Должен ли проектный институт согласовывать смету подрядчика. Согласование, подписание и утверждение документов

Согласование, подписание и утверждение документов. Согласование это предварительное рассмотрение и оценка проекта документа. Оно осуществляется в форме визирования. Виза включает в себя личную подпись визирующего и дату согласования. Согласование может происходить как внутри учреждения, так и вне его. Внешнее согласование можно оформлять грифом, заключающие в себя следующие элементы: слово «Согласовано», наименование должности, личную подпись, расшифровку подписи дату. Гриф согласования располагают в левой части документа после подписи. Подпись - обязательный реквизит документа. В ее состав входят наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и расшифровка подписи. Документы, направляемые в вышестоящие органы, федеральные органы представительной и судебной власти, подписываются начальником организации. Документы, направляемые подчиненным и сторонним организациям, гражданам, могут подписываться начальником, его заместителем или руководителями структурных подразделений в соответствии с их компетенцией. В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности. При подписании документа несколькими лицами, равными по должности, но представляющими разные органы, подписи располагают на одном уровне. Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести от руки или машинописным способом, например: «и.о.», «зам»). Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности. На документах, подлежащих утверждению, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа. Варианты: «УТВЕРЖДАЮ. Должность руководителя. Личная подпись. Инициалы, фамилия. Дата» или «УТВЕРЖДЕНО. Приказом Росархива от 16.03.2005 № 1505».

Заполняемые реквизиты бланка

Заполняемые реквизиты бланка. Бланк представляет собой лист бумаги определенного формата с заранее воспроизведенными на нем типографским (или электронным) способом реквизитами, содержащими постоянную информацию (трафаретная часть). В то же время бланк содержит пустые места, которые необходимо заполнить вручную или в момент создания документа. Обычно в момент создания вносится следующая информация: название организации или учреждения; дата создания документа; порядковый номер документа; собственно содержательная часть - цифровая или словесная информация; подпись (и расшифровка подписи) ответственного лица (или лиц); печать учреждения.

Людочка, Благодарю Вас!

ЭТО КАК?. Т.е.

вы допускате,что штамп в работу будет стоять на НЕутвержденных.? Думаю проверяющие с вами не согласятся..

Речь про шапку локальной сметы, кто же все таки утверждает? заказчик или исполнитель? Извеняюсь,что не в ту ветку форума написал.

miks1969, утверждает Заказчик, согласовывает исполнитель.

miks1969, Смотрите 1) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 48 п. 15 — Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 759 — 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком и статья 760 п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Спасибо за ответ, я в принципе так и думал что утверждает тот кто круче, а круче тот кто платит! но со ссылкой на ГК очень хорошо

miks1969, Да, Кодексы весомый аргумент

Доброе утро! Реанимирую данную тему в связи с возникшим вопросом: Если проектно-сметная документация получила положительное заключение гос.экспертизы и вот Заказчик её должен утвердить, как я понимаю Заком создаётся комиссия для утверждения, например в составе главного инженера, главного механика, главного энергетика и т.п… И вот начинают они её смотреть и видят, что уж очень много чего не хватает и имеются ошибки, то какие дальнейшие действия Зака? Спасибо!

Hadgime, Если что-то не хватает и есть ошибки, надо исправлять. А вот что делать после исправления отвечает ГГЭ. Вопрос #9 Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство? Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Мне интересен алгоритм всего этого, т.е. комиссия созданная Заком, пишет письмо проектировщику о том, что в псд допущены ошибки (указывает где и какие), необходимо их исправить и повторно отправить на ггэ, так? Платит я так понимаю за повторную экспертизу уже проектировщик из своего кармана?

Кто согласовывает а кто утверждает?

и делаю вывод, что заку и проектировщику лучше очень тесно общаться до экспертизы т.е. предоставлять псд заку для ознакомления, а потом уже отдавать в экспертизу, дабы не получилось оказии?

Должно быть прописано в договоре подряда — проверьте раздел, касающийся порядка сдачи-приемки выполненных работ, а также определение того, что именно является результатом работ по договору Специально прописали в договоре, что вся разрабатываемая ПСД (проект + изыскания + сметы) ДО направления на вневедомственную государственную (негосударственную) экспертизу должна пройти согласование с Заказчиком. За несогласование с Заказчиком перед выдачей на гос.экспертизу — штраф. И повторное прохождение гос.экспертизы за счет Подрядчика (Проектировщика) в случае отказа Заказчика от согласования по наличию замечаний. Иначе по факту получается замкнутый круг: Подрядчик разработал, получил положительное заключение гос.экспертизы, но результат проектирования не устраивает Заказчика. Подрядчик в соответствии со ст. 761 ГК РФ обязан удовлетворить требования Заказчика в части результата проектирования — т.е. внести изменения в ПСД. При внесении изменений в технические показатели, как отметил Andrey79, она может быть направлена повторно (но, судя по тексту, может быть и не направлена). Однако повторную экспертизу лучше все-таки проводить, при аудите часто оказывается, что положительное заключение выдали на один проект, а вот утвержден и реализован был все же другой проект. Это чревато возникновением ряда непоняток у Заказчика, которые впоследствии он пытается перекладывать на Проектировщика с привлечением юристов и походами в арбитраж. ст. 761 ГК РФ, п. 2 "При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное."

Людочка, Благодарю Вас!

а кто должен утверждать рабочую документацию?….вот прошли экспертизу, утвердили, а дальше начали разрабатывать рабочку, там ведь тоже могут быть изменения, незначительные, не влияющие на стоимость и конструктив, вот кто ее утверждает, особенно сметы?

Галадриэль, я думаю, что зак. штамп "В производство работ" ставится.

а сметы тоже в производство работ выдаются?..мне кажется сметы должны кто должен их именно утверждать

Да, ина них тоже, и в обязательном порядке.

а кто должен от заказчика выдавать сметы в производство работ? обычный инженер? потому что если утверждать, то это кто-то их руководства, все таки сметы это деньги

Галадриэль, тот же кто и РЧ выдаёт…

то есть никто не считает, что рабочие сметы должны утвердаться?…..а вот проверяющие органы, которые приходят, всегда требуют утвержденные сметы

Как это.. НИКТО. Со штампом-в работу и никак по-другому.

я не про выдачу в производство работ говорю, а про утверждение, это разные вещи

вот я и спрашиваю про утверждение, у нас просто руководство бузит и не хочет утверждать сметы, и я пытась для себя разобраться, кто как и в какой последовательности должен утверждать и подписывать рабочие сметы

Это прописывается внутренним регламентом в организации.. выше вам ответили аналогично. Вариантов нет.

Сметы утверждает тот, кто за работы по этим сметам будет платить, согласовывает тот, кто по этим сметам собрался работать

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Речь про шапку локальной сметы, кто же все таки утверждает? заказчик или исполнитель? Извеняюсь,что не в ту ветку форума написал.

miks1969, утверждает Заказчик, согласовывает исполнитель.

miks1969, Смотрите 1) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 48 п. 15 — Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 759 — 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком и статья 760 п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Спасибо за ответ, я в принципе так и думал что утверждает тот кто круче, а круче тот кто платит! но со ссылкой на ГК очень хорошо

miks1969, Да, Кодексы весомый аргумент

Доброе утро! Реанимирую данную тему в связи с возникшим вопросом: Если проектно-сметная документация получила положительное заключение гос.экспертизы и вот Заказчик её должен утвердить, как я понимаю Заком создаётся комиссия для утверждения, например в составе главного инженера, главного механика, главного энергетика и т.п… И вот начинают они её смотреть и видят, что уж очень много чего не хватает и имеются ошибки, то какие дальнейшие действия Зака? Спасибо!

Hadgime, Если что-то не хватает и есть ошибки, надо исправлять. А вот что делать после исправления отвечает ГГЭ. Вопрос #9 Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство? Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Мне интересен алгоритм всего этого, т.е. комиссия созданная Заком, пишет письмо проектировщику о том, что в псд допущены ошибки (указывает где и какие), необходимо их исправить и повторно отправить на ггэ, так? Платит я так понимаю за повторную экспертизу уже проектировщик из своего кармана? и делаю вывод, что заку и проектировщику лучше очень тесно общаться до экспертизы т.е. предоставлять псд заку для ознакомления, а потом уже отдавать в экспертизу, дабы не получилось оказии?

Должно быть прописано в договоре подряда — проверьте раздел, касающийся порядка сдачи-приемки выполненных работ, а также определение того, что именно является результатом работ по договору Специально прописали в договоре, что вся разрабатываемая ПСД (проект + изыскания + сметы) ДО направления на вневедомственную государственную (негосударственную) экспертизу должна пройти согласование с Заказчиком. За несогласование с Заказчиком перед выдачей на гос.экспертизу — штраф. И повторное прохождение гос.экспертизы за счет Подрядчика (Проектировщика) в случае отказа Заказчика от согласования по наличию замечаний. Иначе по факту получается замкнутый круг: Подрядчик разработал, получил положительное заключение гос.экспертизы, но результат проектирования не устраивает Заказчика. Подрядчик в соответствии со ст. 761 ГК РФ обязан удовлетворить требования Заказчика в части результата проектирования — т.е.

Кто утверждает и кто согласует смету

внести изменения в ПСД. При внесении изменений в технические показатели, как отметил Andrey79, она может быть направлена повторно (но, судя по тексту, может быть и не направлена). Однако повторную экспертизу лучше все-таки проводить, при аудите часто оказывается, что положительное заключение выдали на один проект, а вот утвержден и реализован был все же другой проект. Это чревато возникновением ряда непоняток у Заказчика, которые впоследствии он пытается перекладывать на Проектировщика с привлечением юристов и походами в арбитраж. ст. 761 ГК РФ, п. 2 "При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное."

Людочка, Благодарю Вас!

а кто должен утверждать рабочую документацию?….вот прошли экспертизу, утвердили, а дальше начали разрабатывать рабочку, там ведь тоже могут быть изменения, незначительные, не влияющие на стоимость и конструктив, вот кто ее утверждает, особенно сметы?

Галадриэль, я думаю, что зак. штамп "В производство работ" ставится.

а сметы тоже в производство работ выдаются?..мне кажется сметы должны кто должен их именно утверждать

Да, ина них тоже, и в обязательном порядке.

а кто должен от заказчика выдавать сметы в производство работ? обычный инженер? потому что если утверждать, то это кто-то их руководства, все таки сметы это деньги

Галадриэль, тот же кто и РЧ выдаёт…

то есть никто не считает, что рабочие сметы должны утвердаться?…..а вот проверяющие органы, которые приходят, всегда требуют утвержденные сметы

Как это.. НИКТО. Со штампом-в работу и никак по-другому.

я не про выдачу в производство работ говорю, а про утверждение, это разные вещи

ЭТО КАК?. Т.е. вы допускате,что штамп в работу будет стоять на НЕутвержденных.? Думаю проверяющие с вами не согласятся..

вот я и спрашиваю про утверждение, у нас просто руководство бузит и не хочет утверждать сметы, и я пытась для себя разобраться, кто как и в какой последовательности должен утверждать и подписывать рабочие сметы

Это прописывается внутренним регламентом в организации.. выше вам ответили аналогично. Вариантов нет.

Сметы утверждает тот, кто за работы по этим сметам будет платить, согласовывает тот, кто по этим сметам собрался работать

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Кто утверждает проектную документацию в зависимости от источников финансирования

Процедура утверждения проектной документации это продолжительный и процесс. Но она есть тем серьёзным этапом, что не может быть пропущен. Проектная документация является утверждением в соответствии с правилами, включающее в себя графические и текстовые материалы.

Разработка проектной документации обязана выполняться только в соответствии с действующему законодательству, и нормативных документов, утвержденных клиентом. Чтобы согласовать утверждение проектной документации нужно создать проект строительства. Проектную документацию постоянно утверждает клиент, а исполнитель ее согласовывает.

До собственного утверждения проектной документации нужно в обязательном порядке пройти госэкспертизу.

Утверждение проектной документации выполняется по строго установленному методу.

В том случае, в то время, когда объект находится в особенных условиях, требуется согласовать документы в установленных органах.

При происхождении спорных вопросов, ответ принимает Горсовет. Учреждение проектной документации напрямую вязано с экспертной оценкой. Запрещено подавать на комплексную госэкспертизу отдельные объекты строительства, это

зависит от их содержания и объёма.

Организация, делающая экспертизу и предоставляющая советы, на себе несет всю ответственность за заключение, поскольку на основании их уже клиент будет принимать решение относительно утверждения проектной документации.

Необходимо подчернуть, что утверждение проектной документации есть одним из самые долгих, сложных и дорогих этапов создания объектов.

Проектная документация есть утвержденными в соответствии с правилами текстовыми и графическими материалами, определяющими конструктивные, технические, архитектурные, градостроительные объёмно-сметы и планировочные решения объектов строительства. Утверждение проектной документации напрямую связано с экспертной оценкой уполномоченных властей. Для утверждения проектной документации нужно создать проект.

Организации, каковые делали госэкспертизу и выдавали советы, несут полную ответственность за все экспертные заключения, на каковые основывался клиент, по окончании чего принимал ответ об утверждении проектной документации. Клиент с проектной организацией должны обязательно внести изменения и дополнения в проектную документацию (при их наличии).

Требования, предъявляемые к оформлению документов

Будет документ иметь юридическую силу или нет, зависит и от того, соблюдены ли его разработчиками требования к его форме и другим отдельным элементам (реквизитам).

В настоящее время некоторые предприятия не придают должного значения оформлению тех или иных документов. Но такое отношение неоправданно. Так, например, отсутствие подписи должностного лица в приказе или грифа " Утверждено" на штатном расписании делает эти документы в правовом смысле " бессильными" .

Какие же реквизиты признаются юридически значимыми?

Очевидно, что необходимо указать наименование предприятия, издавшего документ. Оно должно полностью соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах предприятия. Если в учредительных документах закреплено сокращенное наименование, в приказе оно пишется в скобках после полного.

Другие обязательные и юридически значимые реквизиты рассмотрим более подробно.

Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 установлены требования к составу и расположению реквизитов, порядок их оформления, правила разработки бланков документов, требования к тексту отдельных видов документов .

Реквизиты, определяющие наименование вида документа

Для придания документу юридической силы, наряду с реквизитами, идентифицирующими автора документа, существенное значение имеют и другие реквизиты.

Дата документа

Дата документа является важнейшим реквизитом, т.к. отражает время его возникновения. Дата проставляется должностным лицом, подписывающим (утверждающим) документ, или делопроизводственной службой при регистрации документа. Она вносится в готовый документ от руки. Если автором документа являются несколько организаций, то датой документа является наиболее поздняя дата подписания. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату. Необходимо следить за правильным оформлением этого реквизита, т.к. создание документа "задним числом”, равно как и издание документа с "опережением”, например, следующим днем, приводит к искажению данных регистрации (т.к. не во всех применяемых формах регистрации это возможно). Кроме того, неправильное датирование может привести к ущемлению прав участников правоотношений.

Государственным стандартом установлены три способа оформления даты. Цифровым способом оформляются даты, содержащиеся в тексте документа; даты согласования, визирования, утверждения, заверения, подписания, регистрации - арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.

Датой документа является дата его подписания; для документов, принимаемых коллегиальным органом, - дата его принятия; для утверждаемых документов (штатное расписание, положение и др.) - дата утверждения; для актов и протоколов - дата события .

Регистрационный номер

Регистрационный номер документа (индекс) проставляется при его регистрации в организации - авторе документа. Для входящих документов это одна из первых операций (после обработки и сортировки полученных документов). Для исходящих документов это предпоследняя делопроизводственная операция перед отправкой документа. Для внутренних документов регистрация проводится и как заключительная операция, когда документ уже подписан (или утвержден).

Регистрационный номер, как правило, состоит из порядкового номера документа в регистрируемом массиве (договоры, приказы, протоколы, письма и др.). В конкретной системе делопроизводства индекс документа, помимо порядкового номера, может включать индекс структурного подразделения, индекс дела по номенклатуре, индекс должностного лица, информацию о корреспонденте и др.

Регистрационный номер документа, составленного совместно несколькими организациями, состоит из регистрационных номеров документа, присвоенных ему в каждой из этих организаций. В таком случае на документе регистрационные номера проставляются через косую черту в порядке, соответствующем перечислению авторов документа. Документ без регистрационного номера (индекса) лишен юридической силы .

Гриф утверждения

Гриф утверждения документа определяет юридическую силу тех документов, которые не могут быть введены в действие их авторами. Они становятся официальными и приобретают юридическую силу после утверждения руководителем организации, коллегиальным (совещательным) органом или вышестоящим органом власти (управления).

Государственным стандартом определены два способа оформления процедуры утверждения, имеющие одинаковую силу:

    утверждение документа руководителем;

    утверждение изданием специального распорядительного документа.

В первом случае на документе должно стоять слово УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), указывается наименование должности, личная подпись, инициалы, фамилия руководителя и дата утверждения.

Во втором случае в грифе утверждения указываются выходные данные специального распорядительного документа. Гриф утверждения располагают справа над текстом.

Если документ утверждается единоначально руководителем организации (органа власти или управления), то гриф утверждения оформляется на документе следующим образом: Утверждение изданием распорядительного документа практикуется в тех случаях, когда требуются дополнительные разъяснения или какие-либо действия, мероприятия по внедрению утверждаемого документа. В случае утверждения документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.

Например: Слова УТВЕРЖДАЮ, УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ, УТВЕРЖДЕНО печатают прописными буквами без кавычек .

Подпись Подпись - это важнейший реквизит, определяющий юридическую силу документа. Право подписи управленческих документов, как правило, является компетенцией руководителя организации или его заместителей в соответствии с распределением обязанностей, установленным правовым актом (уставом, положением об организации, приказом о распределении обязанностей и др.). В крупных организациях право подписи может быть предоставлено руководителям структурных подразделений, это должно быть закреплено локальными актами организации.

При этом подписи располагают одну под другой в порядке, соответствующем степени значимости занимаемых ими должностей.

При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают.

Во всех других случаях подпись оформляют: указанием наименования должности руководителя, его личной подписью, инициалами и фамилией. Наименование организации включают в подпись только в тех случаях, когда документ оформляется не на бланке; например, когда документ подготовлен двумя организациями. Такие документы подписывают лица равных должностей, и их подписи располагают двумя группами на одном уровне. Например: Две подписи оформляются на документах коллегиальных органов - протоколы и выписки из них подписывают председатель и секретарь.

Документы, составленные комиссией (акты), подписывают председатель и все члены комиссии.

Подпись должна быть как на документах, направляемых в другие организации, так и на тех, которые остаются в делах организации - автора документа. Приложения к документам также должны быть подписаны в установленном порядке.

Подпись располагают после текста и отметки о наличии приложений, отступив 2-3 межстрочных интервала.

В тех случаях, когда на документе заготовлена подпись, например, генерального директора, а он не может подписать срочный документ по уважительной причине (внезапная болезнь, отсутствие на рабочем месте) и уже нет времени на перепечатку документа, его может подписать лицо, официально исполняющее его обязанности. При этом на документе перед должностью ставят буквы "И. О." или "зам" и указывают фактическую должность подписавшего, так же исправляют фамилию. Использование предлога "за” или сокращения "врио” не допускается.

В отечественной практике оформления документов до настоящего времени еще встречается проставление косой черты или предлога "за” перед наименованием должности руководителя, означающих, что документ подписан другим должностным лицом. Такая практика недопустима, это лишает документ юридической силы.

Гриф согласования

Гриф согласования документа часто имеет значимость с точки зрения юридической силы документа. Этот реквизит проставляется только на документах, которые проходят процедуру внешнего (т.е. в других организациях) согласования.

Гриф согласования проставляется на последнем листе документа. Реквизит оформляется ниже всех подписей или выносится на отдельный лист согласования, который является приложением к подлиннику документа. Гриф согласования включает слово СОГЛАСОВАНО, должность руководителя, наименование организации, с которой согласовывают документ, его личную подпись, фамилию, инициалы и дату. Гриф согласования на документе располагают ниже подписи слева.

Например: В тех случаях, когда согласование осуществляется отдельным документом вышестоящей организации или коллегиальным органом, общественной организацией, органами государственного контроля и надзора после обсуждения документа на его заседании, то в грифе согласования указывается наименование этого документа (в именительном падеже), наименование организации, дата и номер.

Например: Слово СОГЛАСОВАНО печатается прописными буквами без кавычек .

Печать

На большинстве документов, издающихся на предприятии, печать не ставится. Но оттиск печати обязательно должен быть на следующих документах:

    отражающих информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение (о создании, реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.);

    удостоверяющих права предприятия или его отдельных лиц (доверенности);

    фиксирующих факты, связанные с финансовыми и материальными ценностями.

Для таких документов печать является юридически значимым реквизитом, так как они имеют юридическую силу только при наличии ее оттиска.

Чтобы вести надёжное и при этом грамотное строительство, важно строго учитывать все статьи расходов. Для этого предусмотрена такая операция, как расчет сметы. В рамках данного документа определяются существенные задачи строительства в целом, просчитываются предстоящие траты. Благодаря этой бумаге можно своевременно отказаться от ненужных расходов. Поэтому важно не только правильно составить смету, но и утвердить, согласовать бумагу в установленном порядке.

Что собой представляет строительная смета?

В целом, смета проекта - это документ, где в подробной форме объединены все затраты по нему, чтобы возвести или отремонтировать некую постройку. Здесь указываются как крупные, так и самые мелкие траты. Преимущественно это строительные материалы с указанием их стоимости с последующей калькуляцией расходов. Помимо этого, в бумагу вносятся траты, связанные с реализацией каждого из этапов работы, даже если их реальное выполнение возлагается на подрядные организации.

Если верно подготовить документ, соблюсти порядок утверждения смет и прочие существенные детали, предупреждаются неэффективные расходы финансов. К тому же именно благодаря смете значительно упрощается ведение учета оставшихся материалов для будущих работ из тех, что были предварительно закуплены.

Смета и ее особенности

Действующее законодательство страны ни в коей мере не регулирует экономическую часть бумаги. Тем не менее оно требует от организации подготовки полного комплекта технических документов, в число которых входит и смета. Специалисты уверены, что в зависимости от отражённых в смете работ появляется возможность оценки качества выполненных работ по проекту. Ведь чем более качественные материалы будут закуплены и наняты более квалифицированные рабочие, тем лучше будет выполнена работа.

Деятельность любой современной строительной компании невозможна без составления сметы. Этот документ наглядно демонстрирует, куда были потрачены средства. Причем она актуальна как для крупных фирм, так и для частных лиц. В каждом конкретном случае кто согласовывает, а кто утверждает смету, будет зависеть от того, кто принимает участие в строительстве в лице заказчика и исполнителя.

Существенные моменты при составлении сметы

Инвестор может вложить имеющиеся финансовые средства исключительно при наличии определенного плана работ. Причем особое внимание уделяется именно этапу планирования, которое исключает лишние расходы в дальнейшем.

Важно понимать, что полноценный контроль возможен только при работе по так называемым локальным сметам. В ней отражаются все манипуляции, проведённые подрядчиком, на которые были выделены деньги.

Основные разделы документа

В соответствие с действующими правилами и рекомендациями, в каждой всегда присутствуют следующие разделы:

  1. Накладные расходы - это траты, обусловленные организацией процесса как такового, в том числе его обслуживанием и управлением.
  2. Прямые расходы - траты, которые необходимы для закупки основных материалов, приобретения либо аренды инструмента и оплаты работ.
  3. Прибыль - она представляет собой вознаграждение, полагающееся подрядчику.

Каждая из работ должна быть привязана к стоимости, чтобы оперативно отслеживать финансовые траты, оценивать оставшиеся суммы.

План составления сметы

Чтобы разобраться, как составить строительную смету, нужно изначально подготовить план.

Проект является основным документом, на который опираются при формировании сметы. Самый первый лист данного документа - это титульный, где содержатся основные данные по проекту, а также данные лиц, кто подписывает в смете «согласовано» и «утверждаю». Остальные пункты документа отражают информацию о базовых этапах предстоящей работы.

Для подготовки такой бумаги требуется полный объем информации. В том числе необходимые материалы и перечень работ, необходимость привлечения спецтехники и специалистов того или иного профиля.

Следующий пункт плана составления документа - это расчёт стоимости каждой составляющей в зависимости от актуальных норм и действующих расценок.

Этапы составления сметы

После того, как станут известны все расценки в смете, можно переходить непосредственно к её составлению. Процесс предполагает несколько последовательных этапов, а именно:

  1. Определение необходимых трат. В данном пункте фиксируются этапы работ и соотносятся предстоящие траты.
  2. Расчёт общих затрат. Здесь рассчитывается общая стоимость всех работ, определённых на начальном этапе.
  3. Определение оплаты труда. Конечная сумма будет зависеть от вариантов расчёта - по почасовому либо сдельному варианту.
  4. Высчитывание расходов, связанных с закупкой материалов , на основе их необходимых в работе объемов.
  5. Итоговая оценка и корректировка сметы.

По готовности документа остаётся лишь правильно разобраться, кто согласовывает, а кто утверждает смету, и поставить соответствующие подписи ответственных лиц в нужных местах при ее согласовании.

Разновидности смет в современном строительстве

На сегодняшний день практическое применение нашли несколько разновидностей смет. Каждая из них имеет свои особенности, которые непременно должны приниматься во внимание в ходе подготовки документа.

Локальные сметы

Эта бумага представляет собой смету на монтаж или строительство - на определённый их этап. В ней отражаются необходимые материалы и прочие ресурсы.

Обычно в рамках локальной сметы информация отражается по мере необходимости выполнения работ - для каждого из элементов.

При работе в рамках одного проекта над рядом строений потребуется составить такую бумагу на каждое их них.

Объектные сметы

В этом документе объединяются имеющиеся сметы локального типа. В нём можно найти совокупные траты, а также общие лимитированные вложения, к числу которых относятся требующиеся временные постройки и непредвиденные траты.

В объектной смете на строительные работы указываются все расходы, которые имели место в ходе выполнения работ.

Изредка допускается ведение работы только по локальным сметам. Обычно это актуально для частного строительства.

По итогам готовых смет осуществляется сметный расчёт, а также сводка всех затрат. Обычно это также не касается работы с частными лицами.

Особенности бюджетных смет

Ответ на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает смету, во многом зависит от её типа. Так, с бюджетными документами работают в том случае, когда финансы на выполнение работ выделяются из средств государства. В этом случае необходимы следующие особенности:

  • проведение экспертной оценки с участием проверяющих лиц, представляющих сторону государства;
  • чёткая регламентация правил составления необходимых бумаг и проведения проверок;
  • в силу особенностей бюджетных организаций в сметах для них не всегда могут применяться методики ведения расчётов для полноценного отражения трат, имеющих место в ходе проведения работ.

Особенности коммерческих смет

Независимо от того, каким образом финансируется проект, на него обязательно готовится смета для расчёта предстоящих вложений.

Если не предполагается использования бюджетных средств, допускается ряд послаблений в плане подготовки и оформления сметы. Допускается отхождение от действующих унифицированных норм и положений. Основное преимущество данного факта в том, что может применяться любая методика расчёта, подходящая в конкретном случае, если она в полной мере отражает поэтапную и итоговую стоимость будущего строительства.

Важные детали подготовки строительных смет

Сложнее всего подготовить строительную смету, когда в лице заказчика выступает государство. Здесь важна каждая деталь, в том числе и сроки выполнения строительства.

Дело в том, что, когда публикуется информация о предстоящем объекте на соответствующем портале, смета к нему уже должна быть подготовлена. Этого требует законодательство.

В частном строительстве сметы не менее востребованы и необходимы. Причём доверять подготовку лучше опытным сотрудникам этой сферы, а не небольшим бригадам. Дело в том, что в последнем случае существенно возрастает риск увеличения итоговой стоимости работ, что может произойти как при случайной ошибке, так и в результате намеренных действий.

Каждый заказчик заинтересован в том, чтобы успешно построить объект при минимальных затратах на него.

Кто утверждает проектные документы?

Вне зависимости от типа документа и особенностей его подготовки важно строго соблюдать правила. Самый распространенный вопрос на этом этапе - кто должен утверждать смету: заказчик или подрядчик? Ответ на него един для всех случаев - утвердить смету может только заказчик строительства либо его основной инвестор, а полномочиями подрядчика является её согласование.

Всегда утверждение любой на практике оказывается достаточно трудным и длительным этапом при её подготовке. Отказаться от него нельзя, так как существует ряд правил по её утверждению, в соответствии с которыми требуется подготовка ряда материалов графического и текстового характера.

Действующие нормативные акты и законодательство в целом определяют порядок разработки любой проектной документации, которая на завершающем этапе заверяется подписями заказчика. Важно не перепутать, кто согласовывает, а кто утверждает смету. Так, согласование бумаг в любом случае ложится на исполнителя будущих работ. Заказчику остается лишь ознакомиться с предложенными данными, внести свои коррективы либо окончательно утвердить готовый проект.

В ряде случаев такая процедура, как госэкспертиза, непременно должна предшествовать утверждению сметы в совокупности с иной проектной документацией. Важно всегда строго следовать установленной методике утверждения и согласования любого из проектных документов.

Если на объект распространяются некие особые условия, потребуется дополнительный сбор подписей от представителей профильных компетентных органов. При возникновении спорных ситуаций разрешить их можно при участи Горсовета.

Часто при подготовке сметы предполагается выполнение экспертной оценки. Причём на неё отправляют только полностью готовые проекты, но не отдельные этапы работы над ними.

На практике именно утверждение всех проектных документов по строящемуся объекту, в том числе и смет, если в качестве заказчика выступает государство, является наиболее сложной, продолжительной и требующей затрат времени манипуляцией.

Как читаются сметы в строительстве?

Если смета составлена по всем действующим правилам и нормам, то с её чтением не возникнет никаких проблем. На практике, заглянув в бумаги, человек увидит перечень позиций в рамках того или иного этапа работ, напротив которых указывается необходимый материал, требуемый его объем и стоимость его единицы. Строка завершается итоговыми затратами по каждой из позиций.

Завершается такая бумага указанием общей суммы, которая отражает все этапы строительства. Это и есть его общая стоимость.

В отдельных случаях в ходе расчётов по смете обращаются к использованию всевозможных коэффициентов либо индексов. Но их можно встретить в рамках наиболее масштабного строительства. Для небольших, в том числе и для частных объектов, необходимости в них не возникает, поэтому чтение готовой сметы упрощается.

Таким образом, затраты времени на подготовку сметы существенно облегчают предстоящую работу. По сути, это чёткое планирование, в рамках которого определяются как затраты, так и нужное количество материала для каждой из манипуляций. Это позволяет не допустить лишних расходов в работе и верно её организовать.

Если все будет рассчитано верно, удастся соотнести предстоящие затраты с платежеспособностью заказчика. В свою очередь, это минимизирует риски замораживания строительных работ из-за того, что неожиданно не хватило средств. Даже в частном строительстве теперь не пренебрегают сметами. Причём составление их все чаще доверяют опытным специалистам, профессионалам, которые трудятся в специализированных фирмах и не дают возможности частным бригадам намеренно завышать стоимость строительства.