Акта обследования жилищно бытовых условий — его назначение, кто участвует, правила составления. Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося Акт обследования жилищных условий

Характеристика жилищных условий

Характеристика жилищных условий состоит из следующих показателœей: жилищный фонд и его изменения, улучшение жилищного фонда, капитальный ремонт, модернизация и реконструкция, обеспеченность населœения жильем. Разберем элементы групп показателœей, которые перечислены выше.

Жилищный фонд:

1) общая площадь жилищного фонда, м 2 ;

2) жилая площадь, м 2 ;

3) удельный вес жилой площади в общей, %;

4) общее число квартир – всœего (единиц), в т.ч. отдельных, коммунальных;

5) распределœение квартир по числу комнат, %;

6) распределœение квартир по среднему размеру, %;

7) распределœение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;

8) распределœение жилищного фонда по времени постройки, %;

9) распределœение жилищного фонда по степени износа, %.

Согласно НК РФ жилой площадью признается площадь жилых комнат в жилых домах и помещениях, т. е. изолированных помещениях, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общая (полезная) площадь жилого помещения определяется как сумма площади всœех частей такого помещения и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, ванных или душевых, санузлов, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. Подсобными помещениями в общежитиях, помимо рассмотренных, являются помещения медицинского обслуживания и культурно-бытового назначения.

При оценивании комфортабельности жилищного фонда также значение имеет и соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади указывает на низкую комфортабельность жилища, низкий – может указывать как на плохую планировку, недостаточность жилой площади, так и на высокую комфортабельность жилищного фонда.

Жилищный фонд учитывается по видам жилых помещений:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилой дом - ϶ᴛᴏ индивидуально-определœенное здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании (п. 2 ст. 16 ЖК РФ).

Квартира - ϶ᴛᴏ структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает вероятность прямого доступа к помещениям общего пользования в данном доме и состоит из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комната - ϶ᴛᴏ часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для использования в качестве места непосредственного проживания людьми в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Учёт жилищного фонда ведется по видам собственности (ст. 19 ЖК РФ):

1) частный жилищный фонд фонд, который находится в собственности граждан и юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в т.ч. жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);

2) государственный жилищный фонд – фонд, который находится в собственности Российской Федерации и в собственности субъектов РФ;

3) муниципальный жилищный фонд фонд, который находится в собственности района, города, а также ведомственный фонд, который находится в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

4) общественный жилищный фонд фонд, который состоит в собственности общественных объединœений;

5) жилищный фонд в коллективной собственности фонд, который находится в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединœений.

Классифицироваться жилищный фонд также может и по видам расселœения: жилищный фонд в домах коридорного типа, жилищный фонд с поквартирным расселœением, жилищный фонд в бараках, жилищный фонд в общежитиях коечного типа, жилищный фонд в подвалах и полуподвалах.

По целям использования жилищный фонд делится на (п. 3 ст. 19 ЖК РФ):

1) жилищный фонд социального использования – совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

2) специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан в предоставляемых жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, используемых гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, используемых собственниками этих помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставленных гражданам по иным договорам, предоставленных собственниками этих помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный фонд обязательно подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).

Государственный учет жилищного фонда наравне с прочими формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в т.ч. его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (п. 5 ст. 19 ЖК РФ).

Движение жилищного фонда:

1) убыль жилищного фонда, всœего м 2 , в т.ч. по причинам выбытия:

а) по ветхости и аварийности;

б) от стихийных бедствий;

в) в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;

г) в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;

2) жилищное строительство:

а) ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, м 2);

б) число построенных квартир – всœего, ед., в т.ч. с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;

в) средний размер построенных квартир, м 2 ;

г) ввод жилья по источникам финансирования, м 2 ;

д) структура нового жилищного строительства по этажности, %;

е) ввод в действие жилых домов по формам собственности;

ж) ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;

з) ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов

Жилищный фонд распределяется по степени износа, т. е. выделяется общая площадь жилых помещений с износом свыше 70% – каменных и свыше 65% – деревянных и пр.; общая площадь аварийных строений. Данный показатель очень похож на показатель ʼʼвыбытие по ветхости и аварийностиʼʼ.

Жилищное строительство является ключевым источником пополнения жилого фонда. Оно реализовывается государственными и негосударственными предприятиями и организациями, индивидуальными застройщиками с помощью бюджетных средств, ипотеки, личных средств граждан и других источников финансирования. Год от года увеличивается удельный вес жилищного строительства за счёт средств населœения и с помощью кредита.

Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:

1) капитальный ремонт, м 2 общей площади;

2) реконструкция жилищного фонда, м 2 ;

3) источники финансирования капитального ремонта.

Благоустройство жилищного фонда:

1) жилая площадь, которая оборудована: водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими плитами, ванными, душем, % ко всœей площади жилищного фонда;

2) % жилых домов с мусоропроводом;

3) % квартир с телœефонами.

Обеспеченность населœения жильем:

1) жилая площадь в среднем на одного проживающего, м 2 /чел.;

2) общая площадь в среднем на одного проживающего, м 2 /чел.;

3) численность населœения, проживающего:

а) в отдельной квартире;

б) в коммунальной квартире;

в) в отдельном доме или его части:

г) в общежитии;

4) то же, в % ко всœем жителям;

5) средняя площадь отдельной квартиры, м 2 /квартира;

6) среднее число жителœей на одну комнату, чел./комната;

7) число домохозяйств, состоящих на учете для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);

8) число семей беженцев и вынужденных переселœенцев, которые нуждаются в жилье.

В нашей стране по показателю ʼʼжилая площадь в среднем на одного проживающегоʼʼ вводится величина, которая определяет значение гигиенического норматива. При выполнении международных сопоставлений жилищных условий в основном применяется показатель ʼʼобщая площадь в среднем на одного проживающегоʼʼ (см. табл. 9).

Когда получается обеспеченность 20-25 м 2 жилой площади на человека, то в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность обладать комнатой для общения, совместного приема пищи и т. д.

Рассмотрим расчет обеспеченности и доступности жилья.

Характеристика жилищных условий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика жилищных условий" 2017, 2018.

Проверка места проживания школьников, результатом которой является акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, заполненный в соответствии с образцом, выполняется классными руководителями для выявления:

  • фактического состояния жилья, в котором живет школьник;
  • соблюдения норм количества граждан, проживающих совместно в рамках данной жилплощади;
  • финансового положения семьи учащегося;
  • выполнения санитарно-гигиенических норм, способствующих сохранению и укреплению здоровья домочадцев и ребенка в частности;
  • наличия и состояния места для учебы, игр и отдыха школьника.

С какой целью составляется акт обследования семьи учащегося?

Скачать бланк акта обследования жилищно-бытовых условий учащегося
Скачать в.docx

Вразрез с тенденцией к последовательному улучшению материальных и социальных условий в нашей стране сохраняется процент семей, не способных обеспечить ребенка необходимым минимумом по ряду причин. Проведение проверок и составление акта обследования семьи учащегося призвано стимулировать родителей к пересмотру сложившихся бытовых условий, распорядка и образа жизни семьи, отказу от вредных привычек.

Проведение проверки первоочередно следует расценивать как , инструмент защиты прав несовершеннолетних, находящихся под семейной опекой и не способных трезво оценить условия проживания. Важно отметить, что обследование призвано выявить не только поверхностные факторы неблагополучия (неустроенность жилищных условий, отсутствие вещей и предметов первой необходимости), но и факты эмоциональной нестабильности, которые могут наблюдаться в финансово обеспеченных и внешне благополучных семьях (скандалы, диктат, наложение несправедливых оценок и запретов - проявления, ведущие к подавлению инициативности несовершеннолетнего, развитию агрессии и формированию «бунтарской» позиции).

Процедура оценивания жилищно-бытовых условий школьника осуществляется в случае возникновения у педагогов, социальных работников, представителей правоохранительных организаций оснований полагать, что нормы проживания ребенка в семье не соответствуют общепринятым нормам (у ребенка замечены побои, признаки систематического недосыпа или недоедания, отсутствуют вещи первой необходимости).

КАК ОБСЛЕДОВАТЬ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ?

Отвечает Екатерина Ильгова, кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Саратовской государственной юридической академии

Поводами для проведения проверки и заполнения акта жилищно-бытовых условий семьи являются:

  1. Регулярное нарушение учащимся норм социального и общественного поведения.
  2. Фиксирование эпизодов , токсических или наркотических веществ.
  3. Факт постановки школьника на учет в комиссию по делам несовершеннолетних или правоохранительные органы.
  4. Поступление жалоб со стороны педагогов, родственников, соседей о невыполнении родительских обязанностей или ненадлежащем обращении с детьми в семье.
  5. Смена места жительства семьи, вследствие чего могут ухудшиться условия проживания несовершеннолетнего.
  6. При получении ребенком травмы с целью выяснения обстоятельств, сопутствующих получению увечий (несчастный случай, родительская халатность, намеренное нанесение физического вреда).

Проверка жилищных условий с последующим составлением акта также осуществляется в рамках процедуры лишения родительских прав или усыновления школьника.

Состав комиссии, осуществляющей проверочные действия по предварительному согласованию с родителями или без него, может меняться в соответствии с целями мониторинга. В зависимости от особенностей случая в состав уполномоченной комиссии могут быть включены педагоги (первоочередно - классный руководитель), представители социальных служб, попечительских и правоохранительных органов.

Что включить в заполненный акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Составление отчетного документа по результатам проверки выполняется в свободной форме, но в соответствии с требованиями к содержанию. Для возможности использования заполненного акта обследования жилищно-бытовых условий семьи в качестве доказательной базы в бланк важно включить следующие пункты:

  1. Даты обследования, которая может совпадать с датой посещения комиссией семьи несовершеннолетнего или не совпадать (но важно помнить, что акт составляется не позднее, чем через три дня с момента обследования).
  2. Наименования документа.
  3. Список проверяющих.
  4. Цель проведения обследования (в рамках плановой проверки или в связи с поступившей жалобой).
  5. Тип (квартира, дом) и адрес обследуемой жилплощади.
  6. Состав семьи, проживающей в обследуемом жилом объекте.
  7. Подписи проверяющих, подтверждающих согласие с изложенной в акте информацией.

При обследовании следует уделить особое внимание уровню обеспечения основных потребностей учащегося в семье, который определяется по ряду параметров, представленных в таблице.

Скачать таблицу параметров определения уровня обеспечения основных потребностей учащегося в семье
Скачать в.docx

Пункты содержания акта На что следует обратить внимание при проверке
Состав семьи Кто фактически осуществляет надзор за учащимся, уровень вовлеченности домочадцев в .
Уточнить, кто из близких родственников проживает в непосредственной близости и оказывает посильную помощь в содержании и обучении несовершеннолетнего.
Финансовая обеспеченность семьи Общий уровень дохода, наличие продуктов питания, одежды, игрушек, канцелярии в необходимом количестве.
Состояние здоровья ребенка Провести визуальную оценку на предмет соответствия физиологического состояния школьника возрастным показателям.
Уточнить наличие хронических заболеваний и необходимость в постоянном медицинском наблюдении или лекарственном обслуживании.
Определить вероятность эпизодов физического или психического насилия над несовершеннолетним.
Внешний вид домочадцев Опрятность и состояние детской одежды, ее соответствие росту и весу школьника, возрастным параметрам и сезонности.
Наличие средств для ухода и личной гигиены (расчески, полотенца, зубной щетки и прочего), находящихся в свободном доступе.
Уровень социальной адаптации Адекватность поведения членов семьи во время визита комиссии, характер общения несовершеннолетнего с родителями, близкими родственниками, представителями проверяющих служб.
Воспитание в семье Форма освоения обязательного образовательного минимума, посещение спортивных секций, тематических кружков , организация обучения и досуга несовершеннолетнего - наличие образовательной среды и места для самостоятельной учебной работы.
Соблюдение норм безопасности Оценить возможность доступа школьника к опасным предметам быта (согласно возрастному фактору): лекарствам, химическим смесям, электроприборам и т.д.
Удовлетворение эмоциональных потребностей Характер отношений между домочадцами, готовность к совместному времяпровождению, уровень взаимодоверия, наличие/отсутствие семейных ценностей и традиций.
Факторы риска Наличие потенциально опасных для школьника факторов физического и эмоционального плана (выявления фактов пренебрежительного или неуважительного отношения к правам ребенка, эксплуатации, покушения на физическую и половую неприкосновенность).

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося: заполненный образец

Ввиду того, что обследования благополучия семей школьников включено в обязанности классного руководителя, для экономии времени рекомендуется заполнять акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося по заполненному образцу . Благодаря этому удастся легко избежать неточностей, включить в отчетную документацию всю необходимую информацию и избежать упущения важных деталей, позволяющих составить справедливое мнение об условия проживания школьника в семье.

Образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем

Скачать образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем
Скачать в.docx

Блоки документа Пояснения
Шапка Акт обследования жилищно-бытовых условий
учащегося _______ (Ф.И.О.) ________ (класса) ____,
проживающего по адресу ______________
Тип семьи

Благополучная (родители отличаются высокой моральностью, вовлечены в школьную жизнь, обеспечивают благоприятный эмоциональный настрой в семье).

Неблагополучная:

  • нравственно нестабильная (родители или родственники, проживающие совместно с учащимся, ведут аморальный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические или токсические средства, отказываются работать, проявляют асоциальные качества, а также игнорируют родительские права и обязанности);
  • педагогически некомпетентная (родители проявляют несогласованность при озвучивании требований к школьнику, практикуют физические меры наказания, не владеют правилами организации учебно-воспитательного процесса, не интересуются успехами и поведением ребенка в школе);
  • конфликтная (папа с мамой или родственники постоянно конфликтуют между собой, демонстрируют примеры жестокости, рукоприкладства, нетерпимости, эмоционального неблагополучия).

Также следует зафиксировать факт постановки семьи на учет в отделе защиты прав несовершеннолетних в местной администрации.

Характеристика родителей Ф.И.О. мамы и папы, занятость, место работы, должность, уровень жизни и вовлеченности в процесс воспитания ребенка, уровень педагогической культуры, характер проживания с ребенком (совместно или раздельно).
Информация о других близких родственниках (бабушках и дедушках, братьях, сестрах)
Совместно со школьником проживает (список родственников).
Указать, какое участие они принимают в воспитании и материальном обеспечении несовершеннолетнего.
Статус семьи Школьник воспитывается в ____ (полной, неполной, многодетной...) семье или ребенка воспитывает мать-одиночка, в семье есть инвалид и т.д.
Уровень дохода (обеспеченная, средний достаток, малообеспеченная).
Наличие полноценного питания, сезонной одежды по размеру (обеспечивается/не обеспечивается).
Обеспеченность средствами для подготовки к обучающему процессу, канцелярскими принадлежностями.
Жилищно-бытовые условия Учащийся проживает совместно с членами семьи (список) в _____ (квартире, комнате общежития, частном доме), количество комнат составляет ___.
Санитарно-гигиеническое состояние жилых и нежилых помещений соответствует (не соответствует) нормативам.
В квартире оборудована детская комната (или зона), укомплектованная всеми необходимыми предметами мебели (кровать, шкаф для личных вещей). Мебель находится в (отличном, удовлетворительном, неудовлетворительном) состоянии.
Имеются (не имеются) условия для подготовки обучающегося к школьным занятиям (письменный стол с дополнительным источником освещения, место для хранения учебников и письменных принадлежностей).
Характер взаимоотношений в семье

Отношения родителей и ребенка, характер которых следует учитывать педагогу при определении особенностей ведения психолого-педагогической работы , строятся в соответствии с принципом (выбрать наиболее предпочтительные):

  • родительский авторитаризм, отрицание свободы выражения мысли и действий;
  • подавление проявляемых ребенком инициатив;
  • гиперопека, которая проявляется через полное ограждение несовершеннолетнего от жизненных трудностей и забот;
  • пассивность со стороны взрослых - явное нежелание принимать участие в процессе воспитания;
  • сотрудничество - проявление взаимоуважения и заботы об интересах друг друга.
Воспитательные методы

Влияние на ребенка членами семьи в воспитательных целях осуществляется посредством:

  • категоричных высказываний, приказов, не подлежащих обсуждению;
  • наложения запретов на отдельные действия с объяснением причин;
  • упреков, обвинений в непослушании;
  • угроз наложения наказаний, которые не осуществляются.
Семейные обязанности и организация досуга

Несовершеннолетний оказывает (не оказывает) посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, выполняя ряд обязанностей (полив цветов, уход за домашними животными, поддержание чистоты и порядка в своей комнате и т.д.).
Выходные, праздничные дни семья проводит (выбрать предпочтительные варианты):

  • в пределах квартиры (дома), каждый занимается своими делами;
  • раздельно;
  • совместно (организовываются активные виды отдыха, вылазки, походы, экскурсии, поездки и т.д.).
Отношение ребенка к родителям, домочадцам Учащийся проявляет уважительное (неуважительное, агрессивное) отношение к родителям, членам семьи.
Характер контроля за школьным обучением и досуговой деятельностью ребенка со стороны взрослых Родители посещают (не посещают) школьные собрания, принимают (не принимают) участие в массовых школьных мероприятиях, проявляют (не проявляют) заинтересованность в получении несовершеннолетним всестороннего, в том числе и внешкольного, образования.
Заключения школьной комиссии Условия проживания учащегося в семье признаются удовлетворительными (неудовлетворительными). Ребенок обеспечен (не обеспечен) всем необходимым для развития и комфортного обучения. В семье наблюдается доверительная атмосфера (отношения напряженные, домочадцы проявляют безразличие). Школьник относится (не относится) к «группе риска» .

Правовые коллизии, возникающие при составлении акта жилищно-бытовых условий учащихся

Полномочия классного руководителя в рамках проведения обследования условий проживания школьников часто вызывают неудовольствие как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Составление акта жилищно-бытовых и семейных условий проживания учащихся рассматривается в нашем обществе не столько как реализация мер государственной защиты прав несовершеннолетних, сколько как мера контроля, результаты которой не способны повлиять на реальное состояние дел. Такие суждения не лишены логики, но их следует воспринимать критически, с учетом реальной ситуации.

Такой подход позволит педагогу своевременно оценить, способствует ли атмосфера в домах школьников для того, чтобы учиться, и нет ли каких-то тревожащих факторов, и действовать при этом в рамках правовых норм.

  1. При организации обследований важно помнить, что в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. 137 Уголовного Кодекса РФ) частная жизнь отдельных лиц и семьи является неприкосновенной, а потому мониторинговое посещение лучше всего предварительно согласовать с родителями, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В большинстве своем мамы и папы идут навстречу требованиям педагогов и охотно демонстрируют, что имеющихся семейных ресурсов более чем достаточно для обеспечения школьника всем необходимым.
  2. В случае выявления фактов насильственного обращения с детьми (фиксация побоев, обнаружение признаков серьезных психологических травм) педагог уполномочен (более того, обязан!) обратиться за помощью к представителям школьной администрации, социальных служб, правоохранительных органов с целью формирования комиссии и проверки бытовых условий и родительской опеки. В случае отказа представителями семьи обеспечить свободный доступ проверяющих в пределы жилых помещений и отвечать на интересующие членов комиссии вопросы, позволяющие зафиксировать или опровергнуть факт нарушения прав несовершеннолетнего, проверка жилья осуществляется под надзором правоохранителей, как вариант - после выдачи судебного распоряжения в рамках процедуры лишения родительских прав.

Таким образом, неоднозначность обязанностей классного руководителя по оценки условий проживания учащихся остается актуальной. Согласно законодательным нормам, педагог не имеет права требовать предоставление безграничного доступа в семьи, но может предварительно согласовать встречи в рамках индивидуальной работы с родителями и реализовать процедуру составления актов. В то же время при выявлении фактов попрания прав детей можно заручиться помощью представителей уполномоченных служб и активизировать механизмы государственной защиты несовершеннолетних.

Результаты составления актов обследования жилищно-бытовых условий семей учащихся

По результатам посещения семей школьников классный руководитель обязан не только составить отчетность установленного образца, но и проинформировать о выявленных фактах нарушений представителей уполномоченных органов. По данному пункту также могут возникать вопросы, поскольку не все данные, отраженные в актах обследования жилищно-бытовых условий учащихся , особенно из многодетных или малообеспеченных семей , могут повлиять на корректировку сложившейся ситуации.

При составлении отчетной документации следует учитывать, что 1 марта 2015 года действует обновленный Жилищный кодекс РФ, который, в противовес ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, не предусматривает определений норм жилой площади на человека (за исключением норм выделяемой жилплощади) и отменяет действие запрета на проживание в одной комнате лиц разного пола старше 9 лет (за исключением супружеских пар). Таким образом, стесненность в квадратных метрах, которую испытывают многие семьи, выражаемая в отсутствии у школьника своей комнаты, уже не считается попранием детских прав, и родителей важно уведомить об этом. Грамотное зонирование, позволяющее оборудовать для несовершеннолетнего «свой угол», где расположено спальное место, зона для обучения и игр, считается удовлетворительной мерой, и при условии отсутствия других нарушений заполнять акт с целью передачи данных в органы опеки не следует.

Фиксация эмоциональной закрытости, педагогической некомпетентности семьи, выявленная при обследовании, должна стать поводом для проведения с родителями бесед, при необходимости - с привлечением школьного педагога-психолога, включения взрослых в организацию и проведение школьных мероприятий совместно с ребенком.

На основании этого хочется сделать следующий вывод: характер обследований и составленных на их основании актов определяет исключительно сам педагог путем использования или неиспользования полученных данных для определения индивидуальных особенностей ведения воспитательно-образовательной работы в классном коллективе (за исключением фактов выявления грубого нарушения прав несовершеннолетних).

Заполнение акта обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего входит в компетенцию специальной педагогической комиссии, которая, при необходимости, может включать в себя педагога-психолога, социального педагога, школьного инспектора и даже районного участкового.

Целью данного акта является не «заглянуть в холодильник отдельно взятой семьи», как в свое время предполагали некоторые граждане, а исследовать, в каких условиях живет и воспитывается ученик. Необходимость непосредственного посещения возникла с тех пор, когда классный руководитель возможность контакта с родителями и опекунами: очень часто они не посещают специальных собраний, не отвечают на индивидуальные приглашения, не реагируют на записи в дневниках детей.

Обычно сформированная комиссия не предупреждает о визите с целью обследования, пребывает по месту проживания ребенка в вечернее время, когда родители находятся дома, и составляет акт в их присутствии. Если семья, являясь неблагополучной, препятствует заполнению акта, педагоги вправе обратиться к районному участковому для получения помощи в решении вопроса.

Нюансы оформления документа

Акт обследования жилищно-бытовых условий представляет собой готовую форму, утвержденную нормативными актами, однако многие административные учреждения вносят в нее несущественные изменения.

Если проводится обследование условий жизни первоклассников, нужно кроме общих данных о квадратуре, количестве жильцов и наличии рабочего места ученика, отметить наличие игрушек, детских книг, оборудование спального места ребенка.

Заполняя данный документ, обратите внимание на следующие моменты:

Где ребенок спит (есть ли у него отдельная кровать, комната);
- состояние и внешний вид ребенка и родителей дома;
- наличие уголка, в котором ребенок занимается подготовкой уроков, играет, отдыхает;
- санузел (гигиеническое состояние, наличие и недоступность для младшего школьника бытовой химии);
- наличие в доме животных, санитарное состояние их содержания;
- состояние выхода из помещения (он должен быть свободным, не загроможденным);
- набор продуктов питания ребенка (соответствие возрасту).

В конце документа обязательно должна значиться подпись одного из родителей, всех членов комиссии, директора учебного заведения. Акт хранится у классного руководителя или лица, инициировавшего обследование.

Утверждаю

Директор МБОУ «С(К)ОШ№16»

С.Ю.Рейдеш

обследования жилищно-бытовых условий об учающегося_____ класса

20____года

(ФИО ребенка, полностью, дата рождения )

от _____-________________ - 20___г.

Комиссия в составе (ФИО ):_________________________________________________________________

_
провела обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания обучающегося проживающего по адресу :________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В результате обследования установлено:
1. Семья в составе (ФИО ):
Отец_________________________________________________________________________________________
Мать _________________________________________________________________________________
Дети (ФИ, год рождения ) _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Другие члены семьи, проживающие по данному адресу (ФИО ): _____________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации ( на основании ЗРК №75 )

    дети, оставшиеся без попечения родителей;

    дети-инвалиды;

    дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии ;

    дети - жертвы экологических и техногенных катастроф ,вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий;

    дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

    дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

    дети - жертвы насилия;

    дети, проживающие в малоимущих семьях;

    дети с отклонениями в поведении;

    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (безнадзорные);

3 . Условия проживания:

Жилье частное, муниципальное, съемное.

Количество комнат ___

Качество дома: в нормальном состоянии, ветхий, аварийный

Благоустройство:- водопровод: холодная, горячая, отсутствие воды; ванна;

Канализация;

Газ.

Отопление: центральное, печное, другое(_____________________________);

4. Санитарное состояние жилья хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное
- соблюдают (не соблюдают) санитарно-гигиенические нормы; 5 .Учащийся : - имеет (не имеет) свою комнату;

Имеет (не имеет) свое рабочее место;

- наличие личных вещей учащегося необходимых для учебной работы.

6.Родители: - уделяют (не уделяют) должное внимание учебе ребенка;

Посещают (не посещают) школу;

Контролируют (не контролируют) учебный процесс.

7. Взаимоотношения в семье: атмосфера в семье дружеская, теплая, между членами семьи близкие доверительные отношения; отношения отчужденные, взаимопонимания ребенка с родителями нет.

8. Особенности семейного воспитания : родители строго контролируют поведение ребенка, сотрудни чают с учителями; ограничивают самостоятельность ребенка, вступают в противоречия с учителями.

9. Материальное положение семьи:

С высоким материальным достатком;

Со средним материальным достатком (обеспеченная);

С низким материальным достатком (малообеспеченная);

Нуждающиеся (за чертой бедности).

Отец не работает; - мать не работает

10. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной) _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

Вывод: 1. Бытовые условия проживания удовлетворительные, хорошие, плохие.

2. Взаимоотношения с членами семьи хорошие, удовлетворительные, плохие.

3. Семья благополучная (семья неблагополучная, семья вызывает тревогу )

4.__________________________________________________________

Члены комиссии:

__________________________________________________/_______________________________________/______________

(Ф.И.О.) (должность) (подпись)

__________________________________________________/_______________________________________/______________

(Ф.И.О.) (должность) (подпись)

С актом ознакомлены _____________________________________________________________________

ФИО родителей, дата, подпись

Акт составлен в присутствии ________________________________________________________________

ФИО свидетеля, дата, подпись

Акт проверки жилищных условий – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки жилищных условий. Есть некоторые организации и официальные поводы для проверки состояния жилищных условий. Акт проверки жилищных условий необходим службе попечительства и опеки, или же составляется по заявлению гражданина, который нуждается в улучшении жилищных условий. Данный документ удостоверяет уровень удовлетворительности жилищных условий.

Он является официальным поводом для действий соответствующих организаций или служб в дальнейшем.

Акт подписывают уполномоченные лица и заинтересованные стороны или их представители.

В акте описывают благоустройство квартиры или дома, в том числе наличие канализации и водопровода, наличие ванной комнаты, телефона, лифта, горячей воды, тип отопления. Комиссия в заключении принимает решение о необходимости (или ее отсутствия) улучшение жилищных условий.

Когда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий?

Акт проверки жилищных условий может составляться в нескольких случаях.

Если у работников образовательных или медицинских организаций либо правоохранительных органов имеются основания полагать, что условия содержания ребенка не отвечают установленным требованиям (нарушаются правила гигиены и санитарии, родители не исполняют своих обязанностей, ребенок подвергается жестокому обращению и т. д.).

В случае обращения гражданина для оформления опеки или попечительства.

При получении ребенком травмы и обращения за медицинской помощью - с целью выявления характера данной травмы (несчастный случай или намеренное причинение вреда).

При переезде семьи в иное жилое помещение, в котором условия проживания ребенка оцениваются как худшие в сравнении с предыдущим.

Акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться в случае агрессивного, нервозного, неуравновешенного поведения ребенка в школе, а также при поступлении в правоохранительные органы заявления на несовершеннолетнего о совершении им административного правонарушения или преступления.

Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и в случае постановки ребенка на учет в детской комнате полиции либо при принятии решения о возвращении ребенка в семью, из которой ранее он был изъят по решению суда.

Также проверка может производиться на основании заявления соседей, педагогов, участкового и т. п.

В зависимости от каждого конкретного случая, акт проверки жилищно-бытовых условий семьи может быть составлен с участием представителей органов опеки и попечительства, образовательного учреждения, в котором учится несовершеннолетний, участкового, сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, отдела здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, БТИ и т. д.

Зачем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи?

Проверка условий, в которых проживает ребенок, является одним из способов защиты прав несовершеннолетних. В ходе проверки проверяющие должны оценить обеспеченность ребенка жилой площадью (в размере учетной нормы площади на каждого члена семьи, а также личной комнатой в установленных законом случаях), необходимой мебелью (в т.ч. письменным столом, кроватью), игрушками, местом для игр. Помимо этого проверяется наличие у ребенка одежды на разные сезоны, пищи, соответствующей возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям (например, когда по мед. показаниям ребенку необходимо придерживаться определенной диеты).

Также специалисты оценивают состояние жилья: наличие необходимого ремонта, чистоту, соблюдение правил хранения бытовой химии, ядов и т. п. Например, если в доме имеются животные, то их места должны содержаться в чистоте, ребенок не должен иметь доступа к продуктам жизнедеятельности животных. Помимо этого, проверяющие оценивают внешний вид родителей и ребенка: опрятность одежды, не имеется ли следов насилия. В акте также может отражаться наличие у родителей места работы, не страдают ли они пагубными привычками (наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией).

Необходимо сказать и о том, что акт обследования жилищно-бытовых условий семьи является неотъемлемой частью пакета документов при решении судом вопросов о лишении родительских прав, определении места жительства несовершеннолетнего, вынесения решения о привлечении его к административной или уголовной ответственности; при принятии уполномоченными государственными органами решения о постановке ребенка на учет, при оформлении опеки и попечительства и т. п.

Следует также сказать, что в большинстве случаев проверка проводится по предварительной договоренности проверяющего с семьей. Исключение составляют случаи проведения проверки в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, применяют насилие над ребенком в качестве воспитательной меры и т. п.

С составленным актом родители могут ознакомиться, однако их подписи в документе не требуется.

Образец акта проверки жилищных условий

Акт проверки жилищных условий заявителя

«____» _______________ 20 __ г.

Населенный пункт: город ___________

Комиссия в составе: заместителя начальника управления Л.П. Селивановой начальника сектора Н.И. Трефиловой, главного специалиста Е.В. Кропотиной проверила жилищные условия гр. _______________________ проживающего по адресу: г._________ ул. ____________________ дом _______ кв. ________ и установила следующее:

1.Занимаемое жилое помещение в доме_________________(указать предприятие, обслуживающее жилой фонд) состоит из ____________ комнат жилой площадью _______ кв.м., общей площадью ________ кв.м. расположена на ________этаже _______в этажном доме.

Дом _____________________________ (каменный, деревянный, ветхий, аварийный).

Комнаты _________________________ (сухие, сырые, светлые, темные).

Квартира ________________________ (отдельная, коммунальная).

2. Благоустройство дома (жилого помещения)_________________ (водопровод, канализация, горячая вода, отопление (центральное, печное) ванная, лифт).

3. ____________________________ (ф.и.о.) – наниматель жилого помещения, член семьи нанимателя, собственник жилого помещения (доли в жилом помещении), член семьи собственника, не является нанимателем, не является собственником.

4. На данной площади проживают: (Ф.И.О., Год рождения, Отношение к заявителю, С какого времени проживает, Когда прописан в данном жилом помещении, Постоянно или временно, Место работы)

______________________________
______________________________

5. Дополнительные данные о семье заявителя ______________________________
(семья инвалида Великой Отечественной войны, погибшего военнослужащего, пенсионера, многодетная семья и т.д.).

6. Заключение комиссии: нуждается в получении жилищного займа

_
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

Подписи членов комиссии ________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Подпись заявителя ______________________________________________