На соревнованиях по фехтованию. История фехтования

Фехтование представляет вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля.

Соревнования у мужчин проводятся в трех видах оружия - рапира, сабля, шпага, у женщин - рапира и шпага. Касание оружием поражаемой поверхности соперника определяется судьей и при помощи электрофиксатора.

Рапира спортивная общей длиной до 110 см и весом до 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Сабля спортивная длиной до 105 см, весом до 500 г, стальной эластичный клинок трапецевидного переменного сечения с гардой, защищающей кисть руки.

Шпага спортивная общей длиной не более 110 см и весом до 770 г, колющее оружие с гибким стальным клинком трехгранного сечения, кисть руки защищена гардой диаметром 13,5 см.

В поединках на рапирах разрешены уколы только в туловище, на шпагах - во все части тела, кроме не защищенного маской затылка, на саблях - уколы (или удары) во все части тела выше пояса. Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м. и шириной 1,8 - 2 м.

Спортсмены выступают в легких защитных курточках, покрытых металлизированной тканью (рапира, сабля), в масках с металлической сеткой и в перчатке на вооруженной руке.

Кроме этого, фехтование принято делить на виды:

1. Боевое фехтование - это искусство владения различными видами ручного холодного оружия. Так сказать, практическая часть подготовки настоящего воина к реальному бою;

2. Спортивное фехтование - это, как видно из названия, вид спорта, по которому сегодня проводятся чемпионаты Европы и чемпионаты мира. Также, спортивное фехтование включено в программу Олимпийских игр;

3. Артистичное фехтование представляет собой вид спортивного фехтования. Основной целью спортсменов является преподнесение, как зрителям, так и судьям, правдоподобного поединка с использованием настоящего холодного оружия;

4. Историческое фехтование основано на использовании древней техники и тактики ведения боя. Также спортсмены, участвующие в поединке исторического фехтования, надевают старинное снаряжение, костюмы и берут копии оружия искусных мастеров прошлого;

5. Сценическое фехтование - этот тип фехтования направлен на зрелищный показ того, как можно владеть ручным холодным оружием. Сценическое фехтование является дисциплиной во многих театральных учебных заведениях.

Фехтование зародилось на территории Испании ещё в 15 веке. Именно там оно приобрело наибольшую популярность. В 1567 году королём Карлом IX была создана фехтовальная Академия. Если обратиться к культурной стороне вопроса, то тяжело упустить такой нюанс, как девиз фехтования. Образовался он ещё в 1650 году, когда Мольер сказал следующие слова: “Фехтование - это искусство наносить удары, не получая их”.

Спустя время помимо Испании в жизни и развитии фехтования стали участвовать и другие страны. Так, например, в 1765 году французы предложили в бою использовать специальные фехтовальные маски, чтобы повысить безопасность данного вида спорта.

Первые Олимпийские игры , которые, как известно, проводились в Афинах, включили в свою программу данный вид спорта. Поэтому не стоит удивляться, что фехтование стало таким популярным во всём мире.

В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая приступила к утверждению общих правил и занятий, связанных с популяризацией этого спорта. Начиная с 1906 года, по фехтованию стали проводить чемпионаты Европы, а с 1937 года - чемпионаты мира.

Что касается правил, то фактически, основная их часть образовалась ещё в средние века. Сегодня, впрочем, как и раньше основная цель каждого спортсмена (фехтовальщика) - нанести укол холодным оружием своему противнику, и, конечно, попытаться избежать этого укола самому. Побеждает тот, кто нанесет своему врагу больше уколов.

Как и в других видах спорта, бой в фехтовании управляется и оценивается спортивным судьёй. Аппарат, который упоминался немного выше, с помощью ламп регистрирует уколы, нанесённые бойцами. Как это происходит? Всё предельно просто: электрические схемы находятся и в одежде, и в оружие фехтовальщиков. Так вот эти схемы связаны с аппаратом, который и регистрирует уколы.

Международная федерация фехтования ФИЕ образована в 1913 и объединяет около 100 национальных федераций.

Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года . В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

    Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки . Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов, . В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

    Правила

    Главная цель спортивного состязания - нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил . Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стоп!» уколы (удары) не засчитываются - за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

    Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

    Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

    В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

    В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

    В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

    Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 ), а также на электропроводимость .

    Команды в фехтовании

    Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

    • Ан гард (фр. En guarde , К бою ) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
    • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы? ) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
    • Алле! (фр. Allez! , Начинайте! ) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
    • Альт! (фр. Halte! , Стой! ) Остановка боя.
    • А друа (фр. A droit , Направо ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
    • А гош (фр. A gauche , Налево ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
    • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать ). Укол не присуждается никому.

    Фехтование на рапирах (фр. fleuret )

    Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

    Фехтование на саблях (фр. sabre )

    Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

    Фехтование на шпагах (фр. épée )

    Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

    Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.

    Различаются следующие команды:

    • Ан гард (фр. En guarde , К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
    • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
    • Алле! (фр. Allez! , Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
    • Альт! (фр. Halte! , Стой!) Остановка боя.
    • А друа (фр. A droit , Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
    • А гош (фр. A gauche , Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
    • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать). Укол не присуждается никому.

    Фехтование на рапирах (фр. fleuret)



    Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

    Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

    Фехтование на саблях (фр. sabre)

    Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.

    Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

    Фехтование на шпагах (фр. épée)

    Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.

    Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

    Оружие

    Используется три вида оружия — рапира,сабля, шпага.

    Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).


    Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

    Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

    Шпага с рукояткой пистолетного типа

    Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

    Сабля в спортивном фехтовании

    Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы острием, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

    На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

    Экипировка


    Куртка



    Штаны



    Маска

    В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

    У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

    Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

    Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

    Три вида оружия используется в соревнованиях по фехтованию: рапира, сабля, шпага.

    Легкая и гибкая рапира когда-то использовалась только для тренировок. В боях с рапирами засчитываются касания острием корпуса соперника. Шпага - дуэльное оружие с обоюдоострым лезвием. Удары должны наноситься кончиком шпаги, засчитывают ее касание любой части тела. Сабля - удары наносятся только выше пояса, как это было когда-то в конных сражениях.

    История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

    Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.

    В средние века фехтование носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простой люд - горожане и крестьяне - фехтовали на палках, обитых железом, и на алебардах.

    Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке. Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей, вышедшие в 1474г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии - ассоциация фехтовальщиков.

    В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

    К первой четверти XVI столетия широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

    В XVII веке во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

    В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

    Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце XIX века. В 1986 году по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

    9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ).

    Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914 года. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919г.

    Фехтование как вид спорта было включено в программу первых Олимпийских игр современности 1896 года. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах было личное первенство на рапирах и саблях среди мужчин. Командное первенство по этим видам оружия стало проводиться начиная с Игр III Олимпиады (1904г.). Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад впервые были проведены в 1900 году, а командные по этому же виду оружия впервые состоялись на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Личные соревнования среди женщин в первый раз проводились в 1924г. на Олимпийских играх в Париже, а командные состязания - на XVII Олимпиаде в Риме (1960г.). В Атланте в 1996 году женщины впервые в истории Олимпиад скрестили шпаги в личных и командных соревнованиях, ранее женщины соревновались лишь на рапирах.

    До 1956 года на олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920г.г.) и на саблях (1920г). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях - на рапирах и саблях и в командных - на рапирах, саблях и шпагах.

    Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти - обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые).

    Аладар Геревич - венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960г.г. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет.

    Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей.

    В 60-х годах отечественная школа фехтования прочно утвердила свой авторитет на международной арене. Крупных результатов в различных международных соревнованиях достигли фехтовальщики Кубы, Польши, Румынии.

    В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

    За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Использование фехтовальной культуры выходит за рамки фехтования как вида спорта. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

    Необходимость изображения фехтовального поединка в театре, кино определила формирование сценического фехтования. Широко распространены также национальные виды фехтования.

    В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века, когда оно стало восприниматься как средство воспитания воинского духа, развития ловкости, в отличие от турнирной и дуэльной форм на Западе. На вооружение офицеров, рейтерских и драгунских полков было принято холодное оружие различных образцов. В дальнейшем на основе военно-прикладного фехтования стало развиваться и спортивное фехтование. ПетрI сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «рапирную науку». В начале XIX века разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834г.).

    Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 году в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 году в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Этот вид спорта стал развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

    Во 2-ой половине XIX века спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 года в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом.

    В XX веке в России четко обозначились 2 направления в развитии фехтования: прикладное штыковое и сабельное для офицерского состава и рядовых солдат и любительское спортивное фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, которое культивировалось среди учащихся, студентов, а также среди офицерства и нижних чинов.

    Впервые официальные соревнования по фехтованию на эспадроне, рапире и винтовке с эластичным штыком по утвержденным правилам были проведены в марте 1860 года для офицеров гвардии в Петербургском фехтовально-гимнастическом зале. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы. К соревнованиям допускались только офицеры.

    Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908года в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах.

    С 1899 по 1916 года по инициативе Петербургского атлетического общества проводятся ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

    В начале XX века русские фехтовальщики С.Агафонов, П.Заковорот, Ю.Мишо, А.Мордовин и другие успешно выступали в отдельных международных соревнованиях. В 1910г. в Париже русские фехтовальщики приняли участие в крупных международных соревнованиях, заняв 3 5 места.

    Наиболее интересно проходили состязания по фехтованию на I и II Всероссийских Олимпиадах 1913 и 1914 годов. На Киевской Олимпиаде 1913г. впервые было разыграно женское первенство по фехтованию на рапире.

    Дебют наших фехтовальщиков на Олимпийских Играх 1912 года был неудачным: ни одного первого места.

    В 1918 году были созданы первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. Год спустя в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Основы советской школы фехтования заложили педагоги: П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов.

    В начале 20-х годов в городах нашей страны появились первые кружки любителей фехтования, стали проводиться городские, губернские и областные олимпиады и первенства гарнизонов и военных округов, создана Всесоюзная секция фехтования. 30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования.

    В 1935 году в Ленинграде открылась первая детская спортивная школа фехтования, позже они открылись в Харькове, Москве, Ростове.

    В том же году состоялись первые международные встречи советских фехтовальщиков.

    С 1938 года ежегодно проводятся первенства городов и чемпионатов страны.

    Федерация фехтования СССР вошла в состав Международной федерации в 1952 году, а в 1956г. в Лондоне женская команда СССР впервые стала чемпионом мира.

    За большие успехи в чемпионатах мира и вклад в развитие фехтования федерация фехтования СССР В 1963 была награждена кубком Роберта Фейерика - высшей наградой Международной федерации фехтования.

    Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988г.г. В Хельсинки (1952г.) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. В Мельбурне (1956г.) удалось завоевать 2 бронзовые медали. И вот на Играх XVII Олимпиады (1960г.) советские рапиристы открыли счет золотым олимпийским медалям, завоевав первые места в личном и командном первенствах.

    Чемпионами в личном зачете становились: в 1960г. - рапирист Виктор Жданович, в 1964г. - шпажист Григорий Крисс, в 1968г. - рапиристка Елена Белова, в 1972г. - саблист Виктор Сидяк, в 1976, 1980г.г. - саблист Виктор Кровопусков, в 1980г. - рапирист Владимир Смирнов. Кроме того, еще 30 спортсменов стали олимпийскими чемпионами, выступая в командном первенстве. И среди них трехкратные олимпийские чемпионы Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко, Владимир Назлымов.

    На Олимпиаде в Барселоне в 1992г. «золото» завоевали саблисты сборной СНГ (объединяющей все республики бывшего Советского Союза, кроме стран Балтии).

    С 1992 года начинает свою самостоятельную историю российское фехтование. Накануне Игр в Барселоне была создана федерация фехтования России. Наилучших результатов за эти годы добились российские саблисты: чемпионом мира в личном зачете в 1993 и 1995г.г. становился Григорий Кириенко, а вся команда в целом в 1994г. завоевала золотые, а в 1995г. - серебряные медали. Значительного успеха добился и шпажист Павел Колобков, победив на чемпионатах мира 1993 и 1994 годов.

    Более 30 лет не поднимались наши рапиристы на высшую ступень пьедестала почета в личном зачете. И это, наконец, удалось сделать Дмитрию Шевченко на первенстве мира 1995 года. Команда, которую он возглавлял, заняла 2-ое место.

    После токийской победы Григория Крисса никому из наших шпажистов не удавалось приблизиться к олимпийскому пьедесталу в личных турнирах. И вот спустя 32 года в 1996 году в Атланте первым из россиян завоевал золотую медаль шпажист Александр Бекетов. Вообще, успех фехтовальщиков России в Атланте был убедителен: четыре золотые, две серебряные и одна бронзовая медали.

    Фехтование называют «шахматами с мускулами» - и там и тут нужны доли секунды для принятия решения: чуть-чуть не туда кольнул, не успел увернуться от укола противника (в фехтовании), убрал руку с уже передвинутой фигуры и понял - не то (в шахматной партии) - и вот оно, поражение. Здесь всё: умение просчитать ситуацию со скоростью компьютера; учёт сильных и слабых сторон известного тебе соперника и умение навязать свой стиль противнику неизвестному; напор, решительность, полная физическая и психологическая готовность именно к сегодняшнему бою, кураж.

    Фехтование прошло долгий путь в своем развитии и выбрало к сегодняшнему дню из многих три вида холодного оружия - рапиру, саблю, шпагу .

    Оружие фехтовальщика - стальной гибкий клинок с наконечником на острие, установленным с целью безопасности соревнующихся; гарда - круглый металлический щиток или металлическая дужка с мягкой прокладкой, прикрепленная к рукоятке и служащая для предохранения кисти руки от удара противника.

    Правила соревнований по каждому из трех этих видов оружия предусматривают разные размеры поражаемой клинком поверхности. Рассмотрим.

    Рапира – cамое легкое и гибкое колющее спортивное оружие, когда-то были использованы исключительно для тренировок. Клинок рапиры имеет четырёхгранное сечение, которое утончается к концу, длина не должна превышать 90 сантиметров, а диаметр гарды должен быть от 9,5 до 12 сантиметров. Длина рапиры в собранном положении не превышает 110 сантиметров, вес не превышает 500 грамм.

    Правила предусматривают касания наконечником корпуса соперника.

    Шпага – еще одно колющее оружие, но длиннее (на 20 см) и тяжелее (на 200 г) рапиры. Лезвие обоюдоострое, клинок трехгранный. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов уколы наносятся практически на всё тело от головы до пят (туловище, руки, ноги, голова). Шпагу называют дуэльным оружием.

    Фехтование на шпагах является одним из составляющих современного пятиборья.

    Сабля – рубящее или рубяще-колющее оружие с трёхгранным клиноком длиной 88 см. Общая длина сабли 105 сантиметров, вес 500 грамм. Наибольшее распространение получила у кочевников Средней Азии. Насчитывается около 15 видов сабли с названиями по географическому признаку (хевсурская, афганская, персидская и др.). В русской армии в конце ХIХ века была заменена шашкой. Удары – только выше пояса.

    Главная цель спортивного состязания фехтовальщиков - нанести укол противнику и уклонится от укола самому. Одерживает победу тот, кто первый нанесет сопернику количество уколов предусмотренных правилами или нанесет их больше за установленный промежуток времени. Бои проводятся один на один. Фехтовальщики орудуют на специальной дорожке из электропроводящего материала в ширину 1,5-2 м и длину 14 м, которая обособлена от фиксирующего укола или удара аппарата. Фиксирующий аппарат соединен проводами с оружием и одеждой фехтовальщика. При нанесении спортсменом укола, зажигаются лампы разного цвета. Когда спортсмен нанес укол противнику, зажигается лампа, которая находится на его стороне.

    В фехтовании на рапирах и саблях засчитываются только те уколы, которые нанесёны в поражаемую поверхность. Такие уколы называются действительными. Действительные уколы сигнализируются красной либо зеленой лампой, а недействительные белой лампой. Если одновременно загораются цветная и белая лампы, это говорит о том, что вначале нанесен недействительный укол, и в этом случае действительный не засчитывается.

    В фехтовании на шпагах используются только цветные сигналы. Действительными считаются все нанесенные уколы, поэтому засчитывается каждый укол. Если лампы загораются с двух сторон одновременно, значит, каждому спортсмену засчитывается по уколу.

    Фехтование появилось в самые древние времена - оно было способом обороны. В Японии, Китае, в Древнем Египте орудием фехтования были бамбуковые палки, позднее к ним добавили специальную рукоятку для предохранения руки; придумали даже некое подобие маски – валик, защищающий глаза. В Древней Греции и в Древнем Риме, где любили всяческие представления, фехтование стало зрелищным искусством. В средние века фехтование являлось элементом воспитания мужчины-воина, рыцаря и дворянина.

    Первые книги по истории фехтования (шпагой и рапирой) были изданы более 500 лет назад, в Испании. Первые учебники по фехтованию создали в 16 веке итальянцы.

    Как вид спорта фехтование сформировалось в 19 веке и особенно популярным было во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

    На Олимпийских Играх современности, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1896 году, соревнования были проведены по 9-ти дисциплинам, и фехтование существовало в их числе. Тогда проводилось личное первенство на рапирах и саблях исключительно среди мужчин. Впрочем, женщины к участию в Олимпиаде вообще не допускались, им это было позволено только в 1924 году, и до 1996 года они соревновались лишь на самом легком оружии – на рапирах. Мужская шпага появилась на Олимпийских Играх 1900 года в Париже, женская – почти через 100 лет, на Играх-1996 в Атланте.

    В России «рапирную науку» ввел Петр I. Он сделал фехтование обязательным для придворных, и ввел в программу обучения в военных и гражданских учебных заведениях.

    В 1816 году в Санкт-Петербурге впервые появилась фехтовальная школа. В ней готовили инструкторов и учителей. А в 1855 году - фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса. Так возникло первое российское спортивное фехтовальное общество.

    Российские фехтовальщики впервые участвовали на Олимпийских Играх только в 1912 году. Эти стокгольмские Игры были для них не очень удачными: ни одного первого места. Ах, как было стыдно перед Его Императорским Величеством! И тогда Россия более серьезно взялась за фехтование: в 1913 и 1914 годах проводятся всероссийские Олимпиады, затем первое женское первенство по фехтованию (на рапире)...

    Фехтование в СССР . В 1918 году были впервые основаны советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов армии и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. С 1919 года свою историю ведет Главная военная школа физического образования трудящихся в Москве. В начале 20-ых годов прошлого века возникают первые кружки для поклонников фехтования. Именно тогда начали проводить различного масштаба соревнования по фехтованию, и создана первая Всесоюзная секция фехтования.

    В 1935 году в северной столице наконец-то появилась спортивная школа фехтования для детей . Вскоре количество школ начало активно расти и уже школы фехтования стали открываться они в Харькове, Москве, Ростове и многих других городах.

    В это же время состоялись первые встречи советских фехтовальщиков со спортсменами из других стран. Но на Олимпийских Играх советские фехтовальщики завоевали свои первые медали (две бронзовые) только в 1956 году на Олимпийских Играх в Мельбурне. Зато на следующих Играх, в Риме, наши спортсмены начали отсчет золотых наград. Они были лучшими и в личном (Виктор Жданович , рапира), и в командном первенствах. На московских Олимпийских Игрых в 1980 году золотые медали завоевали саблист Виктор Кровопусков и рапирист Владимир Смирнов . Кроме того, еще 30 фехтовальщиков стали победителями Олимпийских Игр, выступая в командном первенстве.

    Кровопусков за годы своей спортивной карьеры стал двукратным ратным олимпийским чемпионом в личном и командном первенствах. В 1979 году Международной федерацией фехтования он был признан лучшим саблистом мира.

    На Олимпиаде-96 в Атланте, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой, наши фехтовальщики завоевали рекордное число медалей – 4. Никогда до этого мы так не побеждали! Там саблист Станислав Поздняков завоевал золото и в личном, и в командном первенствах.

    Поздняков – второй после Виктора Сидяка российский четырёхкратный олимпийский чемпион, а также 11-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, пятикратный обладатель Кубка мира, пятикратный чемпион России (в личных соревнованиях). Ныне старший тренер сборной команды России по фехтованию (все виды оружия).

    Ещё два имени саблистов.

    Алексей Якименко (род. в 1983 г.) – бронзовый призер Афин-2004 (командное первенство), участник трех Олимпиад (кроме афинской – пекинской и лондонской), пятикратный чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка мира, десятикратный чемпион Европы. После неудачного выступления в Лондоне думал завершить карьеру фехтовальщика («Проигрывать всегда сложно для любого спортсмена, и это вдвойне тяжело, когда знаешь, что победить тебе было по силам»), но передумал: «К следующей Олимпиаде нужно двигаться поступательно: от одного турнира к другому, а в течение этого времени просто получать удовольствие от любимого дела. Я немало сделал за 21 год. Я никогда не сдавался – ни после травм, ни после поражений, ни после упреков в свой адрес, и всегда шел к своей цели. Так же планирую и продолжить». Д’Артаньян?!