Iii тыс до н э. III тысячелетие до н

Морская свинка или кейви - приветливое жизнерадостное животное, которое является довольно популярным домашним питомцем. Тех, кто стал владельцем кейви недавно и ещё не имеют большого опыта в их содержании, часто интересуют нюансы разведения свинок в домашних условиях. Об этом - далее в нашем материале.

Что потребуется для разведения морских свинок в домашних условиях

Помимо теоретической базы, нужной для грамотного подхода к делу, следует для начала подготовить весь необходимый инвентарь:

  • клетка;
  • кормушка;
  • поильник;
  • опилки или солома;
  • корм.

Если вы планируете разводить животных для бизнеса, потребуется несколько клеток. В таком случае целесообразно остановить свой выбор на гаремном способе разведения.

Важно! Самок не следует вязать чаще двух раз в год, это плохо влияет на их здоровье, истощая организм. Самцов тоже нужно вязать по определённому графику, иначе они могут лишиться способности к деторождению.

Подбор пары

Не стоит проводить первую вязку ранее возраста 10–11 месяцев, хотя физиологически животные готовы к спариванию гораздо раньше. Что касается вязки близких родственников, здесь следует сказать, что не допускается спаривание брата с сестрой. В других случаях вязку проводят, но с определённой целью, например, для закрепления окраса.

Скрещивать нужно пару с шерстью одной длины.

При выборе пары для вязки следует учитывать такие моменты:

  • крепкое здоровье;
  • хорошие внешние данные и анатомия;
  • свинка должна быть в меру упитанной;
  • мех хорошего качества;
  • покладистый дружелюбный нрав.

Подсаживание самца и спаривание морских свинок

В хороших условиях животные готовы к спариванию в течение всего года. Периодичность течки - 13–18 дней, длительность - около 2 суток, но наиболее благоприятные для зачатия первые 3–5 часов.

Заметить наступление течки просто: самка начинает брачные игры, завлекая самца. Теперь следует посадить самку и самца в одну клетку. Делать это нужно 1 раз в 3–4 часа. При таком (раздельном) содержании и последующем подсаживании можно пропустить начало течки, упустив самые высокие шансы для удачного оплодотворения.

Хотя это вовсе не означает, что оно не наступит.

Существуют 2 способа разведения этих животных: моногамический и гаремный. В первом случае у животных образуется прочная пара, но это не значит, что самку не придётся отсаживать от самца.

Причины тому следующие:

  1. Возможная агрессия самца к собственным детёнышам.
  2. Нельзя допускать спаривания сразу после родов. Хотя самка готова к этому физиологически, но повторное спаривание самым негативным образом скажется на её здоровье.

При гаремном способе разведения (обычно его применяют для бизнеса), 1 самец живёт совместно с 8–10 самками. Каждую беременную свинку затем отсаживают в отдельную клетку.

Знаете ли вы? Нормальная масса и жировая прослойка крайне важны для способности к деторождению кейви, причём, как самцов, так и самок. Отрицательно на данную функцию организма животного влияют как лишний вес, так и его дефицит.

Беременность и роды

Продолжительность родов обычно не составляет дольше 1 часа, самка справляется без посторонней помощи.

Новоявленная мамаша при родах сидит, разрывает околоплодную оболочку и облизывает малыша. В том случае, если приплод большой (7–10 особей), роды могут продолжаться дольше часа.

Сколько длится беременность

Период беременности у этих животных - 60–72 дня. Более точные сроки зависят от породы, состояния здоровья и количества приплода. Чем больше детёнышей вынашивает самка, тем раньше она разродится. После второй недели беременности можно узнать, скольких детёнышей вынашивает самка.
При помощи осторожного пальпирования (прощупывания) живота, можно нащупать маленькие уплотнения - эмбрионы. Их количество и подскажет о том, скольких детёнышей стоит ожидать. Помните, что беременная самка крайне нуждается в покое.

Особенности питания беременной самки

При беременности самка нуждается в двухразовом кормлении. В этот период пища должна быть богата витаминами и клетчаткой. А вот содержание жиров и сухого корма в рационе необходимо снизить. Кормить нужно в меру, не перекармливая, но так, чтобы животное (и будущее потомство) не испытывало недостатка в питании.

Упор следует делать на зелень и растительную пищу:

  • орехи и семена;
  • укроп;
  • свёкла;
  • морковь;
  • шпинат;
  • листья малины и одуванчика.

В кормушке постоянно должны быть свежая трава и сено.
Примерный суточный рацион беременной самки кейви выглядит так:

  • овёс (лучше пророщенный) - 13–16 г;
  • овощи - 65–70 г;
  • пшеница - 4–6 г;
  • корм сухой - 2–4 г;
  • фрукты - 27–32 г.

Важно! В период беременности и вскармливания нельзя кормить самку петрушкой, редисом, мятой и полынью.

Сколько и какими рождаются малыши

Обычно рождается 1–6 детёнышей с уже открытыми глазами и всеми зубами. Они сразу готовы к активной жизни, что и демонстрируют спустя несколько часов, резво бегая по клетке. Через двое суток после рождения, малыши способны есть обычную для взрослых особей пищу, хотя им ещё необходимо материнское молоко.

Уход после родов

Сразу после родов самка нуждается в правильном кормлении. В это время ей постоянно нужны свежая трава и сено. Из кормов упор следует делать на те, которые богаты витаминами Е и С, кальцием (пророщенные злаки и овощи).
Самка, для которой эти роды первые, может отказаться от кормления потомства. На протяжении 6–8 часов владельцу животного не стоит проявлять беспокойства, с малышами всё будет нормально.

В том случае, если после указанного времени мамаша по-прежнему не соизволила накормить детёнышей, следует провести такой приём: изолируйте свинку с потомством в небольшой, защищённый от проникновения света, бокс. Обычно такая мера приводит к тому, что спустя полчаса материнские инстинкты просыпаются.

Случается, что у самки в период лактации воспаляются соски. В таком случае нужно обработать их отваром ромашки или слабым раствором марганцовки. Осматривать соски следует регулярно, так как если не заметить воспаление вовремя, это может обернуться маститом.

Молоко в таком случае становится густым, желтоватых тонов. У самки может подняться температура, она будет отказываться от еды. Лечат мастит, сцеживая молоко, проводя таким образом массаж молочных желёз.

Если владелец животного, проводя такую процедуру ежедневно, не заметил улучшения состояния, нужно обратиться к специалисту.
Часто после родов животное лысеет, пугать это не должно: шерсть отрастёт спустя 15–20 дней. В противном случае следует обратиться к ветеринару. Если на залысинах есть язвочки, их обрабатывают слабым розовым раствором перманганата калия.

В том случае, если приплод оказался большим, кто-то из малышей обязательно будет обделён материнским молоком. Недоедать будут наиболее слабые особи - те, кто меньше весит, их нужно подкармливать. Проводят такое питание детскими смесями, не содержащими лактозы.

При помощи шприца (без иглы) трижды в день через носовые отверстия вводят по 3 мг смеси.

В течение 12–15 дней после рождения без особой нужды не следует брать в руки малышей. Если такая необходимость всё же есть, тщательно мойте руки перед контактом.

Знаете ли вы? Морских свинок одомашнили примерно 7 тыс. лет назад индейцы, проживающие в Андах, но исключительно для употребления в пищу.

Когда можно отсаживать от матери

Отсаживают детёнышей от матери в возрасте 20 суток. При этом самцов обязательно отсаживают от самок, так как уже в месячном возрасте они могут проявлять половые притязания, а такой ранний контакт смертельно опасен для молоденьких самок.
В качестве домашних питомцев морские свинки - отличный вариант, особенно для небольшой городской квартиры. Они абсолютно неагрессивны, практически не имеют запаха и не линяют. Морские свинки - замечательные животные, которые радуют глаз и не дают скучать своему хозяину.

История народной медицины сохранила легенды о чудесном исцелении безнадежно больных лекарственными растениями и умельцами-врачевателями. Большой интерес к использованию фитотерапии в лечебной практике в наше время получил как среди врачей, так и среди народа. Существует мнение, что есть некая тайна - магия, которая помогает мудрецам-врачевателям выбирать истинный путь к исцелению. Нам кажется, это путь знания, точной методики сбора, хранения, приготовления и употребления лечебных средств на основании фитотерапии.

На нашем сайте Вы найдете всё о лекарственных растениях. Приведены: подробное ботаническое описание, фото, полезные свойства и применение трав, а также распространение, выращивание и химический состав растений. Даются латинские и народные названия растений. Перечислены рекомендации по выбору места и времени сбора лекарственных трав, их высушивания и хранения, особенностям и правильной технологией приготовления лекарственных форм, что необходимо для достижения максимального терапевтического эффекта.

Даже в наше время, когда развита фармакология (наука о лекарственных веществах и их действии на организм) и фармацевтическая промышленность (массовое стандартизованное, высокопроизводительное промышленное производство лекарственных средств), использование лекарственных трав остаётся актуальным.
Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. В некоторых случаях будут предпочтительны другие методы лечения. Почему траволечение остаётся актуальным и многие люди интересуются им. Потому, что оно оказывает мягкое воздействие на организм с гораздо меньшим количеством побочных эффектов или их отсутствием. А ещё потому, что человек и растения являются частью единой Природы.

Сайт знакомит не только со способами лечения заболеваний, принятых в европейской и отечественной народной медицине, но также приводит рецепты, применяемые при тех же заболеваниях так называемой восточной медициной, в которой обобщены и собраны воедино знания, накопленные арабской, иранской, китайской, египетской, индийской и более поздней тибетской медициной. Приводятся очень полезные и интересные сведения об основных древних медицинских школах разных эпох и направлений, которые необходимы для осмысленного, дифференцированного подхода к методам лечения заболеваний, используемых народной медициной. Помимо траволечения, предлагаются схемы комбинированного использования лечебных растений и мумие.

Крито-микенский период и Темные века. Современная Греция занимает область материка, глубоко вдающуюся в северо-восточную часть Средиземногоморя, а также прилегающие острова. Греки называют свою страну Элладой, а себя – эллинами по имени легендарного героя Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла. Ремеслами стали заниматься целые семьи, производившие гончарные и ювелирные изделия, а также орудия труда и оружие. Люди стали более богатыми, особенно на южных островах Эгейского моря. Население увеличилось, появились города.

Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита. На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот, и, по словам, греческого историка V в. до н.э. Фукидида (около 460-400 до н.э.), царь Крита был и морским владыкой. Свои города минойцы строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.

Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953 г.

Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.


К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.

Период архаики. Впериод архаики1 (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии. Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Классический период и эпоха эллинизма. В началеV в до н.э. греческий мир, широко распространившийся по берегам Средиземного моря, испытал сильнейший кризис – столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном.

Греко-персидская война. В конце VI и начале V вв. до н.э. персидское правительство развивает широкие завоевательные планы, для осуществления которых оно располагало крупнейшими финансовыми средствами. Большое место в этих планах отводилось покорению Греции. Греция была раздроблена, существовала разрозненность интересов между отдельными полисами и общинами: Спарта и Аргос, Афины и Эгина, беотийские города и Фивы конфликтовали, не существовало общенациональной организации, и хотя для ведения войны с персами образовался временный союз, он был слабым, и некоторые полисы, такие, как Аргос, Фессалия, Фивы, остались нейтральными по отношению к нему.

К союзу присоединился 31 полис. Во главе его стояла Спарта, наиболее сильная ополчением. На общие нужды союзники собрали денежные средства и передали их спартанцам в качестве военного налога.

Основателями Спарты в Х в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в область южной Греции (Лаконию) и завоевавшие в VIII в. до н.э. соседнюю, богатую и плодородную, область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары. Спартанские ремесленники изготовляли прекрасные изделия из металла, художники расписывали вазы.

События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. Спартанцы создали систему воспитания идеальных воинов. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.

В 490 г. до н.э. персидское войско высадилось с кораблей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Греки напали на персов и разгромили их, не понеся больших потерь. Но вскоре новый персидский царь Ксеркс собрал большую армию и флот и вторгся в Грецию с суши и моря. В 480 г. до н.э. персы перешли через пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей. Чтобы преградить персам путь в Среднюю Грецию, отряд греков под командованием спартанского царя Леонида (508/507-480 до н.э.) занял узкий Фермопильский проход между морем и горами, но был окружен и погиб. Персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н.э.) собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал там бой огромному персидскому флоту. В 479 г. до н.э. в бою у Платеи эллины сумели разбить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции и больше на Элладу не нападали.

Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.

Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных рудников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща «проесть», т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза.

После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов.

В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 до н.э.). Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения Эллады, в культурную столицу Греции.

При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин – строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке.

Все это потребовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

Пелопоннесская война. Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопоннесской войны. Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Она длилась 27 лет (431-404 гг. до н.э.) За эти годы массы людей погибло в казнях и ссылках. Спартанское войско неоднократно вторгалось в самую густонаселенную область – Аттику, в результате ее население уменьшилось вдвое. Военные действия сказались и на экономике Афин. К тому же в Афинах разразилась эпидемия, в которой погиб и Перикл. Начались раздоры и среди афинян. По требованию победителей-спартанцев демократия в Афинах сменилась аристократией. Позднее демократия в Афинах была восстановлена, но стать общегреческим лидером Афинам больше не удалось.

В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. македонский царь Филипп II (около 382-336 до н.э.) потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться фиванцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летний сын Филиппа Александр (356-323 до н.э.), ставший через два года царем Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель (384-322 до н.э.). В 20 лет он вступил на престол и взял власть в Македонии. Александр предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стали огромная империя и титул Александра Великого. Его военная кампания отличалась дерзостью и стратегическим искусством. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством, его соратники и войска были ему безгранично преданы.

В 323 г до н.э. Александр, прозванный Македонским, умер от лихорадки, и его военачальники поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам, продолжавшимся с 323 г. по 281 г. до н.э. Однако в течение нескольких сотен лет после смерти Александра греческая культура и греческие идеи играли определяющую роль в странах его империи.

Период с 336 по 30 гг. до н.э. называют эпохой эллинизма. Стремившиеся увеличить свою территорию римляне с III в. до н.э. сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем в результате трех войн с Македонией и после восстания в Македонии в 147-146 гг. до н.э. превратили Македонию и Грецию в провинции своей державы.

Шумер - древнейшая из известных цивилизаций, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV-III тыс. до н. э. Население - шумеры, народ пришлого несемитского происхождение, есть версия об общности шумерской культуры с древними цивилизациями долины р. Инд - Мохенджо-Даро и Хараппа. Их традицию строить храмы на вершине искусственных холмов приписывают тому, что их родина находилась в горной местности, и воздавание почести богам осуществлялось на горных вершинах. Также их родина находилась рядом с обширными водными пространствами, поскольку у них было развитое судоходство, и по легенде, в Месопотамию они приплыли на кораблях. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества - остров Дильмун . Завоевав город Эреду, они постепенно продвинулись на север, возводя или завоевывая новые города.

Зиккураты (ziggurat - святая гора) - мощные культовые башни, квадратные по основанию, напоминали ступенчатую пирамиду. Они строились на искусственно насыпанных холмах-платформах, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от разливов, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Особенностью шумерских построек была ломаная линия стены, образуемая выступами. Возводились из сырцового необожженного кирпича из смеси глины, песка и соломы. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тыс. до н. э. Ступени зиккурата соединялись лестницами. Стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Чаще здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Перекрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

В XXIV в. до н. э. большая часть Шумера была завоевана аккадским царем Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тыс. до н. э. Шумер был поглощен набиравшей силу Вавилонской империей .

Управление в государстве Шумер

В политическом отношении это были теократические города-государства , обладавшие собственностью на прилегающие аграрные районы. Окрестные мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником, и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы» . Известно несколько десятков номов - Эшнунна, Сип-пар, Киш, Шуруппак, Урук, Мари, Лагаш и другие. Эти города нередко воевали друг с другом.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур , хотя он никогда не был политическим центром. Там находился Э-кур - храм общешумерского бога Энлиля .

В некоторых номах было двоевластие - там правили «энси» и «лугали» . Правители «энси» имели и культовые, и даже военные функции, так, возглавляли дружину из храмовых людей. Энси руководили строительством храмов - зиккуратов. С возникновением шумерской государственности начинается ирригационное строительство. Вдоль каналов возникают новые города, они обычно со временем добивались независимости от города-метрополии.

Если древнейшие правители были несомненно шумерами, то после укрепления другого пришлого первоначально кочевого народа - аккадцев-семитов - возникают аккадские династии в ряде номов.

Пришлые шумеры восприняли много из местной культуры и заложили основы общей древней месопотамской цивилизации , оказавшей влияние на все последующие культуры региона, в том числе в итоге и на европейскую. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, гончарного круга, обожженного кирпича, пивоварения, системы орошения . В Шумере получили развитие математика и астрономия . Продолжительность года составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне - самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой современными учеными только в 1930 г.

Шумерская религия

Шумерский пантеон состоял из пятидесяти божеств , которые вершили судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан ), землю (богиня-матерь Нинурсаг ), море (Энки ), воздух (Энли ). Нижним миром правили боги: Нергаль и Еремнигаль . Боги дали людям правила поведения - мэ , их соблюдение гарантировало гармонию в функционировании сфер земли и неба.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать, также как и шумеры без богов.

Шумерские легенды

«Эпос о Гильгамеше» - собрание шумерских легенд о приключениях и подвигах урукского царя Гильгамеш а, реально существовавшего исторического лица. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о дружбе Гильгамеш (на треть бога) с человеком Энкиду и поисках секрета бессмертия.

Энкиду был дик, царевич Гильгамеш решил сделать его культурным и познакомил с прекрасной женщиной. Влюбленный Энкиду стал умным и приятным в общении. Вместе друзья совершили много подвигов, типичных для героев древних эпосов, - убивали злодеев и чудовищ, чтобы освободить людей. Боги позавидовали их дружбе и умертвили Энкиду. Гильгамеш не смирился со смертью друга и пошел искать человека, который по слухам был бессмертен, в надежде, что он поможет ему оживить друга. Этим человеком был Утнапиштим, старец, единственный выживший после потопа.

Один из богов, не продумав своего шага, решил утопить людей, которые ему просто надоели. Другие боги его осудили, но поскольку бог был старший, не смогли изменить его решения, а решили спасти хотя кого-нибудь из людей для продолжения рода. Они сообщили Утнапиштиму о грядущей беде, и он соорудил корабль для семьи и своих животных. Этот сюжет послужил основой библейской истории о Ноевом ковчеге. Потом в честь заслуг Утнапиштима боги даровали ему бессмертие. Гильгамеш услышал эту историю от старца, который дал совет найти волшебный цветок. Шип этого цветка мог оживить Энкиду. Но царевич не уследил за цветком - его похитила змея.

Также известен шумеро-аккадский космогонический эпос «Эну-ма злиш» . Энума элиш - это первые два слова текста: когда там на верху. В нем изложена процедура сотворения мира с разделением тверди и неба и т. д. Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божьей крови.

Это конспект по теме «Государство Шумер (IV-III тыс. до н.э.)» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: