Самосовершенствование. Путь к обретению свободы

Самосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.

Самосовершенствование (или работа над собой) - необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные - стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.

Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.

Существуют три основных формы самосовершенствования:
- приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования);
- подражание (копирование определенной модели или ее части);
- самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием:
- желание признания себя как личности;
- примеры окружающих;
- оценка окружающих;
- правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совер-шействатебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.

Идущий к Истине!
В Пути не застревай.
Духовный Дар не обращай в застывший рай. Руми

С амосовершенствование и сходны по своим целям. Они направляют человека по пути духовного развития. Когда мы хотим измениться, улучшить качество своей жизни, разнообразить ежедневную череду событий, повысить свою профессиональную и личную эффективность, мы задумываемся над тем, как изменить себя и своё окружение. Каким образом использовать наши лучшие качества с наибольшей пользой и одновременно нейтрализовать слабые стороны натуры или же скорректировать их, поработать над тем, чтобы они не вносили дисбаланс в равномерное течение хода жизни.

Каким образом максимизировать свои сильные качества и усовершенствовать менее развитые - это один из главных вопросов, с решением которого можно повернуть жизнь к лучшему. Но для того чтобы на него ответить, нужно погрузиться внутрь себя. Для начала нужно:

  • понять себя;
  • выявить самые сильные и слабые стороны натуры;
  • проанализировать профессиональные качества;
  • сформировать детальный план по проработке нуждающихся в усовершенствовании навыков или личностных характеристик;
  • приняться за реализацию плана.

Всё довольно ясно и понятно. Главное - это сделать первый шаг на пути самосовершенствования, и его нужно сделать сегодня.

Личностный и профессиональный рост

В первую очередь выберем, какого рода самосовершенствование нас интересует - профессиональное или личностное. Что касается профессиональных навыков, то их коррекцию и развитие во многом проще осуществить, и вот почему. Они более конкретны и видимы, в то время как личностные качества настолько глубоко укоренились в самой вашей натуре, что бывает довольно трудно выявить их истоки (а ведь работа над исправлением и усовершенствованием начинается именно с выявления корня проблемы).

Многие личностные качества закреплены привычкой, т. к. именно из неё формируется характер, поэтому работа предстоит нелёгкая не только в плане временных затрат (тут понадобится запастись терпением), сколько энергозатратная: вам потребуется собрать всю вашу духовную энергию, желание и волю, чтобы добиться поставленной цели и суметь поменять себя.

Попытки изменить себя с помощью программ по саморазвитию и самореализации

Легче пытаться изменять ситуацию, чем самого себя. Работа над собой одновременно и интересна и трудна. В этом и состоит вызов для вас. Вы тот наблюдатель, или исследователь, который смотрит со стороны на самого себя исследуемого и будет проводить работу над собой так, как если бы вы были сам себе и инструктор, и гуру.

Задача высокая, но и цель того стоит. Работая над созданием улучшенной версии себя, вы подвергаете реконструкции образ своего «Я», придаёте ему новую желанную форму, корректируете и убираете недостатки предыдущей версии - одним словом, создаёте модель «Я 2.0».

Это именно то, чем занимаются курсы по предоставлению программ персонального роста, направленные на улучшение вашей эффективности и продуктивности; личностного коучинга; семинары по построению деловых взаимоотношений; разного рода бизнес-курсы, цель которых состоит в том, чтобы сделать из вас более результативного участника системы, будь то отрасли бизнеса, маркетинга и тому подобное.

Моделирование вместо самосовершенствования

Тактика, применяемая на таких курсах, всегда одна - превратить человека в более высокоэффективный элемент игры так, чтобы этот элемент приносил больше пользы хозяину. Если же вы сами являетесь хозяином, т. е. владеете бизнесом или вы индивидуальный предприниматель, то вас научат более эффективному манипулированию другими для достижения ваших целей.

Вы при этом получите статус более достойного игрока, хорошо вписавшегося в систему под названием «массовое производство и потребление», с ещё большей самоотдачей продолжите вкладывать свою энергию в общее дело построения общества глубоко материалистического толка, где все и каждый вынуждены служить маммоне.

Вот вам и повышение личностной эффективности, изучение техник тайм-менеджемента, бизнес планирование, повышение мотивации, новый подход к разработке бизнес идей и других довольно полезных вещей.

Однако в чём польза от всего этого, если человек по-прежнему не знает самого себя. Ему предлагают рассматривать себя как механизм, как функцию, которую можно обновить, повысить продуктивность этого механизма, заменить старые программы новыми. Но в итоге любому механизму приходит конец, у него есть срок годности. Постоянный апгрейд невозможен, а если же его и предлагают организаторы таких бизнес тренингов и программ по личностному росту, то лишь с целью собственной выгоды.

И этот мир не существует без тебя, поэтому - познай себя.Руми

Самосовершенствование личности

Мы должны посмотреть на проблему личностного роста глубже, с философской стороны, и здесь не обойтись без рассмотрения вопроса с точки зрения экзистенциализма, т. е. бытийности человека. Человек и вечные проблемы его бытия - вопросы смысла жизни, стремление воплотить весь тот потенциал, который заложен в нём. В первую очередь здесь идёт речь о личностной самореализации.

Наша тяга к саморазвитию, а вместе с ним и к самосовершенствованию всегда исходит из глубины души, из нашего внутреннего мира. Желание познавать, учиться - качества, присущие только человеческому существу. Только он, не побуждаемый внешними факторами и мотивами способен на глубокое изучение предмета, интересующего его вопроса. Внутренний стимул к раскрытию духовного начала приводит человека к самопознанию.

От самопознания к саморазвитию

«Познай себя, и ты поймёшь весь мир» - так говорит нам древняя мудрость. Пройдя через тайны самопознания, мы приходим к мысли о саморазвитии и самосовершенствовании. На пути самопознания нет конечной остановки, оно безгранично, потому и прекрасно. Это процесс, и тот, кто примет решение пойти по пути самопознания, откроет перед собой невиданный мир внутренней жизни, сделает первый шаг в бескрайние просторы неизведанного - туда, куда не ступал ещё ни один путешественник; потому что для каждого человека его собственный внутренний мир является уникальной страной, всегда открытой для изучения. Но исследователь может быть только один - это вы сами.

Путь самосовершенствования. Развитие и самосовершенствование

Истина - страна без дорог, поэтому и дорога в ваш внутренний мир - путешествие без попутчиков.

На пути самосовершенствования вы предоставлены самому себе. Никто не может вам сказать, как и что нужно делать, как правильно понять себя или с какого места, точки отсчёта начать. В этом вся прелесть саморазвития через самопознание. Навязать чужую точку зрения здесь невозможно, так же как и принять её, иначе самопознание перестанет быть самопознанием и не приведёт ни к какому саморазвитию.

Но, являясь самому себе и гидом, и исследователем неизвестного, вы научитесь слышать внутренний голос, который есть в каждом из нас, и нужно научиться его слушать. Это внутреннее знание связывает нас с чем-то более высоким, идеалом, высшей сущностью. Йоги назвали это Ишварой.

Духовные практики на пути саморазвития, их влияние и цели

Когда мы применяем техники медитации, нам становится доступно новое знание, непосредственно исходящее из Источника. позволяет остановить разговор ума, успокоить его, поэтому связь с внутренним знанием восстанавливается. Его, наконец-то, возможно услышать. Нужно лишь погрузиться в тишину - настоящую тишину разума. Часто мы вроде бы и остаёмся наедине с собой, и начинаем размышлять и рефлексировать, что само по себе уже большое достижение в нашем обществе ультравысоких скоростей и продвинутых технологий.

Тишина внутренняя и внешняя

Остаться одному в тишине - уже хорошее начало. Просто помолчать и подумать - первый шаг в практике мауни, или безмолвия, которую используют йоги. Но суть этого безмолвия в том, чтобы остановить словесный шум не только внешний, но и внутренний, прекратить поток мыслей. Если вы никогда не задумывались над этим, то прямо сейчас остановите себя на любой мысли. Вот видите, получилось. Возможно, вы вели свой внутренний диалог с автором статьи по поводу написанного или думали о своих делах. Всё это лишь иллюстрация того, что мозг никогда не останавливается, он всё время разговаривает, делает выводы, оценивает, сравнивает и обобщает.

Всё бы хорошо, если бы этот внутренний процесс диалога не отделял нас от истинного знания, непосредственного восприятия информации: не с помощью ума, а через получение прямого знания. Это именно то, что происходит во время процесса медитации.

Цели медитации:

  • слияние с Абсолютом;
  • остановка мыслительного процесса;
  • полное разотождествление со своим «Я», и даже с сознанием;
  • самопознание;
  • познание мира.

Она помогает очистить ум от ненужного, успокоить его, по возможности даже остановить «разговор» ума. На выходе из медитации вы заметите, как ваше мышление прояснилось и мысли уже меньше роятся в голове. Напротив, вы их теперь легче контролируете, также как и свои эмоции.

Всё это так называемые «побочные» эффекты практики медитации.

Развитие личности и самосовершенствование через практику медитации

Начать собственное внутреннее духовное развитие можно с изучения випассаны, так как этот курс представляет собой основу метода любой медитации. Он может быть использован и на более продвинутых ступенях практики, просто перед практикующим будут стоять несколько другие цели во время выполнения техник.

Вначале тренируется умение сознательно концентрировать внимание на чём-то одном - объекте или образе. Затем, когда ум успокоен и легко может удерживать в фокусе внимания любой объект или идею в течение долго времени, наступает главная стадия медитационного процесса - отключение потока собственных мыслей и эмоций и проникновение в объект медитации - слияние с ним.

Рассмотрены и другие техники, облегчающие первое знакомство с медитацией и погружающие практикующего в совершенно иную атмосферу, нежели ту, которая его окружает в обычной действительности. Тем этот курс и примечателен, что на ретрите человеку предлагают окунуться в новый мир, где его ничего не беспокоит, действие внешних раздражителей сведено к нулю, тишина не только внутри, но и снаружи. Таким образом созданы все условия, благоприятные для обучения, освоения новых практик. В свою очередь они ведут к расширению горизонтов познающего и наполняют его жизнь новым содержанием.

Постоянное самосовершенствование

Дорога самосовершенствования безгранична, временных рамок не существует. Однажды встав на этот путь, ищущий не вернётся назад, он всегда будет стремиться к поиску нового, его стремление к развитию невозможно остановить.

Есть ли какие-то цели у самосовершенствования? Их слишком много, чтобы даже начать перечислять, да и читатель сам их прекрасно осознаёт, потому что для каждого они индивидуальны, иногда их трудно выразить словами, так как многие их них могут находиться в эмоционально-образной сфере, но внутри каждый из нас их знает и чувствует.

В чём смысл самосовершенствования

Для чего ты пытаешься самосовершенствоваться, к чему хочешь прийти? «Мне нравится сам процесс» - так может звучать краткий ответ, на поставленный вопрос. В самосовершенствовании всегда скрыт творческий путь, ведь суть любого творчества - создание нового, вероятно, на основе уже известного, но ведь никто не отменял использование накопленного знания веков с целью создания новых уникальных работ.

Переосмысление опыта прошлого, новый подход к нему - всё это и есть выражение творческого начала каждого человека.

Многое зависит от того, что мы понимает под творчеством. Оно не исчерпывается только лишь шедеврами литературы, музыки и театра или созданием новых технологий и конструкций. Творчество присутствует и в повседневной жизни. Новый подход к выполнению любого дела уже является проявлением творческого начала.

Так, занятия йогой, выполнение асан из хатха йоги позволяет практикующему подключиться к созидательному энергетическому потоку, выраженному определённой асаной.

Творческий подход к практике хатха йоги

Каждая поза - это физическое упражнение и одновременно через её выполнение вы подключаетесь к источнику энергии, стимулирующему в практикующем творческий подход. статична, незыблема, но энергия, проходящая через вас в процессе её выполнения - вот ключ ко всему.

Ваш организм становится проводником жизненных энергий, что также влияет и на сознание. Многие практикующие отмечают, что с началом практики йоги в их жизни появилось что-то неуловимое, тот элемент новизны, который делает каждый момент жизни неповторимым, когда каждая деталь наполнена смыслом.

Это ваш взгляд изменился, вы стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Взгляд вовнутрь, в глубину своего сознания, через духовные практики открыл для вас новый мир снаружи. Изменилось, прежде всего, ваше восприятие.

Самосовершенствование человека через практику хатха йоги

Выбрав для себя хатха йогу как способ для самопознания и самосовершенствования, вы также погружаетесь в традиции древнего учения. духовная практика, где через телесное осознавание, очистительные и дыхательные практики вы сможете овладеть своим умом и телом.

Колоссальная польза от выполнения физических упражнений в йоге очевидна. Она, как никакая другая практика, поможет справиться со многими проблемами опорно-двигательного аппарата, исправить осанку, подтянуть мышечный корсет. Хорошо известен и терапевтический эффект от выполнения йоговских асан, важно лишь правильно подобрать комплекс для того, чтобы равномерно распределять нагрузку на те зоны, с которыми бы вы хотели поработать прежде всего.

Личностная трансформация с помощью йогических практик

В психо-эмоциональном плане йога незаменима в наш век стресса. Практикуя на каждом занятии осознанность, погружение в себя и концентрацию, вы тем самым помогаете себе вырваться из круга ежедневной суеты, посмотреть на себя и ситуации вашей жизни непредвзято, отстранённо. Это поможет вам найти новый подход к, казалось бы, нерешаемым гнетущим проблемам, или вы просто по-другому оцените настоящее. То, что казалось значимым, перестанет занимать авансцену вашего сознания. На передний план выйдут другие цели и задачи.

Ваши жизненные установки изменятся, преображая вас и окружающее вас пространство. Занятия йогой - этот неизменный источник вдохновения, который открывает дверь в мир самопознания. Совершенствуя себя с помощью практик йоги и медитации, вы создаёте новый образ себя, меняетесь изнутри. Эти перемены глубоки, так как вы работаете со всеми слоями вашей психики, которые недоступны в обычном состоянии сознания.

Йога постепенно изменяет ваш внутренний мир, сознание. Однажды познакомившись с древней традицией, вы уже не будете прежними. Знания, приобретенные через практику, помогут вашей индивидуальности раскрыться, и вы, наконец, обретёте себя.


Не бойтесь совершенства, вам все равно никогда его не достичь. Эта фраза одного из великих людей, сказанная несколько веков назад лишний раз доказывает то, что люди во все времена стремились к идеалу. Развитие личности и самосовершенствование - это два спутника человека, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. Как и любое живое существо, личность обязана развиваться. Любая остановка или регресс означают нравственную смерть. Поэтому сегодня так важно прилагать все усилия для того, чтобы ничто не мешало развитию и становлению человека как полноценной личности.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • программа совершенствования собственной личности;
  • сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства «акме» человека – это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Каковы же пути самосовершенствования личности? Они заключаются в постоянной работе над собой и развитии своего внутреннего потенциала. Перечислим некоторые из них:

Книга как путь к самосовершенствованию личности

Прохождение данных этапов это далеко не все способы самосовершенствования личности. Огромную роль в этом постоянном труде играет литература. Причем лучше всего на пути к достижению идеала читать биографии великих людей, вошедших в историю своими достижениями, или же литературу, которую эти же люди и написали. Для полноценного самосовершенствования вашей личности рекомендуем вам следующие книги:

Наполеон Хилл – «Думай и богатей»

М. Норбеков – «Опыт дурака»

Э. Роббинс – «Исполин»

Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»

Д. Карнеги – «Как приобретать друзей»

Д. Аллан – «Как человек мыслит»

Л. Цзы – «Искуство войны»

Ошо – все книги

Зиг Зиглар – «До встречи на вершине»

Р. Бренсон - биография

Стив Джобс - биография

Махатма Ганди - биоргафия

Нельсон Манделла - биография

С. Кови – «7 навыков высокоэффективных людей»

Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», «Иллюзии», «Единственная», «Мост через вечность»

Дипак Чопра «Семь духовных заветов», «Путь любви»

Джон Кехо «Подсознание может все»

Брайан Трейси «Достижение максимума»

Пауло Коэльо «Алхимик», «Вероника решает умереть», «Заир»

Спенсер Джонсон «Где мой сыр или познай свою мечту»

В. Синельников «Возлюби свою болезнь», «Сила намерения»

Питер Спенн «За семь лет от нищего до мультимиллионера»

Анхель де Куатье «Всю жизнь ты ждала», «Схимник», «Учитель танцев»

Джон Уайдер «Жить, чтобы жить»

Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари»

Помните – совершенство всего лишь одной личности может привести к совершенству всего мира.

Самый высокий идеал для человека — самоусовершенствование.

Сомерсет Моэм. Остриё бритвы

Самосовершенствование как качество личности – способность сознательно повышать уровень своего сознания, развивать разум, личностно расти, взращивать в себе положительные качества личности, делать максимальные усилия, чтобы приблизиться к Абсолютному Совершенству – К Богу.

- Скажите, Учитель, почему, несмотря на то, что я уже так долго самосовершенствуюсь, иду к Богу и поднимаюсь в духовные сферы, моя жизнь от этого не меняется? - спросил ученик. - А ты сбросил с себя груз обид, гнева, гордыни, раздражения, претензий, предрассудков и суеверий? И заменил ли ты их любовью, прощением, состраданием, терпением и смирением - качествами, окрыляющими душу? - Нет. - Тогда с чего ты взял, что идёшь к Богу? В лучшем случае, ты стоишь на месте. С такой ношей, как у тебя, ты не то что не дойдёшь до Бога и не то что не доползёшь до него, ты просто не сдвинешься с места в его направлении, и даже не исключено, что под такой тяжестью ты скатишься вниз.

Самосовершенствование – стремление покорить вершины человеческой духовности. Это восхождение, вертикаль человеческого бытия. Это такая работа над собой, которая позволяет стать целостной, гармоничной и зрелой личностью.

Тот, кто самосовершенствуется, угоден мирозданию. Человек – разумная форма существования. Тот, кто не развивает свой разум, подписывает себе вердикт: нет оснований быть в человеческом теле. Мы приходим в этот мир, чтобы самосовершенствоваться, чтобы найти свой оптимальный путь к Богу. Состоятельным человека делает не набитый карман денег, а то, насколько он выполнил план, решил задачи, которые Высшие Силы поставили перед ним в его нынешнем воплощении.

Нас отличает друг от друга разный уровень сознания и, соответственно, разная приближённость к Абсолютной Истине, к Совершенству. Кто-то пришёл в эту жизнь с высоким уровнем сознания, а кто-то впервые живёт в человеческом теле. То есть, стартовые условия для самосовершенствования у людей неодинаковые.

Это обстоятельство нисколько не смущает Закон Справедливости или закон причины и следствия. Согласно этому закону: кто идёт по пути духовного развития, тот не знает потерь. Уровень развития его разума, качества личности, благочестие – всё это переходящим остатком возникает в его следующем воплощении. От этой отметины он и начинает путь дальнейшего самосовершенствования.

Богу важно, что идёт процесс самосовершенствования. Неважно, что кто-то в этом процессе первоклассник, а кто-то студент или аспирант. Главное – движение к Абсолютному Совершенству. У каждого своя задача, свой план. Человек состоялся, если выполнил план, которые ему установили на это воплощение Высшие Силы. Вместе с тем, у человека может быть высокий социальный статус, достаточно развитое сознание, но, если он не желает развиваться, самосовершенствоваться, человеческого воплощения ему не видать.

Борис Акунин в романе «Пелагия и черный монах» пишет: «Человек тем и ценен, тем и интересен, если угодно, тем и велик, что он может меняться к лучшему. Всегда. В любом возрасте, после любой ошибки, любого нравственного падения. В саму нашу психику заложен механизм самосовершенствования. Если этот механизм не использовать, он ржавеет, и тогда человек деградирует, опускается ниже собственной нормы».

Иными словами, в самосовершенствовании, самоосознании Высшие Силы видят единственную возможность максимально приблизиться, сократить, насколько это возможно, дистанцию между человеком и Абсолютным Совершенством – Богом. В самосовершенствовании они видят необходимое условие существования в человеческом теле.

Человеческое тело предназначено для развития. Кто не желает самосовершенствоваться, тот вольно или невольно подписывается в тяге к животным формам жизни, где достаточно есть, пить, спать и совокупляться. Кролику разум развивать не нужно. Секс сорок раз в день. Поэтому человек, сводящий свои потребности к выпить, закуснуть, бабу трахнуть и уснуть, обречён быть в следующем воплощении животным или растением.

Недаром философ Сенека говорил: «Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат». Природа души – вечность. Поэтому она нуждается в чём-то вечном, как она сама. Самосовершенствование тела без самосовершенствования души — это чтение книги жизни по оглавлению. В бесконечно самосовершенствовании душа находит для себя неподдельный интерес. Человеческая форма жизни – это гармоничное удовлетворение физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей.

Самосовершенствование может быть, как и всё на свете, в благости, страсти и невежестве. Вор — щипач находит самосовершенствование в повышении техники своего воровского ремесла. Он учится на манекене, как вытащить кошелёк, чтобы колокольчик не зазвенел. Медвежатник совершенствуется на взятии сложных сейфов. Домушник отрабатывает методы, как бесследно обнести квартиру какого-либо барыги.

Человек в страсти самосовершенствуется, чтобы пустить понты, чтобы быть круче своего окружения. Ему хочется быть значительным и важным, ему нравится вызывать зависть от своих новых приобретений: любовницы, престижной машины, дома в элитном районе.

Человек в благости самосовершенствуется с одной целью – стать ближе к Абсолютному Совершенству.

Самосовершенствование может осуществляться на нравственном, умственном, физическом, эстетическом, профессиональном и духовном уровне. Самосовершенствуясь, человек меняет себя. Соответственно, его жизнь меняется в лучшую сторону. Если мы любим мир, мир начинает любить нас.

Самосовершенствование – дорога счастья, у которой нет конца.

Хинг Ши, известный китайский мудрец, путешествовал по стране и оказался в городе, где лучшие живописцы соревновались между собой за звание самого искусного художника. Многие уже были известными мастерами, они приехали сюда со всех уголков Китая, чтобы представить судьям свои работы. Это были прекрасные картины, но из них нужно было выбрать только одну – самую лучшую.

Конкурс был уже почти завершен, как вдруг судьи оказались в затруднительном положении. Перед ними оставалось только две картины и им нужно было назвать победителя, выбрав из последних работ наиболее достойную. Но глядя на эти полотна, они смущенно перешептывались и растерянно смотрели друг на друга. Как ни старались они отыскать хоть какой-то изъян в лучших работах, они не видели ни одной ошибки, и поэтому исход конкурса оставался неясен.

Мудрец, появившийся здесь, наблюдал за переговорами судей и догадался, в чем причина их замешательства. Он вышел из толпы зрителей и направился к ним, чтобы предложить свою помощь. Судьи узнали Хинг Ши и сразу же согласились принять ее. Тогда известный мудрец приблизился к художникам и сказал им: — Вы оба привезли сюда прекрасные картины. Признаюсь, я не вижу в них недостатков, как и ваши судьи. Поэтому я прошу каждого из вас справедливо оценить свою работу и откровенно сказать нам, в чем она недостаточно хороша.

Художники долго вглядывались в свои полотна, задумавшись. Наконец, один из них сказал: — Учитель, как я ни смотрю, я не могу найти изъянов в своей картине. Она идеальна. Второй же мастер молчал. — Почему ты ничего не скажешь? – спросил Хинг Ши. – Ты тоже не находишь недостатков в своей работе? — О, нет, — смущенно произнес художник, — я их вижу, только не знаю, с какого следует начать… Хинг Ши улыбнулся: — Ты победил в этом конкурсе. Прими мои поздравления.

— Но как же так? Почему? – воскликнул тогда первый. — В моей работе нет ни одной ошибки, ни вы, ни судьи их не увидели! Я и сам их не нашел! Как мог победить меня тот, кто обнаружил их в своей картине и причем так много?

Великий мудрец сказал ему: — Тот мастер, который не обнаруживает изъяна в своих работах, достиг пределов своего таланта. А тот, кто замечает недостатки даже там, где другие их не могут увидеть, может еще расти и совершенствовать свое искусство. Как я мог назвать победителем того из вас, кто уже завершил свой путь, но имеет такой же уровень мастерства, что и тот, кто свой путь еще продолжает?

Петр Ковалев 2015 год

Самосовершенствование – это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера. Как правило, нормальный здоровый человек желает избежать тех отрицательных эмоций и жизнепроявлений, которые возникают в результате ошибочных идей и поступков или ведут к ним.

Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную. Гуманистическая педагогика вырастает из убежденности в преобразующих возможностях человека, в способности всех людей в той или иной степени раскрыть свои личные возможности, полагаясь на самих себя, развивая свою самостоятельность. Таким образом, самосовершенствование – это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал. Наоборот, это развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учетом и на основе биологических и социальных условий.

На первом, так сказать, стихийном и редко осознаваемом этапе, тяга к самосовершенствованию может вылиться в стремление стать сильнее, умнее, осведомленнее, соответствовать высшим требованиям той социальной среды, в которой находит себя человек; она может проявляться и в желании обрести такие же качества, какие наличествуют у кумира или авторитетной для данного человека личности.

Так или иначе, но импульс к развитию человеку нередко создает проблемная ситуация, которую условно можно назвать кризисом соответствия.

Условия возникновения такого рода кризисной ситуации следующие:

– случай, перенесший человека в принципиально иную социальную среду и заставляющий человека либо меняться безотчетно, либо осмысленно принять решение о выборе нового направления развития. Чувствуя свое несоответствие новому стилю и образу жизни, человек начинает подстраиваться и изменяться, выстраивать новую систему интересов, ценностей и правил. Как правило, кризис сопровождается широчайшими возможностями выбора, но при этом и необходимостью настойчивой и упорной работы над собой. Таким образом, «кризис» – это лишь исходная точка для самосовершенствования, а не крах или тупиковая ситуация. Нередко уже впоследствии человек осознает, что именно с этого кризиса соответствия его жизнь только и началась и в целом ощущает благодарность судьбе за то, что она предоставила ему такой шанс. Усилия, горечь, разочарования, ошибочные решения и стремления, в конечном счете, забываются благодаря общему чувству удовлетворения от итогов своих поисков. Индивидуальная сознательность и надежность личности поднимается на новый уровень, что позволяет ей занять новую культурную или даже социальную нишу. В последнем случае личность также получает возможность проявить свою компетентность в новых, интересующих ее областях жизни;
– любознательность, открытость миру и накопленному опыту других людей и культур помогает обрести человеку свой идеал в жизни. Это может быть жизнь и личностные качества какого-то отдельного замечательного деятеля культуры, науки, искусства и т.д.; страстное стремление «быть таким же, как он(а)» заставляет человека пересмотреть свое поведение, ценности, цели, несмотря на одновременно присущий всем людям страх изменений. Но если все-таки побеждает желание обрести новый опыт, человек совершенствуется. Сверка своего жизненного пути с жизненным подвигом кумира может продолжаться на протяжении всей биографии. Следует отметить, что это возможно лишь при глубинном соответствии душевного склада данного человека и его кумира.Только тогда равнение на него при всем различии внешних обстоятельств принесет ощутимые и радующие результаты.

Анализ факторов, подвигающих человека к самосовершенствованию, показывает, что тут действуют два взаимосвязанных момента:

1. необходимость приспособления к новым требованиям, предъявляемым к личности внешней средой и его собственным я;
2. готовность принять новое и одновременно сохранить прежний – привычный и удобный – образ жизни.

Но зададимся вопросом: только ли из работы над собой, новых знаний и умений, которые стремительно накапливает человек, преодолевая самого себя и внешние обстоятельства жизни, состоит процесс самосовершенствования? Думается, что нет.

Самосовершенствование равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведет к мудрости.

Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации.

Гуманистическая педагогика полагает, что самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.

Как отмечалось выше, человек не должен становиться рабом у тех принципов, которые он выработал для себя или почерпнул у кого-то или чего-то. Безопаснее и гуманней держаться правила: принципы для человека, а не человек для принципов. Нужно обладать известной гибкостью и сохранять дистанцию свободы по отношению к своим убеждениям, следить за своими изменяющимися потребностями, чтобы не встать на путь догматизма, застоя, либо самоистязания и самобичевания, если что-то из намеченной жизненной программы не удалось исполнить. Прежняя цель может уже и не отвечать нашим изменившимся, неявно для нас самих, запросам. Правда и то, что еще никому в жизни не удалось выполнить всего намеченного. Всегда возможны неудачи и поражения. Нужно иметь готовность и мужество начать все сначала, если это имеет смысл, или извлечь определенный жизненный урок из пережитого. Такое приятие самого себя и своего опыта – это и есть мудрость.

Никто не даст гарантии, что именно данное знание в сочетании с такими-то чертами характера «образует» мудрого человека и что такой-то метод годится и вам. Путь к интеллектуальной и житейской мудрости уникален, неповторим и противоречив. С одной стороны, мы окружены многовековым культурным опытом человечества, у нас есть учителя и наставники. С другой – мы в чем-то существенном и глубинном одиноки и обречены самостоятельно нести на своих плечах бремя своего жизненного выбора. Никто не может пройти за нас наш путь, также как и мы не сможем повторить жизнь другого человека.

Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и совершенствования?

1. Самопознание

Самопознание – этоосознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом. Личность выводит на «экран своего сознания» уже осмысленные события и факты своей собственной жизни. «Самопознание – не только условие, но и главный фактор саморазвития и самосовершенствования человека. Ведь это – путь к себе и другому, путь созидания подлинно человеческих смыслов и ценностей, творчества доброй воли, собственной судьбы, путь взаимопонимания людей и народов, путь мировой самоорганизации, одухотворенный высокими гуманистическими идеалами».

2. Самоутверждение

Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемым для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учебе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определенное – моральное и законное – положение в обществе. Хорошо, когда человек на этом этапе своего роста получает справедливую поддержку и одобрение со стороны других, ведь, как правило, в молодости он очень раним и уязвим, ему слишком важно мнение о нем его класса, группы, дружеской компании… Но опрометчиво рассчитывать на то, что поддержка и одобрение последуют за заслугами «автоматически». Иногда они приходят вопреки изначальным установкам окружающих, благодаря усилиям человека, преодолевающего их отчуждение или даже неприязнь.
Однако случается, что человек жаждет оказаться в центре внимания, не подкрепляя это желание ничем, кроме пустого «яканья» или даже грубой силы. Подобное поведение говорит о неразвитом или пораженном чувстве собственного достоинства, грозящем пресечь всякое дальнейшее развитие личности. В данном случае мы имеем дело с кризисным развитием индивида, которое раньше или позже потребует от него ухода от самого себя в ту или иную социальную роль, в я-концепт, словом, в отчужденное от себя существование, что не может не кончиться решительным поражением индивида и сопутствующим этому социальным ущербом.

3. Саморазвитие

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Вопрос об общих критериях развития, особенно с учетом возраста человека, не однозначен. Однако ясно, что применительно к детям и юношеству это будут физический, психологический, нравственный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и реализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни.

4. Поиски призвания и смысла жизни

Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования. Чувства призвания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конституирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения к смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Гуманистическая педагогика считает важным как можно полнее раскрывать перед личностью механизмы, методы и перспективы подобного типа развития. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.

5. Самореализация

Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Полнота жизни не исчерпывается внешними достижениями и объективными событиями биографии. Интенсивность внутренней духовной жизни – не менее существенная составляющая ее полноты и изобилия. Значимость прожитой жизни определяется затраченными усилиями, вкладом личности в будущую жизнь, в то, что будет после нее; тут неважно, сохранится ли в памяти последующих поколений ее имя или же добро, совершенное ею при жизни, останется почему-либо безымянным. Как правило, стремление человека к самореализации сталкивается с большими трудностями как личного характера (инертность, лень, безотчетные иррациональные страсти, врожденные деструктивные качества), так и общественного (объективные препятствия на пути к достижению цели). В этой связи возникает вопрос: гуманно ли толкать человека на преодоление, на вечную борьбу с самим собой и внешним миром, призывать его к постоянной «боевой готовности», к требующей напряжения активной жизни?

Гуманистическая педагогика исходит из того, что прежде чем пуститься в жизненное плавание, человек должен научиться разумному выбору, должен суметь принять мир и самого себя такими, какие они суть.Важно научить человека осознавать рискованность и ответственность выбора, приучить его к мысли, что и риск и ответственность в данном случае естественны и являются оборотной стороной всякого успеха, да и вообще полнокровной разумной жизни.

Выбор и принятие мира таким каков он есть исключают необходимость постоянной жестокой и обессиливающей борьбы с самим собой и объективной реальностью, но, напротив, помогают человеку видеть и ценить положительное, достойное доброго отношения и в мире и в себе самом.

В русской культуре наиболее ярким примером того, что может достичь человек в результате самосовершенствования, является жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Более чем за полвека беспрестанной и напряженной духовной работы над самим собой Л. Толстой неоднократно менял многие свои взгляды, но одному он оставался верен до конца. Он считал, что мышление, не вытекающее из потребностей души человека и не открывающее ему смысла жизни, несерьезно и незначительно. По мнению писателя, человек посредством самоанализа должен стремиться определить смысл собственной жизни, свое человеческое назначение. В этом обретении смысла Толстой видел решение всех проблем человеческого существования. Сам писатель проявил склонность к самопознанию с ранних лет. Изначально это было проявлением негативной стороны его натуры, в чем Л. Толстой признается с беспощадной правдивостью: «Я смолоду стал преждевременно анализировать все и немилостиво разрушать». Писателю пришлось много поработать над собой, чтобы преобразовать эту черту характера в положительную. В этом ему помогло ведение дневника, в который он записывал свои мысли и наблюдения над собой и другими людьми. Дневник для Толстого был средством самосовершенствования. В нем были разработаны правила для развития «воли телесной», «воли чувственной» и «воли разумной», руководства для повседневной жизни, программы самообразования. Вотнекоторые примеры «правил исправления» из его Дневника за декабрь 1853 – январь 1854 года:

«В тяжелом положении старайся чаще думать, что оно могло быть еще хуже. Бойся праздности и беспорядка. Ничего не ожидай от будущего. Бойся лжи и тщеславия… В минуты сильных ощущений старайся принудить себя к бездействию. Блюди порядок в физических и умственных занятиях. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Бойся тщеславия. Преодолевай тоску трудом, а не развлечением. Верь рассудку только тогда, когда убедишься, что никакая страсть не говорит в тебе».

Подытоживая разговор об основных стратегемах самосовершенствования как важнейшей части гуманистической педагогики развития личности, т.е. о самопознании, поиске призвания и смысла жизни и самореализации, нельзя не отметить общее для этих процедур – самодетерминацию. Все они предполагают как личностное самоопределение, так и внутреннее определение, точнее причинное воздействие экзистенциального я на все психические движения личности, на все ее шаги к обогащению, возвышению, совершенству и трансцендированию.

Вопросы к лекции

1. В чем состоит для человека потребность и необходимость совершенствования?
2. Каковы основные этапы и процедуры совершенствования?
3. В чем разница между принципами совершенствования и стандартами совершенства?

Вопросы для размышления

Почему самосовершенствование лежит в основе гуманистической педагогики?
Не является ли гуманистическая программа совершенствования заведомо невыполнимой для большинства людей?

© А.А. Кудишина, 2006

Примечания

Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.