Игровые обучающие ситуации в дошкольном образовании. Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС)

Игровые ситуации

Игровые ситуации - один из методов активного обучения , отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия .

Учебные ролевые игры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Игровые ситуации" в других словарях:

    Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие… … Википедия

    - (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих … Википедия

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - – основной объект исследования математических теорий конфликтных процессов как раздела математической теории игр. Самая элементарная конфликтная ситуация может наблюдаться на примере салонных игр. А с т. зр. наибольшей приближенности к реальности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ - игровые методы в социологии прикладной (см.) были созданы в ответ на затруднения, с к рыми столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства: как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика, как учитыть… … Российская социологическая энциклопедия

    Активные методы обучения - (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… … Российская энциклопедия по охране труда

    - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

    F.E.A.R. 2: Reborn … Википедия

    Игра в снукер ведётся ударами битка по шарам на столе двумя (или более) игроками, которые, по очереди выполняя удары, пытаются набрать больше очков, чем противник в рамках правил игры. Игра пр … Википедия

    Современная пластиковая коробка доска для игры в тогыз кумалак Тогыз кумалак (каз. Тоғыз құмалақ девять камешков) казахская народная … Википедия

Книги

  • , Михайлова З., Полякова М., Чеплашкина И.. Парциальная программа и ее методическая реализация в условиях ДОО представлена с учетом современных требований к организации познавательного развития детей. Особое внимание уделено способам…

Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности .

Определение игровой ситуации по словарю Д.Н. Ушакова «Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

Элементами игровой ситуации выступают как цели воспитания, так и объекты воспитательного воздействия, а также и субъекты воспитательного воздействия, которые активно решают поставленную задачу и приводят в действие игровую ситуацию. Игровые ситуации многообразны. Объединять их может тот факт, что их возникновение основывается на взаимодействии субъектов педагогического процесса, вступивших в контакт.

Так как игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос .

Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в них приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игровые ситуации способствуют развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игровая ситуация имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их .

С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций .

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний дошкольников и повышает эффективность обучения.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями .

В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют задачи игровых ситуаций, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. Сценарии игровых ситуаций необходимо разрабатывать таким образом, чтобы реализовать на практике "золотое правило" педагогики: "Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались". Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игровой деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация - драматизация. Для детей дошкольного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Установка на игровую ситуацию - драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения.

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным .

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования дошкольников .

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс.

В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают дошкольники. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается "умственный аппетит", а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой) .

Классификация игр

(по С. Л. Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

Сюжетно-ролевые:

Театрализованные;

Подвижные;

Дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

В младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;

В среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;

В старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

предметная отношения

деятельность поведение между людьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Роли, которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

Игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу) .

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

www.maam.ru

Классификация детских игр - Страница 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.

Детские игры - явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Ф. Фребель в основу своей классифика­ции положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры ) , внешних органов чувств (сенсорные игры ) , движений (моторные игры ) .

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные {подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами) .

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми , и игры, придуманные взрослыми . Первые Крупская называла творческими , подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Традиционная педагогическая наука предлагает классический вариант видовой градации детских игр :

Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации) – игры, которые создаются самими детьми, и в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Игры с правилами (подвижные, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-забавы, игры-развлечения) – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий.

По организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные) ;

По виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные) .

Творческие игры в зависимости от характера творчества детей , от игрового материала , используемого в играх, делятся на:

Режиссерские,

Презентация на тему: "«Игра в воспитании детей дошкольного возраста». Классификация игр: Творческие (по инициативе детей) Дидактические (по инициативе взрослых с готовыми правилами) ". Скачать бесплатно и без регистрации.

Скачать презентацию

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. сети. Итак, чтобы скачать:

Шаг 1. Посмотрите, ниже находятся кнопочки всех популярных соцсетей. Наверняка Вы гдето зарегистрированы. Воспользуйтесь одной из кнопок, чтобы порекомендовать своим друзьям презентацию.

Спасибо за посильную помощь нашему порталу!

Научно-информационный центр в дошкольном учреждении

Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия

Редакционный Совет

Социальный педагог

Такая специально организованная деятельность в детском саду даёт возможность повышения научно-теоретического уровня, психолого – педагогической компетентности воспитателей и родителей воспитанников учреждения.

Это позволяет решить следующие задачи:

  • знакомство с воспитательно – образовательной системой работы, с используемыми комплексной и парциальными программами в дошкольном учреждении.
  • информирование о новейших достижениях педагогической и психологической науки, с новинками методик и технологий дошкольного воспитания;
  • оказание помощи в самообразовании “воспитывающих взрослых”;
  • оказание профессиональной помощи в решении проблем;
  • пропаганда и распространение лучшего педагогического опыта.

Многолетний опыт работы показал, что очень важно ориентировать каждого воспитателя и родителя на овладение передовыми методами и приёмами работы на постоянное пополнение своих знаний; прививать вкус постижения секретов воспитания. Это в свою очередь помогает решению задачи всестороннего развития личности ребёнка.

Предлагаем материал методического вестника № 3 “Особенности игровой деятельности современного дошкольника”.

Кабалёнова Елена Юрьевна, зам. заведующего по ВМР Трошкова Татьяна Михайловна, педагог – психолог, МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” г. Новый Уренгой ЯНАО, Тюменской области

Страница 1

Введение

Ошибочно думать, будто игра это только способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете.

Кроме того, игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. А так же, игра даже дает возможность научиться тому, как надо учиться.

Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре.

Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Редактор: З. Д. Ануфриева, заведующий ДОУ ЦРР “Елочка”

Страница 2

Значение игры

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.

В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками.

В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры.

Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются творческие способности.

Страница 3

По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:

  1. творческие игры; 2) игры с готовыми правилами.
  1. Предметные игры детей раннего возраста;
  2. Сюжетно-ролевые игры;

Классификация игр | Социальная сеть Pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Классификация игр

Классификация игр детей младшего возраста (3-4 лет)

игры - экспериментирование: общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;

сюжетные самодеятельные: сюжетно - отобразительные, сюжетно0ролевые;

компьютерные;

обрядовые игры (народные, идущие от исторических традиций, этноса) : тихие, забавляющие - развлекающие.

Классификация игр детей в среднем возрасте (4-5 лет)

игры-экспериментирования: с природными объектами, с животными и людьми, общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;

сюжетные самодеятельные игры: театрализованные, режиссерские;

обучающие игры: автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические;

досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные;

обрядовые игры: семейные, сезонные;

тренинговые игры: интеллектуальные адаптивные, сенсомоторные;

досуговые игры: тихие, забавляющие, развлекающие.

Классификация игр детей в старшем возрасте (5-7 лет)

игры-экспериментирования с природными объектами, животными и людьми, общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;

сюжетные самодеятельные игры (театрализованные) ;

обучающие: автодидактические предметные (до 7 лет) , сюжетно-дидактические (до 7 лет) , подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические;

досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций.

Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры.

Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка.

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности) , как делает (способы деятельности) , от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.

В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. Чем разнообразнее его деятельность, тем многообразнее его отношение с другими людьми, и тем более и разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.

Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает себя. В процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании) .

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться.

Классификация игр

Сюжетно – ролевые игры дошкольников .

1. Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.

К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями. Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:

Материал pandia.ru

Игровые технологии

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по разному:

Игра- особый вид человеческой деятельности;

Игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель) ;

Игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;

Игра- особый способ условного присвоения мира;

Игра- как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1.эмоционально развивающая функция ;

2.диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3.релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4.компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;

5.коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;

6.функция самореализации - служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7.социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8.терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.

Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал) При организации игры он должен выбратьв качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.

Классификация детских игр

Роль игры в воспитании и её развивающий потенциал поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще "диагностическим, коррекционным потенциалом.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию детских игр:

Рисунок 1. Классификация игр с правилами

Согласно этой классификации игр игры имеют:

  • Готовое содержание
  • Решение поставленной задачи
  • Четкое выполнение правил игры.

Каждый тип отражает особенную роль игры в воспитании . Так например роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую активность ребёнка и умственные способности, потому что помимо ловкости и определённой физической подготовки подвижные игры требуют сообразительности.

Также существует классификация детских игр по сюжетно-ролевому признаку:

Рисунок 2. Классификация по типу игры

Активность в творческих играх направлена на выполнение замысла, развитие сюжета игры.

Особенность игры:

  • Дети сами выбирают тему игры.
  • Развивают сюжет.
  • Подбирают нужные игрушки и атрибуты.

Роль взрослого в игре:

  • Сохраняет самодеятельность детей.

Роль игры в воспитании в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании . Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга.

Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

Только таким образом реализуется роль игры в воспитании .

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании . Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении.

Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия . Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания) .

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания . В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине) , игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья) , а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти , которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления.

Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.

В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.) .

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.