Ст 156 неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Теория всего

Кайгородова Ольга Сергеевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень[email protected]

Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства ‬участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.

В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание ‬это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально ‬полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы ‬показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев ‬работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.

Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью

Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.

Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов ‬рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)

Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)

Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)

Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов ‬педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов

Антисанитарные условия ‬понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы

В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемый‬физическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. ‬несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем ‬инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц ‬начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.

Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. ‬1990. ‬7 ноября. ‬Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‬Барнаул, 2007. ‬С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. ‬Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. ‬С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. ‬2006.‬№1(6). ‬С. 30‬32.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.

OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education ‮Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 

[email protected]

The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation

Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.

Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Полный текст ст. 156 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 156 УК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 156 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - общественные отношения, обеспечивающие интересы несовершеннолетнего и его нормальное физическое и психическое развитие, дополнительный - здоровье несовершеннолетнего;
2) объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего:
- родителем, иным лицом, на которое возложены эти обязанности по воспитанию;
- педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Обязательным условием при квалификации преступления по ст. 156 УК РФ является совершение деяния, соединенного с жестоким обращением с несовершеннолетним;
3) субъект: общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, и специальный субъект - педагог или другой работник образовательной организации, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Виновный сознает, что не исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или исполняет эти обязанности ненадлежащим образом и жестоко обращается с несовершеннолетним.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи.

2. Применимое законодательство:
1) Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 18);
2) СК РФ (гл.11, гл.12, в том числе ст. 63 СК , и др.);
3) ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (гл.2 и др.);
4) ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст. 12 - органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними);
5) постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (утв. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей).

3. Судебная практика. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011).

Консультации и комментарии юристов по ст 156 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 156 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

СТ 156 УК РФ .

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно
педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской
организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного
осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением
с несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на
срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо
принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 156 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

3. Состав преступления - формальный, оно признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

4. Субъект преступления специальный: а) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; б) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последним в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Ст. 156 УК РФ имеет особенное значение в отношениях между несовершеннолетними и людьми, несущими за них ответственность. Обязанность взрослых, состоявшихся людей – правильно воспитать детей, помочь им осознать себя как личность, адаптироваться в обществе. Кроме эмоционального участия, дети нуждаются в элементарной заботе, правильном питании, наблюдении за состоянием здоровья, подходящей ко времени года одежде, разностороннем развитии, общении со сверстниками. Невыполнение условий содержания детей, применение к ребёнку физической силы и негативного морального воздействия воспринимается законом как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и жестокое обращение с детьми.


Плохое обращение с ребёнком в семье далеко не всегда бывает очевидным и может длиться продолжительное время. Оно подразумевает любые физические или моральные действия отрицательного характера в отношении несовершеннолетнего.

Наказание за нанесение вреда детям предусмотрено сразу в нескольких кодексах:

  1. СК РФ – статья 69.
  2. КоАП РФ – статья 5.35.
  3. УК РФ – статья 156.

Сюда же можно отнести статью 91 ЖК РФ, предусматривающую выселение родителей, если их проживание с детьми невозможно по решению суда.

Формулировки перечисленных статей имеют общую черту: все они устанавливают наказание за намеренное игнорирование или небрежное отношение к обязанности воспитывать несовершеннолетнего либо за жестокость во взаимоотношениях с детьми.

Понятие ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию включает в себя легкомысленное, равнодушное, невнимательное поведение, касающееся интересов детей. А также отсутствие достаточного внимания к окружающей среде ребёнка, питанию, гигиене, образованию, пренебрежение его правами.

При наличии перечисленных признаков наказание устанавливается по статье 5.35 КоАП РФ. Если пренебрежению обязанностями по воспитанию сопутствует жестокое обращение с детьми – статья 156 УК РФ.

Жестокость выражается в оказании физического или психологического насилия взрослым в отношении ребёнка, в посягательстве на его половую неприкосновенность.

Подобное разъяснение содержания противоправных действий по статье 156 УК РФ даёт Постановление Пленума ВС РФ.

К ответственности привлекаются:

  • мать и отец;
  • граждане, имеющие законное право и обязанность воспитывать ребёнка;
  • любые работники сферы образования, в том числе педагоги;
  • сотрудники учреждений здравоохранения;
  • социальные службы;
  • органы надзора за несовершеннолетними.

Чаще всего статья 156 Уголовного кодекса РФ применяется именно к родителям, несмотря на то, что забота о своих детях должна быть основным предметом их жизни. На втором месте – образовательные учреждения (школы, детские сады). Например, одна из распространённых проблемных тем, что освящаются в средствах массовой информации, - получение несовершеннолетними травм из-за халатного отношения к своим обязанностям педагогических работников (на спортивных тренировках, детских игровых площадках и так далее).

Статистика неутешительна: в России каждый год до 17 тысяч детей и подростков страдают от насильственных действий.

Жестокое обращение может носить:

  1. Активный характер, то есть нанесение вреда происходит целенаправленно, в соответствии со злым умыслом (побои, издевательства).
  2. Пассивный характер, когда происходит непроизвольное причинение ущерба, вызванное равнодушием или легкомыслием (ребёнок не воспитывается, не получает обязательного образования).

Причинённый вред зачастую сказывается непосредственно на детском здоровье, когда дети получают физические травмы (ушибы, переломы, запущенные заболевания). Регулярное нанесение таких повреждений часто приводит к психологическим проблемам.

Более опасный, но менее заметный ущерб наносит негативное психическое воздействие, оно становится причиной нарушения развития личности ребёнка, мешает его адаптации в обществе, влияет на эмоциональное состояние.

Статья 156 УК РФ определяет следующие виды наказания за совершённое злодеяние:

Последние пункты могут сопровождаться лишением до 5 лет права работать на определённых должностях.

Несомненно, нужны новые санкции против жестокого отношения к детям. Статья 156 УК РФ с комментариями и изменениями будет принята в ближайшее время.

Существуют разные мнения относительно применения санкций по данной статье. В докладе о практике судов Архангельской области по делам о преступлениях, направленных на несовершеннолетних за 2003–2004 годы, отмечено, что для назначения наказания достаточно совершить подобное правонарушение один раз. Но есть и те, кто считает, что для квалификации преступление должно носить систематический характер. К примеру, такая позиция была высказана Верховным судом Удмуртской Республики. Тема не утратила актуальности и на сегодняшний день. Нужно заметить, что большинство специалистов выражает согласие с первым мнением.

Опасность подобного деяния для общества в причинении ущерба, часто непоправимого, нравственности, психике и душевному состоянию детей.

Предусматриваемое действующей редакцией статьи 156 УК РФ правонарушение считается небольшой тяжести.

Объект – социальные взаимоотношения между малолетними воспитанниками и воспитателями, эмоциональное самочувствие ребёнка, его чувство собственного достоинства, здоровье.

Объективная сторона – в неподобающем выполнении или отказе от функций воспитателя не достигших совершеннолетия детей, если это сопровождается жестокостью в обращении с ними.

Признаки преступления:

  1. Недостаточное, формальное старание обеспечить ребёнка всем, что нужно для жизни, развития, получения образования.
  2. Глумление над человеческим достоинством несовершеннолетнего.
  3. Пренебрежение его интересами.
  4. Совершение осознанных действий, причиняющих вред здоровью.
  5. Умышленное оставление без помощи.

Небрежное отношение к воспитанию ребёнка выражается в активных и в пассивных действиях.

Жестокость может быть как в виде фактического совершения грубых действий с применением физической силы, так и в виде угрозы в адрес несовершеннолетнего, унижения, издевательских актов (наказание голодом и жаждой, содержание в запертом помещении и так далее).

Если последствием жестокого обращения стала смерть ребёнка или ущерб здоровью, статья 156 УК РФ не применяется. Преступление будет рассматриваться по статьям 105, 109–112, 115, 117, 118.

Само отношение преступника к совершённому означает наличие прямого умысла. Мотивы проявления жестокости и преследуемые цели незначительны и не оправдывают виновного.

Субъект – гражданин, в чей круг обязанностей входит воспитание ребёнка: родитель, работник образования или здравоохранения, других учреждений, деятельность которых направлена на работу с несовершеннолетними.

Уголовное дело по статье 156 УК РФ попадает в подследственность органа, обнаружившего преступление.

Д. В. В. обвиняется в пренебрежении исполнением обязанности воспитывать ребёнка, соединённом с жестоким обращением.

Д. В. В., мать несовершеннолетней, нарушила требования закона заботиться о здоровье детей – как физическом, так и психическом, обеспечить полноценное развитие, не допуская со своей стороны грубого и жестокого обращения. Нарушение выражено в умышленном пренебрежении обязанностями семьи заботиться о ребёнке. Д. В. В., специально избегая выполнения родительских обязанностей, не воспитывала и не заботилась о своей дочери, имеющей тяжёлое заболевание. Подсудимая продолжительное время проявляла умышленное жестокое обращение с ребёнком-инвалидом, лишив её необходимой медицинской помощи. В результате несовершеннолетняя многократно попадала в больницу с осложнениями, предотвратить которые было возможно, своевременно обратившись к врачу.

Суд ознакомился с доказательствами и признал обоснованность предъявленного обвинения.

Действия Д. В. В. квалифицированы по ст. 156 УК РФ .

При определении наказания была учтена опасность содеянного для общества, характеристики личности обвиняемой, насколько сильно необходимо воздействовать на виновную для её исправления. Отягчающие обстоятельства не установлены. К смягчающим относится признание подсудимой вины.

Факторы оценки личности Д. В. В.:

Вменяемость обвиняемой не вызвала сомнений у суда, на протяжении судебного заседания она вела себя адекватно.

Совершённое преступление считается оконченным, относится к категории небольшой тяжести.

Учитывая перечисленные факты и обстоятельства, суд признал Д. В. В. виновной, ей вынесен приговор и назначена исправительная мера по ст. 156 УК РФ – 200 часов обязательных работ.