Знак жилая зона. Что такое в ПДД "прилегающая территория"? Особенности движения, парковка и рекомендации Максимально допустимая скорость в жилой зоне

Особенного внимания от водителя требует проезд в жилой зоне. Ведь именно там чаще всего происходят ДТП. Как правильно проезжать на территории действия знака «Жилая зона», ПДД, которые действуют здесь, узнайте из нашей статьи.

Читайте в этой статье

Обозначение жилой зоны знаком

Территория, на которой располагаются предназначенные для жилья строения, здания бытового назначения, школы, больницы, иные непромышленные объекты, называется жилой зоной. От других участков населенного пункта она отделяется символом 5.21. О том, что эта территория закончилась, свидетельствует табличка 5.22.

Знак «Жилая зона» в ПДД есть потому, что здесь работают особые правила движения. Они записаны в пункте 17 правового документа и не только в этом разделе.

Особенности проезда

Территорию, ограниченную символами 5.21 и 5.22, нельзя использовать как обычную дорогу. В правилах сказано, что сквозное движение через нее запрещено. Это отнюдь не означает, что попавший туда автомобилист не сможет выбраться обратно на трассу. Просто проезд жилой зоны по ПДД имеет свои особенности:

  • при необходимости пересечь ее следует на короткое время остановиться, а затем следовать дальше, тогда повода наказать водителя не возникнет;
  • скорость ТС должна быть безопасной не только для автомобилиста, но и других участников движения, которые могут оказаться на этой территории;
  • приоритет машины, пересекающей жилую зону, полностью утрачивается на выезде с нее.

В больших городах водители нередко используют путь через дворы во избежание попадания в затор на дороге. Это противоречит правилам, ведь в таком случае осуществляется сквозной проезд. Но если выполнить его с соблюдением перечисленных условий, возможно, удастся избежать наказания.

В движении по жилой зоне нельзя участвовать тем, кто занимается в автошколе, стремясь получить водительские права. Учебная езда по этой территории запрещена.

Скорость движения

Движение в жилых зонах ПДД делают скорее исключением, чем обычным действием. Все же эта территория предназначена в основном не для автомобилей и иных видов транспорта. Правила здесь устанавливаются такие, чтобы удобство для людей сохранялось на максимально возможном уровне. Поэтому скорость в жилой зоне ПДД требуют снижать до безопасного значения. Условие содержится в пункте 10.2 Правил:

В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

При таком режиме автомобиль сможет быстро затормозить, если появится такая необходимость.

Парковка, стоянка

Особые условия в жилой и дворовой зонах существуют при необходимости оставить там машину на продолжительное время. Знак 5.21 охраняет прежде всего права и удобства обитателей находящихся рядом домов или посетителей учреждений. Но правила не лишают их и автомобилистов. Парковка в жилой зоне ПДД разрешается с соблюдением следующих принципов:

  • машина не должна блокировать подъезд к входным дверям, в том числе аварийному выходу, для людей и автомобилей экстренных служб, принадлежащего учреждениям транспорта;
  • ее нельзя ставить на тротуаре и газоне;
  • расстояние от припаркованного авто до мусорного бака должно быть не меньше 5 м;
  • машина не может препятствовать въезду и выезду с территории других авто, а также мешать покинуть ее пешеходам;
  • нельзя парковаться близко к окнам здания.

Стоянка в жилой зоне ПДД разрешается, только если речь о легковых автомобилях или грузовиках массой до 3,5 т. Более тяжелые машины оставлять здесь нельзя, если нет соответствующей разметки или специально отведенных для них мест на парковке, разграниченных знаком.

Еще один существенный запрет касается включения во время стоянки двигателя. Сам термин означает, что машина прекратила движение более чем на 5 минут, при этом действие выполняется не ради высадки или посадки людей, погрузки (разгрузки) имущества. Так что если водитель прогревает двигатель во дворе или под знаком 5.21 дольше указанного времени, он нарушает ПДД.

Пешеход в дворовой зоне

Территория, ограниченная знаками 5.21 и 5.22, организована прежде всего для жителей домов или посетителей учреждений, находящихся на ней. Пешеход в жилой зоне ПДД наделяется преимуществом. Оно записано в пункте 17.1 и состоит в том, что люди могут ходить здесь не только по тротуарам, но и по проезжей части. А водители всех видов транспорта обязаны пропускать их, уступая дорогу.

Правда, и для пешеходов есть некоторые ограничения. ПДД в жилых зонах и дворах требуют от них не становиться необоснованным препятствием для автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Если люди решили постоять на узком проезде, чтобы побеседовать, они нарушают правила, будучи помехой транспорту.

Выезд и проезд по жилой зоне

Свои особенности имеет такое действие, как оставление автомобилем территории, выделяемой знаками 5.21, 5.22. В ПДД выезд из жилой зоны регламентируется подразделом 17.3. В соответствии с ним автомобиль, покидающий ее, должен пропустить все другие ТС. При этом неважно, едут ли они по обычной дороге (не подпадающей под влияние символа 5.21) мимо или направляются на территорию, с которой машина выезжает.

Вид транспорта, имеющего в данном случае приоритет, тоже не имеет значения. Это может быть велосипед или гужевая повозка, все равно у них есть преимущество. Пешеходы, входящие в жилую зону или пересекающие выезд из нее, тоже могут пройти первыми. Покидающий территорию автомобиль обязан им уступить.

Разница между жилой и дворовой зонами

В правилах термин «дворовая территория» не разъясняется. Но он упоминается в подразделе 17.4 правового документа. Там сказано, что все требования к действиям участников движения в области влияния знаков 5.21. и 5.22 распространяются и на дворы. Хотя там эти символы обычно не устанавливают.

Вообще знаки 5.21 и 5.22 можно увидеть достаточно редко. А необходимость соблюдать правила пункта 17 возникает на каждом шагу. Потому что для ПДД жилая зона, дворовая не имеют существенных различий.

Штрафы

У нарушившего правила во дворе есть шанс быть наказанным по нескольким статьям КоАП:

  • За превышение скорости по 12.9. Размер штрафа – от 500 р. до 5000 р. в зависимости от того, на сколько она была больше. Можно также лишиться прав на год.
  • За парковку на газоне по части 1 статьи 12.19. Здесь придется отдать 500 р.
  • За парковку на тротуаре по пункту 3 того же закона. Штраф уже 1000 р.
  • За неправильную стоянку на проезжей части, создающую помехи другим ТС, по части 4 статьи 12.19. Придется отдать 2000 р.
  • За то, что не уступил проезд при выезде с территории, по части 3 статьи 12.14. Штраф составит 500 р.
  • За игнорирование приоритета велосипедиста или пешехода по статье 12.18. Нарушитель лишится 1500-2500 р.

Сотрудники ГИБДД во дворах обычно не дежурят. Но нарушение могут зафиксировать жильцы дома и пожаловаться в инспекцию на автомобилиста.

Жилая зона в ПДД выделяется таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность ее постоянным обитателям или посетителям. И эти правила нередко становятся причиной конфликтов, так как не все водители выполняют их. Штрафы за большинство нарушений невелики. Но если игнорирование ПДД станет причиной аварии, водителя назовут виновным в ней с вероятностью в 99,9%.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах проезда по жилой зоне:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Правила дорожного движения распространяются не только на трассы, городские и проселочные дороги, но отдельной статьей в ПДД стоят правила о передвижении в пределах дворовых территориях и жилых зонах населенных пунктов. Это такие же неукоснительные требования, которые необходимо исполнять, как и остальные правила, но почему-то эти правила повсеместно нарушаются как водителями, так и пешеходами (жильцами дворовых территорий).

Поэтому данная статья будет полностью посвящена исполнению правил дорожного движения в наших городских дворах. Начнем с того, что посты ГИБДД в жилых дворах не выставляются, даже не делаются выборочные рейды, поэтому говорить о соблюдении каких-либо правил во дворах не приходится, точнее сказать их просто никто даже и не знает. Более того, водители, которые когда-то учили правила и как-то сдавали их, спустя несколько лет езды по беспредельным дворам сами уже не помнят, что им можно, а что нет. А ведь правильный порядок передвижения по жилым зонам в первую очередь исходит от водителей, а пешеход начнет их соблюдать так же, как и на улице.

В российских правилах дорожного движения есть специальный раздел, в котором говорится о правилах езды на транспортном средстве в жилых дворах, он так и называется «Движение в жилых зонах». Кроме того, о правильном передвижении говорится и на других страницах ПДД, поэтому в данной статье будут приведены абсолютно все пункты правил, которые относятся непосредственно к передвижению во дворах. Также для острастки будут указаны возможные меры наказания за нарушение тех или иных правил. Некоторые водители запоминают правила только тогда, когда видят цифры с нулями за штраф или срок, на который они могут лишиться прав.

В чем отличие дворовой территории и жилой зоны

Большинство водителей не знают о том, что дворовая территория и жилая зона имеют некоторые существенные различия, и для каждого из этих понятий есть правила, поэтому стоит твердо понять отличие между этими определениями. В правилах дорожного движения в пункте 17.4 говорится, что все пункты этого раздела, называемого «Движение в жилых зонах» полностью переносятся и на формулировку «дворовые территории». Тем не менее, сами понятия не одинаковые и это разные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия в правилах движения есть даже разные визуальные знаки, это означает, что жилая зона отличается от дворовой территории. Что касается понятия «дворовая территория», то четкой формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Тем не менее, дворовая территория может входить в площадь жилой зоны, в свою очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой территории. Видимо поэтому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого понятнее не стало. Но остальные разделы правил движения нельзя подводить под единую черту, они касаются только определенной территории, о которой непосредственно идет речь в отдельно взятом пункте правил.

Сам знак «Жилая зона» сегодня не так-то и часто можно встретить на российских просторах, некоторые водители вообще его никогда не видели, а иные говорят, что раз в жизни видели. Учитывая такую таинственную редкость знака «Жилая зона», стоит остановить внимание в этой статье на привычном и часто встречаемом знаке «Дворовая территория».

Парковка во дворе

Начнем с того, что говорят правила о правильной парковке во дворе жилого дома. Для начала нужно сказать, что все правила движения по дорогам распространяются и на жилой двор, но при этом учитывая особенность места, добавляются еще специфические:

  • запрещено стоять во дворе с заведенным двигателем;
  • также и грузовым автомобилям запрещено парковаться во дворах.

В правилах так и написано, что стоянка во дворе при работающем двигателе запрещается. Казалось бы, как отличить стоянку от временной остановки и как это классифицировать. Тем не менее есть четкое ограничение, если в течение пяти минут в автомобиль никто не садится или же авто не находится под загрузкой, но при этом работает двигатель, то это считается стоянкой. Здесь могут многие возмутиться и напомнить о холодном времени года. Но и тут действуют те же правила, если, к примеру, зимой вы на дворовой стоянке прогреваете автомобиль более чем пять минут, то это прямое нарушение ПДД, если вы будете замечены ГИБДД, то получите соответствующий штраф.

Также в дворовых территориях запрещена парковки и стоянка грузовиков, с общей массой превышающей 3.5 тонн, это автомобили автоматически относящиеся к С категории транспортных средств. Справедливости ради стоит отметить, что для их парковки во дворах есть или должны быть специальные места с разметкой и знаком. Тем более запрещено размещение автомобилей на газонах, для этого также предусмотрен штраф, его величина регулируется по Закону РФ и в зависимости от региона, но измеряется он тысячах рублей.

Правила выезда из дворовых территорий

Стоит знать, что для выезда из дворовых территорий или жилых зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой территории, водитель обязан пропустить всех, кто в этот момент принимает участие в передвижении рядом, впереди или позади автомобиля. При этом абсолютно неважно кто, как и куда двигаются участники движения, также неважно пешие они, или, к примеру, на велосипеде, необходимо пропустить всех.

Проезд насквозь чрез жилую зону

По правилам дорожного движения проезд через дворовые территории и жилые зоны сквозняком запрещен, но при этом кто может вас в этом уличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая двигатель двинетесь через 10 секунд дальше. В таком случае никто и никак не обвинит вас в нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Скорость проезда в жилой зоне

По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых зонах и дворовых территориях позволено со скоростью не более чем 20 км/ч. Если вы превысите скорость и будете пойманы, вам грозит штраф по классификации «превышение скоростного режима», но с пометкой на дворовой территории. Тем не менее, эта пометка вам никак не поможет, потому как строгость одинакова для всех нарушений, в зависимости от превышенной скорости водитель может быть оштрафован или же лишится прав вообще, если скорость будет, к примеру, 80 км/ч.

Во дворе пешеход главный

Согласно правилам дворового движения, в дворовых территориях пешеходы имеют право передвигаться не только по тротуарам и пешеходным дорожкам, но и по проезжей части двора. Даже в этом случае они имеют большее преимущество, чем автомобиль, поэтому водителю нужно уступить пешеходу дорогу в жилой зоне.

Но и для пешеходов есть правила передвижения, пешеход не должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют особенного обоснования. Например, просто стоять на проезжей части и не пропускать автомобиль, или поставить там диван и наслаждаться природой, это будет нарушением. Также начинающим автолюбителям стоит знать, что обучаться вождению во дворах запрещено, кроме того, это реально опасно и для себя, и для окружающих.

Предусмотренные законом штрафы за нарушения в жилых зонах

В случае нарушения скоростного режима в жилой зоне, штраф будет зависеть от той скорости, на которую водитель превысил, как и в случае с обычным превышением от 100 рублей и до нескольких тысяч или же вплоть до лишения на полгода прав. Вообще существует таблица, регламентирующая превышение скорости в км/ч с соответствующим наказанием. В случае других возможных нарушениях в дворовых зонах, на данный момент предусмотрен штраф в размере 500 рублей, хотя это условно и за некоторые нарушения штраф может быть больше.

Стоит отдельно напомнить, что еще с июля месяца 2012 года, были пересмотрены штрафы для городов С.-Петербург и Москва, здесь размеры штрафов значительно больше от 3000 рублей, для остальных городов 1500 рублей.

Пересекая место установки знака 5.21 «Жилая зона», водитель въезжает в зону с особым режимом движения.

С этого момента водитель обязан выполнять все требования Раздела 17 Правил.

Конец жилой зоны обозначают соответствующим отбойным знаком 5.22.

Кроме того, Правила приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

Требования Раздела 17 Правил дорожного движения.

1. В жилых зонах движение пешеходов разрешается не только по тротуарам, но и по всей ширине проезжей части!

Тем более что порой пешеходам и ходить-то негде, кроме как по проезжей части.

2. В жилых зонах пешеходам не просто разрешено ходить по всей ширине проезжей части. В жилых зонах пешеходы наделены приоритетом в движении!

И, например, сейчас водитель не вправе сердиться на пешехода за то, что он пересекает проезжую часть в месте, где нет пешеходного перехода.

Более того, двигаясь в жилой зоне, водитель должен быть готов к такому поведению пешеходов и должен быть готов уступать им дорогу.

3. В жилых зонах максимальная разрешенная скорость движения – 20 км/час!

Правда, об этом сказано не в 17-том разделе Правил, а в 10-том:

Правила. Радел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

4. В жилых зонах запрещена стоянка с работающим двигателем!

Имейте в виду! Когда вы во дворе греете двигатель своего автомобиля, вы нарушаете Правила дорожного движения!

И штраф за такое нарушение, между прочим – 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

5. В жилых зонах запрещается сквозное движение.

За перекрёстком знак «Жилая зона». Правила разрешают въезжать в жилую зону только тем, кому именно сюда и надо.

Если конечный пункт вашего маршрута находится за пределами этой жилой зоны, и вы намерены двигаться к нему без остановки, в этом случае Правила «предлагают» вам объехать эту зону (справа или слева), а не двигаться транзитом сквозь неё.

Да, в общем-то, это в ваших же интересах. Чем «тащиться» через жилую зону со скоростью 20 км/ч, лучше уж объехать её со скоростью 60 км/час.

6. В жилых зонах запрещена учебная езда!

Это требование перекочевало к нам из прошлого века. Тогда ещё можно было учится ездить на машине без всякого инструктора.

А сегодня – только с инструктором.

А инструктор с вами ни в какой двор не поедет, у него есть утверждённый маршрут, и он с него не свернёт.

Тем не менее в Билетах про это по-прежнему спрашивают:

7. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.

ПДД в последней редакции № 55 от 30 мая 2019 года (редакция вступила в юридическую силу с 1 июля 2019 года), утвержденные от 23 октября 1993 года “О правилах…” (далее – Правила), регламентируют особый порядок движения пешеходов и автомобилистов в определенных зонах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К таким зонам относятся автомагистраль, железнодорожные пути, жилые зоны и придворовые территории.

Определение

Определение, что считается жилой зоной по ПДД, представлено в п. 17.1. Правил. На основании нормативных положений данного пункта, таковой признается территория, обозначаемая 2-мя знаками особых предписаний (о них далее).

Соответствующие знаки устанавливаются, как правило, в местах, где необходимо обеспечить дополнительную безопасность движения для пешеходов и ограничить возможные действия водителей.

Обычно это спальные районы города или территории, прилегающие сразу к нескольким многоквартирным домам.

Однако жилые зоны могут быть также в деловых и торговых частях города – там, где обычно находятся объекты инфраструктуры для родителей с детьми.

Обращаем внимание, что п. 17.4. Правил приравнивает все жилые территории к дворовым. А это значит, что соблюдать требования Раздела 17 Правил нужно не только в случае обнаружения соответствующих знаков 5.21. и 5.22., но и вообще на территории всех дворов многоквартирных домов.

Специального знака для обозначения придомовой территории Правила не устанавливают, поэтому водителю следует ориентироваться на косвенные признаки – например, смену покрытия с асфальтового на грунтовое, наличие в непосредственной близости детских площадок и др.

Какие знаки обозначают и их действие

Правила устанавливают 2 знака, которые обозначают начало и конец действия ограничений, связанных с жилыми зонами:

Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств

Приведем перечень запретов, которые установлены Правилами относительно движения ТС в жилых зонах:

  1. В жилых зонах нельзя осуществлять сквозное движение.
    Под сквозным движением понимается использование жилой зоны в целях проезда к объектам, находящимся вне пределов этой зоны. К примеру, нельзя объезжать через жилую зону образовавшуюся на дороге общего пользования пробку и др.
  2. Запрещено осуществление учебной езды.
    Инструкторы по вождению обязаны проследить, чтобы учебная езда не осуществлялась на автомагистралях (п. 16.1. Правил), в жилых зонах и на иных территориях, где это запрещено.
  3. Нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем.
    В п. 17.2. Правил прямо указано – в жилых зонах и, соответственно, придомовых территориях, нельзя стоять с работающим двигателем.
    Запрет распространяется именно на стоянку, то есть, как сказано в п. 1.2. Правил, на намеренное прекращение движения ТС на срок более, чем 5 минут.
    При этом предусмотрено исключение – если необходимо посадить или высадить граждан, либо же загрузить или разгрузить транспортное средство, и указанная процедура будет длиться хотя и более 5 минут, но нарушения Правил при этом не будет.
  4. Не допускается стоянка грузовиков с массой более 3500 кг за пределами специально отведенных разметкой мест.

Скорость движения

Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.

Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.

А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.

Отметим, что в отношении жилой зоны действуют и иные правила, предъявляемые Разделом 10 Правил.

Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.

При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.

К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.

Правила

Правила движения для пешеходов и автомобилистов в жилых зонах и во дворах представлены во все том же Разделе 17 Правил.

Для авто

Существуют 2 основных правила для автомобилистов:

  1. Предоставление приоритета другим участникам движения при выезде из жилой территории (подробности ниже).
  2. Предоставление приоритета пешеходам в жилой зоне во всех случаях.

Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане при их нахождении в пределах жилой зоны имеют право осуществлять движение как по тротуарам, так и непосредственно по проезжей части.

В этом и заключается основное отличие жилой зоны от обычных автомобильных дорог общего использования с тротуарами и обочинами – там пешеходы могут передвигаться исключительно по тротуарам, пешим дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1. Правил).

Соответственно, автолюбитель, осуществляя езду на придомовой территории, обязан уступать дорогу любому гражданину.

О том, что значит “Уступить дорогу”, можно посмотреть в п. 1.2. Правил. Там сказано, что это значит не начинать, не возобновлять, не продолжать движение или не делать какой-либо маневр, если это вынудит пешего гражданина поменять направление движения или скорость.

Для пешеходов

Разделом 17 Правил установлено 1 основное требование для пеших граждан. Оно заключается в том, что пешие лица не должны создавать необоснованные помехи для передвижения транспортных средств в жилой зоне.

Данное требование следует трактовать буквально – то есть ситуация, когда пешеход остановился и стоит достаточно длительное время, не давая проехать машине, будет считаться нарушением данного нормативного положения.

Отметим, что некоторые нормы Раздела 4 Правил могут применяться и по отношению к дворовым территориям и жилым зонам.

К примеру, аб. 4 п. 4.1. Правил регламентирует, что в темное время суток или при недостаточной видимости в пределах города пешим гражданам рекомендуется одевать светоотражающую одежду.

Въезд и выезд

В п. 17.3. Правил указано, что при выезде с жилой или дворовой территории автолюбитель обязан уступить дорогу другим участникам автотранспортного движения.

Под другими участниками имеются ввиду любые транспортные средства, пешеходы, велосипедисты, организованные транспортные колонны и прочие.

Направление движения, в котором движутся другие участники, значения не имеет – автомобилисту придется уступить в любом случае.

В отношении въезда специальных правил не установлено, то есть сразу за знаком начнут применяться положения Раздела 17 Правил – пешеходы приобретут приоритет в движении, а скорость должна быть снижена до 20 км/ч.

Разумеется, при въезде на жилую территорию нужно руководствоваться общими нормами Правил о маневрировании.

Например, если планируется съехать с дороги в жилую зону, расположенную справа, нужно обязательно перестроиться на правую полосу и заблаговременно включить правый указатель поворота.

Парковка и стоянка

Правилами также регламентируются особые условия при парковке и стоянке внутри дворовых территорий и жилых зон.

Для легковых автомобилей

Как мы уже сказали ранее, легковым автомобилям, а также грузовым, которые имеют массу меньше 3,5 тонн (например, малометражные Газели), разрешено осуществлять остановку в жилых зонах.

Под остановкой понимается прекращение движения на время менее 5 минут, или на любое время, если остановка связана с посадкой или высадкой граждан, либо с загрузкой или разгрузкой ТС.

Стоянка легковым автомобилям тоже разрешена – при условии, что она будет осуществляться без запущенного двигателя.

В остальном, специальные нормы не установлены, соответственно, применяются общие положения Правил, регламентированные Разделом 12.

Для грузовых

Грузовым автомобилям с массой свыше 3500 кг останавливаться не запрещено – запрещено именно стоять (то есть прекращать движение на срок более 5 минут, если это не связано с посадкой/высадкой/загрузкой/погрузкой).

В остальном, на грузовые автомобили распространяются все те же правила, что и на легковые (нужно уступать дорогу пешеходам везде в пределах жилой зоны, при выезде с нее – уступить дорогу всем остальным участникам движения, не ехать больше 20 км/ч и др.).

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, совершенные в жилых зонах или на придворовых территориях, регламентируется различными статьями КоАП (далее – Административный Кодекс, АК).

Основная статья – , содержащая в себе 2 части.
Указанная статья определяет единый вид наказания в виде административного штрафа, размер которого варьируется в зависимости от места совершения правонарушения – город федеральной значимости или любой другой субъект РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12.28. АК, если водитель нарушит правила движения в жилой зоне, указанные в Разделе 17 Правил, его ждет штраф в твердом денежном выражении – 1500 рублей .

То же самое нарушение, но совершенное в городе федеральной значимости – Москве или Санкт-Петербурге, повлечет за собой наложение в 2 раза большего штрафа – 3000 рублей.

Нюансы:

  • согласно комментарию к представленной статье, субъектом правонарушения являются водители ТС, а это значит, что, к примеру, пешеходы, создающие необоснованные помехи для ТС в пределах жилой зоны, будут наказываться не по ст. 12.28, а по ч. 1 , однако официального подтверждения данному утверждению найти в официальных источниках не удалось;
  • привлечение по ст. 12.28 АК осуществляется вне зависимости от типа нарушения – то есть неважно, стоял ли водитель с запущенным двигателем или не дал преимущество в движении пешеходу – штраф все равно будет 1500 рублей (или 3000 для Москвы или Санкт-Петербурга);
  • на основании п. 5 и п. 6 ч. 2 , рассматривать дела по ст. 12.28 АК имеют право начальник ГИБДД, его зам, начальник ЦАФАП, его зам, командир полка ДПС, его зам, а также сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание;
  • в соответствии с ч. 1.3. , правонарушение, состав которого предусмотрен положениями ст. 12.28, не входит в перечень исключений, соответственно, штраф что по ч. 1, что по ч. 2 ст. 12.28 может быть оплачен с 50-процентной скидкой, если оплата будет осуществлена в течение 20 дней после оформления постановления;
  • ст. 12.28 регламентирует санкции именно за нарушение положений Раздела 17 Правил, но, поскольку про скорость в 20 км/ч говорится в Разделе 10, санкции за превышение данного скоростного предела наступят по ;
  • с 1 сентября 2013 года денежное взыскание за превышение скорости на 10 км/ч было отменено – теперь штрафуют, если скорость была завышена более, чем на 20 км/ч, соответственно, “необлагаемое” штрафом превышение в жилой зоне составляет 40 км/ч.

Также отметим, что водитель не освобождается от административной ответственности за иные нарушения, совершенные в жилой зоне.

Приведем некоторые примеры:

  1. Езда с включенными фарами ближнего света должна осуществляться не только в ночное, но и в дневное время суток. Вместо ближнего света в дневное время водитель может использовать противотуманные фары (аб. 4 п. 19.4. Правил).
    Соответственно, если водитель будет двигаться ночью в жилой зоне без ближнего света или на противотуманках, ответственность наступит по – предупреждение, выносимое согласно ст. 3.4. АК, либо взыскаиие в размере 500 рублей (можно оплатить со скидкой 50 %).
  2. При выезде из зоны водитель, во избежание , должен дать преимущество всем участникам движения. За непропуск автомобиля при выезде санкции будут наложены в соответствии с ч. 3 – предупреждение или штраф 500 рублей (можно оплатить с дисконтом).
    То же самое наказание ждет и тех, кто в жилой зоне не пропустит “помеху справа” (помним, что на дворовых территориях действуют правила проезда равнозначных дорог – прим. ред.).
  3. Движение по тротуару.
    Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане в пределах жилой территории могут осуществлять движение по тротуарам и на проезжей части. Соответственно, выезд автомобилиста на тротуар в пределах жилой зоны повлечет за собой наказание по ч. 2 – штраф 2000 рублей .

Какие произошли изменения в 2019 году

Сразу отметим, что в 2019 году не вносилось каких-либо изменений ни в Раздел 17 Правил, ни в п. 10.2., регламентирующий максимальную скорость движения на придомовых территориях.

Существенных поправок и до 2019 года в Раздел 17 Правил не вносилось.
Например, последняя поправка была внесена в п. 17.1. Постановлением Правительства № 767 от 14 декабря 2005 года “О внесении…”. Суть поправки – замена слов “знаками 5.38. и 5.39.” на “знаками 5.21. и 5.22.”.

Еще одна поправка была внесена Постановлением Правительства России № 67 от 24 января 2001 года “О внесении…” и заключалась в исключении из п. 17.2. слов “движение со скоростью более 20 км/ч”. Таким образом, суть поправки была лишь в перенесении соответствующего запрета из п. 17.2. в п. 10.2. Правил.

Что касается поправок, внесенных в ст. 12.28. АК, то последние из них регламентированы ФЗ № 69 от 21 апреля 2011 года “О внесении…”.

Суть поправок такова:

  • была введена ч. 2 – раньше дифференциации в размерах штрафов для городов федеральной значимости и других субъектов РФ не было;
  • был изменен размер штрафа по ч. 1 – раньше он был 500 рублей , теперь – 1500 рублей .