Археологические памятники на территории крыма. Старинные карты крыма

Симферополь: Крым, 1971. - 100 с. - (Археологические памятники Крыма). - 10 000 экз. (о росписях Таш-Аира близ Бахчисарая)

  • Когонашвили К. К. , Махнева О. А. . - Симферополь: Крым, 1971. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. И. . - Симферополь: Таврия, 1972. - 112 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Щепинский А. А. , Черепанова Е. Н. Степные курганы. - Симферополь: Таврия, 1972. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. , Махнева О. / Под общ. ред. С. Н. Бибикова . - Симферополь: Таврия, 1973. - 104 с. - (Археологические памятники Крыма). - 30 000 экз. (обл.)
    • Фирсов Л. В. . - Симферополь: Таврия, 1973. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). - 30 000 экз. (обл.)
    • Марченко И. Д. . - Симферополь: Таврия, 1974. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Даниленко В. Н. , Токарева Р. Н. . - Симферополь: Таврия, 1974. - 80 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Высотская Т. Н. . - Симферополь: Таврия, 1975. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Домбровский О. И. , Столбунов А. А. , Баранов И. А. Аю-Даг - «Святая» гора. - Симферополь: Таврия, 1975. - 136 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Веймарн Е. В. , Чореф М. Я. . - Симферополь: Таврия, 1976. - 88 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Щеглов А. Н. Полис и хора. - Симферополь: Таврия, 1976. - 176 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Драчук В. С. , Кара Я. Б. , Челышев Ю. В. Керкинитида-Гёзлёв-Евпатория. - Симферополь: Таврия, 1977. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.)
    • Колосов Ю. Г. . - Симферополь: Таврия, 1977. - 96 с. - (Археологические памятники Крыма). - 50 000 экз. (обл.) (книга посвящена древнейшим памятникам Крыма, прежде всего археологическому комплексу Белой скалы (Ак-Кая) неподалеку от Белогорска)
    • Домбровский О. И. , Сидоренко В. А. Солхат и Сурб-Хач. - Симферополь: Таврия, 1978. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Высотская Т. Н. Скифские городища. - Изд. 2-е. - Симферополь: Таврия, 1989. - 96 с. - (серия не указана). - ISBN 5-7780-0125-8 . (обл.)
    • Ольховский В. С. , Храпунов И. Н. Крымская Скифия. - Симферополь: Таврия, 1990. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма).
    • Соломоник Э. И. Каменная летопись Херсонеса: Греческие лапидарные надписи античного времени. - Симферополь: Таврия, 1990. - 112 с. - (Археологические памятники Крыма). - 20 000 экз. - ISBN 5-7780-0174-6 . (обл.)
    • Кутайсов В. А. . - Симферополь: Таврия, 1992. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)
    • Герцен А. Г. , Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей Кырк-ор. Чуфут-кале. - Симферополь: Таврия, 1993. - 128 с. - (Археологические памятники Крыма). (обл.)

    Напишите отзыв о статье "Археологические памятники Крыма (серия книг)"

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Археологические памятники Крыма (серия книг)

    По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
    В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
    Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
    – Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик!.. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку!.. Дочь!.. Дочь мою меньшую оставили!.. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
    – Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
    – Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!
    – Да где, где же она осталась? – сказал Пьер. По выражению оживившегося лица его женщина поняла, что этот человек мог помочь ей.
    – Батюшка! Отец! – закричала она, хватая его за ноги. – Благодетель, хоть сердце мое успокой… Аниска, иди, мерзкая, проводи, – крикнула она на девку, сердито раскрывая рот и этим движением еще больше выказывая свои длинные зубы.
    – Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
    Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
    – On ne passe pas, [Тут не проходят,] – крикнул ему голос.
    – Сюда, дяденька! – проговорила девка. – Мы переулком, через Никулиных пройдем.
    Пьер повернулся назад и пошел, изредка подпрыгивая, чтобы поспевать за нею. Девка перебежала улицу, повернула налево в переулок и, пройдя три дома, завернула направо в ворота.
    – Вот тут сейчас, – сказала девка, и, пробежав двор, она отворила калитку в тесовом заборе и, остановившись, указала Пьеру на небольшой деревянный флигель, горевший светло и жарко. Одна сторона его обрушилась, другая горела, и пламя ярко выбивалось из под отверстий окон и из под крыши.
    Когда Пьер вошел в калитку, его обдало жаром, и он невольно остановился.
    – Который, который ваш дом? – спросил он.
    – О о ох! – завыла девка, указывая на флигель. – Он самый, она самая наша фатера была. Сгорела, сокровище ты мое, Катечка, барышня моя ненаглядная, о ох! – завыла Аниска при виде пожара, почувствовавши необходимость выказать и свои чувства.
    Пьер сунулся к флигелю, но жар был так силен, что он невольна описал дугу вокруг флигеля и очутился подле большого дома, который еще горел только с одной стороны с крыши и около которого кишела толпа французов. Пьер сначала не понял, что делали эти французы, таскавшие что то; но, увидав перед собою француза, который бил тупым тесаком мужика, отнимая у него лисью шубу, Пьер понял смутно, что тут грабили, но ему некогда было останавливаться на этой мысли.
    Звук треска и гула заваливающихся стен и потолков, свиста и шипенья пламени и оживленных криков народа, вид колеблющихся, то насупливающихся густых черных, то взмывающих светлеющих облаков дыма с блестками искр и где сплошного, сноповидного, красного, где чешуйчато золотого, перебирающегося по стенам пламени, ощущение жара и дыма и быстроты движения произвели на Пьера свое обычное возбуждающее действие пожаров. Действие это было в особенности сильно на Пьера, потому что Пьер вдруг при виде этого пожара почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным. Он обежал флигелек со стороны дома и хотел уже бежать в ту часть его, которая еще стояла, когда над самой головой его послышался крик нескольких голосов и вслед за тем треск и звон чего то тяжелого, упавшего подле него.
    Пьер оглянулся и увидал в окнах дома французов, выкинувших ящик комода, наполненный какими то металлическими вещами. Другие французские солдаты, стоявшие внизу, подошли к ящику.
    – Eh bien, qu"est ce qu"il veut celui la, [Этому что еще надо,] – крикнул один из французов на Пьера.
    – Un enfant dans cette maison. N"avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер.
    – Tiens, qu"est ce qu"il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него.
    – Un enfant? – закричал сверху француз. – J"ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c"est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…]
    – Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.
    – Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]
    И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.
    – Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]
    Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.
    – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.

    В шестом веке до н. э. на Крымском полуострове было основано первое поселение древних греков, так было положено начало Великой греческой колонизации на Северном Причерноморье. Древних греков влекли сюда плодородные земли, благоприятные условия для скотоводства и торговли, их не пугали ни холодный климат, ни враждебность скифов и тавров, которые населяли в то время территорию Крыма. Сегодня на месте некоторых древнегреческих городов располагаются руины крепостных стен, остатки жилых и подсобных помещений, музеи с античными предметами, которые бережно хранятся и являются достопримечательностями Крымского полуострова.

    Керкинитида – античность под куполом

    Одним из первых древнегреческих городов, основанных на западном берегу Крымского полуострова, была . Основан город был на территории современной Евпатории на рубеже VI-V веков до нашей эры и вплоть до конца четвёртого столетия существовал как отдельное государство, которое активно вело торговлю, занималось земледелием, различными ремёслами и чеканило свои монеты. В период IV-II веков до н. э. Керкинитида входила в состав Херсонеса и занималась поставкой хлеба, после чего в результате греко-скифских войн Керкинитида была разрушена.

    Остатки древнегреческой колонии хранятся под стеклянным куполом в Евпатории на улице Дувановской, на набережной Горького и в краеведческом музее города. Здесь туристы и жители Евпатории могут увидеть основания жилых построек Керкинитиды и предметы быта древних греков.

    Калос Лимен – историческая достопримечательность п. Черноморское

    В IV столетии до нашей эры на территории современного посёлка Черноморское был основан древнегреческий город . Жители города занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Из-за благоприятного географического положения и удобной бухты Калос Лимен часто подвергался набегам более сильных соседей и к концу IV века стал частью Херсонеса. Во II веке до н. э полис находился под властью скифов, но спустя несколько десятилетий вновь стал греческим городом. В начале нашей эры Калос Лимен был окончательно разрушен.

    Сегодня на месте античного города находится исторический памятник и «Калос Лимен», где можно увидеть руины древнегреческой крепости, жилых домов, остатки центральных ворот города и плиты главной улицы, на которой сохранились следы колесниц.

    Калос Лимен

    Херсонес Таврический – памятник мирового значения в Симферополе

    В середине первого столетия до н. э. на юго-западном берегу Крымского полуострова был заложен . Около двух тысяч лет этот древнегреческий город являлся политическим и культурным центром близлежащих греческих колоний, он вошёл в историю Древней Греции, Римской Империи и Византии. Именно здесь Великий князь Владимир принял крещение, в честь этого события на бывшей площади Херсонеса был воздвигнут Владимирский собор.

    На сегодняшний день руины этого античного города являются историческим памятником мирового значения и находятся под охраной ЮНЕСКО. «Херсонес Таврический» включается в себя несколько экспозиций и крупный научно-исследовательский центр.

    Пантикапей – археологический музей в Керчи

    В первой половине VI столетия до нашей эры в восточной части Крыма на территории города Керчь был основан древнегреческий полис . Город быстро развивался и уже в V веке стал столицей Боспорского государства, объединив ближайшие города. Пантикапей являлся ремесленным, торговым и культурным центром Боспора здесь чеканились золотые, серебренные и медные монеты, а общая площадь полиса составляла около 100 гектар.

    Руины Пантикапея располагаются в центре Керчи на склонах и вершине горы Митридат, здесь же находится историко-археологический музей, экспонатами которого являются амфоры расписные керамические изделия, монеты, эпиграфические документы и другие археологические находки с раскопок Пантикапея.

    Харакс – крепость и дворец в Гаспре

    В I веке нашей эры после победы римской армии над тавро-скифским войском, которое держало в осаде Херсонес, римляне строят крепость-город на мысе Ай-Тодор. Крепость являлась не только пристанищем римского гарнизона, но и центром, где сходились основные морские и сухопутные пути. Сегодня от неё остались только руины из камня и кирпича и украшенный мозаикой водоём.

    Остатки крепости Харакс располагаются на территории санатория Днепр, где также сохранился знаменитый дворец Харакс, построенный для Георгия Михайловича Романова в начале XX века. На территории санатория проводятся экскурсии, а во дворце находится главный корпус для проживания гостей.

    Неаполь Скифский – археологический заповедник в Симферополе

    В III веке до нашей эры на юго-восточном берегу Крымского полуострова был основан город Неаполь – столица Позднескифского государства. Основательные сооружения в греческом стиле, каменные жилые и подсобные помещения, ремесленные мастерские, зерновые ямы, найденные археологами, дают понять, что поздние скифы уже не являлись кочевым народом, а активно занимались земледелием скотоводством и ремёслами.

    В археологическом заповеднике « » можно увидеть остатки крепостной стены города, посетить мавзолеи древнескифских царей и узнать про культуру и быт скифов.

    Если Вы планируете путешествие в Крым, то обязательно включите в свой маршрут античные достопримечательности. Здесь Вы не только сможете прикоснуться к настоящей древности, но и послушать интересные рассказы экскурсоводов и расширить свой кругозор. Путешествуйте и познавайте!

    Среди находок самой масштабной экспедиции в истории Крыма есть и артефакты каменного века, и посуда античных времен, и средневековое оружие.

    Крымская новостроечная экспедиция Института археологии РАН, начавшись прошедшей весной, завершает работу в восточной части полуострова. За это время в зоне вдоль строящейся трассы «Таврида» от Симферополя до Керчи специалисты исследовали более 60 памятников – от мезолита до XIX века.

    «Это крупнейшие археологические раскопки в истории Крыма. Мы исследовали почти 300-километровый «историко-культурный разрез», уходящий в прошлое на 10 тысяч лет. Вместе с нами работали антропологи, палеозоологи, почвоведы, реставраторы, ученые из Крыма, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Краснодарского края», – сказал руководитель экспедиции, доктор исторических наук Сергей Внуков.

    Он также подчеркнул, что еще предстоит большая работа по анализу собранного материала, однако уже сейчас уже можно подвести предварительные итоги работы. По завершении исследований и публикации результатов все находки – несколько тысяч артефактов – будут переданы в музеи Крыма.

    Впервые в крупном проекте по сохранению памятников участвовали ведущие археологические учреждения России из различных регионов: Институт археологии РАН (Москва), Институт истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский» (Симферополь), Институт археологии Крыма (Симферополь), а также археологические организации Краснодарского края. Взаимодействие разных научных центров и археологов, прежде работавших в Причерноморье, позволило выполнить масштабные полевые работы в сжатые сроки.

    Каменный век, бронза и железо

    Самый древний памятник, который исследовала экспедиция, – стоянка «Яблочное 1» в Белогорском районе. Здесь были найдены каменные орудия и заготовки для них: нуклеусы, отщепы, пластины, скребки, скобели, резец. Находки указывают, что здесь были стойбища охотников и собирателей каменного века. Особенности орудий позволяют датировать стоянку эпохами мезолита и неолита, то есть IX–IV тысячелетиями до нашей эры.

    К эпохе бронзы относятся четырнадцать погребальных курганов, исследованных экспедицией. В те времена крымские степи и предгорья населяли кочевники, которые хоронили своих умерших в курганах на боку с поджатыми коленями. Самые ранние такие курганы сооружены носителями ямной (вторая половина III – начало II тысячелетия до н. э.) и кеми-обинской (конец III - первая половина II тысячлетия до н. э.) археологических культур. Захоронения кеми-обинской культуры совершались в каменных ящиках с раскрашенными охрой внутренними стенками. Погребенных сопровождали лепные сосуды, изделия из камня и кости.

    Во времена поздней бронзы в курганах появляются сложные каменные конструкции. Наиболее ярким примером стал курган № 3 курганной группы «Фонтан 1». Здесь перед первым погребением соорудили невысокую земляную площадку, которую по периметру обложили камнями. С юга к ней примыкала конструкция из каменных крупных блоков в виде буквы «П». В центре площадки под плитами похоронили ребенка, к которому положили орнаментированный лепной сосуд. Позднее вокруг центрального погребения была возведена квадратная ограда из таких же массивных блоков. В последующие периоды в кургане было совершено еще несколько погребений.

    Вид сверху на каменные сооружения кургана эпохи бронзы, курганный могильник «Фонтан 1».

    К раннему железному веку (кизил-кобинская и скифская культуры – IX–IV вв. до н. э.) относятся одиннадцать курганов и более десяти впускных погребений в курганах более раннего времени. В большинстве случаев это захоронения в простых прямоугольных ямах, сопровождаемые лепными сосудами. В скифских захоронениях также встречаются бронзовые наконечники стрел, единичные железные предметы и украшения. В одном погребении, где был похоронен воин, нашли греческую амфору с клеймом.


    Курган Сары-Су скифского времени. Кости лошади и гераклейская амфора в центральном погребении.

    Античность

    Античные поселения в зоне раскопок были обнаружены только на Керченском полуострове в границах Боспорского царства. В основном это сельские поселения эллинистического времени IV–III веков до н. э. Кроме того, специалисты исследовали участок городища «11-й километр» I века до н. э. – III века н. э., где было найдено большое количество артефактов, в том числе монет. Раскопки проводятся и на всех оборонительных валах Керченского полуострова: Бескровном, Аккосовом (Узунларском), Акмонайском.

    Впервые детальные исследования провели в курганах «Госпитальный» и «Цементная Слободка» в Керчи. Их склепы были разрушены и ограблены в древности.


    Краснофигурная чернолаковая пелика, третья четверть IV в. из погребения в кургане Госпитальный.



    Аск краснофигурный чернолаковый из тризнового комплекса кургана Госпитальный.



    Краснолаковый кубок, барботин, I в. до н.э. из погребения в кургане 4, могильника Цементная слободка 1.

    В десяти километрах к западу от Керчи археологи изучили два кургана группы «Александровские скалы». Здесь нашли два могильника I–II веков н.э., в которых обнаружено 213 погребений.

    В захоронениях находили красноглиняные и краснолаковые миски и кувшины. В мисках часто встречаются кости животных. Нередки находки маленьких железных ножей и оселков, бронзовых застежек-фибул и стеклянных флаконов, бусин.

    Гутус (сосуд-дозатор) краснолаковый из могильника римского времени «Александровские скалы 1» .

    Средние века

    Наиболее ранние средневековые памятники по трассе «Таврида» представлены впускными погребениями в древние курганы XI–XIII веков. Одно из наиболее интересных – захоронение половецкого воина-кочевника в кургане 1 группы из четырнадцати курганов в Белогорском районе. Воин был погребен вместе с железной кольчугой, кольчужным шлемом-мисюркой, кожаным колчаном со стрелами, железной саблей, обрубком серебряной витой гривны, амфорой, бронзовым котелком с железной дужкой.

    Эпохой Золотой Орды датируются два поселения: «Кош-Кую» и «Жемчужина-1». При исследовании «Жемчужины-1» нашли шесть полностью сохранившихся глинобитных печей с воздуховодами из керамических труб. В слое золы, заполнявшем одну из печей, обнаружены остатки зерна. На поселении найдены медные монеты, элементы конской сбруи, фрагменты ножей.


    Поселение «Жемчужина-1» . Вид сверху на печь золотоордынского времени.

    Среди керамики, найденной здесь, выделяется парадная посуда: поливные многоцветные орнаментированные чаши местного производства и импортные кашинные (кашин – белая пористая керамическая масса) чаши XIII – первой половины XIV веков. Особенно интересен стеклянный сосуд, расписанный цветными эмалями; его аналоги можно найти среди ближневосточных сосудов второй половины XIII–XIV века.

    Поливная и кашинная столовая посуда золотоордынского времени с поселения «Жемчужина-1» .

    Поселения позднего средневековья и нового времени представлены шестью памятниками. На двух поселениях от построек сохранилась только известковые заливки полов с очагами и подпольными ямами, сами строения, вероятно, были деревянные.

    В конце XVIII–XIX века появляются кладки из обработанных камней на глине. Находки этого времени – турецкие и русские монеты, курительные трубки, незамысловатыми украшениями и медными вещами. Технологические традиции в керамических изделиях претерпевают некоторые изменения, но сохраняются многие формы сосудов, известных еще в золотоордынский период.

    Интересен раскопанный на поселении «Ленинское 7» (деревня Аргин XIX века) каменный «бассейн-цистерна» с колодцем в центре. По всей видимости, это было общественным сооружением.


    Поселение Аргин. Общий вид на «погреб-цистерну» XIX в.

    С.Ю. Внуков, И.В. Рукавишникова, А.Н. Хохлов, К.И. Панченко (все – Москва), А.М. Михайлов (Керчь), Ю.П. Зайцев (Симферополь), П.И. Шульга (Новосибирск), Е.И. Нарожный (Армавир).

    К крымских археологических источников средневековых времен, как отмечал А.И. Домбровский, принадлежат разновременные, не одинаковы в фортификационном отношении, а следовательно функционально различные укрепления. Еще недостаточно исследованы остатки многочисленных поселений и могильников, следы прошлого сельскохозяйственного террасирование давно поросших лесами горных склонов, спрятанные в горах крепиды террас и древние пути, заброшенные гончарные водопроводы, арыки, что сейчас не используются, фонтаны, колодцы, средневековые каменоломни, рудоплавильни и гончарные печи и тому подобное.

    Ризностничне населения полуострова, конечно, не могло в течение длительных отрезков времени мирно сосуществовать. О межобщинных конфликты, в частности, свидетельствуют многочисленные - разные, хотя и синхронные - оборонительные системы: укреплены, но не заселены в мирное время убежища рядом с открытыми поселениями; поселка, окруженные стенами; места временного пребывания в горных пещерах. Бывают и простые, небольшие по размерам жилья стояли друг у друга на высотах гор; сотоподибно спланированы поселки с домами в виде небольших башен, которые превращали усадьбу земледельца в своеобразную крепость. Напластования культурных наслоений и стратиграфия строительных остатков свидетельствуют о долговременном и постоянное использование населением всех пунктов вышеуказанных категорий.

    Выбор мест для проживания и различия в образе жизни обусловлены прежде всего возрастной привычкой тех или иных пришлых групп населения к определенным формам хозяйствования, которые могли развиваться в конкретных условиях естественного обитания. Это и отгонное скотоводство в горах, и охота в сочетании с бортничеством, и сбора даров природы, и "чаирне" земледелие на очищенных от леса небольших по размерам участках земли, земледелие в долинах и огородничество на невысоких водоразделах, виноградарство на южных склонах гор и рыболовство, мелкие сельские ремесла и тому подобное.

    Исследование археологических памятников, оставленных носителями разных археологических культур, следует начинать с византийских - VIII-X вв. их появлению способствовало массовая миграция в период иконоборчества. В это время появляются плитовые могильники, на площади которых захоронения проводились по христианскому обычаю - вытянуто на спине, головой на запад; в некоторых могилах обнаружены нательные крестики. В то же время на всей территории Южного Крыма появляются сельские поселения и укрепленные монастыри с материалами провинциально-византийской культуры (круглодонные красноглиняных амфоры, византийский билоглнняний посуда - расписные ойнохойи и фляги, небольшие плоскодонные пифосы, разнообразные горшки). Позже формы амфор меняются.

    Площадь поселений и количество зданий в них довольно значительны. С напольной стороны поселения обнесены заборами шириной около 3 м, но на самой территории сооружения размещались бессистемно. Самой известной достопримечательностью того времени является Аю-Даг - поселок, размещенное на верхушке залесенные горы. Здесь строились дома двух типов - однокамерные и пьятистинкы, размеры которых вдвое превышали предыдущие. В центре поселения находился храм.

    Одновременно с сельскими, небольшими по размерам, однонефной базиликами в эпоху иконоборчества появляются трехнефный и трехапсидный базилики значительно больших размеров. Деятельность монашеской иммиграции распространялась и в горных районах, где возникает значительная группа пещерных монастырей, по характеру застройки близких к так называемым "пещерных городов" (рис. 27).

    Такими городами называют своеобразную группу памятников (городища, монастыри, поселка), расположенную в предгорьях полуострова. их характерной особенностью является высеченные в скале различные помещения хозяйственного, военного, жилищного и культового назначения. Остатки наземных зданий теперь покрыты землей и растительностью. Городища нередко достигали значительных, как по тем временам, размеров (около 10 га). Часть их площади не была застроена и, вероятно, предназначалась для защиты окружающей сельского населения во время нападения врагов или проведения торгов.

    Рис. 27. "Пещерный город" Чуфут-Кале близ Бахчисарая

    Два из них - Эски-Кермен и Чуфут-Кале - расположенные вблизи Бахчисарая. Первое возникло в V-VI вв. и существовало до конца XIII в. Выложенные из камня оборонительные стены имели толщину около 2 м. К ним примыкали башни, вырубленные в скалистых выступах. В городе было много зданий из камня и около 400 пещер, а также церковные сооружения. Во время раскопок обнаружены улицы и зерновые ямы, вырубленные в скале, глубокий колодец, водопровод и остатки ремесленных мастерских. Население занималось земледелием, скотоводством, виноградарством, ремеслом и торговлей.

    Одним из самых "пещерных городов" было Чуфут-Кале. Его окружают каменные стены внушительных размеров с арочными воротами. Возникло, как другие, в V-VI вв. На его территории обнаружено много пещерных комплексов, глубокий колодец и другие сооружения. Позже правило татарам за монетный двор и тюрьму для пленных и заложников, стал центром ремесла и торговли. Неподалеку от города обнаружено большое по размерам могильник.

    Поселения ранних болгар VII-X вв., Открытые в разных частях полуострова, можно разделить на две хронологические группы, "водоразделом" между которыми стала середина VIII в. К ранним и наиболее типичных относят поселения Тау-Кипчак, на котором здания с каменными стенами размещались пятью "кушамы". К каждому из них входили однотипные сооружения, сгруппированные по два-три вместе. Расстояние между отдельными группами достигала 10-25 м. Внутри лишь одно помещение имело очаг (то есть было жилым), остальные выполняла хозяйственные функции.

    Хазаро-болгары, придя в Таврику, принесли с собой характерный тип жилья - полуземлянку с куполообразной крышей. Но, познакомившись с развитым каменным строительством, они начали возводить и наземные сооружения. Характерной для этого круга памятников была также кладка стен всухую "в елочку". Керамический комплекс состоял из амфор местного и импортного производства, горшков и кружек разных типов. Лепная керамика в своей массе меняется изготовленной на гончарном круге. Обнаружено большое количество сельскохозяйственных орудий. В течение второго из упомянутых периодов материальная культура по основным показателям не претерпела изменений. Ранньоболгарська культура исчезла в середине X в. вследствие хазаро-византийских войн. Позже здесь начала формироваться новая этнокультурная общность.

    В первые века II тыс. Н. е. большинство поселений Таврики характеризовалась следующими признаками: здания, как правило, размещаются на скалистых или очень крутых местностях, непригодных для возделывания. Пойма реки или равнинная часть оросительной долины используются только для садоводства или посевов. Такая черта характерна и для Байдарской долины, где зафиксированы поселения, расположенные вокруг нее на горных отрогах. Известны и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых сводились непосредственно на земляных террасах с подпорными стенами или полях, разделенных на участки каменными ограждениями.

    Среди поселений XII-XIV вв. отличаются три основных типа планирования, хорошо зафиксированы в урочище Ласпи недалеко от Ялты. Прежде всего, это поселок Хаспио с пористой структурой, состоявшее более чем из 30 террас, которые спускались к морю. Они были укреплены каменными крепиды, на которых стояли стены, разделявшие террасы. Жилая башня, помещения хозяйственного назначения, хлев для мелкого домашнего скота примыкали к стенам каждого такого центра. Все поселения пользовалось водой, поступающей с одного водопровода, построенного с гончарных труб (рис. 28).

    Позже появилось еще одно поселение - Шабурла. Относительно правильные ряды зданий здесь размещались на длинных террасах. Эти сооружения возводились на значительном расстоянии друг от друга. Вблизи жилищ, удаленных от источников, вкапывали большие пифосы для хранения воды. Третье крупное поселение - Приморское - расположен на противоположной стороне упомянутого ручья. Здания здесь возводились бессистемно (это обусловлено рельефом местности) и отличались от предыдущих по многим параметрам. Дворы были ограждены, а между ними пролегали извилистые улочки.

    Богатыми и насыщенными памятниками были города средневекового Крыма. Одно из них - Судак (византийская Сугдея, итальянский Солдая, древнерусский Сурож), оборонительные стены которого с 26 башнями (построенными в разное время) и барбаканом охватывают двумя ярусами горы и защищают подходы к порту. Общая площадь крепости - около 60 га. На раннем этапе (VI - первая половина VIII в.) Город представлял собой обычную приморскую крепость, в самой высокой точке которой размещался византийский гарнизон. Вблизи был построен маяк, который функционировал до XVII в. Рядом с укреплениями стояла и византийская таможня (найдено более 500 печатей из свинца) (рис. 29).

    Хазарский период (вторая половина VIII-X вв.) Характеризуется упадком этого приморского центра, особенно его портовой части. Но в середине IX в. сооружается оборонительная стена, сложенная из блоков в типично хазарской оборонной технике. И признаков городской застройки этих времен не обнаружено, а сами укрепления служили исключительно для защиты воинов.

    Рис.

    Рис. 29. Реконструкция периметра Судакской крепости (по И. А. Барановым)

    Формирование городских кварталов и создание единой системы оборонительных сооружений началось после разгрома каганата, когда часть Таврики вновь вошла в состав Византийской империи. К Сугдеи из Херсона-Корсуня были переведены флот и корабельные верфи. В этот период город застраивается двухэтажными постройками, а оборонительные стены разделяют его на пять зон. Городской доминантой остается замок, к которому примыкала аристократическая часть. В этот период город достигает наибольших размеров.

    Ситуация значительно ухудшается во второй половине XIII - первой половине XIV в., После вхождения Сугдеи в состав Крымского улуса Золотой Орды: оборонительные сооружения Нижнего города были полностью разобраны, а на их месте появляются мастерской. Некоторый подъем город (уже Солдая) переживает после перехода под юрисдикцию Генуе в 1380 Однако в 1475 оно было уничтожено турками.

    Средневековый Херсонес (Херсон, Корсунь) был унаследован Византией от Римской империи. Этот город, как большой ремесленный и культурный центр Крымского полуострова, выполняло роль посредника империи в морской и сухопутной торговли с Северным Причерноморьем и Киевской Русью. Власть Византии в Таврике ни была полной и, по сути, только Херсонес оставался здесь ее опорным пунктом в экономической и политической борьбе за северопричерноморских регион. В свою очередь империя защищала город от кочевников и других нападающих. Населения тяготело к Херсонеса, чем объясняется скопление земледельческих поселений, а затем и крупных феодальных угодий вблизи города или на подступах к нему (рис. 30).

    Представление о Херсонесе как средневековый город дают раскопки восточного района и северного берега, где открыты жилые кварталы. Оборонительные сооружения (стены и башни) в припортовой и других частях города свидетельствуют о постоянной военной угрозы для его жителей. В непосредственной близости от городских стен открыты остатки различных общественных зданий, большие цистерны одного из городских водопроводов и терм X в. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры градостроительства и цивилизованности населения.

    Средневековый город сводилось на руинах античного, повторяя его регулярную планировку. Менялась только разбивка домовладений внутри кварталов, перестраивались усадьбы, однако планировка улиц оставалось прежним. В X-XII вв. стало возможным заметно упорядочить городское планирование, благодаря чему центр приобретает характер целостного архитектурного ансамбля. Главная улица пролегала с востока на запад; по обе стороны ее размещались двухэтажные дома, жались друг к другу. На нижних этажах большинства из них размещались магазины. Фасады, за исключением жилищ богатейших владельцев, оформлялись достаточно просто.

    Рис. 30. Усадьба средневекового Херсонеса с часовней-усыпальницей на переднем плане (реконструкция А. Л. Якобсона)

    Главную городскую магистраль, деля ее на почти равные части, перпендикулярно пересекали поперечные улицы, а параллельно ей проходили продольные. Главная улица выходила на площадь, где возвышался храм. Тесно застроенные жилые кварталы размещались по обе стороны от нее и террасами спускались к морю и гавани.

    Монументальная архитектура представлена в Херсонесе культовыми сооружениями. Базилики, крестовокупольный храмы, небольшие часовни возводились почти в каждом квартале и во многом определяли архитектурный облик города. В частности, в восточной части Херсонеса содержится так называемая Уваровская базилика. Судя по ее местоположение, размеров и обустройства, именно она могла быть тем кафедральным собором, где венчался (а также крестился) князь Владимир Святославич с принцессой Анной. Вместе с другими сакральными постройками этот храмовый комплекс занимал целый квартал.

    Крепкие фортификационные сооружения не отличаются какими-то оригинальными архитектурными решениями, хотя и были выполнены на высоком для своего времени уровне. При строительстве использовались также остатки античных сооружений. Особое внимание привлекает так называемая башня Зенона, возведенная над портом в южном конце оборонительной линии.

    В конце XIII в. и так обветшавший Херсонес подвергся нападению ордынцев Ногая и после этого постепенно пришел в упадок.

    1. Артамонов М. И. История хазар. Ленинград, 1962.

    2. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1986. Т. 3.

    3. Блифельд Д. И. Древнерусские памятники Шестовице. Киев, 1977.

    4. Брайчевськиш М. Ю. Происхождение Руси. Киев, 1968.

    5. Древняя история Украины: В 3 т. Киев, 2000. Т. 3.

    6. Древняя Русь. Город, замок, село. Москва, 1985.

    7. Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997.

    8. История украинской культуры: В 5 т. Киев, 2001. Т. И.

    9. Корзухииа Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. Москва; Ленинград, 1954.

    10. Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья. Киев, 1987.

    11. Кучера М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв. между Саном и Северским Донцом. Киев, 1999.

    12. Моця А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990.

    13. Моця А. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв. (По материалам некрополей). Киев, 1993.

    14. Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62.

    15. Плетнева С. А. половецкыя каменные изваяния // Свод археологических источников. 1974. Вып. Е4-2.

    16. Степи Евразии в эпоху Средневековья. Москва, 1981.

    17. Толочко П. Я. Древний Киев. Киев, 1983.

    18. Толочко П. П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.

    19. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Москва, 1976.

    20. Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) // Материалы и исследования по археологии СССР. 1950. № 17.

    21. Якобсон А. Л. Средневековый Крым. Москва; Ленинград, 1964.


    Список литературы

    1. Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999..

    2. Алексеев А. Ю., Мурзин В.Ю., Роме Р. Чертомлыка. Киев, 1990.

    3. Алексеев В. П., Первый. А. И. История первобытного общества. Москва, 1990.

    4. Андрух С. И. Нижнедунайская Скифия в VI - начале I в. до н. э. Запорожье, 1995.

    5. Анохин В. А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1989.

    6. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. Москва, 1984.

    7. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1985, 1986 Т. 1-3.

    8. Археология Украинской ССР: В 3 т. Киев, 1971. Т. 1-3.

    9. Археология. 1993. № 3 (к 100-летию открытия трипольской культуры).

    10. Баран В. Д. Древние славяне. Киев, 1998..

    11. Баран В. Д., Козак Д. II., Терпиловский Р. В. Происхождение славян. Киев, 1991.

    12. Березанская С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, 1982.

    13. Березанская С. С, Отрощенко В. В., Чередниченко Н. И., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, 1986.

    14. Березанская С. С, Цвек Е. В., Клочко В. И., Ляшко С. Н. Ремесло эпохи энеолита - бронзы на Украине. Киев, 1994.

    15. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.

    16. Бессонова С. С, Скорый С.А. Мотронинское городище скифское эпохи. Киев, 2001.

    17. Блифельд Д. Древнерусские памятники Шестовице. Киев, 1977.

    18. Болгов Н. Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1966.

    19. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. Вот Скифии до Индии. Москва, 1983.

    20. Брайчевский М.Ю. Происхождение Руси. Киев, 1968.

    21. Братченко С. Н. Донецкая катакомбная культура раннего этапа. Луганск, 2001.

    22. Бунятян К. П., урчит В. Ю., Симоненко А. В. На заре истории. Киев, 1998..

    23. Вончугов В. П. Белозерская культура в Северо-Западном Причерноморье. Киев, 1990.

    24. Великая Скифия: учебное пособие. Киев; Запорожье, 2002.

    25. Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольнинекого полиса VII-I вв. до и. э. Москва. 1 989.

    26. Винокур I. С., телеги Д. Я. Археология Украины. Киев, 1994.

    27. Высотская Т. И. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. Киев, 1972.

    28. Геродот. Истории. Перевод А. А. Беленького. Киев, 1993.

    29. гладила В. Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы. Киев, 1976.

    30. Гладких Н. И. Историческая интерпретация позднего палеолита. Киев, 1991.

    31. Горюнов Е. А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Ленинград, 1981.

    32. Граков Б. Н. Скифы. Москва, 1971.

    33. Древняя история Украины: В 3 т. Киев, 1997-2000 Т. 1-3.

    34. Древняя история Украины: учебное пособие: В 2 кн. Киев, 1994. Кн. 1, 2.

    35. Датиенко В. Н. неолита Украины. Киев, 1969.

    36. Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997.

    37. Древняя Русь. Город, замок, село. Москва, 1985.

    38. Дюмелиль Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990.

    39. Этническая история древней Украины. Киев, 2000.

    40. Зайцев Ю. П. Неаполь Скифский (II в. До н. Э. - III в. Н. Э).). Симферополь, 2 003.

    41. Зализняк Л. Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита. Киев, 1989.

    42. Зализняк Л. Л. Древнейшее прошлое Украины. Киев, 1997.

    43. Зализняк Л. Л. Предыстория Украины X- V тыс. До н. е. Киев, 1998..

    44. Зализняк Л. Л. Первоначальная история Украины. Киев, 1999.

    45. Збенович В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. Киев, 1989.

    46. Зубарь В. М., Линева Е. А., Сон Н. А. Античный мир Северного Причерноморья. Киев, 1999.

    47. Зубарь В. М. Северный Понт и Римская империя. Киев, 1998..

    48. Зубарь В. М. Таврика и Римская империя. Киев, 2004.

    49. Зубарь В. М., Русяев А. С. На берегах Боспора Киммерийском. Киев, 2004.

    50. Зубарь В. М., Сон Н. А. Греки и римляне в Нижнем Поднестровье. Киев, 1996..

    51. Зубарь В. М., Соронан С. Б. У истоков христианства в Юго-Западной Таврике: эпоха и вера. Киев, 2005.

    52. Иванчик А. И. Киммерийцы. Москва, 1996. Ильинская В. А., Тереножкин А. И. Скифия VII-IV вв. до н. э. Киев, 1983.

    53. История первобытного общества: В 2 т. Москва, 1983. Т. I.

    54. История украинской культуры: В 5 т. Киев, 2001. Т. I.

    55. Карышковский П. А., Клейман И. Б. Древний город Тира. Киев, 1985.

    56. Кларк Г. Доисторическая Европа. Москва, 1953.

    57. Ковпаненко Г. Т. Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981.

    58. Ковпаненко Г. Т., Бессонова С. С, Скорый С.А. Памятники скифское эпохи Днепровско-лесостепном Правобережье. Киев, 1982.

    59. Козак Д. Н. Этнокультурная история Волыни (I в. До н. Э. - IV в. Н. Э.). Киев, 1992.

    60. Колесников А. Г. Трилольское общество Среднего Поднепровья (опыт социальных реконструкций а археологии). Киев, 1993.

    61. Колосов Ю. Г., Степанчук В. Н., Чабай В. П. Ранний палеолит Крыма. Киев, 1993.

    62. Кондукторова Т. С. Антропология древнего населения Украины. Москва, 1972.

    63. Крапивина В. В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв. до н. э. Киев, 1993.

    64. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981.

    65. Круц В. А. Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья. Киев, 1977.

    66. Крушельницкая Л. Чернолесская культура Среднего Приднестровья. Львов, 1998..

    67. Крыжицкий С. Д. Архитектура античных государств Северного Причерноморья. Киев, 1993.

    68. Крыжицкий С. Д., Лейпунская И. А. Ольвия (раскопки, история, культура). Николаев, в 1997.

    69. Куклина И. В. Этнография Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985.

    70. Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья. Киев, 1987.

    71. Кучера М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв. между Саном и Северским Донцом. Киев, 1999.

    72. Лапин В. В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Киев, 1966.

    73. Магомедов Б. В. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин, в 2001.

    74. Макаренко Н. А. Мариупольский могильник. Киев, 1933.

    75. Максимов Е. В. зарубинецкая культура на территории УССР. Киев, 1982.

    76. Манцевич А. Л. Курган Солоха. Ленинград, 1987.

    77. Масленников А. А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения Восточного Крыма. Москва, 2003.

    78. Михеев В. К., Ш. Б. А. Археология железного века Восточной Европы: учебное пособие. Харьков, 2000.

    79. Мошевський М. Скифская степь. Киев, 1983.

    80. Мозолевский М. Толстая Могила. Киев, 1979.

    81. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы: В 2 т. Москва, 1974. Т. 1,2.

    82. Моця А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990.

    83. Моця А. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв. (По материалам некрополей). Киев, 1993.

    84. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования Скифского этноса. Киев, 1990.

    85. Нужный Д. Ю. Развитие микролитические техники в каменном веке. Киев, 1992.

    86. Обломский А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время. Москва, 2002.

    87. Обломский А. М., Терпиловский Р. В. Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье в первые века нашей эры. Москва, 1991.

    88. Отрощенко В. В. Проблемы периодизации культур средней и поздней бронзы юга Восточной Европы (культурно-стратиграфические сопоставления). Киев, 2001.

    89. Охотников С. Б. Нижнее Поднестровье в VI-V вв. до н. э. Киев, 1990.

    90. Павленко Ю. В. История древних русов в мировом контексте. Киев, 1994.

    91. Пидопличко И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969.

    92. Плетнева С. А. Вот кочевий к городам // МЫ А. 1967. № 142.

    93. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991.

    94. Полынь С. В. Вот Скифии к Сарматию. Киев, 1992.

    95. Приходнюк А. Н. Степное населения Украины и восточные славяне (вторая половина I тыс. И. Е.). Киев; Черновцы, 2001.

    96. Раевский Д. С. Модель мира скифское культуры. Москва, 1985.

    97. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Ленинград, 1925.

    98. Русанова И. П. Славянские древности V- VII вв. Москва, 1976.

    99. Русяев А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.

    100. Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Москва, 1979.

    101. Рындина Н. В., Дегтярева А. Д. энеолита и бронзовый век: Учебное пособие. Москва, 2002.

    102. Самойлова Т. Л. Тира в VI-I вв. до и. э. Киев, 1988.

    104. Свешников И.К. Культура шаровидных амфор. Свод археологических источников. Москва, 1983. Вып. В. 1-3.

    105. Сегеда С. П. Основы антропологии. Киев, 1995.

    106. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - Археология СССР. Москва, 1982.

    107. Симоненко А.В. Сарматы Таврии. Киев, 1993.

    108. Симоненко А.В., Лобай Б. И. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н. э. Киев, 1991.

    109. Скифы: Хрестоматия / Сост. Т. Н. Кузнецова. Москва, 1992.

    110. Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература в Северном Причерноморье. Киев, 1991.

    111. Славяне Юго-Восточной Европы в пред государственный период. Киев, 1990.

    112. Сон Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993.

    113. Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. Харьков, 2001.

    114. Сорочан С. Б, Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес - Херсон - Корсунь. Киев, 2003.

    115. Станко В. Н. Мирное. Проблемы мезолита степей Северного Причерноморья. Киев, 1982.

    116. Станко В. И., Гладких Н., Сегеда С. П. История первобытного общества. Киев, 1999.

    117. стрижек А. С. Этнонимия Геродотовой Скифии. Киев, 1988.

    118. Телегин Д. Я. Неолитические могильники мариупольского типа. Киев, 1991.

    119. Телегин Д. Я., Нечитайло А.Л., Потехина И. Д., Панченко Ю.В. среднестоговская и новоданиловская культуры энеолита Азово-Черноморского региона. Луганск, 2001.

    120. Тереножкин А. И., Мозолевский Б. N. Мелитопольский курган. Киев, 1988.

    121. Терпиловский Р. В., Абашина Н. С. Памятники киевской культуры. Свод археологических источников. Киев, 1992.

    122. Тойнби А. Д. Исследование истории: В 2 т. Киев, 1992. Т. 1,2.

    123. Толочко П. П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.

    124. Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1983.

    125. Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Ленинград. Тысяча девятьсот восемьдесят две.

    126. Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины. Москва, 1968.

    127. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Москва, 1976.

    128. Хазанов А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975.

    129. Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. - VI в. и. э. Харьков, 2004.

    130. Хрисаифова Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология. Москва, 1991.

    131. Черненко Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984.

    132. Черненко Е. В. скифские лучники. Киев, 1981.

    133. Шовкопляс I. Г. Основы археологии. Киев, 1971.

    134. Шрамко Б. А. Вельское городище скифское эпохи (город Гелон). Киев, 1987.

    135. Щепинский А. А. Кеми-обинская культура. Запорожье, 2002.

    136. Щукин М. Б. На рубеже эр. Санкт-Петербург, 1994.

    137. энеолита СССР. Археология СССР. Москва, 1982.

    138. Этнокультурная карта территории Украинской ССР в I тыс. и. э. Киев, 1985.

    139. Якобсон А. Л. Средневековый Крым. Москва; Ленинград, 1964.

    Южный берег Крыма — историко-археологический заповедник. Здесь сохранились памятники общественно-экономических формаций, исторических эпох Крыма и культур народов. Первые их описания составили П. С. Паллас (1793) и академик П. И. Кеппин (1837). Самые ранние следы пребывания на Южном берегу человека относятся к эпохе палеолита — древнекаменного века: найденным в районе Гурзуфа, близ села Партизанского, кремниевым орудиям более 30 тыс. лет. Люди в это время жили в пещерах, под навесами скал, занимались облавной охотой. Поселения эпохи неолита (VIII-III тысячелетия до н. э.) исследовались в районе Гурзуфа и на Ай-Петринской яйле, у вершины горы Ат-Баш возле Симеиза; каменные орудия этого времени обнаружены и в черте современной Ялты. Два поселения последующих периодов — ранней и поздней бронзы — открыты на горе Кошка, остатки энеолитических поселений — вблизи Ореанды. Основными занятиями людей становятся примитивное земледелие, скотоводство, различные ремесла, охота играет теперь подсобную роль. В первом тысячелетии до нашей эры прибрежную и горную часть Крыма занимали тавры, о происхождении которых существуют разные гипотезы. На рубеже бронзового и железного веков проходило формирование таврской культуры, развитие — в эпоху железа. Летописи о таврах написали античные историки, наиболее обстоятельные — «отец истории» Геродот. Он излогает, что тавры занимались земледелием, скотоводством, в прибрежных районах — рыболовством, мотыжным, охотой. Раскопки нам продемонстрировали что, пользовались они не только металлическими (бронзовыми), но и как правело каменными орудиями труда. У них были уже достаточно развиты ремесла: прядение, ткачество, кости, обработка дерева, металлов и камня, но особенно — гончарное. Большинство известных таврских памятников на побережье относится к VI-V вв. до н. э. Это остатки поселений, убежищ, которые строились в труднодоступных прибрежных скалах. Самые крупные поселения — на мысе Ай-Тодор, на горах Аю-Даг и Кошка. Широко известно и неоднократно описано поселение на горе Кошка. В 1950 и 1955 гг. здесь проводил раскопки археолог П. Н. Шульц, возглавлявший в Крыму Тавро-скифскую экспедицию. Поселение площадью около 1,5 гектара, расположенное на вершине горы Кошка, защищала некогда оборонительная стена (длинна 100м, ширина 2м, высота 3м), в основании которой — циклопическая кладка из крупных каменных блоков. Стена перестраивалась и ремонтировалась в средние века, но ее первый строительный период П. Н. Шульц датирует второй половиной I тысячелетия до н. э. Внутри поселения находились жилые и хозяйственные постройки. Древнейшие из них датируются серединой 1 тысячелетия до н. э. На городище найдены разнообразные предметы домашнего обихода:керамика тавского типа, глиняные пряслица, зернотерки, грузила, костяные иглы, обломки каменных топоров, молотков. Здесь же множество костей животных. Выявлены и средневековые материалы — обломки глазурованных красноглиняных сосудов, амфор, черепицы. Рядом с поселением — мегалитические могильные сооружения тавров. Эти могильники, известные под названием дольменов, или каменных ящиков, были сложены из четырех огромных каменных плит, поставленных на ребро и прикрытых пятой — покровной. Использовались каменные ящики главным образом для групповых погребений. На горе Кошка, в можжевеловой роще, обследовано археологами около 50 каменных ящиков VI-V вв. до н. э. Большинство из них полуразрушено. Раскопки таврского некрополия проводили А. М. Васнецов (1907), П. Н. Шульц (1950). Первые известные в литературе раскопки каменных ящиков на Южном берегу Крыма (в Алупке) относятся к 1863г. На территории Ялты их находили в конце XIX в. на Поликуровском холме, в парке Мордвинова, у дачи «Квисисана» врача Вебера. Раскопаны таврские могильники у мыса Ай-Тодор, в районе Гаспры, Ореанды. Самый «западный» из обследованных дольменов обнаружен на сколе яйлы между Кикенеизом (ныне Оползневое) и морем. В 1905 г. А. Л. Бертье-Делагард открыл на северо-западной окраине Ялты у горного ручья (урочище Селим-Бек) единственное на побережье позднетаврское открытое святилище богини Девы (конец I в. до н. э. — середина IV в. н. э.).

    Среди жертвенных предметов оказались кости диких и домашних животных, статуэтки Девы (от самых примитивных до выполненных в подражание античным), монеты Херсонеса, Пантикапея, средиземноморских городов. Святилище, относящееся к III в. до н. э. — III в. н. э., обнаружено археологом Н. Г. Новиченковой на так называемом Гурзуфском седле в 1918 г., во время прокладки трассы газопровода Ялта — Алушта по Главной гряде Крымских гор. Жертвоприношения приносились различным богам — Деве, Артемиде, Исиде, Посейдону, Гермесу. Среди многочисленных находок — металлические орудия труда, медицинские инструменты, рыболовные принадлежности, античные монеты различных городов. Некоторые находили (монеты, статуэтки богов) уникальны. В 60-х годах I в. н. э. центральное таврское поселение на мысе Ай-Тодор заняли прибывшие из Херсонеса римляне. Они оставались здесь до середины III в. Римская крепость Харакс служила стратегическим опорным пунктом на Южном берегу Крыма, в ней находились войны I Италийскоко и XI Клавдиева легионов, направленные из Херсонеса. Наиболее возвышенная часть мыса площадью 2,5 гектара окружена разрушенными во многих местах полукольцом верхней оборонительной стены протяженностью около 380 м. От нижней сохранились незначительные остатки. Оба полукружия стен и отвесных обрывов к морю делали крепость практически неприступной. В центре укрепления (на этом месте маяк) стояла наблюдательная и сигнальная башня, с которой просматривалось побережье до Аю-Дага и горы Кошка. Возле внутреннего оборонительного пояса находились склады для боеприпасов и запасной водоем — нимфей, окруженный некогда беломраморными статуями. К юго-востоку от нимфея, у подножия современной маячной площадки, раскопаны римские термы (бани) с центральным отоплением. Сохранились остатки фундамента довольно большой по размерам постройки (длина — 24,66 м, наибольшая ширина — 14, 85 м), имевшей в плане форму прямоугольника. Всего здесь было 8 помещений, построенных в разное время — со второй половины I до первой половины III в. н.э. Строительным материалом послужил некрупный плотный известняк. К термам примыкал комплекс построек для гимнастических упражнений — так называемые палестры. Интересны остатки двух храмов. Римский храм стоял у стен крепости (территория, занимаемая санаторием «Жемчужина»), а храм в честь богини Девы, которой поклонялись тавры, — на обрыве за внешней стеной (ныне парк санатория «Днепр»).Здесь же находился могильник, свидетельствующий, что после ухода римлян из крепости поселок возле нее продолжал существовать и в первой половине IV в. Крепость Харакс — выдающийся памятник позднеримского времени. Исследуется более 100 лет. Изучением его занимались П. И. Кеппин, М.И. Ростовцев, В. Н. Дьяков, В. Д. Блаватскиий. В процессе раскопок последних лет (ведутся с 1977 г.) выявлен второй нимфей, найдены захоронения в амфорах. Сенсационной находкой стали фрагменты мраморной плиты с именами и титулами римских императоров. В VI в. восточное и южное побережье Крыма было под Византией, ее форпостом в Крыму был Херсонес. Для обороны границ византийский император Юстиниан I построил крепость в Алуште (Алустон) и Гурзуфа (Горзувит). Крепость Горзувитская находилась на обрывистом, скалистом выступе у моря — утесе Дженевез-Кая. Первое до нас дошедшее упоминание о ней излагается в трактате «О постройках» историка Византии Прокопия Кесарийского (VI в.). Археологические раскопки подтвердили, что у крепости была тяжелая предыстория: огромную энеолитическую стоянку перекрыло поселение тавров, на месте поселения в I века нашей эры располагался могильник. Сверху могильника улеглись и уничтожили его фундаменты ранних (VI в.) строений крепости. В VIII в. ее разрушили хазары. Восстановленная в X — XIV вв., а в XIV — XV вв. перестроенная генуэзцами, под ударом турок-османов крепость окончательно погибла в 1475 г. Благодаря раскопкам, которые ведутся уже почти сто лет, удалось изучить средневековые могильники Южнобережья Крыма: в урочище Балгота (близ Гурзуфской крепости), в районе АЮ-Дага, в Суук-СУ (территория «Артека»), в урочище Гугуш вблизи Ай-Даниля. Среди обнаруженных археологами предметов множество металлических украшений — «пальчатых» фибул VI — VII вв. браслетов, нашивных бляшек, массивных поясных застежек V — VII вв. и т. д., сочетающих в себе растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы с геометрическими вставками из цветного стекла или самоцветами. В VIII — X вв. на Южном берегу Крыма для защиты от хозяйничавших в степях кочевников создаются небольшие укрепления, — исары, где укрывались в случае опасности жители близлежащих поселений. Эти укрепления, обычно крохотные по размерам, служили исключительно как убежища: в них не было боевых крепостных сооружений, обычно лишь стены, изредка башни. Почти все исары — памятники многослойные: на них сохранились следы деятельности человека разных периодов истории. В течении длительного времени существовали крепость в Гурзуфе и поселении в Артеке (VI — XI вв.), укрепление Ореанда-Исар (VIII — XI вв.), укрепление на мысе Св. Троицы (VIII — XV вв.), укрепление на скале Панеа в Симеизе (VIII — XV вв.). Здесь, на Панеа, сохранились остатки оборонительной стены и двух башен генуэзского периода, однако при раскопках выяснилось, что скалу использовали для поселений уже в первые века нашей эры. На самой скале оказались остатки храма IX — X вв. с разноцветной, мастерски выполненной мозаикой (павлин клюет виноград, растущий из чаши), а вблизи скалы — подземный склеп, в котором лежали 245 бытовых предметов и украшений из стекла, камня, дерева и металла, типичных для могильников Крыма и Северного Кавказа той поры. В XIV — XV вв. значительной частью Южного берега владели генуэзцы. На итальянских географических картах впервые появляется населенный пункт Ялта под названием Джалита, Каулита, Эталита. Алупка на картах генуэзских владений значилась как небольшой причал для военных судов — Люпико. Господство Генуи на побережье ограничивалось и сдерживалась независимым христианским княжеством Феодоро (Мангупским), которое поддерживало тесные связи с Московским государством. В 1475 г. Южный берег Крыма захватили турки-османы. Ко времени присоединения Крыма к России (1783) население Южного берега Крыма расселилось и заняло все лучшие долины, удобные для земледелия и приближенные к водным источникам, к горным речкам. В результате освоения южнобережных земель и строительства, особенно оживившегося в первой половине XIX в., многие памятники были утрачены. С тех пор и поныне ведутся археологические разведки и раскопки, благодаря которым выявлены древние и средневековые сооружения.