Что такое складская логистика определение. Транспортная и складская логистика: важный элемент в стратегическом менеджменте предприятия

Важной составляющей в управлении производством (будь то крупная компания или мелкий предприниматель) является складская логистика. Даже начинающий производитель, рано или поздно, столкнется с ситуацией, когда производимая им продукция не помещается в домашней мастерской. Тогда ему придется решать вопросы: где хранить товар, на чем его привозить и увозить, как сделать этот процесс максимально эффективным.

Определение складской логистики

Логистика склада является частью общей логистики . Поэтому начать нужно с определения именно этого понятия.

Логистика – это рациональное управление потоками (материальными, людскими) в производственном процессе. То есть, организация движения товара от производителя сырья до конечного покупателя – это и есть логистика. вы можете познакомиться с понятием транспортная логистика.

На каком-то этапе по разным причинам товар накапливается, начинает нуждаться в хранении, а после в отгрузке со склада. Следовательно, складские помещения и выполняемые на них работы – часть, причем очень важная, всего процесса. Итак:

Складская логистика – звено общей логистики, занимается приемом товаров, их хранением, размещением, подготовкой к выдаче, отгрузкой. Сегодня невозможно представить грамотную работу складских территорий без знаний основ, принципов, технологий складской логистики.

Классификация складов в логистике

Существуют различные критерии для классификации складов: по назначению, по виду продукции, по виду складских зданий. Рассмотрим их подробнее в таблице.

Таблица – Классификация складов в логистике

Критерии классификации
По назначению - для производственного сырья (цеховой, заводской склады),
- для транзита и перевозок (как правило, для непродолжительного хранения на железнодорожных станциях или морских портах),
- для хранения на таможне (недолгое хранение, пока владелец проходит таможенный досмотр),
- для сезонного хранения,
- резервные склады,
- распределительные склады.
По виду продукции - склады для сырья,
- для комплектующих деталей,
- для готовой продукции,
- для хранения отходов, остатков.
По виду складских помещений - одноэтажные, многоэтажные склады,
- открытые, под навесом, закрытые склады.
По условиям хранения - склады общего назначения,
- специализированные склады,
- емкости для жидкостей,
- резервуары для хранения опасных веществ.
По степени технологической оснащенности - склады низкой, слабой механизации,
- средне механизированной оснащенности, под руководством человека,
- склады с автоматикой при некотором участии человека,
- склады высшей степени автоматизации, без участия человека.
По принадлежности к элементу логистики - склады для производителей,
- для посредников,
- для экспедиторов,
- для транспортных организаций,
- для торговых точек.

Перечисленные склады далеко не все из существующих хранилищ, но представленная классификация наиболее распространенная.

Правильно организованное складское помещение осуществляет 5 основных функций:

1) Прием товара, его отгрузка. Функция включает в себя: обработку товаров и сопровождающих документов, проверку количества и качества товара.

2) Складирование товара, его хранение.

3) Объединение партий товаров (мелких в более крупные), с целью доставить продукт одновременно всем, даже маленьким заказчикам.

4) Контроль над доставкой, запасами товара на складе. Существует определенный лимит для каждого ассортимента, не допускается ни увеличение, ни уменьшение его количества. В каждом варианте, предприятие получает убытки.

5) Различные логистические услуги (сборка, фасовка, распаковка, тестирование и прочее).

Основные принципы, технологии складской логистики

Любой склад управляет несколькими основными «потоками»:

Входящий. Все грузы, что «приходят» на склад нужно обработать: посчитать, разгрузить, проверить документацию.

Исходящий. Всю продукцию со склада нужно правильно «отпустить»: подготовить сопровождающие документы, упаковать, загрузить.

Внутренний. За грузом, находящимся на территории склада, нужно следить: перемещать, сортировать, обрабатывать по мере необходимости, оформить на них соответствующую документацию.

В основе организации потоков лежат технологические операции, показателями которых являются:

  • скорость товарооборота (как быстро уходит товар со склада, как быстро пополняются его запасы).
  • Сохранность качества товара и его свойств. От этого зависят потери, убытки предприятия.
  • Экономичность всей системы передвижения товара на складе.

Чтобы показатели технологического процесса (скорость, сохранность, экономичность) были высокими, важно следовать основным принципам складской логистики:

Параллельность. Этот принцип предполагает возможность выполнять одновременно различные операции на любом этапе логистики. Что сокращает время всей работы, увеличивает ее результативность, приводит к автоматизации действий.

Пропорциональность или соразмерность. Означает, что все связанные действия должны быть примерно равны по скорости, а также производительности. Если принцип не будет соблюдаться, то произойдут задержки, сбои в работе.

Ритмичность процесса. Подразумевает повторяемость операций на равных отрезках времени. Потоки могут, как нарастать, так и убывать. Ритмичность дает возможность посчитать затраты энергии, нормировать рабочий день, выделить время отдыха для людей и машин. Нарушаться этот принцип может не только внутренней несогласованностью, но и внешними факторами: привезли не в то время продукцию, начался аврал. Важно соблюдать этот принцип во всех направлениях.

Непрерывность. Означает, что перерывов и «перекуров» в работе нет. Принцип дает максимальную эффективность всему процессу логистики. Чтобы он соблюдался можно организовать работу посменно.

Поточность. Принцип предполагает такую организацию работы, при которой все сектора процесса последовательно связаны: конец одного действия – это начало другого. Это напоминает конвейер. Важно, чтобы сектора располагались максимально близко друг за другом для экономии времени передвижения.

Прямоточность. Из названия понятна суть принципа – «прямо и точно». Сэкономить время, трудовые ресурсы можно, если организовать процесс так, чтобы маршруты перемещения были прямыми (насколько это возможно). Или задействовать не только горизонтальную, но и вертикальную плоскость.

Соблюдение всех принципов позволит сделать более эффективными технологические операции складской логистики.

Какой должна быть складская логистика компании

Руководители любой компании понимают значимость логистики складских помещений. И здесь главный вопрос не в том, «какая мне выгода от грамотной логистики склада», а в том, «какая именно логистика будет эффективней для конкретной компании».

Общие требования к управлению складских хранилищ:

  • максимальная эффективность;
  • точность «швейцарских часов»;
  • гарантия сохранности всех грузов;
  • минимальные денежные затраты.

Качественная складская логистика предполагает наличие:

  • грамотных специалистов;
  • большого автопарка специальной техники;
  • разнообразных складов (попадающих в разные категории классификации);
  • успешный опыт конкретной практической работы.

Самыми сложными требованиями являются минимальность затрат и максимальная эффективность. А если компания маленькая, ей очень затратно организовывать логистическое хранилище?

Существует два способа организации: собственный или арендуемый склад (аутсорсинг). Но тут важно помнить, что сотрудничество с конторой, предоставляющей складские услуги, имеет плюсы и минусы.

  • плюсы: высокое качество предоставляемых услуг; дешевле, чем строить свои помещения.
  • минусы: отсутствие навыков управления (даже в перспективе) складскими помещениями; низкие перспективы развития собственного предприятия.

Как правило, строят свои складские помещения в том случае, если транспортные расходы «не съедают» прибыль от транспортировки.

Если руководители предприятия решили организовать склад, то им можно дать 5 практических советов:

1) На первом этапе очень важно просчитать самое подходящее число складских хранилищ. Это напрямую связано с объемами продукции, производимой предприятием. Оптимальное решение предполагает, что вся продукция «тютелька в тютельку» складируется в организованных помещениях. Большее ее количество заставит тратиться на транспорт, меньшее – повлечет простаивание пустых зданий. В обоих случаях, это ненужные расходы и убытки.

2) Еще раз подумать, нужна ли предприятию своя складская логистика. Сделать сравнительный анализ цен на аренду и покупку/постройку помещения. Посчитать, как быстро окупится покупка, какая итоговая прибыль останется после всех транспортных и организационных расходов.

3) Если после всестороннего анализа расчеты показали, что собственный логистический склад выгоднее, то следующим шагом должен стать выбор месторасположения складского помещения. Подойти к определению места нужно очень ответственно, учесть все нюансы: откуда товар будет приезжать на склад, куда потом его будут развозить.

5) Обязательнее условие правильной организации – это расчет самого эффективного способа складской логистики. Для этого определяют:

  • максимально удобные варианты складирования,
  • тип оборудования,
  • характеристики грузов,
  • способ обработки и хранения информации.

Только после того, как все моменты организации хранилища были детально проанализированы, можно принимать итоговое решение.

Ведение складской документации

Существует целый пакет нормативных документов, которые регламентируют прием, размещение, хранение и отгрузку различной продукции. Подробно перечень документов описан в «Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской федерации».

Для приема товаров понадобятся документы:

  • накладные от производителя или поставщика, являются «проходным билетом» для того, чтобы продукцию приняли на склад;
  • накладная о прибытии на склад.

В том случае, если количество продукции расходится с указанным числом в накладной или у товара совсем нет никаких сопроводительных бумаг, то составляется соответствующий акт. У него есть юридическая сила в случае предъявления претензий.

Перемещается груз внутри складского помещения с такими документами:

  • накладные-требования. Нужны для перемещения товара между отделами организации;
  • ведомости (или карты), в которых указан лимит использования. Нужны для перемещения груза со склада на производство.

Для отпуска продукции понадобятся документы:

  • указание. Имеет в наличии ссылку на счет и договор (для отдела логистики является обязательным для выполнения);
  • заборный лист и расходник.

Все документы о поступлении, передвижении, выдаче продукции содержат показатели, как количества, так и качества.

Любое производство напоминает езду на велосипеде: остановишься, тут же упадешь. Складская логистика равноценна педалям велосипеда: пока ее работа отлажена четко, ритмично и непрерывно, компания эффективно движется вперед.

Лекция по складской логистике

Складская логистика с точки зрения ежедневной практики торговых компаний решает глобальную задачу, суть которой заключается в своевременной отгрузке нужного количества и ассортимента товара в нужном качестве в соответствии с потребностями грузополучателей с минимальными издержками.

Чтобы решить данную задачу, во-первых, нужен, собственно, склад. Его можно построить самостоятельно или приобрести в собственность. Но для большинства компаний это чрезмерно высокие издержки для затрат на непрофильную деятельность.

Склад также можно арендовать, что выгодно, но требует значительных затрат на приобретение техники, оборудования, автоматизацию. В этом случае требуется также организовать все логистические процессы внутри склада, что связано с определенными трудностями.

Также можно воспользоваться услугами ответственного хранения от логистического оператора (3PL). В этом случае торговая компания передает свою логистику на аутсорсинг, и управление цепью поставок переходит в формат планирования, постановки задач и контроля результатов деятельности 3PL-оператора.

Не мало важным является вопрос, на каком складе организовывать логистику. Склады подразделяются на 4 основных класса: А, B, С, D. Не вдаваясь в излишние подробности, следует отметить, что выбор класса зависит, в первую очередь, от специфики обрабатываемых грузов и от того, насколько критична логистическая составляющая в цене товара, то есть какова рентабельность бизнеса и каков бюджет на логистику.

Вторым условием решения глобальной задачи, стоящей перед складской логистикой, является необходимость иметь оптимальный запас товара нужного ассортимента. Запас рассчитывается аналитиками в соответствии с планом продаж. Планируемые и фактические цифры могут расходиться. Если они расходятся в меньшую сторону, то арендованный или собственный склад будет простаивать. В первом случае налицо прямые издержки. Во втором - альтернативные. Если же фактические продажи превысили планируемые, и при выборе складских площадей это не было учтено, то результаты могут оказаться самыми плачевными. Склад может "встать", при этом поставки будут сорваны, потери от штрафов и непроданной продукции могут оказаться критическими. В этой ситуации работа с лого оператором может оказаться более гибкой и выгодной. Пускай с дополнительными затратами в виде повышающих коэффициентов за превышение резервируемой зоны хранения, доплатами за работу персонала сверх графика, но задача с большей вероятностью будет решена. Риски в виде претензий за срывы поставок в этой ситуации будут на лого операторе. Репутационные потери будут также снижены. Если правильно рассчитать размер резервируемой зоны хранения и подробно оговорить все взаимоотношения в соответствии со спецификой, можно минимизировать затраты и риски независимо от того, как поведут себя фактические продажи. В любом случае, чем точнее прогноз, тем лучше результат.

Для своевременной отгрузки товара со склада в нужном количестве и качестве необходимо иметь квалифицированный персонал, складскую технику, стеллажное оборудование, наладить условия охраны труда, внедрить эффективную технологию складской обработки грузов. Например, адресную систему хранения, систему складского учета и т.д. Но если говорить о максимальном качестве, скорости и точности, то здесь современные технологий зашли уже достаточно далеко. Вопрос состоит только в готовности к капитальным вложениям.

Склад класса А имеет безусловные преимущества в плане удобства, скорости и безопасности реализации логистических задач. Высокие потолки и стеллажное хранение позволяют добиваться максимальной отдачи от складской площади. Наличие широких проходов и просторной зоны экспедиции дает возможность справляться с пиковыми нагрузками и работать максимально интенсивно без «заторов» на тех или иных участках. Сухое отапливаемое помещение позволяет хранить широкий спектр грузов круглый год. Пожарная сигнализация и спринклерная система пожаротушения снижают риски гибели грузов в следствие пожара. Наличие мезонина дает преимущество в виде наличия обособленной зоны, где можно хранить штучные или ценные грузы. Офисные помещения – это существенный плюс, т.к. можно наладить работу соответствующих подразделений непосредственно на объекте со всеми удобствами.

Однако, просторный и удобный склад в решении задач складской логистики – это еще далеко не все. Современную складскую логистику невозможно представить без автоматизации. Использование системы автоматизации управления склада (WMS) вместе с ручными терминами дает максимальный эффект с точки зрения качества и сроков подбора, комплектации. Данная технология позволяет с наименьшими издержками и наиболее рационально использовать складской персонал и технику, повышая качественные показатели и минимизируя издержки. Автоматизация особенно важна при большой глубине складской обработки грузов, когда требуется работа со штучным товаром, производится стикерование, формирование наборов, юнитов, учитываются серийные номера и т.д. WMS играет важнейшую роль при партионном учете, учете сроков годности и реализации стратегий прибытия-убытия товара (FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD). Это наиболее актуально при работе со скоропортящимися грузами. Особенно, если речь идет о поставках продуктов питания на сети.

Не менее остро на современном складе стоит и вопрос безопасности. Ни для кого не секрет, что на складах всегда актуальна постоянная текучка кадров, и зачастую в складской логистике работают недобросовестные сотрудники. Результатом такой «работы» может быть пересортица, недостача. Помимо издержек, которые потом списывается на перевозчика или на склад, возникают репутационные издержки. Там, где грузополучатель контролирует показатели качества – это может привести к малусам, штрафам или просто ухудшению партнерских отношений. Для снижения таких рисков на складах широко используется видеонаблюдение по периметру склада и во всех значимых функциональных зонах (приемка, отгрузка, зона комплектации, зона выходного контроля). Организуется система авторизованного доступа. Создается служба собственной безопасности. Она осуществляет досмотр посетителей и сотрудников склада на входе и выходе, проводит меры по предотвращению возможных хищений, ведет внутренние расследования и сотрудничает с органами внутренних дел.

Как видно из вышесказанного, современная складская логистика – это сложная многогранная система, требующая всестороннего контроля и значительных затрат на обеспечение ее эффективного функционирования. Помимо прямых издержек всегда есть альтернативные. В связи с этим, при организации цепи поставок, необходимо оценить все риски и нюансы, прежде чем выбрать, по какому пути пойти. Не зависимо от выбора клиента, наша компания всегда готова предложить аренду современного складского комплекса класса А (с КПП, охраной, уборкой, вывозом мусора, парковкой для легкового и грузового транспорта) или полный комплекс высокотехнологичных складских услуг на нем со всеми преимуществами комплексного логистического аутсорсинга (надежный, материально ответственный партнер, высокий уровень капитализации и автоматизации логистики по разумным ценам, служба собственной безопасности, опытный складской персонал, гарантированное решение транспортных задач и т.д.). Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество!

  • 2. Выбор поставщика в закупочной логистике. Сущность и задачи закупочной логистики.
  • Виды закупок
  • Функции снабжения на пред­приятии.
  • Критерии оптимального выбора поставщика
  • Осуществление закупок
  • Контроль за выполнением заказа
  • 3. Особенности закупок по системе jit (точно в срок).
  • Применение и достоинства.
  • Суть системы поставок точно в срок.
  • Принципиальное отличие системы твс от традиционного снабжения.
  • Примеры применения системы поставки твс в торговле.
  • Основные слагаемые эффекта от использования твс.
  • 4. Толкающая система управления материальными потоками в про­изводственной политике. Логистическая организация производства.
  • Суть толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логисти­ческой системы.
  • Логистическая системаMrpii
  • 5. Тянущая система управления материальными потоками в произ­водственной логистике Суть тянущей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
  • Система «Канбан» как вариант тянущей системы.
  • Карточка оборота «kanban»
  • Движение карточек «kanban»: а, в, с - продукция; а, в - детали
  • 6. Логистический подход к управлению материальными потоками, эффективность его применения. Экономический эффект от использования логистики в производстве.
  • Ос­новные слагаемые от применения логистического подхода к управлению мате­риальным потоком на предприятии.
  • Причины, позволяющие снизить затраты, связанные с производительным процессом (оптимизация запасов сокращения численности вспомогательных рабочих, снижение потерь материалов и т.Д.)
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.
  • Задачи транспортной логистики.
  • Выбор поставщиков транспортных услуг.
  • Анализ транспортировки.
  • Виды/типы транспортировки
  • Выбор маршрута транспортировки
  • Опре­деление логистических расходов на транспорте.
  • Пути со­кращения транспортных издержек.
  • 8. Распределительная логистика. Распределительная логистика: понятие и задачи. Принципиальное отли­чие распределительной логистики от традиционных сбыта и оптовой продажи
  • Задачи распределительной логистики
  • Логистически организованная система оптовой продажи товаров.
  • Каналы рас­пределения
  • Построение системы распределения
  • Преобразование канала распределения в логистическую цепь
  • Ло­гистическое посредничество, основные группы логистических посредников, их функции и роль в логистике.
  • Целесообразность использования услуг логисти­ческих посредников.
  • 9. Информационные системы в логистике. Информационные потоки и требования, предъявляемые к качеству ин­формационного потока.
  • Сущность и задачи логистической информационной системы.
  • Построение информационных систем в логистике
  • Основные области применения логистической информационной сис­темы.
  • Система электронного взаимообмена информацией в области логистики.
  • Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
  • 10. Управление запасами в логистике. Материальный запас, двойственный характер запасов.
  • Причины создания и виды материальных запасов.
  • Основные системы контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами и др.
  • Определение оптимального размера заказываемой партии.
  • Управление запасами с применением анализа abc и xvz. Структуризация запасов: метод анализа abc
  • Возможный алгоритм дифференциации
  • 11. Разработка систем складирования в логистике. Склады, их определение и классификация.
  • Роль складов в логистике. Функции складов.
  • Эффективность функционирования складов
  • Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
  • Проблемы эффективного функционирования склада Собственный склад фирмы или склад общего пользования
  • Количество складов и размещение складской сети
  • Выбор места расположения склада
  • Принципы логистической организации складских процессов.
  • 12. Сервис в логистике. Формирование системы логистического сер­виса. Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия.
  • Формирование системы логистического сервиса.
  • Критерии качества логистического сервиса. Уровень логи­стического сервиса: понятие, методы расчета, определение оптимального зна­чения.
  • Определение оптимального объема логистического сервиса
  • 13. Организация управления службами в логистике. Сравнительная характеристика традиционной и интегрированной логистической систем управления материальными потоками на предприятии.
  • Логистическая служба в организа­ционной структуре предприятия, основные функции.
  • Функциональные инте­ресы подразделений фирм, их противоречия.
  • 14. Логистические центры. Понятие логистического центра. Состав типичного регионального логи­стического центра.
  • Логистические центры в России.
  • Интеграция России в ми­ровую логистическую сеть.
  • 15. Глобализация логистики. Сущность глобализации логистики.
  • Основные условия доставки товаров в Международной торговле. Базисные условия контрактов (инкотермс-2000).
  • Транспортная инфраструктура международных логистических систем.
  • Международные транспортные коридоры.
  • Грузовые транспортные центры в логисти­ческих системах.
  • Морские порты как центры международных логистических систем
  • Принципы логистической организации складских процессов.

    Логистический процесс -это определенная последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаи­модействия элементов и оптимизации логистической системы в целом. Логистический процесс на складе можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координацию смежных служб, так или иначе обеспечивающих эффективное функционирование склада. Этот логистический процесс не отож­дествляется с чисто физической грузопереработкой, относящейся к области технологии.

    Широта логистического процесса объясняется в первую оче­редь координацией доставки товаров, управления их запасами и обеспечением продаж. При этом должна соблюдаться упорядо­ченность во времени всего цикла грузопереработки для удовле­творения потребностей покупателя необходимым ассортиментом в требуемом количестве, в назначенное время. Основными логистическими принципами применительно к переработке гру­за на складе следует считать:

    Планирование - разделение склада на основные рабочие зоны и определение последовательности прохождения груза через эти зоны;

    Рациональность - планирование движения материального потока при сокращении количества операций до мини­мально необходимой величины и ликвидация возвратных грузопотоков;

    Системный подход - разработка прохождения грузов че­рез склад должна быть увязана с особенностями входящих и исходящих потоков с учетом всех их характеристик;

    Эффективность использования складских мощностей - хранение груза на складе должно обеспечивать максималь­ное использование площади склада и его высоты;

    Оптимальный уровень технической оснащенности - выбор технической оснащенности должен быть продиктован особенностями самого склада, перерабатываемого груза и экономической целесообразностью;

    Универсализация оборудования - применяемое подъем­но-транспортное оборудование (ПТО) должно выполнять различные технологические операции, чтобы сократить парк ПТО на складе до минимума и т.д.

    Функционирование всех составляющих логистического про­цесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет четко координировать деятельность служб склада, выступая при этом основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Логистический процесс на складе можно разделить: на операции, связанные с функцией логистической координации закупки и сбыта; на операции, связанные с переработкой груза и соответствующим документооборотом.

    Координация службы закупки осуществляется в ходе операции по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Функцией логистической координации является оптимальное совмещение интенсивности входящих и выходящих со склада грузопотоков, ориентированных на спрос клиентов, при максимальном использовании складских мощностей и минимальных логистических издержках.

    12. Сервис в логистике. Формирование системы логистического сер­виса. Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия.

    Любая компания, заботящаяся о развитии своего бизнеса, ориентируется на запросы потребителя, проводит мониторинг потребительского спроса. Основой спроса на любой товар служит полезность, определяемая потребителями и качеством.

    В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности недостаточно выпускать качественный товар. В процессе постав­ки товара покупателю производитель оказывает сопутствующие услуги, т.е. старается удовлетворить потребности и спрос поку­пателя. Логистический сервис - это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.

    Качество сервиса есть ключ к коммерческому успеху. Мировая практикам выработала определенные правила организации эффективного сервиса, суть которых состоит в следующем. Сервис должен быть обещан покупателю. Предварительно следует изучить, какой именно уровень сервиса покупатели этого сегмента считают отличным.

    Гарантии сервиса и его качества должны быть более обширными, чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные эмоции и стремление продолжать контакт с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетные контакты с покупателем должны развивать и закреплять положительную оценку покупателем службы сервиса предприятия.

    Современная отечественная и мировая практика свидетельствуют о возрастающей роли услуг, а по техни­ческому обслуживанию особенно, в конкурентоспособнос­ти фирмы в борьбе за повышение объемов продаж товаров, постоянство клиентуры и пр. Противостояние на рынке конкурирующих фирм определяет­ся сегодня уровнем, комплексом, системой сопровождаю­щих или подкрепляющих товар воздействий, т.е. услуг, называемых зачастую «сервисом».

    Требования покупателя заставляют производителей заботить­ся о сервисном обслуживании своей продукции. Чем сложнее техника и шире ассортимент выпускаемой продукции, тем слож­нее отследить необходимый уровень запасных частей, частоту их производства, географию потребителей. Чтобы сократить за­траты, связанные с созданием запасных частей, необходимо от­слеживать оптимальный объем с помощью поступающего от сер­висных служб запроса на запасные части. Для поддержания не­обходимого уровня сервисного обслуживания своей продукции на предприятиях создается специализированная служба, занимающаяся как сервисным обслуживанием, так и мониторингом запасных частей.

    Использование логистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс, налаживать взаимосвязь предприятия со службами сервиса.

    Объектом логистического сервиса выступают различные по­требители материального потока. Логистический сервис осуще­ствляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фир­мой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров. Работы в области логистического обслужива­ния можно разделить на три группы.

    1. Предпродажные работы по формированию логистическо­го сервиса - включают в основном планирование уровня этого сервиса.

    2. Работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров:

    Подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;

    Обеспечение надежности доставки;

    Сокращение сроков доставки;

    Предоставление информации о прохождении грузов.

      Послепродажные услуги. Это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Создание реестра проданных товаров позволяет точно опре­делять перечень качественных товаров, выявлять постоянный брак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь пе­речень послепродажных услуг должны осуществлять специали­зированные сервисные службы, имеющие определенный опыт.

    Основными задачами логистического сервиса являются:

    Консультирование потенциальных покупателей пе­ред приобретением ими изделий данного предприятия, по­зволяющее им сделать сознательный выбор;

    Подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;

    Передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным обра­зом выполнять свои функции;

    Предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонст­рации потенциальному покупателю;

    Доставка изделия на место эксплуатации таким об­разом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреж­дения в пути;

    Приведение изделия в рабочее состояние на месте эк­сплуатации и демонстрации потребителю его в действии;

    Обеспечение полной готовности изделия к эксплуата­ции в течении всего срока его нахождения у покупателя;

    Оперативная поставка запасных частей.

    В практике нашли воплощение следующие варианты сервисного обслуживания продукции в рамках модифика­ции товарной политики фирмы-изготовителя:

    Организация сервиса силами самой фирмы - изготовителя товара,

    Делегирование функций сервиса филиалу фирмы-изготовителя;

    Для организации сервиса создается специализирован­ная фирма;

    Сервис выполняется силами привлекаемых агентов, дилеров, т.е. посредников, с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполненных услуг;

    Для организации сервиса формируется на кооператив­ной основе организационное образование - фирма, консорци­ум и пр., за которыми закрепляется право производства и по­ставки запасных частей и осуществления ремонтных работ;

    Дифференциация услуг между потребителем (только техническое обслуживание) и изготовителем - подготов­ка кадров.

    Полный разбор понятия «складская логистика» с подробным описанием всех главных задач, функций и особенностей этого направления в бизнесе. Ответы на вопросы по организации системы складской логистики или ее передачи аутсорсинговой компании. Полезные видеоматериалы от экспертов.

    Что такое складская логистика

    У любой крупной компании, специализирующейся на производстве или продаже товаров, есть собственные склады или арендованные для этих нужд помещения. В них хранится сырье, материалы или готовая для реализации продукция и товары. Все работы по складу объединены в складскую логистику.

    Складская логистика – это организация процессов управления запасами. Сюда входя работы по организации склада, размещению в нем материалов, сырья, продукции или товаров, а также процессы по погрузочным и разгрузочным работам.

    Чтобы понять суть описываемого вида , стоит рассмотреть основные функции склада. Они выглядят так:

    • Складирование и хранение товаров и сырья. Это главная функция любого склада, которая помогает до минимума снизить временные затраты на выпуск продукции, и ее реализации конечному потребителю. Безусловно, в зависимости от того, что хранится на складе, в помещении поддерживаются определенные температурные режимы и, при необходимости, микроклимат.
    • Комплектование товара в зависимости от запросов заказчика или конечного потребителя. Речь идет о процессе преобразования производственного ассортимента в потребительский. Это позволяет выполнять заказы качественно, в срок и в соответствии с запросами покупателей.
    • Унитизация партий продукции или, проще говоря, объединение мелких партий грузов в более крупные, чтобы сделать услуги доступными для небольших компаний и при этом снизить расходы на транспортную логистику.

    Также склад позволяет компании предоставлять дополнительные логистические услуги другим фирмам и предприятиям. Это может быть фасовка товара, подготовка продукции к продаже и т. п.

    Основные задачи и функции складской логистики

    Задачи

    1. Разумная планировка складского помещения и выделение рабочих зон.
    2. Снижение затрат на переработку грузов.
    3. Рациональное размещение необходимого оборудования для выполнения складских операций.
    4. Снижение расходов на эксплуатационные затраты и времени на внутренние перемещения грузов и продукции.
    5. Применение унитизации партий отгрузок.
    6. Внедрение в работу склада информационных систем для снижения временных затрат на обработку запросов заказчиков и подразделений предприятия.

    Функции

    1. Организация хранения продукции, сырья или товаров.
    2. Внедрение в работу склада автоматизированных систем, например, систем управления складом.
    3. Комплектация партий по серийным номерам или срокам годности.
    4. Долгосрочное или краткосрочное хранение грузов другой организации, на условиях аутсорсинга.
    5. Подбор, комплектация и упаковка готовой продукции.
    6. Слежение за запасами.
    7. Обработка и утилизация бракованной или некондиционной продукции.
    8. Подготовка товаров к продаже: их маркировка и акцизирование.

    Организация системы складской логистики и ее особенности

    У многих предпринимателей, особенно на этапе , возникают вопросы по организации системы складской логистики. Найти компетентные ответы на них крайне сложно. Однако ниже они будут даны.

    На начальном этапе надо определиться какое количество складов необходимо для эффективной работы предприятия. Сюда же относится и определение площадей каждого отдельного склада.

    Надо понимать, что если складов не будет хватать, то у компании увеличатся расходы на транспортировку готовой продукции или товаров. В свою очередь, лишние складские помещения также принесут дополнительные и необоснованные расходы. Поэтому рассчитать количество необходимых помещений нужно очень тщательно.

    Обязательно надо определиться и с собственностью складов – купить или арендовать. Строительство собственного склада оправдана только в том случае, если предприятие будет выпускать большое количество продукции, что в дальнейшем оправдает транспортные расходы. То есть в расчет обязательно надо брать будущую прибыль и смотреть на арендные ставки в нужном регионе.

    Место размещения склада должно быть выбрано так, чтобы компания могла минимизировать затраты на транспортировку грузов.

    Не последнее место в организации складской логистики занимает определение наиболее эффективного размещения товара. Во внимание надо брать особенности помещения и требования к хранению груза (температурные режимы, влажность, микроклимат и т. д.).

    В результате детальных подсчетов и планирования можно организовать оптимальную систему складской логистики.

    Компания Russian Logistics предоставляет складские услуги и гарантирует сохранность любого груза при перевозке из стран Европы, СНГ, Юго – Восточной Азии, Америки. Большим плюсом сотрудничества с данной компанией, является экономия средств клиента, вы платите только за место, которое фактически занимает груз.

    Однако если все это кажется сложным, и нет времени на планирование логистики, то ее можно отдать на сторонней компании.

    Складская логистика на аутсорсинге

    В ситуации, когда компания не может без убытков организовать собственную систему складской логистики, целесообразно обратиться к сторонней логистической компании.

    Отдав все задачи по работе со складом, компания освободится от ряда непрофильных задач и снизит риск появления необоснованных расходов.

    Логистический аутсорсинг позволит передать управление складом и процессами хранения, складирования и транспортировки грузов компетентным специалистам.

    Но прежде чем отдать складскую логистику на аутсорсинг, надо понимать все плюсы и минусы такого решения.

    Плюсы аутсорсинга

    • При обращении в специализированную логистическую компанию можно быть полностью уверенным в качестве выполняемых работ.
    • Аутсорсинг позволяет быстро расширить географию деятельности компании или предприятия.
    • При делегировании задач по логистике аутсорсинговой компании нет необходимости искать, нанимать и обучать персонал.

    Минусы аутсорсинга

    • Очень высокая стоимость аутсорсинговых услуг.
    • Низкие перспективы развития предприятия.

    В завершении

    Складская логистика – это важный момент в работе любого крупного торгового или производственного предприятия. От того насколько правильно будет организованна эта система зависят расходы на транспортировку, хранение, складирование, внутреннее перемещение и комплектацию грузов.

    От описанного вида логистики зависит и имидж компании. Так как она отвечает за оперативность поставок товаров к конечным потребителям и удовлетворение их запросов.

    Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

    Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

    Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

    С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

    1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

    2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

    3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

    Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

    Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

    Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием -- это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие -- это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

    Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства -- все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

    В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.

    Современный склад -- это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

    В то же время склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.

    В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

    При формировании складской системы нужно помнить основной принцип: только индивидуальное решение с учетом всех сопутствующих факторов может сделать ее рентабельной. Четкое определение рабочих задач и тщательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада является предпосылкой его рентабельной работы.

    Это подразумевает, что любые затраты должны быть экономически оправданны, т.е. использование любого технологического и технического решения, сопровождающее капиталовложение, должно применяться исходя из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых на рынке технических возможностей.

    Основная задача склада - концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.

    К основным функциям склада можно отнести следующие.

    1. В соответствии со спросом преобразование производственного ассортимента в потребительский, что означает создание нужного ассортимента для выполнения заказов клиентов.

    Данная функция приобретает особенное значение в распределительной логистике, где торговый ассортимент представлен огромным перечнем товаров различных производителей, отличающихся между собой по конструктивности, размеру, цвету, форме и т.д.

    Эффективному выполнению заказов потребителей содействует создание нужного ассортимента на складе. Этот же фактор способствует осуществлению более частых поставок в нужном для клиента объеме.

    2. Складирование и хранение. Эта функция позволяет сглаживать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и способствует осуществлению непрерывного производства и снабжения на основании формирующихся товарных запасов.

    Хранение их в распределительной системе необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

    3. Унитизация и транспортировка грузов. Для сокращения транспортных расходов потребителей, которые заказывают со склада партии «меньше чем вагон» и «меньше чем трейлер», осуществляется функция объединения (унитизации) небольших партий грузов для группы клиентов до полной разгрузки транспортного средства.

    4. Предоставление услуг. Наглядным элементом этой функции является оказание клиентам всевозможных услуг, обеспечивающих организации высокий уровень обслуживания клиентов.

    Среди них: фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д. (подготовка товаров для продажи); проверка работы приборов и оборудования, сборка; предварительная обработка продукции для придания ей товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

    До сих пор складское хозяйство России на 90...95% представляет собой здания и помещения, которые проектировали и строили в условиях социалистической планово-распределительной системы, приспособленной для обслуживания централизованного завоза, хранения и поставок в розничную сеть. Следствием такого низкого уровня развития складской инфраструктуры стала высокая доля издержек на физическое распределение в себестоимости товара, поступающего в розничную торговлю. Таким образом, основной задачей логистики на многих предприятиях становится создание логистической инфраструктуры, адекватной материально-технической базе товарного рынка.

    Складские комплексы являются основным связующим звеном товаропроводящей сети между производителями и предприятиями потребительского рынка и услуг. Однако многие руководители компаний до сих пор недооценивают значимость складских процессов, которые существенно влияют на себестоимость товара при продвижении его от производителей и дистрибьюторов к конечным потребителям, обращая значительно большее внимание на другие операции - куплю-продажу, финансовые расчеты, производство. От эффективности складских технологий во многом зависят темпы развития и успешность компаний, поскольку именно они позволяют обеспечить оптимальный уровень сервиса для их клиентов.

    Общеизвестно, что одним из важнейших показателей современного складского комплекса является пропускная способность - показатель, который определяет, во сколько раз можно повысить оборачиваемость груза без вмешательства в складскую инфраструктуру. Пропускная способность во многом зависит от числа ворот и постов разгрузки и погрузки. В самом простом варианте склад должен иметь не менее двух ворот, позволяющих проводить одновременно операции по приемке товара и его отгрузке конечному потребителю. Приходится учитывать и нормы пожарной безопасности, и требования инспекций. При планировании погрузочных мест лучше, что называется, «перезаложиться», увеличив число ворот в бульшую сторону, так как расходы на последующую реконструкцию, как правило, будут существенно выше. Тем более что место перед закрытыми воротами можно использовать для дополнительных складских операций или отстоя автотранспорта.

    На современных складах число постов разгрузки и отгрузки чаще всего принимают равным числу ворот, хотя иногда последних бывает больше. Последний вариант используют при дистрибуции товаров, а также оптовые покупатели при продвижении товара к конечному потребителю, причем ворота оборудуют выравнивающими платформами (dockleveller) и герметизаторами ворот (dock shelter). При расчетах числа ворот используют следующие входные или планируемые данные:

    Планируемый грузооборот склада

    Число рабочих дней в году;

    Режим работы склада;

    Грузоподъемность транспортных средств, прибывающих под разгрузку-погрузку;

    Коэффициент использования грузоподъемности транспортных средств;

    Коэффициент неравномерности поступления грузов;

    Продолжительность рабочей смены, ч;

    Расстояние между транспортными средствами, находящимися под разгрузкой;

    Ширину кузова транспортных средств;

    Общую длину транспортного средства;

    Среднее время разгрузки транспортного средства.

    На основе этих цифр и производят расчеты. Здесь же следует учесть общий грузооборот как по прибытии груза, так и по отправке в отличие, например, от расчета технологических зон склада, которые определяют, как правило, на основе входящего грузооборота исходя из предпосылки: что на склад поступило, то и должно с него отгрузиться.

    Если таких данных для расчета нет, можно воспользоваться статистикой девелоперских проектов. При этом следует использовать не только средние показатели, присутствующие в классификации современных складских помещений (не менее одних ворот на каждые 700...1000 м2 складской площади), но и учесть реальный опыт работающих дистрибьюторских компаний и логистических операторов. Иногда при высокой интенсивности грузопотока или неэффективно организованной системе внутрискладской логистики бывает недостаточно и одних ворот на каждые 500 м2.

    Определившись с числом ворот, можно приступать к расчету и других необходимых складских площадей. По своей структуре общая складская площадь состоит из следующих технологических зон и подсобных помещений:

    Полезная площадь склада (грузовая площадь), которая используется непосредственно для хранения товара;

    Вспомогательная площадь склада, занятая проездами и проходами;

    Площадь участка приемки-отгрузки;

    Площадь участка приемочной экспедиции (организуется в случае планируемых поставок грузов на склад в праздники или в нерабочее время, когда товар принимается по факту и размещается в специально отведенной зоне, но не приходуется в информационной системе склада до наступления рабочего времени);

    Площадь участка комплектования (организуется в случае, если планируется отбор не из мест хранения, а консолидация товаров и отбор товаров в одном месте);

    Служебная площадь, занятая рабочими местами и другими служебными помещениями.

    Расчет полезной площади склада зависит от существующего и перспективного грузооборота компании. В этом отношении часто бывает недостаточно имеющихся в компании статистических данных и приходится создавать математическую модель.

    Вспомогательная площадь склада во многом зависит от применяемого для механизированной обработки грузов типа техники. Основой для ее выбора является параметр, который обозначается в технических характеристиках как Ast - расстояние, которое включает в себя ширину машины и безопасные зазоры по обеим ее сторонам, которые обеспечивают безопасное маневрирование с паллетами в межстеллажных аллеях. В абсолютных значениях вспомогательную площадь (проходов и проездов) можно определить по формуле

    Sвсп = 0,9Sгруз.

    Данная формула действовала как норма при технологическом проектировании складов в конце ХХ века, но для приблизительных оценок, когда нет возможности обратиться к профессионалам, эти оценки с определенными допущениями вполне подойдут. В условиях функционирования или планирования складского комплекса величина площади проходов определяется следующими факторами:

    Ширина рабочего коридора используемой техники;

    Размер сетки колонн складского помещения;

    Ориентация продольной оси паллеты относительно оси стеллажа.

    В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м. Следует учесть, что при организации стеллажного хранения на стандартных конструкциях по правилам пожарной безопасности через каждые 11 секций должен быть организован технологический проезд (проход).

    Зона приемочной экспедиции рассчитывается и организуется лишь в том случае, если операции предполагается выполнять в неурочное время. При планировании складского комплекса грамотный специалист обязательно точно продумает все возможные режимы работы склада и учтет все нюансы. Единственное, что необходимо отметить, - главным критерием, определяющим параметры этой зоны, будет время нахождения товара в приемочной экспедиции.

    Главное предназначение зоны отправочной экспедиции - это консолидация грузов при отправке конечному потребителю и формирование отгрузочных пакетов. Поскольку ее вынуждены организовывать практически все компании, остановимся на этих расчетах подробней. Площадь зоны отправочной экспедиции можно определить по следующей формуле:

    Sоэ = 0,35SгрузKs,

    где 0,35 - коэффициент, характеризующий зависимость площади склада отправочной экспедиции от грузовой площади склада; Ks - коэффициент использования складской площади (0,25...0,4).

    Расчет служебной площади необходимо производить от общего числа работников склада. При штате склада до трех работников площадь принимается по 5 м2 на человека, от 3 до 5 сотрудников - по 4 м2 на человека, более 5 сотрудников - 3,25 м2.

    В заключение приведем структуру распределения площадей по зонам в зависимости от общей площади помещения, которое рекомендовалось для складов в конце XX столетия.

    Следует заметить, что приведенные в таблице данные весьма усредненные. Кроме того, за последнее время в складской логистике произошло много технологических изменений. Тем не менее, этот пример может служить ориентиром при распределении общей площади склада на отдельные технологические зоны и позволяет оценить, насколько рационально уже существующее разделение на зоны.

    Однако окончательное решение по структуре площадей лучше принимать после выполнения технологических расчетов. Их можно провести самостоятельно или привлекая компетентных и грамотных специалистов как для планирования складских помещений, так и их оптимизации в целях рационального использования.

    Итак, транспортно-складская логистика занимается организацией, управлением складской и транспортной составляющей на всех уровнях логистических схем. Как правило, выделяют отдельно транспортную и складскую логистику, однако благодаря процессам универсализации и увеличивающимся масштабам логистической деятельности, эти два блока можно объединить.

    Для каждого конкретного склада составляющие складской системы значительно отличаются друг от друга как ее элементы, так и сама структура, базирующаяся на взаимосвязи этих элементов. Эффективную складскую деятельность возможно создать только на грамотно организованном пространстве. Любая компания независимо от ее профиля и отрасли, в которой она работает, рано или поздно сталкивается с необходимостью планирования своей деятельности и соответственно с потребностью в планировании необходимых складских площадей, обеспечивающих требуемые объемы продаж и рост компании в целом.