Налоговый и бухгалтерский учет. Налоговый и бухгалтерский учет Порядок удовлетворения требований

Во время судебных процессов очень часто возникают вопросы, связанные с капитализацией выплат при введении процедуры банкротства на предприятие. По этому поводу Высший Арбитражный Суд выработал определенные советы, которые мы и рассмотрим.

  • На данный момент представлять дела о несостоятельности предприятий как орган государственной власти, обязана налоговая служба. Важно то, что требования Фонда соцстрахования к уже признанному банкротом задолжавшему предприятию (страхователю) об уплате капитализированных средств фонду или же о капитализации выплат гражданам, имеющим право на получение выплат по страховке, представляются в конкретном деле о несостоятельности именно налоговой службой. Подобные требования относят к третьей очереди и рассматриваются в судебном порядке.
  • На стадии конкурсного производства суд обязан объяснить определенному кругу лиц о наличии у них права согласится на переход их права требования к должнику непосредственно государству. Также этим лицам необходимо разъяснить последствия подобного согласия (повременные платежи будут производиться уже государству). К этому кругу лиц относят граждан, которые пострадали от должника (был причинен вред жизни или здоровью), застрахованных граждан и тех, которые по какой-либо причине имеют право на получение страховой выплаты.

В случае согласия данных лиц, они обязаны подать соответствующее заявление. Указанные граждане к решению этого вопроса могут не привлекаться, и тогда суд единолично принимает решение о согласии данных лиц. Они могут обжаловать такое решение в установленном законом порядке.

Обязательство должника перед данными лицами полностью перейдет к государству.

  • Важным является то, что дата возникновения требований указанных лиц (о возмещении причиненного вреда здоровью или жизни) значения не имеет. Рассматриваются и те требования, которые возникли после введения процедуры банкротства (до ее завершения).

В очередности, установленной законам, ежемесячно производятся выплаты по указанным выше требованиям. По ним капитализация будущих выплат будет осуществляться после уплаты текущих платежей. При этом одновременно будет осуществляться капитализация выплат по требованиям, относящимся к первой очереди (если они были должным образом включены в соответствующий реестр согласно действующему закону).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в случае смерти застрахованного лица неправомерно.Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой; прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается; исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой. На основании п. 2 ст. 418 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее — Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случ
аях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Пунктом 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ установлено, что днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления о получении обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления. Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением о получении обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая. Как следует из п. 1 ст. 20 Закона N 125-ФЗ, средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пеней; 3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; 4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. На основании п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя — юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина — кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется. Как следует из приведенных положений, ответ на вопрос о возможности исключения из реестра требований кредиторов капитализированных платежей в результате причинения должником вреда здоровью гражданина, которому предоставлено обеспечение по обязательному социальному страхованию, в случае смерти данного гражданина, прямо в Законах N N 125-ФЗ и 127-ФЗ не указан. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 N А56-61267/2010 суд пришел к выводу, что выплату должником капитализируемых платежей законодательство связывает с конкретным физическим лицом, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, несмотря на то что впоследствии такие платежи не персонифицируются на конкретного получателя страхового обеспечения. Однако Определением Верховного Суда РФ от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, А56-61267/2010 указанное Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа отменено, в удовлетворении заявления конкурсного кредитора организации об исключении из реестра требований кредиторов должника капитализированных платежей отказано. Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72, размер капитализируемых платежей определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ. Ни Закон N 125-ФЗ, ни принятые во исполнение этого Закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных по своей сути обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей — одного из источников формирования средств на осуществление обязатель
ного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства. При этом в период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие). В момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона N 125-ФЗ обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит. Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, требование конкурсного кредитора об исключении из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей в рассматриваемой ситуации неправомерно.

В отношении организации открыто конкурсное производство. В реестр требований кредиторов должника включены капитализированные платежи, в связи с тем что должник-страхователь причинил вред здоровью гражданина при исполнении последним обязанностей по трудовому договору; ФСС РФ предоставил потерпевшему обеспечение по обязательному социальному страхованию. Однако до окончания конкурсного производства указанный гражданин умер. Один из конкурсных кредиторов требует исключения из реестра требований кредиторов спорных капитализированных платежей. Правомерна ли данная позиция?

  • ← Территориальный орган ПФР по результатам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I полугодие 2015 г. вынес в отношении организации решение о привлечении к ответственности (вступило в силу 4 сентября 2015 г.). В данном решении в том числе указан размер выявленной недоимки. При этом вместе с решением представителю организации также было вручено требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — в частности, необходимо внести исправления в расчет путем представления уточненного расчета за полугодие 2015 г. Обоснованно ли требование территориального органа ПФР о представлении уточненного расчета по результатам камеральной проверки, в рамках которой в первоначально представленном расчете были выявлены ошибки, которые привели к образованию недоимки?
  • Участник ВЭД поместил товары под таможенную процедуру экспорта. Данные товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами. После регистрации декларации на товары инспектор дополнительно запросил оригиналы разрешительных документов на бумажном носителе. Участник ВЭД представил эти документы. В результате выпуск товаров был осуществлен спустя восемь часов с момента регистрации ДТ. Нарушены ли сроки выпуска в данной ситуации? →

«В случае ликвидации по каким бы то ни было основаниям предприятий (государственных, смешанных, кооперативных, общественных и частных) причитающиеся с них на основании судебных решений или по иным основаниям платежи за увечье или смерть в пользу потерпевшего лица или членов его семьи подлежат уплате последним через органы государственного страхования».

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31.12.1928

«О капитализации пенсий и платежей за увечье или смерть, причитающихся с ликвидируемых предприятий»

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица он (страхователь) обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в пункте 4 указанного Порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования РФ в постановлении от 30.07.2001 № 72.

Методика расчета размера капитализируемых повременных платежей (далее Методика) базируется:

На нормативном методе формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

На применении коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей;

На применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

У бюджетных учреждений-страхователей возникает вопрос: на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по внесению в доход бюджета ФСС РФ капитализированных платежей? Ведь указанные расходы не могут быть в силу своей природы отнесены как на статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», так и на статью 220 «Приобретение услуг».

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, расходы по внесению в доход бюджета Фонда социального страхования РФ сумм капитализированных платежей для обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления, а также по соответствующим показателям классификации расходов бюджетов, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий по ликвидации учреждения.

При этом в платежном поручении на внесение указанных платежей следует указать код 000 1 17 04000 01 0000 180 «Поступления капитализированных платежей предприятий » классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 1 – 3-м разрядах кода значения 393 «Фонд социального страхования Российской Федерации».

Следует отметить, что нарушение порядка внесения страхователем капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

1. В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.

2. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.

Комментарий к Ст. 1093 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила возмещения вреда в случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. ст. 57 — 65 ГК РФ прекращение деятельности юридического лица возможно либо в результате реорганизации, либо в результате его ликвидации.

Положения данной статьи призваны защитить права и охраняемые законом интересы потерпевшего или лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца. Исходя из общего правила п. 1 ст. 1092 ГК РФ, установившего, что выплата причитающихся гражданину сумм в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами, т.е. длительное время и периодически до восстановления трудоспособности либо до достижения определенного возраста или наступления другого юридически значимого обстоятельства (см. ст. 1088 ГК и комментарий к ней), законодатель предусмотрел порядок возмещения вреда и на тот случай, когда причинитель вреда — юридическое лицо прекратит свое существование ранее момента прекращения его обязанности по выплате соответствующих платежей.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи в случае реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. Данное положение ГК РФ полностью согласуется с правилами универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (ст. 58 ГК).

К правопреемнику могут быть предъявлены требования о возмещении вреда. Это означает, что гражданин может обратиться с данным требованием к правопреемнику и в том случае, когда увечье или иное повреждение здоровья либо смерть потерпевшего имели место в период существования реорганизованного юридического лица (самого причинителя вреда), но к моменту предъявления требования оно уже прекратило свое существование. К правопреемнику можно обратиться с требованием об увеличении размера возмещения вреда (п. 1 ст. 1090 ГК). В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за вред в порядке правопреемства, также вправе при наличии указанных в законе обстоятельств потребовать уменьшения размера возмещения вреда (п. 2 ст. 1090 ГК).

Одним из прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, права требования которых возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, является право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ). Представляется, что существо обязательства по возмещению вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, не всегда позволяет должнику исполнить его досрочно по причине невозможности заранее определить размер будущего возмещения. Вместе с тем в некоторых случаях, например в случае возмещения вреда несовершеннолетним или учащимся старше 18 лет в связи со смертью кормильца, соответствующее обязательство по требованию кредитора может быть исполнено реорганизуемым юридическим лицом досрочно.

3. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК).

Часть первая ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица в добровольном порядке (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или в принудительном порядке (по решению суда, в частности, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в иных случаях, предусмотренных ГК). Наиболее распространенным случаем ликвидации юридического лица до сих пор остается ликвидация юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. ст. 61, 65 ГК).

В случае ликвидации юридического лица ГК РФ предусматривает, что соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Данное положение гражданского закона является исключением из общего правила о том, что гражданско-правовое обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (ст. 419 ГК). В этом случае обязательство ликвидируемой организации по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, возлагается законом на иных лиц — страховые организации, однако только в случае обязательного социального страхования, или в силу п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — на Российскую Федерацию.

Капитализация платежей означает, что организация — причинитель вреда в случае ликвидации производит расчет будущих выплат гражданам, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и по общему правилу перечисляет сумму соответствующих выплат (капитализированные платежи) в установленном порядке на счет страховщика (Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что механизм капитализации платежей не позволяет с точностью определить размер будущих выплат. Вместе с тем законодательный подход к капитализации основан на принципе, согласно которому страховые организации должны производить выплаты потерпевшему или лицам, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца за счет капитализированных сумм, перечисленных организацией — причинителем вреда в установленном порядке на счет страховщика, и при этом предполагается, что этих сумм должно быть достаточно на весь период возмещения. Однако неизвестность перед будущим не позволяет достичь такого баланса, в связи с чем деятельность страховщика носит алеаторный (рисковый) характер. Нередко, к сожалению, ликвидируемая организация не имеет достаточно средств, необходимых для удовлетворения требований даже кредиторов первой очереди.

Цель капитализации может быть достигнута и другими способами, в частности в результате перехода права требования гражданина в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации и исполнения Российской Федерацией обязательства организации — причинителя вреда.

4. В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно подп. 10 п. 2 ст. 18 которого Фонд социального страхования РФ обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.

Во исполнение п. 2 ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2000 г. N 863 утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок внесения капитализированных платежей).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 48. Ст. 4693.

Указанный Порядок внесения капитализированных платежей распространяется на юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ликвидируемых как в добровольном, так и в принудительном порядке (в том числе в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом)) (см. также п. 6 настоящего комментария).

Согласно Порядку внесения капитализированных платежей ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий в 10-дневный срок с даты их назначения направляет страховщику по месту регистрации страхователя уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) на основании полученного от страховщика списка граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, рассчитывает размер капитализируемых платежей и согласовывает его со страховщиком в двухнедельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу — страхователю.

Расчет размера капитализируемых платежей производится в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72 (далее — Методика расчета размера капитализируемых платежей).

———————————
Финансовая газета. 2001. N 37.

5. Как было отмечено выше, размер капитализированных платежей должен быть максимально приближен к реальному размеру выплат, которые будут произведены в будущем. Вместе с тем достичь этого равенства практически невозможно. Именно поэтому Методика расчета размера капитализируемых платежей базируется на применении коэффициентов капитализации и основывается на информации о фактическом возрасте и поле получателя платежей, нуждаемости пострадавшего в обеспечении по страхованию, степени утраты им профессиональной трудоспособности, размере его среднего месячного заработка и размере ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком. Также, поскольку заранее не известны уровень инфляции и расходы в связи с повышением стоимости жизни (ст. 1091 ГК), зарезервировать данные суммы на будущее время невозможно, в связи с чем предусмотрено, что индексация ежемесячных страховых выплат будет производиться за счет возможных накоплений от размещения страховщиком (Фондом социального страхования РФ) капитализированных платежей в государственные ценные бумаги и банковские вклады. Фонду социального страхования РФ предоставлено право инвестировать часть временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. При этом помещение таких средств Фонда в банковские вклады может производиться лишь в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период (п. 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101).

6. Некоторые особенности установления размера требований о выплате капитализированных платежей в деле о банкротстве и порядка их выплаты гражданину предусмотрены Законом о банкротстве. В силу того, что Закон об обязательном социальном страховании регулирует отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью только застрахованным в соответствии с данным Законом лицам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 57) разъяснил, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию. Капитализации в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве подлежат также требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в части, превышающей обеспечение по страхованию, на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании (см. п. 2 ст. 1 данного Закона, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 57). Вместе с тем в настоящее время неурегулированными остаются отношения по возмещению вреда жизни или здоровью, причиненного лицам, на которых не распространяется действие Закона об обязательном социальном страховании, и при этом причинителем вреда является организация, ликвидируемая по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ.

7. Следует заметить, что порядок капитализации платежей при банкротстве должника существенно отличается от предусмотренного Законом об обязательном социальном страховании порядка возмещения вреда жизни и здоровью ликвидируемым юридическим лицом. Специфика определения размера капитализируемых платежей и порядка их выплаты должником-банкротом заключается в следующем:

— при капитализации учитываются повременные платежи, подлежащие выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В случае если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве);

— капитализации подлежат повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. При расчете размера повременных платежей не подлежит применению Методика расчета размера капитализируемых платежей (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57);

— право требования гражданина к должнику в сумме капитализированных повременных платежей с согласия гражданина может перейти к Российской Федерации. При этом согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Как отмечает А.В. Егоров, «предоставляемое кредитору право выбора — принять сумму в полном объеме или отдать свое требование государству, получая взамен повременные платежи, — является наиболее справедливым средством регулирования поведения личности в гражданском обществе» . Однако Высший Арбитражный Суд РФ указал, что Фонд социального страхования РФ вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и выплаты Фонду, а не гражданину капитализированной суммы (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

———————————
Егоров А.В. Капитализация повременных платежей в законодательстве о несостоятельности // Вестник ВАС РФ. 2004. N 5.

8. Несмотря на то что согласно п. 8 Порядка внесения капитализированных платежей указанные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, капитализированные платежи согласно п. 2 комментируемой статьи предназначены для выплаты конкретному гражданину, а не неопределенному кругу лиц. Данный вывод подтверждается также судебной практикой.

9. Требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, подлежат удовлетворению в первую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).