"Вассал моего вассала - не мой вассал. Феодальная лестница в истории Средних веков"
1. Как поделить?
Почему король не мог забрать все земли в своё единоличное владение? С кем и почему он всегда должен был ею делиться?
Потому что королю была необходима опора и поддержка для удержания власти, поэтому он делился землей с баронами, которые сражались за него, а также с церковью, которая за это должна была поддерживать короля.
2. На время или навсегда?
Каковы два признака феода? Каким образом земля, однажды пожалованная барону, могла остаться в его роду навсегда?
1-й признак феода – он жалуется за службу;
2-й признак феода – он мог передаваться по наследству.
Земля, однажды пожалованная барону, могла в его роду остаться навсегда при условии, что его дети, а потом и внуки будут нести ту же службу перед королем, что и их отец.
4. Вассал моего вассала.
Почему в Англии действовала норма «Вассал моего вассала – мой вассал» и вассалы всех уровней в равной степени должны были подчиняться королю?
Потому что в Англии после захвата нормандцами каждый землевладелец принес присягу королю и считался подданным королю. Поэтому и верховным собственником всей земли был король.
5. Воины-господа.
Как вы думаете, почему средневековая знать считала военное дело более почётным, чем хлебопашество? Кто мог не согласиться с этим мнением?
Потому что военное дело приносило богатство, земли и звания, в то время как земледелие этого не могло дать. Поэтому и считалось, что сражаться с врагами, защищать свою землю является более почетным, чем работать на земле. С эти мнением могли не согласиться сами крестьяне, которые работали на землях богачей днем и ночью и кормили их.
6. Земля Церкви.
Предположите, почему светская знать намного чаще теряла свои земли, чем Церковь?
Потому что идти против церкви в средневековье означало идти против Бога и согрешить. Церковь, наоборот, только приобретала земли, так как каждый богач хотел «задобрить» Бога через молитвы монахов и платил им землей за это.
Вопросы в конце параграфа.
1. Назовите не менее трёх причин того, почему земля была главным богатством в Средние века. Какое значение размеры этого богатства имели для положения людей в обществе?
Земля была главным богатством, так как являлась
Источником жизни и пропитания;
Способом оплаты на службу или услуги;
Отражением социального положения человека.
Чем большим количеством земли владел человек, тем выше было его положение.
2. Определите, кому принадлежит земля, если король отдал её в феод герцогу, тот передал одну треть её в феод своему барону, тот точно так же – своему рыцарю, а рыцарь – оруженосцу. Зачем была нужна такая сложная система владения?
Вся эта земля принадлежала все равно королю. А такая сложная система была необходима, чтобы в случае опасности собрать своих подданных для ведения военных действий. Каждый вассал должен был явиться на службу к своему сеньору и в итоге всех их соберет король, как верховный сеньор.
Вопросы к дополнительному материалу.
1. Почему вассальные отношения в Средние века предпочитали оформлять не письменными договорами с подписями и печатями, а ритуальными действиями?
Потому что соблюдение традиций в средневековье было важнее письменных договоров и было делом чести.
2. Почему вассальную клятву приносили публично?
Для того чтобы как можно больше людей были свидетелями установленных отношений и нарушить клятву было все сложнее. А если все же вассал нарушит клятву, он не смог бы избежать публичного порицания.
1. Перечислите, какие поступки вассала могут рассматриваться как предательство им своего сеньора.
Предательством вассала было: оставить своего сеньора на поле боя, а самому спасаться, напасть на замок своего сеньора, убить его родственников.
2. Как вам кажется, составитель этого документа «придумал» возможные преступления вассалов или же опирался на действительный опыт отношений между сеньорами и вассалами?
Я считаю, что составитель документа опирался на действительный опыт.
Формула широко известная: вассал моего вассала - не мой вассал
.
Если вассалитет это подчинение, то формула абсурдна.
Если я подчинил губернатора, районные города обязаны признать мою власть автоматически.
Габсбург одно время платил то, что выглядело данью, - за распоряжение некоторыми землями Османов.
Фактически перед нами именно вассалитет.
Окончательный вывод
: вассалитет это достаточно точный аналог аренды.
Все вассальные обязанности - совершенно обычная плата, только натурой.
Сюзерен вассалу - не господин; он тот, кто обладает суверинитетом над сдаваемой в аренду землей.
Именно поэтому вассал имеет право объявить сюзерену войну, - здесь подчинения и на дух нет.
О ДАНИ В ЦЕЛОМ
На самом деле, категорически неясно, чем являлось то, что историки обощенно называют ДАНЬЮ.
Да, была и дань, особенно с побежденных, но это следует доказывать - в каждом случае употребления термина.
Потому что, на деле, это может оказаться чем угодно.
***
Положим, поставили казаки крепость на острове посреди реки и объявили этот участок реки своим.
Всякий проходящий мимо обязан остановиться и отстегнуть хозяину крепости за право прохода по его участку.
С точки зрения не особо развитого человека это совершенно законно. И это не дань.
Уверен, что все налоги, включая пошлины на ввоз и вывоз, в основе порождены именно этой формой взыскания.
Но сама по себе эта форма не дань и не налог.
Это право суверенного хозяина крепости на получение законного вознаграждения за право прохода по его участку.
ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗБОРА (ВИКИ )
Дань
:
1. натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов;
2. термин древнерусского финансового права.
Дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства . В частности, так часто поступало Древнеримское государство.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
: Никакой отсебятины.
Если вассал моего вассала не мой вассал, то в вассальном государстве платит только вассал-монарх.
Никто, кроме вассала-монарха (ни города, ни феодалы), завоевателю не платит - исходя из формулы.
ДАЛЕЕ:
ЭСБЕ определяет что дань согласно древнерусскими летописными сводами употребляют в смысле военной контрибуции, которую славянские подвластные племена платили своим победителям, то есть оккупантам: на севере — варягам, на юге Руси — хазарам.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Варягам и хазарам могли платить за право прохода в море через их крепости. Это - да, законно.
Хочу посмотреть хоть на одного варяга или хазара, что рискнул бы сунуться в наши леса за данью.
Нет, я не патриот, я махровый либерал, но первое, что сделает варяг на русской земле, - заплатит за право прохода.
Это - норма.
ДАЛЕЕ:
В некоторых странах (Англия, Франция, Болгария и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
: Песнь Песней. Натурально.
Феодальный оброк - первый признак освобождения низовой личности от матрилинейного рода, где он всем должен.
Феодальный оброк это уже регламентация сверху. Вторая половина 19 века, если сверять с Австрией и Германией. Если точно, то 1842-1843 годы самое раннее.
Ах, да, они ссылаются на Англию, Францию и Болгарию - все вкусное оставили за кадром.
Грустно становиться от той информации, которая изливается с экрана телевизора и с интернета о событиях в Украине. В начале странная эйфория по поводу Майдана, в последующем такое же странное противопоставление таможенного и евро союзов, сейчас какой то бред о начале революции и т.д. и т.п.
Вкратце. Начнем с последнего, революция - это коренная ломка сложившихся отношений… Может я слепой и политически не подкован, ну не вижу никакой «ломки» в Украине. Если, как декларируется, всем надоела «воровская власть», ясно, что стоянием ее не изничтожишь. Уничтожить можно, как в кино, только путем физического уничтожения ключевых фигур этой банды. Сегодняшнее стояние больше напоминает театр абсурда, где роль массовки отведена обычным обывателям, а главными артистами исполнителями выступают «революционеры» - провокаторы и все это с ведома одного «режиссера». Что лично мене режет глаза в сегодняшнем раскладе? Национальная карта - козырь в руках «режиссера», или ящик «пандоры» в руках местечковых правителей. И в том и в другом случае это откат в средневековье, возрождение национализма в объятиях христианского мракобесия, как инструмента манипуляции массами, и это в двадцать первом веке.
Противостояние. Кого с кем? То, что мир сегодня однополярный, что все государства, за редким исключением, встроены в глобальную экономику, что мерилом вклада в эту экономику является простая ничем не обеспеченная бумага, что «заработанная бумага» за счет продажи природных и людских ресурсов правителями «национальных» государств хранится в «сейфе» того кто печатает эту «бумагу», что выстроена строгая иерархия по отношению к субъекту который печатает «бумагу». У кого-то есть сомнение? Думаю любой здравомыслящий человек, должен видеть очевидные вещи, как то, что на сегодня в мире выстроена обычная феодальная структура управления и потребления благ, разве что на ином качественном уровне, во главе с одним «боссом». А все отношения этим «боссом» строятся по принципу вассал моего вассала мой вассал. То, что сегодня происходит в Украине это не более чем отработанная веками практика управления - разделяй и властвуй. Один вассал - группа, в пользовании которой находится Россия, в иерархии хочет закрепиться на втором уровне - условно «восьмерке», а «босс» хочет ослабить своего вассала и «скинуть» на третий уровень, на котором находятся «правители» Украины. К чему я это все говорю, на сегодня при той структуре власти в России и в Украине, а она абсолютно едина в подчинении одному субъекту, вектор дальнейшего развития событий предопределен, это для примера путь Мали (Africa Unite. Колонизация 2.0, http://rabies-rabbit.livejournal.com/10333.html). Т.е. в ближайшее время мы будем покупать предметы развитой цивилизации по мировой цене, получать, соответственно месту в иерархии, деньги за свой труд либо социальное пособие, и люто ненавидеть американцев, которые будут безраздельно господствовать на территории постсоветского пространства.
Средневековье в Европе имеет несколько характерных черт и явлений. Конечно, это рыцари, Крестовые походы и инквизиция. Но и еще и вассалитет. Эта система взаимоотношений внутри государства стала основополагающей для долгой европейской эпохи.
Происхождение
Чтобы понять, что такое вассалы, достаточно рассмотреть пример любой средневековой Эта система возникла в государстве франков в VII-VIII веке. В это на руинах Римской империи появились прообразы современных европейских государства. Правителям был необходим формат, при котором они могли бы сохранять собственную власть и при этом полагаться на поддержку армии.
Что такое вассалы? Это люди, обладающие земельными наделами, которые признают себя подданными короля. Такой статус получали солдаты, зачисленные в армию государства и служившие в ней. При этом самые богатые феодалы могли иметь по-настоящему крупные хозяйства из нескольких деревень или даже городка.
Как правило, такие большие участки получали преданные королю люди. Надел передавался по наследству детям и внукам. При этом потомки также должны были служить государству.
Повинность вассалов
В чем заключалась По требованию короля они должны были привести к нему собственную небольшую армию. Из таких отрядов собиралось полноценное войско, защищавшее страну от внешней угрозы и внутренних неурядиц. В обязанности вассала входила регулярная охрана границ государств, а также плата налогов в центральную казну.
Права от его положения в государственной иерархии. Каждый феодал получал титул. Самые влиятельные и сильные становились герцогами. Далее по лестнице вниз шли графы и бароны.
Рыцари были представителями таких знатных фамилий. Однако у них не было земли. Вместо этого они владели комплектом доспехов и лошадью. Рыцари поступали на оплачиваемую службу к феодалам или королю. Что такое вассалы? Это слуги короля. Их сеньор гарантировал им безопасность и защищал от нападок соседей. Такая система взаимных компромиссов просуществовала в Европе несколько столетий.
Если при своем возникновении система вассалитета помогла государям западноевропейских королевств сделать свои державы стабильными, то со временем феодальная повинность привела к проблемам. Они были закономерными. Постепенно в руках самых влиятельных семей оказывались большие земельные ресурсы. Они владели множеством крестьян и солдат.
Некоторые из них бунтовали против центральной власти, а кто-то даже покушался на престол. Например, во Франции королевский институт стал всего лишь формальностью. Настоящая власть оказалась в руках самых сильных феодалов. Один из них (Гуго Капет) позже сам стал королем, оставив не у дел старую династию Каролингов.
Особенности системы
Этот случай не был единичным. Некоторые вассалы добивались больших привилегий. Например, они сами могли собирать налоги внутри своего надела, а также начинали чеканить собственную монету. Это приводило к экономической независимости от столицы, а затем и к раздробленности государства.
Ситуация ухудшалась тем, что в Европе было распространено правило «вассал моего вассала - не мой вассал». Так, герцоги могли подчинять себе многочисленных графов, которые оказывались в изоляции от короля. В период наибольшей раздробленности к независимости стремился почти каждый вассал. феномена, принятое в потеряло актуальность. Что такое вассалы? Это еще и люди, которые давали своему государю клятву верности. Этот обряд со временем стал обязательным и получил свой собственный ритуал. В знак установления отношений сеньор отдавал вассалу свою перчатку.
Сравнение Европы и Руси
Во Франции и Англии привела к ослаблению королевской власти и многочисленным войнам внутри государства. Это мешало развитию экономики. И в той и в другой стране короли пытались вернуть себе былое влияние, что, в конце концов, привело к установлению абсолютных монархий в позднем средневековье.
Нечто похожее происходило и на Руси. Отличием было только то, что система взаимоотношений между центром и провинцией устанавливалась с помощью лествичного права. Кроме того, процесс распада государства на отдельные княжества начался на Руси на несколько веков позже чем в западной Европе. Это привело к отставанию нашей страны в развитии в период Нового времени.