Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии? Эффект карго в трейдинге (из цикла «Разговоры о трейдинге»).

На пожелтевшей от времени фотографии (судя по штемпелю, документ был рассекречен в начале девяностых) люди в белых халатах стоят возле стола, на котором смонтирована установка, поддерживающая жизнь в голове собаки породы колли. Собачье тело находится рядом, и, судя по всему, жизнь в нём также сохранена принудительно.

Вот такая информация сопровождает в интернете эту фотографию: 50-60-е годы в мире прошли под знаком значительных научных достижений и смелых экспериментов. Две сверхдержавы – СССР и США пребывали в подготовке к возможной войне, всячески инициируя военные разработки. Считалось, что обычные солдаты не смогут выстоять в ядерной войне, в отличие от киборгов.

В конце 50-х русский ученый Владимир Демихов удивил научный мир, трансплантировав собачью голову другой собаке. В 1958 году начался проект по созданию биоробота.

Медики, инженеры и даже лауреат Нобелевской премии В. Мануйлов в единой команде работали над реализацией проекта. В качестве биологической составляющей биоробота предлагались мыши, крысы, собаки и обезьяны. Выбор пал на собак, они более спокойны и покладисты чем приматы, тем более СССР накопил богатый опыт экспериментов над собаками. Проект получил название «Колли” и просущетвовал 10 лет, но впоследствии секретный проект был закрыт указом от 4 января 1969 года. Все данные по нему получили гриф «Строго секретно” и были государственной тайной до недавнего времени. В 1991 году все данные по проекту «КОЛЛИ» были рассекречены…»

Что это? Был ли такой эксперимент и к чему он привел? Сейчас мы постараемся это узнать …

Между тем в интернете гуляет ещё один фотодокумент: страница из книги, где был изображён «автомат сохранения жизни имени В.Р. Лебедева (АСЖЛ)» с подключённой к нему той самой собачьей головой породы колли. Многие читающие люди сразу же вспомнят о знаменитой беляевской «Голове профессора Доуэля». Но это же сенсация! Пусть даже и с собачьей головой.

Плюс к этому вот еще фото из тех же источников.

Вот так начиналась эта история …

В 1939 году в пятом номере журнала «Детская литература» Александр Беляев опубликовал статью «О моих работах». Статья эта стала ответом на критику его романа «Голова профессора Доуэля». Рецензент романа, некий товарищ Рыкалёв, считал, что ничего фантастичного в «Голове профессора Доуэля» нет, поскольку повсеместно известны успешные результаты опытов по оживлению собачьих голов, проводимые советским учёным Брюхоненко.

В своей статье Беляев пояснял, что роман об оживлении человеческой головы был написан им более пятнадцати лет назад, то есть в 1924 году, и что в это время никто из советских учёных даже не планировал подобных опытов.

Более того, подобных опытов не делали врачи, на работы которых опирался Брюхоненко. Беляев называет их фамилии: профессор И. Петров, Чечулин и Михайловский - и даже ссылается на статью И. Петрова «Проблемы оживления», напечатанную в «Известиях» в 1937 году. Кто же такой этот профессор И. Петров, и какие эксперименты он проводил? Ответ я нашёл во втором номере журнала «Наука и жизнь» за 1939 год, где профессор И. Р. Петров из военно-медицинской академии РККА имени С. М. Кирова опубликовал статью «Проблема оживления организмов» (которая, была более развёрнутым вариантом его работы, опубликованной ранее в «Известиях»).

На сайте Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова можно выяснить, что Иоаким Романович Петров в 1939 году возглавил кафедру патологической физиологии и в течение двадцати четырёх лет был её бессменным руководителем. Академик АМН ССР генерал-майор Петров внёс большой вклад в развитие отечественной реаниматологии. Наибольшую известность ему принесла разработка кровозамещающего раствора, до сих пор именуемого «жидкость Петрова«, спасшего в годы Великой Отечественной войны множество жизней.

Статья Иоакима Иванова в большей степени была посвящена проблемам реанимации.

В своей статье «Проблема оживления организмов» Иоаким Романович рассказывает об актуальности оживления человека и животных после прекращения сердцебиения и дыхания, а также приводит множество примеров опытов, которые проводились на кошках. Описания опытов, надо отметить, по нынешним гринписовским временам являются очень откровенными («…даже у животных, подвергавшихся двухкратному и трёхкратному оживлению после смертельного удушения…»).

Однако в статье не было ни слова об опытах по оживлению отдельно взятой головы животного. Зато нашлась ссылка на работы французского физиолога Броун-Секара, который в 1848 году оживлял органы и ткани, промывая их кровеносные сосуды кровью. На Броун-Секара, кстати, ссылался и в своей статье и Беляев, упоминая, что француз проводил первые несовершенные опыты по оживлению собачьей головы еще в девятнадцатом веке.

Удивительно, но выдающийся французский физиолог, член британского Королевского общества и Национальной Академии наук Франции Шарль Эдуард Броун-Секар в молодости и не планировал становиться врачом. Его стихией была литература. Однако писатель Шарль Нодье, которому он показал свои сочинения, отговорил Броун-Секара заниматься литературой. Не потому, что таланта у молодого человека не было, а потому, что писательский труд не приносил достаточного заработка.

Возможно, мир и потерял писателя, но приобрёл увлечённого своим делом физиолога. Броун-Секар зарекомендовал себя очень плодовитым (более пятисот научных трудов) и смелым учёным, которого не страшила критика коллег. В 1858 году он шокировал научное сообщество, восстановив жизненные функции головы собаки, отделённой от тела. Броун-Секар сделал это, пропуская через кровеносные сосуды головы артериальную кровь (функция перфузии).

В молодости Шарль Броун-Секар был натурой романтичной. Видимо, поэтому он свято уверовал в эффективность изобретённого им «эликсира молодости»

Но наибольшую известность Броун-Секар получил за опыты по омоложению организма путём введения сыворотки из половых желез животных (собак и кроликов). Опыты эти Броун-Секар проводил на себе. При этом так уверился в их действенности, что в возрасте семидесяти двух лет сделал специальный доклад на заседании Парижской Академии наук, уверяя коллег в том, что его самочувствие после использования «эликсира молодости» существенно улучшилось. Доклад вызвал большую шумиху. Газетчиками был введён термин «омоложение». Конечно, сейчас очевидно, что наибольшую роль в улучшении самочувствия стареющего учёного сыграло самовнушение, но в те времена его опыты считались прорывом в области продления активной жизни человека. Скорее всего, именно история «эликсира молодости» Броун-Секара вдохновила Михаила Афанасьевича Булгакова на написание повести «Собачье сердце».

Броун-Секар был одним из первых оживителей голов. Но на обсуждаемом фото мы видим коллектив советских учёных. Как мы выяснили, советский академик Иоаким Петров не занимался воскресением отделённых от тела голов. Но в статье Беляева есть ещё одна фамилия - Брюхоненко.

C именем Сергея Сергеевича Брюхоненко связана история создания первого аппарата искусственного кровообращения (АИК). Вынужденный заниматься практической хирургией сразу после окончания медицинского факультета МГУ (в то время в разгаре была Первая мировая война), Сергей Брюхоненко загорелся идеей поддержания жизнеобеспечения организма и его отдельных органов путём организации в них искусственного кровообращения.

Идея эта нашла воплощение в приборе автожекторе, который Брюхоненко с коллегами разработал и запатентовал в 1925 году.

Работы советских ученых первой половины XX века в области биологии и физиологии отличались поразительной смелостью замыслов, захватывающими экспериментами и редкой даже по сегодняшним представлениям перспективностью. Главным направлением исследований того времени была борьба со смертью и попытки оживления организма.

Научной базой явилась целая серия старых работ с изолированными органами. Биологи убедились в том, что кусочек сердца куриного зародыша может ритмически сокращаться очень продолжительное время в искусственной среде. Органы «простейших» организмов могут быть настолько неприхотливы и жизнеспособны, что, даже будучи отсеченными от целого организма, продолжают жить и развиваться. Гидра получила свое легендарное имя именно из-за этой особенности, а отрезанный луч морской звезды дает начало целой новой морской звезде. И все это в самых обычных условиях существования этих организмов.

Появились и первые ошеломляющие результаты. Блестящий хирург Владимир Демихов успешно пересаживал сердце от одной собаки к другой. Доктор Шуга из Краснодара демонстрировал собаку, у которой почка была пришита на шее и выделяла мочу (собственных почек у собаки не было). Знаменитый профессор Кулябко оживил голову рыбы, пропуская через сосуды головы раствор, содержащий соль в соотношениях крови и изолированная голова рыбы функционировала. Он же первым в мире оживил человеческое сердце в виде изолированного органа. Параллельно шли работы по оживлению целого организма.

Но самые смелые работы принадлежали Сергею Сергеевичу Брюхоненко. Проблема продления жизни волновала его еще со студенческой скамьи. Опираясь на работы предшественников, он поставил перед собой задачу - заняться опытами с изолированной головой собаки.

Главной задачей было обеспечить нормальное кровообращение, так как даже кратковременное его нарушение вызывает необратимые процессы в мозге и смерть. Тогда он собственными руками сконструировал первый аппарат искусственного кровообращения, названный автожектором. Аппарат являлся аналогом сердца теплокровных животных и осуществлял с помощью электромоторов два круга кровообращения. Роль артерий и вен в этом аппарате выполняли каучуковые трубки, соединявшиеся в большом круге с головой собаки, а в малом - с изолированными легкими животного.

В 1928 г. на третьем съезде физиологов СССР Брюхоненко продемонстрировал оживление изолированной от туловища головы собаки, жизнь которой поддерживалась при помощи аппарата искусственного кровообращения. Чтобы доказать, что голова, лежащая на столе, была живой, он показал как она реагирует на раздражители. Брюхоненко ударил по столу молотком, и голова вздрогнула. Он посветил ей в глаза, и глаза моргнули. Он даже скормил голове кусочек сыра, который тут же выскочил из пищеводной трубки на другом конце.

В своих заметках Брюхоненко писал:

Особенно интенсивные движения следовали за раздражением слизистой носа зондом, введённым в ноздрю. Такое раздражение вызывало у головы, лежавшей на тарелке, столь энергичную и продолжительную реакцию, что начиналось кровотечение из раненой поверхности и едва не были оборваны трубки, присоединённые к её сосудам. Голову при этом пришлось придерживать на тарелке руками. Казалось, что голова собака хотела освободиться от внедрённого в ноздрю зонда. Голова несколько раз широко открывала рот, и создавалось впечатление, по выражению наблюдавшего этот эксперимент профессора А. Кулябко, что она будто пытается лаять и выть.

Этот эксперимент явился началом новой эры в медицине. Стало ясно, что оживление человеческого организма после наступления клинической смерти реально так же, как проведение операций на открытом сердце, пересадка органов и создание искусственного сердца.

Результаты сенсационного эксперимента Брюхоненко были тут же представлены идеологами как безусловная победа советской науки. Именно их использовал товарищ Рыкалёв, критируя роман Александра Беляева. Но, конечно же, главная заслуга изобретения Сергея Брюхоненко заключается в том, что впервые на практике был реализован принцип искусственного поддержания жизни организма и отдельных органов, без которого немыслимы современные реаниматология и трансплантология.

Об успехах российского хирурга писали зарубежные газеты. Известный писатель Бернард Шоу в письме к одной из своих корреспонденток так отзывался о работе Сергея Брюхоненко:

Сударыня, я нахожу эксперимент Брюхоненко чрезвычайно интересным, но я не могу себе представить ничего более необдуманного, как предложение испытывать его на приговоренном к смерти преступнике.

Продлевать жизнь такого человека нежелательно. Эксперимент должен быть осуществлен над человеком науки, жизнь которого подвергается опасности по причине неизлечимого органического недуга - например, рака желудка, - который угрожает лишить человечество результатов деятельности его мозга.

Что может быть легче, чем спасти такого гения от смерти тем, что ему отрежут голову, причем освободят его мозг от рака, в то время как необходимая циркуляция крови будет поддерживаться через обрезанные артерии и вены его шеи, так что великий человек сможет продолжать читать нам лекции, обучать нас, давать нам советы, не будучи связанным недостатками своего тела.

Я испытываю прямо-таки искушение дать обрезать голову мне самому, чтоб я впредь мог диктовать пьесы и книги так, чтоб мне не мешали болезни, чтоб я не должен был одеваться и раздеваться, чтоб мне не нужно было есть, чтоб мне не приходилось делать ничего другого, как только производить драматические и литературные шедевры.

Я бы, разумеется, подождал, чтоб один или два вивисектора подвергли бы себя этому эксперименту, чтоб убедиться в том, что это практично и не опасно, но я ручаюсь, что в дальнейшем с моей стороны не будет никаких затруднений.

Я весьма Вам признателен за то, что Вы обратили мое внимание на такую радостную возможность…

В последующие годы работа заключалась в усовершенствовании метода искусственного кровообращения. Возникла необходимость создания «искусственного легкого». С.С. Брюхоненко совместно с профессором В.Д. Янковским разработал сплошную систему «искусственное сердце - легкое». С одной стороны, она обеспечивала полноценное кровообращение организма, а с другой - полный газообмен, заменяя лёгкие.

Тысяча американских ученых в Манхэттене на прошлой неделе наблюдали, как мертвых животных возвращали назад к жизни. Это был первый общественный американский показ фильма, изображающего эксперимент советских биологов. Они слили кровь из собаки. Спустя пятнадцать минут после того, как её сердце прекратило биться, они вкачали кровь обратно в её безжизненное тело с помощью аппарата, названного автожектор, служащего искусственным сердцем и легкими. Скоро собака зашевелилась, начала дышать, её сердце начало биться. Через двенадцать часов она стояла на ногах, виляла хвостом, лаяла, полностью восстановилась. (…)

У автожектора, относительно простой машины, есть судно («легкое»), в котором кровь снабжается кислородом, насос, который распространяет насыщенную кислородом кровь через артерии, другой насос, который забирает кровь из вен назад к «легкому» для большего количества кислорода. Две других собаки, на которых эксперимент был выполнен в 1939, все еще живы и здоровы. Автожектор может также держать сердце собаки бьющимся, вне её тела, поддерживать отрезанную голову собаки в течение многих часов - голова поднимала уши при шуме и облизывала пасть, когда её смазали лимонной кислотой. Но машина не способна к восстановлению целой собаки больше чем через 15 минут после её обескровливания - соматические клетки тогда начинают распадаться.

В 1942 г. в очень трудные месяцы Великой Отечественной Войны в Московском институте скорой помощи им. Склифосовского была создана лаборатория экспериментальной патологии. Первыми руководителями лаборатории были профессора С.С. Брюхоненко и B.C. Троицкий. Под руководством Брюхоненко были разработаны условия консервирования крови, позволяющие сохранять её в течение двух-трех недель, что имело чрезвычайно важное значение при оказании помощи раненым.

С 1951 года С.С. Брюхоненко участвовал в организации нового Научно-исследовательского института экспериментальной хирургической аппаратуры и инструментов, где сначала был заместителем директора по медицинской части, а потом возглавлял физиологическую лабораторию. С 1958 года С.С. Брюхоненко руководил лабораторией искусственного кровообращения института экспериментальной биологией и медицины Сибирского отделения Академии Наук СССР.

В 1960 году Сергей Сергеевич Брюхоненко скончался в возрасте 70 лет. За свою жизнь он запатентовал десятки изобретений в разных областях, чем, несомненно, внёс огромный вклад в развитие отечественной науки. За научное обоснование и разработку проблемы искусственного кровообращения доктору медицинских наук С.С. Брюхоненко в 1965 году посмертно была присуждена Ленинская премия.

Без метода искусственного кровообращения невозможно представить современную медицину. Но, к сожалению, в повседневной практике врачи пользуются не прибором Брюхоненко: как и многие российские идеи, эта была подхвачена западными учеными и доведена там до совершенных промышленных образцов.

В Москве на доме №51 по проспекту Мира висит невзрачная мемориальная доска, и почти никто из проходящих мимо людей не знает, чем же осчастливил мир великий российский ученый Сергей Брюхоненко, проживавший здесь.

Кстати, прообразом главного героя романа «Голова профессора Доуэля» фантаста Александра Беляева послужил именно С.С. Брюхоненко.

Но не ко всем «оживителям голов» судьба была столь благосклонна. Примером тому может служить судьба великого экспериментатора Владимира Петровича Демихова, которого трансплантологи всего мира заслуженно считают своим учителем.

Талант экспериментатора проявился у Владимира Демихова ещё во времена студенчества. В 1937 году, будучи студентом физиологического отделения биологического факультета МГУ, Демихов самостоятельно изготовил аппарат, который сейчас можно назвать искусственным сердцем. Свою разработку студент-физиолог проверил на собаке, которая прожила с демиховским искусственным сердцем около двух часов.

Далее была война и работа врачом-патологоанатомом. И мечта помочь умирающим людям, пересаживая им новые жизненно важные органы. В период с 1946 по 1950 год Владимир Демихов, работая в Институте экспериментальной и клинической хирургии, провёл ряд уникальных операций, впервые в мире выполнив на животных трансплантацию сердца, лёгких и печени. В 1952 году он разработал методику коронарного шунтирования, которая ныне спасает тысячи жизней.

Владимир Петрович Демихов, учёный-экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии совершил экспериментальную пересадку собачьей головы.

Владимир Петрович Демихов родился 18 июля 1916 г. в России на хуторе Кулини (территория современной Волгоградской области) в семье крестьянина. Учился в ФЗУ на слесаря-ремонтника. В 1934 г. В.Демихов поступил в Московский государственный университет на физиологическое отделение биологического факультета и очень рано начал научную деятельность. В годы войны он выполняет обязанности врача-патологоанатома. Сразу после войны он приходит в Институт экспериментальной и клинической хирургии.

В 1946 году Демихоым впервые в мире было успешно пересажено собаке второе сердце, а вскоре он смог полностью заменить сердечно-легочный комплекс, что стало мировой сенсацией, которую в СССР даже не заметили. Через два года он начал эксперименты по пересадке печени, а еще через несколько лет впервые в мире заменил сердце собаки на донорское. Это доказывало возможность проведения подобной операции на человеке.

Внимание научной общественности привлекли эксперименты Демихова (1950) по гомопластической замене сердца и легких. Они выполнялись в четыре этапа - подготовка донорского сердца и легких к трансплантации; подготовка грудной клетки и сосудов реципиента; извлечение сердца и легких у донора и перенесение их в грудную клетку реципиента (с поддержанием искусственного дыхания в трансплантате); соединение сосудов трансплантата, выключение и удаление собственного сердца. Продолжительность жизни собак после трансплантации достигала 16 часов.

Демихов при участии своих помощников А.Фатина и В.Горяйнова предложил в 1951 г. оригинальный метод консервирования изолированных органов. Для этой цели использовался весь комплекс внутренних органов (сердце, легкие, печень, почки, желудочно-кишечный тракт) вместе с кровеносной и лимфатической системами. Для поддержания жизнедеятельности такого комплекса органов требовались только искусственная вентиляция легких и постоянная температура окружающей среды (38-39°С). Следующее важное достижение - первое в мире маммарно-коронарное шунтирование (1952 - 1953 гг.). Коронарное шунтирование – сложная хирургическая операция, позволяющая восстановить кровоток в артериях сердца путём обхода места сужения коронарного сосуда с помощью шунтов.

Немалый интерес вызвала пересадка головы собаки, которую осуществил Демихов вместе с Горяйновым в1954 г.

В 1956 г. Демихов пишет диссертацию на тему пересадки жизненно важных органов. В ней он анализирует результаты собственных опытов. Они были удивительны: собаки, составленные из двух половин, жили по несколько недель. Защита должна была состояться в Первом медицинском институте, однако защита не состоялась: автора сочли фантазером, а его работу – не заслуживающей внимания.

Демиховым был разработал способ пересадки головы вместе с передними конечностями от щенка на шею взрослой собаки. При этом дуга аорты щенка соединялась с сонной артерией собаки, а его верхняя полая вена - с яремной веной собаки. В результате в пересаженной голове полностью восстанавливалось кровообращение, она сохраняла свои функции и все присущие рефлексы.

В это же время он производил тотальную замену крови у собак, овец и свиней на человеческую трупную - с целью антигенного сближения этих животных с человеком. После чего он подключал к их кровеносной системе трупные сердца человека. По этой методике Демихову удалось оживить трупные сердца человека через 2,5 - 6 часов после смерти и поддерживать их в функционирующем состоянии на длительный период времени. Наилучшие результаты были получены при использовании свиньи в качестве промежуточного хозяина. Таким образом, Демиховым был впервые создан банк живых органов.

Можно только поражаться стойкости Владимира Петровича, продолжавшего экспериментировать, несмотря на то, что в период напряженнейших научных исследований назначались бесчисленные комиссии, целью которых было доказать ненужность экспериментов и закрыть лабораторию. Лишь только в 1963 году Демихов, причем в один день, смог защитить сразу две диссертации (кандидатскую и докторскую).

Демонстрируя отточенность и эффективность разработанных им методик, Демихов в 1954 году проводит уникальную операцию по пересадке собачьей головы на тело другой собаки. Позднее в своей лаборатории Демихов создаст более двадцати двухголовых собак, отрабатывая на них методику соединения сосудов и нервной ткани.

Однако очевидные достижения Демихова были восприняты далеко не однозначно. Работая в первом Московском медицинском институте имени И. М. Сеченова, Владимир Петрович из-за разногласий с дирекцией института так и не смог защитить диссертацию на тему «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте». Между тем его книга с одноименным названием стала бестселлером во многих странах мира и долгое время была единственным учебником по практической трансплантологии.

В 1965 году доклад Демихова по пересадке органов (в том числе голов) у собак, сделанный им на заседании секции трансплантологов, подвергся жесточайшей критике и был назван ахинеей и чистой воды шарлатанством. До конца жизни Владимир Петрович подвергался гонениям советских «коллег» по цеху. И это при том, что Кристиан Бернард - первый хирург, выполнивший трансплантацию сердца человеку, перед своей операцией дважды посещал лабораторию Демихова и считает его своим учителем.

Лаборатория под руководством Демихова работала до 1986 г. Разрабатывались методы пересадки головы, печени, надпочечников с почкой, пищевода, конечностей. Результаты этих экспериментов были опубликованы в научных журналах. Работы Демихова получили международное признание. Ему присвоено звание почетного доктора медицины Лейпцигского университета, почетного члена Королевского научного общества Швеции, а также Ганноверского университета, американской клиники братьев Мейо. Он является обладателем почетных дипломов научных организаций разных стран мира. А в нашей стране - лишь лауреатом «ведомственной» премии имени Н.Н.Бурденко, присуждавшейся Академией медицинских наук СССР.

Умер Демихов в безвестности и бедности. Лишь незадолго до смерти он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Заслугой, которая принесла это запоздалое признание, скорее всего, стала разработка аорто-коронарного шунтирования.

Именно с именем Владимира Демихова связана та самая «гонка голов», которая началась в шестидесятые между СССР и США параллельно с «космической гонкой».

В 1966 году американское правительство начало финансирование работ хирурга Кливлендской центральной больницы Роберта Уайта. В марте 1970 года Уайт успешно провёл операцию по пересадке головы одной обезьяны на тело другой.

К слову, как и в случае Демихова, работы Уайта в США подверглись суровой критике. И если Владимира Петровича советские идеологи обвиняли в попрании коммунистической морали, то на Уайта «повесили» нарушение монополии божьего промысла. До конца жизни Уайт собирал средства на операцию по пересадке головы человека. У него был даже доброволец - парализованный Крейг Ветовиц.

Ну а что же архивный документ, с которого началось моё расследование, и «автомат сохранения жизни имени В. Р. Лебедева»?

Конечно же, всё это оказалось фальсификацией. Но фальсификацией в хорошем смысле этого слова. Документы эти - результат работы, выполненной в рамках креативного проекта компьютерной графики «Колли». Считать применение «автомата сохранения жизни» для создания советского колли-киборга правдивым может только откровенный параноик.

Фейк? Однозначно. Только вот в его основе лежит судьба реальных людей. Экспериментаторов, не побоявшихся превратить беляевский фантастический сюжет в реальность.

Ну и закончим сие разоблачение на творческой ноте. В общем то вот он и сам фотошопо-проект:

Легенда креативного проекта гласит: В 2010 году научные достижения советских ученых проекта «Колли» были применены для сохранения жизни моей собаки. Осенью этого же года родители поехали на экскурсию в город Суздаль. Они взяли с собой собаку. Ее имя Чарма, но мы ее называем «Колли», потому что она никогда не станет прежней.

Обратный карго-культ, это отказ от следования принципам и рекомендациям при заимствовании чужого опыта и технологий, оправдываемый тем, что взятые за образец примеры сами иногда отклоняются от декларируемых принципов или не полностью следуют своим же рекомендациям.

Впервые это словосочетание появилось в короткой записи, опубликованной в январе 2010 года в онлайн-дневнике Екатерины Шульман, известного специалиста по вопросам законотворчества. В этой записи есть такое определение:

"... Это такой обратный карго-культ - вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства - им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушенку..."

В этой записи обыгрывается метафора "карго-культ", ставшая популярной в публицистике для обозначения деятельности, заключающейся в тщательном воспроизведении внешних атрибутов некоторого процесса, но тем не менее лишенной содержания. Так, Ричард Фейнман, обращаясь к выпускникам Калифорнийского технологического института, использовал эту метафору, говоря об учёных, которые воспроизводят внешние аспекты научной работы: публикуют статьи в научных журналах и участвуют в научных дискуссиях, но не обращают внимания на результаты лабораторных экспериментов.

Первоначально термин "карго-культ" или "культ карго" использовался антропологами и этнографами для описания странного поведения населения некоторых тихоокеанских островов, где появлялись проповедники, заявлявшие, что далекие предки этих людей направили им корабли и самолеты с провизией и товарами, которые вскоре прибудут. Последователи культа прекращали обрабатывать землю и ухаживать за домашними животными в ожидании скорого благополучия. Особенно распространились эти верования после Второй мировой войны, под впечатлением от логистических операций американской армии (отсюда тушенка в определении Екатерины Шульман). Термин "культ карго" имел уничижительный оттенок, поэтому антропологи вскоре перестали его использовать в научной литературе, но, благодаря ярким публицистам, таким как Ричард Фейнман, слово стало использоваться в более широком контексте. Например, в литературе по программированию культом карго называют бездумное использование шаблонов программирования там, где они не приносят пользы для решения поставленной задачи.

Таким образом, обратный карго-культ, это странное поведение людей, которые впадают в апатию и прекращают следовать полезным советам, разочаровавшись в них, оправдывая себя тем, что другие люди тоже этим советам не следуют, но лучше это скрывают. Часто эта метафора применяется по отношению к чиновникам, ответственным за

работу общественных институтов, структура которых скопирована с соответствующих институтов, работающих в других странах, когда копии выглядят значительно хуже, чем исходные образцы. Например, в науке метафору обратного карго-культа можно применить в ситуации, когда редактор некого научного журнала, где публикуются псевдонаучные статьи, а научное рецензирование заменено его имитацией, оправдывает нежелание наладить процесс отбора статей тем, что в других научных журналах отбор статей тоже бывает необъективным.

PS. В англоязычной литературе часто встречается термин "whataboutism", обозначающий лицемерную реакцию на критику в духе "а вот у вас самих...". Известным примером такой реакции является выступление Виталия Чуркина перед конгрессом США в мае 1986 после аварии в Чернобыле, в котором молодой советский дипломат заявил, что не допустит "командного тона" по отношению к СССР и указал на то, что в США тоже случались катастрофы на объектах атомной энергетики. Пожалуй, можно сказать, что whataboutism присущ проявлениям обратного карго-культа, но можно уловить тонкие отличия в уровне искренности/лицемерия.

Сегодня узнал об интереснейшем явлении, называется Карго-культ. Он очень хорошо описывает человеческую природу. А именно склонность верить в чудеса и волшебство и нежелание работать.

Что такое карго культ

Карго культ (от англ. cargo cult - поклонение грузу) – это группа религиозных движений, возникших в меланезии в следствии контактов местного населения с современной цивилизацией. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Как зарождается религия

Во времена второй мировой войны, американские военные временно дислоцировались на меланезийских островах, населенных местными папуасами. По понятным причинам местному населению не объясняли целей пребывания на островах американских военных.

Папуасы ранее никогда не видели белых людей и всех даров цивилизации и естественно появление американцев вызвало культурный переворот. Военные показали много интересных вещей: консервы, фонарики, красивая одежда, стальные ножи, зажигалки и многое другое. Все эти ценности военные обменивали на еду и благосклонность аборигенов.

Так же островитяне наблюдали как американцы соорудили взлётно-посадочные полосы, на которые регулярно приземлялись самолёты, привозившие провиант. Часто груз просто сбрасывался с самолётов и как бы прилетал с неба. Островитяне, наблюдавшие всю эту картину, начали соотносить действия военных и получаемый результат.

Что делали военные с точки зрения папуасов? Просто совершали ряд обрядов – разжигали сигнальные огни, несли караул, маршировали, участвовали в учениях. Короче совершали какие-то не понятные действия. Военные не добывали себе еду привычными для папуасов способами, не работали, не производили никаких ценностей. Все ценности военным просто падали с неба.

Вскоре война закончилась, вместе с ней завершилось пребывание военных на островах. За один день, ничего не объяснив, они собрались и улетели. Аборигены снова вернулись в каменный век.

Стоит заметить, что папуасы не были лентяями, всё что они имели они добывали собственным трудом. В жизни они могли надеется и рассчитывать только на себя. Самое настоящее натуральное хозяйство, сколько работаешь столько и имеешь. Но сколько они не работали, получить красивую одежду, зажигалку или банку консервов у них не получалось.

Спустя какое-то время на острова прибыли учёные. Картина, которую они увидели их очень удивила. Аборигены соорудили на островах деревянные модели самолётов, построили сеть башен, соорудили взлётно-посадочные полосы. На их телах красовались надписи USA, а в руках были бамбуковые ружья. Появились жрецы, которые заставляли остальных правильно маршировать. Короче аборигены решили, что белые люди когда-то давно украли дары у их предков, и чтобы их заполучить обратно нужно правильно молиться. Самолётопоклонники воссоздают все детали аэродрома с поразительной точностью. Вплоть до наушников из половинок кокоса и антенн из бамбуковых палочек.

Но несмотря на все усилия туземцев, самолёты всё не прилетали, но они не сдавались и верили, что просто нужно более качественно молиться. Уйдя с головой в религию, они совсем перестали работать и добывать еду. Это вызвало беспокойство антропологов, и они решили оказать папуасам гуманитарную помощь. Такие действия лишь усугубили ситуацию, так как туземцы решили, что гуманитарная помощь - это дары богов за правильные молитвы.

В настоящее время большинство карго культов исчезло. Цивилизация смогла проникнуть во многие уголки планеты, но не во все. Даже в наши дни существуют карго культы Джона Фрума на острове Танна (Вануату). На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноимённое племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу.

Как не быть папуасом

Данная история хорошо показывает, как зарождаются религии. Карго культы наблюдались на разных островах в разных участках Тихого океана. Связи между островами не существовало и предположить то что источник зарождения религии был один невозможно. При этом религии развивались примерно по одному и тому же сценарию и имеют похожие черты:

  1. Скорость формирования религии. Культ формируется за считанные месяцы.
  2. Подробности возникновения быстро забываются как не важные. То есть причина следственные связи, которые сформировали религию установить сложно спустя несколько лет.
  3. Появление активных участников, которые стремятся воспользоваться религией чтобы управлять народом.
  4. Сходство религий, развивающихся независимо друг от друга. У всех религий есть очень схожие черты, они прежде всего отражают психологию человека. Мы это разбирали в статье о том, .

За тысячелетия человечество придумало тысячи различных религий, выжили далеко не все. Люди удивительно устроены, многим проще поверить в волшебство чем в рутинный труд. Жители развитых стран, в этом плане не сильно отличаются от папуасов. Несмотря на всю образованность мы точно так же веруем в то что было сформировано тысячелетия назад при непонятных обстоятельствах. И в трудных и непонятных для нас ситуациях идём просить помощи у бога.

Хочется отметить что человеческая психология настолько подвержена желанию верить в сверхъестественное что даже простые и привычные явления мы пытаемся обосновать не научным подходом. Я много лет наблюдал как успех человека его коллеги объясняли, чем угодно, но только не трудом, который этот человек совершал. Для многих людей совершенно простейшая схема достижения успеха – не является очевидной. Проще придерживаться карго культа и верить, что удача сама спуститься с небес.

  1. Некоторые вещи лежат за гранью вашего познания. Это нормальное явления, не нормально если человек не ищет здравого объяснения происходящему. Помните про ?
  2. Обряды и ритуалы не заменят труда и знаний;
  3. Образованность человека не меняет его психологию. Даже богатые и успешные люди, добившиеся всего сами, часто верят в бога;
  4. Важно лишь три вещи: что вы знаете, что вы умеете и чего вы хотите;

К сожалению, склонностью населения к вере в сверхъестественное пользуется очень много людей с целью заработать деньги. Поэтому рекомендую всем быть выше папуасов и взвешивать то во что вы верите.

Обратный карго культ

Обратный карго культ – это глубокие и искренние убеждения туземцев в том, что у белых людей всё так же как у них. Только белые в отличие от туземцев лучше умеют имитировать самолёты. Суть в том, что каждый папуас, который «есть людей» уверен в том, что все делают точно так же, просто это скрывают.

Термин обратный карго культ введён в блогерском сообществе. И используется для описания поведения некоторых СМИ и отдельных граждан. Которые, не отрицая очевидные вещи (коррупцию чиновников, низкую социальную защищенность граждан, плохой уровень образования и медицины), просто говорят, что на западе всё тоже самое, а то и хуже. Такие граждане считают, что определенные нарушения - это нормально и без них жить нельзя.

Явление обратного карго культа очень распространено, в бытовой жизни. К примеру, остановил вас сотрудник ГИБДД за нарушения скорости. А вы даже не раскаиваетесь в поступке, просто говорите, что все так делают. В целом явление это происходит из-за низкой культуры и образованности общества.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии.

  • A. взлетно-посадочные полосы
  • B. плотины
  • C. дворцы для самолетов
  • D. каменные статуи

Правильный ответ А. Взлетно-посадочные полосы

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

Исследователи Захария Ситчин и Алан Элфорд указывают на карго-культ как аргумент в пользу своей теории о том, что многие мифологические тексты описывают реальные события, то есть являются формой исторических свидетельств.

От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа - новой религии для одних и интересной метафоры для других.

Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.

Карго (от исп. cargo - нагрузка, погрузка) - грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе - это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.

Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.

Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба - это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа - в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.

К карго-культу можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают

Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».

После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К карго-культу относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.

В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.

Как говорить

Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм

Правильно: «Для Федора работа в больнице - это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».

Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».