Как закрепить крепления для лыжных ботинок. Лыжные крепления: коньковые и классические, выбор и совместимость

Для того чтобы катание на лыжах приносило удовольствие, стоит учитывать не только выбор зимнего инвентаря, но и такой факт, как установка . Они являются соединительным устройством между ботинками и рабочим снаряжением. Их качество играет важную роль в этом виде спорта.

Крепеж выполняют на самих лыжах или отдельной платформе. Некоторые изготовители могут устанавливать и делать на ней отверстия самостоятельно. Тогда придется приобретать определенного изготовителя. На ровную, без углублений платформу можно установить любые крепежные установки.

Внимание! Среди разнообразия зимнего инвентаря наиболее популярными считаются обычные беговые лыжи.

Крепления для беговых лыж

Существует три системы крепежей:

  • Nordic (рантовые) устарелая разновидность, которая постепенно выходит из использования. Отличается невысокой стоимостью;
  • NNN (с рельсами) располагают одной линией ;
  • SNS (c желобом) обладает двумя полосами для соединения.

Последние две системы делятся на такие виды:

  • автоматические приспособление защелкивается самостоятельно;
  • механические застегивать нужно руками;
  • классические − имеют мягкую резинку;
  • коньковые резинка сделана из жесткого материала, или имеется еще одна точка фиксации обуви.

Крепления для горных лыж

Встречаются такие варианты:

  • установки, которые застегиваются ручным способом. Отличаются достаточно высокой ценой;
  • автомат;
  • полуавтомат.

Два последних вида может заклинить после попадания и последующего замерзания в них воды. Иногда возникают трудности с их открытием, если инвентарь не имеет твердой опоры (в глубоком снегу).

Крепления для туристских лыж

Существуют такие разновидности:

  • мягкие − для туризма подходят мало;
  • жесткие наличие специальных ботинок;
  • полужесткие − надежные и комфортные.

Детские лыжи имеют самые простые крепежи, которые состоят из нескольких толстых тканевых полосок, фиксирующих ногу, и на них можно ездить даже в валенках.

Из чего состоит крепление

Горнолыжный крепеж располагается двумя разрозненными частями и пластиной в области носка, которая снижает трение лыжной обуви. Передний отрезок гарантирует отсоединение сбоку, а задний охват обеспечивает верхнее открепление. Размеры обеих звеньев равны у всех разновидностей. Современные крепежные соединения производят из очень прочных материалов (титановые, стальные, пластиковые). Основными элементами считаются:

  • пятка и головка крепления;

Беговые разновидности состоят из таких элементов:

  1. NNN − отличается прикрепленной к спортивному инвентарю пластиной, которая имеет две долевые направляющие, фиксирующие ботинок от поперечного смещения. На подошве обуви располагается пара продольных углублений для направляющих крепежа. Спереди ботинка встроен поперечный защелкивающийся стержень.
  2. SNS предусматривает фиксацию обуви при помощи одной долевой направляющей. Передняя часть полуботинка крепится резиновым упором.

Туристические лыжные крепежные приспособления содержат штыри и дужку, которая зажимает обувной рант.

Как не ошибиться при выборе

Правильно выбранный крепеж хорошо облегает лыжную обувь, но может мгновенно открепиться в критический момент. К примеру, в период внезапного падения при резком повороте. При огромных нагрузках установка должна задерживать ногу в одном положении, а не моментально отстегиваться.

Подбор правильной крепежной системы должен начинаться с выбора ботинок. Приобретя обувь нужного размера, которая соответствует всем необходимым характеристикам, следует выбирать именно к этой обувной паре и имеющимся лыжам.

Порядок установки

Чтобы разобраться, как правильно установить подобранное , следует сразу после их покупки начать с изучения инструкции. Необходимо точно придерживаться предписанных пунктов, в которых предусмотрена специфика сборки лыжного крепежа с учетом его разновидности.

Определение центра тяжести

Определение этого параметра понадобится для нормального передвижения, чтобы лыжа не оказывала «перевес» с одной или другой стороны. Найти центр тяжести достаточно просто. Здесь инвентарь нужно установить на ребро перпендикулярно расположенной линейки и передвигать по ее поверхности до тех пор, пока лыжа уравновесится как весы, остановятся горизонтально полу. Канцелярская принадлежность в этом случае укажет правильное положение, и эту координату требуется обозначить маркером. В современных образцах спортивного снаряжения ось центра тяжести соответствует черте крепежа скобки для ботинка. Поэтому переднюю область следует приложить к лыже и выделить другим цветом ее правильное расположение.

Разметка

Следующий этап заключается в маркировке отверстий. Хорошим вариантом станет использование кондуктора, с помощью которого можно отыскать точное расположение крепежных компонентов. Если этого предмета не найдется, то используют шаблон, сделанный из бумаги. Его можно отыскать в интернете, но в основном он входит в набор крепления. В случае отсутствия бумажного лекала лыжу размечают при помощи шила, прикладывая смонтированный крепеж так, чтобы координата центра тяжести сходилась с линией фиксирования обуви. Поставить метки маркером через дырки в креплениях.

Сверление отверстий

В начале сверления углублений желательно сопоставить промежуток между отверстиями, находящимися на крепеже с интервалом между отметинами, поставленными в процессе разметки. Как правило, в инструкции написано, как глубоко прикручивать шурупы, и какой длины сверло нужно применить. Если подходящий по длине инструмент отсутствует, то можно использовать любое сверло, предварительно обмотав его вверху изолентой, оставив выступающими нужные миллиметры. Затем работающей на малой скорости дрелью в местах разметки следует высверлить дырки.

Сборка

Завершающий этап заключается в следующем:

  1. Для обеспечения надежной фиксации и устранения трещин, возникших во время сверления трещин, сделанные углубления следует очистить от пыли и залить клеящим средством (прилагается в или ПВА).
  2. На полученные отверстия нужно наложить крепления и основательно закрепить шурупы. Вначале следует их слегка закрутить, чтобы удостовериться в ровной установке, а затем до конца, чтобы было надежно.
  3. Лыжи оставить сохнуть (10-12 ч.).

Хранить готовые лыжи в домашней обстановке можно на балконе или стене, установив специальную подставку при помощи кронштейнов.

Как снять крепления с лыж

Начинать снимать крепежи (на примере SNS) нужно с задней части установки. При помощи отвертки следует аккуратно выкрутить заглушку, шуруповертом вытащить шурупы, после чего снять планки. Чтобы вытянуть шуруп под передней крышкой, необходимо большой отверткой нажать на фиксатор и приподнять его. После снятия крышки вынуть последние болты, и крепеж легко снимется.

Установка на лыжи самостоятельно процесс выполнимый. Для этого потребуется изучить прилагаемую инструкцию, иметь в наличии необходимые инструменты и, самое основное, быть уверенным, что все получится.

Если у вас крепление современного образца типа NNN или SNS от Salomon, тогда вам жутко повезло. Так, как они сами по себе могут определить центр тяжести лыжи. Достаточно взять лыжу, найти самую тонкую ее часть (как линейка) и поставить ее ребром на пол, после берем вторую лыжу и кладем ее поперек, очень желательно положить ее под прямым углом. После чего наблюдаем процесс, того, как работают весы (передний и задний конец лыжи должен висеть в воздухе на одинаковой высоте). Но если вы приобрели крепление достаточно тяжелое, тогда вам следует измерять центр тяжести немного иначе. С первой лыжей все так точно, но вторую нужно положить через паз фиксации ботинка.

После того, как лыжи станут в нужное положение, вам нужно будет отметить перпендикулярную черту на верхней стороне лыжи и обязательно над самим креплением. Данную процедуру повторите со второй лыжей. Читаем дальше и даем ответ на вопрос, как правильно установить крепления на лыжи?

Итак, теперь нужно определить центр тяжести ботинка. Важно понять он старого или современного образца. Первые стоит крепить у самого среза ботинка, а у вторых центр тяжести установлен по срезу ботинка. Но мы ориентируемся по креплениям стандарта SNS, не пугайтесь, разница для других абсолютно отсутствует. Кроме этого, неважно какой стиль вы используете при беге. Найдите на ботинке стержень, который войдет в специальный паз в креплении, именно этот паз и должен находиться там, где у нас центр тяжести у лыжи.

Кстати, под этим пазом, по центру, находится еще один паз, в котором крепится средняя часть крепления. Затем берем крепление, прикладываем к нашей разметке и в местах, где должны быть шурупы мы шилом делаем маленькие отверстия. После того, как отметили, можно убрать крепление и проверить, совпадает ли центральная метка с центром, а задние метки одинаково отдалены от краев. Повторяем операцию со второй, чтобы можно было установить крепления на лыжи.

Берем, жило и меряем насколько глубоко шуруп зайдет в лыже – это делается, что бы потом лыжу не просверлить насквозь. Когда померили, берем сверло диаметром 6-4 мм, можно меньше и сверлим. Важно: после того как измеряли глубину, отметить ее изолентой или же вообще отлично если на сверле есть линейка.

Теперь, когда у нас 3 готовых отверстия в каждой лыже мы можем снять пластиковую скобу, которая отстегивает лыжу. Затем в ней фиксируем крепление шуруповертом. Полностью закручивать не нужно, где-то до половины. Кстати, не пользуйтесь клеем. Раньше лыжи были деревянными, а на современные лыжи клей пагубно влияет.

Ставим на место снятую скобу. Собираем крепление и устанавливаем «встык» закрывая при этом предыдущие шурупы, до упора. Не забываем отметить отверстия на обеих лыжах, после чего прикрутить болты (тут точно клей не понадобится). После всего этого закрываем «пятки» заглушками. Вот и все, надеюсь, у вас получилось.

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации

По типу эксплуатации ботинки бывают:

  • Для конькового хода . Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода . Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные . Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления

Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:

  • NN 75 . Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm) . Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System) . Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System) . Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа

Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  • Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  • Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  • Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  • Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  • Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  • Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  • Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  • Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.

Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях

Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.


Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.

Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Вы купили себе лыжи, крепления, ботинки и палки. Если с ботинками и палками все понятно, то многие задают вопрос - а как же правильно прикрепить крепления к лыжам?

Для начала подготовим инструменты. Нам потребуется:

  • Линейка или карандаш (с их помощью мы будем определять центр тяжести лыжи);
  • Маркер;
  • Шуруповерт или дрель;
  • Тонкое сверло диаметром 3-4 мм (лучше брать троечку)
  • Фигурная отвертка (такая же битка для шуруповерта);
  • Ровные руки.

Начнем с того, что определим центр тяжести лыжи. Кладем на ровную поверхность заранее приготовленные линейку или карандаш, на него кладем лыжу. Ловим место на лыже, в котором лыжа будет держать равновесие. Это и есть центр тяжести, не забудьте отметить его маркером. Если вы вдруг сместились на пару миллиметров в сторону, ничего страшного. Такую же процедуру повторяем со второй лыжей.

После того как мы отметили центр тяжести на лыжах, прикладываем в лыже крепление таким образом, чтобы механизм крепления ботинка был строго на нашей метке. Профессионалы сдвигают крепление немного назад для большей скорости при движении. Мы этого делать не будем, так как нашей задачей стоит получить как можно больше удовольствия, а не гонка на время на олимпийской трассе. Приложили? Проверили? Теперь в отверстиях крепления ставим метки на лыже, туда мы будем вворачивать шурупы. Еще раз проверьте правильно ли вы поставили метки.

С этой задачей мы справились, переходим к подготовке посадочных отверстий под шурупы на лыжах. Высверливаем неглубокие отверстия по меткам для шурупов. Не переусердствуйте, сверлить лыжу насквозь не нужно, глубина отверстия должна быть не больше сантиметра. Если вы все сделали правильно, вы увидите несколько аккуратных отверстий для наших шурупов.

Переходим к монтажу креплений. Совмещаем отверстия на креплении с высверленными отверстиями на лыже и вкручиваем шурупы в лыжу. Сразу закручивать намертво не нужно, оставьте шурупы немного недотянутыми. Проверим правильно ли крепление прилегает к лыже. Крепление должно стоять ровно, без смещений в стороны. Все правильно? Затягиваем винты накрепко. Сверху шурупы можно залить эпоксидкой или клеем «момент» и дать ему просохнуть. Те же операции проделываем со второй лыжей.

На этом нашу инструкцию можно закончить. Как видите крепить крепления на лыжи не так сложно. Но если вы сомневаетесь в своих силах, специалисты центра активного отдыха МотоТайм сделают монтаж креплений для вас. Также вы сможете купить лыжи и все аксессуары для лыж в интернет-магазине по гораздо меньшей цене чем в офлайн-магазине. Торопитесь, зима скоро закончится!