранял формальное сходство с покупкой, то объясняется это тем, что древнее право просто не знает иного способа передачи патриархальной власти над человеком, чем купля-продажа (даже и в римском праве освобождение сына из-под отцовской власти оформлялось как фиктивная продажа).

Наследование в Законах Хаммурапи

Столь же детально Законы освещают вопросы наследования (§ 165 и сл.). Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 167 – 168). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей (§ 185 и сл.) . Наконец, подробно рассматривается в Законах Хаммурапи вопрос об имуществе жриц. В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились затем жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких . Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.

Принцип талиона в Законах Хаммурапи

Вавилонское право не знало деления на гражданское и уголовное. Законы Хаммурапи уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью (§ 158), сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа (§ 153). В остальных случаях Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание по принципу талиона (т.е. наказания равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

Принцип талиона известен из более ранних месопотамских законодательных источников, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. Широко распространено ошибочное представление о талионе как о «пережитке кровной мести». В действительности же кровная месть исходит из принципа коллективной вины и коллективной ответственности, унаследованного от первобытнообщинного строя. В связи с развитием представлений о личности возникает и представление об индивидуальной вине и индивидуальной ответственности. Кроме того, возникшее гражданское общество заинтересовано в том, чтобы распри не длились бесконечно, что практически неизбежно при кровной мести. Поэтому вводится принцип обязательной денежной компенсации, а затем и принцип талиона, представлявшийся наиболее справедливым для правосознания той эпохи. Иначе говоря, развитие ответственности идет по пути индивидуализации, наказание же приобретает все более публичный характер.

Судопроизводство во времена Хаммурапи

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9 – 11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2) . Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.

Кодекс Хаммурапи или Законы Хаммурапи – это один из древнейших сводов законов, дошедших до наших времен. Это кодекс законов старовавилонского периода (ХХ – ХVI вв. до н. э.). Приблизительно был составлен в средине XVIII века во время правления царя Хаммурапи.

Открытие свода законов

Английский археолог Генри Лэйард в 1853 году нашел глиняную табличку, где было написано имя царя Хаммурапи. Уже тогда ряд историков предположили, что на этой клинописной табличке написан свод законов – один первых сводов законов человеческой цивилизации.
Разгадать, что же было написано на этой табличке смогли лишь в 1881 году. Тогда стало известно, что Хаммурапи был не только тем царем, который объединил месопотамские государства в мощную цивилизацию, но и был великим законодателем.
В библиотеке царя Ашшурбанипала были найден еще свод законов, и историки долгое время считали, что именно его руке они и принадлежали, но дальнейшие исследования показали, что они принадлежат царю Хаммурапи.

Публикация древнего документа и его переводы

В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам.
В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи».
Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея».
Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов. Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом.

Суть законов Хаммурапи: основные положения

Сам документ – это стела высотой в 2, 25 метра с базальта. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Как уже говорилось, законы были написаны в средине XVIII века до Рождества Христового – в последние годы царствования Хаммурапи.
Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк. На данный момент сохранилось 1638 строк, хотя изначально их было больше. Остальные были уничтожены в результате разрушения породы.
Интересно, но то как был написан весь текст, намекает на то, что он был поставлен не сколько для того, чтобы его могли прочитать (так как написан он был для этого мягко говоря – неудобно), а для того, чтобы продемонстрировать саму волю царя. Мощная стела говорила о том, что это свод законов и с ним нужно считаться. Для непосредственного применения законы Хаммурапи использовались с помощью глиняных табличек.
Схематически весь текст был разделен на 282 параграфа. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.
Законы Хаммурапи следует разделать на восемь различных групп:
Отправление правосудия;
Охрана имущества царских людей, общинников, храма и в конце концов, самого царя;
Защита собственности, которую получили от царя за верную службу;
Различные операции с недвижимостью;
Коммерческие операции и торговля;
Наследственное и семейное право;
Преступления против людей;
Коммерческие операции с движимым имуществом;
Документ также дает четкие данные о разделении общества. Следуя нему, оно делилось на три сословия: свободные общинники, царские люди и конечно же, рабы.
Конечно, можно еще долго говорить о каждой группе законов и на это ушло бы еще несколько часов, как минимум. Но пришло время сделать выводы.
Законы Хаммурапи, как мы узнали – один из важнейших правовых документов в мировой истории. И даже более того, он скорее всего – первый правовой документ. Его роль огромная: он позволяет понять, что же из себя представляло общество Месопотамии, какими законами они руководились, какие роли были отведены каждому сословию и тому подобное.

Царь Хаммурапи (1810-1750 гг. до н. э.) известен тем, что за годы своего правления покорил почти всё Междуречье и создал сильное Вавилонское царство. Такая держава не могла существовать без единой законодательной базы. Поэтому был разработан свод законодательных актов, вошедший в историю как законы царя Хаммурапи.

Созданы они были в последние годы жизни грозного владыки. Их записали на глиняных табличках клинописью. Помимо этого, создали каменные стелы из диорита, на которых отобразили полный свод законов. Стелы расставили в разных городах как символ царской власти, опирающейся на правопорядок и законность. Одна из таких стел была обнаружена французскими археологами в городе Сузы в 1902 году. Именно благодаря этой находке, современная наука и имеет исчерпывающее представление о правовых нормах и правилах той далёкой эпохи.

Описание стелы с законами Хаммурапи

Стела, на которой отображены законы царя Хаммурапи, представляет собой каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита. Его высота достигает почти 2,3 метра. Окружность основания составляет почти 2 метра. Вес этого монумента равен 4 тоннам. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

Каменная стела (спереди и сзади) с нанесёнными на неё законами царя Хаммурапи

Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл. Они символизируют справедливость и правоту. Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти. Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

Под скульптурой располагается сам текст. Им покрыты и передняя и задняя стороны монумента. Текст представляет собой столбцы, написанные клинописью на аккадском языке. Читаются они сверху вниз. На передней стороне сохранилось 16 столбцов. Состоят они из 1114 строк. На задней стороне насчитывается 28 столбцов, включающих в себя 2524 строки. Таким образом, всего насчитывается 3638 строк. При этом почти 700 строк отведены на введение и эпилог. То есть они не несут в себе никакого правового текста.

Все законы делятся на 8 групп. Это исполнение правосудия, охрана собственности, принадлежащей царю, охрана частного имущества, полученного от царя, операции с недвижимостью, коммерческие операции, семья и наследство, уголовные преступления против личности, операции с движимым имуществом. Рассмотрим все эти группы по порядку.

Исполнение правосудия

В данном случае наказания за преступления базировались на принципе талиона. То есть мера наказания должна быть точно такой же как преступление. Это означает, что если преступник отрубил человеку руку, то, соответственно, и преступнику рубят руку. Лишил зрения, значит, и совершившему этот акт вандализма выкалывают глаза.

Верхняя часть стелы, представляющая собой скульптуру

Если обратиться к конкретике, то за ложное обвинение в убийстве полагалась смертная казнь. За ложное обвинение в колдовстве полагались смерть и конфискация недвижимости. А вот если обвинение в колдовстве подтверждалась, то тогда обвинителю отдавали дом колдуна.

Устанавливалась процедура расследования преступлений. Тут главный принцип состоял в том, что если свидетельские показания отсутствуют, то тогда следует обратиться к божьему суду. Это клятва во имя бога или испытание водой. Подозреваемого бросали в реку, и если он тонул, то считался виновным, так как бог реки покарал его. Если же выплывал на берег, то считался невиновным.

В то же время правовые нормы базировались на том, что обвинение должно быть доказано обвинителем, а любое сомнение идёт на пользу обвиняемому. Что касается пыток, то информации о них никакой нет. Только в отношении рабов могли применяться пытки по согласию с их владельцами.

Полагалась кара за лжесвидетельство. Если оно было связано со смертной казнью, то лгуна казнили. В иных случаях такие люди несли то наказание, которое грозило обвиняемому. Неправедного судью отрешали от должности, и он должен был возместить в 12-кратном размере ту сумму иска, которую предъявлял обвиняемому.

Текст законов на каменной стеле

Во время судебных заседаний не предусматривалось их протоколирование, а сам приговор объявлялся устно. Судебными инстанциями считались городской, храмовый и царский суды. Дела рассматривались коллегиально. Храмовые суды рассматривали только те дела, которые касались божьего суда. Решение суда было окончательным и не подлежало обжалованию. Не предусматривалось никаких верховных инстанций, к которым можно было бы апеллировать. Даже царь не мог помиловать некоторые категории осуждённых.

Охрана собственности, принадлежащей царю

Если на царскую собственность покушался вор, то его ждала смертная казнь. В редких случаях он должен был 30-кратно возместить стоимость украденного. В случае кражи храмового имущества наказанием также являлась смерть. А вот если кража осуществлялась вне территории храма (овца, корова, свинья), то предусматривалось 30-кратное возмещение. Смертная казнь назначалась и за похищение рабов.

Предусматривались расправы без суда и следствия. Если при пожаре в доме, принадлежащем человеку, состоящему на службе в царском дворце, случалась кража, то вора можно было смело бросать в огонь. В то время пожары случались часто, а дома стояли на узких улицах впритык друг к другу. Поэтому вороватых людей, желающих поживиться на горе других, хватало. Отсюда и проистекала жестокость наказания.

Охрана частного имущества, полученного от царя за службу

В данном разделе законов царя Хаммурапи предусматривалась смертная казнь тех подданных, которые, получив земельные надел от государя, вместо себя в поход посылали наёмников. Такие подданные приравнивались к ворам, а их имущество считалось незаконно присвоенным. Воин же храбро воевавший, но попавший в плен, не утрачивал право на собственность. Если он из плена возвращался, то получал назад свой надел. Если же не возвращался, но у него был сын, то последний считался законным наследником отца.

Если воин бросал свой надел и уходил, но отсутствовал не более года, то сохранял все права на данную собственность. Полная утрата прав наступала в случае 3-летнего отсутствия. Предусматривался порядок выкупа воина, попавшего в плен, за казённый счёт. Выкупом занимались специальные вавилонские купцы, которые считались царскими людьми. Но если воин был богатым человеком, то он выкупал себя сам.

Операции с недвижимостью

В операциях с недвижимостью большое внимание уделялось различным видам аренды. Если человек брал в аренду поле, а урожай не вырастил, так как нерадиво отнёсся к работе, то он должен был отдать хозяину поля столько зерна, сколько смог бы собрать на этом поле. Было также такое понятие как кабальная арендная сделка. То есть не добровольная, а под нажимом. Закон препятствовал подобным злоупотреблениям. Арендатор в этом случае, собрав урожай, лишь выплачивал свой долг, а весь остальной доход оставлял себе.

Если чужое поле потравил скот, то пастух должен был выплатить штраф в виде конкретных мер зерна. Если же урожай был погублен полностью, то в этом случае штрафные санкции возрастали в 3 раза.

Коммерческие операции

В данном разделе указаны нормы роста по займам. Такой рост был процентным и разовым. Рост на зерно составлял 1 к 5, а на серебро 1 к 6. Но если серебра не было, то можно было расплатиться зерном. Если кредитор пытался обмануть заёмщика и не выдавал документ о погашении долга, то он подвергался большому штрафу. Если ссуда выдавалась без свидетелей и договора, то кредитор терял всё, что дал. Если же должник не мог отдать серебро или зерно, то получал право отдать любое движимое имущество, которым обладал. Кредитор при этом не мог отказаться, а сама сделка должна была происходить при свидетелях.

Говорится о торговых операциях двух партнёров. При этом устанавливался общий принцип партнёрства. Самая распространённая форма – товарищество, когда прибыль и убыток делились поровну. Другой вид, когда один человек снабжал другого деньгами или товаром, а последний пускал их в оборот и должен был вернуть удвоенный капитал даже в том случае, если не получил прибыль. Смягчающим обстоятельством являлся лишь грабёж.

В данном разделе также регулировалась работа питейных заведений. Содержали их, как правило, женщины, так как о мужчинах не говорится ничего. Нарушения и злоупотребления в таких заведениях карались утоплением. Если же в такие заведения ходили преступники, то их необходимо было задерживать, а бездействие каралось смертью. Жриц, зашедших в питейное заведение, приговаривали к сожжению.

Семья и наследство

Если кто-то ложно обвинил жрицу или жену человека в безнравственном поведении, то получает наказание в виде публичной порки или обривании половины головы. За связь с чужой женой предусматривалась смерть как для мужчины, так и для женщины. Но если муж прощал неверную жену, то тогда жизнь сохранялась. Жена, обвинённая своим мужем в измене, должна была доказать свою невиновность посредством клятвы во имя бога. Но если такое обвинение выдвигало третье лицо, то тогда женщина должна была пройти испытание водой.

Вершится праведный суд

Законы царя Хаммурапи касались и вопросов расторжения браков. Если муж находился в плену, но в доме имелось пропитание, то жена не имела права вступать в новый брак. А вот если пропитания не было, то женщине давалось право на новое замужество. Однако если муж возвращался из плена, то жена должна была вернуться к нему, а вот дети от второго брака оставались с родным отцом.

Если жена не рожала детей, то муж имел право с ней развестись, но он был обязан возместить ей приданное и уплатить сверх этого сумму, которая равнялась её выкупу. Также разрешался развод с женой, если та вела себя безнравственно. Мужчине давалось право прогнать такую женщину или оставить в доме на правах рабыни и найти себе другую жену. А вот если муж оказывался гулякой, то тогда жена имела право забрать приданное и уйти к родителям. Муж не мог покинуть больную жену, в его обязанность входило содержать её в своём доме и кормить.

Замужняя женщина могла иметь своё имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Она могла заключить с мужем письменный договор о раздельной ответственности по тем долгам, которые имелись у пары до брака. И кредиторы мужа не имели права требовать выплату долга с его жены. Отсюда видно, что женщины, жившие в Вавилоне, имели достаточно много прав.

Уголовные преступления против личности

В данном разделе затрагиваются такие преступления как убийство в результате драки и нанесение телесных повреждений. Последние подразделялись на удар по щеке, повреждение глаз, переломы, выбивание зубов. Если сын наносил удар отцу, то ему отрезали кисть руки, а при ударе по щеке принцип талиона не соблюдался. Такое действие считалось оскорблением, и виновного подвергали публичной порке. Ему наносили 60 ударов плетью, изготовленной из воловьей кожи, но только в том случае, если виновник имел более низкий социальный статус. В ином случае назначался денежный штраф. А вот если оскорбление наносил раб, то ему отрезали ухо.

За неосторожное убийство предусматривалась денежная плата серебром. Оскорбление мужчиной женщины не являлось наказуемым. Но если в результате удара у женщины случался выкидыш, то тогда виновный платил денежную компенсацию. Если в результате удара женщина умирала, то в силу вступал божий суд или всё ограничивалось денежной компенсацией. Тут всё зависело от социального статуса виновника и его жертвы.

Операции с движимым имуществом

Последний раздел законов царя Хаммурапи относился к операциям с движимым имуществом. За неудачное лечение животных ветеринар подвергался наказанию в виде штрафа. Была установлена ответственность за некачественную постройку корабля, за плохое строительство дома. Если дом обрушивался и находящиеся в нём люди погибали, то тут действовал принцип талиона. Если умирал владелец дома, то казнили строителя, а если смерь настигала сына хозяина дома, то той же участи подвергался сын строителя. Плохой кораблестроитель возмещал денежные убытки.

В разделе много говорится о найме людей, животных и транспортных средств. Была установлена оплата за наём работников, строителей, корабельщиков, сельскохозяйственных рабочих. Также регулировались договоры о найме скота. Сюда входили и волы, и повозки, и погонщики. Если взятому в наём скоту наносился вред, то наниматель нёс денежную ответственность перед собственником. Большая ответственность была возложена на пастухов. Они не отвечали только за падёж скота в результате эпидемии или при нападении львов.

Регламентировались покупка и содержание рабов. Продавец нёс ответственность за проданного раба в течение месяца. Если у того выявлялось тяжёлое заболевание, то продавец должен был забрать раба обратно и вернуть деньги.

Всё вышеизложенное было разбито на 282 параграфа. В данной статье они приведены кратко. Но даже в такой форме законы царя Хаммурапи поражают своим здравомыслием и полнотой. Правовые акты затрагивали все стороны жизни и регулировали жизнедеятельность могучего государства, существовавшего 3700 лет тому назад в Междуречье .

В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена ​​из других источников, например, цитат законов на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и является одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают строгую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.


2. Структура Свода законов Хаммурапи

Сборник законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах Хаммурапи регулируются гражданские, обязательственные, трудовые, брачно-семейные, уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Этот сборник не имеет четкой системы изложения материала, однако определенная внутренняя система в кодексе прослеживается:

  • ст.1-5 - суд и судопроизводство; направленные против произвола и волокиты в судах, устанавливается ответственность недобросовестных судей;
  • ст.6-126 - вопрос собственности, ее защита, устанавливается наказание за посягательство на нее;
  • ст.127-195 - брак, семья, наследование. Рассматриваются вопросы о формах и условия заключения брака, возможные условия многоженства, развода, имущественные и личные отношения супругов, предусмотрены различные преступления против семьи, регулируются вопросы наследования имущества умерших;
  • ст.196-214 - преступления против личности, ее жизни, чести и достоинства;
  • 215-282 - нормы по труду.

3. Основные законы

1. Если человек начнет, клянясь, обвинять другого человека в убийстве, а этого не докажет, то ее надо убить.

2. Если человек обвинит другого человека в колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к Реке и броситься в воду. Если Рика поглотит его, то обвинитель может забрать его дом, а когда река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто обвинял ее в колдовстве, надо убить, тот, кто прыгал в реку, получает дом того, кто его обвинял.

3. Если человек выступит в судебном деле свидетелем обвинения, но не докажет этого, и если это судебное дело касалось жизни, то этого человека надо убить.

4. Если же она выступила свидетелем в судебном деле по хлебу или серебра, то она должна понести наказание, применяемое в таком судебном деле.

5. Если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска в этом судебном деле в 12-кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, или овцу, или осла, или что-нибудь другое, то этот человек - вор, его надо убить.

8. Если человек украдет либо вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодки, то, когда это божье или Дворцовой, она может отдать его в 30-кратном размере, а если оно принадлежит мушкенуму, - она ​​может возместить в 10-кратном размере, если же вору нечем отдать, то его надо убить.

9. Если человек, у которого что-то пропало, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет захвачена пропала вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", - а хозяин пропавшей Кстати скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", - то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при которых он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых было совершено покупку, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, и его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенного им серебро из дома продавца.

10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, клевещет, его надо убить.

12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе (умер - О.ПИ.), то покупатель получает в пятикратном размере иск, поданный в этом деле, из дома продавца.

13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до окончания шестого месяца. Если на шестой месяц своих свидетелей он не приведет, то она лжец, должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.

14. Если человек украдет малоричного сына человека, то ее надо убить.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или мушкенума, или рабыню мушкенума, то ее надо убить.

16. Если человек скрыл в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцовые или мушкенуму, и не приведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то хозяин раба должен дать ему два сикля (сикль (1/60 мины) - единица веса, равная 8,4 г) серебра.

18. Если этот раб не назовет своего хозяина, то должны привести его в двирець, изучить его дело и вернуть его хозяину его.

19. Если она оставит этого раба в своем доме, а потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека надо убить.

20. Если раб сбежит из рук того, кто его поймал, то этот человек должен поклясться перед богом раба и будет свободным от ответственности.

21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

22. Если человек ограбит и будет схвачен, то ее надо убить.

23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен, клянясь, показать перед богом все, что у нее пропало, а община и рабианум (рабианум - староста общины), на земле и в рамках которых осуществлен грабеж, должны возместить ему, что у нее пропало.

25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет что-то из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь.

26. Если редум или баирум (редум и баирум - воины, отбывавших службу у царя и получавших за это земельный участок и другое имущество в пользование), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его вместо себя, то этого редума или баирума надо убить; нанятый им может забрать его дом.

27. Если редум или баирум в плен, находясь на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, нужно вернуть ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

28. Если редум или баирум в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то надо отдать ему поле и сад и он будет отбывать повинность своего отца.

30. Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать, и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность в течение трех лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не надо отдавать их ему. Тот, кто взял их и отбывал его повинность, сам будет нести ее.

31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то надо отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность.

34. Если декум или лубуттум (декум или лубуттум - командирские должности в армии) примет пожитки редума, повлечет ущерб редуму отдаст редума в аренду, передаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума надо убить.

35. Если человек купит у редума крупных или мелких животных, которых дал ему царь, то он теряет свое серебро.

36. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или того, кто приносит доход, то его табличку надо разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.

40. Надитум (надитум - жрица), тамкар (тамкар - торговец или ростовщик, находящегося на службе у царя) или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад, свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или зданием, которые он купил.

42. Если человек арендует поле и не вырастит на нем хлеб, то ее нужно уличить в том, что она не выполняла необходимые работы в поле, и она должна отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи.

43. Если она не обработает поле и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи, а поле, которое она забросила, должна вспахать, заборонуваты и вернуть хозяину поля.

44. Если человек арендует на три года целину, но из-за лени не обработает поле, то на четвертый год он должен поле вспахать, заборонуваты и вернуть поле хозяину поля, а также видмириты ему по 10 курру (курру - 252,6 литров) хлеба за один бур (1 бур - 6,35 га).

45. Если человек отдаст земледельцу за арендную плату свое поле, а затем Адад (Адад - бог грома, молнии, дождя) затопит поле или наводнение унесет урожай, то убытки падают только на земледельца.

46. Если она не получит арендной платы или отдаст поле за половинную или третичную судьбу, то хлеб в поле земледелец и хозяин поля должны делить по условленным соотношением долей.

48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет урожай, или вследствие насухо в поле не вырастет хлеб, то она может в этом году хлеб своему позичкареви не отдавать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год она может не отдавать.

52. Если земледелец не вырастит на поле хлеб или кунжут, то это не должно менять его договора.

53. Если человек проявит лень и не закрепит гать своего поля и, как следствие того, что поле не было запружено ней, в ее гатци произойдет прорыв, а водой будет затоплена землю общины, то человек, гатци которой произошел прорыв, должен возместить хлеб, который она потеряла.

54. Если она не может возместить хлеб, то надо отдать ее движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых снесла вода.

60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод посадить сад и выращивать сад в течение четырех лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою судьбу первым.

78. (Якщо. ..) человек, живущий в доме, отдаст хозяину (дома) полностью (его) годовую арендную плату, но хозяин дома приказом (же) жи (льцю) ос (нити) до окончания (его) срока, то хозяин дома, зара (ди) того, что он заставил жильца (освободить) его дом до окончания (его) срока, (теряет) серебро, которое дал ему жилец.

89. Если тамкар даст (хлеб) или серебро в долг под проценты, то на одну курру (он может взять 100 ка (ка - 0,84 л) зерна как процент), если он дал в долг под проценты серебро, то на один сикль серебра он может взять 1/6 сикля и шесть е (е - 0,046 г) как процент.

102. Если тамкар даст заем шамаллуму (шамаллум - мелкий торговец, который одновременно выполняет поручения там кара) серебром, а тот несет убытки там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму.

104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или другой какой-то товар для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и отдать тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару.

105. Если шамаллум будет невнимательным и не примет документ с печатью о серебре, которое он дал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не прилагается к счету.

106. Если шамаллум возьмет в тамкара серебро и отрицать об этом перед своим тамкаром, то этот тамкар должен разоблачить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере.

109. Если в доме шинкарки сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет к дворца, то эту шинкарку надо убить.

113. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из кладовой или току, то этого человека должно изобличить в том, что она взяла хлеб из кладовой или тока без ведома хозяина хлеба, и она должна вернуть все взят хлеб, а также теряет все, данное им в долг.

115. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и будет держать ее представители, а закладник умрет в доме взявшего его заложником, за своей судьбой, то это не основание для претензий.

116. Если закладник умрет в доме взявшего его в учреждение, от побоев или дурного обращения, то хозяин закладник имеет разоблачить своего тамкара: если взятый в залог - сын человека, то надо убить сына тамкара, если он - раб человека, тамкар должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в залог.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме позичкаря или ростовщика три года, на четвертый год надо отпустить их на свободу.

120. Если человек засыплет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача или хозяин дома, открыв кладовку, возьмет хлеб или вовсе откажется, что хлеб засыпан в доме, то хозяин хлеба должен, клянясь, указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый у него хлеб в двойном размере.

124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что-то другое при свидетелях, а та откажется перед ней, то этого человека должно изобличить, и он должен вернуть все, от чего отказывалась, в двойном размере.

127. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", - и опозорит своих соседей, то ее соседи должны, клянясь, разоблачить его перед богом в том, что у нее ничего не пропало, и она должна отдать своим соседям в двойном размере то, что она посягала.

128. Если человек возьмет жену без письменного договора, то эта женщина - не жена.

129. Если жена будет захвачено такой, что лежит с другим мужчиной, то надо их связать и бросить в воду. Если хозяин женщины сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своему рабу.

130. Если мужчина изнасилует женщину, которая не познала мужчину и живет в доме своего отца, и ляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человека должно убить; эта женщина освобождается от ответственности.

131. Если жену обвинит под клятвой ее муж, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачено, то она должна поклясться богом и может вернуться в свой дом.

132. Если против жены человека будет протянут палец (она будет обвинен) через другого человека, а лежащей с другим мужчиной она не была схвачена, то для своего мужа она должна броситься в реку.

134. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, то его жена может войти в дом другого, эта женщина не виновата.

135. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, дети следуют за своими родителями.

138. Если человек бросает свою первую жену, которая не родила ему детей, то он должен отдать ей серебро в объеме ее выкупа, а также возместить ей приданое, которое она принесла из дома ее отца, и может бросить ее.

141. Если жена, которая живет в доме мужа, захочет уйти и станет растрачивать, разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее нужно изобличить, и если человек решит бросить ее, - он может бросить ее, он может ей в дорогу не давать никакой платы. Если ее муж решит не бросать ее, то он может жениться на другой женщине, а женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

144. Если человек возьмет брак с бесплодной женой, эта бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек захочет взять наложницу, то этого не надо позволять этому человеку, он не может взять наложницу.

146. Если человек возьмет брак с бесплодной женщиной, она даст своему мужу рабыню и та родит детей, а затем эта рабыня станет равняться в своей хозяйки, то, по-скольку она родила детей, ее хозяйка не может отдать ее за серебро, она может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням.

150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего через суд, мать может отдать то, что будет после него, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.

153. Если жена разрешит умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту жену надо посадить на кол.

159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: "Я не возьму твоей дочери", - то отец девушки может забрать все, что ему было принесено.

160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе своей дочери", - то он должен вернуть в двойном размере все, что было принесено ему.

165. Если отец подарит своему наследнику, приятному для его глаз, поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, он должен принять дар, данный ему отцом, и сверх того, они должны поделить между собой достояние отцовского дома поровну.

168. Если отец захочет изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоняю своего сына", - то судьи должны изучить его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его, если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.

170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", - зачислит их в детей жены, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою долю первым.

175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума женится со свободной и она родит ему детей, то хозяин раба не может претендовать на то, чтобы детей вернуть в рабство.

187. Если человек усыновит несовершеннолетнего, которым пренебрегают, и вырастит его, то этого питомца нельзя требовать назад через суд.

188. Если какой-то ремесленник возьмет малолетнего для воспитания и научит его своему ремеслу, то его могут потребовать обратно через суд.

189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

192. Если усыновленный евнухом или усыновленный зикрум (жрицей) скажет отцу, что вырастил его, или матери, которая вырастила его: "Ты не мой отец" или "Ты не моя мать", - то ему надо отрезать язык.

195. Если сын ударит своего отца, то ему надо отрезать пальцы.

196. Если человек повредит глаз другому человеку, то нужно повредить ее глаз.

197. Если она сломает кость человека, то надо сломать ее кость.

198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить одну мину серебра.

199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

200. Если человек выбьет зуб человека, равной себе, то надо выбить ей зуб.

201. Если она выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

202. Если человек ударит по щеке высшего по положению, чем она сама, то надо на собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

203. Если кто-то из людей ударит по щеке кого-либо другого из людей, кто ровня ему, то он должен отвесить ему одну мину серебра.

204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить десять сиклей серебра.

205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то надо отрезать ему ухо.

206. Если человек ударит человека в драке и ранит ее, то этот человек должен поклясться: "Я ударил его случайно", а также заплатить врачу (за лечение).

207. Если и умрет от побоев, то она должна поклясться, и если покойник - кто-то из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра.

208. Если покойник - кто-то из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

209. Если кто-то из людей ударит дочь человека и приводить выдворение ее плода, то он должен заплатить за ее плод 10 сиклей серебра.

210. Если эта женщина умрет, то надо убить его дочь.

211. Если он приведет побоями дочери мушкенума выдворение ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

213. Если он ударит рабыню человека и приводить выдворение ее плода, то он должен отвесить два сикля серебра.

214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и вылечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

216. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен получить пять сиклей серебра.

217. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и повлечет этому человеку смерть или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему надо отрезать пальцы.

219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и приводить ему смерть, то он должен возместить раба за раба.

220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.

221. Если врач увеличит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу пять сиклей серебра.

222. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен отдать три сикля серебра.

223. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

226. Если парикмахер без ведома хозяина раба голыми рабский знак не своего раба, то этому парикмахеру надо отрезать пальцы.

228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то и должна дать ему подарок в два сикля серебра за каждый cap (cap - мера площади равная 35 м?) площади дома.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу некачественно, так что построенный им дом рухнет и приведет смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

230. Если он вызовет смерть сыну хозяина дома, то надо убить сына этого строителя.

231. Если он вызовет смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

232. Если он уничтожит пожитки, он должен возместить все, что он уничтожил, за то, что построил дом некачественно, так, что он рухнул, должен отстроить дом, рухнул, за свой счет.

244. Если человек наймет вола или осла и того разорвет в степи лев, то убытки падают только на его хозяина.

245. Если человек наймет быка и приводить его падеж невниманием или побоями, то она должна хозяину вола возместить вола за вола.

249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он умрет, то человек, нанял вола, имеет поклясться богом и быть свободным от ответственности.

257. Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему восемь курру хлеба в год.

274. Если человек наймет какого-нибудь ремесленника, то... плата землекопов 5 (е) серебра, плата сапожника (... е) серебра, (плата ко) Валево (... е) серебра, столяру 5 ше серебра, (плата) плотника 4 ше серебра, (на) день она должна давать.

280. Если человек купит в неприятельской стране раба или рабыню и когда она придет в Страну (Вавилон), хозяин раба или рабыни узнает своего раба или рабыню, то если эти раб или рабыня - дети страны их нужно отпустить на волю без серебра.

282. Если раб скажет своему хозяину: "Ты не мой хозяин", - то тот должен изобличить его как своего раба, а потом его хозяин может отрезать ему ухо.